Доклад посвящен одной из самых ярких страниц в истории экономического сотрудничества с Италией, страной, которую Президент России в сентябре 2013г во время встречи с Премьер-министром Э. Летта назвал «привелегированным»






Скачать 48.99 Kb.
НазваниеДоклад посвящен одной из самых ярких страниц в истории экономического сотрудничества с Италией, страной, которую Президент России в сентябре 2013г во время встречи с Премьер-министром Э. Летта назвал «привелегированным»
Дата публикации23.01.2015
Размер48.99 Kb.
ТипДоклад
h.120-bal.ru > Доклады > Доклад
«КОНТРАКТ ВЕКА» С ФИАТом. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЗНАМЕНИТОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СДЕЛКИ.
Доклад посвящен одной из самых ярких страниц в истории экономического сотрудничества с Италией, страной, которую Президент России в сентябре 2013г. во время встречи с Премьер-министром Э.Летта назвал «привелегированным» партнером. Выявляя особенности этих отношений, автор фокусирует внимание на значительном вкладе, внесенном в их формирование ФИАТом. Почти полвека назад был заключен контракт между туринским предприятием и Советским правительством на строительство автомобильного завода, ставший «крупнейшей разовой сделкой за всю историю мировой внешней торговли». Новое предприятие было призвано решить проблему отставания советского автомобилестроения, стать локомотивом распространения в стране современных технологий. Этому проекту посвящено немало работ, но многие аспекты все еще нуждаются в уточнении. Почему был выбран именно итальянский партнер? Кто стоял у истоков этой исторической сделки? Как американцы допустили появление столь значительной «бреши в Железном занавесе»? Почему руководство СССР решило приобщить советских людей к «буржуазным» ценностям, вовлечь их в круговорот потребления?

Считается, что в СССР власть начала придавать особое значение развитию автомобильной промышленности, ориентированной на частные потребности населения, в середине 60-х гг. На основе изучения документов и источников в архиве РГАНИ, автором доклада выдвинута гипотеза о том, что именно в рамках десталинизации, начатой Н.С.Хрущевым, было заложено начало масштабного развития этой отрасли. Автором выявлено, что спустя год после смерти Сталина, в Отделе машиностроения ЦК КПСС был впервые организован автомобильный сектор. В докладе привлечен новый материал по данной теме, на основании изучения которого установлено, что с 1955г. руководством СССР уделялось пристальное внимание развитию автомобильной промышленности, перечисляются предпринятые меры. Автор доклада приходит к выводу о том, что не совсем прав американский историк Л.Зигельбаум, считающий первым шагом в развитии советского автомобилестроения создание в 1965г. соответствующего Министерства, по инициативе которого якобы и была заключена знаменитая сделка.

Значительное внимание в докладе уделено проблеме выбора иностранного партнера для реализации проекта. В 1960 г. Н.С.Хрущев побывал во Франции на заводе «Рено». Позднее записал в книге воспоминаний: «предприятие нам понравилось, оно выпускало хорошие автомобили, но не так-то легко установить сотрудничество, имея разные экономические системы». Спустя всего два года его мнение изменилось, об этом свидетельствуют введенные автором доклада в научный оборот материалы исторического архива ФИАТ, которые убедительно показали, что повлияла на позицию Н.Хрущева беспрецедентная выставка «Достижений итальянской промышленности», организованная легендарным предпринимателем П.Саворетти в 1962г., в которой приняли участие около 60 итальянских фирм и предприятий! В присутствии членов Политбюро и министров Хрущев похвалил итальянских частных предпринимателей, установивших экономические отношения с Советским Союзом, назвал их людьми мудрыми и бесстрашными, а затем добавил, что « две системы – капиталистическая и социалистическая должны контактировать, развивать связи, иными словами сосуществовать». Автор исследования обращает внимание на то, что стараниями итальянцев в восприятии Хрущевым западного бизнеса произошел важный сдвиг, и именно тогда у советского руководства возникло доверие к итальянским партнерам. Подтверждалось это и личными встречами, протокольные записи которых сохранились в архивах ФИАТа, на них, как ни странно, собеседники разделяли мнения по разным международным и политическим вопросам, Хрущев тепло отзывался о Кеннеди и яростно критиковал Сталина, который «ни черта не понимал ни в экономике, ни в промышленности, ни в энергетике, а тем более в сельском хозяйстве». Впечатления руководителя ФИАТа о беседах с А.Н.Косыгиным были иными: «вопреки ожиданиям я наткнулся на твердый орешек, прежде всего пришлось выслушать безапелляционную отповедь в адрес Общего рынка, наши аргументы были оставлены без внимания, затем Косыгин заявил, что не верит, будто американцы работают на разрядку напряженности. Мы вздохнули с облегчением, когда удалось оставить столь скользкую политическую тему и заняться вопросами экономики». Т.о. автор доклада опровергает расхожее утверждение о том, что развитию автомобилестроения в СССР способствовала хозяйственная реформа Косыгина. В работе выяснены обстоятельства формирования этого устойчивого мифа, обращено внимание на то, что решение о заключении контракта с ФИАТом было принято в начале 1964г., за несколько месяцев до отставки Хрущева, именно он подтвердил руководству туринского предприятия намерение заключить договор на строительство завода по выпуску легковых автомобилей, а не тракторов, как об этом велись в течение года предварительные переговоры.

Вслед за Е. Гайдаром автор анализирует ускользнувшее от большинства наблюдателей «радикальное изменение отношений между СССР и миром, которое произошло в 1960-1970 гг. В это время экономика Советского Союза, формально остающаяся закрытой, на деле оказалась глубоко интегрированной в систему международной торговли, стала зависеть от конъюнктуры мировых рынков». В докладе делается вывод о том, что значительную роль в этом процессе сыграла знаменитая сделка с итальянцами.

Анализу объективных предпосылок и субъективных факторов, способствовавших реализации проекта посвящена значительная часть исследования. Автор приводит слова руководителя ФИАТа г-н Валлетты, сказанные в 1945 г. советскому послу в Риме, о том, что для Италии «установление адекватных экономических отношений с СССР станет важным противовесом внедрению английского и американского капитала в итальянскую экономику». Позиция Вашингтона по отношению к строительству завода ВАЗ еще не достаточно изучена, анализ сложных отношений между ФИАТом и промышленными, политическими кругами США может быть ключом к пониманию того, что ставилось на кон, данные, приведенные автором доклада, свидетельствуют о многочисленности вовлеченных игроков. Специалистам в области международных отношений, внешнеэкономического сотрудничества будет интересен точка зрения итальянских историков, считающих, что «тесная связь ФИАТа с американской администрацией стала определяющим элементом, позволившим реализоваться сотрудничеству между ФИАТом и советским правительством». В докладе проанализированы последствия, которые спровоцировал сам договор, вызванный им международный резонанс, а также дискуссия в политических, экономических кругах и в СМИ относительно открытости американской администрации по отношению к торговле между Востоком и Западом в начале 70 х гг. Из непубликовавшихся ранее на русском языке архивных материалов ФИАТа виден интерес советских партнеров к возобновлению обменов, к упрощению торгового и технологического обмена с США. В докладе приводятся ранее неизвестные отечественным специалистам факты о том, что встреча с министром А.М.Тарасовым в Турине в 1966г. была открыта заявлением о том, что руководством ФИАТа получены гарантии разрешений со стороны Госсекретаря Дена Раска и министра внешней торговли Джона Т.Коннора и что итальянская сторона договаривается об участии американских предпринимателей в поставках оборудования и комплектующих для ВАЗа.

Благодаря реализации этого проекта СССР вошел в «автомобильный век». Был осуществлен «массированной трансфер технологии с Запада на Восток», тысяча итальянских рабочих и инженеров участвовала в сооружении завода, 4 тысячи советских специалистов побывали в цехах ФИАТа в Италии. Автор приходит к выводу о том, что речь может идти о крупной дипломатической победе, о беспрецедентной финансово-экономической и политической операции, осуществленной в период Холодной войны.

.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад посвящен одной из самых ярких страниц в истории экономического сотрудничества с Италией, страной, которую Президент России в сентябре 2013г во время встречи с Премьер-министром Э. Летта назвал «привелегированным» iconСреди богатейшей истории народного творчества одной из самых ярких страниц
Украины. Не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами оно снискало себе заслуженную славу. Столь щедро одаренный

Доклад посвящен одной из самых ярких страниц в истории экономического сотрудничества с Италией, страной, которую Президент России в сентябре 2013г во время встречи с Премьер-министром Э. Летта назвал «привелегированным» iconПравительство республики марий эл военный комиссариат республики марий эл
...

Доклад посвящен одной из самых ярких страниц в истории экономического сотрудничества с Италией, страной, которую Президент России в сентябре 2013г во время встречи с Премьер-министром Э. Летта назвал «привелегированным» iconОни защищали родину вспомним их поименно
...

Доклад посвящен одной из самых ярких страниц в истории экономического сотрудничества с Италией, страной, которую Президент России в сентябре 2013г во время встречи с Премьер-министром Э. Летта назвал «привелегированным» iconУкраинская армия. Структура, численность, вооружение
Министра обороны назначал и снимал с доолжности президент, но недавним решением парламента теперь министр обороны назначается и снимается...

Доклад посвящен одной из самых ярких страниц в истории экономического сотрудничества с Италией, страной, которую Президент России в сентябре 2013г во время встречи с Премьер-министром Э. Летта назвал «привелегированным» iconОсобое место в исторических судьбах России принадлежит XVII столетию....
Особое место в исторических судьбах России принадлежит XVII столетию. Одним из самых ярких его событий является смена царских династий...

Доклад посвящен одной из самых ярких страниц в истории экономического сотрудничества с Италией, страной, которую Президент России в сентябре 2013г во время встречи с Премьер-министром Э. Летта назвал «привелегированным» iconНовости президент России назначил Парад Победы в Севастополе
Премьер-министр Украины не рассматривает русский язык в качестве государственного

Доклад посвящен одной из самых ярких страниц в истории экономического сотрудничества с Италией, страной, которую Президент России в сентябре 2013г во время встречи с Премьер-министром Э. Летта назвал «привелегированным» icon1914-1918, одной из самых широкомасштабных в истории человечества
Первой мировой войны (1914-1918), одной из самых широкомасштабных в истории человечества

Доклад посвящен одной из самых ярких страниц в истории экономического сотрудничества с Италией, страной, которую Президент России в сентябре 2013г во время встречи с Премьер-министром Э. Летта назвал «привелегированным» iconДве силы чудно в нём слились
Наполеон Бонапарт – одна из самых ярких фигур всемирной истории 19 века, человек необыкновенной судьбы. Он родился в 1769 году на...

Доклад посвящен одной из самых ярких страниц в истории экономического сотрудничества с Италией, страной, которую Президент России в сентябре 2013г во время встречи с Премьер-министром Э. Летта назвал «привелегированным» iconЕжедневный мониторинг сми 29 апреля 2015
Сахалинская область получит из федерального бюджета дополнительные средства на два дорожных объекта. Таковы результаты встречи врио...

Доклад посвящен одной из самых ярких страниц в истории экономического сотрудничества с Италией, страной, которую Президент России в сентябре 2013г во время встречи с Премьер-министром Э. Летта назвал «привелегированным» iconФакультет журналистики
В то же время повышается и роль денег в регулировании, управлении экономическими процессами, организации экономического сотрудничества...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск