Доклад посвящен одной из самых ярких страниц в истории экономического сотрудничества с Италией, страной, которую Президент России в сентябре 2013г во время встречи с Премьер-министром Э. Летта назвал «привелегированным»






Скачать 48.99 Kb.
НазваниеДоклад посвящен одной из самых ярких страниц в истории экономического сотрудничества с Италией, страной, которую Президент России в сентябре 2013г во время встречи с Премьер-министром Э. Летта назвал «привелегированным»
Дата публикации23.01.2015
Размер48.99 Kb.
ТипДоклад
h.120-bal.ru > Доклады > Доклад
«КОНТРАКТ ВЕКА» С ФИАТом. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЗНАМЕНИТОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СДЕЛКИ.
Доклад посвящен одной из самых ярких страниц в истории экономического сотрудничества с Италией, страной, которую Президент России в сентябре 2013г. во время встречи с Премьер-министром Э.Летта назвал «привелегированным» партнером. Выявляя особенности этих отношений, автор фокусирует внимание на значительном вкладе, внесенном в их формирование ФИАТом. Почти полвека назад был заключен контракт между туринским предприятием и Советским правительством на строительство автомобильного завода, ставший «крупнейшей разовой сделкой за всю историю мировой внешней торговли». Новое предприятие было призвано решить проблему отставания советского автомобилестроения, стать локомотивом распространения в стране современных технологий. Этому проекту посвящено немало работ, но многие аспекты все еще нуждаются в уточнении. Почему был выбран именно итальянский партнер? Кто стоял у истоков этой исторической сделки? Как американцы допустили появление столь значительной «бреши в Железном занавесе»? Почему руководство СССР решило приобщить советских людей к «буржуазным» ценностям, вовлечь их в круговорот потребления?

Считается, что в СССР власть начала придавать особое значение развитию автомобильной промышленности, ориентированной на частные потребности населения, в середине 60-х гг. На основе изучения документов и источников в архиве РГАНИ, автором доклада выдвинута гипотеза о том, что именно в рамках десталинизации, начатой Н.С.Хрущевым, было заложено начало масштабного развития этой отрасли. Автором выявлено, что спустя год после смерти Сталина, в Отделе машиностроения ЦК КПСС был впервые организован автомобильный сектор. В докладе привлечен новый материал по данной теме, на основании изучения которого установлено, что с 1955г. руководством СССР уделялось пристальное внимание развитию автомобильной промышленности, перечисляются предпринятые меры. Автор доклада приходит к выводу о том, что не совсем прав американский историк Л.Зигельбаум, считающий первым шагом в развитии советского автомобилестроения создание в 1965г. соответствующего Министерства, по инициативе которого якобы и была заключена знаменитая сделка.

Значительное внимание в докладе уделено проблеме выбора иностранного партнера для реализации проекта. В 1960 г. Н.С.Хрущев побывал во Франции на заводе «Рено». Позднее записал в книге воспоминаний: «предприятие нам понравилось, оно выпускало хорошие автомобили, но не так-то легко установить сотрудничество, имея разные экономические системы». Спустя всего два года его мнение изменилось, об этом свидетельствуют введенные автором доклада в научный оборот материалы исторического архива ФИАТ, которые убедительно показали, что повлияла на позицию Н.Хрущева беспрецедентная выставка «Достижений итальянской промышленности», организованная легендарным предпринимателем П.Саворетти в 1962г., в которой приняли участие около 60 итальянских фирм и предприятий! В присутствии членов Политбюро и министров Хрущев похвалил итальянских частных предпринимателей, установивших экономические отношения с Советским Союзом, назвал их людьми мудрыми и бесстрашными, а затем добавил, что « две системы – капиталистическая и социалистическая должны контактировать, развивать связи, иными словами сосуществовать». Автор исследования обращает внимание на то, что стараниями итальянцев в восприятии Хрущевым западного бизнеса произошел важный сдвиг, и именно тогда у советского руководства возникло доверие к итальянским партнерам. Подтверждалось это и личными встречами, протокольные записи которых сохранились в архивах ФИАТа, на них, как ни странно, собеседники разделяли мнения по разным международным и политическим вопросам, Хрущев тепло отзывался о Кеннеди и яростно критиковал Сталина, который «ни черта не понимал ни в экономике, ни в промышленности, ни в энергетике, а тем более в сельском хозяйстве». Впечатления руководителя ФИАТа о беседах с А.Н.Косыгиным были иными: «вопреки ожиданиям я наткнулся на твердый орешек, прежде всего пришлось выслушать безапелляционную отповедь в адрес Общего рынка, наши аргументы были оставлены без внимания, затем Косыгин заявил, что не верит, будто американцы работают на разрядку напряженности. Мы вздохнули с облегчением, когда удалось оставить столь скользкую политическую тему и заняться вопросами экономики». Т.о. автор доклада опровергает расхожее утверждение о том, что развитию автомобилестроения в СССР способствовала хозяйственная реформа Косыгина. В работе выяснены обстоятельства формирования этого устойчивого мифа, обращено внимание на то, что решение о заключении контракта с ФИАТом было принято в начале 1964г., за несколько месяцев до отставки Хрущева, именно он подтвердил руководству туринского предприятия намерение заключить договор на строительство завода по выпуску легковых автомобилей, а не тракторов, как об этом велись в течение года предварительные переговоры.

Вслед за Е. Гайдаром автор анализирует ускользнувшее от большинства наблюдателей «радикальное изменение отношений между СССР и миром, которое произошло в 1960-1970 гг. В это время экономика Советского Союза, формально остающаяся закрытой, на деле оказалась глубоко интегрированной в систему международной торговли, стала зависеть от конъюнктуры мировых рынков». В докладе делается вывод о том, что значительную роль в этом процессе сыграла знаменитая сделка с итальянцами.

Анализу объективных предпосылок и субъективных факторов, способствовавших реализации проекта посвящена значительная часть исследования. Автор приводит слова руководителя ФИАТа г-н Валлетты, сказанные в 1945 г. советскому послу в Риме, о том, что для Италии «установление адекватных экономических отношений с СССР станет важным противовесом внедрению английского и американского капитала в итальянскую экономику». Позиция Вашингтона по отношению к строительству завода ВАЗ еще не достаточно изучена, анализ сложных отношений между ФИАТом и промышленными, политическими кругами США может быть ключом к пониманию того, что ставилось на кон, данные, приведенные автором доклада, свидетельствуют о многочисленности вовлеченных игроков. Специалистам в области международных отношений, внешнеэкономического сотрудничества будет интересен точка зрения итальянских историков, считающих, что «тесная связь ФИАТа с американской администрацией стала определяющим элементом, позволившим реализоваться сотрудничеству между ФИАТом и советским правительством». В докладе проанализированы последствия, которые спровоцировал сам договор, вызванный им международный резонанс, а также дискуссия в политических, экономических кругах и в СМИ относительно открытости американской администрации по отношению к торговле между Востоком и Западом в начале 70 х гг. Из непубликовавшихся ранее на русском языке архивных материалов ФИАТа виден интерес советских партнеров к возобновлению обменов, к упрощению торгового и технологического обмена с США. В докладе приводятся ранее неизвестные отечественным специалистам факты о том, что встреча с министром А.М.Тарасовым в Турине в 1966г. была открыта заявлением о том, что руководством ФИАТа получены гарантии разрешений со стороны Госсекретаря Дена Раска и министра внешней торговли Джона Т.Коннора и что итальянская сторона договаривается об участии американских предпринимателей в поставках оборудования и комплектующих для ВАЗа.

Благодаря реализации этого проекта СССР вошел в «автомобильный век». Был осуществлен «массированной трансфер технологии с Запада на Восток», тысяча итальянских рабочих и инженеров участвовала в сооружении завода, 4 тысячи советских специалистов побывали в цехах ФИАТа в Италии. Автор приходит к выводу о том, что речь может идти о крупной дипломатической победе, о беспрецедентной финансово-экономической и политической операции, осуществленной в период Холодной войны.

.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад посвящен одной из самых ярких страниц в истории экономического сотрудничества с Италией, страной, которую Президент России в сентябре 2013г во время встречи с Премьер-министром Э. Летта назвал «привелегированным» iconСреди богатейшей истории народного творчества одной из самых ярких страниц
Украины. Не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами оно снискало себе заслуженную славу. Столь щедро одаренный">

Доклад посвящен одной из самых ярких страниц в истории экономического сотрудничества с Италией, страной, которую Президент России в сентябре 2013г во время встречи с Премьер-министром Э. Летта назвал «привелегированным» iconПравительство республики марий эл военный комиссариат республики марий эл
Великая Отечественная война советского народа 1941—1945 гг навсегда останется одной из самых ярких страниц в истории всего человечества">

Доклад посвящен одной из самых ярких страниц в истории экономического сотрудничества с Италией, страной, которую Президент России в сентябре 2013г во время встречи с Премьер-министром Э. Летта назвал «привелегированным» iconУкраинская армия. Структура, численность, вооружение
Министра обороны назначал и снимал с доолжности президент, но недавним решением парламента теперь министр обороны назначается и снимается...

Доклад посвящен одной из самых ярких страниц в истории экономического сотрудничества с Италией, страной, которую Президент России в сентябре 2013г во время встречи с Премьер-министром Э. Летта назвал «привелегированным» iconОсобое место в исторических судьбах России принадлежит XVII столетию....
Особое место в исторических судьбах России принадлежит XVII столетию. Одним из самых ярких его событий является смена царских династий...

Доклад посвящен одной из самых ярких страниц в истории экономического сотрудничества с Италией, страной, которую Президент России в сентябре 2013г во время встречи с Премьер-министром Э. Летта назвал «привелегированным» iconОни защищали родину вспомним их поименно
Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне 1941 —1945 годов — одна из самых ярких страниц многовековой истории человечества">

Доклад посвящен одной из самых ярких страниц в истории экономического сотрудничества с Италией, страной, которую Президент России в сентябре 2013г во время встречи с Премьер-министром Э. Летта назвал «привелегированным» icon1914-1918, одной из самых широкомасштабных в истории человечества
Первой мировой войны (1914-1918), одной из самых широкомасштабных в истории человечества">


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru