Проект По заказу Комитета гражданских инициатив






Скачать 407.89 Kb.
НазваниеПроект По заказу Комитета гражданских инициатив
страница1/4
Дата публикации12.06.2015
Размер407.89 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4


Проект По заказу Комитета гражданских инициатив

Тупик борьбы интеграций в Европе

(краткий вариант)
Авторы:

Винокуров Е. Ю., Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития

Кулик С. А., Институт современного развития

Спартак А. Н., Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт (ВНИКИ), кафедра международной торговли и внешней торговли РФ Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ)

Юргенс И. Ю., Институт современного развития

Основные положения и результаты

Настоящий доклад ставит своей целью критический анализ проекта «Восточного партнерства» Евросоюза, его деструктивных последствий для экономического сотрудничества и партнерских отношений в Большой Европе. Исследование базируется в том числе на экспертных количественных и качественных оценках финансово-экономических последствий текущего кризиса в Украине, расчетах вероятных потерь двух наиболее активных из стран СНГ участников «Восточного партнерства» – Украины и Молдовы – в связи с практически неизбежным снижением уровня их торгово-экономического сотрудничества с Россией и Таможенным союзом в случае продолжения избранного ими курса (оценки приводятся на основе открытых источников информации по состоянию в основном на май текущего года).

В докладе сделан вывод о необходимости формирования новой платформы сотрудничества в Европе для выхода из глубокого кризиса в Украине и преодоления фактически возникшего «континентального разлома» в европейском регионе. Политика «Восточного партнерства», по мнению авторов, в настоящий момент является контрпродуктивной для экономик стран-участниц, противоречит целям самой европейской интеграции, поскольку подрывает широкое региональное взаимодействие и создает зону нестабильности на границах ЕС, а потому требует серьезной корректировки и переналадки с учетом реальной ситуации и позиций всех заинтересованных сторон.

Ключевой участник «Восточного партнерства» – Украина, оказавшаяся в эпицентре борьбы интеграций, переживает глубочайший в собственной истории политический и экономический кризис. Для покрытия дефицитов бюджета и платежного баланса, обслуживания внешнего долга в 2014 г. Украине необходимо почти 30 млрд долл. в инерционном (умеренном) сценарии и свыше 50 млрд долл. в негативном сценарии. Необходимый объем финансирования дефицита текущего платежного баланса для обеспечения устойчивости экономики в 2015-2018 гг., по оценке авторов, составляет 85 млрд долл. в инерционном сценарии (негативный сценарий не рассматривается, поскольку на длительном временном отрезке будет означать коллапс экономики). Это критические потребности украинской экономики. Потребности развития требуют на порядок большего финансирования: 190 млрд долл. до 2018 г. для обеспечения необходимой капитализации экономики и 300 млрд долл. для преодоления структурных диспропорций в экономике, накопленных за последние 20 лет.

Масштаб вероятных потерь Украины вследствие снижения уровня торгово-экономических отношений с Россией и Таможенным союзом в результате усиления политической напряженности и подписания экономической части Соглашения об ассоциации с ЕС оценивается в 33 млрд долл. на годовом уровне, или 19% украинского ВВП в 2013 г. (здесь учитываются возможное снижение экспортной выручки, привлеченных инвестиций и миграционных доходов, повышение цен на газ и сокращение трубопроводного и иного транзита, свертывание кооперационных связей, сокращение поездок в Украину и др.). В полном объеме реализация шокового сценария для российско-украинских отношений, при принятой в исследовании гипотезе, будет стоить Украине 100 млрд долл.

Сумма под риском для Молдовы – другого активного участника «Восточного партнерства» в случае подписания Соглашения об ассоциации с ЕС и ухудшения общего контекста отношений с Россией и Таможенным союзом только по двум статьям – сокращение экспортных и миграционных доходов – оценивается на годовом уровне в 1,5-1,6 млрд долл., или 20% ВВП Молдовы в 2013 г.

Очевидно, фактические и вероятные в будущем издержки участия в «Восточном партнерстве» за счет внутренней дестабилизации и ухудшения отношений с Россией и Таможенным союзом неприемлемы для Украины и Молдовы. Но они также неприемлемы для Евросоюза, поскольку принятие им полной ответственности за судьбу указанных стран потребует расходов и усилий, сопоставимых с мерами по преодолению собственного кризиса суверенных долгов, угрожавшего будущему европейского проекта. На сей раз в отношении стран, которые, скорее всего, никогда не станут полноценными участниками этого проекта. Такие расходы и усилия просто неподъемны для ЕС.

Оптимальным решением является выстраивание взаимосвязанного и совместимого пакета договоренностей в «треугольнике» ЕС – страны «Восточного партнерства» (прежде всего, Украина) – Евразийский экономический союз с перспективой выхода на глубокие и всеобъемлющие соглашения интеграционного характера, охватывающие все заинтересованные стороны «интеграционного моста» от Лиссабона до Владивостока.
Глава I. «Постсоветский» проект Евросоюза

1.1. О «Восточном партнерстве»

«Восточное партнерство» (ВП) — составная часть Европейской политики соседства (ЕПС), разработанной Еврокомиссией в 2002—2003 гг. и охватившей 16 стран — 6 постсоветских государств (Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова, Украина, Беларусь) и 10 средиземноморских (Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Ливия, Марокко, Палестинская автономия, Сирия, Тунис). Главными официальными целями ЕПС провозглашены: (1) содействие стабильности, безопасности и процветанию Евросоюза и его восточных и южных соседей; (2) стремление избежать появления новых разграничительных линий между расширенным ЕС и соседними странами. ЕПС базируется на «европейских ценностях» и принципах рыночной экономики, свободного обмена товарами, услугами и факторами производства, устойчивого экономического роста и борьбы с бедностью.

«Привилегированные отношения» в рамках ЕПС не предусматривают возможное членство в Евросоюзе, ограничиваясь форматом «ассоциации». Но этот формат предполагает намного более тесные отношения, нежели действовавшие с восточными соседями соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС).

Для такой политики был введен единый Европейский инструмент соседства и партнерства — ЕИСП. Он основывается на семилетнем финансовом плане. На 2007—2013 гг. было ассигновано в общей сложности 11,2 млрд евро. В 2014 г. его заменил Инструмент европейского соседства (ИЕС) без особых корректировок. В дополнение к ЕИСП был учрежден Инвестиционный фонд соседства (ИФС) для предоставления гарантий займов и кредитов, выделяемых этим странам международными финансовыми институтами. Кроме того, появились и новые виды технической помощи ЕС.

Институционализация «Восточного партнерства» началась по инициативе Польши и Швеции и была закреплена Декларацией об учреждении ВП на специальном саммите в Праге в 2009 г. По сути речь пошла о расширении пространства действия европейских ценностей и законов через принятие странами-партнерами законодательных норм и правил Евросоюза в различных сферах, которые определены в т. н. «тематических платформах» — демократии, эффективности управления и внутриполитической стабильности; экономической интеграции и сближения

политики в отдельных секторах хозяйства; энергетической безопасности; контактов между людьми.

Основным договорным форматом избраны Соглашения об ассоциации (СА). Как записано в документах ЕС, целью СА является политическая ассоциация и экономическая интеграция между Евросоюзом и страной-партнером.

Основной составной частью Соглашений являются положения, нацеленные на образование «глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли» — ГВЗСТ (Deep and Comprehensive Free Trade Area — DCFTA). По оценкам Брюсселя, если обычная зона свободной торговли (ЗСТ) предполагает лишь отмену ограничений в торговле между странами, то ГВЗСТ требует привести в полное соответствие законодательство страны-не члена ЕС с законодательными нормами ЕС в области внешнеторгового регулирования, инвестиционного законодательства, антимонопольного регулирования и других областях. Этой стране предписывается учитывать и текущие изменения самого законодательства ЕС. Переговоры о ГВЗСТ ЕС может вести только с членами ВТО, что исключило из переговорных планов по этой части СА Азербайджан. (С Белоруссией диалог по СА был заморожен).

Переговоры с Арменией были завершены в 2013 г., но в сентябре 2013 г. Ереван отказался одобрить соглашение. С Азербайджаном они продолжаются с 2010 г. без экономической составляющей. После одобрения Тбилиси и Кишиневом СА на саммите ВП в Вильнюсе в ноябре 2013 г. подписание планируется 27 июня 2014 г. К ним присоединяется Украина.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проект По заказу Комитета гражданских инициатив iconКафедра государственного и муниципального управления
Рабочая программа учебной дисциплины «Развитие гражданских инициатив в молодежной среде» составлена в соответствии с требованиями...

Проект По заказу Комитета гражданских инициатив icon1 Оценка состояния и комплексные проблемы в экспортной сфере (необходимость...
Проект подготовлен Всероссийским научно-исследовательским конъюнктурным институтом по заказу Министерства экономического развития...

Проект По заказу Комитета гражданских инициатив iconПроект программы III международного форума «город будущего» (рабочая версия 18. 11. 2014)
...

Проект По заказу Комитета гражданских инициатив iconЗаседание руководящего комитета по программам сотрудничества Россия Совет Европы. Участвует
Россия – антитабачные рейды: «Общественный контроль по мониторингу исполнения Федерального закона от 23. 02. 2013 n 15-фз «Об охране...

Проект По заказу Комитета гражданских инициатив iconПьер-Огюстен Карон де Бомарше
Выполнял приватные поручения короля, размышлял о высокой политике. От­биваясь от противников, посягавших на его честность и состояние,...

Проект По заказу Комитета гражданских инициатив iconСправочные материалы список
Российско-армянский центр молодежных инициатив, оо «Россияне», «Российско-армянский центр молодежных инициатив». Студент Ереванского...

Проект По заказу Комитета гражданских инициатив iconСправочные материалы список
Российско-армянский центр молодежных инициатив, оо «Россияне», «Российско-армянский центр молодежных инициатив». Студент Ереванского...

Проект По заказу Комитета гражданских инициатив iconПолитика кнр и США в отношении интеграционных инициатив в Азии (...
Кнр и США мутят новые интеграционные инициативы – ттп и рвэп, и на примере развития этих инициатив можно проследить развитие отношений...

Проект По заказу Комитета гражданских инициатив iconИтоги работы Комитета по транспортному строительству Национального объединения строителей за 201
История создания Комитета по транспортному строительству Национального объединения строителей, состав Комитета

Проект По заказу Комитета гражданских инициатив iconЗаключение комитета Государственной Думы по труду и социальной политике...
Рассмотрев и обсудив проект федерального закона №161037-4 “О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации”...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск