Совокупный спрос в условиях нестабильности и экономических санкций






Скачать 115.57 Kb.
НазваниеСовокупный спрос в условиях нестабильности и экономических санкций
Дата публикации18.06.2015
Размер115.57 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Экономика > Документы

УДК 339.9

СОВОКУПНЫЙ СПРОС В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ

Каплун В.В.

научный руководитель д.э.н. Демченко Светлана Капитоновна

Сибирский Федеральный Университет
Пошел второй год, как экономику страны лихорадит от событий, происходящих на Украине. Категоричных изменений по стабилизации рубля, так и не происходит. Все это заставляет задуматься о том, какими методами государство может регулировать ситуацию. Долгие годы отлаженного торгового сотрудничества с Европейскими партнерами нарушили введенные санкции и ограничения. Такое поведение имеет как краткосрочные, так и долгосрочные последствия. Это весьма тонкая грань, которая имеет непредсказуемые последствия для всех сторон. Прогнозирование возможных последствий, а так же анализ методов направленных на нормализацию обстановки, является важнейшей задачей сегодняшних дней. Вводимые торговые ограничения можно охарактеризовать, как некую черту, за которой последуют обновления рыночной конъюнктуры. То, что сейчас происходит на международной экономической арене, безусловно, является одной из стадий цикличности экономического развития, которое характерно для всех промышленно развитых стран.

Цикличность экономического развития - это непрерывные колебания рыночной экономики, когда рост производства сменяется спадом, повышение деловой активности - понижением. Цикличность характеризуется периодическими взлетами и падениями. Причины цикличности чаще всего закономерны и политическая составляющая, влияющая на то, что происходит сегодня - отнюдь не исключение [1].

Необходимой особенностью развития экономики России в ответ на введенные санкции, является активное вмешательство государства в ход экономического цикла, с тем, чтобы добиться большей устойчивости и самостоятельности хозяйствующих субъектов внутри страны, а так же сохранение существующего уровня совокупного спроса.

Факторы, обуславливающие сдвиги кривой совокупного спроса, зависят от изменения денежной массы в экономике и скорости обращения денег. Это могут быть расходы частных потребителей – домашних хозяйств, или валовое накопление – инвестиционные расходы фирм, или расходы органов государственного управления, или расходы иностранцев – чистый экспорт.

Возникший 16 марта 2014 года «Крымский кризис» начал вносить свои коррективы. Инициатором введения санкций с целью международной изоляции России стало руководство США, под сильным давлением которого, рискуя понести экономический ущерб, к санкциям присоединились страны Евросоюза. Санкции также поддержали государства Большой семёрки и некоторые другие страны, являющиеся партнёрами США и ЕС. Высказываются мнения, что по вопросу наложения санкций руководство США оказывало давление не только на Евросоюз. На данный момент было подготовлено и введено в действие три волны ограничений. Ограничения в большей степени направлены на изоляцию и подрыв экономики страны.

Анализируя динамику ВВП за период последних двух лет, наблюдаем сегментированное снижение темпов прироста экономических показателей. Так, например, валовое накопление в 2014 году по сравнению с 2013 годом было снижено на -283,9 млн. руб. Произошло изменение запасов материальных оборотных средств так, например, в отчетном году по сравнению с базисным было замечено снижение показателя на -486,2 млн. руб. Темп прироста расходов на личное потребление в 2014 году упал на 2,2 % по сравнению с 2013 годом, а прирост по показателю валового накопления основного капитала снизился на 4.8%. (Таблица 1)

Таблица 1 - Элементы использования валового внутреннего продукта (2008-2014г), в текущих ценах, млрд руб. [3]

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Валовой внутренний продукт

41276,8

38807,2

46308,5

55967,2

62218,4

66193,7

70975,8

Расходы на конечное потребление

27543,5

29269,6

32514,6

37529,4

42976,4

47957,4

52484,5

домашних хозяйств

19966,9

20985,9

23617,6

27192,5

30831,5

34671,9

38098,7

государственного управления

7359,9

8066,7

8671,3

10102,8

11888,7

13020,2

14104,7

некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства

216,7

217,0

225,7

234,1

256,2

265,3

281,1

Валовое накопление

10526,1

7344,8

10472,7

13982,5

15223,9

15131,8

14847,9

валовое накопление основного капитала

9200,8

8535,7

10014,4

11950,33

13604,6

14487,4

14689,7

изменение запасов материальных оборотных средств

1325,3

-1190,9

458,3

2032,32

1619,3

644,4

158,2

Чистый экспорт

3812,6

2887,7

3739,7

4776,5

4565,0

3922,3

4913,7

Экспорт

12923,6

10842,0

13529,3

16940,9

18413,1

18944,9

21257,4

Импорт

9111,0

7954,3

9789,6

12164,4

13848,1

15022,6

16343,7

Согласно опубликованному прогнозу Всемирного банка, банкам и компаниям России станет сложнее брать кредиты на международных рынках, а иностранные инвесторы заморозят проекты в России. В результате объем реального ВВП России снизится на 1,8%.1

По мнению российского экономиста Сергея Гуриева, санкции - «это не катастрофическое развитие событий, но достаточно существенный удар по российской экономике». 2


Этот «удар» продлится еще как минимум год. 4 марта 2015 года США решили продлить на год ограничительные меры в отношении России из-за углубления конфликта на востоке Украины. 6 марта 2015 года Швейцария и ряд Европейских стран глядя на Америку, решились на пролонгацию санкций, несмотря на то, что при этом наносят вред и своей экономике.

В долгосрочной перспективе, по оценкам экспертов, наиболее негативные последствия для России будут иметь ограничения, накладываемые на экспорт в Россию высоких технологий и доступ российских банков к дешёвым кредитным ресурсам. Как заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, из-за санкций сложились «не самые лучшие условия» для внешних заимствований, ситуация также «не способствует» притоку иностранных инвестиций. Медведев не исключил, что в связи с этим может быть увеличена налоговая нагрузка. 3

В докладе об основных направлениях бюджетной политики на 2015–2017 было заявлено, что динамика роста ВВП в любом случае замедлится, и прогнозы будут изменены в ближайшее время [4].


Рассматривая возможное влияние санкций на совокупный спрос, а следственно на ВВП можно выделить очевидное снижение всех показателей. Кредитная политика крупных банков переориентированна на увеличение стоимости банковских продуктов. Это вызывает снижение скорости обращения денег. Не благоприятный инвестиционный климат вызвал отток капитала, снижая денежную массу в экономике страны.

Санкции были одной из причин, вызвавших масштабный отток капитала из России, который за первые 10 месяцев 2014 года составил 110 млрд долларов США.


Официальные прогнозы по динамике ВВП, дают не утешительную статистику. Рассчитано негативное влияние на экономический рост. Замедление экономического роста в ближайшие 12 месяцев будет неизбежным по следующим пунктам: - 0,5 % – негативный эффект от сокращения объемов финансирования банками инвестиций в основной капитал (само сокращение инвестиций может составить 3 п.п.).

- 0,2 % – из-за снижения объемов розничного кредитования. По оценке Сбербанка, оно может составить около 15%, а сами розничные продажи сократятся на 2,6 п.п.

- 0,2 % – потери банковского сектора из-за сокращения розничного и корпоративного кредитования госбанками (рост прибыли банков может замедлиться на 4 п.п.).

- 0,1 % – эффект от эмбарго на торговлю оружием и военными технологиями, ограничения на экспорт в Россию товаров двойного назначения и оборудования для нефтяной промышленности и глубоководного бурения.4

Основными инструментами воздействия на сложившуюся экономическую ситуацию, являются государственные расходы и налоги. Грамотное использование данных рычагов влияния, несомненно, повлияет на совокупный спрос и предложение, и как следствие, на ВВП в целом. Таким образом, государство может производить изменения совокупного спроса на конечный продукт или услугу и влиять на предложение.

Государство, применяя свои антисанкционные рычаги воздействия такие, как увеличение государственных расходов и снижение налогового бремени увеличит совокупный спрос. Если же государство не вмешается в данную ситуацию, то фирмы при прочих неизменных условиях будут вынуждены сократить свои инвестиции и совокупный спрос упадет [2].

Стоит отметить, манипулирование государственными расходами и налогами необходимо в такие сложные экономические периоды. Изменение величины государственных расходов и налогов вызывает смену динамики совокупного спроса и ВВП. Снижение налоговой нагрузки и увеличение расходов государства способствует стабилизации экономики. В связи с выполнением этих функций некоторые госрасходы и налоги в экономической теории называют "встроенными стабилизаторами" рыночной экономики.

В периоды подъемов или спадов в экономике, изменения в госрасходах и налогах, осуществляемые властями, оказывают разное воздействие на совокупный спрос и ВВП. Так, в период подъема государство сокращает свои расходы с тем, чтобы снизить рост совокупного спроса и ВВП. В период спада, наоборот, власти повышают бюджетные расходы, чтобы тем самым поддержать и совокупный спрос и ВВП. Можно проследить параллель с кейнсианской теорией, когда государство вмешивается в экономику, которая находится в непростой и сложной ситуации [2].

Для того, чтобы экономика страны не впадала в дальнейшую депрессию вызванную ограничением импорта и оттоком инвестиций, а также вышла из состояния возникшей стагнации правительство должно: произвести увеличение расходов федерального бюджета и направить их на дополнительную стимуляцию производственного сектора. Производственный сектор должен начать процесс освобождения производственной и научно-технической зависимости от Запада. Увеличение расходной части бюджета не может быть вызвано посредством увеличения налоговой нагрузки для производственных предприятий. Нужен пересмотр существующей налоговой политики государства и необходим ввод так называемых «коэффициентных налогов», которые будут снижать налоговое бремя с производств находящихся в стадии развития и становления.

Повышая расходную составляющую, в первую очередь нужно понимать, откуда брать на это денежные средства. Государство должно искать альтернативные решения и действовать разумно. Современная экономическая история России имеет закономерность: в сложные периоды для экономики государство обычно повышает налоги во всех секторах, тем самым, сокращая доходы населения и бизнеса, а с ними - и расходы. В результате величина совокупного спроса снижается, а, следовательно, рост ВВП замедляется. Экономика в таких случаях впадает в состояние стагфляции. Необходима инверсия политических взглядов и в период экономического спада налоговую нагрузку наоборот снижать, увеличивая возможности активизировать деятельность населения и бизнеса в неблагополучной экономической обстановке.

Таким образом, в краткосрочной перспективе не стоит ожидать резких экономических всплесков роста и подъема экономики. По прогнозам переходная стадия, налаживающая собственное и независимое производство всех продуктов и услуг может продлиться в районе 3 лет. Совокупный спрос останется на прежнем уровне, изменив лишь только потребительскую направленность. Подытожив можно сказать, что сейчас, тот момент, когда не стоит ожидать резких приливов иностранных инвестиций в наш производственный сектор. Государство должно немедленно вмешаться и начать максимальное стимулирование внутренней экономики собственными инструментами. Помимо госрасходов для стабилизации экономики страны государством должны быть использованы фискально-налоговые инструменты и пересмотрена в целом налоговая политика для отдельных субъектов.

Список литературы

1. Емельянов, В.Ю. Закономерности устойчивого экономического развития предприятий в рыночных условиях Дис. канд. экон. наук: 08,00,01 /ЧГУ им. Ульянова. Чебоксары 2002

2. Кукеева А. А. Влияние федеральных налогов и государственных расходов на совокупный спрос и ВВП [Текст] / А. А. Кукеева // Проблемы современной экономики: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 20-21.

3. Федеральная служба государственной статистики (Росстат); [Электронный ресурс] / URL: www.gks.ru. / Актуальность данных: 3 квартал 2014 года

4. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов/ [Электронный ресурс]: (http:// minfin.ru/ common/ upload/library/2014/07/main/ONBP_2015-2017_1.pdf) 49,58 c.


1 [Электронный ресурс] / URL: http://rbcdaily.ru/economy/562949990964624

2 [Электронный ресурс] / URL: [http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2014/07/140729_russia_sanctions_guriev

3[Электронный ресурс] / URL: http://www.interfax.ru/business/389649

4 [Электронный ресурс] / Вячеслав Дворников / URL: http://slon.ru/economics/sberbank_novyy_raund_sanktsiy_snizit_tempy_rosta_vvp_na_1_p_p_v_2014_2015_gg-1138674.xhtml

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Совокупный спрос в условиях нестабильности и экономических санкций iconПроблемы национальной экономики в условиях экономических санкций...
Крыму и на востоке Украины являются наиболее сильными за всю историю России, как по количеству задействованных стран, так и по масштабам...

Совокупный спрос в условиях нестабильности и экономических санкций iconИнформационный лист уважаемые коллеги!
«Университет «Украина», кафедра менеджмента и администрирования приглашает Вас принять участие во Всеукраинской научно-практической...

Совокупный спрос в условиях нестабильности и экономических санкций iconРоссия и санкции: история вопроса, влияние санкций на международные автомобильные перевозки
Аннотация. В статье рассматриваются примеры санкций в истории России. На основании статистических данных приводится анализ влияния...

Совокупный спрос в условиях нестабильности и экономических санкций iconЛекция 14. Совокупный спрос и совокупное предложение
До сих пор мы предполагали, что уровень цен является фиксированным. Теперь мы сделаем уровень цен эндогенной переменной модели и...

Совокупный спрос в условиях нестабильности и экономических санкций iconПрограмма I международной научно-практической конференции «Российское...
Солопов Владимир Алексеевич – доктор экономических наук, профессор, проректор по научной и инновационной работе фгбоу впо мичгау

Совокупный спрос в условиях нестабильности и экономических санкций iconТ. В. Юрьева Теория антикризисного управления Краткое учебное пособие
В связи с этим во всех развитых странах большое внимание уделяется подготовки специалистов особого рода – антикризисных управляющих,...

Совокупный спрос в условиях нестабильности и экономических санкций iconСпрос и предложение на рынке труда
С 744 Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России : сб докладов по материалам Девятой Всероссийской...

Совокупный спрос в условиях нестабильности и экономических санкций icon16 августа 2011 года, 19: 30 Спрос на депозитном аукционе Минфина...
Москва, 16 авг прайм. Спрос на депозитном аукционе Минфина РФ во вторник превысил предложение в два раза, составив 161,6 миллиарда...

Совокупный спрос в условиях нестабильности и экономических санкций iconI. этнополитические и межконфссиональные конфликты в современном мире
Международный опыт решения острых социально-экономических проблем в условиях повышенной этноконфессиональной напряженности

Совокупный спрос в условиях нестабильности и экономических санкций iconУправление проблемной задолженностью банков украины в современных условиях
Целью научной работы является комплексное исследование теоретических и методических основ управления проблемной задолженностью банков...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск