Занятие №2 Россия на рубеже ХIХ хх в Повторить вопросы: Государство и российское общество в конце ХХ начале ХХ в






Скачать 202.74 Kb.
НазваниеЗанятие №2 Россия на рубеже ХIХ хх в Повторить вопросы: Государство и российское общество в конце ХХ начале ХХ в
Дата публикации10.06.2016
Размер202.74 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Экономика > Документы
История России

Ребята!
Вы справились с вопросами первого занятия дистанционной олимпиады по курсу Истории России. Приступаем ко второй теме « Россия на рубеже ХIХ – ХХ вв».

Успешного вам его решения!
Занятие № 2 Россия на рубеже ХIХ – ХХ в
Повторить вопросы:

Государство и российское общество в конце ХХ – начале ХХ в.

Экономическое развитие страны.

Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.

Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905гг.

Первая российская революция. Реформы политической системы.

Экономические реформы.

Политическая жизнь в 1907-1914 гг.

Духовная жизнь Серебряного века.

Россия в первой мировой войне

Россия относилась ко "второму эшелону" стран, вступивших на путь капиталистического развития позднее ведущих стран Запада. Но за пореформенное сорокалетие, благодаря высоким темпам роста, прежде всего промышленности, она проделала путь, на который Западу потребовались века. Этому способствовал ряд факторов и, прежде всего, возможность использовать опыт и помощь развитых капиталистических стран, а также экономическая политика правительства, направленная на форсированное развитие некоторых отраслей промышленности и железнодорожное строительство. В результате российский капитализм вступил в империалистическую стадию почти одновременно с передовыми странами Запада. Для него были характерны все основные черты, свойственные этой стадии, хотя имелись и свои особенности.
После промышленного подъема 90-х годов Россия пережила тяжелый экономический кризис 1900-1903 гг., затем период длительной депрессии 1904-1908. В 1909-1913 гг. экономика страны сделала новый резкий скачок, объем промышленного производства возрос в 1.5 раза. На эти же годы пришелся ряд необычайно урожайных лет, что придало экономическому развитию страны прочную базу. Процесс монополизации российской экономики получил новый импульс. Кризис начал века, разорив массу слабых предприятий, ускорил процесс концентрации промышленного производства. Бурными темпами шло акционирование предприятий. в результате на смену временным предпринимательским объединениям 80-90х годов пришли мощные монополии - в основном картели и синдикаты, объединявшие предприятия для совместного сбыта продукции (Продамед, Продуголь, Продвагон, Продпаровоз и др.) .
Одновременно шло укрепление банков и образование банковских групп (Русско-Азиатского, Петербургского международного, Азовско-Донского банков). Укреплялись их связи с промышленностью, в результате чего возникали новые монополистические объединения типа трестов и концернов. Вывоз капиталов из России не получил особого размаха, что объяснялось как недостатком финансовых средств, так и необходимостью освоения огромных колониальных районов империи. Незначительным было и участие российских предпринимателей в международных союзах. Россия включилась в передел сфер влияния в мире, но при этом наряду с интересами российской буржуазии значительную роль играли военно-феодальные устремления царизма. Несмотря на высокие темпы экономического развития, России все же не удалось догнать ведущие страны Запада. В начале XX в. она была среднеразвитой аграрно-индустриальной страной с ярко выраженной многоукладностью экономики. Наряду с высокоразвитой капиталистической индустрией, в экономике страны большой удельный вес принадлежал различным раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйствам - от мануфактурного, мелкотоварного до патриархально-натурального. Средоточием пережитков феодальной эпохи оставалась российская деревня. Важнейшими из них были, с одной стороны, латифундиальное помещечье землевладение, крупные помещичьи имения, широко практиковавшиеся отработки (прямой пережиток барщины), с другой стороны - крестьянское малоземелье, средневековое надельное землевладение, община с ее переделами, чересполосицей, тормозившие модернизацию крестьянского хозяйства. Здесь тоже произошли определенные сдвиги, что находило выражение в расширении посевных площадей, росте валовых сборов сельскохозяйственных культур, повышении урожайности, использовании удобрений, машин и т.д. Но в целом аграрный сектор разительно отставал от промышленного, и это отставание все более принимало форму острейшего противоречия между потребностями буржуазной модернизации страны и тормозящим влиянием феодальных пережитков.
Социально-классовая структура страны отражала характер и уровень ее экономического развития. Наряду с формировавшимися классами буржуазного общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат) в нем продолжало существовать и сословное деление - наследие феодальной эпохи (дворянство, купечество, крестьянство, мещанство).
Ведущие позиции в экономике страны к началу XX в. занимала буржуазия. Однако она вплоть до середины 90-х годов фактически не играла сколько-нибудь самостоятельной роли в общественно-политической жизни страны. Будучи зависимой от самодержавия, она долгое время оставалась аполитичной и консервативной силой. Дворянство, оставаясь правящим классом-сословием, сохранило и значительную экономическую силу. Несмотря на утрату почти 40% всех своих земель, оно к 1905 г. сосредоточило свыше 60% всего частного землевладения и было важнейшей социальной опорой режима, хотя в социальном плане дворянство теряло свою однородность, сближаясь с классами и слоями буржуазного общества. Крестьянство, составляющее почти 3/4 населения страны, также было глубоко затронуто процессом социального расслоения (20% - кулаки, 30% - середняки, 50% - бедняки). Между полярными его слоями назревали свои противоречия. Но в целом крестьянство по своему правовому положению, а в социально-политическом плане перед лицом помещиков и властей представляло собой единый класс-сословие.
И, наконец, в стране сформировался класс наемных рабочих, насчитавший к концу XX в. около 18.8 миллионов человек. Он также был весьма неоднороден. Значительная часть рабочих, особенно недавно пришедших из деревни, сохраняла еще связь с землей и хозяйством. Ядро класса составлял фабрично-заводской пролетариат, насчитавший к этому времени около 3 миллионов человек, причем свыше 80% его было сосредоточено на крупных предприятиях.
Политический строй России - абсолютная монархия. Сделав в 60-70-х годах XIX в. шаг по пути превращения в буржуазную монархию, царизм юридически и фактически сохранил все атрибуты абсолютизма. Закон по-прежнему провозглашал: "Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный". Николай II, вошедший на престол в 1894 г., твердо усвоил мысль о божественном происхождении царской власти и считал, что самодержавие есть единственная форма правления, приемлемая для России, отвергая все попытки ограничить свою власть.
Вплоть до 1905 г. высшими государственными органами в стране были Государственный совет, постановления которого имели для царя рекомендательный характер, и Сенат высшая судебная инстанция и толкователь законов. Исполнительная власть осуществлялась 11 министрами, деятельность которых отчасти координировалась комитетом министров. Но последний не имел характера Кабинета министров, так как каждый министр был ответственен только перед царем и выполнял его указания. Николай II, всемерно ограждая свою власть крайне ревниво относился к любой крупной личности среди своих министров. Так С. Ю. Витте, приобретший в результате успешных реформ большую власть и влияние в правящих сферах, был в 1903 г. смещен со своего пота и назначен на почетную, но малозначащую должность председателя Комитета министров.
Неограниченность царской власти на местах проявлялась во всевластии чиновников и полиции, оборотной стороной которой являлось гражданское и политическое бесправие народных масс. Социальный гнет, отсутствие элементарных гражданских свобод дополнялись во многих районах России национальным гнетом.
Российская империя представляла собой многонациональное государство, в котором 57% населения составляли нерусские народы, подвергавшиеся в той или иной форме национальному угнетению. Национальный гнет проявлялся по-разному, в зависимости от уровня социально-экономического, политического и культурного развития того или иного региона. В развитых районах (Финляндия, Польша, Прибалтика, Украина) он проявлялся в стремлении к унификации местных условий, их специфики с общероссийскими установлениями. В остальных колониальных окраинах, где национальный вопрос переплелся с колониальным, значительное место занимали полуфеодальные методы эксплуатации, процветал административный произвол. Царизм не только ущемлял права нерусских народов, но и сеял между ними рознь, недоверие, вражду. Все это не могло не породить национальный протест. Однако раскол российского общества шел, главным образом, не по национальному, а по социальному признаку. Уровень жизни русского народа был не выше, а чаще даже ниже, чем других народов. в тоже время господствующие классы вбирали в себя местную знать и национальную буржуазию.
Тяжелое экономическое положение, гражданское и политическое бесправие, репрессии и преследования явились причиной постоянно растущей эмиграции из России. Крестьяне массами устремлялись на заработки в приграничные государства, а затем и в США. Канаду, Аргентину, Бразилию и даже Австралию. Немалое число российских подданных эмигрировало, стремясь избежать притеснения на национальное почве, или в целях совершенствования образования, специальной подготовки, в поисках приложения своих сил и способностей. И, наконец, все более заметную часть эмиграции составляли люди, сделавшие целью своей жизни борьбу с самодержавием.
Подъем освободительного движения в начале XX в. Острота противоречий, раздиравших российское общество, все чаще выливалась в открытый протест. В стране назревала революционная ситуация. Бурлило студенчество. Наиболее существенную роль в этом процессе играло нарастающее рабочее движение, характерной особенностью которого в этот период было сочетание, характерной особенностью которого было сочетание экономических и политических требований. Отдельные выступления - забастовка и первомайская демонстрация 1901 г. в Харькове, майская стачка того же года на Обуховском заводе в Петербурге, закончившаяся столкновением с полицией, постепенно приняли форму всеобщих стачек, охвативших в 1902 г. все предприятия Ростова, а летом 1903 г. прокатившиеся по всему югу страны. Бакинская всеобщая стачка в декабре 1904 г. вызвала стачки солидарности в ряде городов России. Ширилось крестьянское движение. Наиболее крупным из крестьянских выступлений были бунты крестьян Харьковской и Полтавской губерний 1902 г., Живо напоминавшие властям крестьянские войны прошлых веков. Открытые формы приняла и либеральная оппозиция (земская "банкетная" компания осенью 1904 г.) . В этих условиях остро встал вопрос об организации
1. Никола Верт История Советского государства. 1900-1991 Москва, "Прогресс-академия", 1992 г.

2. Краткое пособие по истории. Абитуриенту. Москва, "Высшая школа", 1992 г.
в начало




Вопрос

ответ

Руководитель - балл

1. Тест


Государство и российское общество в конце ХХ – начале ХХ в.
Какой страной была Россия в конце ХIХ – начале ХХ в.?

1/ с федеративным устройством

2/ с низким уровнем грамотности

3/ с проживанием людей одной национальности

4/ с преобладанием городского населения над сельским







1.2

Как назывался совещательный орган при императоре России конца ХIХ – начале ХХ в.?

1/ Сенат

2/ Синод

3/ Комитет министров

4/ Государственный совет







1.3

О чем свидетельствовало официальное разделение российского общества на сословия в начале ХХ в.?

1/о развитии демократии

2/ о многочисленности населения

3/ о наличии феодальных пережитков

4/ о начале процесса формирования гражданского общества







1.4

Какие понятие относятся к характеристике положения российского крестьянства в конце ХIХ – начале ХХ в.?

А/ /экономически господствующий класс

Б/ усиление процесса расслоения и раскрестьянивания

В/ малоземелье, безденежье

Г/ высокая степень политической зрелости

Д/ наличие крестьянских партий и союзов

Е/ самый большой по численности класс

Укажите верный ответ

1/ АБД 2/ БВЕ 3/ ВДЕ 4/ ГДЕ







1.5


Экономическое развитие страны.
Что характерно для социально-экономического развития России начала ХХ в.?

1/ многоукладность экономики

2/ проведение модернизации во всех сферах жизни общества

3/ небольшая доля иностранного капитала в промышленности

4/ отсутствие государственного регулирования экономики







1.6.

Наличие в государственной собственности 40% земель и 60 % лесов свидетельствовало:

1/ о богатстве природных запасов России

2/ о завершении процесса централизации государства

3/ о большой роли государства в экономике

4/ о превращении России в агарную страну







1.7.

В начале ХХ века Россия занимала первое место в мире по:

1/ степени технической оснащенности предприятий

2/ общему объему сельскохозяйственной продукции

3/ уровню доходов населения

4/ уровню производительности труда







1.8.

О чем свидетельствовало создание в начале ХХ в. В России синдикатов «Продамет», «Продвагон», «Продуголь»?

1/ о начале монополизации промышленности

2/ о начале промышленного переворота

3/ о небольшой доле иностранного капитала

4/ о превращении страны в передовую индустриальную державу







1.9.

Для ускорения промышленного развития С.Ю.Витте:

1/ ликвидирует государственный сектор в экономике

2/ прекращает железнодорожное строительство

3/ привлекает иностранный капитал

4/ прекращает финансирование помещичьих хозяйств







1.10.

Чем объяснялась ситуация, которую описывает современный историк?

«Сельский пролетариат не может продать надел и уйти в город, стать рабочим. Не может продать, потому что земля – не его собственность… Он должен вносить свою долю податей и выкупных платежей за землю, которой не может пользоваться. Его отпускают в город лишь на заработки, на время, по паспорту»

1/ пролетарской солидарностью

2/ трудностью получения прописки в городе

4/ сильной безработицей

4/ существованием общины







1.11.

Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.
Какое название получил политический режим, призванный выражать интересы рабочего класса?

1/ диктатура пролетариата

2/ «эра доверия»

3/ «полицейский социализм»

4/ демократия







1.12.

Эсеры, в отличие от представителей РСДРП:

1/ считали буржуазию реакционным классом

2/ выступали за федеративное устройство государство

3/ выступали за реформаторский путь развития

4/ выступали за диктатуру пролетариата







1.13.

Лидер меньшевиков

1/ В. Чернов

2/ Л.Мартов

3/ В.Ульянов

4/ П.Милюков







1.14.

Социализацией земли называют передачу:

1/ земли в частные руки

2/ всей земли в собственность государства

3/ конфискованной помещичьей земли в собственность местных органов власти

4/ земли из частной собственности в распоряжение крестьянских общин







1.15

Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905гг.
Каково было основное направление внешней политики России в начале ХХ в.?

1/ получение выхода к Балтийскому морю

2/ присоединение к России Крымского полуострова

3/ расширение сферы влияния России на Дальнем Востоке

4/ расширение русских владений в Северной Америке








1.16

Что является причиной Русско-японской войны?

1/ захват Японией Сахалина

2/ начало Гаагской конференции

3/ отказ Японии вступить в Тройственный союз

4/ усиление военного присутствия России в Китае







1.17

С чего началась русско-японская война?

1/ с Цусимского сражения

2/ с битвы под Мукденом

3/ с битвы под Ляояном

4/ с нападением на Порт-Артур







1.18

Какое событие произошло ранее других?

1/ создание Антанты

2/ Цусимское сражение

3/ заключение Портсмутского мирного договора

4/ создание Тройственного союза







1.19

Первая российская революция. Реформы политической системы.
Что было причиной первой российской революции?

1/ отсутствие у населения политических прав и свобод

2/ усиление крепостного гнета

3/ начало Русско-турецкой войны

4/ смерть Александра III







1.20

Какое событие в ходе первой российской революции произошло позднее других?

1/ образование первого Совета рабочих уполномоченных

2/ всероссийская октябрьская стачка

3/ роспуск II Государственной думы

4/ образование партии «Союз русского народа»







1.21

К чему привела первая российская революция?

1/ к уничтожению самодержавия

2/ к ликвидации общины

3/ к созданию представительных органов власти

4/ к представлению независимости Польше и Финляндии







1.22.

Кто преобладал в составе I Государственной думы?

1/ кадеты

2/ эсеры

3/ социал-демократы

4/ черносотенцы







1.23

Экономические реформы.

Чьи взгляды отражало высказывание?

Успокоение и реформа.
1/ В.М.Чернова

2/ В.К.Плеве

3/ П.А.Столыпин

4. В.И.Ленин







1.24

Укажите важнейшие мероприятия столыпинской аграрной реформы.

1/ расправа с крестьянами, не желавшими покидать общину

2/ передача крестьянам в собственность земельных наделов

3/ частичная конфискация помещичьих земель

4/ увеличение церковного землевладения







1.25

Что было целью столыпинской аграрной реформы?

1/ создание широкого слоя мелких собственников

2/ превращение России в аграрную страну

3/ прекращение экспорта хлеба за границу

4/ создание крестьянских профсоюзов







1.26

Как называется объединение лиц некоторых профессий для совместной работы с участием в общих доходах и общей ответственностью?

1/ монополия

2/ гильдия

3/ цех

4/ артель







1.27

Политическая жизнь в 1907-1914 гг.
В выборах в III Государственную думу участвовало 13% населения. С чем это было связано?

1/ с изменением избирательного законов

2/ с изменением демографической ситуации в стране

3/ с бойкотированием либералами выборов в Думу

4/ с лишением избирательных прав городского населения







1.28

Какой курс проводило правительство в 1907-1914 гг в отношении Финляндии?

1/ на расширение финской автономии

2/ на введение черты оседлости для финнов

3/ на насильственную христианизацию финнов

4/ на ликвидацию финской автономии







1.29

Духовная жизнь Серебряного века.

К какому художественному направлению принадлежит автор строк?

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу спеша,

Мое единое отечество –

Моя пустынная душа.







1.30

Россия в первой мировой войне
Чью позицию отражают слова?
Я всегда был за освобождение русской трудящейся массы от ига ее домашних эксплуататоров. Но когда я увидел с полной ясностью, что к числу … всех тех, которые стояли жадной толпой у трона… спешат присоединиться Гогенцоллерны… то я сказал: наша обязанность защищать весь русский народ от немцев, защищать от Гогенцоллернов.

1/ пораженцев

2/ монархистов

3/ оборонцев

4/ пацифистов







Итого







30

2.1

Как называется общество, в котором завершен процесс создания крупной, технически развитой промышленности, преобладающей над сельским хозяйством?




1 б

2.2

Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.


Понятие

Определение

  1. Монополия




  1. Автономия


  1. Синдикат


4. Трест

А. Объединение предприятий, созданных в интересах организации коллективного сбыта продукции через единую торговую сеть
Б. Объединение предприятий, при котором они полностью теряют свою производственную и финансовую самостоятельность и подчиняются единому управлению
В. Самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов какой-либо частью государства или отдельным учреждением
Г. Крупное хозяйственное объединение, сосредоточившее в своих руках большую часть производства и сбыта какого-либо товара


1

2

3

4




















2.3

Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.


Политический деятель

Сущность политики

1. С.Ю.Витте

2. П.Д.Святополк-Мирский


3. С.В.Зубатов

А. Модернизация промышленности
Б. Создание легальных организаций под контролем полиции
В. Реформирование государственного строя



1

2

3

















2.4

Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.


Война

Событие войны

1. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
2. Крымская война
3. Русско-японская война

А. Поход 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием З.П.Рожественского
Б. Оборона Севастополя
В. Взятие Плевны



1

2

3


















2.5

Какое название получило событие, о котором идет речь в документе?
Тяжелый день! В Петербурге произошли серьезные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых.




1 б

2.6

Какое название получил участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с переселением из деревни на свой участок?







2.7

О событиях на каких приисках идет речь в документе?

Это удручающее количество жертв кажется особенно невероятным по сравнению с незначительным количеством войск, бывших на приисках. Если бы, как гласят газетные сообщения, три тысячи рабочих произвели серьезный бунт.. .то вряд ли 340 человек команды в состоянии были с ними справиться. Но в действительности…из воинской части никто не пострадал…




1 б

2.8

Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.


Деятель науки и культуры

Сфера деятельности

1. П.Н.Лебедев

2. В.Э Мейерхольд

3. Ф.О.Шехтель

А. Театр

Б. Физика

В. Архитектура



1

2

3














3 б

2.9

Как называется комплекс мероприятий по переводу на военное положение вооруженных сил, экономики и государственных институтов страны?




1 б

2.10

Как называется обязательная сдача крестьянами государству по твердым ценам всех излишков сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды хлеба и других продуктов?




1.б

Итого 2-2.10







18

Итого 1.30 -2.10







48




Я надеюсь, вы справились с заданиями .Ждите ответа. Лариса Ивановна







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Занятие №2 Россия на рубеже ХIХ хх в Повторить вопросы: Государство и российское общество в конце ХХ начале ХХ в iconРоссия в конце XIX – начале ХХ
Россия в начале ХХ века; объективная потребность индустриальной модернизации России; российские реформы в контексте общемирового...

Занятие №2 Россия на рубеже ХIХ хх в Повторить вопросы: Государство и российское общество в конце ХХ начале ХХ в iconПрограмма вступительных испытаний по истории при приеме на обучение по программам бакалавриата
Программа вступительных экзаменов по Истории России состоит из основных разделов («Древнерусское государство», «Российское государство»,...

Занятие №2 Россия на рубеже ХIХ хх в Повторить вопросы: Государство и российское общество в конце ХХ начале ХХ в iconКонтрольные вопросы по курсу «Отечественная история»
Российское государство при первых Романовых: основные тенденции экономического и политического развития

Занятие №2 Россия на рубеже ХIХ хх в Повторить вопросы: Государство и российское общество в конце ХХ начале ХХ в iconМельников
Особенности развития отечественного крейсеростроения на рубеже хiх-начала XX века

Занятие №2 Россия на рубеже ХIХ хх в Повторить вопросы: Государство и российское общество в конце ХХ начале ХХ в iconРоссийская Федерация на рубеже ХХ – XXI вв
Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз. Культурная...

Занятие №2 Россия на рубеже ХIХ хх в Повторить вопросы: Государство и российское общество в конце ХХ начале ХХ в iconЮ. А. Захаров Среди множества проблем, с которыми сталкивается сегодня...
Уже сейчас Россия входит в пятерку крупнейших производителей и экспортеров синтетических наркотиков. По мнению специалистов, сегодня...

Занятие №2 Россия на рубеже ХIХ хх в Повторить вопросы: Государство и российское общество в конце ХХ начале ХХ в iconПрограмма украинизации: содержание, причины, начало Украинофильство...
Действовала малочисленная Революционная украинская партия, культурно-пропагандистское общество «Просвита» (до 1907 г.), кружки любителей...

Занятие №2 Россия на рубеже ХIХ хх в Повторить вопросы: Государство и российское общество в конце ХХ начале ХХ в icon1. Отечественное право на рубеже ХIХ-ХХ вв
Спецкурс " Развития российского права в ХХ веке" является одной из дисциплин специализации, включенной в учебный план бакалавриата...

Занятие №2 Россия на рубеже ХIХ хх в Повторить вопросы: Государство и российское общество в конце ХХ начале ХХ в iconШкольные учебники по русской истории в России в конце XIX начале...
Вопросы теории школьного учебника истории в трудах дореволюционных историков и методистов

Занятие №2 Россия на рубеже ХIХ хх в Повторить вопросы: Государство и российское общество в конце ХХ начале ХХ в iconШкольные учебники по русской истории в России в конце XIX начале...
Вопросы теории школьного учебника истории в трудах дореволюционных историков и методистов






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск