Мягкая сила, как инструмент гуманитарного сотрудничества государств на Евразийском пространстве






Скачать 181.65 Kb.
НазваниеМягкая сила, как инструмент гуманитарного сотрудничества государств на Евразийском пространстве
Дата публикации17.08.2016
Размер181.65 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Экономика > Документы
Мягкая сила, как инструмент гуманитарного сотрудничества государств на Евразийском пространстве

©2014 г. Алексей Кошель1
Краткая аннотация: В статье предлагается по-новому взглянуть на механизмы мягкой силы с точки зрения ее использования в аспекте гуманитарной интеграции на Евразийском пространстве. Автором выделены основные задачи, которые должны реализовываться Россией с использованием инструментов мягкой силы, а также предлагаются механизмы совершенствования существующих механизмов мягкой силы России.

Ключевые слова: Мягкая сила, Евразийский Экономический Союз, ЕврАзЭС, СНГ, постсоветское пространство, внешняя политика, интеграция, политика, гуманитарное сотрудничество, регионализация, глобализация.
В современных геополитических условиях могущественным мировым акторам стало невозможным опираться только на военную мощь. Наступившая эра информационных технологий в современном глобализирующемся мире, основанном на полицентричной модели мироустройства, ставит перед мировыми центрами задачи поиска новых механизмов проведения собственной политики и формирования положительного имиджа в других странах, который служит проводником решения политических задач на международной арене. Выход был найден в политике гуманитарного сотрудничества, которая может восприниматься синонимично политике «мягкой силы», позволяющей на языке культурной и общественной дипломатии доносить идеи мировых политических акторов до непосредственного источника власти на местах в условиях демократизации общества – народа.

После крушения биполярной системы мироустройства США единственные сохранили за собой статус глобальной политической державы. Сегодня в силу развития информационных технологий, развития и становления сильных экономических блоков (БРИКС, Европейский Союз, Евразийский экономический союз и др.), усиления Роли отдельных стран (Китай, Индия, Бразилия, Россия и др.) происходит фрагментация мировой системы на макрорегиональные системы [1, p.28], а у США появились в их лице конкуренты, претендующие на активную роль в глобальной мировой системе. И у этих «конкурентов» на мировой арене есть также глобальные цели, которые должны обеспечивать вопросы оборонной, продовольственной и энергетической безопасности, борьбы с наркотрафиком и террористической угрозой, а также развитие рынков. Все это связано с целью создания благоприятного имиджа, имиджа привлекательного контрагента при решении этих вопросов со странами, играющими меньшую роль в мировой политике, а также со странами, входящими в сферу интересов новых глобальных игроков. 

Многие вопросы мировой политики остаются в экономической сфере, однако, как уже было отмечено выше, экономическая составляющая в эру информационных технологий не может обходиться без решения вопросов гуманитарных. Основным "орудием" новых глобальных игроков сегодня должна стать "мягкая сила" (Soft Power). Она становится инструментом создания имиджа привлекательного партнера для работы, привлекательности и доброжелательности, ответственности за свои действия, а также за поддержание безопасности контрагентов. Кроме того, "мягкая сила" сегодня позволяет глобальным игрокам влиять на политический процесс в странах, составляющих для них интерес, ведь политический процесс позволяет сформировать именно то правительство и общественное мнение, которое будет способствовать реализации национальных интересов как традиционных, так и новых глобальных игроков.

Автор концепции "мягкой силы" американский политолог Джозеф Най предложил ее в 1990 году на страницах журнала Foreign Policy. Позднее, в своей книге The Paradox of American Power: Why the World’s Only Superpower Can’t Go it Alone [2] отмечает осязаемость военной и экономической мощи, которые позволяют стране доминировать. "Жесткая сила" (Hard Power) - это "кнут", но использовать необходимо и "пряник", который позволяет отдельным людям и целым странам следовать именно в том векторе, который отражает интересы страны доминирования. Таким "пряником" предстает "мягкая сила", способствующая получению государством (группой государств) привлекательного имиджа, развитию международного интереса к ней/ним, а также отражает их политические, военные и культурные интересы. Дж. Най отмечает, что не только США, но и другие страны имеют возможность использовать "мягкую силу" для решения как собственных проблем, так и глобальных.

“Мягкая сила” это объединение нескольких ресурсов страны: культуры, политических ценностей и внешней политики. Стоит обратить внимание, что родоначальник этого института, Соединенные Штаты Америки, используют в качестве «мягкой силы» в основном неправительственный сектор: университеты, фонды, свою культуру и даже фаст-фуд. В то время как Китай и Россия совершают ошибку, по мнению авторитетного журнала Foreign Policy, используя для этих целей правительственный сектор, так как правительственная пропаганда редко получает доверие [3]. Российские ученые рассматривают содержание «мягкой силы» несколько шире, дополняя к выделенным Дж.Наем следующие факторы: экономическую модель государства, стратегию развития государства, и ее реализацию, информационные ресурсы, идеологию, стиль, качество и уровень жизни, менталитет нации, креативный потенциал государства [4].

Среди основных средств мягкой силы можно выделить следующие: культура (классическая и популярная), образование и наука, взаимодействие и поддержка неправительственного сектора, поддержка молодежных программ, средств массовой информации, сфера туризма и миграции.

Среди основных задач, решаемых посредством "мягкой силы" можно выделить: 

- создание пояса добрососедства и (или) дружелюбного отношения правительств стран-объектов «мягкой силы»;

- создание привлекательного имиджа для привлечения инвестиций;

- создание привлекательного имиджа для привлечения квалифицированной иностранной рабочей силы как в реальных секторах экономики, так и в научной и образовательной сфере;

- обоснование позиций и активизации своих действий в регионе.

Но это далеко не полный перечень задач, которые можно решать посредством «мягкой силы». Ведь эта сила может быть направлена даже на свержение неугодного правительства в целой стране. Ведь именно посредством «мягкой силы», т.е. путем воздействия на сознание граждан, произошли так называние «цветные революции» и «Арабская весна». Наиболее ярким проявлением результатов этого воздействия можно считать события в Украине в конце 2013 года, которые не утихают вплоть до конца 2014 года. Только созданные за счет иностранных капиталовложений накануне этих событий, в июле 2013 года, телеканалы «Hromadske.TV» и «Эспрессо.ТВ» активно работали информационному сопровождению событий, предшествовавших и происходящих на Майдане в то время. По-сути, был создан положительный имидж Запада, отрицательное отношение к России, ее инициативам, отрицательный имидж действующего правительства Украины внутри страны. И, как результат, мы видим свержение неугодного правительства путем трансформировавшегося под воздействием «мягкой силы» гражданского общества и политической системы.
Использование «мягкой силы» странами дальнего зарубежья в Евразийском регионе

Одним из проявлений Холодной войны являлась не только, и не столько «гонка вооружений», оказавшая пагубное влияние на экономику Советского Союза, а «война идей», или война за умы и сердца людей. Поддержка США в тот период вещания в Восточной Европе радиостанций «Свободная Европа» и «Радио Свобода» не позволили допустить безраздельного идеологического влияния в этом регионе Советского Союза. Это в своей книге отметил президент США Ричард Никсон [5, p.41,101,102] четверть века назад. Тогда еще не существовало понятия «мягкая сила», был лишь предшествовавший ему термин «идеологическое противостояние», однако именно воздействие посредством СМИ является ярким примером политики «мягкой силы».

Ушли в прошлое времена Холодной войны, а вот количество инструментов «мягкой силы» в условиях современного информационного и глобализирующегося общества только увеличивается.

Философ Ф.Фукуяма в своей книге «Конец истории и последний человек» [6] (Перевод с английского М.Б. Левина) отводит западной идее решающее значение в утверждении западного образа жизни и менталитета. Масштабы России и остальных стран Евразийского региона позволяют, при условии глубокой интеграции, рассматривать их как серьезный центр силы во всей Евразии. Конечно, недопустить это – важная задача остальных заинтересованных акторов, ведь, по мнению американского политолога З.Бжезинского, та держава, которая станет доминировать в Евразии, будет иметь колоссальное влияние на весь остальной мир [7]. Доктрина Хартленда, по нашему мнению, составляет цель политики мягкой силы в Евразийском регионе, с целью ослабить Россию и недопустить восстановления там регионального центра силы в Евразии.

В данной статье будут рассмотрены механизмы «мягкой силы», используемые в Евразийском регионе основными геополитическими акторами (США, Китай, Европейский Союз (включая отдельные его страны), Турция, Япония).

Иностранные государства оказывают сильное воздействие на страны Евразийского региона с целью их дезинтеграции из постсоветского пространства.

Евразийское пространство в последнее время представляется разрозненным в следствие вмешательства в эти страны внешних игроков. Россия, посредством гуманитарной сферы пытается наверстать допущенный в 1990-е годы разрыв гуманитарных связей. Важно отметить, что в последнее время возрастает противодействие со стороны иностранных акторов, крайне не заинтересованных в усилении позиций России, и посредством международных и иностранных неправительственных организаций, а также прямого государственного финансирования усиливается влияние на гуманитарный сектор сотрудничества иностранных государств и стран Евразийского региона.

Необходимость изучения иностранных программ, направленных на страны Евразийского региона отмечена в Ежегодном докладе Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации за 2013 год [8, p.56].

В рамках данного исследования показана степень влияния иностранных акторов на гуманитарную сферу стран Евразийского региона различными глобальными и региональными акторами, а также иностранными неправительственными организациями.

Глобальные игроки тратят миллиарда долларов на программы обучения национальных кадров стран Евразийского региона в своих вузах, на программы студенческих обменов, на поддержку неправительственного сектора, на поддержку средств массовой информации, на туристические проекты. Молдова, например, оказалась под сильнейшим влиянием европейской Румынии. Ежегодно выдаются тысячи паспортов румынского гражданина жителям Молдовы (за период с 1991 по 2012 год гражданами Румынии не меняя своего места жительства стали более 10% жителей Молдовы), более пяти тысяч молдавских абитуриентов ежегодно поступает в румынские вузы для обучения за счет средств Правительства Румынии [9]2 (а ведь это практически на 80% закрывает потребность молодых молдаван в сфере высшего образования). Доходит до того, что власти Молдовы официально признают молдавский язык румынским. Более того, в соответствии с постановлением Правительства Молдовы сотрудников кинологических служб обязали учить собак, состоящих на службе пограничников и таможенников Молдовы, понимать румынский язык [10]. Польша только посредством введения так называемой «Карты поляка» оказала существенное влияние на более чем 100 000 украинцев и белорусов. Ежегодно десятки тысяч молодых студентов из стран Евразийского региона обучаются за счет иностранных грантов в странах Европы и США, где им посредством программ гуманитарного цикла прививают «демократические ценности» Западного мира, при этом не забывая постоянно указывать на отсталость политической и экономической системы их стран, а также России. Объем данной статьи просто не позволяет привести десятки различных инструментов мягкой силы, которые активно используются иностранными государствами на Евразийском пространстве.

Основным средством мягкой силы являются неправительственные фонды, создаваемые при финансовом участии иностранных правительств (США, Китай, ЕС, Турция, Япония) и глобальных финансовых корпораций, расположенных в США и Европейском Союзе. Основными инструментами мягкой силы являются программы образования за рубежом, изучения иностранного языка, студенческие обмены, поддержка проектом национальных неправительственных организаций в сфере демократии, прав человека, свободы волеизъявления.

Мягкая сила в Евразийском регионе по приблизительным подсчетам (на основе анализа открытых источников) обходится в сумму более миллиарда долларов США. И это только малая часть, которую можно просчитать в финансах и только по ЕС, США и Турции. Только на финансирование деятельности USAID (агентство действует в более чем 100 странах мира, включая Евразийский регион) ежегодно выделяется до 1% бюджета США. Объем средств, выделяемых Китаем не обнародован, но нетрудно предположить, что их объем может быть сопоставим с учетом важности и значимости Евразийского региона для геополитической стратегии Китая.

Иностранные государства и иностранные НПО работают преимущественно напрямую с гражданами стран Евразийского региона, что обеспечивает полный контроль за расходованием средств и исключает наличие коррупциогенного фактора в данных программах.
Использование «мягкой силы» Россией для реализации ее внешнеполитического курса

Современная Россия все более обращается к «мягкой силе», как к инструменту международных отношений. Это продиктовано современными тенденциями развития международных отношений. В.В.Путин в своей статье «Россия и меняющийся мир» отметил негативный и позитивный опыт использования этого инструмента. Путин считает позитивным стремление некоммерческих организаций участвовать в международных делах, однако считает не вполне законным такую деятельность, если она, будучи финансируемой из-за рубежа, преследует не позитивные цели, а используется для «для взращивания и провоцирования экстремизма, сепаратизма, национализма, манипулирования общественным сознанием, прямого вмешательства во внутреннюю политику суверенных государств» [11].

Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная 12.02.2013 г. президентом Российской Федерации В.В. Путиным впервые на официальном уровне закрепила в качестве инструментария российской внешней политики «мягкую силу», определив его как комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии.

Изучая основные программные внешнеполитические документы России можно выделить основные задачи политики гуманитарного сотрудничества России за рубежом:

решение задач, стоящих перед Российской Федерацией в сфере международных отношений посредством инструментов гуманитарного сотрудничества;

укрепление позитивного восприятия и культурно-гуманитарного присутствия в мире современной России;

защита интересов и недопущение дискриминации Российской Федерации и стран-партнеров Российской Федерации на международной арене;

защита прав и свобод граждан Российской Федерации и соотечественников, проживающих за рубежом;

продвижение русского языка как языка межнационального общения;

создание благоприятного инвестиционного имиджа Российской Федерации для иностранных инвесторов;

поддержка демократических процессов, проходящих в зарубежных странах, и направленных на формирование многополярного мира при условии равноправия участников международного процесса на основе принципов международного права;

защита и поддержка международного права и деятельности международных институтов, таких как Организация Объединенных Наций, Совет Европы, Организация Договора о Безопасности и Сотрудничестве в Европе и др.;

недопущение деятельности иностранных государств и межгосударственных союзов, имеющей своей целью взращивание и провоцирование экстремизма, сепаратизма, национализма, манипулирование общественным сознанием, прямое вмешательства во внутреннюю политику суверенных государств;

противодействие становлению, деятельности и развитию институтов международного экстремизма и терроризма;

недопущение пересмотра итогов Второй мировой войны;

недопущение фактов фальсификации истории Российской Федерации, и манипулирования фактами истории в ущерб законным интересам Российской Федерации за пределами Российской Федерации;

создание привлекательного туристического имиджа Российской Федерации;

создание привлекательного образовательного имиджа Российской Федерации, поддержка образовательной деятельности национальных образовательных организаций, направленной на подготовку национальных кадров иностранных государств в Российской Федерации;

привлечение трудоспособных высококвалифицированных ученых в приоритетных для российской науки областях;

поддержка международного молодежного сотрудничества;

стимулирование процессов добровольного переселения в Российскую Федерацию иностранных специалистов трудоспособного возраста;

поддержка общественной дипломатии, неправительственных организаций.

Также особо стоит отметить отдельные задачи политики гуманитарного сотрудничества России на Евразийском пространстве:

создание пояса добрососедства вокруг Российской Федерации;

поддержка процессов интеграции в Евразийском регионе;

поддержка русского языка и культуры в регионе;

информационно-пропагандистское сопровождение процессов, направленных на становление экономики Евразийского Экономического Союза;

создание благоприятного инвестиционного имиджа Евразийского Экономического Союза;

поддержка русских общин и соотечественников, проживающих в регионе;

создание условий для добровольного переселения в Российскую Федерацию трудоспособных иностранных граждан, свободно владеющих русским языком, имеющих образование в приоритетных для Российской Федерации областях экономики.

Сегодня среди механизмов реализации политики гуманитарного сотрудничества Российской Федерации можно выделить:

А. Инфраструктура:

1. Государственные институты:

Министерство иностранных дел;

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, поддержке соотечественников, проживающих за рубежом и международному гуманитарному сотрудничеству,

Посольства и консульства Российской Федерации в иностранных государствах;

Представительства Россотрудничества в иностранных государствах;

В 81 стране мира действуют Российские центры науки и культуры (60 РЦНК, 14 отделений РЦНК и 21 представитель Россотрудничества при дипмиссиях РФ за рубежом), посредством которых реализуются некоторые направления гуманитарной политики Российской Федерации, поддержка связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, образовательные и культурные программы.

2. Неправительственные институты:

2.1. фонды и неправительственные организации, финансируемые полностью либо частично Российской Федерацией:

Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств;

Фонд «Русский мир»;

Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова;

Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом;

Межгосударственная телерадиокомпания «Мир»;

Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство „Россия сегодня“»;

Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания».

2.2. фонды и неправительственные организации, действующие самостоятельно либо за счет средств частного капитала:

совершенствование механизмов налоговых льгот частному капиталу, финансирующему деятельность, направленную на реализацию отдельных аспектов гуманитарного сотрудничества Российской Федерации;

усиление поддержки проектов, направленных на реализацию задач гуманитарного сотрудничества Российской Федерации, в удельном объеме проектов неправительственных организаций, получающих поддержку в форме ежегодных грантов Президента Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

оказание организационной поддержки мероприятий, проводимых российскими неправительственными организациями, со стороны органов государственной власти Российской Федерации и дипломатическими и консульскими учреждениями Российской Федерации за рубежом.

Б. Инструменты мягкой силы, которые предстоит развивать:

1. создание и продвижение средств массовой информации и коммуникации, имеющих аудиторию вещания и трансляции за пределами Российской Федерации, в том числе на основных иностранных языках (английском, испанском, китайском, французском, немецком, хинди);

2. поддержка и активизация деятельности Российских центров науки и культуры за рубежом;

3. активное привлечение иностранных граждан к обучению в российских образовательных организациях, в том числе:

- увеличение квот на обучение иностранных граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в российских образовательных организациях;

- продвижение дистанционных образовательных программ на русском языке в иностранных государствах;

- реализация программ молодежных обменов (преимущественно со странами Евразийского региона), имеющих своей целью обучение молодых иностранных граждан в российских образовательных организациях среднего и высшего образования, а также ознакомления с Российской Федерацией;

- поддержка проектов иностранных неправительственных организаций (преимущественно в странах Евразийского региона), направленных на содействие демократическому процессу в этих государствах;

- создание на базе зарубежных университетов кафедр и образовательных программ по русскому языку и культуре, российской истории, по вопросам Евразийской интеграции.

Обеспечение эффективности политики гуманитарного сотрудничества может быть достигнуто на основе следующих принципов:

программно-целевой принцип. Данный принцип подразумевает под собой планирование использования механизмов гуманитарного сотрудничества и их финансового обеспечения на основе утвержденных программ. Реализация данного принципа позволит Российской Федерации на плановой основе добиваться;

государственно-частное партнерство. Данный принцип подразумевает под собой создание системы мер стимулирования крупного и среднего бизнеса в инвестирование своих активов в реализацию некоторых аспектов гуманитарного сотрудничества Российской Федерации;

принцип эффективности. Данный принцип подразумевает поддержку и реализацию только тех проектов, результаты которых отчетливо способствуют практической реализации задач Российской Федерации в гуманитарной сфере;

приоритет проектов, направленных на Евразийский регион. С учетом приоритетности российского курса на становление Евразийского Экономического Союза и создания пояса добрососедства вокруг Российской Федерации.

С учетом изложенных задач «мягкой силы» России, на основе проведенного анализа механизмов гуманитарного сотрудничества Российской Федерации можно предложить следующие меры для его постоянного совершенствования:

Создание системы мониторинга активности иностранных государств, в лице их органов, и иностранных неправительственных организаций в сфере гуманитарного сотрудничества в Российской Федерации, а также в государствах, в которых Российской Федерацией реализуется политика гуманитарного сотрудничества (с подготовкой ежегодных докладов Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации);

Создание системы мониторинга активности и эффективности деятельности инфраструктуры и инструментов гуманитарного сотрудничества Российской Федерации на основе проведения опросов общественного мнения в иностранных государствах (с подготовкой ежегодных докладов Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации).

Постоянное совершенствование механизмов гуманитарного сотрудничества на основе сопоставления данных указанных мониторингов (ответственный федеральный орган исполнительной власти). Анализируя существующие на сегодняшний день механизмы гуманитарного сотрудничества Российской Федерации представляется, что используемый комплекс мер является не исчерпывающим.

На основе изученного опыта зарубежных стран, а также опыта Российской Федерации предлагается принять на государственном уровне концепцию реализации политики гуманитарного сотрудничества Российской Федерации до 2030.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ / REFERENCES
[1] Леонова О.Г. Мягкая сила – ресурс внешней политики государства, Обозреватель – Observer, №4, 2013, cc. 27-40. [Leonova O.G. Mjagkaja sila – resurs vneshnej politiki gosudarstva, Obozrevatel' – Observer, №4, 2013, pp. 27-40.]

[2] Joseph S. Nye, Jr. The Paradox of American Power: Why the World’s Only Superpower Can’t Go it Alone. New York, Oxford University Press, 2002. 240 p.

[3] Sergei Ilnitsky. What China and Russia Don't Get About Soft Power [Foreign Policy]. Available at: http://www.foreignpolicy.com/articles/2013/04/29/what_china_and_russia_don_t_get_about_soft_power (accessed 18.09.2014).

[4] Леонова О.Г. Мягкая сила – ресурс внешней политики государства, Обозреватель – Observer, №4, 2013, cc. 27-40. [Leonova O.G. Mjagkaja sila – resurs vneshnej politiki gosudarstva, Obozrevatel' – Observer, №4, 2013, pp. 27-40.]

[5] Nixon Richard. 1999 Victory Without War. New York: Simon & Schuster. 1988. 336 p.

[6] Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. Перевод с английского М.Б. Левина [Fukujama F. Konec istorii i poslednij chelovek. Perevod s anglijskogo M.B. Levina.]. Available at: http://lib.ru/politolog/fukuyama/konec_istorii.txt (accessed 18.09.2014).

[7] Бжезинский З. Геостратегия для Евразии, Независимая газета, 1997, 24 декабря. [Bzhezinskij Z. Geostrategija dlja Evrazii, Nezavisimaja gazeta, 1997, 24 dekabrja]

[8] Ежегодный доклад Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации за 2013 год. Москва, Издание Совета Федерации, 2014. 90 c. [Ezhegodnyj doklad Integracionnogo kluba pri Predsedatele Soveta Federacii Federal'nogo Sobranija Rossijskoj Federacii za 2013 god. Moskva, Izdanie Soveta Federacii, 2014. 90 p.]

[9] Available at: http://russkg.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4576:2013-10-09-21-27-15&catid=72:2012-04-27-08-27-46&Itemid=1 (accessed 06.10.2014)

[10] Available at: http://rus.ruvr.ru/2013_08_18/Moldavskih-sobak-objazhut-ponimat-ruminskij-jazik-3684/ (accessed 01.09.2014).

[11] Путин В.В. Россия и меняющийся мир, Российская газета – Неделя, №5718 (45). [Putin V.V. Rossija i menjajushhijsja mir, Rossijskaja gazeta – Nedelja, №5718 (45).] Available at: http://www.rg.ru/2012/02/27/putin-politika.html (accessed 31.08.2014).

Soft Power as an Instrument of Humanitarian Cooperation in the Post-Soviet Space

©2014. Alexey Koshel’
Alexey S. Koshel’ Vice Dean of the Faculty of Teacher Training and Education at Lomonosov Moscow State University, assistant to the deputy of the State Duma of the Russian Federation, Head of the Council of The International Organization for Promoting Public Diplomacy, Science, Educational and Youth Cooperation [GSP-1, Leninskie Gory, 119234 Moscow, Russia, e-mail: koshelas@gmail.com].

Finance: author.

Abstract: The paper presents a new look at the mechanisms of soft power as used in socio-cultural integration in the Eurasian space. The ways the West uses soft power are compared to how Russia is applying these mechanisms in building the Eurasian Economic Union. The author outlines the main objectives to be pursued by Russia using the tools of soft power, as well as suggests how to improve the existing mechanisms of soft power in Ruusia. The author refers to a vast body of research on soft power as an instrument of statecraft in general as well as the specific features of Russia’s soft power.

Keywords: soft power, Eurasian Economic Union, CIS, EurAsEC, post-Soviet space, foreign policy, integration, policy, socio-cultural (humanitarian) cooperation, regionalization, globalization.



1 Кошель Алексей Сергеевич, заместитель декана факультета педагогического образования Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Совета Международной организации содействия общественной дипломатии, научно-образовательному и молодежному сотрудничеству «Евразийское Содружество», [1, Ленинские горы ул., Москва, 119234, Россия, e-mail:koshelas@gmail.com]

2 При этом Россией на обучение иностранных граждан со всего мира за счет средств российского бюджета (даже при особом приоритете абитуриентов из стран СНГ) выделяется всего 15 000 мест в российских образовательных организациях.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мягкая сила, как инструмент гуманитарного сотрудничества государств на Евразийском пространстве iconЦифровая дипломатия в пространстве мировой политики
Ключевые слова: цифровая дипломатия, геополитика, кибертерроризм, социальные сети, международные отношения, Интернет-пространство,...

Мягкая сила, как инструмент гуманитарного сотрудничества государств на Евразийском пространстве iconДоктор политических наук, профессор мгу имени М. В. Ломоносова «мягкая»...
Брикс, в том числе через символы. Предлагается взгляд на брикс как один из центров силы, корректирующий глобальное управление, открывающий...

Мягкая сила, как инструмент гуманитарного сотрудничества государств на Евразийском пространстве icon@заголовок = Полад Бюльбюль оглы: Интеграционным процессам на пространстве...
Пространстве СНГ серьезно мешают региональные конфликты, заявил в эксклюзивном интервью корр. Итар-тасс переизбранный на пост председателя...

Мягкая сила, как инструмент гуманитарного сотрудничества государств на Евразийском пространстве iconПрограмма дисциплины «мягкая сила» И«управляемый хаос»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Мягкая сила, как инструмент гуманитарного сотрудничества государств на Евразийском пространстве iconПрограмма дисциплины «мягкая сила» И«управляемый хаос»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Мягкая сила, как инструмент гуманитарного сотрудничества государств на Евразийском пространстве iconД полит н., профессор мгу имени М. В. Ломоносова
Ключевые слова: «мягкая» сила, символ, международные организации, международные отношения

Мягкая сила, как инструмент гуманитарного сотрудничества государств на Евразийском пространстве iconКлассный час в 7 а классе «Содружество Независимых Государств»
Цель: Показать учащимся значение сотрудничества стран, входящих в состав Содружества Независимых Государств, в духовной, экономической,...

Мягкая сила, как инструмент гуманитарного сотрудничества государств на Евразийском пространстве iconКруглый стол №17. «Повестка Армении в Евразийском Экономическом Союзе»
Армении. В прошлом году мы обсуждали процесс вступления Армении в тс и еаэс, а сегодня в этом году мы уже сможем поговорить о повестке...

Мягкая сила, как инструмент гуманитарного сотрудничества государств на Евразийском пространстве iconМетодические рекомендации по проведению тематических уроков, посвящённых...
На современном этапе активного социального развития и сотрудничества государств участников Содружества Независимых Государств рекомендуется...

Мягкая сила, как инструмент гуманитарного сотрудничества государств на Евразийском пространстве icon1 приоритеты и перспективы стратегического сотрудничества украины с обсе
Европы. Хельсинский Заключительный Акт 1975 года, определивший принципы сотрудничества государств в Европе, стал первым международным...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск