Учебное пособие Санкт-Петербург 2013 удк 1: 001; 001. 8 Ббк 87. 3






НазваниеУчебное пособие Санкт-Петербург 2013 удк 1: 001; 001. 8 Ббк 87. 3
страница1/28
Дата публикации27.01.2015
Размер5.57 Mb.
ТипУчебное пособие
h.120-bal.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


Н.В. Романенко, О.М. Шелков

Актуальные проблемы

истории и философии науки


Учебное пособие

Санкт-Петербург

2013
УДК 1:001; 001.8

ББК 87.3

Рецензенты:
Пашута В. Л., Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор.

Маточкина А.И., кандидат философских наук.


Романенко Н.В., Шелков О.М. Актуальные проблемы истории и философии науки: учебное пособие. – СПб.: ФГБУ СПбНИИФК , 2013. - 323 с.
Учебное пособие подготовлено Заслуженным работником высшей школы РФ, доктором педагогических наук, профессором Романенко Н. В. и кандидатом педагогических наук, доцентом Шелковым О. М. в соответствии с программой кандидатского экзамена «История и философия науки». Оно предназначено для аспирантов и соискателей, специализирующихся в сфере физической культуры и спорта. В пособие включены дополнительные материалы, непосредственно программой не предусмотренные. В частности, главы: Образование как системный процесс; Концептуальные основы гуманитаризации современного российского образования; Пространство, время, хронотоп в социальном и гуманитарном познании. В тематику рефератов включены вопросы, связанные с проблемами теории широкого спектра философско-педагогических и философско-биологических дисциплин.

В работе над пособием также приняли участие: Заслуженный работник физической культуры, доктор педагогических наук, профессор Зюкин А. В. (гл. 9); Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор философских наук, профессор Рабош В. А. (гл. 16); кандидат педагогических наук, доцент Белоус В. А. (гл. 11).

Оглавление





Стр.

Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

Глава 1.

Предмет и основные концепции современной философии науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


9




1.1. Предмет и основные проблемы философии науки . . . .

9




1.2. Концептуальные подходы к анализу современной

философии науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


16

Глава 2.


Возникновение науки и основные стадии её

исторической эволюции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


19




2.1. Преднаука и возникновение науки . . . . . . . . . . . . . . . . .

19




2.2. Наука античности и средневековья . . . . . . . . . . . . . . . .

21




2.3. Становление опытной науки в новоевропейской культуре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


29

Глава 3.

Наука как социокультурный феномен . . . . . . . . . . . . . . . .

35




3.1. Наука в современном мире . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

35




3.2. Закономерности развития и социальные функции . . . .

47

Глава 4.

Научная картина мира и ее эволюция . . . . . . . . . . . . . . . .

61




4.1. Картина мира и мировоззрение человека . . . . . . . . . . .

61




4.2. Основания науки и современная научная картина

мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


66

Глава 5.

Особенности научного познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

80




5.1. Специфика научного познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

80




5.2 . Философские основания науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

91

Глава 6.

Структура научного знания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

94




6.1. Научное знание как сложная развивающаяся система .

94




6.2. Структура эмпирического знания . . . . . . . . . . . . . . . . . .

98




6.3. Структура теоретического знания . . . . . . . . . . . . . . . . . .

102

Глава 7.

Методы научных исследований физической

культуры и спорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


109




7.1. Эмпирические исследования в сфере

физической культуры и спорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


109




7.2. Специфика теоретического познания . . . . . . . . . . . . . . .

120

Глава 8.


Гносеологические формы исследовательской

деятельности специалиста в сфере физической культуры и спорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



125




8.1. Факты – необходимое условие научного исследования

физической культуры и спорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


125




8.2. Проблема как этап научного исследования . . . . . . . . . .

131




8.3. Гипотеза как структурный элемент научной теории . . .

136




8.4. Теория как целостная система достоверного научного знания физической культуры как социального феномена .


142







Стр.

Глава 9.


Концептуальные основы гуманитаризации современного Российского образования . . . . . . . . . . . . .


150




9.1. Содержание гуманитарного образования и

социальные проблемы его развития . . . . . . . . . . . . . . . . . .


150




9.2 Цель, задачи и принципы гуманитаризации

современного физкультурного образования России . . . . . .


161

Глава 10.

Образование как системный процесс . . . . . . . . . . . . . . . .

169




10.1. Принцип субъективности в гуманитарном образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


169




10.2 Диалогизм как ведущий принцип

педагогической коммуникации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


172

Глава 11.

Пространство, время, хронотоп в социальном и гуманитарном познании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


178




11.1. Пространство и время как параметры

социальных процессов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


178




11.2 Понятие хронотопа как единства

пространственно-временных характеристик . . . . . . . . . . . . .


190

Глава 12.

Субъект социально – гуманитарного познания . . . . . . . .

194




12.1. Понятие субъекта в философии. Индивидуальный

субъект познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


194




12.2. Коллективный субъект, формы его существования . .

201

Глава 13.

Специфика объекта и предмета

социально – гуманитарного познания . . . . . . . . . . . . . . . .


207




13.1. Онтологические основания

социально-гуманитарного познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


207




13.2 Человек как объект

социально-гуманитарного познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


222

Глава 14.


Физическая культура личности

(социально-философский аспект) . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


228




14.1 Сущность и содержание

физической культуры личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


229




14.2 Уровни развития и закономерности

формирования физической культуры личности . . . . . . . . . .


237

Глава 15.


Методология научного исследования

физической культуры и спорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


244




15.1. Общие понятия о методологии науки . . . . . . . . . . . . . .

244




15.2. Взаимосвязь предмета и методов научного

исследования физической культуры и спорта . . . . . . . . . . .


256








Стр.

Глава 16.


Методологические основы научного познания

физической культуры и спорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


267




16.1. Качественная характеристика научных исследований

в сфере физической культуры и спорта . . . . . . . . . . . . . . . .


267




16.2. Методологическая культура специалиста в сфере

физической культуры и спорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


271




16.3. Актуальные проблемы методологии научного познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


274

Глава 17.


Функции философии в научном познании

физической культуры личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


284




17.1. Философия и методология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

284




17.2. Методологическая роль философии в научном познании физической культуры личности . . . . . . . . . . . . . . .


288




17.3. Основные принципы научных исследований

физической культуры и спорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


295

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

311

Приложение 1. Примерные вопросы кандидатского экзамена

по дисциплине «История и философия науки». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


314

Приложение 2. Тематика рефератов по дисциплине

«История и философия науки». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


319


ПРЕДИСЛОВИЕ
В последние годы в связи с происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, частью которых является и реформа высшего образования, увидели свет самые разнообразные учебники и учебные пособия по курсу философии, предназначенные для студентов вузов. В этих учебниках была преодолена имевшая место в прошлом некоторая односторонность, заключавшаяся в том, что история и содержание философии рассматривались как процесс подготовки и формирования марксистско-ленинского учения, а идеи и концепции, выдвинутые представителями других направлений и школ, подчас недооценивались.

Новая литература значительно расширила круг философов, знание биографий и основных идей которых – показатель успешного освоения учебного курса. Вместе с тем указанные изменения сопровождались и некоторыми негативными моментами. В силу перегруженности курсов философии сугубо теоретическим материалом стали значительно меньше времени уделять рассмотрению роли конкретно-научных вопросов в формировании логических и методологических знаний будущих специалистов, в понимании ими философского и культурологического значения крупнейших открытий и обобщений в естествознании и социально-гуманитарных науках. В преподавании философии произошло разобщение конкретно-научного и философского знания. Преодолению этого разрыва должен служить курс истории и философии науки. Именно этими соображениями руководствовался авторский коллектив настоящего учебного пособия, подготавливая его к изданию.

Сложные социальные процессы, происходящие во всех сферах современного общества и связанная с этим необходимость повышения эффективности системы образования предъявляет все более высокие требования к теоретико-методологической, мировоззренческой и профессиональной подготовке специалистов различных сфер социальной жизни, в том числе сферы физической культуры и спорта.

Важное значение для эффективной подготовки специалистов этой сферы имеет история и философия науки. Эта дисциплина дает теоретически обоснованные знания о науке как социокультурном феномене, её возникновении, закономерностях развития, роли, значении и функциях в современном обществе, концептуальных подходах к анализу философии науки, методах и гносеологических формах исследовательской деятельности специалистов в сфере физической культуры и спорта. Эти знания позволяют принимать действенные конкретные управленческие решения, связанные с определением путей повышения физкультурно – спортивной активности различных групп населения и социокультурного эффекта этой активности, пропаганды физической культуры и спорта, уточнением направлений и средств гуманизации современного российского физкультурного образования.

Авторы учебного пособия не претендуют на исчерпывающую и всестороннюю характеристику всей проблематики истории и философии науки. Основное внимание уделяется наиболее важным, сложным и дискуссионным проблемам этой науки, тем вопросам, которые не получили достаточно полного освещения в других учебных пособиях по данной учебной дисциплине, а также тем проблемам, которые обычно вызывают затруднения при ее изучении. Особое внимание уделено философским проблемам социально – гуманитарных наук, связанным с формированием, особенностями и спецификой методологии социального (гуманитарного) познания.

Цель пособия – помочь аспирантам и соискателям усвоить и осмыслить основы истории и философии: характер, содержание, особенности и значение этой науки, а также тех актуальных проблем, которые она изучает, пути их решения.

Основные задачи:

- помочь аспирантам и соискателям выработать правильное представление о сущности науки как социальном феномене, возникновении и основных стадиях ее исторической эволюции, места в общем «механизме» функционирования и развития социальной системы, ее роли, значении и функциях в современном обществе, взаимосвязи с культурой, политикой, экономикой и другими социальными явлениями;

- дать аспирантам и соискателям такую историко – философскую информацию о различных разделах науки по актуальным методологическим проблемам в сфере физической культуры и спорта, которая поможет будущим специалистам лучше понять и объяснять отношение людей к данной сфере социальной жизни;

- сформировать у аспирантов и соискателей навыки подготовки и проведения конкретно – социологических исследований в сфере физической культуры и спорта, научить использовать результаты этих исследований в своей профессиональной деятельности.

Данное учебное пособие призвано помочь аспирантам и соискателям в овладении этими знаниями и умениями. При этом предполагается, что они уже изучали учебные дисциплины: отечественную историю, историю физической культуры, философию, социологию с их основными понятиями и положениями.

При подготовке учебного пособия авторы использовали ранее опубликованные книги, учебники и статьи видных отечественных ученых, характеризующих их подходы к решению актуальных проблем истории и философии науки: Н. Ф. Бучило, В. О. Голубинцева, В. П. Кохановского, Т. Т. Лешкевич, С. А. Лебедева, В. С. Любченко, Т. М. Матяш, В. А. Рабоша, В. А. Родина, В. С. Степина, В. И. Стрельченко, Т. Б. Фахти и др.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой экзамена кандидатского минимума по истории и философии науки, разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации. Изложение материала рассчитано на читателя, не имеющего фундаментальной философской подготовки, но в достаточной степени знакомого с той или иной отраслью научного знания и желающего как успешно сдать кандидатский экзамен, так и овладеть навыками самостоятельного научного исследования.

Выпуская в свет данное учебное пособие, мы надеемся, что оно будет способствовать успешной философской подготовке соискателей ученой степени кандидата наук по специальностям 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры и 03.01.04 – биохимия. Книга может быть полезна и для аспирантов других специальностей. Мы надеемся, что наш труд со временем может быть улучшен, и рассчитываем на конструктивную критику со стороны наших читателей, на их предложения по дальнейшему совершенствованию учебного пособия.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие Санкт-Петербург 2013 удк 1: 001; 001. 8 Ббк 87. 3 iconУчебное пособие Уфа 2012 удк 1 ббк 87
Рецензенты: д филос н., проф. А. Ф. Кудряшев (Башкирский государственный университет)

Учебное пособие Санкт-Петербург 2013 удк 1: 001; 001. 8 Ббк 87. 3 iconУчебное пособие Санкт-Петербург 2007 Научный редактор: Шипицына Л....
Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде: Учебное пособие / Под ред. Л. М. Шипицыной. – Спб, 2007

Учебное пособие Санкт-Петербург 2013 удк 1: 001; 001. 8 Ббк 87. 3 iconУчебное пособие Санкт-Петербург Издательство спбгэту «лэти»
Авторы: А. Б. Гуркин, В. В. Калашников, Р. В. Костюк, А. С. Пученков, И. В. Узлова

Учебное пособие Санкт-Петербург 2013 удк 1: 001; 001. 8 Ббк 87. 3 iconУчебное пособие Санкт-Петербург Издательство спбгэту «лэти»
Авторы: А. Б. Гуркин, В. В. Калашников, Р. В. Костюк, А. С. Пученков, И. В. Узлова

Учебное пособие Санкт-Петербург 2013 удк 1: 001; 001. 8 Ббк 87. 3 iconУчебное пособие Санкт-Петербург Издательство спбгэту «лэти»
Авторы: А. Б. Гуркин, В. В. Калашников, Р. В. Костюк, М. А. Сорокина, Е. В. Умова

Учебное пособие Санкт-Петербург 2013 удк 1: 001; 001. 8 Ббк 87. 3 iconУчебное пособие для абитуриентов вузов Москва. 2006 удк 373. 167. 1: 3 ббк 60 С48
Е. И. Кукушкина, д-р эконом, наук, проф. М. И. Суворова, канд юрид наук, доц. В. М. Черенков, учитель средней школы №38 г. Москвы...

Учебное пособие Санкт-Петербург 2013 удк 1: 001; 001. 8 Ббк 87. 3 iconУчебное пособие Шахты 2011 удк 008 Составители: к ф. н., доцент кафедры «Философия и история»
Данное учебное пособие составлено для студентов всех специальностей очной и дистанционной форм обучения в соответствии с требованиями...

Учебное пособие Санкт-Петербург 2013 удк 1: 001; 001. 8 Ббк 87. 3 iconУчебное пособие для иностранных студентов Санкт-Петербург
Настоящее пособие подготовлено с целью оказать помощь иностранным студентам в изучении курса "История России". В нем коротко изложена...

Учебное пособие Санкт-Петербург 2013 удк 1: 001; 001. 8 Ббк 87. 3 iconУчебное пособие для иностранных студентов Санкт-Петербург
Настоящее пособие подготовлено с целью оказать помощь иностранным студентам в изучении курса "История России". В нем коротко изложена...

Учебное пособие Санкт-Петербург 2013 удк 1: 001; 001. 8 Ббк 87. 3 iconНовыепоступлениявбиблиотек у выпуск №1
Введение в теорию множеств и общую топологию : учебное пособие / П. С. Александров. 2-е изд., стереотип. Санкт-Петербург; Москва;...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск