Тема: Немецкая классическая философия






Скачать 101.19 Kb.
НазваниеТема: Немецкая классическая философия
Дата публикации06.02.2015
Размер101.19 Kb.
ТипКонтрольные вопросы
h.120-bal.ru > Философия > Контрольные вопросы
МОДУЛЬ 5

Тема: Немецкая классическая философия.

Основные понятия и термины:

Абсолют, абсолютная идея, абсолютный дух, автономная воля, антиномии, антитезис, априорный, «вещь в себе», воля, законы диалектики, императив, категории диалектики, категорический императив, категории диалектики, категорический императив, максима, младогегельянцы, «не-Я», объективный дух, старогегельянцы, субъективный дух, тезис, тождество, трансцендентальный, трансцендентная апперцепция, трансцендентный, триада.

Работа с терминами должна быть зафиксирована в «Словаре философских терминов и понятий».

Первый уровень понимания материала:

Контрольные вопросы для самопроверки:

  1. Каковы характерные черты немецкой классической философии? Назовите ее основных представителей.

  2. Объясните суть философии И. Канта о природе, обществе и познании.

  3. В чем заключается метод диалектики и каковы важнейшие философские идеи Г. Гегеля? В чем проявляется их влияние на развитие мировой философской мысли?

  4. Как понимают различия между вещью в себе и явлением И. Кант и А. Шопенгауэр?

Ответы на данные вопросы должны быть подготовлены в письменной форме.

Вопросы для закрепления материала:

  1. Кто ввел в философию термин "вещь в себе"? Почему "вещь в себе" не познаваема?

  2. Сравните философские взгляды Фейербаха, Канта и Гегеля на соотношение понятий "Бог", "мир", "человек". В чем суть антропологического материализма Фейербаха? Почему Фейербах называет свое философское мировоззрение "новым гуманизмом "?

  3. Кто из представителей немецкой классической философии является автором учения об Абсолютной идее? Кратко охарактеризуйте его мировоззренческую позицию. Ответ аргументируйте.

Эти задания должны быть выполнены в письменной форме.
Второй уровень понимания материала:

Упражнения и задачи:

1. Характерной чертой философии Гегеля является:

а) панлогизм;

б) субъективизм;

в) агностицизм;

г) материализм.

Обоснуйте ответ.

2. Что такое триада Г. Гегеля? Нарисуйте ее схему. Сводится ли диалектика Гегеля к принципу триадичности развития?

3. Объясните образное выражение Гегеля с точки зрения его философии: " Абсолютную идею можно сравнить… со стариком, высказывающим то же самое религиозное содержание, что и ребенок, но для первого оно является смыслом жизни".

4. Кто из философов классической немецкой философии был объективным идеалистом?

а) И. Кант;

б) Гегель;

в) Фихте;

г) Фейербах.

Назовите его основные работы. Тезисно изложите основные идеи.

  1. Прокомментируйте высказывание Гегеля: "Все действительное разумно, все разумное действительно" в русле его философии. Какая особенность философии Гегеля выражена в этой фразе?


Задания должны быть выполнены в письменной форме.

Третий уровень понимания материала:


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:

1. В философском творчестве И. Канта выделяются периоды:

а) докритический и критический;

б) материалистический и диалектический;

в) логический и онтологический;

г) рациональный и иррациональный;

д) метафизический и диалектический.
2. Философский трактат «Критика чистого разума» был написан:

а) Гегелем;

б) Декартом;

в) Кантом;

г) Ницше;

д) Бэконом.


3. Трансцендентное по Канту – это:

а) познанное опытным путем;

б) познанное эмпирически и рационально;

в) познанное с помощью теоретического разума;

г) познанное с помощью практического разума;

д) абсолютно непознаваемое.

4. По мнению Канта, «вещь в себе» – это:

а) Бог;

б) реальное существование потенциального мира;

в) мир существующий, который нам совершенно недоступен и никогда не может сделаться объектом нашего познания;

г) то же, что феноменальное субъективное бытие;

д) совокупность трансцендентных субъектов, то же, что Платон называл «миром идей».

5. Помимо явлений Кант выделяет:

а) мир вещей в себе;

б) мир сознания в себе;

в) мир чувств в себе;

г) мир идей в себе;

д) бога в себе.

6. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:

а) вещь в себе;

б) феномен;

в) ноумен;

г) иллюзия;

д) интуитивное схватывание.
7. Априорные формы чувственного созерцания, по Канту:

а) пространство и время;

б) пространство и мышление;

в) бытие и время;

г) ощущение и представление;

д) бытие и сознание.

8. По теории Канта, время и пространство:

а) являются вечными реальными атрибутами субстанции;

б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;

в) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;

г) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей;

д) первичны по отношению к материи.

9. Кант обосновывает нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку:

а) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости;

б) человек — это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения;

в) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;

г) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе;

д) человек создан по образу и подобию божьему.

10. Формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать...»:

а) привычной формой твоего поведения;

б) принципом инстинкта самосохранения;

в) общим законом;

г) примером для подражания других;

д) юридическим законом.

11. По мнению Канта, категорический императив – это:

а) выведенный им закон соотношения масс планет;

б) критикуемый им христианский догмат;

в) занимаемая им гражданская позиция;

г) доказательство несостоятельности любых нравственных предписаний;

д) непреложное нравственное требование, моральный закон.

12. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:

а) соответствует действующему закону;

б) доставляет личное удовлетворение;

в) подчинен абстрактному чувству долга;

г) подчинен воле бога;

д) связан с гуманными или дружескими чувствами.

13. В своей теории эстетического суждения Кант впервые охарактеризовал эстетически приятное, с точки зрения:

а) потребности;

б) творческой способности;

в) практики;

г) незаинтересованности;

д) удовольствия.

14. Философия Гегеля — это:

а) реализм;

б) абсолютный объективный идеализм;

в) материализм;

г) эмпиризм;

д) трансцендентальный идеализм.

15. Диалектика в философской системе Гегеля:

а) спекулятивно-идеалистическая;

б) экзистенциальная;

в) материалистическая;

г) негативная;

д) метафорическая.

16. По Гегелю, первооснова всего сущего есть:

а) материя;

б) сознание;

в) абсолютная идея (мировой дух);

г) бог;

д) у сущего нет первоосновы, все безосновно, преходяще.

17. В системе Гегеля мировое развитие есть:

а) развитие духа (абсолютной идеи);

б) процесс закономерной смены общественно-экономических формаций;

в) воплощение Божественного замысла;

г) процесс самоорганизации материи;

д) Гегель отрицал развитие.
18. В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис:

а) все, что существует — разумно;

б) все, что существует — действительно;

в) все, что разумно – существует;

г) все, что разумно — действительно.

19. Гегель рассматривал историю в своей работе «Философия истории», как:

а) прогрессивное развитие науки;

б) самоцельное становление бога;

в) развитие мирового духа во времени;

г) развитие мирового духа в пространстве;

д) нравственный прогресс.

20. Философия Л. Фейербаха — это:

а) материализм;

б) идеализм;

в) рационализм;

г) натурализм;

д) эмпиризм.

21. Материалистическая концепция Л. Фейрбаха получила название:

а) стихийный материализм;

б) наивный материализм;

в) механистический материализм;

г) диалектический материализм;

д) антропологический материализм.

22. Фейербах главным объектом познания считал:

а) природу;

б) бога;

в) человека;

г) познание;

д) общество.

23. Фейербах считал религию:

а) нелепым суеверием;

б) абсолютизированием субъективной стороны сознания;

в) приписыванием Богу атрибутов человека;

г) реализацией свободы;

д) атавизмом сознания, связанным со страхом людей перед силами природы.

24. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика:

а) права;

б) государства;

в) абсолюта;

г) любви;

д) бога.

25. Установите соответствие философа философскому учению:

1. трансцендентальный идеализм; а) Гегель;

2. антропологический материализм; б) Кант;

3. абсолютный идеализм; в) Шеллинг;

4. философия тождества; г) Фейербах.

26. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:

1. «Критика чистого разума»; а) Гегель;

2. «О сущности христианства»; б) Кант;

3. «Наука логики»; в) Шеллинг;

4. «Система трансцендентального идеализма»; г) Фейербах.
Ответы на тестовые задания должны быть зафиксированы в письменной форме.
Задания повышенной сложности:

Напишите эссе (объем 3 стр.) на тему: «Парадоксы «свободы» в немецкой классической философии».

Задания должны быть выполнены в письменной форме.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Немецкая классическая философия iconТема № Немецкая классическая философия
При всем многообразии идей и концепций немецкую классику отличает приверженность ряду существенных признаков. Они то и позволяют...

Тема: Немецкая классическая философия iconНемецкая классическая философия
Ведь всего за несколько десятков лет на территории страны, да ещё и не имевшей собственной национальной философской традиции вдруг...

Тема: Немецкая классическая философия iconКурсовая работа по философии На тему: «Немецкая классическая философия»
С учётом всего этого Ф. Энгельс сформулировал вывод о том, что в Германии XIX в философская революция предшествовала политическому...

Тема: Немецкая классическая философия iconТемы и их краткое содержание Модуль 1 Социальная философия как раздел философского знания Тема 1
Понятия «социум» и «общество». Понятие «социальное». Основные вопросы социальной философии. Прикладные аспекты социально-философского...

Тема: Немецкая классическая философия iconПрограмма Вступительного экзамена по направлению подготовки 030100. 68 «Философия»
Понятия «социум» и «общество». Понятие «социальное». Основные вопросы социальной философии. Прикладные аспекты социально-философского...

Тема: Немецкая классическая философия iconПрограмма курса «геополитика» Тема предмет и теоретические источники...
Категории эволюции геополитического пространства и геополитических изменений: геополитические эпохи и геополитические циклы. Геополитические...

Тема: Немецкая классическая философия iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...

Тема: Немецкая классическая философия iconРеферат по курсу «Социальная философия» на тему «Философия истории Г. В. Ф. Гегеля»
Философия истории в современном представлении — это раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического...

Тема: Немецкая классическая философия iconПрограмма курса философии планы семинарских занятий Методические...
Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От...

Тема: Немецкая классическая философия iconРабочая программа по географии 9 класса составлена на основе программы...
Рабочая программа по географии 9 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, классическая линия, 6-11...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск