Вопросы к экзамену для поступающих в аспирантуру






НазваниеВопросы к экзамену для поступающих в аспирантуру
страница1/25
Дата публикации09.02.2015
Размер2.76 Mb.
ТипВопросы к экзамену
h.120-bal.ru > Философия > Вопросы к экзамену
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
ВОПРОСЫ

к экзамену для поступающих в аспирантуру
1. Философия как форма общественного сознания.

2. Роль философии в жизни человека и общества. Функции философии.

3. Материализм и идеализм как направления в философии, их основные формы.

4. Возникновение философии (Греция, Индия, Китай).

5. Особенности античной философии.

6. Средневековая философия.

7. Основные направления философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм.

8. Немецкая классическая философия.

9. Особенности развития философской мысли в России.

10.Основные направления русского космизма.

11.Позитивизм, исторические формы его развития.

12.Философия прагматизма.

13.Экзистенциальная философия ХХ века.

14.Особенности и значение философии марксизма.

15.Философские и естественнонаучные представления о материи.

16.Понятия изменения, движения и развития.

17. Исторические формы диалектики и метафизики. Диалектика и метафизика (антидиалектика) как методы познания.

18.Проблема познаваемости мира. Агностицизм и скептицизм.

19.Понятие детерминизма и причинность.

20.Чувственное познание и его формы.

21.Мышление и его формы. Основные законы логики.

22.Проблема происхождения человека. Основные факторы антропосоциогенеза.

23.Сознание и самосознание. Проблема бессознательного.

24.Философское учение об истине.

25.Практика и ее роль в познании.

26.Эмпирический уровень научного познания.

27.Теоретический уровень научного познания.

28.Природа и сущность философских категорий.

29. Природа и общество. Их взаимодействие.

30.Основные исторические этапы общественного развития. Понятие "информационного общества".

31.Общественное сознание. Его уровни и формы.

32. Понятие нравственности. Основные этические категории.

33.Эстетическое отношение к действительности. Особенности художественного мышления.

34.Политическая сфера жизни общества. Общество и государство.

35.Религия как форма общественного сознания.

36.Понятие науки. Наука как система знания и социальный институт.

37 . Право. Его происхождение и сущность.

38.Понятие личности в философии. Личность и общество.

39.Проблема соотношения социального и биологического в человеке.

40.Понятия свободы и необходимости в философии.

41.Общественный прогресс и его критерии.

42.Глобализация: ее социальные и культурные аспекты.

1. Философия как форма общественного сознания.

Слово "философия" связывается в представлении человека о чём-то бесконечно сложном и недоступном простому смертному. Философия, действительно, бесконечна и сложна, но отсюда не следует её непостижимость. То, что создано одним человеком, в принципе может быть понято другим человеком. Кроме того, понимание не обязательно предполагает согласие с идеями мыслителей.
Философское знание - по своей природе знание мировоззренческое, а в области мировоззрения совпадение мнений - исключение из правила разнообразия взглядов и мнений. Непонятность философии известна давно и определяется не столько способностями человека, сколько спецификой знания. По этому поводу Гегель писал: "...обладая представлениями, мы ещё не знаем их значения для мышления, ещё не знаем лежащих в их основании мыслей и понятий. И наоборот, не одно и то же - иметь мысли и понятия и знать, какие представления, созерцания, чувства соответствуют им". Однако кроме трудностей интеллектуального порядка имеются и практические соображения. Бытует мнение, что от философии нет никакой пользы, в отличие, например, от математики или физики.
Достойны сочувствия те студенты (и уже не студенты), которые полагают, что философия им не нужна. Отношение к изучению философии - своего рода диагноз духовного развития личности. Во взглядах таких людей сказываются предрассудки предшествующих поколений, видевших в философии исключительно средство социалистической пропаганды. Полагаю, что им философия, действительно, не нужна: они до неё ещё не доросли интеллектуально. Древнегреческий философ Эпикур завещал: "Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устаёт заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым ни перезрелым для здоровья души". Свыше пятисот лет тому назад итальянский гуманист Пико делла Мирандола писал: "Я никогда не постыжусь похвалить себя за то, что никогда не занимался философией иначе, как из любви к философии, и ни в исследованиях, ни в размышлениях своих никогда не рассчитывал ни на какое вознаграждение или оплату, кроме как на формирование моей души и на понимание истины, к которой я страстно стремился". В плане таких высказываний остаётся лишь сожалеть о принудительном изучении основ философии, которое нынешним поражённым практицизмом поколениям людей не приносит никакой "пользы".
В данном пособии, не стремясь объять необъятное, предпринята попытка показать философию как форму общественного сознания, существующую наряду с религиозным, правовым, политическим и иным сознанием общества. Изучающему философию чрезвычайно важно отделить её от науки. Такое отделение является залогом понимания смысла разных философских учений. Над рядом поколений людей тяготеет представление о философии как науке, что противоречит её общественному предназначению. Слово "наука" часто используется в культурологическом смысле как упорядоченная система знаний. В этом смысле наукой называются и некоторые иные экзотические области знания. Но имеется и иное понимание науки, о котором речь ниже.
О философии написано очень много, кажется, будто уже больше ничего сказать нельзя. Но если кто-то спел песню, из этого факта вовсе не следует, что кто-то другой не может спеть эту же песню по-своему. В связи с этим нарушено традиционное изложение материала. Философия представлена в различных, хотя и не во всех своих сторонах. Разделы философии относительно обособлены, однако, некоторые мировоззренческие проблемы фигурируют в разных разделах. Поэтому имеют место повторы материала. Они допустимы, так как повторенье - мать ученья. Автор не признаёт так называемой социальной философии, поскольку считает всю философию социальной. Деление философии по объекту, а не по проблематике, необоснованно, тем более, что объект философии - не конкретный фрагмент действительности, а отношение человека ко всем фрагментам, объединяемых словами "мир", "бытие" и др. Поэтому, по мнению автора, нет никакой социальной и несоциальной философии, она вся социальна и духовна.
В этом же плане представляется необоснованным рассмотрение так называемого основного вопроса философии, который даже В. И. Ленин называл "основным гносеологическим вопросом". Изучение философии в плане "основного вопроса" существенно обедняет философию, так как за её пределами остаются важные для каждого человека мировоззренческие вопросы о свободе (не только как познанной необходимости), справедливости (не только как этической категории), равенства (не только как социального равенства), предназначения человека, его судьбы, смысла жизни и ряда других вопросов.
В данном пособии не излагается материал истории философии, поскольку он изложен почти во всех учебниках, и нет нужды в повторении известного. Приводятся лишь мнения отдельных философов по тем или иным проблемам. Материал пособия излагается конспективно и предельно простым языком. Используется наименьшее количество иностранных слов, дабы не создавалось впечатление великой учёности. Язык философии должен быть прост и понятен, что тем более актуально ввиду особой объективной сложности её проблем. Поэтому кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Примером тут могут быть работы Арсения Николаевича Чанышева. Талант этого философа сказывался, в частности, в его чрезвычайно живом и понятном языке, который облегчает усвоение сложных мировоззренческих проблем. Интересующемуся философией желательно почитать работы этого философа. И всё же философию нельзя излагать "своим языком". Приступая к изучению основ философии (или науки), следует одновременно усваивать её термины и понятия. Без этого философия будет выглядеть сложнее всех не только общеобразовательных, а и специальных дисциплин.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы к экзамену для поступающих в аспирантуру iconВопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности
Вступительный экзамен в аспирантуру по специальности предполагает ответ на два вопроса билета

Вопросы к экзамену для поступающих в аспирантуру iconПрограмма вступительных испытаний по философии для поступающих в...
...

Вопросы к экзамену для поступающих в аспирантуру iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Программа предназначена для подготовки соискателей к вступительному экзамену в аспирантуру кафедры «Экономическая история» по специальности...

Вопросы к экзамену для поступающих в аспирантуру iconПроспект и программа для поступающих в аспирантуру на Гуманитарный...
...

Вопросы к экзамену для поступающих в аспирантуру iconПрограмма предназначена для поступающих в аспирантуру по специальности...
Программа предназначена для поступающих в аспирантуру по специальности 070003 всеобщая история (новое и новейшее время)

Вопросы к экзамену для поступающих в аспирантуру iconВопросы к экзамену по дисциплине «хозяйственный процесс»
Вопросы к экзамену по дисциплине «хозяйственный процесс» для студентов 4 курс заочной формы получения образования (4 года) на 2013...

Вопросы к экзамену для поступающих в аспирантуру iconПеречень вопросов для поступающих в аспирантуру по специальности...

Вопросы к экзамену для поступающих в аспирантуру iconПрограмма для поступающих в аспирантуру по специальности 12. 00....
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительных испытании в аспирантуру по уголовному праву, криминологии и уголовно-...

Вопросы к экзамену для поступающих в аспирантуру iconПрограмма вступительных испытаний в аспирантуру по направлению 51....
Предлагаемая программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 51. 06. 01 Культурология, программа «Теория и история...

Вопросы к экзамену для поступающих в аспирантуру iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Программа предназначена для поступающих в аспирантуру по специальностям






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск