Основной круг жизненных вопросов, на которых сосредоточил своё внимание писатель. Тема находится в неразрывной связи с идеей произведения. Эссе- разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта а изображение впечатлений, раздумий. Эссе возник на рубеже XVIII века, распрос






Скачать 93.42 Kb.
НазваниеОсновной круг жизненных вопросов, на которых сосредоточил своё внимание писатель. Тема находится в неразрывной связи с идеей произведения. Эссе- разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта а изображение впечатлений, раздумий. Эссе возник на рубеже XVIII века, распрос
Дата публикации22.01.2015
Размер93.42 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Философия > Документы
Приложение.

Вступительное слово перед чтением эссе.

Идея – основной принципиальный смысл произведения, выступающий через всё единство образов. В прозе всегда в наличии многоидейность, многопроблемность, многотемность. Тема- основной круг жизненных вопросов, на которых сосредоточил своё внимание писатель. Тема находится в неразрывной связи с идеей произведения. Эссе- разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта а изображение впечатлений, раздумий. Эссе возник на рубеже XVIII века, распространился в литературе, особенно в Англии. Эссеистический стиль отличается афористичностью, образностью. Может быть философским и литературно- критическим. В эссе нет претензий на анализ и стиль, а есть рассуждение субъективного характера на заданную тему.

Эссе . (Сереброва Наталья)

«В чём мудрость жизни?»

Жизнь – это непрерывная цепь собственных открытий(Г. Гауптман. Немецкий писатель.) И таким открытием для меня явились притчи О.М. Безымянной. Хочу остановиться на одной из них. Это «Притча о Мудрости». Это яркое, назидательное, в некоторой степени даже спорное произведение. Утверждение, звучащее в последних строках как мораль, как приговор, как…вопрос: «Так и в жизни не ценится то, в чём мудрость заложена, а отдаётся предпочтение тому, что может принести выгоду, что не требует работы ума, что не тешит самость и гордыню». Сегодня стоит задуматься над этим вечным вопросом. Духовное или материальное? Думаю, что в современном обществе мало кто захочет отказаться от материальных благ... Но? Только ли это важнее всего? Говоря о бездуховности общества, мы всё чаще прибегаем к мысли о том, что и духовная составляющая очень важна для жизни. Надо признать и то ,что сейчас люди больше ценят первое, чем второе. Но всё-таки, как показывает опыт мирового развития Человечества, его истории, культуры, искусства и архитектуры – духовные ценности важнее! Они делают нашу жизнь гармоничной, наполняют её смыслом, содержанием… Из поколения в поколение люди передают свой опыт , свои знания, свою мудрость потомкам, вписывают свою страницу в Великую Книгу Жизни. Оставить после себя хорошее, ценное- это и есть мудрость жизни. Но мудрость нельзя купить или вырастить на грядке, как сказал великий поэт и философ Омар Хайям:

Завёл я грядку мудрости в саду

Её лелеял, поливал - и жду…

Подходит жатва, а из грядки голос:

«Дождём пришла и ветерком уйду».

Мудрость – это дар судьбы. Можно быть юным и мудрым , и старым и глупым! Будьте мудры!

Эссе «Слово о полку Игореве» - литературный памятник Руси. (Антоненко Юлия).

Чтением человек переживает века. Подобно тому, как есть история общества, история стран и народов, подобно этому есть и история литературы. Из бесконечного потока книг « естественный» читающий отбор, работа критики, наука о литературе, в частности её история, выделяют «золотой» фонд, знакомство с которым становится необходимостью для всякого культурного человека. « Чтением человек переживает века, и как попутчик, вместе шагая и не сбиваясь с дороги» - говорил А. И. Герцен. Дмитрий Сергеевич Лихачёв посвятил всю свою жизнь изучению уникального произведения – памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». При этом он отмечал следующее: «Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет - мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни.»

Дух народа запечатлевается и живёт не только в литературе, но и в архитектуре , живописи и музыке., являясь своеобразным памятником культуры и искусства.

Что же такое литературный памятник? Обратимся к с Литературному энциклопедическому словарю:

«Литературный памятник – это произведение мировой литературы , выверенное временем и являющееся своеобразным памятником культуры, рассказывающее об истории народа. Это высокохудожественное произведение».

Почему же «Слово…» стало бессмертным памятником?

Во – первых , это история народа (События похода князя Игоря), это и призыв к единению русских князей.

Во – вторых , в нём налицо современные идеи: патриотизм , любовь к Родине , честь , совесть, достоинство , единство перед лицом опасности.

В – третьих , это высокохудожественное произведение, где ощущается широкое и свободное дыхание устной народной речи, и есть образная система.

В – четвёртых , «Слово…» - источник вдохновения для многих поколений писателей. И , наконец , последнее – это неослабевающий интерес к «Слову…».

Как оно свежо и сейчас! Патриотическое слово тех далёких лет! Оно явилось началом всех начал. Русское слово! Оно было под стать своему великому народу!

Так было во времена становления русского государства.

Так было в блистательном 19 веке, когда русское слово раскрылось гением А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Так было в незабываемые годы Великой Отечественной войны ,когда качнулись весы истории.

Так было, есть и будет всегда! Наши сердца наполняются гордостью за свою Родину и свой народ! А у великого народа может быть только великое «Слово…» - народное , вдохновенное , патриотическое! В нём не только звон боевого щита, в нём биение великих ручьёв , дуновение волжского ветра , колыхание безбрежных нив…

Народ растёт, строит настоящее , помнит прошлое и мечтает о будущем!

И «Слово о полку Игореве» шагает с нами в 21 век!

Итоги урока.

Рефлексия по результатам урока – проекта.

Индивидуальное задание Серебровой Натальи. Эссе. См. Приложение.

Комплексный анализ текста подготовила Джанакаева Альбина.

Сюжет мог пересказать любой из участников рабочих групп. Работа над языком притчи была выполнена группой наиболее сильных участников урока - проекта. Кроме работы по притче, одна из рабочих групп изъявила желание подготовить в рамках урока - проекта презентацию книги из серии «В мире прекрасного» РУСЬ ДЕРЕВЯННАЯ. (Образцы русского деревянного зодчества) авторов: А.В. Ополовникова, Г.С. Островского… Считаю, что цель и вытекающие из неё задачи выполнены, ребята довольны результатами своего труда. Думаю, что все стадии (этапы) проекта ими пройдены, хотя и с различными отметками. Оценка зависела от грамотности и степени активности обучающихся в проекте. Рефлексия: активность -100%, Погружение в проект-100%, организация – 100%, Осуществление-100%, презентация -100%. Одно мини - исследование, ,две таблицы,22 изложения с продолжением, два эссе, один комплексный анализ текста . На каждом этапе работы в результате совместных действий всех участников групп урок получился не только познавательным, но и интересным.

Примерный план.(Цитатный)

1 «Умный человек зашёл в богатый дом».

2. « Он увидел книгу в золотом переплёте».

3. « Поведай мне, откуда у тебя это сокровище?»

4. «Мне посчастливилось купить её у одного довольно странного человека»

5 « Это книга самого знаменитого Мудреца!»

6. « Я верю ,что получу за неё в миллионы раз больше, чем отдал».

7. «Ты получишь в миллионы раз больше, если прочтёшь её».

8. «Пусть все видят, каким сокровищем я обладаю!»

9. « С болью в сердце покинул умный человек дом богатого глупца».

10. «Так и в жизни не ценится то, в чём Мудрость заложена».

План , составленный в процессе урока.

1.Умный гость в доме богатого.

2.Легенда о том, как книга попала в дом .

3.Разговор умного гостя и богатого глупца.

4.Ситуация непонимания.

5. Ценности материальные и духовные: что важнее?

6. Гость с болью в сердце покидает дом богатого глупца.

7. Мораль притчи: «… в жизни не ценится то, в чём мудрость заложена…»

Мини – исследование.

Диалог как текстообразующий фактор. (1-я группа).

Дано: « Притча о Мудрости» О.М. Безымянной.

Доказать: Что в этой притче диалог - это текстообразующий фактор.

Доказательство: Разобьём текст на части по принципу: слова автора и реплики диалога. Посчитаем количество слов, относящихся к тому и другому. Получается :вступление – 22 слова; содержательная часть –13 слов; заключение – 32 слова. Итого – 96 слов. Реплики диалога: хозяин -6 реплик, 1 объёмная ; реплики гостя – 10, 2 объёмных. Общее количество слов в репликах -355.Составляем пропорцию: 100% - 451 слово. Х% - 355 слов. Х = 79% приходится на диалог, следовательно на слова автора – 21% . Вывод: Диалог является текстообразующим фактором, что и требовалось доказать.

Результаты:22 изложения, 2 эссе, 1 мини – исследование,1 таблица: «Речевая характеристика героев притчи», 1 план притчи.

Речевая характеристика героев притчи.

Таблица

Гость

Хозяин

Гость

Хозяин

Спросил

Предупредил

Умная книга

Очень хорошая вещь

Успокоил

Посчастливилось

Это сокровище

Купить ее

Поведай

Купить

Жемчужина

За нее

Воскликнул

Шептал

Жемчужина мудрости

Судьбу этой вещи

Получишь

Купи-купи

Такое сокровище

Она

Прочтешь

Отдал

Такое добро

От продажи этой вещи

Обогатит

Чувствую

Такой дар

Каким сокровищем я обладаю

Сделает

Буду решать

Драгоценнейшая жемчужина Мудрости




Научись

Не умею читать

Золотая Книга Жизни




Пытался

Не продешевлю

Книга знаменитого Мудреца




вразумить

Верю, что получу







Преподнесла

Воскликнул







Распоряжаешься

Посмотрел







Не осветит

Ответил







Не обогатит

Думаю, хватит







Не украсит

Выручу, чтобы купить







Не возвысит

Взял







Не прославит

Поставил







Добавил

Пусть видят







Посетовал

Обладаю










Произнес







Глаголы Местоимения, прилагательные, существительные.

Рабочие группы.

1-я группа.

1.Антоненко Юлия

2.Атаева Хава

3.Джанакаева Альбина

4.Кабилова Нигина

5.Пищанюк Виктория

6.Сереброва Наталья

7.Тагирова Ирада

8.Чекати Оксана

2-я группа

1.Зузанская Карина

2.Пешхоева Рукет

3.Пыжьянов Дмитрий

4.Сухоруков Борис

5.Танкиев Ислам

6.Храпова Елена

7.Чиканчи Василий

8.Явтушенко Николай

3-я группа

1.Богатырёв Рустам

2.Будайханов Рамазан

3.Губайдуллин Руслан

4.Идиков Альберт

5.Касьяненко Александр

6.Резванов Шавкат

7.Сахаватов Анвар

8.Шоткин Марат

Особенности притчи.

1.Произведение малой формы.

2.Дидактико – аллегорическийхарактер содержания.

3.Форма, композиция, язык, стиль, образная система ,сюжет – всё подчинено выражению определённой дидактической идеи.

4. Заключает в себе поучение религиозного или морального плана.

5.Жанр, тесно связанный с фольклором(сказовая тадиция).

6.Содержит элемент обобщения.

7.Типичность описываемого явления.

8. Актуальность поднимаемой темы.

9.Упрощённость образов( многие герои притч являются лишь носителями какой – либо идеи или какого – либо нравственного качества).

10.Традиционность идейно – образной системы ( эпитеты, метафоры, сравнения).

Особенности притч О. М. Безымянной

1.Строгость авторской манеры.

2 Символичность образов.

3.Риторичность слога.

4.Отсутствие излишней усложнённости синтаксических конструкций.

5.Диалогичность.

6. «Приглушённое» звучание изобразительно – выразительных средств.

7. Присутствие скрытых цитат ( реминисценций).

Жемчужины мысли

1.Безумство храбрых – вот мудрость жизни! (М. Горький)

2.Книги показывали мне иную жизнь – жизнь больших чувств, которые приводили людей к подвигам…(М. Горький).

3. В совершенствовании человека – смысл жизни .(М. Горький)

4. Для меня книга – чудо, в ней заключена душа, написавшего её; открыв книгу, я освобождаю эту душу, и она таинственно говорит со мною. (М. Горький).

5. Читайте больше – это познакомит Вас с грандиозной работой мировой человеческой мысли… Учитесь настойчиво, упорно, всегда… Читайте серьёзные книги…( М Горький)

6.Нужно читать и уважать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, понимать людей и истинные мотивы их поступков.(М. Горький).

7.Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум, сердце чувством любви к миру, к человеку . (М. Горький).

8. Чтение – вот лучшее учение! (А. С. Пушкин)

9.Книги – дети разума.(Д. Свифт)

10. Язык есть вековой труд целого поколения.(В. И. Даль).

11. Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш.(В. И. Даль).

12. Мудрость не в том , чтобы знать как можно больше, а в том , чтобы знать, какие самые нужные, какие менее и какие ещё менее нужны.( Л. Толстой).

13.Душа, в которой отсутствует мудрость, - мертва. Но если обогатить её учением, она оживёт, подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь.( Абу- аль – Фарадж).

14. Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев.(Саади)

15. Будь мягче к людям! Хочешь быть мудрей?

Не делай больно мудростью своей!

С обидчицей-Судьбой воюй, будь дерзок,

Но сам клянись не обижать людей!

(Омар Хайям).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основной круг жизненных вопросов, на которых сосредоточил своё внимание писатель. Тема находится в неразрывной связи с идеей произведения. Эссе- разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта а изображение впечатлений, раздумий. Эссе возник на рубеже XVIII века, распрос iconКраткий словарь литературоведческих терминов" трактует эссе как "
Сочинение в жанре эссе требует от автора не только умения продемонстрировать "сумму знаний", но и сделать акцент на собственных чувствах,...

Основной круг жизненных вопросов, на которых сосредоточил своё внимание писатель. Тема находится в неразрывной связи с идеей произведения. Эссе- разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта а изображение впечатлений, раздумий. Эссе возник на рубеже XVIII века, распрос iconЭссе (от французского "essai", англ. "essay", "assay" попытка, проба;...
Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и не претендует на определяющую или исчерпывающую...

Основной круг жизненных вопросов, на которых сосредоточил своё внимание писатель. Тема находится в неразрывной связи с идеей произведения. Эссе- разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта а изображение впечатлений, раздумий. Эссе возник на рубеже XVIII века, распрос iconПамятка работы с текстом 82
С4- даны рекомендации и алгоритм по написанию эссе. В пособии содержатся образцы эссе, которые помогут выпускнику приобрести опыт...

Основной круг жизненных вопросов, на которых сосредоточил своё внимание писатель. Тема находится в неразрывной связи с идеей произведения. Эссе- разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта а изображение впечатлений, раздумий. Эссе возник на рубеже XVIII века, распрос iconИскусство второй половины XVIII века
В ряде районов страны и крестьянское хозяйство начинает производить продукты для рынка. Растет промышленность, где помимо купечества...

Основной круг жизненных вопросов, на которых сосредоточил своё внимание писатель. Тема находится в неразрывной связи с идеей произведения. Эссе- разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта а изображение впечатлений, раздумий. Эссе возник на рубеже XVIII века, распрос iconА. И. Миллер Ментальные карты историка
Прежде всего условимся о жанре. Это эссе, в котором я не стремлюсь к полноте возможных примеров и ссылок на литературу, а лишь пытаюсь...

Основной круг жизненных вопросов, на которых сосредоточил своё внимание писатель. Тема находится в неразрывной связи с идеей произведения. Эссе- разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта а изображение впечатлений, раздумий. Эссе возник на рубеже XVIII века, распрос iconДля начала остановимся на критериях оценки эссе, потому что если...
Речь идёт о критерии K1 – раскрытие смысла высказывания. Если выпускник неверно раскрыл смысл высказывания, то есть не обозначил...

Основной круг жизненных вопросов, на которых сосредоточил своё внимание писатель. Тема находится в неразрывной связи с идеей произведения. Эссе- разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта а изображение впечатлений, раздумий. Эссе возник на рубеже XVIII века, распрос icon4. Медицина средневекового востока (V – XVII вв.)
Термин «средние века», (лат medium aevum), возник в Италии в XV – XVI вв в среде гуманистов, которые отделили таким образом свое...

Основной круг жизненных вопросов, на которых сосредоточил своё внимание писатель. Тема находится в неразрывной связи с идеей произведения. Эссе- разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта а изображение впечатлений, раздумий. Эссе возник на рубеже XVIII века, распрос iconВоспоминания о россии классика-ххi
Блистательные мемуары и эссе одного из самых скандальных отечественных критиков Л. Л. Сабанеева предоставляют уникальную возможность...

Основной круг жизненных вопросов, на которых сосредоточил своё внимание писатель. Тема находится в неразрывной связи с идеей произведения. Эссе- разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта а изображение впечатлений, раздумий. Эссе возник на рубеже XVIII века, распрос iconЭссе Моя профессия – школьный библиотекарь
Но таких книг было очень мало. В основном присылали политическую литературу, которая вызвать интерес к книге у школьников не могла....

Основной круг жизненных вопросов, на которых сосредоточил своё внимание писатель. Тема находится в неразрывной связи с идеей произведения. Эссе- разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта а изображение впечатлений, раздумий. Эссе возник на рубеже XVIII века, распрос iconТема Процесс укрепления и разложения феодально-крепостнических отношений в XVIII начала XX в
Цель данной темы – проанализировать основные понятия мировой экономики на рубеже XIX – XX вв






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск