Программа «количественного смягчения»






НазваниеПрограмма «количественного смягчения»
страница1/29
Дата публикации04.03.2017
Размер3.78 Mb.
ТипПрограмма
h.120-bal.ru > Финансы > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Севастопольский национальный технический университет




ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА И ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ПОСТКРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Материалы Международной научно-практической Конференции

Севастополь, 8 – 10 сентября 2014 г.



Севастополь 2014

УДК 336.13.012.24(477)

ББК

Ф59

Научный редактор - И.В. Колесова, канд. экон. наук, доц. Севастопольский национальный технический университет
Редакционная коллегия:
А.П. Вожжов, д-р экон. наук, проф. кафедры «Финансы и кредит», Севастопольский национальный технический университет

В.И.Плаксин - д-р экон. наук, проф. кафедры «Финансы и кредит», Севастопольский национальный технический университет


.

Формирование фінансового механизма и информационной среды пост кризисного развития экономики: Материалы Международной научно-практической конференции, Севастополь, 8 – 10 сентября 2014 г. р./ Севастоп. техн. ун-т; науч. ред. И.В. Колесова – Севастополь, СевНТУ, 2014. – 253с.

© СевНТУ, 2014

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ


339.747

Вожжов А.П., доктор экон. наук, профессор кафедры Финансов и кредита, Севастопольский Национальный технический университет

Белоусов А.С., магистр кафедры Финансов и кредита,

Севастопольский Национальный технический университет, финансовый аналитик группы компаний «Инкерман Инт.»
ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВАЛЮТ НА

«ПРОГРАММУ КОЛИЧЕСТВЕННОГО СМЯГЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ».
Мировая экономическая система непрерывно развивается, чтобы соответствовать всем современным требованиям мирового рынка. Кризис банковской системы США в 2008 году привел к формированию новой парадигмы монетарного управления экономикой. В основу новой парадигмы заложена программа "количественного смягчения".

Программа «количественного смягчения» используется для регулирования экономической системой, когда дальнейшее применение учетной ставки ЦБ становится невозможным из-за приближения её к нулевым значениям. Регулирование осуществляется путем насыщения экономической системы деньгами в значительных объемах через фондовый рынок за счет дополнительной эмиссии. Несмотря на то, что количественное смягчение в теории рассматривается как вынужденная мера регулирования экономикой с повышенным уровнем риска, США удается эффективно использовать этот инструмент уже в течение 5 лет с ежегодной эмиссией долларов примерно в объеме 1 трлн.

Существенная эмиссия денежной массы несёт риски появления дисбаланса между количеством денег в обращении и противостоящих им активов экономической системы. Дисбаланс нарушает равенство, обеспечивающее стабильный курс валюты на международных рынках:
 (1)

где КДОUSD – количество денежной массы в обращении;

АUSD – активы, номинированные в соответствующей денежной единице.
Проведение очередного этапа программы «количественного смягчения» увеличивает сумму КДОUSD на объем эмиссии (QE). Эмиссия денег используется для недопущения дисбаланса в будущих периодах и покрытия дефицита ликвидности, из-за которого возможны новые кризисные волны в экономической системе США, падение активности финансовых институтов, спад производства. Следствием этого станет снижение стоимости американской валюты. Сдерживать развитие этой ситуации удается путем размещения эмитированных денег в размере QE через фондовые рынки в ценные бумаги, что обеспечивает дополнительное стимулирование экономики. Увеличение нематериальных активов в долларовой сфере влияния (ΔАUSD) и соответствующий рост количества денег в обращении обеспечивает новое равенство:

Соответствие прироста активов долларового обращения приросту денежной массы является необходимым условием для проведения новых этапов программы "количественного смягчения". Объем дополнительной эмиссии может быть неограниченным, что приносит эмитенту соответствующий доход в виде сеньоража. Сущность дохода заключается в трансформации сеньоража от эмиссии национальной валюты в другую устойчивую свободно конвертируемую валюту или реальные блага.

Доллар США является основным средством международных взаиморасчетов, что обеспечивает стабильный и высокий уровень спроса на него в национальных экономиках. Центральные банки, которые вынуждены накапливать американскую валюту для поддержания валютного рынка своей страны, создают постоянный спрос на её «излишек».

Доход США от монопольного положения американского доллара в отчете Всемирного Банка оценивается в среднем порядка $ 15 млрд. ежегодно с начала 1990-х годов. Соответствующая оценка по еврозоне составляет порядка $ 4 млрд. в год с 2002 года. В 2010 году в Соединенных Штатах выгода от снижения затрат по погашению займов оценена в $ 80 млрд. [1]

Применение национальных валют в международных расчетах вносит принципиальное отличие в устоявшуюся модель валютных отношений в мире. Вывести национальную валюту на международный уровень могут страны со значительным товарооборотом. Их валюты также могут использоваться менее развитыми странами региона во взаимной торговле. Высокий спрос на национальную валюту для международных взаиморасчетов укрепит её позиции в регионе и позволит стране-эмитенту выступить в качестве валютного центра. Вокруг валютного центра может формироваться валютный союз.

Валютный союз необходимо строить на принципах ограничения волатильности валюты за счет увеличения координации деятельности центральных банков и создания инструментов валютного хеджирования. Важным является также принцип равенства распределения получаемой выгоды от международной валютой деятельности.

Переход на взаиморасчеты с помощью региональных валют снижает спрос на доллар США. Одновременный выход на рынок нескольких крупных субъектов экономической деятельности с его предложением приведет к немедленному ослаблению его позиций в мире.

Отказ от использования американской валюты в международных расчетах и уход от необходимости её резервирования, автоматически создаст потребность размещения в международные резервы новых региональных валют. Изменение структуры и объема международных резервов приведет к высвобождению долларовой массы. Результатом является нарушение основного условия успеха программы "количественного смягчения». Экономическая система характеризуется следующим состоянием:


Рисунок 1 – Нарушение условия программы количественного смягчения
Часть активов в мировой экономике будет приобретена за счет российского рубля и китайского юаня (в т.ч. сформированы международные резервы), что не позволит США выровнять баланс между суммой эмиссии по программе "количественного смягчения" и приростом долларовых активов. В мировой экономике будет формироваться "долларовый навес", обозначенный на рисунке 3 пунктиром.


Рисунок 2 – Формирование «долларового навеса»
Опасность такого "навеса" заключается в снижении стоимости валюты на мировых рынках, появлением инфляции и снижением темпов развития экономики. Позиция доллара в таких условиях будет ослабевать, так как отношение долларовой массы к стоимости соответствующих ей активов будет меньше единицы.


где ΔАРВ - объем активов, приобретаемых за региональные валюты
С целью не допустить образование "навеса" необходимо противодействие возможности выхода других национальных валют на мировой рынок. В противном случае, региональные валюты постепенно будут «брать на себя» часть долларовых активов, набирать силу и становиться более востребованными на региональных рынках. После становления валюты в регионе в качестве расчетного и резервного актива, а также получения статуса свободно-конвертируемой, она вступает в борьбу за статус мировой резервной валюты.

В случае успеха ввод новых региональных валют, над созданием которых работают в настоящее время страны, приведёт к трансформации современной бивалютной системы в поливалютную. Этот процесс принимает необратимый характер. США и Евросоюз будут вынуждены встать в этот общий ряд эмитентов резервных валют на правах одного из участников, но также необходимо учитывать их огромное желание сохранить свое господство в валютном мире.

Подтверждением этого тезиса служат прогнозируемые расчеты размеров ВВП, согласно которым к 2025 году Бразилия, Китай, Индия, Индонезия, Южная Корея и Россия будут производить более половины мирового ВВП. Согласно прогнозу, ежегодный рост развивающихся экономик составляет 4,7%, а развитых – лишь 2,3%. Если в 2004 году доля ВВП развивающихся стран в общем объеме составляла порядка 30%, то в 2011 этот показатель оценивается на уровне 37%. Таким образом, подкреплять спрос на новые региональные валюты будет более половины мирового ВВП. [1]

Российский рубль, имея весомое подкрепление на мировом рынке энергетическими товарами, является одним из претендентов на статус региональный расчетной валюты. Укрепить позиции рубля можно с помощью развития партнерских и торговых отношений с другими участниками международных отношений.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в своей статье, вышедшей в китайской прессе, отмечает, что геополитическая реальность ХХI века заключается в невозможности протекания каких-либо глобальных мировых событий без участия в этом России и Китая. В статье подчеркивается значимость борьбы на валютном рынке в современном мире: «…Уже очевидно, что мы должны быстрее реализовать принятые решения о переходе на расчеты в национальных валютах при осуществлении взаимных торговых, инвестиционных и прочих операций. Тем самым - страховать себя от разного рода валютных рисков и укреплять позиции рубля и юаня». [2]

Важнейшим шагом для скорейшего становления региональной валютной системы на основе рубля стало подписание договора о создании Евразийского экономического союза. Президент РФ Владимир Путин считает, что договор о Евразийском экономическом союзе будет важной платформой для дальнейшей интеграции стран-участниц, несмотря на наличие определенных спорных моментов. Также он отметил, что санкции США не скажутся на интеграции. [3]

Создание Евразийского союза должно основываться на опыте построения других валютных союзов. Кризисное состояние некоторых стран еврозоны показывает опасность зависимости экономики от многосторонних наднациональных институтов. В ситуации ограниченного доступа к региональной валюте для покрытия платежного дефицита страны вынуждены нести серьезные расходы по обслуживанию своих долгов. Финансовая зависимость приводит к ограничению их экономической или политической свободы.

Равенство получаемых выгод от функционирования валютного союза должно равномерно распределяться среди всех его членов, а сбалансированное развитие экономик региона позволит минимизировать отрицательное платежное сальдо менее развитых стран.

Таким образом, развитие региональных валют является объективным процессом, который со временем будет развиваться все активнее. В таких условиях возможность проведения программы количественного смягчения будет всё больше снижаться. Конкуренция валют на мировом рынке обеспечит справедливое и сбалансированное развитие мировой экономики.
Список литературы

  1. The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank; CompleteReport «Global Development Horizons 2011; Multipolarity: The New Global Economy”, 2011

  2. Путин В.В. Россия и Китай: новые горизонты сотрудничества / В.В. Путин // 5 июня 2012 года, 02:00 [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/15547

  3. Договор о Евразийском экономическом союзе будет подписан 29 мая 30 апреля, 0:39 UTC+4 [электронный ресурс] - Режим доступа: http://itar-tass.com/politika/1157317


УДК 330.322

О.В. Луняков, доктор эконом. наук, доцент

Севастопольский национальный технический университет
ПРОБЛЕМА АСИММЕТРИИ ИНФОРМАЦИИ В ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ
Развитие современной экономики тесно связано не только с производством и использованием информационных продуктов, но и непосредственно с самой информацией, как в сфере бизнеса, так и в повседневной жизни общества. Эти особенности современной жизни постиндустриального общества лежат в основе информационной экономики. При этом необходимо отметить, что степень доступности информационных источников, а также возможность получения полной и достоверной информации о реальном состоянии экономики страны является важнейшим детерминантом в выборе направления инвестирования средств.

По мнению известного экономиста, профессора Калифорнийского университета Б. Айхенгрина, асимметрия окружающей информационной среды ставит перед инвесторами непростую задачу выбора направления инвестирования своих средств, так как в условиях отсутствия достоверной и точной информации достаточно сложно определить, когда и как асимметрия информации отразится на их бизнесе. Поэтому понимание процессов возникновения асимметрии информации на уровне международных связей, ее влияние на поведение экономических субъектов является актуальной задачей для современной экономической науки, государственного управления в сфере экономики, а также для отдельных частных инвесторов.

Общемировое научное признание трудов Дж. Акерлофа, М. Спэнса, Дж. Стиглица дало импульс исследованиям влияния асимметрии информации на экономические операции субъектов хозяйствования. Особого внимания заслуживают исследования эффектов асимметрии информации в процессах инвестирования средств. Указанные ученые, как и многие их последователи, раскрывают в своих исследованиях экономические идеи Ф. Фон Хайека: финансовые рынки накапливают и передают информацию от проинформированных инвесторов непроинформированным инвесторам через торговлю, систему цен и спрос на активы, в том числе через тренды курсов ценных бумаг. Ученые отмечают, что более проинформированные инвесторы определяют различия между рыночным курсом ценных бумаг и их инвестиционной стоимостью раньше других, а потому менее проинформированные инвесторы, которые в основном отслеживают изменения котировок ценных бумаг и динамику спроса, пытаясь понять поведение проинформированных инвесторов, уже не имеют возможности получить значительной прибыли.

В целом исследование эффектов асимметрии информации на финансовых рынках, изучение поведения отдельного проинформированного или недостаточно проинформированного инвестора является важным научной задачй. Вместе с тем, современная глобальная экономика определяет важный вектор дальнейших исследований. Привлечение международного капитала в форме инвестиций позволяет странам с далеко не раскрытым экономическим потенциалом повысить уровень своего экономического развития. Поэтому многие страны видят перспективу своего экономического роста именно через активное привлечение инвестиций. Как следствие, такие страны достаточно активно индуцируют информационные сигналы о своей инвестиционной привлекательности. Однако вопрос полноты, качества этих сигналов остается наименее исследованным.

Опираясь на концепции М. Спэнса о рыночных сигналы на рынке труда и политики выплат корпоративных дивидендов, сформулируем понятие сигнала инвестиционной привлекательности страны.

Сигнал инвестиционной привлекательности страны - механизм, с помощью которого страна-реципиент инвестиций передает дополнительную информацию внешним инвесторам о своей инвестиционной привлекательности, выравнивая (элиминируя) таким образом, информационную асимметрию.

Сигнализация может проводиться через развитую систему гарантирования инвестиций посредством: предоставления аналитических отчетов об инвестиционной привлекательности страны со стороны независимых международных организаций, публикации финансовых отчетов компаниями страны-реципиента, через инвестиционные форумы, выставки и конференции и т.д. Сигналами инвестиционной привлекательности страны выступают: уровень накопленного капитала в стране и его объемы экспорта в другие страны мира, участие страны в крупных инвестиционных проектах, положительная динамика основных макроэкономических показателей, мощная система гарантирования и страхования государством иностранных инвестиций для национальных инвесторов, высокий кредитный рейтинг и т.д.

Основными каналами распространения информации сегодня, как правило, являются: Интернет, печатные СМИ, местные и зарубежные специализированные печатные издания, радио и телевидение. Используя эти информационно-коммуникационные средства, инвестор может за относительно короткий промежуток времени получать определенную информацию (фондовые индексы, котировки финансовых инструментов и т.п.) оперативно для безотлагательного ее использования. По способу получения информация является первичной. Она, как правило, полностью не раскрывает всех особенностей инвестиционных процессов той или иной страны.

Поэтому инвестор может обратиться к стратегической информации, которая уже прошла первичную обработку и обобщение, и является среднесрочной или долгосрочной информацией, отличающийся глубиной и длительным охваченным периодом. По способу получения такая информация является вторичной.

Источники информации, которые должны повысить степень осведомленности инвесторов, предлагаем сгруппировать следующим образом:

1. Формирование и развитие в странах институтов гарантирования и страхования иностранных инвестиций, совместных инвестиционных фондов. Эффективная система гарантирования и страхования иностранных инвестиций, а также финансовое участие государства в них является обнадеживающим сигналом для поступления в страну инвестиционных средств. Примером специальной международной институции, способствующей привлечению прямых иностранных инвестиций, является «Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям» ("Multilateral Investment Guarantee Agency"), входящий в состав Группы организаций Всемирного банка. Это агентство осуществляет страхование от таких рисков, как экспроприация и нарушение договорных обязательств; от таких явлений, как война, терроризм, гражданские беспорядки. Гарантии агентства выполняют каталитическую функцию, восстанавливая доверие инвесторов. Российская Федерация, в частности, является членом данного агентства.

Дополнительным сигналом для внешних инвесторов являются институты обеспечения и совместного инвестирования, создаваемые в стране-реципиенте. Так, в Российской Федерации в 2011 был создан «Российский фонд привлечения прямых инвестиций» (РФПИ). Основной задачей этого фонда является формирование благоприятных условий для привлечения иностранных инвесторов к участию в инвестиционных проектах различных секторах экономики Российской Федерации. В действительности, РФПИ выступает как соинвестор инвестиционных проектов и предоставляет западному капиталу государственные гарантии. Существование такого фонда является позитивным сигналом для инвесторов и, безусловно, способствует привлечению внешних и внутренних инвестиционных средств.

2. Мнения ведущих экспертов, консультантов, финансовых посредников. Публичные выступления ведущих экспертов, обращение руководителей стран к мировому бизнес-сообществу в процессе проведения международных инвестиционных и экономических форумов, получения частных консультаций, в т.ч. у финансовых посредников, может сигнализировать об уровне инвестиционной привлекательности стран.

3 Рейтинговые оценки инвестиционной привлекательности, кредитные рейтинги стран. В международной практике разработано большое количество методик, которые могут использоваться для оценки уровня инвестиционной привлекательности стран, среди которых: "Moody's Investors Services", "Standard & Poor's Rating Services", "Fitch Ratings", "Heritage Foundation / Wall Street Journal", "Transparency International", "Euromоney", "Economic Intelligence Union", "AT Kearney". Указанные методики, как правило, основываются на комплексном использовании различных показателей, определяющих рейтинг страны по уровню экономической свободы, уровнем конкурентоспособности, коррупции и т.п. В то же самое время, такое разнообразие методик в определенной мере свидетельствует о неоднозначности оценки инвестиционной привлекательности страны.

4 Отдельные количественные показатели. Для уточнения трендов инвестиционного состояния страны-реципиента могут быть проанализированы и не композитные индексы (составленные на основе набора переменных), а отдельные количественные показатели:

- Чистый ввоз / вывоз капитала частным сектором. Отрицательное значение данного показателя (чистый отток капитала) может сигнализировать о неблагоприятном инвестиционном климате для страны-реципиента;

- Статья платежного баланса «Чистые ошибки и пропуски». Количественные значения по этой статье может характеризовать неучтенный объем вывезенного (ввезенного) валюты. В частности, большое отрицательное сальдо в абсолютном выражении по этой статье может свидетельствовать о несовершенстве статистической и информационной базы, о слабом контроле государства за миграцией капитала, что в определенной степени искажает информационное пространство инвестора, повышает степень неопределенности в принятии инвестиционных решений и свидетельствует о наличии асимметрии информации.

Таким образом, одной из приоритетных задач государственного регулирования может быть повышение информационной прозрачности рынков страны, что непосредственно влияет на ее инвестиционную привлекательность. Для решения данной задачи, с нашей точки зрения, необходимо формировать единое информационное пространство и информационные стандарты, что позволит инвесторам получать необходимую информацию и распознавать сигналы относительно объекта инвестирования, будущих бизнес-партнеров.
УДК 330.332

К. В. Павлов, доктор эконом. наук, профессор

НОУ ВПО «Камский институт гуманитарных и инженерных технологий»

kvp_ruk@mail.ru
МОДЕРНИЗАЦИЯ И инновационноЕ развитиЕ

ЭКОНОМИКИ СТАРОПРОМЫШЛЕННЫХ РЕГИОНОВ России
Экономическая система старопромышленных регионов является важной составной частью экономики Российской Федерации, также как и экономики ряда других государств на постсоветском пространстве (например, Донецкая, Днепропетровская и Харьковская области Украины). Происхождение и генезис хозяйственной системы в различных старопромышленных регионах, как правило, существенно отличаются друг от друга, что в значительной мере объясняется особенностями природно-климатических условий развития территориальной экономики, спецификой ресурсного потенциала каждого региона, его географическим расположением и рядом других факторов. Так, регионы Урала в последнее время характеризуются истощением ресурсной базы по некоторым видам полезных ископаемых. В этой связи актуальность и необходимость осуществления модернизации и структурной перестройки экономики уральских старопромышленных регионов (т.е. создания условий и формирования хозяйственно-управленческих механизмов перехода в этих регионах от экономики сырьевого типа к высокотехнологичной экономике) существенно выше, чем в малоосвоенных регионах (например, на севере Сибири).

В Белгородской области – другом старопромышленном регионе России, наоборот, по-прежнему в больших объемах продолжается добыча и переработка некоторых полезных ископаемых. Большим резервом модернизации экономики и в Белгородской области, и в Удмуртской Республике, наряду с отраслями промышленности является также развитие интенсивного сельского хозяйства. В Мурманской и Архангельской областях в связи с эффективным функционированием морских портов, как и раньше, большое значение имеет торгово-транспортная составляющая процесса модернизации территориальной экономики.

Таким образом, как в теоретическом, так и в практическом аспекте большое значение имеет не только необходимость классификации старопромышленных регионов России, но и определение направлений, форм и методов осуществления модернизации и структурной перестройки в такого рода регионах на основе учета социально-экономических особенностей их функционирования и развития. Однако все же можно констатировать, что актуальность осуществления процесса модернизации в старопромышленных регионах в целом все же существенно выше, чем в сравнительно малоосвоенных регионах в связи с тем, что уровень истощенности природно-ресурсной базы в последних значительно ниже. Учитывая важное значение, которое имеет группа старопромышленных регионов в развитии экономики России и ряда других государств на постсоветском пространстве, целесообразно осуществить выделение экономики старопромышленных регионов в качестве отдельного научного направления в регионалистике. Это будет способствовать усилению интенсификации научных исследований по проблемам эффективного функционирования и развития социально-экономической и экологической системы старопромышленных регионов как перспективной области исследований в региональной экономике и экологии [1].

В последнее время всё больше внимания уделяется вопросам формирования в России инновационной экономики, что совершенно справедливо, т.к. это позволит уменьшить зависимость уровня и темпов социально-экономического развития страны от получаемых доходов вследствие экспорта сырьевых ресурсов [3]. Важно также и то, что в результате этого улучшится имидж России, которую пока ещё нередко отождествляют с сырьевым придатком капиталистического мира. Таким образом, в целом мировой опыт действительно свидетельствует о том, что рост инвестиций в инновационные сферы экономики способствует ускоренному развитию народнохозяйственного комплекса страны и повышению среднего уровня жизни.

Однако это только в целом, а в каждом конкретном случае вложение инвестиций в инновационные сектора далеко не всегда способствует росту прибыли и доходов – так, в фундаментальной науке известно немало случаев, когда вложение средств не только не окупалось, но и приводило к негативным результатам. В этой связи совершенно справедлива постановка вопроса о том, насколько эффективны те или иные инвестиции и инновации. Однако, на наш взгляд, в современных условиях этого не достаточно и кроме осуществления социально-экономической оценки эффективности инвестиций и инноваций необходимо осуществлять оценку последствий внедрения инвестиций и инноваций с точки зрения их влияния на усиление процессов интенсификации общественного воспроизводства [2]. В этой связи нами предлагается выделять инвестиции и инновации интенсивного или экстенсивного типов в зависимости от того, способствуют ли результаты их внедрения соответственно интенсификации или, наоборот, процессу экстенсификации. Важно также в общей структуре инвестиций и инноваций выделять удельный вес, долю каждой из этих двух групп. Целесообразность осуществления такого рода классификации инвестиций и инноваций во многом объясняется тем обстоятельством, что в последнее время существенно возросла актуальность использования интенсивных методов хозяйствования.
Библиографический список:

  1. Павлов К.В. Старопромышленные регионы: социально-экономические и экологические особенности функционирования и развития. Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2014. – 276 с.

  2. Александров Г.А. Курсом интенсификации. М.: Экономика, 1998. 158с.

  3. Павлов К.В. Интенсификация экономики в условиях неопределённости рыночной среды. М.: Магистр, 2007. 271 с.



УДК 338.1

Плаксин В.И. докт. эконом. наук, профессор

Севастопольский национальный технический университет
ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Необходимость использовать достижения научно-технического прогресса, осуществлять качественные изменения в технике и технологии при быстром обновлении продукции различных отраслей народного хозяйства, предопределяющих коренные преобразования в организации производства, управления и труда, глубокой научной обоснованности регулирования, системного подхода при решении актуальных динамики социально-экономических задач.

Ввиду того, что наши знания о системах различного класса не задаются извне, а являются результатом их непосредственного изучения, то уже на этой стадии объективно возникает необходимость в построении и исследовании моделей систем при широком использовании математического инструментария и ЭВМ.

Как показывают исследования, наука и практика далеко шагнули в моделировании технических систем, а построение и исследование социально-экономических моделей различного уровня заметно отстали в своем развитии, хотя значительного успеха в данном плане достигла экономическая кибернетика. Здесь сказались, конечно, сложность и трудоемкость формализации производственных систем, недостаточная методологическая база моделирования компонентов, структуры и механизма функционирования этих объектов.

Научное обобщение репрезентативной информации свидетельствует, что ученые и специалисты различных стран мира, в том числе и России, накопили определенный опыт в проектировании и моделировании социально-экономических систем. В частности, немало работ посвящено управлению системами в теории экономической кибернетики и менеджмента многими авторами.

Заслуживает внимания работа В.С. Михайлова [2], в которой он в теории управления рассматривает наряду с техническими системами, производственно-экономические и организационные системы, приводит модель управления в сложной системе и дает математическую интерпретацию.

Более глубокое и широкое исследование данной проблемы проводят В.С. Иозайтис и Ю.А. Львов [3], рассматривая экономико-математическое моделирование производственных систем. Они также формируют структуру системы, приводят детальную методику моделирования различных систем с использованием конкретных математических методов.

Достаточно предметно моделирование по управлению проектами представлено в коллективной работе под редакцией докт. эконом. наук, профессора М.Л. Розу [4], в которой большое внимание уделяется сетевым моделям управления проектированием хозяйственных объектов.

Ряд наших работ [5, 6] посвящены вопросам методологии моделирования хозяйственных систем, в которых отстаивается графическое и математическое моделирование архитектуры систем экономики предприятий, их диагностика.

Становится очевидной, прежде всего, необходимость уточнения сущности методологии научных исследований и системы социально-экономического класса, конкретизации структуры и механизма функционирования их объектов, а также обоснования основных этапов и методов моделирования производственных систем с учетом риска, альтернативности выбора оптимального варианта управления объектом и оценки синергетической эффективности функционирования систем.

Рассматривая различные категории в науке, сталкиваемся с многообразными трактовками ее понятий. В нашем исследовании это касается прежде всего научного понятия «методология». Многие авторы основ научных исследований данное понятие определяют как способы и средства научного познания действительности.

Вместе с тем следует учитывать, что научные исследования различного классификационного ранга немыслимы без определения теоретических аспектов научной работы, которые являются базисными. Второй составляющей методологии, по нашему мнению, следует считать методику исследования. Они вместе отвечают на вопрос: что и как исследовать? Исходя из этого, можно предположить, что методология НИР – это органическая совокупность концептуальных положений теории и методики предмета научного исследования, обусловленным его генезисом, целями и задачами эффективной реализации на практике.

В этой связи важно также определиться с теоретическими аспектами категории «система» вообще. По данным научной информации можно судить о различных авторских трактовках этого понятия. Большинство исследователей выделяют в системе целостность, компоненты, функции и интеграционные качества. Так авторы работы [1] отмечают, что «… под системой понимается совокупность некоторых объектов, связанных между собой таким образом, что в ряде случаев они ведут себя как единое целое» [1, с.27].

В.С. Тюхтин в своей работе «Отражение системы, кибернетика» пишет: «Система есть множество связанных между собой компонентов той или иной природы, упорядоченное по отношениям, обладающим вполне определенными свойствами, это множество характеризуется единством, которое выражается в интегральных свойствах и функциях множества» (с.25). Или Г.С. Поспелов и В.А. Ириков утверждают: «Система – целостное множество объектов (элементов), связанных между собой взаимными отношениями» («Программно-целевое планирование – управление», с.18).

Рассматривая позиции других авторов, приходим к выводу о том, что они в своих трактовках недостаточно учитывают генезис, характер и специфику систем по определенным признакам. К примеру, деление систем на живую и неживую природу, естественные и искусственные, технические и экономические.

В связи с этим можно утверждать, что система в общем виде – это целостная совокупность компонентов, подчиненных общему механизму регулирования (регламенту) в окружающей среде. И более многогранное толкование, с нашей позиции, будет социально-экономической системе, которая представляет совокупность управляемых компонентов, находящихся в постоянных взаимосвязях и действиях (операциях) по достижению единых (общих) комплексных (интегральных) целей при полном использовании ресурсного потенциала в определенной внешней динамической среде. При этом система такого класса обладает эмерджетностью, т.е. способностью достигать нового системного качества – синергетического эффекта.

Следующим основополагающим теоретическим аспектом социально-экономической системы является ее структура. Она, понятно, продиктована сущностью понятия системы и основными положениями общей теории систем и управления. Структура, в свою очередь, отражает конструкцию, а точнее – архитектуру системы, предполагая механизм ее функционирования. А поэтому для исследования требуется моделирование вначале структуры системы, ее компонентов и элементов в статике и динамике.

Согласно работе [3, с.6-7] форма (язык) представления модели может быть физическая (модели подобия и аналоговые), символическая (семантическая, логическая), математическая и смешанная. Нам представляется, что ко второй форме моделирования следует отнести и графическую, поскольку она, наглядно представляет исследуемый объект или процесс как систему. При этом важно отметить целевое назначение модели, которые по методологии авторов работы [3, с.7] представляют модели структуры и особенности их функционирования. Нам представляется, что данные рекомендации следует дополнить моделью эффективности системы. Причем, здесь обязательно должен присутствовать аспект управления, без которого рассматриваемые системы не могут существовать. В таком подходе управление выступает как основополагающий признак социально-экономических систем, а поэтому моделирование может быть направлено на сами системы и в том числе на управление социально-экономическими системами. В данном исследовании рассматривается моделирование производственной системы (ПС) на примере крупного машиностроительного предприятия.

С позиции отстаиваемой методологии моделирования социально-экономических систем предлагается обоснование следующих ее составляющих как этапов всего процесса моделирования путем разработки:

  • концептуальной модели ПС;

  • канонической модели ПС;

  • структурной модели ПС;

  • функциональной модели ПС;

  • целевой модели ПС;

  • математической модели ПС;

  • реализационной модели ПС.

В данных рекомендациях учтены основные положения моделирования ПС, изложенные в работе [2, 3], которые значительно расширены и углублены результатами нашего многолетнего научного исследования данной проблемы, часть из которых приводится в перечне используемой литературы [5, 6, 7].

Важно еще раз подчеркнуть, что семь приведенных моделей ПС в установленной последовательности по сути отражают стадии их моделирования, т.е. методику создания, проектирования исследуемых систем.

Учитывая актуальность исследуемой проблемы, крайне необходимым является разработка процедур формирования всех поэтапных моделей ПС, детальной проработки исследования методов формирования экономических моделей с учетом оценки и влияния их на производительность труда, прибыль и другие конечные показатели для достижения оптимального синергетического эффекта управления ПС в сложных условиях динамики макро и микроэкономики.
Библиографический список:

  1. Обеспечение систем управления: (информационно-техническая база, организационные структуры и правовое обеспечение управления народным хозяйством)/ Ред. кол.: В. Спрух и др. – М.: Экономика, 1984.-272с.

  2. Михайлов В.С. Теория управления/ В.С. Михайлов. -К.: Выща школа, 1988.-312с.

  3. Иозайтис В.С. Экономико-математическое моделирование производственных систем /В.С. Иозайтис, Ю.А. Львов. – М.: Высш. школа, 1991.-182с.

  4. Управление проектом. Основы проектного управления: учебник/ Кол. авторов; под ред. проф. М.Л. Разу.- М.: КНОРУС, 2007.-768с.

  5. Плаксин В.И., Кокодей Т.А. Этапы диагностики экономических систем предприятия. Вестник СевГТУ. Сборник научных трудов. Серия Экономика и финансы. Вып. 33, 2001.-С.131-135.

  6. Плаксин В.И. Теоретические аспекты механизма устойчивого функционирования социально-экономических систем. Экономика Крыма, №9, 2003.-С.9-14.

  7. Плаксин В.И. Методологическая концепция архитектуры системы управления трудом предприятия. Вестник СевНТУ. Сборник научных трудов. Серия Экономика и финансы. Вып. 130, 2012.-С.178-185.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «количественного смягчения» iconРабочая программа учителя (дополнительное образование) Ступень обучения:...
Программа «Баскетбол» является модифицированной. За основу взята программа «Баскетбол. Программа спортивной подготовки для дюсш»...

Программа «количественного смягчения» iconПрограмма Класс Учебники Автор, издательство
Программа для общеобразователь-ных учреждений. Умк «Гармония». Русский язык: программа 1–4 классы. / М. С. Соловейчик

Программа «количественного смягчения» iconПрограмма учебного курса программа разработана в соответствии с государственным...
Программа курса “современная внешняя политика россйской федерации в контексте нового миропорядка”

Программа «количественного смягчения» iconРабочая программа по истории для 11 класса рабочая программа составлена на основе
Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории,2007

Программа «количественного смягчения» iconПрограмма учебного курса программа разработана в соответствии с государственным...
Программа учебного курса “межгосударственный переговорный процесс: теория и практика”

Программа «количественного смягчения» iconПрограмма учебного курса программа разработана в соответствии с государственным...
Программа учебного курса “региональные аспекты современных международных отношений”

Программа «количественного смягчения» iconРабочая программа составлена на основе: Программа: Программа курса...
Программа курса «Новейшая история зарубежных стран XX в.» для 9 класса. – М.: Русское слово, 2012

Программа «количественного смягчения» iconРабочая программа составлена на основе: Программа: Программа курса...
Программа курса «Новейшая история зарубежных стран XX в.» для 9 класса. – М.: Русское слово, 2012

Программа «количественного смягчения» iconРабочая программа по географии 9 класс
Программа рассчитана на 70 часов обучения, предполагает 14 практических работ, 10 проверочных и контрольных работ 1 мероприятие....

Программа «количественного смягчения» iconРабочая программа по курсу «История средних веков»
Программа данного курса составлена на основе следующих нормативных документов: Конституция Р. Ф.; Федеральный закон «Об образовании...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск