Рабочая программа по географии 9 класс






Скачать 404.23 Kb.
НазваниеРабочая программа по географии 9 класс
страница1/4
Дата публикации23.07.2015
Размер404.23 Kb.
ТипРабочая программа
h.120-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»


Согласовано:

Зам. директора по УВР

Т. В. Лямкина

«____» ___________ 2014 г.

Подпись: ________________

Утверждаю:

Директор школы:

Т. Т. Суренкова

Приказ № _____

От «____» __________ 2014 г.

Подпись: _________________

Рабочая программа по географии

9 класс

на 2014–2015 учебный год






Составитель:

Васягина И. С.

учитель географии

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № _________

От «___» ______________ 2014 г.

Руководитель ШМО: Е. А. Маторкина

Подпись: ____________________




Саранск

2014

1. Пояснительная записка
На заключительном этапе второй ступени обучения преподается курс «География России», который задуман как центральный в системе  географического образования и предполагает комплексное изучение территории России, экономики России. Программа составлена для учащихся 9 А класса на 2014–2015 учебный год. Программа рассчитана на 70 часов обучения, предполагает 14  практических работ, 10 проверочных и контрольных работ 1 мероприятие. Программа составлена по учебнику: География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл. / В. П. Дронов, И. И. Баринова и др. – М. : Дрофа, 2013.–287 с.

Главная  цель –   сформировать у школьников целостный географический  образ России  на основе ее комплексного изучения. 

Задачи:

1.              научить оценивать разные виды положения и обеспеченность природно-ресурсным потенциалом страны и отдельных ее частей, их влияние на хозяйственную деятельность человека,

2.              характеризовать межотраслевые комплексы, сформировать образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны

3.              сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном мире.

Курс географии в 9 классе формирует представления главных особенностях экономики вторичного и третичного секторов России, об экономическом и хозяйственном состоянии макрорегионов России. И на их основе изучаются особенности экономики Республики Мордовия и г. Саранска.

2. Общая характеристика учебного курса география 9 класса.
Настоящая программа по географии России для 9 класса полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит региональный компонент по географии своей области, изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины.

3. Место географии в базисном учебном (образовательном) плане.
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Население и хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 часов, 2 часа в неделю.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

В структурном отношении курс состоит из введения и 2 основных разделов: I - «Хозяйство России», II - «География крупных регионов России».

В курсе «Население и хозяйство России» в первом разделе изучается материал о вторичном и третичном секторах экономики России, расписываются отрасли хозяйства и их особенности. Во втором разделе курса характеризуются особенности районирования России, выделяются основные признаки районирования и на их основе выделяются макрорегионы на территории страны. Программа содержит практический компонент (20%). Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях экономики современной России, особенностях районирования территории страны. На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса географии в 9 классе.

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

  • формирование ценностной ориентации учащихся, отражающей их индивидуально-личностные позиции:

– гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

– осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

– осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

– осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

–осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование гармонично развитых социальных чувств и качеств:

– умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

– эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

– патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

– уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

– готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

Метапредметными результатами изучения курса «География» в 9 классе является начало формирования универсальных учебных действий (УУД).

  • Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности:

1. организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

2. умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

  • Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

1. давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

2. осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

3. обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

  • Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметными результатами изучения курса «География» в 9 классе являются следующие умения:

– осознание роли географии в познании окружающего мира:

– объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

– объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;

– аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;

– объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.

– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

– определять причины и следствия геоэкологических проблем;

– приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;

– оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.

– использование географических умений:

– прогнозировать особенности развития географических систем;

– прогнозировать изменения в географии деятельности;

– составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.

– использование карт как моделей:

– пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

– определять по картам местоположение географических объектов.

– понимание смысла собственной действительности:

– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

– выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.
5. Содержание программы:

Место Росси в мире – 4 ч. Место России в мире. Политико-государственное устройство РФ. Географическое положение и границы РФ. Экономико и транспортно-географическое положение. Геополитическое положение Росси. Государственная территория

Население РФ – 3 ч. Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность, естественный прирост. Национальный состав. Миграции. Расселение. Городское и сельское население

Географические особенности экономики России – 3 ч. География основных типов экономики на территории России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики России. Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.

Важнейшие межотраслевые комплексы России – 1ч. Научный комплекс

Машиностроительный комплекс – 4 ч. Роль, значение и проблемы развития машиностроения, факторы размещения. География машиностроения

Топливно-энергетический комплекс – 6 ч. Роль, значение, проблемы ТЭК. Топливная промышленность. Электроэнергетика

Комплексы, производящие конструкционные материалы – 8 ч. Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс. Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия. Цветная металлургия. Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Факторы размещения. Лесная промышленность

Агропромышленный комплекс – 4 ч. Состав и значение АПК. Земледелие и животноводство. Пищевая и легкая промышленность

Инфраструктурный комплекс – 4 ч. Состав комплекса. Транспорт. Связь. Сфера обслуживания.

Районирование России – 4 ч. Районирование России. Характеристика Западного макрорегиона

Центральная Россия и Европейский Северо-Запад – 6 ч. Состав, природа, изменение географического положения. Население, хозяйство. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы. Северо-Западный район.

Европейский Север – 4 ч. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство Европейского Севера

Европейский Юг – Северный Кавказ и Крым – 3 ч. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство Европейского Юга

Поволжье – 4 ч. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство Поволжья

Урал – 4 ч. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство Урала

Восточный макрорегион – Азиатская Россия – 6 ч. Общая характеристика, этапы, проблемы, перспективы развития. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.

6. Учебно-тематическое планирование

Разделы программы, темы

Количество часов

из них количество часов

практические работы

контрольные и проверочные работы

Место Росси в мире

4

1

-

Население РФ

3

1

-

Географические особенности экономики России

3

-

-

Важнейшие межотраслевые комплексы России

1

-

-

Машиностроительный комплекс

4

2

-

Топливно-энергетический комплекс

6

2

1

Комплексы, производящие конструкционные материалы

8

2

1

Агропромышленный комплекс

4

1

1

Инфраструктурный комплекс

4

-

1

Районирование России

4

2

-

Центральная Россия и Европейский Северо-Запад

6

-

1

Европейский Север

4

1

1

Европейский Юг – Северный Кавказ и Крым

3

-

1

Поволжье

4

1

1

Урал

4

1

1

Восточный макрорегион – Азиатская Россия

6

-

1

Итого

68

14

10
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по географии 9 класс iconПояснительная записка к рабочей программе по географии 10 класса
Рабочая программа по географии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...

Рабочая программа по географии 9 класс iconРабочая программа «География» 5–10 класс Составитель
Рабочая программа по географии составлена на основе следующей нормативно-правовой базы

Рабочая программа по географии 9 класс iconРабочая программа по географии для 9 класса на 2014-2015 учебный...
Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Ооо «тид «Русское слово -рс», 2010

Рабочая программа по географии 9 класс iconРабочая программа по предмету «География 10-11 класс»
Рабочая программа разработана : авторской программы среднего (полного) общего образования по географии для 10-11 классов В. П. Максаковский...

Рабочая программа по географии 9 класс iconРабочая программа основного общего образования по географии 5-9 классы....
Рабочая образовательная программа по географии в 5-9 классе составлено на основе

Рабочая программа по географии 9 класс iconРабочая программа по географии составлена в соответствие с Федеральным...
Приказами Минобрнауки РФ от 10. 11. 2011 №2643, от 24. 01. 2012 №39, примерной программы основного общего образования по географии,...

Рабочая программа по географии 9 класс iconРабочая программа по географии представляет собой целостный документ,...
Настоящая программа по географии для 8-9 класса создана на основе следующих документов

Рабочая программа по географии 9 класс iconТематическое планирование по географии 9 класс
Календарно – тематическое планирование по географии 9 класс 2014 – 15 учебный год

Рабочая программа по географии 9 класс iconРабочая программа по географии, 6- 9 классы, составлена на основе...
Рабочая программа по географии, 6- 9 классы, составлена на основе программы по географии. 6-10 классы. М.: Ооо «тид «Русское слово...

Рабочая программа по географии 9 класс iconРабочая программа ориентирована на использование учебника И. В. Душиной,...
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального Государственного образовательного стандарта нового поколения, примерной...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск