Методические разработки уроков по обществознанию на тему: «Человек и природа»






Скачать 453.88 Kb.
НазваниеМетодические разработки уроков по обществознанию на тему: «Человек и природа»
страница1/4
Дата публикации16.02.2017
Размер453.88 Kb.
ТипУрок
h.120-bal.ru > География > Урок
  1   2   3   4
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей

с. Верхний Мамон Воронежской области


Методические разработки уроков по обществознанию

на тему: «Человек и природа»

к учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова: Обществознание: Человек, природа, общение: 6 класс 2007г

Катунина Ольга Ивановна

учитель истории и обществознания


2009

Глава I. Тема: «Человек и природа».
Урок 1. Тема урока: «Человек- часть природы»
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся

представлений о сущности человека, как о биологическом существе.

Задачи:

  1. Объяснить, что такое природа.

  2. Раскрыть, что такое инстинкт, наследственность, какие биологические признаки наследует живое существо.

  3. Показать неразрывную связь природы и человека.

  4. Воспитывать уважительное отношение к индивидуальности человека.

Оборудование: раздаточный материал, картины Серова В.А. «Девушка, освещённая солнцем», Серебрякова З.Е. «За туалетом», рабочая тетрадь.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

  3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

  4. Этап первичной проверки понимания изученного.

  5. Этап информации о домашнем задании.

  6. Этап закрепления изученного.

  7. Этап обобщения и систематизации.

  8. Этап подведения итогов учебного занятия.

  9. Этап рефлексии.

Ход урока.

1.Организационный этап.

Учитель: Тема нашего урока «Человек- часть природы». Сегодня мы поговорим о том, что такое природа, докажем неразрывную связь природы и человека, узнаем, чем различается деятельность животного и человека, познакомимся, что такое наследственность, какие биологические признаки наследует живое существо. Запишите в рабочей тетради план урока.

2.Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

А) (фронтальный опрос)

Учитель:

1. Вспомните, может ли человек жить без природы?

  1. Какие свойства человека относятся к биологическим?

  2. Чем все люди похожи? Чем они различаются?

Б) работа в группах; учитель раздаёт карточки с заданиями по группам.

Учитель: Обсудите: Человек – властелин мира или всего лишь один из его жителей? Человек рождается как «чистый лист» или природа что-то даёт ему от рождения? (После обсуждения лидеры групп высказывают мнение).

3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

(Работая с учебником, учащиеся выполняют задания в рабочей тетради).

Учитель:

  1. Найди в параграфе учебника и выпиши действия, присущие животным от рождения.

  2. Из отдельных фрагментов собери два слова, относящиеся к теме урока. (Инстинкт, наследственность).

  3. Самостоятельно учащиеся читают о наследственности и инстинктах людей. (с. 9-10)

4.Этап первичной проверки понимания изученного.

(Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради)

Учитель:

А) Перед тобой список физических и психических свойств: одни из них присущи только животным, другие – только человеку, третьи есть и у человека, и у животных. Распредели эти названия по графам таблицы.


Свойства, присущие

только животным

только человеку

И у человека, и у животных










Свойства: словесная речь, сезонная линька, строительства жилища, обучение потомства, потребность в пище, зимняя спячка, прямохождение, потребность в общении, умение фантазировать, густой покров шерсти.

Б) При помощи стрелок соедини слова и их определения.

  1. Механизм передачи и усвоения потомками качеств и опыта предыдущих поколений. (Инстинкт)

  2. Врождённая форма поведения животного. (Наследование)

  3. Получение от предков определённых качеств. (Преемственность)

5.Этап информации о домашнем задании.

Учитель: параграф 1. (Творческое задание по выбору):

  1. Составьте рассказ о своём домашнем любимце, его привычках, особенностях, повадках, забавных случаях, связанных с ним.

  2. Сделайте рекламу на тему: «Самый лучший домашний зверь».

6.Этап закрепления изученного.

Учитель:

1. А что, если бы все люди были одинаковые?

2. Посмотрите на рисунки на странице 12-13, сделайте выбор: какому человеку какое растение подходит по внешнему виду, по характеру.

3. Составьте словесный портрет девушек. Можно ли по их внешнему виду представить черты их характера, особенности их поведения? Страница 14-15.

4. Назови несколько черт отличающих тебя от одноклассников:

А) по внешнему облику:

Б) по характеру:

В) по способностям.

7.Этап обобщения и систематизации.

Учитель:

  1. Чем различается деятельность животного и человека?

  2. Что такое наследственность?

  3. Какие биологические признаки наследует живое существо?

  4. Почему люди верят в амулеты?

  5. Объясни своими словами смысл высказывания: «Каждый человек-исключение».

8.Этап подведения итогов учебного занятия

Учитель: Человек – биологическое существо, он живёт по определённым природным законам, которые передаются по наследству от родителей детям. Человек не может жить без природы, так как человек – это часть природы.

9.Этап рефлексии.

Учитель: На оси координат отметьте, насколько вы продвинулись в знаниях по данной теме. (Учащиеся на доске отмечают и объясняют почему).

Урок 2. Тема урока: Воздействие человека на природу.

Influence of the person on the nature. (Слайд 1)

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся

представлений о роли человека в природе.

Задачи:

  1. Познакомить с причинами загрязнения окружающей среды.

  2. Развивать воображение, способности к сравнению и сопоставлению, к выявлению причинно- следственных связей.

  3. Формировать уважительное отношение к природе и воспитывать чувство ответственности за свою планету, страну, город.

  4. Совершенствовать умения и навыки учащихся, полученные на уроках английского языка и обществознания по теме: «Экология». (Слайд 2)

Оборудование: картины, магнитофон, компьютерная презентация, раздаточный материал.

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.

Форма урока: интегрированный урок.

Этапы урока:

  1. Организационный этап.

  2. Этап проверки домашнего задания.

  3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

  4. Этап применения знаний и способов действий.

  5. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

  6. Этап коррекции знаний и способов действий.

  7. Этап информации о домашнем задании.

  8. Этап подведения итогов занятия.

  9. Этап рефлексии.

Ход урока.

1. Организационный этап.

Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами!

Teacher: Good day, my friends! I am glad to see you. Let’s start our lesson. We’ll have an unusual lesson because we’ll speak two languages: Russian and English. The theme of our lesson is: “Influence of the person on the nature”.

We’ll discuss the problem: how do people influence оn the nature? Why? (Слайд 3) We’ll speak about ecology and ecological problems.

Фонзарядка. Let’s practice some sounds.

Речевая зарядка:

Are you a friend of the planet?

Do you help nature?

Do you water flowers and trees?

Do you take care of wild flowers?

2. Этап проверки домашнего задания.

Учитель: На прошлом уроке мы говорили об экологии. Выполняя тест, повторим основные понятия прошлого урока.
ТЕСТ.

  1. Экология – это

А. наука об отношениях в природе растительных и животных организмов между собой и со средой.

Б. наука, изучающая живую оболочку Земли.

В. состояние в природе и обществе, когда происходит резкий перелом чего-то.

2. Литосфера – это

А. живая оболочка Земли.

Б. водная оболочка Земли.

В. твёрдая оболочка Земли.

3. Кризис –

А. случай, происшествие.

Б. наука, изучающая прошлое, настоящее, будущее.

В. состояние в природе и обществе, когда происходит резкий перелом чего-то.

4. Великое экологическое правило:

А. человек должен активно вторгаться в жизнь природы.

Б. нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать.

В. человек победил природу, стал ее царём и властелином.

5. Почва образуется в течение

А. 5 лет

Б. 50 лет

В. 100 – 1000 лет

6. научно- технические костры –

А. ядовитый туман.

Б. топки паровозов, пароходов, заводов, электростанций.

В. дожди.

7. Биосфера – это

А. живая оболочка Земли.

Б. водная оболочка Земли.

В. твёрдая оболочка Земли.

8. Основные причины загрязнения воды и почвы:

А. строительство каналов.

Б. извержение вулканов.

В. кислотные дожди.

(Итоги теста: Слайд 4)

3.Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Ребята, тема сегодняшнего урока: «Воздействие человека на природу».

Что вы знаете об экологии? Назовите основные занятия первобытного человека. Что такое производящее хозяйство?

Teacher: What do you know about ecology?

Let’s repeat these words. I think you can use their discussing our topic. (Слайд 5)

Ecology- экология

Interference -вмешательство

Nature- природа

To pollute-загрязнять

To destroy- разрушать

To harm -вредить

To influence -влиять

4. Этап изучения новых знаний.

Учитель: 1. Знаменитый писатель Валентин Распутин считает, что самым громким словом, даже громче войны и стихии, стало слово «экология». «Удивительно, но на всех языках мира оно звучит одинаково. И выражает одно и то же - понимание вселенской беды, никогда прежде не существовавшей в подобных масштабах и тяжести…», - говорил писатель.

Как вы понимаете эти слова? (Слайд 6)

2.«Природа дала нам в руки большую интеллектуальную и моральную силу, но мы часто используем эту силу как оружие против ближних. Поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким». Так сказал Ари­стотель. Ваши рассуждения по этому вопросу.

3. Посмотрите на картины и скажите: какое влияние человека на природу вы видите? (Слайд 7-12).

Teacher: What does the word Ecology mean?

Ecology is the science of how living things are related to their environment. Many people all over the world are concerned about the ecology today. The word ecology came from the Greek which means home.

What does the word environment mean?

The word environment means simply what is around us. Some people live in a town environment; for others, their environment is the countryside. But the air we breathe, the soil on which we stand and walk, the water we drink are all part of the environment.

What influence of the person on the nature do you know?

influence of the person on the nature (Слайд 13)



positive

negative



















(Ученики работают самостоятельно, выбирают подходящие предложения и вписывают в таблицу).

Choose the sentences and complete the table.


People



Cut down the forests

Grow flowers and trees

Put rubbish in a rubbish bin

Pollute the rivers

Kill the animals

Water flowers and trees

The word ecology was born in the 19th century. The period was marked by the development of civilization and by interference in nature. For thousands of years people used to live in harmony with environment and it seemed to them that natural resources were unlimited.

Учитель: Странные вещи происходят на белом свете: с одной стороны, мы хвалим­ся достижениями науки и техники, а с дру­гой — вынуждены говорить о поступках без­нравственных и позорных, которые не долж­ны иметь место в жизни. Многие поэты, писатели писали о природе. Давайте послушаем стихотворение М.Дудина

Мне вспоминать об этом горько,

Но я не вспомнить не могу:

Гнедая кобылица Зорька

Паслась на пушкинском лугу.

Вокруг неё, такой же масти,

Играл и путался у ног

Смешной, глазастый, голенастый,

С волнистой шерстью сосунок.

Она густой травы наелась,

Стряхнула гриву с головы.

Ей поваляться захотелось

В прохладной свежести травы.

Весь день она возила сено,

Звеня колечком под дугой,

Согнув точёное колено

Одной ногой, потом другой.

В истоме лёгкости и лени

Пред закатного тепла

Она склонилась на колени

И на бок медленно легла.

Заржала радостно и сыто,

Собой довольная вполне,

Над брюхом вскинула копыта

И закрутилась на спине.

Откуда было знать кобыле,

Что на некошеном лугу

Вчера здесь гости были. Пили

И пели в дружеском кругу.

А кто-то с «мудрою» ухмылкой,

В хмельной беспечности удал,

Бутылки бил пустой бутылкой

И в воздух горлышки бросал.

Дрожит кобыла стёртой холкой.

Всей кожей с головы до ног.

И конюх ржавою карболкой

Ей заливает красный бок.

Стекает кровь из рваной раны

В мою горячую строку.

И рёбра, как меридианы.

Сквозь кровь белеют на боку.

Учитель: Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? О какой экологической проблеме говорится в стихотворении?

Ученик: Примеров людской дикос­ти, увы, слишком много. К сожалению, мы привыкли относить­ся ко всему на свете, не задумываясь о послед­ствиях.

Помню, как нас охватила жажда.

И мы накинулись на берёзовый сок.

Кто наберёт, кто выпьет больше?

Кору берёзы рассекли.

Глазком живым чернела ранка,

И слёзы чистые текли.

В подставленную кем-то банку.

И. Грудеев.

Можно ли утверждать, что богатства природы неограничены? (Ответы учеников, затем учащиеся заполняют таблицу). (Слайд 14)

Природные ресурсы



исчерпаемые

неисчерпаемые

уголь

Вода мирового океана

Металлическая руда

воздух

нефть

Энергия ветра

газ

Космические ресурсы

почва

Солнечная радиация

Растительный мир

Энергия морских приливов и отливов

Животный мир




Объясни, как относятся люди к исчерпаемым богатствам?

Что происходит с неисчерпаемыми богатствами Земли?

Teacher: What ecological problems do you know? (Слайд 15)






Let’s read the text about ecological problems in Voronezh region nowadays.

(Ученики читают текст, выполняют задание к тексту).

Water is very important for life on the Earth. There is much water in our region There are many rivers ponds and lakes in Voronezh region. The chief rivers are: the Don, the Bityug and the Usmanka. In many rivers water is very dirty. Often, The Factories, Plants dumped chemical wastes into the rivers. That’s why people cannot swim there . The water in the rivers and ponds is
so dirty that it can kill fish. There is not enough oxygen in the water.

The problem of pollution has grown. More and more factories, cars, and trucks add their bad breath to the air. This is also very bad, because nowadays it's difficult to breathe in our city.

Some people’s activities do a lot of harm to the forests. People cut down trees to build farms homes and roads. Many animals and plants lose their homes. This is bad for the Earth’s air too.

Words:

had breath [breG] - выхлопной газ

chemicals ['kemikalz] - химические отходы

to puff - дымить, дуть порывами

to harm [ham] - причинять вред

amount [a'maunt] - количество

to drop - уменьшаться

to dump - сбрасывать

wastes - отходы

True or false.

  1. Water is unimportant for life on the Earth.

  2. Some people do a lot of harm to the forests.

3. Air pollution is the most problem in our region

4. In many rivers water is very clean.

5. There are a lot of fish in the rivers.

Find the equivalents:

1. недостаточно кислорода в воде;

2. вода в реках и прудах грязная;

3. сбрасывать химические отходы;

4. трудно дышать в городе;

5. вырубать леса.

(Ответы: Слайд 16)

6. Этап коррекции знаний и способов действий.

Работа в парах, проверка правильности выполнения упражнения и выставление отметок. (Слайд 17)

7. Этап информации о домашнем задании. (Слайд 18)

Учитель: Параграф 2. Творческое задание по выбору:

  1. Подготовить сообщение о проблемах экологии в нашем крае.

  2. Написать эссе о влиянии человека на природу в нашей жизни на русском и английском языках.

  3. Подготовить сообщение об учёном Владимире Ивановиче Вернадском на английском языке, используя возможности Интернет.

8. Этап подведения итогов занятия.

Учитель: Итак, сегодня на уроке вы выяснили, что существует естественное загрязнение: извержение вулканов; промышленное - смог; но самое страшное загрязнение создаёт деятельность человека, связанная прежде всего с сжиганием топлива: обычные костры и «научно-технические костры»- топка паровозов, пароходов, металлургических заводов, электростанций…

Кислотные дожди, отходы промышленности, горы мусора, канализационные стоки – всё это загрязняет водоёмы, почву.

Объясните, как относятся люди к исчерпаемым богатствам?

Что происходит с неисчерпаемыми богатствами Земли?

Teacher: How do people influence on the nature? Why? (Слайд 19)

Are natural resources unlimited?

9. Этап рефлексии. (Слайд 20)

«Незаконченные предложения»

Мне на уроке было интересно потому, что…

Больше всего на уроке мне понравилось…

Для меня новым было…

Я получил удовольствие от того, что…

Урок 3. Тема урока: «Охранять природу - значит охранять жизнь».

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся

представлений о новом отношении к природе.

Задачи:

  1. Познакомить с главным смыслом экологической морали.

  2. Воспитывать уважительное отношение к природе, ко всему живому, любви к родному краю.

  3. Формировать способности к коллективной работе в группе, умения достигать согласия в условиях различных взглядов.

  4. Учить общаться и высказывать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса.

Оборудование: раздаточный материал, рабочая тетрадь.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

  3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

  4. Этап первичной проверки понимания изученного.

  5. Этап информации о домашнем задании.

  6. Этап закрепления изученного.

  7. Этап обобщения и систематизации.

  8. Этап подведения итогов учебного занятия.

  9. Этап рефлексии.

Ход урока.

1.Организационный этап.

Учитель: На прошлом уроке мы говорили о воздействии человека на природу. Проверим домашнее задание:

1. Прочитайте эссе о влиянии человека на природу в нашей жизни.

2. Используя дополнительную литературу, вы готовили сообщение об экологических проблемах нашего края. (Ученики делают сообщения).

Учитель: Сегодня мы продолжим говорить о природе, о влиянии человека на окружающую среду, на природные процессы. Забота об окружающем мире – прямая обязанность и нравственный долг человека. Но бывает и так, что за свои неразумные действия человеку приходится отвечать по закону.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические разработки уроков по обществознанию на тему: «Человек и природа» iconРазмещаются различные материалы по истории: методические разработки...
Сетевое объединение методистов – это сайт, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников. В нем размещаются различные...

Методические разработки уроков по обществознанию на тему: «Человек и природа» iconМетодические разработки к серии уроков и классных часов (во 2-х классах)...
Учитель: Каждый человек имеет две родины – большую и малую. Наша большая Родина это Россия. А что такое малая Родина? Как вы понимаете...

Методические разработки уроков по обществознанию на тему: «Человек и природа» iconСборник статей и методических разработок уроков по истории, обществознанию...
Передовой опыт – достояние всех: Сборник статей и методических разработок уроков по истории, обществознанию и предметной области...

Методические разработки уроков по обществознанию на тему: «Человек и природа» iconМетодические разработки ктд, классных часов, уроков, литературно-музыкальных...
Женщина. Женщина-мать. Женщина-труженица. Сколько выпало на долю твою в ту суровую годину

Методические разработки уроков по обществознанию на тему: «Человек и природа» iconМетодические рекомендации к проведению тематических уроков, посвящённых великой победе
Методические рекомендации к проведению тематических уроков, посвящённых великой победе и содружеству независимых государств [Текст]:...

Методические разработки уроков по обществознанию на тему: «Человек и природа» iconОт экологии природы к экологии души Человек и природа в произведениях...
От экологии природы к экологии души. Человек и природа в произведениях художественной литературы : Методический сборник сценариев...

Методические разработки уроков по обществознанию на тему: «Человек и природа» iconРабочая программа учебного предмета «Окружающий мир (человек,природа,общество)»
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир (человек,природа,общество)» составлена с учетом

Методические разработки уроков по обществознанию на тему: «Человек и природа» iconУрок по новейшей истории зарубежных стран 20 века в 9 классе Тема...
Сообщает новую тему, которую будут изучать в течение 7 уроков и тему сегодняшнего урока

Методические разработки уроков по обществознанию на тему: «Человек и природа» iconОбществознание. Учебное электронное издание. Практикум Диск 1: учебные...
Личность и мораль. Что такое деятельность? Познание как деятельность. Духовный мир человека и деятельность. Материально-производственная...

Методические разработки уроков по обществознанию на тему: «Человек и природа» iconПоурочные разработки к учебникам а. А. Вигасина, Г. И. Годера, И....
Поурочные разработки к учебникам а. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой и ф. А. Михайловского






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск