Сценарий урока по дисциплине «География» Тема: География отраслей мирового хозяйства






Скачать 142.04 Kb.
НазваниеСценарий урока по дисциплине «География» Тема: География отраслей мирового хозяйства
Дата публикации11.02.2015
Размер142.04 Kb.
ТипУрок
h.120-bal.ru > География > Урок
Сценарий урока по дисциплине «География»

Тема: География отраслей мирового хозяйства.

Тема урока: Машиностроение.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: Метод учебного сотрудничества.

Технологии: изучение нового материала с использованием информационных технологий, технологии дифференцированного обучения, технологии сотрудничества, педагогической технологии на основе активизации и интенсификации деятельности студентов.

Цели: Сформировать представление о развитии машиностроения в мире, главных центрах машиностроения.

Задачи: 1. Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей;

2. Овладение навыками нахождения и использования различных источников географической информации;

3. Создание условий для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний;

4. Закрепление навыков работы студентов в группе;

5. Помочь студентам осознать социальную и практическую значимость учебного материала, умение применять географические знания в повседневной жизни.

Оборудование: Карты мира: политическая, машиностроения, таблицы, атлас, статистический материал, учебник Максаковский В.П: 12-е изд. М.: Просвещение,2004 г.

Родионова И.А. Пособие по географии – М.:2000

Лиознер В.Л. Новые тесты по географии 10 кл. – М.:Дрофа, 2002

Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: 10 класс – М.:ВАКО

Экран, мультимедийный проектор, слайды, Интернет Википедия /машиностроение http://ru.Wikipedia.org
Информационная карта урока


Элементы структуры урока, время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Подготовительный этап







1.1 Оргмомент – 3 мин

1. Приветствие

2. Проверка явки

3. Проверка готовности к уроку

1. Приветствуют преподавателя

2. Готовятся к уроку


1.2. Целевая установка,

мотивация. – 3 мин.
Изучая тему, мы узнаем, что практически все передовые, наукоёмкие технологии создаются и обеспечиваются с участием машиностроения. Знания полученные на уроке могут быть использованы при изучении дисциплины «Технология машиностроения» и будущей специальности.


  1. Сообщение темы урока.

Тема: «Машиностроение мира»

  1. Формулировка цели урока совместно со студентами.

Цели:

-Сформировать представление о развитии машиностроения в мире, главных центрах машиностроения;

- Познакомить студентов с новыми терминами и понятиями;

-Проанализировать историю возникновения машиностроения как отрасли и причины ее лидирующего положения в мировой экономики в эпоху НТР;

-Продолжить формирование представлений и знаний об отраслях мировой экономике.

Воспринимают и записывают тему.
Участвуют в формировании цели.


1.3.Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся – 15 мин.
Знания студентов из курса 9 класса.

1. Опрос обучающихся.

2. Актуализация знаний по теме «Машиностроение»
Вопросы: Найдите соответствие между отраслью машиностроения и фактором, влияющим на его размещение.

(Схема без стрелочек записана на доске)

Отвечают на вопросы, выполняют практическое задание
Один ученик работает у доски, а остальные в конспектах, заполняют таблицу №1.


2. Основной этап







2.1. Объяснение нового материала. – 40 минут



Последовательное изучение нового материала.


Студенты воспринимают материал, записывают новые термины и понятия в конспектах

План:

  1. История возникновения машиностроения как отрасли.

  2. Структура отрасли

  3. Размещение отрасли машиностроения.

4.Развитие машиностроения в странах разного типа

1.Из курса истории вы знаете, что машиностроение как отрасль возникло 200 лет назад во время промышленной революции в Англии. В наши дни и по числу занятых (80 млн. человек), и по числу стоимости продукции оно занимает первое место среди отраслей мировой промышленности. На машиностроение приходится более 1/3 стоимости всей мировой промышленной продукции.

Машиностроение- одна из ведущих отраслей хозяйства нашей страны (около 20% валовой продукции)

Машиностроение в России распространилось повсеместно. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других – его функция ограничена главным образом удовлетворением внутренних потребностей.

Самостоятельная работа с учебником В.П. Максаковский «География» 10 кл. М.2004. Стр.135
Работа с картой «Центры машиностроения Курганской области
Называют центры машиностроения области и продукцию, которые выпускают предприятия»



Просмотр слайдов: «Шадринский автоагрегатный завод – предприятие машиностроительного комплекса Уральской горно – металлургической компании.

ОАО «ШААЗ» входит в УГМК»

Просмотр материала, делают записи в конспекта


Демонстрация материала из Интернет

Википедия /машиностроение/


2.Современное машиностроение имеет сложную структуру: Общее машиностроение(тяжёлое и энергетическое машиностроение, станкостроение, производственное оборудование, производство сельскохозяйственных машин), транспортное машиностроение, приборостроение, электротехнику

Заполняют таблицу №1 отрасли машиностроения,




3.В эпоху НТР растёт роль трудового фактора (наличие не только квалифицированных ресурсов, но также и дешёвых рабочих рук), благоприятное положение, научный фактор.

Заполняют таблицу №2 факторы размещения.





Разделите отрасли машиностроения на старые и новые, выделить главные факторы размещения для старых и новых отраслей.







Определите значение, каких факторов размещения несёт в последнее время тенденцию роста.


Вывод: Из схемы видно, что в последнее время растёт роль научного и трудового факторов размещения отраслей машиностроительной промышленности, а роль сырьевого уменьшается




Почему уменьшается роль сырьевого фактора?


Ответ студента: В машиностроении уменьшается роль сырья, т.к. металл частично заменяется пластмассами и другими материалами




Старые отрасли находятся в упадке, либо стабилизируются. Новые отрасли обнаруживают некоторый рост, например автомобилестроение.

Работа в группах.

Работа с картами атласа.





Определите лидеров в различных отраслях машиностроения?

Ответы оформляются в виде таблицы. №4





Работа с таблицей №4

Колонку «особые примечания» ученики заполняют, опираясь на текст учебника, на собственные знания




Проверка качества заполнения таблицы

Студенты делают вывод об уровне развития машиностроения в разных странах.





4.Развитие машиностроения в странах разного типа.

Работа в группах




Работа с таблицей №5








Весь мир по уровню машиностроения можно разделить на несколько регионов: Северная Америка; Европа;

Азия; Африка; Южная Америка.

Вывод: Оформляют в виде таблицы «Уровень машиностроения».





Сделайте анализ карты «Машиностроение мира», опираясь на записи в конспекте, тексте учебника. Дайте характеристику только отраслевого состава машиностроения региона

Заполнить таблицу №6




Вывод

Машиностроение призвано обеспечивать научно-технический прогресс в промышленности, строительстве. Без машиностроения, приборов и механизмов, сложных современных систем и агрегатов невозможен прогресс в медицине, космосе, вычислительной технике, энергетике, связи и других сферах деятельности человека. Оборона страны также в громадной степени обеспечивается машиностроительным комплексом. Практически все передовые, наукоемкие технологии создаются и обеспечиваются с участием машиностроения

2.2 Закрепление и применение знаний – 20 мин.

Организация и управление деятельностью обучающихся, опрос

Отвечают на вопросы, выполняют задания




Заполнить таблицу «Специализация Ведущих держав мира». Отметить крестиками страны, в которых развита данная отрасль машиностроения

Заполнить таблицу №6.




Разноуровневый контроль знаний.
Задания:

I уровеня

II уровеня

III творческое

Студенты в группах выполняют разноуровневые задания.


2.3 Выдача домашнего задания. 4 мин.


Комментарий домашнего задания (повторить изученный материал)

Обсуждают

3. Заключительный этап 5 мин

Оценивание обучающихся, занятия.

Организация рефлексии




Таблица №1
Соответствие между отраслью машиностроение и фактором, влияющим на его размещение



Таблица №2

Отрасли машиностроения


Таблица №3

Факторы размещения


Таблица №5


Страны с высоким уровнем машиностроения

Страны со средним уровнем машиностроения

Страны с низким

уровнем машиностроения

Страны, где машиностроение отсутствует или представлено мелкими предприятиями

США, Германия, Япония,

Франция

ЮАР, Китай, Испания, Португалия, Финляндия, Бразилия, Индия др.

Чили, Перу, Турция

Непал, Бангладеш, Мали, Судан



Таблица №6

Страны

Электротехника и электроника

Автомобилестроение

Железнодорожное машиностроение


судостроение

авиастроение

станкостроение

США



















Япония



















Китай



















Германия



















Великобритания



















Италия



















Индия



















Франция



















Бразилия



















Южная Корея



















Таблица №4

Машиностроение

Отрасли машиностроения

Страны – лидеры в производстве

Факторы размещения

Особые примечания

Станкостроение

Германия, Япония, США, Италия, Швейцария, южная Корея, Индия, Бразилия

Потребительский, сырьевой

Лидерами в станкостроении являются развитые страны

Военно-промышленная электротехника

США, Германия, Великобритания

Научный, трудовой

Военно-промышленная электроника представлена в основном в развитых странах

Бытовая электроника

Южная Корея, Китай, Тайвань


Трудовой

Бытовая электроника требует большого количества дешевых рабочих рук, поэтому широко представлена в развивающихся странах, особенно в НИС

Судостроение

Япония, Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Индия,

Мексика


Сырьевой, потребительский

Ведущие

позиции занимают Япония, Южная Корея, Которые нуждаются в больших поставках сырья, которое в основном поставляется морским видом транспорта. Поэтому наличие судостроения в этих странах объясняется именно потребительским фактором. Также немаловажное значение имеет стоимость труда рабочих в развивающихся странах.

Авиастроение

США, Германия, Франция, Россия


Трудовой, потребительский, сырьевой (алюминий)

Авиастроение представлено в основном только в развитых странах

Железнодорожное машиностроение

Китай, Россия, Мексика, Индия, Бразилия, Аргентина


Сырьевой

Вытеснение железнодорожного машиностроения из развитых в развивающиеся страны

Автомобилестроение

Легковые: Япония

(1 место), США

(2 место), Германия, Франция, Италия, Великобритания

Грузовые: США, Япония, Канада, Россия

Сырьевой,

потребительский

Пока автомобилестроение представлено в развитых странах, но сборка автомобилей известных марок уже давно сосредоточена в развивающихся странах (Южной Корее, Китае, Бразилии, Мексике), что связано с созданием свободных экономических зон в развивающихся странах и различием в оплате между рабочим развитой страны и развивающейся


Приложение №1

Термины и понятия
Специализация, кооперирование, машиностроение – металлоемкое, трудоемкое, наукоемкое, точное и сложное, электроника, электротехника, приборостроение, станкостроение, транспортное, автомобилестроение, авиастроение, судостроение, энергетическое, сельскохозяйственное.
Приложение №2

Разноуровневый контроль знаний
I уровень

Определите, по выпуску каких видов машиностроительной продукции указанные страны являются лидерами.

  1. Гонконг (Сяньган).

  2. Индия.

  3. Китай.

  4. Мексика.

  5. США.

  6. Германия.

  7. Япония.

а) Авиакосмическая техника;

б) автомобили;

в) вагоны;

г) железнодорожные локомотивы;

д) радиоприёмники;

е) станки;

ж) суда;

з) телевизоры;

и) часы
II уровень

За счет чего крупнейшие в мире автомобилестроители – Детройтская тройка – Дженерал Моторс, Форд, Крайслер, а также японские, итальянские и германские автогиганты обеспечивают международный рынок своей продукцией?

Ответ: Эти производители ориентируются на потребителя с разной покупательской способностью.
III уровень

Швейцария – крупнейший производитель наручных часов, Франция – крупный производитель часов в Европе. Почему Франция успешно конкурирует со Швейцарией на европейском рынке, хотя швейцарские часы дешевле? Что позволяет Японии конкурировать с обеими европейскими странами?

Ответ: (Страны успешно конкурируют, так как специализируются каждый на своем покупателе. Франция выпускает часы для обеспеченного европейца, Швейцария – для среднего, а Япония – для малообеспеченного.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сценарий урока по дисциплине «География» Тема: География отраслей мирового хозяйства iconКурсовая работа по дисциплине «География мирового хозяйства» Тема: «Экономика Мексики»
Особенности функционирования мексиканской экономики в период до начала Второй мировой войны

Сценарий урока по дисциплине «География» Тема: География отраслей мирового хозяйства iconПрограмма предметного курса по географии «География отраслей мирового хозяйства»
Тюменская область, Ялуторовский район, с. Заводопетровское, ул. Ленина, 1, тел.: 96-493

Сценарий урока по дисциплине «География» Тема: География отраслей мирового хозяйства iconВ. А. Ермолаева География транспорта
В. А. Ермолаева. География сельского хозяйства: Учебно – методический комплекс, рабочая программа для студентов очной формы обучения...

Сценарий урока по дисциплине «География» Тема: География отраслей мирового хозяйства iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 «География мирового...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Сценарий урока по дисциплине «География» Тема: География отраслей мирового хозяйства iconПрезентация урока, интерактивная доска Mimio, атлас “География: природа...
Тип урока: Изучению нового материала с использованием мультимедийных и интерактивных средств обучения

Сценарий урока по дисциплине «География» Тема: География отраслей мирового хозяйства iconУрока Тема урока, элементы содержания
«География материков и океанов?» Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны...

Сценарий урока по дисциплине «География» Тема: География отраслей мирового хозяйства icon«география океана» Учебно-методический комплекс по дисциплине «География...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Сценарий урока по дисциплине «География» Тема: География отраслей мирового хозяйства iconВопросы к зачету по дисциплине «Мировая экономика» для направления «Бизнес-информатика»
Понятие мирового (всемирного) хозяйства. Образование и этапы развития мирового хозяйства

Сценарий урока по дисциплине «География» Тема: География отраслей мирового хозяйства icon«Зарубежная Европа». Образное название нашего урока «И мелькают города и страны»
Эгп, география природных ресурсов, населения, промышленности, сельского хозяйства, науки, отдыха, туризма

Сценарий урока по дисциплине «География» Тема: География отраслей мирового хозяйства iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 6 Общее страноведение...
Данный умк составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии»...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск