Комментарий 1






НазваниеКомментарий 1
страница1/10
Дата публикации14.02.2015
Размер1.52 Mb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
А.Чернов

КОММЕНТАРИЙ
1 Данное утверждение является вполне логичным, и стихийная принадлежность этих существ отмечается всеми исследователями. Посему сии сущности именуются стихиалями и элементалами (т.к. др.-греч. "στοιχεῖον"/"стихия" тождественна лат. "elementum", откуда – "элемент"; коих различают 4 или 5, о чем мы уже говорили в соответствующем контексте [Палантир. N5. с.25-29; См. также: C.B.Silver, Strange and Secret Peoples: Fairies and Victorian Consciousness. N.-Y. 1999. p.38; C.S.Lewis, The Discarded Image. An Introduction to Medieval and Renaissance Literature. Cambridge–N.-Y. 1964. p.139-197; Б.А.Рыбаков, Язычество Древней Руси. М. 1987. с.575, 578]).

Стихиали же являются существами хтоническими (от греч. "χθών"/"земля"), олицетворяющими дикую природную мощь, проявляющими сродство не только с природными явлениями и объектами, но и с представителями флоры и фауны. Посему, помимо сверхъестественных способностей, хтоникам традиционно свойственно звероподобие и оборотничество, а также отсутствие созидательного начала [См.: Беросс, Вавилонская история. 1; Парацельс, О нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах и о прочих духах. M. 2005; Х.А.Ливрага. Элементалы – духи Природы. Пер. Е.Сикирич. М. 2008; M.P.Hall, The Secret Teachings of All Ages: An Encyclopedic outline of Masonic, Hermetic, Qabbalistic and Rosicrucian symbolical philosophy. Being an Interpretation of the Secret Teachings concealed within the Rituals, Allegories, and Mysteries of all Ages. San Francisco. 1928. Chap. "The elements and their inhabitants". p.105-109]. К ним относились также умершие, жители загробного мира – причем, лишь той его части, что именуется Дуатом, Гадесом, навью, адом – и культ предков имеет хтонический базис [См.: Р.Кирк, Тайный Союз эльфов, фавнов и фей. Комм. и доп. Э.Ланг. Пер. А.Ю.Чернов. К. 2009. с.24-38; С.А.Токарев, Ранние формы религии и их развитие. М. 1964. с.270-271; А.Е.Наговицын, Мифология и религия этрусков. М. 2000. с.459-474; Д.М.Угринович, Искусство и религия: теоретический очерк. М. 1982. c.88-93; А.Ф.Лосев, Мифология греков и римлян. М. 1996. c.43-82]. Хтоники же теснейшим образом связаны с людским бытием – их мир расположен рядом ("параллельное пространство", "изнанка", "навь"), он как бы – под землей ("преисподняя", "Подземное царство") и в водах ("Нижние воды"), а также в воздушном пространстве ("мир поднебесный", "заоблачный край") [Иов. 26.5; Геврасий Тильсберийский, Императорские досуги. I.13, 17-18; III.17-18, 45, 61, 68, 85; Гиральд Уэльский, Путешествие по Уэльсу. I.8, 12; Уильям Ньюберийский, Английская история. I.15; Лин Мэнчу, Путь к Заоблачным Вратам, или Повесть о том, как праведник Ли один отправился к Заоблачным Вратам; р. М.Шапиро, Верхние и нижние воды. / Учим Тору Вместе! www.limud.ru; W.Y.Evans-Wentz, The Fairy-Faith in Celtic Countries. L.–N.-Y. 1911. p.109, 129-130]. Он вроде является дарителем благ (вернее, распределителем оных), но также связан со смертью. И все это наиболее ярко воплотилось в образе Богини-матери – мифической прародительницы, "дарительницы жизни" и пожирательницы оной (выступающей в облике то прекрасной девы, то страшной старухи; налицо опять же перераспределение) [Cм.: Кельская мифология: Энциклоредия. Пер. С.Головой, А.Голова. М. 2005. c.54-56,200-204; M.K.Ehmer, Göttin Erde. Kult und Mythos der göttlichen Mutter Erde. Ein Beitrag zur Ökosophie der Zukunft. Berlin. 1994. s.22-46; Э.Нойманн, Происхождение и развитие сознания. Мифологические стадии эволюции сознания. Ч.I. Гл.А.II. "Великая Мать"; Р.Грейвс, Белая Богиня. Екатеринбург. 2008. Гл.6. "Визит в Башню со Спиралями"; А.Голан, Миф и символ. М. 1993. Гл. "Великая Богиня"; К.Г.Юнг, Структура психики и процесс Индивидуации. М. 1996. Ст. "Психологические аспекты архетипа Матери"; Дж.Шарки, Кельтские тайны – древняя религия. Лондон. 1975. Пер. С.М.Печкин. Гл. "Тройственная богиня"; Е.Neumann, The Great Mother: An Analysis of the Archetype. NJ. 1991; К.Д.Лаушкин, Баба-яга и одноногие боги. К вопросу о происхождении образа. / Фольклор и этнография. 1970. c.180-186]. Хтонический характер имеет и соперник демиурга – владыка преисподней. Причем, власть его распространяется не только на инфернальных сущностей, но и на стихиалей. И здесь уместно вспомнить божеств-изгнанников в нижний мир, похищенных подземным миром и/или проводящих там часть (половину) годового цикла. Кроме того, хтонические существа связаны и с брачной символикой – нередки их союзы с людьми. Брак героя с хтонической богиней означал овладение землей, страной (здесь наиболее показателен обряд Обручения венецианского дожа с Адриатическим морем (итал. Sposalizio del Mare); привязанный к Празднику Вознесения – дню, когда дож отправился в экспедицию; причем, отправлялся он на церемониальной галере Бучинторо, Букентавр, Буцентавр (Bucintoro) – от венец. "buzino d’oro"/"золотая барка", что производит отсыл к древнеегипетским мистериям; изначально церемония состояла из обращения к морю с просьбой о благосклонности к венецианцам, при этом дож и свита окроплялись святой водой, выливаемой затем в море; а уже в XII в. ритуал из преимущественно умиротворяюще-искупительного стал конкретно свадебным – каждый год дож бросал освященный золотой перстень в море со словами "Мы женимся на Вас, Море. В знак справедливого и вечного владения" ("Desponsamus te, mare. In signum veri perpetuique dominii") и объявлял о неразрывном целом Венеции и моря; кстати, перстень сей, согласно легенде, получил один рыбак якобы от св. Марка в ту ночь, когда стана собирался наслать на город бурю [См.: S.Reinach, Le mariage avec la mer. In: Cultes, mythes et religions. Paris. 1906. Т.II. p.206-219; J.Hrdina, Zásnuby dóžete s mořem. Benátky očima pozdně středověkých poutníků. / Dějiny a současnost. Kulturně historická revue. N8. 2005. s.33-36]). Не зря ведь сих существ, помимо прочего, еще именуют "genii loci" и "dei terreni". Тем не менее, нужно помнить о том, что "управители" элементалов и местных божеств являются лишь их игрушкой, а то и жертвой [См.: Е.П.Блаватская, Теософский словарь. Сост. Дж.Мид. Пер. А.П.Хейдок. М. 1994. "Элементалы", "Элементарии"; Элементалы. Духи Стихий и Природы. / Восточные врата. www.fayr.ru], о чем хорошо сказано в Несторовой летописи: "бес тобою [волхвом] играет на пагубу тобе". И исключений тут практически нет...
2 Вилы – лесные, полевые, горные, водяные, воздушные "божества", "дружественные" или враждебные человеку. Чаще – девы, молодые и прекрасные, с длинными светлыми распущенными волосами (македонск. златокоса, седокоса), преимущественно в светлых одеждах (златна, сребрена), чаще – белых. Подобно западноевропейским феям, имеют крылья, оборачиваются птицами (чаще – лебедями), летают на оных или на каких-либо животных – например, на белых оленях, волах, кóнях крылатых. Даже в человечьем облике имеют некоторые изъяны – ноги с копытами, хвост, острые уши, кошачьи носы, тела прозрачные-вогнутые сзади и др. Изображаются в основном полуптицами и полурыбами (хотя в сей список можно включать всех волшебных животных) – истинные хтоники, хозяева стихий. Радугу называют "поясом самовил". Их еще именуют "сеющими росу" или "сбивающими росу". А когда светит солнце и накрапывает дождь, говорят: "Родилась вила". Управляют погодой, ветрами (у южных и западных славян зовуться "поветрули", "витрэници", "vetrovi", "vetruški", в Карпатах – "ветреники") и водами (чех., далм. "mořská panna", "vodnа ženka"; македонск. "воденица", "водарка", "бродарка"), обладают способностями преображаться (не только в птиц и рыб, но и в любых животных, гадов, насекомых, деревья, тучи, скалы, колодцы и др.) и превращать людей, наделять их своей сверхъественной силой, пророчествовать (откуда пословица "вилами по воде писано" – так говорят о чем-либо сомнительном, неопределенном, неясном, маловероятном; прорицательный статс подтверждается и таким наименованием вилы, как "sibylla judae"). Вилы почитаются вещими пряхами (прядущими нить жизни) – их еще называют "лихоплеси", "плетущие лихо", жизненные беды и смерть (не зря ведь "вила(ы)" является синонимом слова "опасность", или вообще "конец": "Ну всё – вилы!"). Иногда они мечут в людей стрелы, насылая различные хвори ("Мора юда самовила"). Разгневанная вила способна убить взглядом, как василиск (и в фольклоре есть аналогии между вилами и змеями, драконами; откуда и соответствующие синонимы – рус. "мелюзины"; укр. "мелюзiни", "мемозiни", "люзони"; чех., словацк. "meluzíni"). Вилы живут в горах (македонск. "загорки", "пригорки") и на облаках (македонск. "облакињи"; славенск. "oblačné víly"). Прядут облачные кудели и тянут из них золотые нити молнии, которые (как ветра, град и др.) частенько обрушивают на людей, опять же подобно стрелам. Любят расчесывать свои длинные волосы и заплетать их в косы, символическая связь коих с водами и растительностью прослеживается по характерным орнаментам, непременно сопровождающим изображения вил. Чтобы задобрить вил (для профилактики и устранения разного рода неприятностей) устраивались праздники (македонск. Самовилска трпеза) и игрища, сопровождавшиеся ритуальными песнями, танцами и др. Вилы стерегут не только рощи, источники и колодцы, но и клады – иногда одаривают людей. Случается помогают героям (юнакам) – в таких случаях именуются "сестрицами", "vílí posestriny" (хотя бывают и противостояния меж ними; чаще симпатизируют – обиженным, сиротам, увечным). "Сестрами" и "матерями" называют вил, когда просят излечить насланные хвори (для этого им жертвуют специально выпеченные булочки или саладости, а на дерево, источник или поляну, принадлежащие вилам, брызгают сладкую воду). Если же берут что-то у вил (например, рвут одно из их растений – ту же омелу), то непременно задабривают оных (оставляют на дереве нитку или деньги). Известны и браки меж людми и вилами – потомков таких союзов именуют "виленица" ("вилења", "виловња") и "виленик" ("вилењак", "виловњак", "ветровник", "вилач" и др.), они обычно наследуют паранормальные способности, наделены мудростью и неимоверной силой (те же названия распространяются и на тех, кто каким-либо образом контактировал с вилами – например, человек, в которого ударила вила стрелою и потом сама же исцелила, похищенный и возвращенный ребенок и др.). В каждой местности есть своя вила-защитница. Охраняя свои земли, вилы часто сражаются между собой в воздухе, и по исходу битвы – в подвластных им регионах устанавливается хорошая или плохая погода; например, балканские вилы частенько бъются с вилами итальянскими [Веда Славянъ. Обрядныя пѣсни языческаго времени, сохранившiяся устнымъ преданiемъ у македонскихъ и өракiйскихъ Болгаръ-Помаковъ. Собр. и изд. С.И.Веркович. В 2 т. СПб. 1874/1881; И.И.Срезневский, Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб. 1893. Т.I. с.257; A.A.Потебня, Этимологические заметки. / Русский филологический вестник. 1879. N2. Т.1. с.260; Б.И.Путилов, Экскурсы в теорию и историю славянского эпоса. СПб. 1999. с.17; Б.А.Рыбаков. с.460-517, 557-656; А.Н.Афанасьев, Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. М. 1995. Т.3. с.5-158; В.Н.Балязин, Неофициальная история России. Восточные славяне и нашествие Батыя. М. 2007. с.37-38; Д.Дудко, Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон. М. 2002. с.354; Т.А.Бернштам, "Слово" об оппозиции Перун – Велес/Волос и скотьих богах Руси. В кн.: Полярность в культуре. Сост. В.Е.Багно, Т.А.Новичкова. СПб. 1996. с.93-120; О.Ф.Жлобов, Об одном балто-славянском архаизме "3х9". / Studia Mythologica Slavica. VII. 2002. p.155-171; М.Шахрай, Языческие верования восточных славян. / Журнал "Самиздат". www.zhurnal.lib.ru; C.C.Каменев, Тридевять сестер. / www.perunica.ru; Словенска митологиja. Енцикдопедиjски речник. Ред. С.Толстој, Б.Раденковићс. Београд. 2001. с.80-82; L.Leže, Slovenska mitologija. Prev. R.Agatonović. Beograd. 1904. s.54-59; С.Петровић, Српска митологиjа. Систем српсе митологиjе. Књ.I. Ниш. 1999. c.71-74; B.Podgórscy, A.Podgórscy, Wielka Księga Demonów Polskich – leksykon i antologia demonologii ludowej. Katowice. 2005. s.510-514; A.Kempiński, Encyklopedia mitologii ludów indoeuropejskich. Warszawa. 2001. s.462; A.Szyjewski, Religia Słowian. Kraków. 2004. s.174; T.Petrović, Vetrovi kao mitološka bića u predstavama južnih Slovena u istočnom delu Balkana. / Studia Mythologica Slavica. VII. 2004. p.143-154; G.S.Smith, C.M.MacRobert, G.C.Stone, Oxford Slavonic Papers. Vol.XXVIII. Oxford. 1996. p.150] (прим как западноевропейские эльфы [К.М.Бриггс, Эльфы в традиции и литературе. Пер. С.М.Печкин. М. 2007. с.83, 120; W.Y.Evans-Wentz. р.39]).

Фольклор указывает немало личных имен вил – Вида, Јана, Дана, Ангелина, Јованка, Коса, Катерина, Равиојла, Јерисавља, Дена, Магда, Дивна, Гелмеруда, Ѓурѓа и др.

Вилы выступают в качестве подательниц жизни, часто упоминаются вместе с Родом, рожаницами и Мокошью. Именно так они представлены в "Слове об идолах" [Слово св. Григория (Богословца) изобретено в толцех о том, како първое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали; то и ныне творят]: "...и ньюя по украинам их молятся проклятому богу их Перуну, Хорсу и Мокоши и вилам", "...словене начали тpапезy ставити Родy и pожаницам пеpеже Пеpyна бога их. А пpеже того клали тpебы yпиpемъ и беpегыням". Тут заслуживает внимания отождествление ее с греко-римской Гекатой (= Луне и патронессе Подземного мира; "Мажють Екатию богыню, сию же деву творять и Макошь чтуть"), а самого культа – с таковым Артемиды (покровительницы растений и животных) у греков и "пpоклятого бога Осиpа" (подземного и тоже растительно-водного божества) у египтян. Кроме того, появляется аспект, обратный жизнедарительному. Ведь здесь нет противопоставления yпыpей и беpегинь. И в преданиях вполне обычным делом является слепота, паралич, а то и смерть повстречавшего вил или же испившего из их источника (моровая язва, чума, оспа, холера и др. изображались как сами вилы или же их стрелы, при помощи коих и насылались, подобно иным бедствиям; отсюда пожелание "Чтоб тя лихая немочь изняла!"; ср.: "Мора юда вила" [А.Н.Афанасьев. Т.3. с.26-56; А.Б.Мороз, "Чтоб тя лихая немочь изняла!" (Зачем бранить детей). / Славянская этнолингвистика. www.rastko.rs; Ср.: Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко, Царь славян. СПб. 2004. с.392; Т.В.Володина, Лингвистический комментарий к мифологеме колтуна (plica polonica). / Rossica Olomucensia. N38. s.216; Ср.: Павсаний, Описание Эллады. IV.33.7]). Если же во время танца вилам удается затащить в свой хоровод юношу, то ему обычно приходит конец. На месте таких танцев остаются круги – "вилино коло", "самодивское (х)оро" (так же именуются растущие кругом грибы, круг из буйной или наоборот низкой травы и др.). Ураган непременно относится к проделкам вил – это крутятся, танцуют, дерутся, справляют свадьбу вилы (именуемые также полудницами, лешими, шишигами, чертями, ведьмами и др.; поэтому украинцы говорят о вихре – "черт на свадьбу едет", "ведьма замуж идет", "черт крупу мелет"; белорусы называют его "ведьмина свадьба"; поляки – "дьявольская мельница"; сербохорв. "вила" и словен. "vila" – это "ведьма", "колдунья"; чехи и словаки вой ветра называют уже названной "meluzína", если – в дымоходе, говорят: "Meлюзина ищет детей"). В Западной Европе все это характерно для эльфов и фей.

Вилы представлены и в "Слове Иоанна Златоyста" [Слово св. отца ...Иоанна Златоустага... о том, како первое погании веровали в идолы]: "Люди приступили к идолам и начали поклонятся молнии и грому, и солнцу, и луне. А другие – Перуну, Хорсу, вилам и Макоши". Сказано здесь и о беpегинях – причем, уравнены они с вилами еще и косвенно, т.к. указано их число. И оно точно такое же, как и применяемое к вилам в "Слове Хpистолюбца" [Слова некоего Христолюбца и ревнителя по правой вере]: "вил <...> числом тридевять сестер, как говорят невежды, и мнят их богинями, и так кладут им требы, и кур режут". Там же упомянут "идол вил" и сказано, что "в двоеверии живущие веруют <...> в вил". Житие св. Акакия [Минеи чети. Апрель] говорит об обманчивой красоте вил и сравниет их с цветами.

Очень интересне сведения приводит Временник Георния Амартола: "Человекообразные животные, как и сирины, называются еще и вилы"; в другом источнике они –
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Комментарий 1 iconВ ыборы Ющенко 26 декабря – незаконны !!! Переголосование 26 декабря,...
Юридический комментарий официального наблюдателя от международной организации сергея мирзоева

Комментарий 1 icon[Раздаточный материал с выравниванием по правому краю
Комментарий: к одной из глав в книге указанного автора действительно имеется эпиграф об эпиграфах

Комментарий 1 iconСтатья из VII тома «Православной энциклопедии»
К истории Русской Церкви в годы Великой Отечественной войны (комментарий в цифрах и фактах)

Комментарий 1 iconИнформационный бюллетень 15-16 апреля 2015 года
Комментарий Департамента информации и печати мид россии относительно высказываний Министра иностранных дел Украины

Комментарий 1 iconИнформационный бюллетень 23-24 февраля 2015 года
...

Комментарий 1 iconИнформационный бюллетень 10-12 апреля 2015 года
Комментарий Департамента информации и печати мид россии в связи с предпринимаемыми на Украине шагами по борьбе с историей своего...

Комментарий 1 iconКомментарий к Евразийскому патентному законодательству
Расширение международных экономических связей во всемирном масштабе повысило значение интеграционных процессов в экономике, являющихся...

Комментарий 1 iconИнформационный бюллетень 27-30 марта 2014 года
Комментарий Департамента информации и печати мид россии в связи с голосованием в Генеральной Ассамблее ООН по проекту резолюции «Территориальная...

Комментарий 1 iconИнформационный бюллетень 2 апреля 2015 года
Комментарий Департамента информации и печати мид россии в связи с участием Министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова...

Комментарий 1 iconИнформационный бюллетень 18-20 октября 2014 года
Комментарий Департамента информации и печати мид россии по поводу решения Украины присоединиться к санкциям ес о запрете на въезд...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск