Урок развитие медицины






Скачать 63.42 Kb.
НазваниеУрок развитие медицины
Дата публикации15.02.2015
Размер63.42 Kb.
ТипУрок
h.120-bal.ru > География > Урок
Урок 6. развитие медицины в древней греции и древнем риме.
Цели и задачи:

1. Сформировать представление о медицине различных древних цивилизаций.

2. Познакомить учащихся с учением Гиппократа и других древнегреческих и древнеримских врачей.

3. Формировать умение выделять главное в содержании материала.

1. Развитие медицины в Древней Греции.

В Средиземноморье, на Балканском полуострове сформировалась древняя цивилизация Греции, оказавшая влияние на развитие мировой науки, культуры, искусства. Многие науки берут начало в

Древней Греции. Развитие медицины здесь происходило в тесной связи с развитием естествознания и философии. В отличие от медицины других древних цивилизаций греческая меньше всего находилась под влиянием религии. Так, Демокрит большое значение придавал природным условиям и желанию самих людей быть здоровыми. В частности, он писал: «Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а не знают, что сами имеют в своем распоряжении средства к этому». Этих же позиций придерживался позже и Гиппократ. Произведения древнегреческого искусства отражают культ здоровья и красоты человеческого тела. Поэтому большое внимание уделялось физическим упражнениям, закаливанию организма.

Первые сведения о греческой медицине встречаются в поэмах Гомера (1Х-УШ вв. до н. э.) «Илиада» и «Одиссея».

В современной медицинской терминологии многие слова древнегреческого происхождения:

• хирургия (рукодействие);

• педиатрия (лечение детей);

• психиатрия (лечение души);

• дерматология (учение о коже);

• офтальмология (учение о глазах);

• неврология;

• терапия;

• лечение;

• эпилепсия.

В Древней Греции профессию врача можно было получить в специальных школах, в порядке индивидуального обучения у известных врачей, а также в учебных заведениях при храмах. Большой известностью пользовались школы в Книдосе и на Косе. В школе на острове Кос учился знаменитый врач, которого называют «отцом медицины» - Гиппократ, живший в 460-370 гг. до н. э. Наследие Гиппократа и его школы сыграло большую роль в развитии не только греческой, но и мировой медицины. Он лечил не отдельные органы, а весь организм больного, придавал большое значение внешней среде и условиям жизни.

Гиппократа отличала большая наблюдательность. Основа его лечения - вера в целительные свойства природы. Он призывал врачей всячески стимулировать «естественные способности организма», подчеркивал, что главное - не навредить человеку. Гиппократ ввел понятие идиосинкразии - повышенной чувствительности организма к некоторым пищевым веществам. Описанные им симптомы отдельных заболеваний, гигиенодиетические методы лечения, роль внешней среды в возникновении заболеваний остаются актуальными и в настоящее время.

Гиппократ учил врачей извлекать из внешней среды все необходимое для излечения, предвидеть возможность ее отрицательного влияния на человека; он считал, что «природа исцеляет, но лечит врач». Он полагал, что всякий желающий врачевать должен разбираться во временах года и погоде, т. к. погода в разные времена года по-разному действует на больного. Также Гиппократ изучал роль метеорологических условий в возникновении заболеваний. Он считал, что холодная погода укрепляет организм, а жаркая - расслабляет тело. Поэтому он требовал, чтобы врач, прибывший в новую местность, изучал его климат, почву, образ жизни населения.

Основные труды Гиппократа представлены в так называемом «Гиппократовом сборнике», в котором содержатся 70 работ.

Известная клятва Гиппократа, клятва врача, начинающего свою практическую деятельность, до сих пор лежит в основе присяги всех, кто заканчивает медицинские факультеты.



ГИППОКРАТ КЛЯТВА ГИППОКРАТА

(ОРИГИНАЛ)

КЛЯТВА ГИППОКРАТА

«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».


2. Развитие медицины в древнем Риме

Имена многих ученых Древнего Рима также вошли в историю мировой науки, в том числе географии и медицины. Различные научные представления в Римском государстве складывались под влиянием Древней Греции. Учениками греческих школ были многие виднейшие римские врачи: Асклепиад, Гален, Цельс и др.



Имя учёного

Вклад в медицину

Асклепиад

(128-56 гг. до н. э.)


Большое значение придавал связи организма человека с внешней средой, считал необходимыми частые омовения, растирания. Асклепиад рекомендовал людям совершать множество всевозможных движений: ходьбу, бег, езду верхом и т.д. Лекарственной терапии он уделял мало внимания. Систему лечения Асклепиада можно определить в современных терминах как физиотерапию и бальнеотерапию.

Страбон

(64-63 г. до н. э. -23-24 г. н. э.)



Он считал, что знание географии необходимо всем специалистам. Страбон поставил такую важную задачу географии, как освоение территорий. Он считал, что необходимо не только изучать и описывать обитаемые территории, но и знать необитаемые земли, выявлять причины их незаселённости, условия жизни на них.

Гален

(II в. н. э.)



Врач, который, кроме практической деятельности, занимался философией, анатомией и физиологией. Он расширил представления о строении организма, функциях органов м систем.


Дискл

(IV в. до н. э.)


Он в зависимости от погодных условий разделял год на шесть периодов. Дискл считал, что каждый из них влечет иной образ жизни, душевное и физическое состояние человека


Диоскорид

(I в.)



Лекарствоведение. Диоскорид в своем основном сочинении «О лекарственных средствах» дал подробное описание всех известных в его время лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения.



По существу, с этого периода география и медицина сблизились вокруг проблемы влияния окружающей среды на здоровье человека. История сохранила имена и других древнегреческих врачей, придававших большое значение этому влиянию.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Как Гиппократ объяснял влияние факторов окружающей среды на здоровье человека?

2. Какие первые медико-географические представления были сформулированы Страбоном?

3. Кто впервые выявил повышенную чувствительность организма к некоторым веществам? Как называется эта реакция организма?

4. С именем, какого ученого связано развитие лекарствоведения в Древнем Риме?

5. Как Гиппократ определял понятия «здоровье» и «болезнь»?

6. Каких медицинских взглядов придерживался древний римский ученый Асклепиад?



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок развитие медицины iconУчебник хорошо иллюстрирован, содержит авторские таблицы, справочный...
С позиций современной исторической науки последовательно изложено развитие врачевания и медицины в разных регионах земного шара во...

Урок развитие медицины icon2 «Развитие ветеринарной медицины в древнем Китае, Индии, Тибете и Палестине»
Тема 2 «Развитие ветеринарной медицины в древнем Китае, Индии, Тибете и Палестине»

Урок развитие медицины iconПрограмма вступительных испытаний в аспирантуру по специальности...
Периодизация и хронология всемирной истории медицины. История медицины как часть культуры и истории человечества. Философия и медицина....

Урок развитие медицины iconТема Врачевание в первобытном обществе
История медицины как часть ис­тории человечества. Интернациональ­ный характер развития медицины

Урок развитие медицины icon1. История развития социальной медицины в России
Роль российских государственных деятелей 16-18 веков в становлении социальной медицины

Урок развитие медицины iconТематика рефератов по истории медицины к кандидатскому экзамену общенаучной дисциплине
Значение истории медицины в формировании научного мировоззрения, исторического мышления, расширения теоретических знаний будущего...

Урок развитие медицины iconУрок истории по теме «Социально-экономическое развитие России в конце 19-н. 20 века»
Урок истории по теме «Социально-экономическое развитие России в конце 19-н. 20 века». 11 класс

Урок развитие медицины iconПримерная программа наименование дисциплины история медицины рекомендуется...
Цель – изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении...

Урок развитие медицины iconПримерная программа наименование дисциплины история медицины рекомендуется...
Цель – изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении...

Урок развитие медицины iconРабочая программа составлена в соответствии с примерной программой...
Рабочая программа по Истории медицины обсуждена на заседании кафедры социально-гуманитарных наук






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск