Трансформация делового и общественно-политического сегментов российских средств массовой информации (опыт социологического исследования)






НазваниеТрансформация делового и общественно-политического сегментов российских средств массовой информации (опыт социологического исследования)
страница1/11
Дата публикации27.07.2015
Размер1.6 Mb.
ТипАвтореферат
h.120-bal.ru > Информатика > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Касаткин Сергей Сергеевич
ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕЛОВОГО И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СЕГМЕНТОВ РОССИЙСКИХ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

(ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Специальность 22.00.04 – социальная структура,

социальные институты и процессы

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени

кандидата социологических наук
Москва – 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению СМИ в современной социологической науке………………………………………..12

§ 1.1.Зарубежная социологическая наука о средствах массовой информации………………………………………………………………………12

§ 1.2.Российские социологи ХХ-ХХI века – взгляд на развитие отечественных СМИ………………………………………………………………………………27

Глава 2. Информационное поле СМИ в постсоветской России – основные тенденции развития…………………………………………………...……….34

§ 2.1. Перераспределение веса информационных сегментов, занимаемых различными типами СМИ в медиапространстве РФ (печатные, электронные СМИ, ТВ, Интернет, радио) ……………………………………………………34

§ 2.2. Содержательные характеристики и тематические тренды постсоветских СМИ в РФ………………………………………………………………………..64

Глава 3. Трансформация СМИ в общественно-политическом и деловом сегментах как отражение социально-политических процессов……….79

§ 3.1. Основные факторы, формирующие ландшафт постсоветского медиапространства……………………………………………………………..79

§ 3.2. Сегментация целевой аудитории СМИ по информационным потребностям и форме потребления информации - динамика изменений..87

§ 3.3. Российские СМИ в условиях современной фазы развития общества.96

Заключение………………………………………………………………….....110

Список литературы……………………………………………………….......116

Приложение…………………………….………………………………….......124

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью научного осмысления структурных и функциональных изменений средств массовой информации в постсоветской России, потому что они во всех своих проявлениях формируют для большей части населения картину мира, создают стереотипы массового сознания, выстраивают мнения, настроения, представления и установки.

В свое время советское общество имело совершенно определенные, идеологически выверенные и подкрепленные соответствующими официальными позициями средства массовой информации. Их техническое совершенство и разнообразие оставляли желать лучшего, но, безусловно, общественное мнение, во всяком случае, его видимая, фиксируемая, в том числе и социологическими опросами, часть отражала позицию государства. При этом часть населения получала информацию из зарубежных источников.

Глобальные тектонические социально-политические сдвиги, произошедшие в советском, а затем и российском обществе в конце ХХ века не могли не затронуть средства массовой информации, которые испытали своего рода информационный взрыв. Продекларированная свобода слова («гласность») привела к колоссальному выплеску на страницы печати, экраны ТВ, радио различной информации, прежде недоступной гражданам. Актуальность и востребованность СМИ были чрезвычайно высоки, достаточно вспомнить толпы читателей у стендов газеты «Московские новости». Наиболее популярной была политическая проблематика.

В силу переживаемых обществом социально-исторических коллизий в 1990-е годы государство не проводило долгосрочной политики в отношении СМИ. Все это происходило на фоне перемен в экономическом и политическом устройстве общества и активной политической борьбы. Трансформации СМИ в значительной мере носили спонтанный характер. Соответственно, часто складывались ситуации, когда ТВ, радио, пресса не столько объективно освещали события, сколько выполняли политический или коммерческий заказ. При этом порой осуществлялась трансляция взаимоисключающих позиций и установок. Все это, накладываясь на кризисное состояние общества, порождало крайне противоречивое массовое сознание. Интересно, что только зарождавшееся в то время информационное пространство русскоязычного Интернета было в то время более свободным и объективным, не носило такой выраженной печати «рынка».

Коммерциализация средств массовой информации приводила к тому, что в 1990-е годы постепенно закрывались литературные и научные печатные издания или существенно снижались их тиражи. Начинал меняться собственно формат – например журналы «по интересам» («Юный техник», «Знание – сила», «Наука и религия» и пр.) либо исчезали, либо превращались в иллюстрированные журналы. Получали своё развитие «глянец», «гламур», «развлечения» и желтая пресса, которые заняли собой существенную часть информационного поля.

К середине 2000-х Россия достигла определённой внутриполитической стабильности, что обусловило снижение интереса общества к политическим аспектам жизни и политическим событиям. На первые места вышли развлекательные и деловые издания, потеснив общественно-политические СМИ.1 Произошло сегментирование медиапространства по основаниям, прежде всего продиктованным спецификой целевой аудитории. Четко выделились возрастные, гендерные и профессиональные группы СМИ. Для бизнесменов и коммерсантов возникли деловые издания, для специалистов в IT-сфере – издания о компьютерах и т. д. А для широкой публики – «легкий жанр», который сам по себе весьма разнообразен, и также структурирован внутри данного сегмента (издания о здоровье и красоте, мистика, мода, досуг и пр.) Диссертантом для изучения выбраны два крупных информационных сегмента: общественно-политический и деловой.

Если прежде существование СМИ полностью зависело от государства, то сегодня очевидным фактором влияния выступает коммерциализация. Соответственно, позиция издания не может не зависеть от позиции ее владельца и его коммерческих интересов. Поэтому в подборе публикаций также учитываются интересы спонсоров и рекламодателей. Рекламные сборы – это одна из существенных статей дохода современных СМИ.

Возникновение и распространение Интернета произошло чрезвычайно быстро. Значение этого фактора для СМИ трудно преувеличить. Печатные издания, радио и ТВ получили свое отражение и продолжение в Интернете, возникли проекты, которые существуют только в Интернете (например, Gazeta.ru). В связи с развитием новых типов средств массовой информации стали использоваться новые термины. В среде специалистов в области СМИ стали употребляться иноязычные слова «медиа» и «масс медиа», которые по сути стали синонимом СМИ. С информационными сайтами в Интернете и мобильными приложениями стали связывать понятие «New media».

Тиражи в прошлом таких крупных общественно-политических печатных изданий, как «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Огонёк», «Известия», деловых - «Коммерсантъ», «Ведомости» сократились в некоторых случаях в десятки раз, с десятков миллионов до сотен и десятков тысяч экземпляров. В больших тиражах нет необходимости – они ушли в Интернет.

В условиях современных информационных войн, ареной которых оказываются умы молодых поколений, представляется крайне актуальным и необходимым изучение состояния и трансформаций СМИ, которые становятся все более активным агентом, способным влиять на социальное поведение больших общественных групп. Особое значение среди различных сегментов СМИ имеют общественно-политический и деловой, так как они занимают ведущее место в жизни общества.

Степень разработанности проблемы

В современной науке, как на Западе, так и в России, исследованию средств массовой информации посвящено большое количество работ в социологии, журналистике, политологии, философии, социальной психологии.

Среди теоретических исследований СМИ, которые описывали закономерности функционирования и осуществляли попытку прогнозирования перспективы развития средств массовой информации и массовой коммуникации, можно выделить основоположника теории современного информационного общества («глобальной деревни») М. Маклюэна2. Изучением современных СМИ занимался П. Бурдье3. Классификацию моделей СМИ в разное время осуществляли Г.Гербнер, М. Кастеллс, Д.Макквейл, А.Моль, Ю.Хабермас, М.Хоркхаймер, Г.Шиллер, У.Шрамм. 4

Изучение информационного поля, создаваемого СМИ, велось представителями социального конструктивизма, среди которых наиболее значимыми фигурами являются П. Бергер, Т. Лукман.5

Изучение СМИ в рамках теории структурного функционализма осуществлялось Р. Мертоном, Г. Лассуэлом, П. Лазарсфельдом.6

Общие проблемы развития СМИ в современном мире в отечественной науке были сформулированы в трудах В.М. Березина, Л.М. Земляновой, В. Конецкой, Г. Почепцова, Е. Прохорова и других. Общее представление о характере и результатах трансформации российского общества в целом и журналистики в частности описано в работах Е.Л. Вартанова, М.В. Шкондин, И.И. Засурский, Я.Н. Засурский, С.Г. Корконосенко, И. Ясавеева7. В рамках политической философии изучали Д.А. Ольшанский, Г.Х. Шахназаров, в области политологии - В. Комаровский, А.С. Панарин, Е.Б. Шестопал, в социологии СМИ: Л.Ф. Адилова, А.Б. Каримова, В.С. Коробейников, Е.П. Прохорова, Л.Н. Федотова, И.Д. Фомичёва8. Проблемой цензуры, гласности и свободы печати занимались А.А. Грабельников, А.А. Чичановский.

Целый ряд исследователей ввиду изменений в структуре СМИ, потребительских предпочтениях аудитории и особенностях работы рынка рекламы перестал быть актуальным, а выводы корректными и универсальными. Тем не менее, можно выделить следующих отечественных исследователей: В.В. Афанасьев, Ю.Б. Борев, Г.Н. Вачнадзе, Б.А. Грушин, И.М. Дзялошинский, Е.Н. Дугин. 9

Значительный вклад в изучение роли СМИ внесли А.В. Жаворонков, В.П. Коломиец, И.В. Задорин, И.Д. Фомичёва. 10

Между тем практически не представлены работы, в которых проводился бы системный анализ общественно-политических и деловых СМИ с учётом современных политических и экономических условий и тенденций их развития.
Объектом исследования являются средства массовой информации России в постсоветский период в общественно-политическом и деловом сегментах.

Предметом исследования является трансформация структуры российских СМИ в постсоветский период.

Цель исследования заключается в изучении процесса трансформации российских СМИ и характера потребления информации в постсоветский период.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

1. Проанализировать концептуальные основы изучения СМИ в контексте отечественных и зарубежных социологических теорий.

2. Охарактеризовать трансформацию информационного поля СМИ в постсоветский период с точки зрения структурных характеристик, тематических трендов и «веса» общественно-политического и делового сегментов.

3. Выявить и проанализировать основные факторы, формирующие ландшафт российского медиапространства в общественно-политическом и деловом сегментах.

4. Рассмотреть в динамике формирование и распределение целевой аудитории СМИ в общественно-политическом и деловом сегментах по информационным предпочтениям и форме потребления информации.

5. Продемонстрировать перспективы российских СМИ с точки зрения экспертов (практиков и руководителей) в общественно-политическом и деловом сегментах.
Эмпирическая база исследования

I. Авторские исследования

1.1. Онлайн опрос на созданном автором бесплатном сервисе онлайн опросов Sociotrix.com11 на тему «Трансформация СМИ в России: факторы и тенденции». В период с июня по август 2014 было проведено социологическое исследование. В ходе онлайн опроса было опрошено 310 респондентов в возрасте от 16 лет. Регион: Москва и Подмосковье. Состав опрошенных по гендерному признаку: 43,5 % мужчин (135 чел.) и 56,5 % женщин (175 чел.). 80% (248 чел.) респондентов имеют высшее образование, 15,5% (48 чел.) среднее, а 3,5% (11 чел.) неполное среднее.12 ( результаты представлены в онлайн режиме с возможностью фильтрации данных по адресу http://sociotrix.com/result?id=5).

1.2. Проведение серии экспертных интервью (22 участника) с журналистами, редакторами и другими представителями крупнейших средств массовой информации России. Респонденты из печатных СМИ - «Российская газета», «Коммерсантъ», «Известия», «Новая газета Нижний Новгород»; телевидения – «Россия 24», «ТВЦ», «Культура», «СТС»; Интернет-СМИ – «РИА Новости», «ИТАР-ТАСС», Sostav.ru, «Citymagazine»; радио – «Серебряный дождь», «Коммерсантъ FM», «Русская служба новостей». Полный текст всех интервью представлен в приложении.

1.3. Контент-анализ информационных интернет-ресурсов (Rg.ru, Ria.ru, Rbc.ru, Kommersant.ru, Vedomosti.ru, Izvestiya.ru, Lenta.ru, Gazeta.ru) в период с января 2012 по сентябрь 2014 года с целью анализа основных содержательных и структурных характеристик ресурсов. Контент-анализ мобильных приложений ресурсов Kommersant.ru и Rg.ru.

II.Результаты данных вторичного анализа

1.1. Анализ данных отчётов исследовательской компании TNS Media (сайт tns-global.ru) и анализ динамики аудиторных показателей СМИ Россиив деловом и общественно-политическом сегментах. Базы данных NRS, M’Index и Web Index, 2012-2014 г.13

1.2. Анализ данных отчётов Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям «Российская периодическая печать. Состояние тенденции и перспективы развития»14

1.3. Анализ данных отчётов исследовательской компании Медиалогия за 2012-2014 годы.15

1.4. Анализ прогноза развития рекламного рынка СМИ прогноз «Zenith Optimedia» на 2015-2016 г.16

Хронологические рамки исследования

Определены периодом 1991-2014 гг.

Выбор временных рамок исследования обусловлен:

1. Возможностью сравнения двух периодов: советского и постсоветского. Для них характерна различная информационная ситуация в стране, трансформация социально-политической системы, конфликты в политической и социальной сферах общества.

2. Возникновением новой информационной ситуации в стране, изменением модели работы СМИ, трансформацией социально-политической системы.
Методы исследования

В работе использован широкий спектр методов сбора и анализа информации: анкетирование (авторское исследование), интервьюирование (авторское исследование), контент-анализ (содержательные характеристики различных СМИ), вторичный анализ (данные различных исследовательских компаний – TNS, Медиалогия, ФОМ). При выявлении специфики российских СМИ используется сравнительный метод. Выводы диссертационном исследовании подготовлены на основе теоретического и эмпирического подходов.
Объём и структура диссертации

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы (101 источник) и приложение (19 страниц). Общий объём диссертации - 143 страниц, без приложения и списка литературы – 115 страницы.

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению СМИ в современной социологической науке

В первой главе диссертации «Теоретико-методологические подходы к изучению СМИ в современной социологической науке» рассмотрены современные научные концепции, связанные с теорией массовых коммуникаций, и концепции социальных трансформаций.

Диссертант анализирует современные критические теории и новые концепции социальной трансформации. Автор утверждает, что многие подходы, разработанные на Западе, до сих пор по разным причинам не вошли в полной мере в оборот отечественной науки. 17

Социология средств массовой информации – это область социологического знания, где СМИ изучаются в качестве социокультурного феномена. В рамках социологии СМИ рассматриваются различные аспекты создания, структурирования, функционирования и распространения сообщений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Трансформация делового и общественно-политического сегментов российских средств массовой информации (опыт социологического исследования) iconИсследование проведено
Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по поддержке средств массовой информации как основы гражданского общества, обеспечению...

Трансформация делового и общественно-политического сегментов российских средств массовой информации (опыт социологического исследования) iconНовости в крыму обсудили перспективы единого русского общественно-политического движения
Закарпатцев проинформировали о III всемирном Конгрессе российских соотечественников

Трансформация делового и общественно-политического сегментов российских средств массовой информации (опыт социологического исследования) iconКафедра электронных средств массовой информации

Трансформация делового и общественно-политического сегментов российских средств массовой информации (опыт социологического исследования) iconНаправляем вам ежедневный обзор российских средств массовой информации...
Фсс рф, являются авторскими материалами. Они не обязательно согласованы с руководством Фонда, могут содержать ошибки и не должны...

Трансформация делового и общественно-политического сегментов российских средств массовой информации (опыт социологического исследования) iconПри центральной избирательной комиссии российской федерации электронный дайджест
Электронный дайджест публикаций средств массовой информации по выборной тематике подготовлен на основании открытой информации, размещенной...

Трансформация делового и общественно-политического сегментов российских средств массовой информации (опыт социологического исследования) iconПри центральной избирательной комиссии российской федерации электронный дайджест
Электронный дайджест публикаций средств массовой информации по выборной тематике подготовлен на основании открытой информации, размещенной...

Трансформация делового и общественно-политического сегментов российских средств массовой информации (опыт социологического исследования) iconПри центральной избирательной комиссии российской федерации электронный дайджест
Электронный дайджест публикаций средств массовой информации по выборной тематике подготовлен на основании открытой информации, размещенной...

Трансформация делового и общественно-политического сегментов российских средств массовой информации (опыт социологического исследования) iconПри центральной избирательной комиссии российской федерации электронный дайджест
Электронный дайджест публикаций средств массовой информации по выборной тематике подготовлен на основании открытой информации, размещенной...

Трансформация делового и общественно-политического сегментов российских средств массовой информации (опыт социологического исследования) iconПри центральной избирательной комиссии российской федерации электронный дайджест
Электронный дайджест публикаций средств массовой информации по выборной тематике подготовлен на основании открытой информации, размещенной...

Трансформация делового и общественно-политического сегментов российских средств массовой информации (опыт социологического исследования) iconМониторинг средств массовой информации 3 июня 2015 года
Полномочия по присвоению статуса гп переданы субъектам РФ с федерального уровня 3






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск