| рефераты | Каталоги |






Название| рефераты | Каталоги |
страница1/12
Дата публикации23.01.2015
Размер1.19 Mb.
ТипРеферат
h.120-bal.ru > История > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Часть 1.

| Первая страница | Словарь | Библиотека | Поиск | Форум |

Historic.Ru | История | Мифология | Религия | География | Музей Лувр

| Рефераты | Каталоги |

CD-версия библиотеки по истории и мифологии (Historic.Ru)

CD-версия библиотеки по философии (Filosof.Historic.Ru)

200 альбомов MP3 для бальных танцев на DVD!

в Москве: мобильный / телефон / CD, DVD, MP3-плеер / телевизор /

аудио-видео / компьютер / принтер / скидка! » выбрать:

MP3-плеерDVD-плеерCD-плеертелевизорвидеоплеермобильныйтелефонмагнитофонхолодильниктелевизордругое...

Часть 1.

Г. В. Ф.Гегель

ЛЕКЦИИ

ПО ФИЛОСОФИИ

ИСТОРИИ

Перевод А. М. Водена

Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории.СПб.: Наука, 1993, 2000.-480с.

С.57-480.

(Публикуется по изданию: Гегель. Сочинения. Т. VIII. М.; Л.: Соцэкгиз,

1935)

(нумерация в начале страницы)

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Введение......................................................... 57

Географическая основа всемирной истории — (Новый свет. — Старый

свет. — Африка. — Азия и Европа)............................ 126

Деление истории ................................................ 147

Часть первая Восточный мир

Отдел первый. Китай. .............................................. 159

Отдел второй. Индия............................................... 179

Буддизм........................................................ 204

Отдел третий. Персия .............................................. 209

Глава первая. Зендский народ...................................... 212

Глава вторая. Ассирийцы, вавилоняне, мидяне и персы................. 216

Глава третья. Персидское государство и его составные части.............

221

Персия........................................................ 222

Сирия и семитическая Передняя Азия.............................. 224

Иудея......................................................... 227

Египет........................................................ 230

Переход к греческому миру....................................... 248

Часть втора я Греческий мир

Отдел первый. Элементы греческого духа ............................. 255

Отдел второй. Формы проявления прекрасной индивидуальности.......... 269

Глава первая. Субъективное художественное произведение ............. 269

Глава вторая. Объективное художественное произведение .............. 271

Глава третья. Политическое художественное произведение ............. 277

Войны с персами................................................ 282

Афины........................................................ 284

Спарта....................................................... 287

Пелопоннесская война........................................... 290

Македонское царство............................................ 295

Отдел третий. Упадок греческого духа................................. 298

Часть третья Римский мир

Отдел первый. Рим до Второй пунической войны........................ 307

Глава первая. Элементы римского духа.............................. 307

Глава вторая. История Рима до Второй пунической войны............... 319

Отдел второй. Рим от Второй пунической войны до империи............ 328

Отдел третий...................................................... 335

Глава первая. Рим в императорский период........................... 335

Глава вторая. Христианство ....................................... 339

Глава третья. Византийская империя................................ 353

Часть четвертая Германский мир

Отдел первый. Элементы христианско-германского мира ............... 366

Глава первая. Переселение народов................................. 366

Глава вторая. Магометанство....................................... 373

Глава третья. Государство Карла Великого ........................... 377

Отдел второй. Средние века.......................................... 382

Глава первая. Феодализм и иерархия................................ 383

Глава вторая. Крестовые походы.................................... 402

Глава третья. Переход от феодальной системы к монархии.............. 409

Искусство и наука как элементы разложения средневекового миросозерцания

................................................... 417

Отдел третий. Новое время.......................................... 420

Глава первая. Реформация-........................................ 420

Глава вторая. Влияние реформации на формирование государств ........ 432

Глава третья. Просвещение и революция............................. 440

Приложени

Предисловие издателя (Эдуард Ганс)............................. 459

Предисловие ко второму изданию (Карл Гегель).....................469

Именной указатель...........................................472

Гегель Г.В.Ф.

Лекции по философии истории. 1822-1831.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

57

ВВЕДЕНИЕ

Милостивые государи.

Темой этих лекций является философская всемирная история, т. е. не общие

размышления о всемирной истории, которые мы вывели бы из нее и желали бы

пояснить, приводя примеры, взятые из ее содержания, а сама всемирная

история1. Для выяснения того, что такое философская всемирная история, я

считаю необходимым прежде всего рассмотреть другие формы историографии.

Вообще существуют три вида историографии:

a) первоначальная история,

b) рефлективная история,

c) философская история.

а) Что касается первой, то, чтобы тут же дать конкретный образ, я назову

для примера имена Геродота, Фукидида и других подобных им историков. Эти

историки описывали преимущественно протекавшие на их глазах деяния,

события и состояния, причем сами они были проникнуты их духом и переносили

в сферу духовных представлений то, что существовало вовне. Таким образом

внешнее явление преобразуется во внутреннее представление. Подобно тому

как поэт перерабатывает материал, данный ему в его ощущениях, чтобы

выразить его в представлениях. Конечно, эти первоначальные историки

пользовались сообщениями и рассказами других (один человек не может видеть

все), но лишь таким же образом, как и поэт пользуется, как ингредиентом,

сложившимся языком, которому он обязан столь многим. Историки связывают

воедино преходящие явления и увековечивают их в храме Мнемозины. К такой

первоначальной истории не относятся легенды, народные песни, предания, так
1Я не могу указать здесь такого руководства, которое можно было бы

положить в основу ее изучения; впрочем, в моих «Основаниях философии

права» (§ 341—360) я уже дал точное понятие такого рода всемирной истории

и указал ее принципы или те периоды, на которые она разделяется.

58

как все это еще неясные способы представления, свойственные непросвещенным

народам. Мы же имеем здесь дело с такими народами, которые знали, что они

собою представляли и чего они желали. Действительность, которую мы

обозреваем или можем обозреть, следует признать более твердой почвой, чем

то ускользнувшее прошлое, к которому относится возникновение легенд и

поэтических произведений, уже не выражающих исторической жизни народов,

достигших ясно выраженной индивидуальности.

Такие первоначальные историки преобразуют современные им события, деяния и

состояния в систему представлений. Поэтому содержание таких исторических

произведений не может быть очень обширно по своему внешнему объему

(например, исторические труды Геродота, Фукидида, Гвиччардини); то, что

существует и живет в окружающей их среде, составляет их существенное

содержание; образованность автора и культура, выражающаяся в тех фактах,

излагая которые он создает свое произведение, дух автора и дух тех

действий, о которых он повествует, тождественны. Он описывает то, в чем он

более или менее принимал участие, или то, что он по крайней мере

переживал. Он воспроизводит непродолжительные периоды, индивидуальные

образы людей и происшествий; нарисованная им картина воспроизводит без

рефлексии отдельные черты так, чтобы вызывать у потомков столь же

определенное представление об изображенном, сколь определенно оно

представлялось ему в воззрении или в наглядных повествованиях. Он не

прибегает к рефлексии потому, что сам духовно сжился с излагаемым им

предметом и еще не вышел за его пределы; если же он, как например Цезарь,

принадлежит к числу полководцев или государственных деятелей, то именно

его цели сами по себе являются историческими. Но если здесь говорится, что

у такого историка нет рефлексии, а что выступают сами лица и народы, то не

противоречат ли этому те речи, которые мы читаем', например, у Фукидида и

о которых можно утверждать, что они, наверно, . не были произнесены в

такой форме? Однако речи являются действиями людей и притом такими

действиями, которые имеют весьма существенное значение. Правда, люди часто

говорят, что это были только речи, желая этим доказать их невинность.

Такие речи представляют собой только болтовню, а болтовня обладает тем

важным преимуществом, что она невинна. Но такие речи, с которыми один

народ обращается к другому, или речи, с которыми люди обращаются к народу

и к государям, являются существенными и неотъемлемыми составными частями

истории. И если бы даже такие речи, как например речь Перикла,

образованнейшего, чистейшего, благороднейшего государственного деятеля,

были переработаны Фукидидом, то они все-таки не чужды

59

Периклу. В таких речах эти люди высказывают максимы своего народа и свои

личные взгляды, выражают понимание своих политических отношений и своей

нравственной и духовной природы, те принципы, которыми они руководились,

преследуя те или иные цели и применяя тот или иной образ действий. В

речах, приписываемых историком этим людям, выражается не чуждое им

сознание, а их собственная культура.

Таких историков, которых следует основательно изучать и внимательно читать

и перечитывать тому, кто хочет понять, что пережили народы, и углубиться в

их жизнь, — таких историков, у которых можно найти не только ученость, но

глубокое и чистое наслаждение, не так много, как можно было бы думать:

Геродот, отец, т. е. родоначальник истории, и Фукидид уже были упомянуты;

оригинальной книгой является «Анабазис» Ксенофонта; «Комментарии» Цезаря

составляют настоящий шедевр великого духа. В древности такие историки

непременно должны были быть великими полководцами и государственными

людьми; в средние века, за исключением епископов, стоявших в центре

государственной деятельности, к их числу принадлежали монахи как наивные

летописцы, которые были столь же изолированы, сколь вышеупомянутые

государственные люди древности находились во взаимной связи. В новейшее

время обстоятельства совершенно изменились. Наша образованность по

существу дела воспринимает и тотчас же преобразует все события в

повествования, для того чтобы о них составлялось определенное

представление. У нас имеются превосходные, простые, определенные

повествования, в . особенности о военных событиях, и эти повествования

можно поставить рядом с «Комментариями» Цезаря; что же касается богатства

их содержания и указаний средств и условий, то они еще поучительнее. Сюда

же относятся и французские мемуары. Часто они написаны остроумными людьми

о незначительных событиях и нередко в них содержится много

анекдотического, так что в основе их лежит довольно скудное содержание, но

часто они оказываются подлинно мастерскими историческими произведениями,

например мемуары кардинала де Ретца; в них открывается обширное

историческое поле. В Германии редко встречаются такие мастера; Фридрих

Великий (Histoire de mon temps) является славным исключением. В сущности

такие люди должны занимать высокое положение. Лишь с высоты возможно

хорошо обозревать предметы и замечать все, но этого нельзя сделать, если

смотреть снизу вверх через небольшую щель.

b) Второй вид истории мы можем назвать рефлективным. Это такая история,

изложение которой возвышается над современной эпохой не в отношении

времени, а в отношении духа. В этом втором виде истории следует различить

совершенно различные подвиды.

60

аа) Требуется написать обзор всей истории какого-либо народа или

какой-нибудь страны или всего мира, одним словом, то, что мы называем

всеобщей историей. При этом главной задачей является обработка

исторического материала, к которому историк подходит со своим духом,

отличающимся от духа содержания этого материала. В этом случае особенно

важны те принципы, которые автор вырабатывает для себя отчасти

относительно содержания и цели самих описываемых им действий и событий,

отчасти относительно того способа, каким он хочет писать историю. У нас,

немцев, проявляющиеся при этом рефлексия и рассудительность чрезвычайно

разнообразны: каждый историк усвоил себе в этом отношении свою собственную

манеру. Англичане и французы знают в общем, как следует писать историю:

они более сообразуются с общим и национальным уровнем культуры; у нас же

всякий стремится придумать что-нибудь особенное, и, вместо того чтобы

писать историю, мы всегда стараемся определить, как следовало бы писать

историю. Если этот первый подвид рефлективной истории ставит своей

единственной целью изложить всю историю какой-нибудь страны, то он

приближается к первому виду историографии. Такие компиляции (например,

история Ливия, Диодора Сицилийского, история Швейцарии Иоганна фон

Мюллера) заслуживают большой похвалы, если они хорошо составлены. Конечно,

всего лучше, если историки приближаются к историкам первого рода и пишут

столь наглядно, что у читателя может получиться впечатление, как будто

современники и очевидцы излагают события. Но тот тон, который должен быть

свойственен индивидууму, принадлежавшему к определенной культуре, часто

модифицируется так, что он не соответствует описываемым эпохам, и тот дух,

которым проникнут историк, оказывается иным, чем дух этих эпох. Например,

Ливии заставляет древних римских царей, консулов и полководцев произносить

речи, которые были бы уместны лишь в устах искусного адвоката его эпохи,

причем обнаруживается самый резкий контраст между этими речами и такими

сохранившимися подлинными старинными сказаниями, как например басня

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

| рефераты | Каталоги | iconКаталоги, книги в электронном формате для заказа

| рефераты | Каталоги | iconЛитература Проектная деятельность учащихся. Литература. 1 Литература....
Литература. 5-11 классы. Дрофа. Вся школьная программа. Чтение стихов, рефераты, сочинения

| рефераты | Каталоги | iconРефераты на экономические темы
Возникновение, развитие и организация аудиторских проверок и ревизий. Правовой аспект

| рефераты | Каталоги | iconЦифровые образовательные ресурсы
Биология, физиология и строение человека, ботаника и селекция, рефераты по биологии

| рефераты | Каталоги | iconЛитература по истории огнестрельного оружия: альбомы, каталоги. Место проведения
Республиканского фестиваля и военно-исторической реконструкции «Три войны: ради Родины, чести и славы»

| рефераты | Каталоги | iconНаучные, технические и центральные библиотеки
Национальная библиотека, история, структура, здание, библиотечные фонды, специализированные коллекции, раритеты, каталоги, базы данных,...

| рефераты | Каталоги | iconПоиск информации в Интернете
...

| рефераты | Каталоги | icon3. рефераты и сочинения Золотая коллекция. Государство и право. Москва, ООО
Перечень мультимедийных учебных пособий, приобретённые в личное пользование, используемые в процессе обучения

| рефераты | Каталоги | iconКурсы дистанционного обучения, методические разработки, рефераты и пр
В сети Интернет информации по содержанию можно выделить такие виды используемой в основном информации

| рефераты | Каталоги | iconРефераты, доклады
Целью преподавания курса является подготовка специалистов юристов, направленная на реализацию ими своих профессиональных обязанностей...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск