Программа дисциплины «Введение в историю человечества» для направления 030600. 62 «История»






НазваниеПрограмма дисциплины «Введение в историю человечества» для направления 030600. 62 «История»
страница1/9
Дата публикации16.02.2015
Размер0.81 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
h.120-bal.ru > История > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет истории


Программа дисциплины «Введение в историю человечества»
для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра

Авторы программы:

П.Ю.Уваров, д.и.н., Член-корреспондент РАН, Профессор, oupav@mail.ru

А.В. Шарова, к.и.н., доцент, asharova@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры социальной истории «__»_________2010 г.

Зав. кафедрой П.Ю. Уваров
Рекомендована секций УМС по истории «__»_______________2010 г.

Председатель И.Н.Данилевский
Утверждена УС факультета истории «__»_______________2010 г.

Ученый секретарь О.С.Воскобойников
Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 030600.62 «История» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину Введение в историю человечества.

Программа разработана в соответствии с:

  • образовательным стандартом высшего профессионального образования ФГОУ ВПО НИУ ВШЭ

  • Образовательной программой 030600.62 «История».

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки бакалавра 030600.62 «История»

  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Введение в историю человечества» являются:

  • формирование у студентов общего представления о целостности всемирно-исторического процесса;

  • формирование знаний о синхронности развития отдельных регионов, о согласованности между собой различных разделов исторической науки;

  • знакомство с важнейшими принципами периодизации исторического процесса, с основными хронологическими системами;

  • формирование представлений о принципах поиска каузальных связей в истории;

  • знакомство студентов с основными традиционными и новейшими историософскими концепциями всемирно-исторического процесса и с возможностью использования историей данных естественных наук;

  • формирование представлений о множественности возможных интерпретаций человеческой истории.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

    • знать общий ход всемирно-исторического процесса, уметь ориентироваться в нем;

    • получить начальное представление о периодизации и самых известных концепциях развития всемирной истории и о современных подходах к ее изучению;

    • уметь самостоятельно включать знания по истории отдельных регионов и периодов в контекст всемирной истории, обладать основами целостного синхронистического видения исторического процесса;

    • иметь первичные навыки работы с научной литературой и источниками.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения,

способствующие формированию и развитию компетенции

Системные

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач
Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества
Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения


СК- Б6

СК-Б7

СК-Б9


Владеет общепринятой периодизацией истории, понимает возможности и ограничения реконструкции прошлого, владеет приемами источниковедческого анализа (базовыми), может сопоставлять данные источников и анализировать существующие концепции.
Умеет осуществить постановку проблемы, выделить цели и задачи исследования, проанализировать источниковую базу работы и оценить ее результаты


Умение слышать высказанные точки зрения, аргументировать свою позицию, вести дискуссию

Лекции, семинарские занятия, написание реферата, коллоквиум.

Реферат по монографии

Семинарские занятия

профессиональные
Способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач




ПК-9

Может вычленить основное содержание текста, отделить главное от второстепенного, выявить авторскую позицию. Способен соотнести во времени события, происходившие в разных регионах.

Лекции, семинарские занятия, написание реферата, коллоквиум

Социально-личностные

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе

СЛК-Б6

Способен понимать, на какую эмпирическую реальность опираются авторы теоретических текстов, апеллирующие к эрудиции читателя. Обладает представлениями о «цене прогресса», способен подходить к истории с ценностных позиций.

Лекции, семинарские занятия, написание реферата, коллоквиум




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу общеисторических дисциплин.

Изучение данной дисциплины носит пропедевтический характер и призвано в какой-то мере компенсировать отказ от традиционного систематического освоения исторического материала в течение всех лет обучения. Концентрированное изложение материала всемирной истории призвано вооружить студента основами базовой исторической эрудиции и облегчить самостоятельный выбор материала для последующего изучения. Важнейшей задачей является синхронизация данных по истории отдельных периодов и регионов. Курс предваряет изучение всех прочих общеисторических дисциплин базового учебного плана.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знание отечественной и всемирной истории на уровне программы средней общеобразовательной школы;

  • знание обществознания на уровне программы средней общеобразовательной школы;

  • понимание языка литературы по общим проблемам исторической науки

5. Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов по дисцип­лине

Аудиторные часы

Самостоятель­ная работа

Лекции

Семинарские занятия

1

Начало человеческой истории





2




6

2

Древние цивилизации




2

4

2

3

«Осевое время»




2

4

2

4

Взлет и падение последних империй Древности




2

2

4

5.

Раннее Средневековье: Каганаты, Халифаты и обновленные империи




2




4

6

Мир вокруг Тысячного года «Ренессанс XII в».




2

2

2

7

Рах mongolica и апогей Средневековья




2




4

8

Мир после «Черной смерти»




2




4

9

Мир на пороге Нового времени




2

4

2

10

«Бунташный век»




2




4

11

«Плоды Просвещения»




2

2

4

12

Эпоха романтизма: либералы и консерваторы




2




4

13

Время торжествующего капитализма




2

2

2

14

Конец старого мира. Первая мировая война и межвоенный период




2

4

2

15

Вторая мировая война и ее последствия




2




4

16

Мир в послевоенный период и конец послевоенной эпохи




2




4

17

Вызовы нового мира




2




4




ИТОГО часов




34

24

58


6. Формы контроля:

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры

1

2







Текущий

(неделя)

Домашнее задание

*

*




Проводятся в начале/конце каждого семинара: доклады, обсуждения, дискуссии.


Промежу­точный

Реферат




*




2-3 тыс.слов

Коллоквиум




*




45 минут

Итоговый

Экзамен





Рубежный контроль после II модуля

(конец декабря)




Письменная работа или устный ответ по усмотрению преподавателя (2 вопроса)


6.1.Критерии оценки знаний, навыков

Доклад на семинарском занятии – умение четко определить тему, выявить степень ее изученности в научной литературе в общих чертах, способность выделить основные источники, проанализировать их, сделать выводы.

Реферат – владение первичными навыками реферирования научной литературы, умение анализировать и делать выводы.

Коллоквиум – умение дать творческий анализ избранного объекта исследования.

Экзамен – знание базовых понятий данной дисциплины, ее основных разделов, направлений научного изучения, ведущих методов исторических исследований в данной области. Знание основных типов периодизации всемирно-исторического процесса, умение синхронизировать развитие различных регионов.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
7. Содержание дисциплины
ЛЕКЦИИ

Раздел I.

Лекция 1. Начало человеческой истории

Предмет и задачи курса. Понятие всемирной истории. Основные системы хронологии и периодизации всемирной истории. Природно-географическая среда в истории человечества. Особенности расселения по материкам. Взаимодействие и изоляция человеческих сообществ как фактор развития. Влияние природных изменений. Данные палеоботаники и палеозоологии, гляциологии, генетики, микробиологии. «Тектонические» и «урановые» теории развития человечества. Современные теории антропогенеза. Проблемы сосуществования параллельных видов гоминид. Пути расселения неоантропов. Нижнепалеолитические и верхнепалеолитические памятники. «Плейстоценовая катастрофа», изменение среды обитания человека. Загадка исчезновения крупных млекопитающих. Освоение новых материков. Эволюция орудий труда. Гипотезы о социальной организации человеческих сообществ эпохи верхнего палеолита. Данные сравнительной антропологии и реконструкции родовых отношений. Способы интерпретации памятников первобытного искусства. Споры о «неолитической революции». Пути и формы одомашнивания растений и животных. «Экономика каменного века». Миграции. Демографическое давление на окружающую среду. Данные глоттохронологии. Пояс земледельческих культур. Освоение новых материалов и новых занятий. Пастушеские народы. Начало обособления ремесла. Религиозные верования. Мегалитические памятники и их интерпретации. Формы социальной организации.
Литература к разделу

Учебники и учебные пособия

  1. Алексеев В. П., Першиц А. И. Первобытное общество: учеб. М., 1990.

  2. Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. М., 2008.

  3. Васильев Л.С. История Востока: в 2 т.: учеб. 4-е изд., испр. и доп. М., 2005. Т.1.

  4. Гречко П.К. Концептуальные модели истории: пособие для студентов. М., 1995.

  5. Гринин Л.Е. Философия, социология и теория истории: опыт философско-социологического анализа некоторых общественных законов и построения теории всемирно-исторического процесса: пособие для студентов. Изд. 4-е, стер. М., 2007.

  6. Крадин Н.Н. Политическая антропология: учеб. М., 2004.

  7. Мартынов А. И. Археология: учеб. М., 2005.

  8. Основные этапы всемирной истории: учеб. пособие / под ред. В.Б. Виноградова, С.Л. Дударева. Армавир, 2009.

  9. Розов Н.С. Историческая макросоциология: методология и методы: учеб. пособие. Новосибирск, 2009.

Научные труды
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Введение в историю человечества» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Введение в историю человечества» для направления 46. 03. 01 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...

Программа дисциплины «Введение в историю человечества» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Введение в историю человечества» для направления 46. 03. 01 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...

Программа дисциплины «Введение в историю человечества» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Введение в историю человечества» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...

Программа дисциплины «Введение в историю человечества» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Введение в историю человечества» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...

Программа дисциплины «Введение в историю человечества» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Введение в историю человечества» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...

Программа дисциплины «Введение в историю человечества» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Введение в историю человечества» для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...

Программа дисциплины «Введение в историю человечества» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Введение в историю человечества» для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...

Программа дисциплины «Введение в историю человечества» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Введение в историю человечества» для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...

Программа дисциплины «Введение в историю человечества» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...

Программа дисциплины «Введение в историю человечества» для направления 030600. 62 «История» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск