Россия и Украина: единая историческая судьба (из опыта реализации учебных программ моу и дополнительного образования в Московской области)






Скачать 68.85 Kb.
НазваниеРоссия и Украина: единая историческая судьба (из опыта реализации учебных программ моу и дополнительного образования в Московской области)
Дата публикации18.01.2015
Размер68.85 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > История > Документы


Россия и Украина: единая историческая судьба (из опыта реализации учебных программ МОУ и дополнительного образования в Московской области)


Выступление Б.Н. Найденко, д.и.н., профессора, заведующего кафедрой социальных дисциплин, истории и культурного наследия Педагогической академии последипломного образования ( г. Москва, Московская область) на пленарном заседании Ш Международного фестиваля педагогических инноваций в г. Черкассы (Украина) 20.10. 2011 г.

Уважаемые коллеги!
Прежде всего, позвольте выразить вам признательность за предоставленную возможность принять участие в международном форуме педагогических инноваций, который здесь, в Черкассах, начал свою работу.

Все мы до сих пор находимся под впечатлением произошедшего в середине сентября с.г. события — проведения дней науки и образования Украины в России с участием научно-педагогической общественности двух стран. Этот факт имеет поистине историческое значение. По словам посла Украины в России Владимира Ельченко, эти мероприятия впервые за 20 лет имели большой перспективный задел на будущее сотрудничество в области гуманитарных отношений между Украиной и Россией.

О значении этого форума говорили министры науки и образования Владимир Табачник и Андрей Фурсенко. Российский министр отметил, что в ходе московской встречи было намечено немало совместных проектов. «Сдвинулось, например, с мёртвой точки, написание совместных учебников по истории двух стран. Для начала решено подготовить единые учебные пособия для учителей … с толерантным подходом к болезненным проблемам…»

С мнением российского министра, видимо, следует согласиться. Наверное, в излагаемых материалах учебников по истории обеих стран есть болезненные проблемы. И это не только необъективное освещение совместной истории, которое имеет место быть и на Украине, и в России. Хотя проблема фальсификации истории в школьных учебниках имеет весьма негативные последствия фундаментального характера.

Как известно, после распада Советского Союза, в силу ряда объективных и субъективных причин, связь славянских народов бывшего СССР утратила свою эффективность. Вполне определённые деструктивные силы способствовали нашему разобщению, используя для этого инструменты идеологической борьбы, прежде всего фальсификацию нашей общей истории.

И надо отметить, немалого добились. Особенно уязвимым для фальсификации нашей истории стал советский период. Героические и трагические страницы советской истории ловко использовались, и, к сожалению, продолжают использоваться для посева зёрен недоверия между народами Украины и России, например, тема «голодомора на Украине». В России при освещении темы Победы в Великой Отечественной войне нередко забывается вклад народов всех союзных республик в её достижение. В настоящее время научное сообщество российских историков озабочено не только проблемой преодоления фальсификации истории России, но и необходимостью создания единого системного подхода к освещению важнейших исторических явлений и процессов в истории славянских народов – народов Украины, Белоруссии и России. И это не случайно.

На сегодняшний день в федеральном перечне учебников истории для МОУ, утверждённом Министерством науки и образования РФ, значатся более 100 наименований (в украинском перечне – около 40). Ясно, что такая палитра учебников и отсутствие единой содержательной и идеологической концепции их написания и преподавания истории России порождает благодатную почву для её фальсификации.

Судя по одиозности ряда учебников по истории Украины, у вас, уважаемые коллеги, тоже имеется подобная проблема (Учебники под ред. Власова В.С. История Украины. 8 кл.; под ред. Власова В.С., Данилевской; Введение в историю Украины; Грушевский М.С. Введение в историю Украины и др.)

Что касается необходимости разработки единства подходов к освещению нашей общей истории, то она очевидна, и задача этой разработки очень проста. На самом деле, нужно всего лишь помнить о том, что история, прежде всего наука, и как любая другая наука, обладает своей научной методологией. Вот чем должны руководствоваться те люди, которые берутся за написание учебников, и тем более те, кто делает на них заказ. Можно только приветствовать инициативу научной общественности и руководства Минобрнауки Украины и России о намерении совместно создать учебники по истории двух стран.

К проблеме фальсификации истории тесным образом примыкает проблема политической конъюнктуры, оказывающая большое давление на формирование учебного исторического материала, особенно относительно последнего этапа новейшего периода истории России (конец ХХ – начало ХХI вв.) При этом Отечественная история советского времени, мягко говоря, подаётся тенденциозно. Печально констатировать, что инициатива в данном случае исходит из официальных кругов России. Например, в апреле текущего года прозвучал нажимной призыв, обращённый к научной и педагогической общественности десталинизировать Отечественную историю советского периода.

Надо признать, что это мы уже проходили в «доперестроечный» период, когда нам и в школах и в вузах преподавали историю советского времени с главным организатором и вдохновителем всех наших побед в период с 1923 по 1953 гг. – коммунистической партией, но без её генерального секретаря, без Сталина.

И тогда (в 50-80-е годы ХХ века) история СССР была подвержена политической конъюнктуре и сейчас по сути осуществляются попытки сподвигнуть научную общественность к фальсификации истории ХХ века. И если будет создан для российских школ единый учебник по истории (о чём говорилось выше), то с такой установкой относительно советского периода, вряд ли он будет объективным.

Уважаемые коллеги! Сегодня перед российским научно-педагогическим сообществом стоит сложнейшая задача воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, национального идеала. В этих целях в Российской академии образования РФ в 2009-2010 гг. была разработана концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая в настоящее время является методологической основой реализации ФГОС общего образования. Учителя и преподаватели истории и обществознания позиционируют себя в этом главными действующими лицами. Иначе быть просто не может. Как воспитать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина страны в условиях отсутствия государственной идеологии? Нет идеологии, но есть история страны, это значит, что во главу угла процесса духовно-нравственного развития и воспитания есть возможность поставить многовековую нашу общую историю с её трагическими и героическими страницами, начиная со времён Киевской Руси и до конца ХХ века.

Важнейшим элементом процесса духовно-нравственного воспитания и развития является патриотическое воспитание. Уважаемые коллеги, в эти дни общественность Московской области отмечает 70-летие битвы под Москвой. Муниципальные образовательные учреждения области проводят массовые мероприятия, посвящённые этой дате. Благо, что для этого имеется прекрасная музейная база (во многих школах области имеются свои музеи и залы боевой славы). Благодаря внеклассной работе учителей истории, сотрудникам воспитательных структур, энтузиастам военно-патриотической деятельности процесс патриотического воспитания учащихся ведётся систематически.

Однако существует другая проблема. На уроках истории этому важному делу должного внимания невозможно уделить из-за ничтожно-малого количества учебных часов, отводимых, например, на тему о Великой Отечественной войне. Даже в наиболее объективных учебниках по истории России (например, авторов О.В. Волобуева и С.В. Кулешова) битве под Москвой отводится 1,5 страницы и то с 2-3 иллюстрациями.

Надо сказать, что в целом, в МОУ РФ на предметы всеобщей истории и истории России сегодня уделяется времени меньше, чем , например, в 1997 г. и, несмотря на разработку и внедрение уже в 2012 г. нового ФГОС по истории в МОУ увеличение количества часов по этим предметам не предусматривается.

Уважаемые коллеги! И ещё об одном важном и общем для нас вопросе – кадровом обеспечении учительского корпуса. В РФ, Московской области, в силу ряда причин, прежде всего социального характера, учителя старшего и пожилого возраста по количественному показателю превалируют над молодёжью. С одной стороны – хорошо, как правило, от такого показателя качество преподавания выигрывает. С другой, мы столкнулись с проблемой трудностей, испытываемых учителями старшего поколения в овладении информационными технологиями для преподавания истории и обществознания. И это, действительно, проблема, тем более, что она сопряжена с вопросами их аттестации.

Надо отметить, что из этого положения мы пытаемся выйти достойно. Наша кафедра – кафедра социальных дисциплин, истории и культурного наследия, наряду с другими, уже много лет реализует учебную программу повышения квалификации учителей «Использование информационных технологий в преподавании истории и социальных дисциплин», что даёт возможность, в основном, решить для них определённые задачи в данной проблеме. Наряду с этим, кафедра в своей работе по повышению квалификации учителей Московской области использует ряд учебных программ, в содержательном аспекте замыкающихся на ключевые вопросы нашей общей истории. Это темы становления и развития древнерусской государственности (Киевской Руси); оформления национальной правовой системы (на основе Русской Правды Ярослава Мудрого); формирования национальной культуры (на основе культуры Киевской Руси); утверждения национальной идеологии ( на основе единой религии для восточных славян, как правило, православного христианства). Сегодня остаются востребованными программы курсов повышения квалификации для учителей и руководителей муниципальных образовательных учреждений – «Основы православной культуры», «Духовность и нравственность в воспитательном процессе», «Духовное краеведение Подмосковья», «Философский и мировоззренческий аспекты в духовно-нравственном воспитании» и др. В основу этих программ заложена фундаментальная культурологическая база истории становления и развития общей нашей культуры, истории православной церкви, как духовного наставника наших народов на значительном этапе пути совместного проживания. Подчёркивается неразрывная связь духовного развития восточно-славянских народов, их нравственное, идеологическое единение.

Уважаемые коллеги! В завершении своего выступления позвольте выразить надежду и уверенность в том, что не дожидаясь результатов написания совместных учебников по истории России и Украины, о чём приняли решение наши министры науки и образования месяц тому назад в Москве,- мы будем более эффективно продолжать нашу совместную работу на благо укрепления дружбы и сотрудничества между нашими братскими народами.

Благодарю за внимание.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Россия и Украина: единая историческая судьба (из опыта реализации учебных программ моу и дополнительного образования в Московской области) iconРоссия и Украина: единая историческая судьба (из опыта реализации...
Айденко, д и н., профессора, заведующего кафедрой социальных дисциплин, истории и культурного наследия Педагогической академии последипломного...

Россия и Украина: единая историческая судьба (из опыта реализации учебных программ моу и дополнительного образования в Московской области) iconБиологические механизмы старения тезисы
Куликов А. В. (Россия), Кульчицкий О. К. (Украина), Литошенко А. Я. (Украина), Мензянова Н. Г. (Украина), Наумов А. Д. (Белоруссия),...

Россия и Украина: единая историческая судьба (из опыта реализации учебных программ моу и дополнительного образования в Московской области) iconПояснительная записка к учебному плану мбоу сош №11 им. Г. С. Титова
Письмо Министерства образования Московской области от 01. 07. 2011 №5911-06о/07 «О реализации базисного учебного плана в общеобразовательных...

Россия и Украина: единая историческая судьба (из опыта реализации учебных программ моу и дополнительного образования в Московской области) iconМетодические рекомендации (обобщение опыта образовательных учреждений...
Является реализация учебных программ курсов, предметов, дисциплин (модулей), направленных на решение задач формирования антикоррупционного...

Россия и Украина: единая историческая судьба (из опыта реализации учебных программ моу и дополнительного образования в Московской области) iconСценарий внеклассного мероприятия «россия и крым единая судьба»
Цель: Разъяснение учащимся исторического значения, оснований воссоединения России и Республики Крым

Россия и Украина: единая историческая судьба (из опыта реализации учебных программ моу и дополнительного образования в Московской области) iconПояснительная записка к учебному плану муниципального автономного...
Минюсте Российской Федерации 03. 03. 2011 №19993. Учебный план составлен на основе регионального базисного учебного плана для общеобразовательных...

Россия и Украина: единая историческая судьба (из опыта реализации учебных программ моу и дополнительного образования в Московской области) iconПресс-служба фракции «Единая Россия» Госдума РФ
Парламентская газета, Пресс-служба фракции "Единая Россия", 30. 09. 2005, №171, Стр. 1 17

Россия и Украина: единая историческая судьба (из опыта реализации учебных программ моу и дополнительного образования в Московской области) iconПоложение о постоянно действующей экспертной комиссии у мирового судьи Московской области
Московской области (далее – муниципальные архивы) документов Архивного фонда Российской Федерации, образующихся в процессе деятельности...

Россия и Украина: единая историческая судьба (из опыта реализации учебных программ моу и дополнительного образования в Московской области) iconГосударственной программы Ростовской области «Поддержка казачьих...
«Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ростовской области» Правительство...

Россия и Украина: единая историческая судьба (из опыта реализации учебных программ моу и дополнительного образования в Московской области) iconГосударственной программы Ростовской области «Развитие культуры и...
«Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ростовской области» Правительство...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск