История выставочной деятельности






НазваниеИстория выставочной деятельности
страница1/5
Дата публикации20.02.2015
Размер0.71 Mb.
ТипПрограмма курса
h.120-bal.ru > История > Программа курса
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Философский факультет


ИСТОРИЯ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Методическое пособие


Санкт-Петербург

2013

ББК 87

И 89
Авторы-составители: М. В. Бирюкова, К. В.Сурикова

Рекомендовано к печати

Ученым Советом философского факультета

Санкт-Петербургского государственного университета

История выставочной деятельности: методическое пособие / Под ред.

И89 А. А. Никоновой, М. В. Бирюковой. – СПб., 2013. – с.


Пособие подготовлено для студентов музеологов, культурологов, историков и искусствоведов, изучающих историю выставочной практики в России и зарубежом в рамках курсов «История музеологии», «История музеев мира», «Экспозиционная и выставочная деятельность» и «Теория и методология современной выставочной деятельности».

Пособие посвящено включает историю первых промышленных выставок, обзор выставочной деятельности XVIII – начала XX в. (предыстория появления современных выставочных проектов – начиная с французских Салонов XVIII в. и заканчивая выставками эпохи модерна), основные периоды и направления выставочной практики ХХ в. Крупнейшим явлениям в области выставочной практики ХХ в. – истории выставочных институций, концепциям кураторов посвящены отдельные статьи, снабженные списком литературы и ссылками на источники. Методическое пособие дополнено списком наиболее значительных художественных выставок второй половины ХХ–ХХI вв. в Государственном Эрмитаже, статьями по истории выставок, библиографическим списком, тестами, экзаменационными вопросами.
ББК87

Содержание

Введение………………………………………………………

Методические рекомендации…………

Историязарубежныхпромышленных выставок……………………………………………………………….

…………………….

История европейской художественной выставочной деятельности Нового времени по материалам книги Оскара Бэчманна «Художник в современном мире»….
Приложения…………………

Аспекты выставочной деятельности…..

Программа курса «Теория и методология современной выставочной деятельности»………………………………

Перечень заданий для самостоятельной работы………………………….
© Авторы статей, 2013

© Кафедра музейного дела и охраны

памятников философского факультета СПбГУ, 2013

Введение
Основные направления и особенности практики современных художественных выставок необходимо рассматривать в контексте истории развития выставочного дела как в России, так и за рубежом. Основная цель методического пособия - дать студентам представление о феномене возникновения выставочной практики, крупнейших выставках, об эволюции выставочной деятельности, подчиняющейся тем же законам, что и развитие культуры в целом, способствовать систематизации и расширению знаний об истории выставочной деятельности и сформировать теоретическую и фактологическую базу для изучения конкретных проблем истории выставочного дела.

Изучение истории выставок – существенный этап на пути ознакомления студентов с ведущими методологическими и теоретическими подходами в практике современных художественных выставок. От фактологического материала по истории выставочной практики студент переходит к изучению методологии различных видов художественных выставок (программных, концептуальных, тематических), пониманию эволюции выставочной практики в ХХ в. и на рубеже XX–XXI вв., изучению теоретических основ выставочной деятельности и трудов исследователей выставочной деятельности.

Основной задачей данной работы представляется сжатый обзор самых значительных явлений в истории выставочной практики, анализ методов выставочных кураторов и концепций крупнейших выставок. В современной истории искусства и музееведении ещё только складывается адекватный теоретический подход к истории и методологии выставочной практики, особенно второй половины ХХ века, и разработка методических материалов по этой теме представляется важнейшей задачей. Актуальность избранной темы для отечественного искусствознания и музейного дела обусловлена и тем, что в нашей стране развиваются институции масштабных выставок, например, биеннале в Москве, опирающиеся на опыт известных экспозиций, и для их осмысления необходим опыт адекватного теоретического анализа подобных художественных явлений. Выбор темы методического пособия обусловлен недостаточной изученностью проблемы теоретически отрефлектированного выставочного проекта: особенно интересны в этой связи проекты крупнейших выставочных институций ХХ века – таких как Документа, венецианская биеннале, «Скульптурные проекты в Мюнстере» или Манифеста.

При изучении предложенного материала студентам следует обратить особое внимание на то, что если история выставочной практики до середины ХХ века и история промышленных выставок – темы, теоретически достаточно раскрытые в научной литературе, то история художественных выставок эпохи постмодернизма пока рассматривается в научной литературе без должной системы, чаще всего в контексте анализа современных художественных течений. Хотя по этой теме можно почерпнуть существенные знания, например, в книге Е.Ю.Андреевой «Постмодернизм» (СПб, 2007) или в подготовленных на философском факультете СПбГУ изданиях (Современное искусство и художественный музей: комментарии — г. Санкт-Петербург, — 2008., Никонова А. А., Бирюкова М. В., Кудрявцева С. В., Ляшко А. В., Лексикон современного искусства. — Санкт-Петербург: РХГА, 2010; Бирюкова М. В., Карлова А. И., Кудрявцева С. В., Ляшко А. В., Никонова А. А. Проблемы оценки современного искусства в контексте музея. Коллективная монография. — Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 2010.), все же в этих изданиях история современных выставок не рассматривается как самостоятельный феномен. В этой связи данное методическое пособие позволяет существенно расширить знания студентов по этой теме, способствовать более глубокому пониманию развития современного выставочного дела, помочь в профессиональном образовании студентов, готовых после окончания университета работать в сфере выставочной практики, которая является одним из приоритетных направлений музейного дела. Методическое пособие может использоваться как дополнительный материал не только к соответствующему курсу «Теория и методология современной выставочной деятельности», программа которого включена в пособие, но и к курсам «История западноевропейского искусства», «Искусство ХХ века», «Музееведение» и др. Содержание пособия и соответствующая библиография даст возможность студентам расширить свои знания в конкретных областях выставочной деятельности.
Методические рекомендации

Методика самостоятельной работы с материалами, представленными в данном пособии, сводится, по нашему мнению, к выбору тем, подходящих для для изучения соответствующего этапа истории выставочной деятельности, развития музейного дела или истории искусств. Студенту, пользующемуся данным пособием, можно посоветовать составить для себя хронологическую таблицу основных событий и явлений как в истории искусства, так и, опосредованно, в выставочной деятельности, а также выписать имена основных выставочных кураторов и художественных течений, входящих в сферу их деятельности (например, «Джермано Челант – арте повера»). Студенты, заинтересованные в поиске материалов для написания курсовой или дипломной работы по соответствующей теме, могут обращаться к пособию в целях поиска нужной литературы и фактологического материала. Для подготовки докладов студенты могут выделить несколько значимых тем, пользуясь оглавлением пособия и представленными в приложении заданиями для самостоятельной работы.
1. История крупнейших промышленных выставок в России

1.1.Промышленные выставки – периодические смотры промышленных изделий, орудий труда, новых технологий, применяемых в производстве, – возникли в конце XVIII в., в период развития крупного промышленного производства. Они отражали технико-организационные изменения, связанные с процессом перехода мануфактуры в фабрику, со становлением фабричной индустрии, давали возможность определить тенденции промышленного развития страны.

Первая промышленная выставка в Западной Европе состоялась во Франции в Париже, в 1798 г. Она проходила на Марсовом поле с 19 сентября по 2 октября и включала 110 экспонентов.1 К первой половине XIX в. относится начало устройства подобных выставок в других европейских странах: Бельгия – 1820 г.; Австрия – 1835 г.; Испания – 1841 г.; Германия – 1818, 1824 и 1842 гг.; Англия – 1843 г.

Промышленные выставки преследовали, прежде всего, торговые цели, помогая продаже и рекламе товаров, и содействовали расширению и нахождению новых рынков сбыта. Награды за изделия, публичный показ и сопоставление различной промышленной продукции способствовали соревнованию экспонентов и улучшению промышленного производства.

С середины XIX в. национальные выставки превращаются во всемирные. Первая была организована в Лондоне в мае – октябре 1851 г. по инициативе Английского Королевского общества искусств, мануфактур и торговли и работала в специально построенном в Гайд-парке Хрустальном дворце, первом в истории строительной техники здании из стекла и металла. С этого времени всемирные промышленные выставки стали постоянным явлением без четко выраженной периодичности. В течение XIX – начала XX в. расширился регион их проведения, увеличилось число стран-участниц, среди которых, помимо наиболее промышленно развитых европейских стран, США и России, были представлены Австралия, Бразилия, Мексика, Перу, Эквадор, Китай, Корея, Япония, Турция, Либерия, Марокко, Трансвааль и др.

Организация каждой выставки осуществлялась Главным советом, состоявшим из представителей страны, где проходила выставка. Страны-участницы создавали комитеты для организации всех национальных отделов, избирался генеральный комиссар отдела, который работал с администрацией выставки. Главный совет выставки выделял комиссию экспертов, определявших принцип и систему награждения, и комитет по присуждению наград. Присуждались золотые, серебряные, бронзовые медали; почетные отзывы.

Первые выставки носили исключительно промышленно-коммерческий характер. Однако уже на выставке 1855 г. (Париж) появляется отдел изящных искусств. В Лондоне в 1862 г. впервые было представлено искусство за последние сто лет, а на выставке 1867 г. (Париж) – земледелие, история труда, наука, методы воспитания и обучения.

Во время работы выставок устраивались научно-популярные лекции по естествознанию и истории, демонстрировались физические и химические опыты, проводились Международные конгрессы и культурная программа: посетителей привлекали экспозиции отделов изящных искусств, в специально оборудованных залах устраивались концерты. Во время Парижской выставки 1867 г. работал театр, дававший по два представления в день, устраивались спортивные соревнования.

Принятая на выставке 1867 г. классификация сохранялась в целом на последних выставках. Все экспонаты делились на десять групп, а те в свою очередь на классы:

  1. изящные искусства;

  2. производство, относившееся к науке и просвещению;

  3. мебель, предметы интерьера;

  4. одежда;

  5. природные ископаемые, сырье;

  6. орудия труда, механизмы, машины;

  7. пища;

  8. продукты сельской промышленности;

  9. садоводство, огородничество;

  10. предметы благоустройства, техники безопасности («улучшения физических и моральных условий народной жизни»).2

Проведение промышленных выставок, прерванное Первой мировой войной, возобновилось в 20-е годы XX в. В 1922 г. состоялась Международная выставка в Лейпциге, в 1925 г. – в Париже. В 1928 г. на международной конференции в Париже была выработана «Конвенция о международных выставках», в ней участвовала 31 страна, в том числе СССР. На основании положения этой Конвенции (некоторые уточнения были внесены в 1948 г.) было создано Бюро Международных выставок, всемирные выставки стали проводиться один раз в 6–7 лет, Международные – каждые два года, а повторно в одной стране – через 15 лет.

Первой крупной промышленной выставкой в XX в. с участием большинства стран стала Парижская выставка 1937 г. (40 млн посетителей), ее девизом было «Искусство и техника в современной жизни». Наиболее крупными по масштабности, проблематике, числу участников, экспозиции, посетителей были выставки в Нью-Йорке (1939 г., девиз: «Строительство мира завтрашнего дня»), Брюсселе (1958 г., девиз: «Человек и прогресс»), Монреале (1967 г., девиз: «Земля людей»), Осаке (1970 г., девиз: «Прогресс и гармония для человечества»).

В современную эпоху увеличивается количество международных выставок, усиливается их специализация, проводятся международные выставки по наиболее актуальным проблемам науки, применения ее в жизни общества (окружающая среда, экология и т. д.), а также приуроченных к важнейшим датам в мировой истории («Колумб-92» в Генуе, посвященная 500-летию открытия Америки).

Первая промышленная выставка в России (официальное название – «Публичная выставка российских мануфактурных товаров») состоялась в 1829 г. в Санкт-Петербурге, на стрелке Васильевского острова, в здании нынешнего Зоологического музея, и была одной из первых отечественных публичных выставочных экспозиций. На выставке имелось 15 отделов, в которых экспонировались главным образом изделия обрабатывающей промышленности. Петербургская промышленная выставка в 1829 г. была выставкой-ярмаркой. Однако купленные на ней товары по правилам оставались в экспозиции до ее закрытия. С целью соперничества соревнования среди предпринимателей за лучшие изделия устанавливалась система поощрений.3

Промышленные выставки стали важным элементом протекционистской политики правительства, которое и было инициатором их проведения. Мануфактурный совет, созданный в 1828 г., в ведении которого находились выставки, утверждал правила, план организации, сроки открытия. На выставки допускались фабричные и ремесленные изделия.

В дореформенный период, по правилам 1828 г., промышленные выставки проводились с интервалом в два года поочередно в Петербурге, Москве и Варшаве. Опыт первых выставок показал, что необходим более длительный интервал, и с 1848 г. он был увеличен до 4 лет.

Постепенно расширялся хозяйственно-экономический регион, откуда на выставки поставлялись образцы изделий. В Московской выставке 1843 г. впервые, помимо предпринимателей центральной губернии, Царства Польского, приняли участие фабриканты Великого княжества Финляндского. В Петербургской выставке 1861 г. участвовали предприниматели из 52 губерний, выросло число экспонентов из южных областей, впервые были представлены изделия промышленности Енисейской и Иркутской губерний.

Мануфактурные выставки были заметным явлением в культурно-экономической жизни страны и привлекали внимание общественности. Современники оценивали их как «торжество русской промышленности», а открытие всегда освещалось в прессе. Подобные выставки также являлись определенным показателем научного прогресса. На Московской выставке 1853 г. впервые экспонировался электрический телеграф.

Россия была постоянной участницей всемирных промышленных выставок. На Лондонской выставке 1851 г. свыше 400 русских фабрикантов представили изделия легкой и обрабатывающей промышленности, минералы, металлы, химические и красильные товары. Огромный интерес вызывали изделия из уральских драгоценных камней, фарфора, серебра, бриллиантов. На выставке в Париже (1878 г.) демонстрировалась «электрическая свеча» П. Н. Яблочкова.4

В пореформенное время промышленные выставки в России устраивались реже, но с большим размахом и преследовали широкие рекламные торгово-промышленные цели. Предприниматели вкладывали в них для рекламы большие средства. В этом было существенное отличие этих выставок от дореформенных. Расширялась и география проведения: к Москве и Санкт-Петербургу прибавились Нижний Новгород (1896), Рига (1901), Киев (1913). До 1872 г. было проведено 14 промышленных выставок. Следующая, 16-я по счету, проводилась только в 1896 г. и фактически подводила итоги развития страны в XIX в.

Инициатива в проведении выставок продолжала исходить от правительства. В составе комиссии по их организации преобладали правительственные чиновники, государственные деятели, от буржуазии в комиссию входили в основном текстильные фабриканты, активное участие принимали представители научной интеллигенции.

1.2. XIV Всероссийская промышленная выставка 1870 года в Санкт-Петербурге. Выставка работала в Санкт-Петербурге с 15 мая по 1 августа 1870 г. и размещалась на территории Литейного Соляного городка, переустроенного по проекту архитекторов Л. Ф. Фонтана, А. И. Стафиери и В.А. Гартмана. Обозреватели отмечали, что впервые «выставка… выстроена нарочно, на манер всемирных лондонской и парижской, но совершенно в оригинальном стиле, который многими признан чисто русским архитектурным стилем».5

Экспонаты выставки распределялись по семи основным разделам, которые в свою очередь подразделялись на 43 подотдела. Наряду с отраслевыми отделами впервые были сформированы отделы территориальные: присоединенного в середине 1860-х годов. Туркестанского края, а также Кавказа, Сибири, Печорского края. Разделы национальных окраин знакомили посетителей с природными ресурсами этих территорий, этнографией коренных народов.

Разделы:

  1. Хлопчатобумажное производство.

  2. Дерево и продукты ископаемые.

  3. Химические продукты.

  4. Руды, металлы и изделия из них.

  5. Машины и аппараты.

  6. Продукты питания.

  7. Приложения рисования и лепления к промышленности.

Примечательным событием смотра явилась организация петербургским Собранием художников отдела русских художественных древностей – «Русского музеума». Он положил начало организации художественных отделов на многих всероссийских, областных и даже местных выставках. Здесь же был устроен и самостоятельный подотдел «Приложение рисования и лепнения к промышленности», в котором экспонировались работы учащихся Петербургской рисовальной школы и Строгановского училища рисования в Москве. Появление этого отдела на всероссийской выставке свидетельствует о том, что эстетическая сторона и качество отечественных товаров широкого потребления волновали русскую общественность, деловые круги и Министерство финансов, в ведении которого находились эти учебные заведения

С 1870 г. наглядность, просветительная направленность, обучающий эффект все активнее применяются в выставочной практике. Познавательный аспект значительно возрастал благодаря участию в подготовке научных организаций. Так, Русское Техническое общество и его Сибирское отделение представили на выставке раздел «Произведения Восточной Сибири», где демонстрировались образцы полезных ископаемых и этнографические материалы. Проблемам промышленного освоения природных богатств Печорского края была посвящена небольшая экспозиция, подготовленная исследователем Севера России М. К. Сидоровым. Целям просвещения также служила демонстрация помимо конечного продукта самого процесса производства – от сырья до готового изделия, а также сопутствующие карты, чертежи, диаграммы, коллекции полезных ископаемых, модели оборудования, макеты промышленных сооружений.

Мануфактурная выставка 1870 г. стала поворотным пунктом в стремительном развитии временной экспозиционной архитектуры. Она сыграла большую историческую роль как первый опыт строительства громадного временного экспозиционного сооружения. Это был и первый опыт строительства выставки с целым набором помещений для служб, обеспечивающих функционирование подобных комплексов: администрации, почты, телеграфа, пожарного и полицейского отделений, трактира и проч. Запланированный большой поток посетителей обусловил и четкое решение входов и выходов с четырех сторон выставки. Главный вход был организован со стороны набережной реки Фонтанки. Портал главного входа, увенчанный аллегорической скульптурной группой работы скульптора Шварца, сохранился и поныне.6 На выставке 1870 г. впервые экспонировались детские игрушки, а в 1890 г. состоялась 1-я Всероссийская выставка детских игрушек, игр и занятий.

Выставка, подводившая итог первому пореформенному десятилетию, стала значительным событием экономической и культурной жизни России. По ее итогам весной 1872 г. в Петербурге был открыт Общий музей прикладных знаний, просуществовавший до Октябрьской революции.

1.2. Политехническая выставка 1872 года в Москве7. Важной вехой в истории отечественного выставочного дела стала Политехническая выставка в Москве, организованная в 1872 г. Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Она была приурочена к 200-летию со дня рождения Петра Великого – основателя русской промышленности. Организаторы выставки исходили из того, что «наглядное обучение составляет всегда самый верный и прямой путь для ускорения всякого рода сведений, что опыт и живой пример для каждого поучительнее, чем книжная речь или повествование».8 И далее: «Общество признало за лучшее средство для достижения означенной цели – устройство выставок. Действительно, выставка, устроенная на научных основаниях и представляющая разнообразный материал, способный привлечь к себе даже праздного зрителя, никогда не проходит бесследно для распространения знаний».9 Кроме того, ставились и вполне конкретные цели – привлечь промышленников и предпринимателей возможностью широкой рекламы товаров и собранию образцов для будущей экспозиции Политехнического музея.

Выставка собрала наибольшее из всех отечественных смотров количество участников – 10 тысяч, включая 2 тысячи иностранцев. Она разместилась в самом центре Москвы на площади 20 га – внутри и вокруг Кремля во временных павильонах и в здании манежа. Огромная историческая заслуга выставки состоит в том, что она положила начало строительству самостоятельных тематических павильонов в соответствии и программой выставки. Здесь же впервые появились и частные павильоны, в которых ярко проявился рекламный характер, присущий выставочной архитектуре. Эти постройки в дальнейшем сыграют значительную роль в общем стилевом и пространственном решении выставочных комплексов. 10

Масштабы экспозиции потребовали привлечения больших архитектурных сил для решения сложных строительных задач. В проектировании комплекса и отдельных павильонов принимали участие Д. Н. Чичагов (главный архитектор выставки), В. А. Гартман, П. С. Каминский, Н. В. Никитин, И. А. Монигетти, И.П. Петров-Ропет, Н. А. Шохин, К. О. Шульц и др.

На Политехнической выставке было построено более 70 временных сооружений. Большинство из них представляли собой небольшие деревянные строения в «русском стиле». Центром выставки стал павильон морского отдела, целиком выстроенный из металла и стекла по проекту архитектора И. А. Монигетти и инженера Н. И. Путилова. Он сильно выделялся среди остальных построек выставки крупными размерами (2100 кв. м), необычным конструктивным и композиционным решением.

Наиболее значительным по представленной экспозиции стал технический отдел. В его состав вошли девять самостоятельных подотделов: механический, технологический, мануфактурный, ручной промышленности, печатный, железнодорожный, почтовый и телеграфный, прикладной физики и астрономический. Особый интерес вызвала экспозиция действующих механизмов этого отдела, располагавшаяся в Манеже. Здесь можно было наблюдать в действии десятки промышленных и кустарных производств.

Публику также привлекал специальный железнодорожный отдел, разместившийся на набережной Москвы-реки. Для его устройства проложили железнодорожную ветку и выстроили специальные здания, среди которых выделялся главный павильон, перекрытый большепролетной деревянной арочной конструкцией. На территории отдела экспонировались паровозы, различные типы вагонов, образцовое станционное хозяйство. Из остальных сооружений Политехнической выставки критики выделяли павильон ботаники и садоводства, построенный по проекту архитектора И.П.Петрова-Ропета.

Большой общественный резонанс вызвала организация развлекательной зоны – Отдела попечения о нравственном улучшении рабочих на Ваваринской площади, ставшей местом народных гуляний. Здесь по проекту архитектора В.А. Гартмана был построен Народный театр на 2000 мест. Своеобразное планировочное решение повлияло и на объемно-пространственную композицию всего здания. Народные лубочные мотивы фасада вполне подходили характеру временного деревянного сооружения на импровизированной ярмарочной площади. Здание полностью возвели из легких и удобных для перевозки деревянных конструкций. На Всемирной выставке 1878 г. в Париже проект театра удостоился золотой медали. Политехническая выставка работала три месяца – с 1 июня по 1 сентября; ее посетило 750 тысяч человек.

Павильонная система планировки, впервые примененная в таких значительных масштабах, научно продуманный тематический план экспозиции выдвинули выставку в число передовых примеров подобного рода не только в России, но и в мировой практике. Экспонаты этой выставки послужили основой для создания в Москве Исторического и Политехнического музеев.

Особенностью выставок последней трети XIX в. стало устройство их в специально построенных или приспособленных помещениях: Соляной городок в Петербурге, павильоны в Александровском саду и на Ходынском поле. Сроки работы выставок удлинились до 2–3 месяцев, а выставка в Нижнем Новгороде продолжалась 10 месяцев. Расширялась программа проведения выставок. Так Политехническая выставка 1872 г. стала новым типом научно-просветительских выставок; благодаря расширению художественных разделов промышленные выставки трансформировались в художественно-промышленные: в Москве (1882) и Нижнем Новгороде в (1896).11

1.3. Всероссийская промышленно-художественная выставка 1896 года вНижнем Новгороде.12 Крупнейшей выставкой дореволюционной России стала XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 г. в Нижнем Новгороде. Она задумывалась как исключительно национальная – все экспонаты должны были быть изготовлены в России. Исключение допускалось только для художественных произведений, которые могли быть выполнены за рубежом, но непременно русскими художниками. Общее количество участников, которые собрались со всех уголков России, достигло 8562 человек.

Гигантский выставочный комплекс раскинулся на левом берегу Оки, за пределами города, на площади 84 га. Территория выставки имела железнодорожные подъездные пути, что значительно упрощало доставку экспонатов со всех концов России. Размеры выставочной территории потребовали создания и внутреннего транспорта – электрической железной дороги и катальных кресел. Четкая планировочная структура выставки отражала тематическое деление экспозиции. Вся территория состояла из нескольких больших зон, плавно переходивших одна в другую: парадная входная зона, слева от которой находился павильон художественного отдела, а справа – павильон Средней Азии; все правое крыло – машинный и инженерно-строительный отделы; центральное ядро – мануфактурный, ремесленный, горный отделы, и вся задняя часть – различные отрасли сельского хозяйства.

Композиционным ядром ансамбля стало огромное металлическое здание центрального павильона, сохранившееся от предыдущей Всероссийской выставки 1882 г. в Москве (архитекторы А. Г. Вебер и А. С. Каминский). Вокруг центрального здания разместилось более 170 павильонов, из них 50 казенных, а остальные принадлежали частным фирмам и владельцам. В проектировании этих сооружений принимали участие известные русские зодчие, такие как А.Н.Померанцев, Л. Н. Бенуа, В. В. Суслов, В. С. Шервуд, И. П. Петров-Ропет, А.И.фон Гоген.

Экспозиционные задачи требовали создания крупных выставочных зданий павильонного типа с хорошей естественной освещенностью и с применением большепролетных конструкций. Подлинно новаторские архитектурные формы на основе пространственных конструкций из железа создал инженер В. Г. Шухов. По его проектам были построены девять павильонов с использованием сетчатых сводчатых и висячих конструкций, не имевших аналогов в мировой практике. Большое свободное пространство и равномерное освещение интерьера создавали хорошие условия для размещения экспозиции. Универсальные возможности висячих покрытий позволяли в зависимости от конкретных экспозиционных задач перекрывать план любой конфигурации и создавать необходимую высоту и нужный пролет. Павильоны Шухова соответствовали современным требованиям, предъявляемым к выставочным зданиям: полное заводское изготовление, быстрые монтаж и демонтаж, оптимальные условия для размещения экспозиции, выразительный архитектурный облик. Значительная часть павильонов была выстроена бутафорским способом, что позволяло создавать иллюзию капитально построенных зданий в любом стиле при незначительных затратах.13

XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 г. сопровождалась обширной культурной программой. Русская оперная труппа представила оперы «Демон» А. Г. Рубинштейна, «Аида» Дж. Верди, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Жизнь за царя» М. И. Глинки и др. Именно тогда по-настоящему началась карьера Ф. И. Шаляпина. На выставке звучала симфоническая и популярная музыка, в построенном к выставке городском театре шла пьеса «Торжество отечественной промышленности». Имела она и большое просветительское значение: здесь было прочитано около 200 публичных лекций.

Несмотря на разноречивые оценки, выставка 1896 г., завершившая цикл всероссийских промышленных выставок XIX в., была выдающимся по своему культурному значению явлением для русской провинции. Она продемонстрировала лучшие достижения отечественной промышленности, сельского хозяйства и кустарного производства и показала, что «Россия в данное время обладает всеми новейшими техническими и другими знаниями, и что русский человек в состоянии производить все необходимое для народной жизни государства, не прибегая к заимствованиям от чужеземцев».

Выставка работала в течение четырех месяцев, и за это время ее посетило около миллиона человек. Нижегородская выставка стала важным событием общественно-экономической и культурной жизни страны. Она оказала благотворное влияние на развитие промышленности, сельского хозяйства, торговли, способствовала техническому и социальному прогрессу. Выставка не только сыграла значительную роль в архитектуре, но и дала мощный импульс для поиска новых архитектурных форм и развития строительных конструкций и материалов в целом. Можно утверждать, что архитектура выставочных зданий прошла несколько этапов развития.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История выставочной деятельности icon«склад. Транспорт. Логистика-2011» 18-я международная специализированная...
Статус: имеет знаки Всемирной ассоциации выставочной индустрии (ufi) и Российского союза выставок и ярмарок (рсвя)

История выставочной деятельности iconРабочая программа дисциплины «История предпринимательства»
Целями освоения дисциплины «История предпринимательства» являются усвоение основных событий и этапов исторического процесса в области...

История выставочной деятельности iconКафедра: Экономики и учетно-аналитической деятельности по дисциплине: Маркетинг
Дать общую характеристику предприятия название, месторасположение, направления деятельности, организационно-правовую форму, структуру...

История выставочной деятельности iconПрограмма спецкурса «Теневая экономика» Приложение Программа спецкурса...
История экономического анализа преступности — от Мандевиля до наших дней Экономические теории преступной деятельности: рациональные...

История выставочной деятельности iconДоклад о результатах деятельности федерального казначейства в 2014...
Основные результаты деятельности Федерального казначейства в 2014 году

История выставочной деятельности iconРабочая программа учебного предмета История России. Всеобщая история...
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

История выставочной деятельности iconПрограмма деятельности
Анализ деятельности структурных подразделений мбоу дод цдт за 2012-2013 учебный год

История выставочной деятельности iconУчебное пособие по дисциплине «правоохранительные органы»
Ст. 4 Фз «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в рф» говорит о правовых основаниях организации и деятельности адвокатуры

История выставочной деятельности iconОтчет о деятельности Контрольно-счетной палаты
Контроль использования средств, направленных на финансирование национальной безопасности и правоохранительной деятельности

История выставочной деятельности iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры социально-культурной...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск