Йошкар-Олы Республики Марий Эл «Барские чемерисы» (черемисы) в селах и местечках Барского староства в XVI-XVII вв. Йошкар-Ола 2012 ббк 63






Скачать 225.52 Kb.
НазваниеЙошкар-Олы Республики Марий Эл «Барские чемерисы» (черемисы) в селах и местечках Барского староства в XVI-XVII вв. Йошкар-Ола 2012 ббк 63
Дата публикации18.01.2015
Размер225.52 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > История > Документы


Министерство культуры, печати и

по делам национальностей Республики Марий Эл

Общественная организация «Местная национально-культурная

автономия украинцев» г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл

«Барские чемерисы» (черемисы)

в селах и местечках Барского староства в XVI-XVII вв.

Йошкар-Ола

2012

ББК 63

УДК 94 “16/17”

Автор: историк-архивист, заместитель главы общественной организации «Местная национально-культурная автономия украинцев» г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл

Ильина Наталия Владимировна

УДК 94 “16/17”

«Барские чемерисы» (черемисы) в селах и местечках Барского староства в XVI-XVII вв. г. Йошкар-Ола: Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл. «Местная национально-культурная автономия украинцев» г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл. 2012.- 24с.

Посвящаю моей украинско-марийской семье

Ильина

Наталия Владимировна

историк-архивист,

заместитель главы местной

общественной организации

«Национально-культуроная автономия

украинцев г.Йошкар-Олы»

Республики Марий Эл.

После бесконечных войн в Марийском крае, как с Казанским ханством, так и с Московским княжеством, черемисские воины с семьями бежали из русского плена на Волынь, в Украину. В скором времени их, как умелых воинов-лучников завербовала в местечко Бар на Подолье королева Бона Сфорца, жена польского короля Сигизмунда I, для охраны Барского замка. В монографии рассказывается о жизни «барских чемерис» (черемис) XVI-XVII вв. в селах и местечках Барского староства Речи Посполитой.

История марийского народа имеет до настоящего времени немало «белых пятен». К их числу можно отнести историю формирования марийской диаспоры, т.е. групп марийского населения в силу различных обстоятельств, оказавшихся за пределами основной территории проживания этноса. Сравнительно неплохо известна история расселения мари на территории Урала и Зауралья, в отличие от западных групп, которые волею исторических судеб оказались далеко за пределами своей родины на территории Украины, на Барщине (сегодня Барский район Винницкой области Украины). В исторических источниках они упоминаются под именем «барские чемерисы».

К числу таких документов, отражающих историю «западной» группы черемис относят акты по истории Барского староства, изданные в 1894 году Киевской археографической комиссией. Акты были собраны и обработаны украинским историком Михаилом Грушевским(1866-1934гг.). Под актами подразумеваются документы по истории местного финансового, сословного и семейного права, права наследования, землевладения, уголовного права, судопроизводства. В историческом очерке «Барское староство» Михаил Грушевский собрал 600 документов. Это были документы Киевского Центрального Архива, Варшавского главного Архива, Московского Архива Министерства Юстиции и Иностранных дел. Собрание этих документов, потребовавшее массу кропотливого труда, составляет большую заслугу М. Грушевского по изучению истории Украины, так как они дают довольно обстоятельную картину колонизации и движения землевладений на территории Подолья – Барщине (сегодня Барский район Винницкой области Украины).

Грушевский в своей работе на основе архивных документов стремился проследить деятельность нескольких колоний, сложившихся в местечке Бар в ХVI-XVII вв. , а именно: польской, украинской и чемерисской (местное название, искаженное черемисы). Таким образом, его работа «Барское староство» является важным источником для воссоздания картины жизни черемисской колонии в местечке Бар и соседних черемисских селах в ХVI-XVII вв.

Также не маловажным источником для изучения истории военизированного черемисского отряда, который возглавлял барский староста Бернард Претвич, является докладная записка упомянутого старосты, поданная королю Сигизмунду Августу в 1550 году в виде воспоминаний.

Центром округи являлся Барский замок, получивший свое название по имени наследственного княжества польской королевы Бонны – города Бари. «Он был деревянный, срубленный по обыкновению из дубовых брусьев, большею частью в две стены, промежутки между которыми наполнены землей. Стены были снабжены пятью башнями, также деревянными; в главной башне, защищавшей переезд через реку, были большие ворота, над ними часовня, а на верху колокол на случай тревоги; медная доска над воротами, украшенная гербом Боны, возвещала о её трудах по устройству замка и города. Замок и город были богато снабжены артиллерией и припасами: по ревизии 1552 года (из которой мы заимствуем сведения об устройстве замка) на замке были четыре больших пушки и три меньших»[1, с.108]. «Но времена были не хитрые, и этот деревянный замочек, выстроенный на болоте, был первою после Каменца твердынею в южных окраинах»[2, с.99].

Для защиты барского замка королева Бона «привлекает переселенцев под стены нового замка; вероятно не обходилось и без вербовки через рассылаемых агентов: так мы знаем о жителях, переведенных из Зинькова и Елтушкова, о чемерисах, «спроваженных» из Волыни» [3,с.129-130]. Боне хотелось создать крупный город. «Она вызвала прежних жителей Рова из Зинькова и образовала из них другой город – Русский Бар, так как в них должна селиться преимущественно нация русская»[4,с.131]. «Город «в паркане» получил название Польского Бару, заселенному преимущественно торговцами, ремесленниками, шляхтичами, Русский Бар имел население чисто земледельческое»[5,с.131]. «Кроме этих двух городов некому Николаю Невиду, туземному земянину (сыну Ивашка Невида, державца с. Мукарова Татарского), было разрешено «осадить» с правом на войтоство, город на противоположном берегу реки, который от возвышенного своего положения получил было имя Горного Бара[6,с.103]. Но затем, когда Бона поселила здесь колонию чемерисов (черемисов), он стал называться Чемерисским Баром .

Когда черемисы были поселены около Бара, точно не известно. В грамоте 1540 года Невиду на освоение Горного Бара нет никаких намеков на чемерисов, и в письме Боны к Багенскому, начальнику Барского замка от 16 июля 1542 года о чемерисах говорится как о только что осевших и продолжающих переселятся [7, с.88], а Бельский упоминал о них в 1541 году. Таким образом, можно предположить, что переселение черемисов началось в 1540-41 годах. В документах местные черемисы называются татарами, «народом отличным от туземцев языком, обычаями и учреждениями»[8,с.130]. Королева Бона в своей жалованной грамоте черемисам 1547 года рассказывает, что «приняла их с их потомством из некоторых мест волынских»[9,с.130], и в указанном письме своем к Багенскому упоминает о двух семьях черемисов, пришедших в Бар от князя Корецкого и о двух оставшихся у него. «Соображая, что владения князя Корецкого, волости Корецкая и Межиричская находились в ближайшем соседстве с Острогом, вероятнее всего будет и чемерисов отнести к одной категории с татарами острожскими, Витовтовими колонистами. Впрочем, что название чемерисов или черемисов мне не встречалось ни у волынских, ни у других литовских татар, оно является термином как бы специально барским, хотя топографическое название этого корня разбросаны на всем пространстве правобережной Украины»[10,с.89]. «Быть может, аналогичное явление представляет «Черемиса смоленская» первой половины XVI в., известная из дипломатической переписки Московского государства»[11, с.753-754].

Все три общины – Бар Русский, Польский и Чемерисский получили в 1540 году Магдебургское право и льготы для переселенцев. Поселенцы Польского Бара без различия национальности получали пятнадцатилетнюю льготу на все виды податей, а поселенцы Русского и Чемерисского – двенадцатилетнюю льготу. По окончании льготы, жители всех трех городов должны были платить ежегодно 15 грош чиншу, отбывать военную службу при местном старосте и поддерживать греблю на замковом пруде, за что пользовались правом ловить в нем рыбу для себя [12, с.98-102]. Жители Польского Бара должны были построить и поддерживать мост через пруд, жители Русского Бара – платить медовую дань и принимать участие в ремонте замка, а жители Горного (Чемерисского) Бара – платить по четверти овса с дома и шесть волов раз в три года со всего города, а также отбывать три дня полевых работ на замковых фольварках, а позже и медовую десятину[13, с.92-98].

В каждом городе Бара выбирали войта. «Войт — в городах Украины, Польши, основанных на Магдебургском праве, в XV-XVIII веках выбираемое (обычно из зажиточного населения) служебное лицо, которое возглавляло магистрат. Должность войта сначала была наследственной, но со временем стала выборной. За свою службу войт брал часть налогов и судебных оплат. В функции войта входили общая администрация, управление городской собственностью и судебные функции, выполняемые с помощью главы присяжных. Свою власть войт делил с городским советом, на выбор которого он имел влияние»[14, с.44] . Польский и Русский Бар имели, очевидно, общего войта; здешнее войтовство было пожаловано каменецкому мещанину Иоанну Цервису, войтовство в «Горном (Чемерисском) Баре – Николаю Невиду, и обоим было гарантировано владение на два доживотия»[15, с.103-106]. На чемерисов не простирались условия городских жалованных грамот, они были на особом положении: составляя военный контингент, находившийся в распоряжении старосты, они не только были свободны от налогов, но сами получали от него ежегодное жалование в 200 злот на сукно и имели право без дани заводить пасеки и засевать поля[16,с. 132].

Благодаря хлопотам Боны и престижу Барского замка заселение Баров шло успешно; наиболее ранние статистические сведения мы имеем от 1565 года. В то время Польский Бар имел 102 дома, Русский – 124, Чемерисский 51 дом чемерисов и 45 мещанских (последние все туземцы, судя по именам, хотя люстратор говорит о «поляках и Руси» живущих с чемерисами [17, с.130-132]). В люстрации Барского староства 1565 года есть список населения чемерисского местечка. Автор постарался перевести текст написанный латиницей, так как использовались украинские и польские слова. Вот что удалось перевести. «Чемерисское местечко или горный Бар находится на другой стороне реки Ров за плотиной. В этом местечке, которое называется Горный Бар живут черемисы, люди татарского народу. Их домов пятьдесят и они освобождены от налогов. Им также отдано местечко Елтушков на реке Лядове для содержания пасек и мельницы. А барский староста выдавал им двести монет злотых в личное пользование. Между тем, в чемерисском местечке проживают русские , которые с каждого дома платили чинш в пятьдесят грош. А с того чинша платят своему войту сто грош…» Далее идет список населения: «Санька Васькович, Иван Васькович, Панас Презникович, Пантелеймон, Скивички, Малашка вдова, Гриниеч, Микита, Яким, Андрушко, Презиритович, Зинько, Симко, Мацько(Матвей), Стецько, Стах Сабельние, Нестор Кушнир, Алексей Лучник, Лука, Стах, Гжесь Адам, Жилко, Сергей Пресняк, Юсько, Роман, Ян Лучник, Дранко, Симашко, Филип Чоботар, Панас, Иванич, Богдан чоботар, Романа Сепилич, Макар коваль, Алескандра, Аврам, Игнат, Олекса Сум1ха, Данила.

Служащие из чемерисского местечка имели вольности и только исполняли службу у старосты и не платили налоги. Служили в коннице и охраняли окраины, вверенные им старостой. Это: Ивашко, Лаврин, Гринич(возможно Григорий), Зенко(возможно Зиновий) Германович, Иван Презняк, Квилежки, Андрей Лентвит, Зенко Побережник, Якоб Постригач, Броско, Бартасов дом, Каспер Кот, Ничай, Захар возник, Петр Погершник, Симак(возможно Семен) Симянин.» (текст в оригинале смотрите в приложении на стр.23).

20 сентября 1547 года королева Бона выдает жалованную грамоту Ваську Халимуну – старшине и прочим черемисам на пруд и мельницы в Елтушкове и на вольное устройство пасек и других угодий под условием службы[18, с.262]. Елтушков в 40-х годах получил жалованную грамоту на немецкое (Магдебургское) право и начал заселяться. В 1550 году Елтушков разорили волохи; вообще местечку этому не везло: оно лежало на Кучманском пути и постоянно подвергалось разорению; в 1568 и 1569 гг. татары разорили его два раза подряд[19, с.161]. Частые набеги татар на села, которые находились в близости Барского замка, на сам замок привели к тому, что барский староста Бернард Претвич начал применять тактику наступательной партизанской войны, определенную им в мемуарах как «козацтва». Для этого ему пришлось постоянно содержать значительный отряд конницы до 150 и даже 200 (в1547г.) всадников; так что экономная Бона вынуждена была протестовать, предлагая ему ограничиться 30-ю, или содержать излишек за собственный счет. Контингент легковооруженных воинов Претвичу выставляла черемисская колония[20, с.102]. По ревизии 1552 года черемисы предоставляли в распоряжение старосты 68 конников.[21, 164]. Задача пограничной охраны заключалось в том, чтобы в первую очередь не допустить татар вглубь заселенных территорий Украины. Территорией охраны отряда Б. Претвича была не только польская часть Подолья, но и вся граница между реками Днепра и Днестра. Вот как описывает в своих мемуарах Бернард Претвич одно из преследований татар. «После того пришли татары на имя Исиходжа со своей дружиной, Данабашин, Ферхат, Кихея стеречь под барскую дорогу и погромили черемисов, которые шли домой с рыбной ловли. Несколько из них убили насмерть, а девятерых с другими людьми по пасеках поймали живьем. За ними в погоню послал своих служебников и приказал гнаться до тех пор, пока не догонят, даже тогда если их загонят в воду(море). Гнались за ними аж до Скели. Когда они вышли на берег, то татары, черемисы с турками (уже были на воде) в корабле и турки, которые давали тем татарам своих лошадей за половину добычи, выехали против них, и эти татары и турки начали биться с моими служебниками. Там убили моих служебников и застрелили лошадей. Татар с турками тоже было убито неведомо сколько.»[22, с.56]. Напряжение на приграничной территории, вызвано набегами пограничников совпало с окончанием срока действий мирного договора между Сулейманом и Сигизмундом I, после смерти последнего. Сулейман не захотел продлевать мирный договор с новым королем Сигизмундом II Августом из-за набегов на Очаков отряда Претвича. Чтобы себя защитить, Бернард Претвич пишет докладную записку («Воспоминание») Сигизмунду II Августу в Краков. Решение короля не было на стороне барского старосты, поскольку в его защиту и в защиту от репрессий, которые должны были коснуться черемисской колонии г. Бар, стала даже венгерская королева Изабелла Ягелонка.[23, с.14-15]. С 1552 году Барское староство переходит в непосредственное подчинение короля Сигизмунда II Августа[24,с.105]. Правление Претвича в Баре прекращается. После ухода старосты Бернарда Претвича, нападение татар и волохов на Барщину происходило очень часто:1573, 1575,1577, 1582 гг. Особенно пострадал Бар в 1577 году. В 90-х гг. большой переполох произвели казаки атамана Северина Наливайка [25, с.116].

Заселение Барщины со времени королевы Боны и до гетмана Хмельницкого постепенно увеличивалось. Так в 1600 году король Сигизмунд III выдал грамоту на заселение села Черемисов, начатое за несколько лет перед тем Станиславом Гольским, и сообщал ему права Бара. Но жители села Черемисова ссылались на пожалование королевы Боны (1547г.), а не на данную жалованную грамоту[26, с.348].

Усиление католицизма на Барщине связано с покровительством иезуитам короля Сигизмунда. То куплею, то легациями он и несколько помещиков приобрели значительные имения, право на десятину со всех земель барских и коморовских [27, с.61]. В 1612 году плебан (католический приходский священник) барский поднял дело о десятине, которую мещане Русского и Чемерисского Бара по закону 1555 года должны были платить наравне с католиками и которой мещане эти никогда не платили. Об этом еще в 1588 году завел было процесс плебан Водзицкий, но дальше первого слушания дело не пошло. На этот раз в 1618 году процесс был плебаном выигран, хотя плебания, как кажется, долго не могла добиться исполнения судебного решения[28, с.311]. Из вышесказанного становится ясным то, что жители Баров – Русского и Чемерисского небыли католиками, поэтому сопротивлялись уплате десятины.

Далее Михаил Грушевский в своих очерках ведет речь об этнографическом происхождении барской шляхты и истории родов. Остановимся на упоминавшем выше первом войте Чемерисского Бара Николае Невиде. Известно, что Николай Невид умер бездетным и поэтому войтовство унаследовал его родственник (вероятно племянник) – Лесько. Невиды владели селом Мукаров Татарский. Потом войтом был Ян Ожигалка (в 1613 году его доживотье было распространено и на его жену Катерину Кавецкую). Случаев совмещения Чемерисского войтовства со старостинским урядом не встречается. Но есть другое аналогичное: некто Боруцкий в 20-х гг. XVII в. был одновременно подстаростою и войтом чемерисским [29, с.178].

В работе Грушевского содержится интересный рассказ о роде Морозовских, который можно причислить к чемерисам. Родоначальник Морозовских был Райтко из Покутинец; от Боны он получил участок в грунтах Мукаровских, утвержденный за ним королем (1542г.). В этой грамоте он именуется шляхтичем, но так как Покутинцы принадлежали Одрвонжу, то Райтко официальным владельцем их быть не мог, и едва ли принадлежал к шляхетскому сословию (хотя мог быть «бесправным» заемщиком). Новое село было названо Малым Мукаровым, позже Морозовкою, а владельцы с середины XVI в. стали носить фамилию Морозовских, вероятно – это была первоначальная их фамилия, усвоенная потом и селом. Сыновья Райтка – Федор, Исай и Алексей владели Морозовкою во второй половине XVI в., о других родичах ничего не известно. Но род настолько быстро разрастался, что нужно было предположить существование боковых линий, либо вошли в фамилию «спильники» и «прыймаки». В подтвердительной грамоте 1600 года перечисляется 12 семей Морозовских. Несмотря на отсутствие юридических гарантий (пожизненные права они получили с 1600 г.) Морозовские уцелели в 1-й половине XVII в., и их околица оставалась некоторое время островом среди привилегированных имений этой полосы; еще в грамоте 1665 г. Морозовцы значатся в числе сел барской служилой шляхты («чемерисских»), но в XVIII в. они вышли из состава Барского староства и дальнейшая судьба рода Морозовских не известна[30, с.210-211].

Любопытные сведения содержатся в грамоте на Морозовку 1542 г., где туземных шляхтичей отождествляют с атаманами. В грамоте говорится, что шляхтич-осадчий, глава семьи или «спилки», перед этим замещал атамана относительно всей осады, всего его населения, шляхетского и крестьянского, подобно тому как и атаманы являлись в роли осадчих [31, С.304].

Во второй половине XVII в., судя по сохранившимся актам Барского староства, Бар Чемерисский утратил свою особенность: нет никаких следов существования в нем отдельного городского уряда, а мещане Чемерисского Бара совершают сделки в магистрате Барском; с середины XVIII в. Чемерисы уже являются селом и всецело подвластны замку[32, с. 307. ]. В 1636 году в Бар перенес свою резиденцию коронный гетман Станислав Конецпольский. И началось строительство нового, теперь каменного замка. Работы велись по проекту французского инженера Гийома Левассера де Боплана. Замок стал выглядеть так : квадратное сооружение с четырьмя бастионами по углам и треугольным реданом в центре куртины, обращенной к озеру[33, 39-40]. Но этот замок, как бы его хорошо не построили, не выдержал гнева народа.

В период народного восстания под руководством Богдана Хмельницкого, восточное Подолье примкнуло к казацкому движению. Когда Максим Кривонос с Волыни двинулся на Меджибож и Бар, барские мещане сами впустили казацкое войско в город. Замок был разгромлен и сожжен . Большая часть населения Бара примкнула к войску казаков. Известно, что в Баре стоял Подольский казачий полк, в который, по всей вероятности, влились черемисские воины. В реестрах казацких полков 1649 года не редко встречаются выходцы из Барщины; конечно, их было гораздо больше, чем позволяют определить прозвища. Были среди них и черемисы: Ярмола Чемерышь, Захарка Чемерин, просто Чемерис без имени, Стецко Чемерис. Все они упоминаются в реестре запорожского войска Зборовского договора с королем польским Яном Казимиром, составленные 1649 года 16 октября [34, с.69]. Села же в это время на Барщине сильно поредели. В Баре значится 102 дома, кроме еврейских, в с. Чемерисы - 10, с. Елтушков - 22, с. Морозовка - 4, с. Мукаров - 15[35, с.502].

«Каменный Бар, - писал в 1656 году известный турецкий путешественник Эвлия Челяби, - поистене сильная крепость. Она значительно лучше необыкновенно мощных крепостей, подчиненных полякам, ибо имеет арсенал, пушки и осадные орудия. Её внешний посад велик и находится в часе ходьбы на краю окруженного лесами болота»[36, с.497].

В 1672 году по Бучацкому тракту Барщина вместе с остальным Подольем перешла во власть турок. Под турецким верховенством населению жилось не сладко и многие эмигрировали. Польская шляхта убежала вся. Возможно даже, что среди чемерисских хоругвей барских, упоминаемых при описании набегов барского бея Кречинского, бывала и околичная шляхта, которую и раньше иногда смешивали с чемерисами. Много народу должно было уйти в Волощину, обычный приют подольского крестьянства. Чемерисы в период турецкой оккупации неожиданно получают большую известность. Под этим именем выступают татарские ватаги, занимающиеся набегами на соседние поселения; центром их был Бар, а самим знаменитым вождем – барский бей Александр Кречинский, наводивший страх на окрестности. Дружина была довольно многочисленна, в несколько сот человек, что уже говорит о том, что их нельзя вполне отождествлять с немногочисленной чемерисской колонией Барщины, не отличавшейся большим многолюдством в XVI в. В период казачины она, вероятно, еще сильнее поредела, но могла составить военное ядро, около которого сгруппировался татарский люд из разных мест, получивший свое название от местных жителей, либо благодаря общности этнического или территориального происхождения. В источниках также используется термин липки, как называли тогда всех литовско-польских татар[37, с.337]. Турецкая оккупация окончилась в 1699 году и вся польская шляхта возвратилась на свои земли.

О чемерисах, как военизированных отрядах, в исторических очерках М. Грушевского «Барское староство» больше не упоминается.

А вот О.И. Докийчук в «Нарисы из истории села Чемерисы Волосские» (сегодня с. Журавлевка Барского района) подробно исследовал весь исторический путь села: от дня его основания и до сегодняшнего дня. Вот что он пишет: «Село Чемерисы (уничтоженное с. Чемерисы татарами в 1616 г.) еще в 1668 году было пустым, незаселенным. С 1672 года по 1669 год Барское староство, как и все Подолье, находилось под оккупацией турецких войск, поэтому в это время село также не могло быть заселенным. В 1700 году Барский староста Юрий Доминик Любомирский для увеличение прибыли берется за возрождения сел староства, разоренных и уничтоженных татарами и турками. Земли Молдавского княжества в это время мало контролировались, поэтому в конце апреля 1700 года барский староста взял 150 гусаров и поехал на молдавские границы. Отряд переправился через реку Днестр в районе г. Сокиряны на правый берег и разделил отряд на две группы. Задание каждой группы – напасть на село и набрать по 40 семей с возами, лошадьми или волами и переправить под Сокиряны. Задание было выполнено успешно и люди были доставлены в Чемерисы Барские, а после и в село Чемерисы. Старое село было разорено, заросшее травой и лишь на месте бывших домов сохранились холмы, которые свидетельствовали о давних руинах домов. Было оглашено поселенцам, что они освобождаются от налогов и могут резать лес и строить дома. В селе было организовано войтовство. В первых числах мая в село прибыл войт из местечка Чемерисы-Барские, чемерис Тойберда Орскабин. Название села Чемерисы оставалась прошлым, но чтобы отличить от Чемерис Барских, или Чемерис – предместье Бара, село Чемерисы еще стали называть Чемерисы –Волохи, от имени переселенцев. Молдаванин на польском языке звучит как волох.» [38, с.2-4]. Были ли среди переселенцев черемисы – автору неизвестно. Ряд современных украинских историков предполагают, что среди новых переселенцев были и черемисы.

Каким образом на Барщине появились выходцы из Среднего Поволжья пока досконально неизвестно, но они оставили свой яркий след не только в истории Подолья, но и всей Украины.

Литература.

1. Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов [Текст] / Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов в 8 ч. 34 т. – К.: Университетская типография , 1891.- Часть 8, - т.1.- С.108.

2. Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов [Текст] / Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов в 8 ч. 34 т. – К.: Университетская типография, 1891.- Часть 8.- Т.1. - С.99.

3. Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов [Текст] / Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов в 8 ч. 34 т. – К.: Университетская типография, 1891.- Часть 2. - Т.7 с.129-130.

4. Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов [Текст] / Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов в 8 ч. 34 т. – К.: Университетская типография, 1891.- Часть 2. - Т.7. - С.131.

5. Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов [Текст] / Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов 8 ч. 34 т. – К.: Университетская типография, 1891.- Часть 2. -Т.7.- С.131.

6. Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов [Текст]. / Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов в 8 ч. 34 т. – К.: Университетская типография, 1891.- Часть 8. - Т.1. - С.103.

7. Грушевский, М.С. Барское староство, исторические очерки (XV-XVIII вв.) [Текст] /М.С. Грушевский. – К. : Типография Императорского Университета св. Владимира, 1894. – С.88.

8 . Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов [Текст]. / Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов в 8 ч. 34 т. – К.: Университетская типография, 1891.- Часть 8. - Т.1. - С.130.

9. Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов [Текст]. / Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов в 8 ч. 34 т.– К.: Университетская типография, 1891.- Часть 8,- Т.1. - С.130.

10. Грушевский, М.С. Барское староство, исторические очерки (XV-XVIII вв.) [Текст] /М.С. Грушевский. – К. : Типография Императорского Университета св. Владимира, 1894. – С.89.

11. Сборник русского исторического общества [Текст]. / Сборник русского исторического общества. СПб., 1882. - Т.35. - С.753-754.

12. Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов [Текст] / Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов в 8 ч. 34 т. – К.: Университетская типография , 1891.- Часть 8,- Т.1. - С.98-102

13. Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов [Текст] / Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов в 8 ч. 34 т. – К.: Университетская типография , 1891. - С.92-98.

14. Гайдай , Л. История Украины в личностях, терминах, названиях и понятия[Текст] /Л. Гайдай. – Л.: Вежа, 2000.- С. 44.

15. Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов [Текст] / Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов в 8 ч. 34 т. – К.: Университетская типография , 1891. - С.103-106.

16. Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов [Текст] / Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов в 8 ч. 34 т. – К.: Университетская типография , 1891.- Часть 7, - Т.2. - С. 132.

17. Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов [Текст] / Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов в 8 ч. 34 т. – К.: Университетская типография , 1891.- Часть 7, - Т.2. - С. 130-132.

18. Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов [Текст] / Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов в 8 ч. 34 т. – К.: Университетская типография , 1891.- Часть1, - Т.8. – С.262.

19. Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов [Текст] / Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов в 8 ч. 34 т. – К.: Университетская типография , 1891.- Часть 8, - Т.1. – С.161.

20. Грушевский, М.С. Барское староство, исторические очерки (XV-XVIII вв.)[Текст] /М.С. Грушевский. –К. : Типография Императорского Университета св. Владимира, 1894. – С.102.

21. Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов [Текст] / Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов . Ч.8, т.1: Материалы для истории местного управления в связи с историей сословной организации. Акты Барского староства ХV – XVI вв. / Изд. Грушевский. – К., 1893. – С.164.

22. Украинская степная граница в середине XVI века. (Воспоминания Барского старосты Бернарда Претвича).[Текст] /Культурный центр «Хортица»./ Институт украинской археологии и источниковедения им. М.С. Грушевского НАН Украины./ Старожитности южной Украины.- Выпуск 2.-З., 1997. – С.56.

23. Тоже самое. - С.14-15.

24. Грушевский, М.С. Барское староство, исторические очерки (XV-XVIII вв.)[Текст] /М.С. Грушевский. –К. : Типография Императорского Университета св. Владимира, 1894. – С.105.

25. Грушевский, М.С. Барское староство, исторические очерки (XV-XVIII вв.)[Текст] /М.С. Грушевский. –К. : Типография Императорского Университета св. Владимира, 1894. – С.116.

26. Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов [Текст] / Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов в 8 ч. 34 т. – К.: Университетская типография , 1891.- Часть 8,- Т.2. - С.348.

27. Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов [Текст] / Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов в 8 ч. 34 т. - К.: Университетская типография , 1891.-.- Часть 8,- Т.2. - С.61.

28. Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов [Текст] / Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов в 8 ч. 34 т. – К.: Университетская типография , 1891.- Часть 8,- Т.2. - С.311.

29. Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов [Текст] / Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов в 8 ч. 34 т. – К.: Университетская типография , 1891.- Часть 8,- Т.1. - С.178.

30. Грушевский, М.С. Барское староство, исторические очерки (XV-XVIII вв.)[Текст] / М.С. Грушевский. – К. : Типография Императорского Университета св. Владимира, 1894. – С.210-211.

31. Грушевский, М.С. Барское староство, исторические очерки (XV-XVIII вв.)[Текст] / М.С. Грушевский. – К. : Типография Императорского Университета св. Владимира, 1894. – С.304.

32. Грушевский, М.С. Барское староство, исторические очерки (XV-XVIII вв.)[Текст] / М.С. Грушевский. – К. : Типография Императорского Университета св. Владимира, 1894. – С.307.

33. Малаков, Д.В. По восточному Подолью. [Текст] / Д.В. Малаков. – М.: «Искусство»,1988. – С.39-40.

34. Реестр всего войска запорожского после Зборовского договора с королем Яном Казимиром, составленные 1649 года, октября 16 дня и изданные по подлиннику О.М. Бодянским [Текст] / Реестр всего войска запорожского после Зборовского договора с королем Яном Казимиром, составленные 1649 года, октября 16 дня и изданные по подлиннику О.М. Бодянским // Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1874. – Кн.2 – С. 69, 72, 169,171.

35. Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов [Текст] / Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов в 8 ч. 34 т. – К.: Университетская типография , 1891.- Часть 7, - Т.2. - С.502-520.

36. Челеби Эвлия. Книга путешествий. Земли Молдавии и Украины.[Текст]/ Челеби Эвлия. Вып.1 – М.,1953. – С. 497.

37. Грушевский, М.С. Барское староство, исторические очерки (XV-XVIII вв.)[Текст] / М.С. Грушевский. – К. : Типография Императорского Университета св. Владимира, 1894. - С. 337.

38. Докийчук, О.И. Нарисы из истории села Чемерисы Волосские (сегодня с.Журавлевка) Барского района.[ Текст] / Докийчук, О.И. -Кн.2. ч.1.-Бар, 1991. - С.3-4.

Словарь терминов

Осадчие ( осадники) - это рядовые поляки (военнослужащие), которым шляхта давала земли на Украине при условии, что они (осадники) останутся там жить.

Плеба́н - католический приходский священник. Через польск. рlеbаn из лат. plēbānus;

Подкоморий – сановник в старой Польше.

Привилей (ст.укр.) – грамота, дающая права владения.

Уряд – управление фольварком, назначенное феодалом.

Фольва́рк (польск. folwark от диалектизма нем. Vorwerk) — мызаусадьба, обособленное поселение, принадлежащее одному владельцу, помещичье хозяйство. Исторически в Речи Посполитой фольварк — наименование помещичьего хозяйства, в узком смысле слова — барской запашки. Фольварочная система ведения феодального хозяйства (в Речи Посполитой и некоторых других странах центральной и Восточной Европы) была связана с барщиной как основной формой феодальной ренты и называлась обычно фольварочно-барщинной системой. Помещичье хозяйство, незначительное до XV века, росло за счёт крестьянских наделов, общинных и вновь осваиваемых земель. В XVI веке фольварк, производящий продукцию для сбыта на рынке (городском или внешнем), стал основным источником доходов феодала, а с утверждением капитализма — основой крупных помещичьих хозяйств.

Чинш– оброк вольных людей на поместных землях.

Автор выражает благодарность краеведу, барчанину Йолтуховскому Николаю Павловичу, семье Даньковых: Валентине, Василию и Александру, а также доктору исторических наук Павловой Анжелике Николаевне.

Приложения



Крепость в м.Бар. нач. XVII в. Копия с гравюры художника Э.И. Панишевкого



Археологические находки на территории села Чемерисы Барские : деньги «Сигизмунды» и медная пряжка в виде лука.



Указатель села Чемерисы Барские Винницкой области. 2012 год.



Вид местечка Бар со стороны села Чемерисы Барские. 2012год.



Остатки Барской крепости. 2012 г.



Жалованная грамота королевы Боны Ваську Халимуну-старшине и прочим черемисам барским на пруд для мельницы в Елтушкове и вольное устройство пасек и других угодий под условием службы. 20 сентября 1547 год. Архив Юго-Западной Руси– К.: Университетская типография , 1891.- Часть 8, - Т.1. - С.262.





Список населения жителей Чемерисского Бара. Люстрация Барского староства 1565г.Архив Юго-Западной Руси. Люстрация Барского староства 1565г. – К.: Университетская типография , 1891.- Часть 7, - Т.2. С- 346.



Копия карты Польши и Венгрии. Базель. 1559г. На карте указано старое название г. Бара – Ров.



Копия карты Подольского воеводства XIV-XVII вв.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Йошкар-Олы Республики Марий Эл «Барские чемерисы» (черемисы) в селах и местечках Барского староства в XVI-XVII вв. Йошкар-Ола 2012 ббк 63 iconПрезентация «Арабские завоевания»
Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №4 им. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы («Гимназия №4...

Йошкар-Олы Республики Марий Эл «Барские чемерисы» (черемисы) в селах и местечках Барского староства в XVI-XVII вв. Йошкар-Ола 2012 ббк 63 iconМониторинг c 31 июля по 1 августа 2014 года
Страшное дтп в Марий Эл: разбились 5 взрослых и 1 ребенок Pro Город Йошкар-Ола 13

Йошкар-Олы Республики Марий Эл «Барские чемерисы» (черемисы) в селах и местечках Барского староства в XVI-XVII вв. Йошкар-Ола 2012 ббк 63 iconМониторинг c 5 по 6 августа 2014 года
Травматологи: отдых в детских лагерях Марий Эл практически безопасен – Pro Город Йошкар-Ола 14

Йошкар-Олы Республики Марий Эл «Барские чемерисы» (черемисы) в селах и местечках Барского староства в XVI-XVII вв. Йошкар-Ола 2012 ббк 63 iconКанке В. А. История, философия и методология психологии и педагогики: учеб пособие для магистров
Лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений профессионального образования. [Текст] : в 4-х частях. Ч....

Йошкар-Олы Республики Марий Эл «Барские чемерисы» (черемисы) в селах и местечках Барского староства в XVI-XVII вв. Йошкар-Ола 2012 ббк 63 iconОбщеобразовательная программа в области хореографического искусства
Разработчик – Ворончихина Надежда Витальевна, преподаватель мбоудод «Детская школа искусств №7 г. Йошкар-Олы», заведующая отделением...

Йошкар-Олы Республики Марий Эл «Барские чемерисы» (черемисы) в селах и местечках Барского староства в XVI-XVII вв. Йошкар-Ола 2012 ббк 63 iconСборник «О чем рассказала история?» Моудод цдод
Йошкар-Олы. Сборник включает в себя фотоматериалы, достижения воспитанников, воспоминания педагогов и воспитанников клубов, положения...

Йошкар-Олы Республики Марий Эл «Барские чемерисы» (черемисы) в селах и местечках Барского староства в XVI-XVII вв. Йошкар-Ола 2012 ббк 63 iconЭл Доклад «Государственное Собрание Республики Марий Эл. 20 лет»
Республики события – начала работы Государственного Собрания Республики Марий Эл

Йошкар-Олы Республики Марий Эл «Барские чемерисы» (черемисы) в селах и местечках Барского староства в XVI-XVII вв. Йошкар-Ола 2012 ббк 63 iconДоклад председателя Комитета Республики Марий Эл А. П. Пуртова "О...
Развитие сферы внутреннего и въездного туризма способствует решению не только социальных проблем, но и служит основой для экономического...

Йошкар-Олы Республики Марий Эл «Барские чемерисы» (черемисы) в селах и местечках Барского староства в XVI-XVII вв. Йошкар-Ола 2012 ббк 63 iconПравительство республики марий эл военный комиссариат республики марий эл
...

Йошкар-Олы Республики Марий Эл «Барские чемерисы» (черемисы) в селах и местечках Барского староства в XVI-XVII вв. Йошкар-Ола 2012 ббк 63 iconПравительство республики марий эл военный комиссариат республики...
Бураков А. П., Горинов Т. И., Иванов Ал. Н., Иванов Ан. Н., Иванов И. И., Кузнецова К. Л., Матукова М. Б., Мурзанов Г. А., Румянцев...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск