Тематический план история политических учений изучается студентами специальности «Государственное и муниципальное управление»






Скачать 370.22 Kb.
НазваниеТематический план история политических учений изучается студентами специальности «Государственное и муниципальное управление»
страница1/3
Дата публикации27.02.2015
Размер370.22 Kb.
ТипТематический план
h.120-bal.ru > История > Тематический план
  1   2   3



ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Для специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление».

Практикум

Проф., д.ф.н.Николай Васильевич Иванчук

ВВЕДЕНИЕ



История политических учений – как всемирная, так и отечественная – важная составная часть истории духовной культуры и культуры в целом, без глубокого освоения которой нельзя понять современность.

Вместе с тем история политических учений имеет не только общекультурное, но и сугубо профессиональное значение при подготовке государственных и муниципальных служащих.

В современном мире распространены разнообразные системы политических ценностей: левый и правый радикализм, центризм, либерализм, консерватизм. Они имеют, как правило, длительную историю своего возникновения, развития. Чтобы принимать правильные управленческие решения, необходимо научиться терпимо относиться к самым различным точкам зрения, видеть в них рациональное зерно. Без этого баланс интересов невозможен.

Предлагаемый студентам практикум в силу ограниченности изучения истории политических учений одним семестром ориентирует на овладение наиболее важными темами. Вместе с тем практикум требует от студента значительных интеллектуальных усилий, самостоятельности в оценках и суждениях, нацелен на развитие и совершенствование аналитических способностей.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



История политических учений изучается студентами специальности «Государственное и муниципальное управление» в третьем семестре второго курса и завершается сдачей зачета. 34 часа отводится на лекции и столько же на семинарские занятия.


Название тем

и разделов

Кол-во часов

Самост.

работа

Всего

по теме

лекции

практ.

занятия

Раздел 1. Всемирная история политических учений


Тема 1. Древний мир

6

6

12

24

Тема 2. Эпоха Возрождения и Реформации

6

6

12

24

Тема 3. Либерализм как система политико-правовых ценностей в ее историческом развитии

6

6

12

24

Тема 4. Консерватизм как система политико-правовых ценностей и неоконсерватизм

4

4

8

16

Раздел 2. История политической и правовой мысли в России


Тема 5. Российская политическая и правовая мысль средневековья и Нового времени (IХ-ХVIII вв.)

4

4

8

16

Тема 6. Российский консерватизм

4

4

8

16

Тема 7. Российский либерализм

2

2

4

8

Тема 8. Российский радикализм

2

2

4

8


РАЗДЕЛ 1

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

ТЕМА 1. ДРЕВНИЙ МИР


Вопросы для самостоятельного изучения

и для обсуждения на семинарских занятиях


  1. История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина. Специфика ее методов.

  2. Основные этапы развития мировой и отечественной политико-правовой мысли.

  3. Зарождение политико-правовой мысли в странах Древнего Востока (Египет, Индия, Китай). Основные идеи брахманизма и раннего буддизма. «Законы Ману», «Артзашастра», «Дхаммапада».

  4. Политические учения Древнего Китая (даосизм, конфуцианство, моизм, легизм). «Луньюй» («Беседы и высказывания») Конфуция. Разработка им этики чиновника.

  5. Политическая мысль античных Греции и Рима:

а) Сократ и сократические школы;

б) правовое и политическое учение Платона, его эволюция, идея смешанной формы государства в позднем творчестве Платона;

в) Аристотель как политический мыслитель, характеристика его работ «Политика» и «Риторика»;

г) Цицерон и его трактаты «О государстве», «О законах», «Об обязанностях»;

д) политико-правовые воззрения стоиков, римский стоицизм, его особенности;

е) учение римских стоиков о праве.

  1. «Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа» как произведение раннего христианства, его политико-правовые идеи: эволюция отношения к власти, мессианизм, обоснование идеалов равенства и справедливости, приоритета общечеловеческих ценностей, норм-запретов и другие.



Тесты, вопросы, упражнения для закрепления

пройденного материала, контроля его усвоения


  1. Из какого известного произведения древневосточной мысли взяты эти два высказывания.

«Не думай легкомысленно о зле: оно не придет ко мне. Ведь и кувшин наполняется от падения капель. Глупый наполняется злом, даже понемногу накапливая его».

«К тому, кто обижает безвинного человека, чистого и безупречного человека, именно к такому глупцу возвращается зло, как тончайшая пыль, брошенная против ветра».

  1. Какому мыслителю принадлежит следующее высказывание: «Благородные мужи при разногласии находятся в гармонии, у малых же людей гармонии не может быть и при согласии»? Как называется работа, из которой взято это высказывание?

  2. «Нынешние большие люди – ваны, гуны – думают добиваться повиновения и власти путем устрашения народа смертью. Народ рождается с большим желанием и умирает с большой ненавистью, потому что он не получает того, что желает, а получает то, что постоянно ненавидит». Для какого из политических течений древности характерно это высказывание?

  3. В истории возникновения и развития древнегреческой политико-правовой мысли более или менее отчетливо выделяют три периода: ранний период, время расцвета древнегреческой философской и политической мысли и третий период – эллинизма. Далее перечисляются наиболее известные мыслители, относящиеся к каждой из эпох, но в каждом пункте одно из имен названо ошибочно. Укажите эти ошибочно названные имена.

а) Гомер, Гесиод, Солон, Фалес, Питтак, Зенон, Пифагор, Гераклит;

б) Демокрит, Протагор, Горгий, Хилон, Сократ, Платон, Аристотель;

в) Эпикур, Панетий, Посидоний, Фрасимах, Полибий.

  1. Кому из древнегреческих мыслителей принадлежит высказывание: «Порядок – союз всех вещей»?

  2. Законодательство по оценке Платона, высказанной им в диалоге «Законы», должно соответствовать четырем основным человеческим благам – здоровью, красоте, силе в беге и в прочих движениях тела, … и в особенности четырем основным божественным благам – разумению, здравому состоянию души, справедливости и… Доведите перечень основных человеческих и божественных благ, предложенный Платоном, до конца.

  3. «В конце жизни взгляды Платона на государство сильно меняются. Он ратует за полное подавление человека государством, за полнейшую регламентацию жизни людей со стороны государства, которым правит тиран, обладающий «величайшей властью». По сути, в этот период Платон утверждал идею тоталитаризма». Долгов В.М. История политических учений // Политология для юристов. Курс лекций. М., 1999. С.41.

Согласны ли Вы с такой оценкой взглядов позднего Платона? В случае согласия или несогласия приведите свои аргументы.

  1. Один из учеников Сократа, чтобы послушать учителя, преодолевал ежедневно значительное расстояние от Пиррея до Афин. Этому последователю Сократа принадлежит такое высказывание: «Разум – самое прочное из укреплений, ибо его нельзя ни уничтожить, ни предать. Его стены нужно возводить из наших собственных неопровержимых доводов».

Назовите этого мыслителя.

  1. Одному из выдающихся римских юристов принадлежит такое суждение об обмане: «Обманом называется, когда делают по-одному, а для вида показывают другое».

Назовите автора этого высказывания.

  1. «Время человеческой жизни – миг; ее сущность – вечное течение; ощущение – смутно; строение всего тела – бренно; душа – неустойчива; судьба – загадочна; слава – недостоверна».

Какому мыслителю принадлежит это высказывание?

  1. «Артхашастра» – одно из самых известных произведений политической мысли Древней Индии. Как переводится название этого произведения на русский язык?

а) наука об управлении;

б) наука о пользе;

в) политическая наука;

г) наука о власти.

  1. Одно из ключевых понятий конфуцианства – понятие ЛИ. Как оно переводится на русский язык?

а) мудрость;

б) закон;

в) добродетель;

г) справедливость;

д) ритуал.

  1. Идеальным государственным устройством Платон считал аристократию, а на второе место по степени совершенства после аристократии он ставил… Назовите эту форму государственного устройства.

а) охлократия;

б) демократия;

в) тимократия;

г) олигархия;

д) тирания.

  1. Какой известный мыслитель дал определение государства (respublica) как дело, «достояние народа» (res populi)?

а) Платон;

б) Аристотель;

в) Полибий;

г) Конфуций;

д) Цицерон;

е) Демокрит.

  1. Назовите трех наиболее известных представителей римского стоицизма:

а) Цицерон;

б) Ульпиан;

в) Демокрит;

г) Сенека;

д) Эпиктет;

е) Зенон;

ж) Марк Аврелий Антонин;

з) Кратет.

  1. Какому известному римскому юристу принадлежит высказывание: «Оправдание убийства не легче, чем его совершение»?

а) Папиниану;

б) Гаю;

в) Павлу;

г) Ульпиану;

д) Модестину.

  1. «Справедливость – то, что выгодно сильнейшему». Кому принадлежит это высказывание?

а) Сократу;

б) Горгию;

в) Платону;

г) Фраксимаху;

д) Аристотелю;

е) Эпикуру;

ж) Конфуцию.

Библиографический список
Артхашастра или Наука политики. М., 1993. Шестой отдел. Об основах государства. С.284-291.

Аристотель. Политика. Риторика // Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. М., 1998.

Дхаммапада // Буддизм. Четыре благородных истины. М., 1999. С.23-90.

Законы Ману. Законы ХII таблиц. Институции Гая // Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1996.

Конфуций. Луньюй // Конфуций. Уроки мудрости. М., 1999. С.17-126.

«Мо-цзы» // Древнекитайская философия: Собр. текстов: В 2 т. Т.1. М., 1972. С.176-200.

Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Любое изд-е.

Павел Ю. Пять книг сентенций к сыну; Ульпиан Д. Фрагменты // Памятники римского права. М., 1998.

Платон. Государство // Платон. Соч.: В 3 т. Т.3. Ч.1. М., 1971.

Платон. Политик. Законы // Платон. Законы. М., 1999.

Римские стоики. Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий. М., 1995.

Цицерон. Об обязанностях // О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993.

Азаркин Н.И., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических учений. Вып.1. М., 1994. Разд.1-3.

История политических и правовых учений // Под.ред. О.Э.Лейста. М., 1997. Гл. 1-4. С.3-79.

Иванчук Н.В. История политических и правовых учений. Ч. 1. Екатеринбург, 1998.

История политических и правовых учений / Под общей ред. В.С.Нерсесянца. Краткий учебный курс. М., 2000. Гл. 1-4.

ТЕМА 2. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ
Вопросы для самостоятельного изучения

и обсуждения на семинарских занятиях


  1. Характерные черты эпохи Возрождения. Идеи богоравенства, гражданской активности, гуманизма, патриотизма. Гуманизм как течение эпохи Возрождения.

  2. Н.Макиавелли как государствовед и политический мыслитель, его предшественники.

  3. Обоснование Макиавелли самоценности политики и основных принципов ее анализа. Роль государства и качеств государя в осуществлении политики.

  4. Разработка Макиавелли технологий завоевания и удержания власти в работе «Государь».

  5. Макиавелли и макиавеллизм. Влияние «Государя» на последующее развитие политической теории и практики. Макиавелли и отечественные политические деятели (В.И.Ленин, И.В.Сталин и др.).

  6. Томас Мор – родоначальник утопического социализма. Утопия как жанр теоретизирования. Утопизм и реализм Мора.

  7. Социалистическая идея в ее историческом развитии: уроки прошлого и современность.

  8. Реформация и контрреформация: Лютер, Кальвин, Игнатий Лойола.


Тесты, вопросы, упражнения для закрепления

пройденного материала, контроля его усвоения


  1. «Чего я избегаю – так это бранных слов, ибо достоинство и истинность рассказа о событиях ничего от этого не выигрывают».

Это суждение принадлежит Н.Макиавелли. В какой его работе оно содержится?

  1. Одна из работ Н.Макиавелли называется «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия».

Напишите кратко о Тите Ливии – его деятельности, времени, в котором он жил. Какой конкретный смысл вкладывает Макиавелли в слово «декада»?

  1. «Уму Макиавелли была свойственна некоторая рационалистичность, подчас сухость, но критическая его сила была поразительна. Анализ Макиавелли не знал никаких преград, проникал до дна, доискивался до последних начал. Никто не умел с таким неподражаемым искусством изолировать вопрос и обнажать его имманентную сущность». (См.: Дживилегов А.В. Никколо Макиавелли // Макиавелли. Соч. Т.1. М.-Л., 1934).

Согласны ли вы с такой оценкой Макиавелли? Приведите аргументы в обоснование своей позиции.

  1. Какой совет, как избежать льстецов, дает государю Макиавелли в работе «Государь»? Изложите его.

  2. Одним из известных мыслителей рассматриваемой эпохи в работе «Шесть книг о государстве» высказано такое суждение: «Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении». Назовите фамилию этого мыслителя.

  3. Видным писателем – выразителем социалистического направления в рассматриваемый период наряду с Т.Мором был… Назовите его фамилию и основное произведение.

  4. Для какого известного деятеля эпохи Возрождения и Реформации характерно такое высказывание: «Я обязан сказать это, а там – пусть негодует, кто хочет»?

  5. М.Лютеру принадлежит известное произведение «О рабстве воли». Против какого другого известного деятеля рассматриваемой эпохи оно направлено?

  6. Какого известного мыслителя эпохи считают анти-Лютером? На каком принципе основывалось его учение?



Библиографический список
Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1997.

Макьявелли Н. История Флоренции. М., 1987.

Мор Т. Утопия. М., 1978.

Лютер М. Избранные произведения. СПб, 1994.

Азаркин и др. История политических учений. Вып.1. Разд.5.

Дживилегов А. Никколо Макиавелли // Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве.

Жюли Н. Диалог Макиавелли и Монтескье // Диалог. 1990. № 12.

Никитин Е.П., Никитина А.Г. Загадка «Государя»… // Вопросы философии. 1997. № 1.

История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общей ред. В.С.Нерсесянца. М., 1995. Гл.8.

ТЕМА 3. ЛИБЕРАЛИЗМ КАК СИСТЕМА ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
Вопросы для самостоятельного изучения

и обсуждения на семинарских занятиях


  1. Социальные, культурные, экономические, антропологические предпосылки возникновения раннего либерализма.

  2. Разработка идей естественного права и общественного договора в работах Г.Гроция и Б.Спинозы. Обоснование необходимости смягчения права войны в отношении некомбатантов – стариков, женщин, детей в работе Гроция «О праве войны и мира». Демократизм политических и правовых воззрений Спинозы.

  3. Либерализм XVII-XVIII вв. – первый этап его исторического развития. Роль творчества Д.Локка, Ш.Монтескье, И.Канта в разработке либерализма как системы политических и правовых ценностей.

  4. Концепция разделения властей как важнейшая составляющая либеральной системы политико-правовых ценностей. Разновидности концепции разделения властей.

  5. Классический либерализм XIX в., его ветви: английская, французская, немецкая, их особенности, крупнейшие представители. Распространение идеи либерализма в России в XIX веке.

  6. Либерализм и марксизм: сравнительный политологический и исторический анализ.

  7. Неолиберализм как выражение эволюции классического либерализма, его особенности. Синтез идей консерватизма и либерализма в неолиберализме. Неолиберальная модель глобализации, ее характерные черты.


Тесты, вопросы, упражнения для закрепления

пройденного материала, контроля его усвоения


  1. Назовите авторов двух нижеприведенных высказываний о свободе, весьма характерных для ее либерального понимания. В целях облегчения ответа дан перечень из 10 мыслителей (Гегель, Гроций, Монтескье, Локк, Руссо, Кант, Спиноза, Гоббс, Фихте, Вольтер).

а) Свобода – «это независимость от принуждающего произвола другого, это единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду».

б) «Свобода не только может быть допущена без вреда для благочестия и спокойствия государства, но что, скорее, ее уничтожение означало бы уничтожение самого спокойствия государства и благочестия».

  1. «Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем».

Назовите фамилию мыслителя, которому принадлежат эти слова. Перечислите его наиболее известные работы.

  1. «Людям только кажется, что они любят свободу, - на самом деле они только ненавидят своего господина».

«Тот, кто ищет в свободе что-либо иное, кроме ее самой, создан для рабства».

Эти слова принадлежат одному из самых популярных, читаемых и сегодня мыслителей XIX в. Ответьте на 3 вопроса:

а) как фамилия этого мыслителя?

б) из какой его работы взяты приведенные отрывки?

в) как называется другая известная работа этого мыслителя?

  1. «Сколько есть преступников, совершивших убийство, или приказавших его совершить, или содействовавших ему, столько же должно умереть; этого требует справедливость как идея судебной власти согласно всеобщим, a priori обоснованным законам.

А вот маркиз Беккариа из участливой сентиментальности напыщенной гуманности выдвинул против этого утверждение о неправомерности любой смертной казни на том основании, что такое наказание не могло содержаться в первоначальном гражданском договоре; ибо тогда каждый в составе народа должен был бы согласиться на лишение своей жизни в случае, если он убьет другого (из состава народа); но такое согласие невозможно, так как никто не может распоряжаться своей жизнью. Все это софистика и крючкотворство». Это отрывок из произведения И.Канта «Метафизика нравов»:

а) прав ли в своем споре с Беккариа Кант? Приведите свои аргументы в защиту позиции Канта или Беккариа.

б) как называется основная работа Беккариа, в которой он изложил свои взгляды?

в) чем предлагает Беккариа заменить смертную казнь?

  1. Какое выдающееся произведение раннего европейского либерализма было впервые переведено в нашей стране около 1710 года по повелению Петра I? В нем содержится, в частности, такое суждение: «Мы склонны высоко ценить Аристотеля, но лишь соблюдая ту свободу, которую он сам допускал по отношению к своим учителям по свойственной ему любви к истине».

  2. Одним из самых известных мыслителей высказано суждение, что «государство нуждается также в глубоком образовании и понимании и требует удовлетворения этой потребности от науки».

«Идея права есть свобода, и истинное ее понимание достигается лишь тогда, когда она познается…»

Завершите это высказывание. Назовите этого мыслителя и его работу, из которой взяты приведенные отрывки.

  1. Назовите наиболее характерные, на ваш взгляд, черты неолиберальной модели глобализации. При ответе на этот вопрос можете использовать статью В.Коллонтай «О неолиберальной модели глобализации» // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 10.

  2. Прокомментируйте следующее высказывание Б.Муссолини, взятое из его работы «Доктрина фашизма»: «Антииндивидуалистическая фашистская концепция жизни подчеркивает значение Государства и принимает индивидуальное лишь настолько, насколько его интересы совпадают с интересами Государства, которое олицетворяет совесть и универсальную волю человека как исторической сущности… Фашизм выступает за свободу, за единственную свободу, имеющую ценность, - свободу Государства и индивида в Государстве. Фашистская концепция Государства всеобъемлюща; вне его не существует ни человеческих, ни духовных ценностей, либо они имеют ценность значительно меньшую». (См.: Мухаев Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. М., 2000. С.659).

К каким социальным, политическим последствиям приводит отождествление свободы и свободы Государства?

  1. «Заполнение пробелов в праве путем свободного судейского нахождения более эффективно, менее опасно, чем толкование закона при посредстве разнообразных логических приемов» – это суждение принадлежит…

а) Е.Эрлиху;

б) Л.Фуллеру;

в) Р.Дворкину;

г) Р.Паунду.

Найдите правильный ответ.

Библиографический список
Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1995.

Гамильтон А., Мэдисон Дж., Джей Дж. Федералист. Политическое эссе. М., 1991.

Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняют естественное право и право народов, а также принципы публичного права / Пер.с латинского А.Л.Саккетти. М., 1994.

Гегель Г.В.Ф. Философия права // Немецкая классическая философия. Т.1. Право и свобода. М., 2000.

Кант И. Метафизика нравов в двух частях. 1797 // Там же.

Констан Б. О свободе у древних – в ее сравнении со свободой у современных народов // Полис. 1993. № 2.

Локк Д. Два трактата о правлении // Соб.соч.: В 3 т. М., 1988. Т.3.

Монтескье // Малахов В.П. История политических и правовых учений: Хрестоматия. М., 2000. С.103-109.

Спиноза Б. Трактаты. М., 1998.

Спенсер Г. Политический фетишизм // Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. М., 1998. С.1309-1316.

Де Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1990.

Де Токвиль А. Старый порядок и революция. М., 1997.

Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3.

Бачинин В.А. Антитеза естественного и позитивного права: философско-культурологический анализ // Общественные науки и современность. 1999. № 6.

История политических учений. / Под общей ред. О.В.Мартышина. Вып.2. М., 1996. Вып.3 М., 2000.

Коллонтай В. О неолиберальной модели глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 10. С.3-13.

Козлихин И.Ю. Гуго Гроций // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1999. № 4.

Симондис Я. Культурные права: беспризорная категория прав человека // Международный журнал социальных наук. 1999. № 25.

Темнов Е.И. Бенедикт Спиноза и раннебуржуазная политико-правовая мысль. // Спиноза. Трактаты. М., 1998. С.403-440.

ТЕМА 4. КОНСЕРВАТИЗМ КАК СИСТЕМА ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ И НЕОКОНСЕРВАТИЗМ
Вопросы для самостоятельного изучения

и обсуждения на семинарских занятиях


  1. Консерватизм как мировоззрение и политическая идеология. Система консервативных политических ценностей и ее основные элементы.

  2. Социальные, культурные, политические, антропологические причины возникновения консерватизма. Консерватизм как реакция на либерализм. Консерватизм и традиционализм.

  3. Э.Берк – основоположник консерватизма. Характеристика его работы «Размышления о революции во Франции».

  4. Консерватизм: онтология против утопии, судьба, иррациональность против разума, культа индивида.

  5. Разновидности консерватизма: радикальный, умеренный, консерватизм-фундаментализм и другие. Неоконсерватизм как наиболее гибкая форма консерватизма. Неоконсервативные идеи в творчестве Ф.Хайека, К.Поппера, в политической практике выдающихся деятелей современности.


Тесты, вопросы, упражнения для закрепления

пройденного материала, контроля его усвоения


  1. Назовите мыслителя, который впервые использовал термин «консерватизм».

  2. Какому известному консерватору принадлежит высказывание «народу можно дать только те права, которые он имеет»?

  3. Одна из идей, на которую опирается консерватизм: мудрый предрассудок, испытанный длительным временем, лучше «правильной», но не испытанной на практике мысли.

Согласны ли вы с таким подходом? Обоснуйте свою позицию.

  1. Согласно Ф.Хайеку и другим консерваторам, «отдельная», т.е частная, собственность – это не только экономическая или гражданско-правовая категория, это самостоятельная и притом высшая ценность – основа морали, гарантия личной справедливости и личной свободы.

Прокомментируйте это суждение.

  1. Одно из различий между консерваторами и реакционерами, ретроградами в том, что консерваторы – против резких изменений, ретрограды же не принимают даже тех изменений, которые стали реальностью.

Какие еще различия между консерваторами, с одной стороны, и ретроградами, реакционерами, с другой, могли бы выделить вы?

  1. Руссо, считает Ф.Хайек, изобрел такую химеру, как воля народа, или «общая воля», благодаря которой народ «выступает как обычное существо, как индивидуум».

«Это, пожалуй, и есть главный источник самонадеянного, глубокого рационализма современных интеллектуалов, обещающего нам возвращение в рай, где наши природные инстинкты, а не подавление их с помощью усвоенных правил поведения позволяет нам “обладать землею”, как учит книга Бытия». (Пагубная самонадеянность. М., 1992. С.88-89).

Является ли воля народа реальным феноменом или, на ваш взгляд, прав Хайек, считающий волю народа – химерой?

  1. Как бы вы могли сформулировать основной тезис неоконсервативной концепции власти? При ответе на этот вопрос можете использовать статью Е.Осиповой и Р.Соколовой, указанную в списке литературы.

  2. Некоторые исследователи в качестве особой разновидности консерватизма выделяют фундаментализм, в частности религиозный.

Назовите наиболее важные, на ваш взгляд, черты фундаментализма.

  1. Какому известному политику-неоконсерватору принадлежат высказывания: «Если не будет сильных, то кто же обеспечит слабых?» «Власть рождает одиночество. Легкие решения принимают другие, а на твою долю достаются самые трудные».

Библиографический список
Берк Э. Размышления о революции во Франции // Социс. 1991. № 6, 7, 8; 1992. № 2 и др.номера.

Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1-2. М., 1992.

Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность: ошибки социализма. М., 1992.

Де Местр Ж. О порождении политических конституций // Полис. 1997. № 2.

Абелинскас Э. Консерватизм как мировоззрение и политическая идеология. Екатеринбург, 1999.

История политических учений. Вып.3. / Под общей ред. О.В.Мартышина. М., 2000. Раздел 3. С.181-212.

Панарин А.С. Реванш истории. Российская стратегическая инициатива в ХХI столетии. М., 1998.

Современный консерватизм. М., 1992.

Осипова Е., Соколова Р. Кризис цивилизации и неоконсерватизм // Общественные науки и современность. 1993. № 3.

РАЗДЕЛ 2

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ

И ПРАВОВОЙ МЫСЛИ В РОССИИ
ТЕМА 5. РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

И НОВОГО ВРЕМЕНИ (IХ-ХVIII ВВ.)
Вопросы для самостоятельного изучения

и обсуждения на семинарских занятиях


  1. Особенности развития политико-правовой мысли в России. Специфика периодизации истории отечественной политической мысли.

  2. «Слово о Законе и Благодати» Илариона. Отстаивание в нем независимости Киевского государства от Византии и другие политические идеи.

  3. Обоснование мирового предназначения Русского государства в теории «Москва – третий Рим».

  4. Разработка проблем власти, взаимоотношения государства и общества, государя и подданных в «Переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским», в произведениях Ивана Тимофеева и других мыслителей рассматриваемого периода времени.

  5. Раскол как религиозное, социально-политическое движение. Отстаивание свободы религиозной совести, поиск «правды» и другие политические идеи «Жития» протопопа Аввакума. Воздействие идеологии и практики раскола на последующее развитие отечественной политической культуры.

  6. Обоснование всеславянского единства, роли России в единении славянских народов, особого статуса политики как «самой благородной науки» в работах Ю.Крижанича.

  7. Русское Просвещение ХVIII в.; его особенности и крупнейшие представители. Разработка идей естественного права, «просвещенного» абсолютизма в работах Ф.Прокоповича, В.И.Татищева, А.Ф.Кантемира. М.В.Ломоносова, Н.И.Новикова и других выдающихся отечественных просветителей.

  8. Основное направление эволюции правовой системы в средневековой Руси. «Наказ Ее Императорского Величества Екатерины II» как политико-правовое произведение.


Тесты, вопросы, упражнения для закрепления

пройденного материала, контроля его усвоения


  1. Среди наиболее существенных особенностей развития политической мысли в России выделяются:

а) сильнейшее влияние византийской культуры и цивилизации;

б) более значительная, чем в западноевропейских странах, роль церкви, что было обусловлено ее официально-государственным положением;

в) вторичный, по преимуществу комментаторский, характер политической мысли, что объясняется объективно сложившимся отставанием нашего государства в культурном, правовом и политическом развитии от стран Западной Европы;

г) отсутствие крупных сочинений, таких как работы Н. Макиавелли или Т.Гоббса, политические идеи выражались в форме писем, небольших трактатов, манифестов, статей;

д) на протяжении длительного времени центром политического мышления являлась дискуссия о геополитическом положении, характере и перспективах развития России, вошедшая в историю как борьба между западничеством и славянофильством;

е) периодизация эволюции политической мысли в России отлична от западноевропейской: Х - ХVIII века считаются древнерусским периодом; ХVIII – начало ХIХ вв. – время изучения и переосмысления западноевропейского политического опыта; с середины ХIХ в. начался процесс исследования собственно российской политической практики и складывания отечественной политической культуры (См.: Политология. М., 1999. С.52-53).

Какие особенности отечественной политической мысли к уже перечисленным могли бы добавить вы?

  1. Можете ли вы назвать произведения отечественной политико-правовой мысли, которые бы не носили вторичного, по преимуществу комментаторского характера? Если можете, назовите два-три таких произведения, укажите их авторов.

  2. Хотя политические идеи в России выражались зачастую в форме писем, посланий, однако и обстоятельные труды по проблемам политики и власти, государства и права – не такая уж редкость. Можно назвать «Политику» Юрия Крижанича, «Монархическую государственность» Л.А.Тихомирова… Продолжите этот список.

  3. Первым произведением отечественной политической мысли является «Слово о Законе и Благодати» Илариона. Какая форма выражения мыслей используется в «Слове» – трактат, послание, диалог и т.д.? Назовите ее.

  4. Автор «Слова» выделяет два периода развития всемирной истории – каковы эти периоды?

  5. В чем Иларион видит прежде всего преемственность между древним славянским язычеством и русским Православием?

  6. В одной из своих работ академик Д.С.Лихачев дает такую характеристику стиля произведений известного государственного деятеля и политического мыслителя России. «В нем как бы борются разные стихии языка, различное отношение к действительности; необычайная и очень горячая искренность – со зловещим притворством, чувство собственного превосходства над читателями – со сменяющим это чувство отношением к читателю как равному. В сочинениях… сочетается стремление исправлять и наказывать силой – с желанием переубеждать и опровергать доводами разума, торжественность обращений - с просторечием и грубой бранью, сдержанность с запальчивостью».

О ком в этом отрывке говорит Лихачев?

  1. Сопоставьте политические воззрения Ивана IV и Андрея Курбского по двум-трем ключевым вопросам. Какие из них вам ближе и почему?

  2. Раскол как религиозное, социально-политическое движение, его идеология имеют существенное значение для понимания отечественной истории, истории политической мысли России.

Из какого выдающегося произведения отечественной и мировой литературы, выразившего идеологию раскола, взято следующее рассуждение: «Слыши страшливый: начало Евангельского подвига мужество, в нем же написано: “не убойтеся от убивающих тело, душу же не могущих убити». И о чем подобает нам безпрестанно поучатися, да же страхом не колеблемся. Но яко младый птенец, опренативши, возлетает выспрь, тако и человек Священным Писанием исправляется и дерзает всенадежным упованием смело по Христе страдать, не отмещется и смерти, егда время призовет».

Кто автор этого произведения? В каком веке оно было написано?

  1. «Из всех мирских наук самая благородная наука и всем госпожа – это политика или Королевская Мудрость.

Началом и основанием политической мудрости являются следующие две пословицы или духовные заповеди: “Познай самого себя” и “Не верь чужестранцам”.

Первая помеха общему народному благу – это незнание самого себя: когда люди слишком любят самих себя и свои поступки и обычаи, и считают себя сильными, богатыми [и] мудрыми, не будучи таковыми».

Кто автор этого высказывания? Приведите один-два факта из биографии этого историка, правоведа, философа, экономиста, жизнь которого в течение почти двух десятилетий была непосредственно связана с Россией.

  1. Какой видный русский просветитель за антидворянские высказывания в 1725 г. был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, где вскоре и умер, так и не зная причин своего заточения?

  2. В «Наказе» Екатерины II 655 статей. 294 заимствованы у Монтескье, 108 – у…

Назовите этого другого мыслителя.

  1. В статье 57 «Наказа» провозглашено «Законоположение должно применять к народному умствованию. Мы ничего лучшего не думаем, как то, что делаем вольно, непринужденно, и следуя нашей склонности».

Идеи какого мыслителя в этой статье воспроизводит Екатерина II.?

  1. Когда открытым тиражом впервые был издан «Наказ»?

  2. В чем сильные и слабые стороны просветительских идей ХVIII в. в России? Назовите как те, так и другие.



Библиографический список
Житие Аввакума и другие его сочинения. М., 1991.

Наказ императрицы Екатерины, данный комиссии о сочинении проекта нового уложения // Вестник Моск. ун-та. Сер.12. Политические науки. 1999. № 3.

Крижанич Ю. Политика. М., 1997.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1993.

Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин А.В. История политических учений. М., 1994. Разд. VI. Политическая мысль Киевской и Московской Руси.

Долгов В.М. Особенности развития политической мысли в России // Политология. М., 1999. С.52-55.

Иванчук Н.В. История политических и правовых учений. Ч. 1. Екатеринбург, 1998. Разд. 10: Русская политико-правовая мысль IХ – ХVI вв.

История политических и правовых учений / Под ред. В.С.Нерсесянца. М., 1995. Гл. 7, 9, 13.

Тонких В.А., Ярецкий Ю.Л. История политической и правовой мысли России. М., 1999. Гл. 1.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематический план история политических учений изучается студентами специальности «Государственное и муниципальное управление» iconИстория правовых и политических учений History of
Цели изучения дисциплины: получение студентами знаний о правовых и политических учениях в их генезисе, историческом развитии и связи...

Тематический план история политических учений изучается студентами специальности «Государственное и муниципальное управление» iconУчебно-тематический план по курсу «Отечественная история»
Программа предназначена для студентов обучающихся по заочной форме и экстернату по специальности «Государственное и муниципальное...

Тематический план история политических учений изучается студентами специальности «Государственное и муниципальное управление» iconЛ. А. Плотицына История Государственного управления
«Государственное и муниципальное управление» – очная форма обучения. – М.: Фгобу впо «Финансовый университет при Правительстве Российской...

Тематический план история политических учений изучается студентами специальности «Государственное и муниципальное управление» iconР. Ф. Габидуллин «29» августа 2012 г
Дисциплина «История мировых цивилизаций» входит в вариативную часть цикла гуманитарных, социально-экономических дисциплин ооп впо...

Тематический план история политических учений изучается студентами специальности «Государственное и муниципальное управление» iconУчебно-методический комплекс дисциплины макроэкономика специальность...
Специальность 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» Форма подготовки (очная/заочная)

Тематический план история политических учений изучается студентами специальности «Государственное и муниципальное управление» iconРабочая программа по курсу «История государственного управления в...
Рабочая программа по курсу «История государственного управления в России» составлена на основе требований Государственного образовательного...

Тематический план история политических учений изучается студентами специальности «Государственное и муниципальное управление» iconСтруктура учебной программы организационно методический раздел 1...
Дисциплина Антикризисное управление является обязательной в подготовке специалиста по специальности Финансы и кредит по основной...

Тематический план история политических учений изучается студентами специальности «Государственное и муниципальное управление» iconТематический план по дисциплине «Конституционное (государственное) право зарубежных стран»
Тематический план по дисциплине «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» для студентов заочной формы обучения

Тематический план история политических учений изучается студентами специальности «Государственное и муниципальное управление» iconРоссийской федерации
Гос впо по специальности 080504. 65 Государственное и муниципальное управление, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта2000...

Тематический план история политических учений изучается студентами специальности «Государственное и муниципальное управление» iconКонспект лекций по дисциплине для обучающихся по направлению подготовки...
История государственного управления: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по направлению подготовки 081100. 62 «Государственное...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск