Учебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф новая и нвоейшая история зарубежных стран: новая история стран азии и африки






НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф новая и нвоейшая история зарубежных стран: новая история стран азии и африки
страница1/9
Дата публикации27.02.2015
Размер1.1 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
h.120-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(М Г Г У)

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

СД.Ф.5. НОВАЯ И НВОЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН:

НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ


Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности 050401 «История»

Утверждено на заседании

кафедры истории

факультета истории и социальных наук

Протокол № 1 от 12.09.2011 г.
Зав. кафедрой истории
___________________

(В.В. Кузь)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО МГГУ)

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

СД.Ф.4. НОВАЯ И НВОЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН:

СД.Ф.4.2. НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ


Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности 050401 «История»

Утверждено на заседании

кафедры истории

факультета истории и социальных наук

Протокол № 9 от 23.05.2013 г.
Зав. кафедрой истории
___________________

(В.В. Кузь)


Авторы программы:
КУЗЬ Владислав Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории;

ГУЛЯЕВ Леонид Леонидович, ассистент кафедры всеобщей истории (планы и методические рекомендации к семинарским занятиям).
Рецензенты:
Бардилева Ю.П., кандидат исторических наук, доцент (МГГУ)

СЕМЕНОВ Д.Г., кандидат исторических наук, учитель истории гимназии № 8 г. Мурманска
Государственный образовательный стандарт по дисциплине





Новая и новейшая история зарубежных стран

Новая история стран Запада. Эпоха Великих географических открытий и интеграция мировой цивилизации. Модернизация европейского общества: переход от традиционного, аграрного общества к индустриальному. Секуляризация культуры и развитие научной картины мира. Формирование общественно-политических и идейных течений (Просвещение, либерализм, консерватизм, социализм). Кризис сословно-корпоративного строя и формирование гражданского общества. Развитие государственно-правовой системы (абсолютизм, представительная демократия, конституционализм). Европейские революции Нового времени. Международные отношения в Новое время.

Новейшая история стран Запада. Эволюция экономической системы, социальной структуры, политико-правовой организации западного общества в XX веке. Новые явления массовой психологии и духовной культуры. Системные кризисы индустриального общества. Тоталитаризм. «Новые индустриальные страны». Модели социалистического строительства. Мировые войны и локальные конфликты Новейшего времени. Складывание международно-правовой системы. Глобализация. Переход к информационному обществу.

Новая история стран Азии и Африки. Основные проблемы и тенденции развития восточных обществ. Возникновение представления о единстве исторического процесса в общечеловеческом масштабе, связанное с эпохой Великих географических открытий и складыванием колониальной системы. Борьба народов стран Азии и Африки против монополий. Особенности хозяйственного и социально-политического развития и формирования новых буржуазно-националистических идеологий. Передел мира и буржуазные революции на Востоке.

Новейшая история стран Азии и Африки. Крушение империалистической колониальной системы и появление независимых государств, разные пути их развития. Проблемы взаимоотношений современного капиталистического мира и традиционного восточного общества. Функции религий в общественно-политической жизни современных восточных государств. Конфуцианство, ислам, индуизм, синтоизм, даосизм, буддизм.

1272


Раздел I. Программа учебной дисциплины
I.1. Пояснительная записка
Новая история стран Азии и Африки – особый раздел всемирной истории. Долгое время в нашей науке было принято говорить о том, что содержанием Новой истории Востока являлось становление в странах Азии и Африки капиталистических отношений (или их элементов). Изучение истории стран Востока было основано на критериях европоцентризма, на представлении о том, что все этапы истории зарубежных стран можно рассматривать на основе европейской кальки.

В последнее время отечественная наука пересмотрела свои позиции в этом вопросе. Современные исследователи исходят из принципиальной позиции о невозможности единого видения истории. Тем более нельзя закладывать единые критерии для оценки развития тех или иных цивилизаций (такие критерии, как прогресс, расширение прав человека, демократия и т.п.). В этой связи история Востока вообще, в частности, Новая история Востока, должна рассматриваться на базе иных – по сравнению с Европой – методологических позиций.

Прежде всего, определимся с термином «Восток». Он тоже возник в европейской общественной мысли. Странами Востока принято называть государства Азии и Африки. Т.е. это не географический, а цивилизационный термин. В этой связи парадигмой курса является презумпция о том, что Запад и Восток являются разными векторами всемирной истории. Тем не менее, если говорить о теоретическом фундировании курса, то не следует, видимо, так четко противопоставлять формационный и цивилизационный подходы, как это иногда делается в современной науке, так же, как нельзя противопоставлять длину ширине1: оба этих подхода в равной степени присущи данному курсу, так как измеряют одно целое – Новую историю Востока. Тем не менее, невозможно отрицать, что интенции и особенности истории Востока кардинально отличают его от развития западного мира. «Восток, − отмечают современные исследователи, − отличается особой вялостью темпа и плавностью ритма. Некоторые его подрегионы тысячелетиями сохраняли этнически, социальный и культурный континуум, который резко противостоит взрывообразному и разрушительному процессу перехода Запада от одной формации к другой».2

Содержание курса строится на основе следующих позиций.

  1. К началу Нового времени все цивилизации Востока находились в состоянии глубокого кризиса, вызванного, в основном, внутренними причинами.

  2. Основным содержанием Новой истории Востока были их контакты со странами Запада и процессы, вызванные этими контактами, − фундаментализм и реформизм.

  3. Содержание истории стран Востока в Новое и Новейшее время определяется борьбой фундаментализма и реформизма.

Таким образом, целью изучения Новой истории Востока является освоение контента, причинно-следственных связей и фундаментальных процессов истории стран Азии и Африки в XVI – начале ХХ вв.

Задачи курса:

  • изучение массива фактов Новой истории стран Азии и Африки;

  • развитие навыков самостоятельного поиска источников информации и анализа исторического и историографического материала;

  • усвоение методов анализа и научной критики исторических источников;

  • знакомство с основными информационными ресурсами смежных с Новой историей Востока наук и освоение возможностей трансдисциплинарного исследовательского поля;

  • становление способностей к самостоятельному осмыслению и трансляции полученных знаний.


Хронология и периодизация курса.

Вопрос о хронологии Новой истории Востока очень сложен. Прежде всего, необходимо иметь в виду, что история Востока не знает таких периодов, как древность, средневековье и Новое время. Поэтому установленная хронология основана опять-таки на европоцентристских критериях.

Общепринятыми хронологическими рамками курса принято считать период с конца XVI в. (начало всеобщего кризиса в странах Востока) до начала ХХ в. (эпоха «пробуждения Азии»).

Внутренняя периодизация в рамках этих хронологических рамок весьма непроста, т.к. для нее также нет единых критериев.

В целом периодизация курса выглядит так :

1 период. Кризис традиционных цивилизаций Востока и начало контактов с Западом (XVI – середина XIX вв.).

2 период. Контакты с Западом и борьба реформизма и фундаментализма (середина XIX – начало ХХ вв.).
Для качественного усвоения материала курса необходимо знание основного содержания следующих дисциплин:

  • История средних веков

  • Новая история стран Европы и Америки

  • История мировых религий

  • Культурология

  • История регионов мира

  • Отечественная история.


Разделы дисциплины и виды занятий в часах
1. Объем дисциплины и виды учебной работы


курс

семестр

виды учебной работы в часах

вид итогового контроля

трудоемкость

всего аудит.

ЛК

СМ

самостоят.

работа

4

7,8

240

120

60

60

120

экзамен
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф новая и нвоейшая история зарубежных стран: новая история стран азии и африки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине новая и новейшая история...
Новая история стран Азии и Африки (1500-1918): Программа курса. Семинарские занятия. Тематика курсовых и дипломных работ. Методические...

Учебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф новая и нвоейшая история зарубежных стран: новая история стран азии и африки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине новая и новейшая история...
Новая история стран Азии и Африки (1500-1918): Программа курса. Семинарские занятия. Тематика курсовых и дипломных работ. Методические...

Учебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф новая и нвоейшая история зарубежных стран: новая история стран азии и африки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф новая и новейшая...
Федоров в. Е., к ф н., доцент, зав кафедрой социально-гуманитарных дисциплин ноу впо мибо

Учебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф новая и нвоейшая история зарубежных стран: новая история стран азии и африки iconНовая история стран азии и африки
Новая история стран Азии и Африки (1500-1918): Программа курса. Семинарские занятия. Тематика курсовых и дипломных работ. Методические...

Учебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф новая и нвоейшая история зарубежных стран: новая история стран азии и африки iconНовая история стран азии и африки
Новая история стран Азии и Африки (1500-1918): Программа курса. Семинарские занятия. Тематика курсовых и дипломных работ. Методические...

Учебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф новая и нвоейшая история зарубежных стран: новая история стран азии и африки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф новая история стран...
Кузь владислав Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории

Учебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф новая и нвоейшая история зарубежных стран: новая история стран азии и африки iconПрограмма дисциплины новейшая история стран Азии и Африки. ХХ век
Охватывает развитие двух крупнейших континентов в ХХ в. Он завершает изучение истории стран Азии и Африки, начатое с «Истории Древнего...

Учебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф новая и нвоейшая история зарубежных стран: новая история стран азии и африки iconРабочая программа дисциплины история стран Азии и Африки (середина...
Азии к началу эпохи колониализма, реакции восточных стран на политику европейских государств, ранним буржуазным революциям в Иране,...

Учебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф новая и нвоейшая история зарубежных стран: новая история стран азии и африки icon«История стран Азии и Африки»
И. Б. Бочкарева (раздел III «История стран Азии и Африки в новое время», раздел IV «Новейшая история стран Азии и Африки. Ч. 1»)

Учебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф новая и нвоейшая история зарубежных стран: новая история стран азии и африки iconУчебный курс: «Новая история стран Азии и Африки (Востока)»
Ооо 050401. 65 специальность «История с дополнительной специальностью Иностранный язык»






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск