Целью написания брошюры для меня является не только возможность поделиться с коллегами собственным опытом работы, но и пропаганда концепции профильного обучения истории и демонстрация тех возможностей, которое это обучение открывает и перед учащимися, и перед учителем






НазваниеЦелью написания брошюры для меня является не только возможность поделиться с коллегами собственным опытом работы, но и пропаганда концепции профильного обучения истории и демонстрация тех возможностей, которое это обучение открывает и перед учащимися, и перед учителем
страница1/5
Дата публикации01.03.2015
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5
Преподавание истории на профильном уровне

в социально-гуманитарных классах Лицея.

Из опыта работы учителя истории МОУ Лицей г. Уварово
Ардабьевой Анны Николаевны.

МОУ Лицей г. Уварово с момента своего возникновения (1994 г.) являлся профильным общеобразовательным учебным заведением. С 1997 года у нас открыты социально-гуманитарные классы, которые дали мощный дополнительный инновационный импульс работе всего лицея. Многое получилось уже в самом начале благодаря тому, что мы стали одной из пилотных школ Российского фонда правовых реформ. После принятия на уровне высших государственных структур решений о модернизации системы Российского образования, о переходе на профильное обучение, мы получили ответ на многие волновавшие нас вопросы. И прежде всего на вопрос о том, каким должно стать обучение наукам, в том числе истории.

Целью написания брошюры для меня является не только возможность поделиться с коллегами собственным опытом работы, но и пропаганда концепции профильного обучения истории и демонстрация тех возможностей, которое это обучение открывает и перед учащимися, и перед учителем. О себе могу сказать, что как учитель я смогла реализовать себя именно в Лицее, работая в социально-гуманитарных классах.

Учителя Лицея хорошо понимают значение истории как школьного учебного предмета для человека. Оно определяется следующими факторами:

  • История способствует формированию исторического мышления учащихся, т.е помогает человеку приобрести исторический опыт, без которого невозможно объективно оценивать происходящие в обществе социально-экономические и политические и культурные процессы;

  • Историческое образование является основой для формирования критического мышления учащихся;

  • Исторические знания, историческая компетентность являются неотъемлемой частью общей культуры человека, базовым основанием для формирования собственной точки зрения человека;

  • История позволяет дать демократическое воспитание в духе ценностей демократии и ценности прав человека.

  • Гражданское воспитание тоже во многом базируется на исторической основе.

Вместе с тем, педагоги, медики, родители всерьёз обеспокоены тем, что сумма знаний, которые требуются от школьника сегодня, возрастает столь стремительно, что даже самые «светлые головы нашей современности» испытывают перегрузки. А это, конечно, ведёт к ухудшению здоровья. Допускать этого категорически нельзя. Голова школьника не чемодан, в который бесконечно можно что-то запихивать. Но путь упрощения, уменьшения требований, ни к чему хорошему не приведёт. Сегодня на рынке труда востребованы люди с солидным образованием: нужны хорошие специалисты в различных сферах деятельности. Задача школы так построить процесс обучения, чтобы сформировать ключевые компетенции необходимые в современной жизни. Наиболее значимыми являются две:

– компетентность в решении задач (проблем);

– коммуникативная компетентность.

Решающую роль в формировании компетенций имеет деятельностный личный опыт учащихся. Компетентность педагога определяется сегодня его способностью проектировать адекватные учебному предмету формы учебно-познавательной деятельности учащихся.

Мы считаем, что проектирование должно носить как стратегический, так и тактический характер. Причём, глубина проектирования предполагает наличие, нескольких уровней: на весь учебный год, на одну конкретную тему, урок. Основой для проектирования выступают учебный план Лицея, государственный образовательный стандарт, примерная Программа Министерства образования. На их основе разрабатывается рабочая программа каждым учителем. Работаю над созданием такой программы и я.

На преподавание истории в социально-гуманитарных классах отводится 5 часов в неделю (4 – за счёт базового компонента + 1 за счёт школьного). МО учителей истории выбрало для обучения учащихся линию учебников издательства «Русское слово». Эта линия выдерживается во всех классах – с 5-го по 11-ый

Развивающий потенциал системы исторического образования в старших классах Лицея связан с переходом от изучения и запоминания фактов к их осмыслению и сравнительному анализу процессов, протекающих в различных странах. Большое значение уделяю развитию навыков поиска информации, работе с её различными типами, объяснению и оценке фактов и явлений прошлого, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям отечественной и зарубежной истории. Главным критерием качества исторического образования в полной средней школе считаю овладение учащимися навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, реконструкции образов прошлых веков.

Изучение истории на профильном уровне предполагает подготовку к сдаче ЕГЭ и поступлению в ВУЗы. В связи с этим выдвигаются более высокие требования к уровню подготовки учащихся, развитию у них умений и навыков, личностных качеств и мотивации, необходимых для дальнейшего обучения в высшей школе. Вместе с тем в профильной школе решаются практически те же воспитательные задачи, которые признаны главенствующими и на базовом уровне.

Профильное обучение истории является частью целостной системы гуманитарной подготовки учащихся. Система связи истории и курса других дисциплин гуманитарного цикла, на мой взгляд, существенно повышает качество образования и обеспечивает формирование и развитие умений и навыков, необходимых для обучения в высшей школе. Я практикую проведение интегрированных уроков с учителями других предметов (обществознания, МХК, музыки, изобразительного искусства). Особенно люблю готовить и проводить интегрированные уроки с учителями литературы. Одним из лучших таких уроков считаю урок, который мы подготовили и провели совместно с учителем литературы Лаврентьевой Надеждой Анатольевной в 2005 году. Урок прошёл на таком эмоциональном уровне, что не оставил равнодушными никого – ни учащихся, ни гостей урока (их было около 30).Ниже приводится полная разработка этого урока:

Лицей г. Уварово. Единый методический день. 3 марта 2005 г.

Интегрированный урок истории и литературы в 11 б (гуманитарном ) классе

Тема: «У войны не женское лицо».

Цели урока:

  • показать, какова была роль женщин на фронте в годы Великой Отечественной войны; что перенесла и пережила женщина, воюя с врагом за свою Родину;

  • развивать умение учащихся получать информацию из различных источников (CD, художественная литература, пресса, учебник и др.), выступать с небольшими сообщениями, анализировать художественное произведение; развивать творческие способности учащихся, умение писать эссе (подготовка к ЕГЭ)

  • воспитывать чувство уважения к подвигу женщин на войне, чувство сопереживания и сопричастности к событиям и людям тех далеких для современных одиннадцатиклассниц лет

Оснащение урока:

  1. проектор и CD «От Кремля до рейхстага»

  2. Power Point презентация к уроку

  3. Рабочий лист урока:

Рабочий лист урока «У войны не женское лицо».

Эпиграф урока:…Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла. (Михаил Исаковский)

Цели урока:

  • узнать, какова была роль женщин на фронте в годы Великой Отечественной войны; что перенесла и пережила женщина, воюя с врагом за свою Родину;

  • учиться получать информацию из различных источников (CD, художественная литература, пресса, учебник и др), выступать с небольшими сообщениями, анализировать художественное произведение; развивать творческие способности, умение писать эссе (подготовка к ЕГЭ)

  • воспитывать в себе чувство уважения к подвигу женщин на войне, чувство сопереживания и сопричастности к событиям и людям тех далеких для вас, современных одиннадцатиклассниц, лет.

Вопросы к CD фрагменту:

1. Сколько женщин служили в армии в годы Великой отечественной войны?

2. Какие военные специальности освоили женщины на фронте?

3. Какие трудности ожидали женщину на фронте?

4. Какие чувства у фронтовиков вызывали женщины на войне?

5. Любовь… Было ли ей место на войне?

6. Женщина в тылу. Как она жила?

7. Сколько женщин в годы войны были награждены орденами и медалями?

8. Сколько из них стали Героями Советского Союза?

I. Мотивационная беседа. Сегодня мы с Надеждой Анатольевной проводим в вашем классе вместе необычный урок, одновременно урок истории и литературы. Такой урок называется интегрированным. На экране проектора вы видите тему нашего урока – «У войны не женское лицо».

  • Как вы думаете, почему мы сегодня обращаемся к этой теме? (учащиеся высказывают предположения).

Действительно, выбор темы продиктован рядом обстоятельств:

Во-первых, все, что связано с Великой Отечественной войной вызывает у нас особые чувства именно сейчас, когда вся Россия, весь народ, готовятся отметить 60-летие Великой Победы.

Во-вторых, женская тема в связи с войной затрагивается не так часто, ведь считается, что война все-таки мужское дело.

В-третьих, вы сейчас практически ровесницы тех девчонок, которые сразу после выпускного бала шагнули в ад войны, и мы с Надеждой Анатольевной хотим, чтобы вы пропустили через свои души и сердца то, что пришлось пережить тем девушкам, чтобы помнили о них, чтобы уважали и гордились ими, чтобы помогли вовремя 80-летней бабушке, своей или соседской, чтобы просто сказали ей доброе слово.

Сегодня, спустя почти 60 лет, мы знаем очень мало о фактах жизни женщин на войне: об их быте, заботах и невзгодах, ранениях, увечьях и гибели. Если в первые послевоенные десятилетия якобы «неподобающие» темы намеренно не обсуждались открыто, то позднее о проблеме «женщины на войне» стали говорить более подробно, она все-таки сводилась к общепринятым воспоминаниям, отражавшим заслуги, победы и подвиги. Повседневность же с ее трудностями, потерями и жертвами по-прежнему оставалась на заднем плане. О выдающихся военных заслугах женщин, бывших на фронте снайперами, пилотами, разведчицами или санитарками мы знаем довольно много. Но до сих пор имеется разрозненная и противоречивая информация о том, что касается великого множества остальных женщин-фронтовичек, их функциональных обязанностей, вопросов их мобилизации, жизни в сугубо мужском армейском коллективе, жертв с их стороны.

Такое исторически уникальное явление, как массовый призыв женщин на войну, требует всестороннего изучения. К тому же исторический пример целенаправленного и широкого привлечения женщин к армейской службе в военное время, конечно, представляет интерес для обсуждения в современных условиях. Его актуальность в последние годы возросла еще и потому, что в армиях многих государств все области военной службы стали доступны для представительниц слабого пола, вплоть до их добровольного участия в боевых подразделениях.

Цели нашего урока сегодня таковы: (продолжается презентация 1):

II. Просмотр фрагмента CD «От Кремля до рейхстага» – «У войны не женское лицо». (около 9 мин.)

III. Обсуждение вопросов:

  1. Сколько женщин служили в армии в годы Великой отечественной войны?

  2. Какие военные специальности освоили женщины на фронте?

  3. Какие трудности ожидали женщину на фронте?

  4. Какие чувства у фронтовиков вызывали женщины на войне?

  5. Любовь… Было ли ей место на войне?

  6. Женщина в тылу. Как она жила?

  7. Сколько женщин в годы войны были награждены орденами и медалями?

  8. Сколько из них стали Героями Советского Союза?

Вопрос: Скажите, почему именно строки Михаила Исаковского мы решили взять в качестве эпиграфа к нашему уроку?

IV. Среди тех, кто сражался с врагом в годы войны, были и наши землячки, тамбовчанки, и те, кто ушел на фронт из Уварово и Уваровского района. Об их судьбах, о том, что выпало на их долю, подготовили сообщения наши девочки.

Наши землячки в борьбе с фашистами в годы Великой Отечественной войны.

Зоя Космодемьянская. (Лучникова Нина)

Старожилы тамбовского села Осино-Гай Пичаевского района и сейчас хорошо помнят Анатолия Петровича и Любовь Тимофеевну Космодемьянских. В этой учительской семье в 1923 году родилась Зоя. Здесь она росла, здесь со сверстниками бегала купаться на речку Кашму, играла на улицах. В этом селе родился и брат Зои Александр.

В 1931 году Космодемьянские переехали в Москву. Зоя стала ученицей 201 школы. С детства она отличалась серьезностью, любознательностью, правдивостью, была необыкновенно настойчива. Она горячо любила русскую литературу, наш народ, свою Родину и ее героическую историю. 20 июня 1941 г. Зоя сдала последний экзамен и перешла в 10 класс.

В тревожные дни осени 1941 года, когда враг стоял у ворот столицы, тысячи комсомольцев рвались на самые опасные участки борьбы.

1 ноября 1941 г. Московский городской комитет комсомола послал группу комсомольцев, в том числе и Зою Космодемьянскую в распоряжение разведывательного управления западного фронта. Зоя попала в партизанский отряд. 18 ноября отряд в районе деревни Обухово недалеко от Наро-Фоминска переправился через линию фронта и ушел в тыл врага. Зоя не раз ходила в разведку, а 28 ноября уговорила командира отряда Бориса Крайнова взять ее с собой на задание в деревню Петрищево, где располагался немецкий штаб 332 пехотного полка.

С задания Зоя не вернулась. Немцы схватили ее, избили, а затем босую и раздетую через всю деревню повели в штаб на допрос. На допросе ее спрашивали о том, кто она, кто с ней был, где ее отряд. Зоя ничего не сказала врагам. Тогда четверо немецких солдат зверски избили девушку ремнями, рассекли ей пряжкой лоб, но ничего не добились. Зоя не издала ни одного звука, а на все вопросы отвечала: «нет». «не знаю», «не скажу». Утром следующего дня, 29 ноября, Зою снова допрашивали фашисты. Она молчала. Тогда немцы решили казнить партизанку.

Посреди деревни устроили виселицу, собрали около нее солдат, сюда же согнали местных жителей. Истерзанную, покрытую кровоподтеками и посиневшую от ударов и мороза, Зою гитлеровцы вывели на улицу. На шею партизанке повесили табличку с надписью «поджигатель домов» и потащили к месту казни.

Но, увидев виселицу, Зоя не испугалась, а твердо, с гордо поднятой головой пошла ей навстречу. Толпа расступилась, немцы стали фотографировать партизанку. В момент съемки Зоя крикнула, обращаясь к народу: «Эй, товарищи! Чего смотрите невесело? Будьте смелее, боритесь, бейте немцев, жгите, травите! Мне не страшно умирать, товарищи! Это счастье умереть за свой народ…

Затем ее поставили под веревку, Зоя сама поднялась на деревянный ящик. Палач немец одел ей петлю на шею. Она успела еще крикнуть: «Сколько нас не вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов.

Труп Зои висел больше месяца, до 10 января 1942 года. Когда наши части подходили к Петрищеву, фашисты виселицу сожгли, а Зою приказали похоронить. 16 февраля 1942 года Зое Анатольевне Космодемьянской было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Тамара Дерунец (Медведева Ольга)

Тамара была отрядной вожатой в 7-ой тамбовской школе. И не просто вожатой, а самой любимой. Потом работала преподавателем физкультуры в медучилище. Очень общительная, веселая, спортивная девушка, она здорово играла на гитаре, собирала вокруг себя толпы пионеров и была душой ребячьей компании. Но все это было до войны..

Тамаре было 22 года, когда ее вместе с радисткой Марией Жуковой отправили на оккупированную врагом территорию для выполнения особо важного задания. Девушки должны были подготовить поляну в лесу и радиограммой вызвать туда группу десантников. Но юных разведчиц схватили, и, поскольку все фамилии, пароли и явки знала только Тамара, она и стала «объектом разработки».

Фашисты долго пытали ее. Полковник Шверер, который непосредственно занимался допросами, потом писал в своем дневнике6 «Мы бьем ее по несколько раз в день. Наши солдаты уже устали, а она все молчит». А сказать-то девушка должна была всего одну фразу, которая служила паролем-вызовом для нашей команды.

После двух месяцев непрекращающихся пыток Тамара дала согласие рассказать об опознавательных знаках и месте операции. Шверер праздновал победу, но он понимал, что времени у него в обрез, так как девушке оставалось жить совсем немного. Тамара действительно умирала. Ее когда-то красивое лицо было обезображено побоями до неузнаваемости, тело превратилось в сплошной синяк, началось заражение крови. Ее мучили боли, она не могла ни стоять, ни сидеть.

Девушке сделали несколько уколов, завернули в брезент и бросили в кузов грузовика. Так она «добралась» до леса, где, получив очередную дозу уколов (чтобы могла хотя бы кое-как передвигаться), повела фашистов к поляне. Босая, в одних лохмотьях, Тамара водила немцев по ноябрьскому промозглому лесу весь день и вынудила заночевать, несмотря на опасность со стороны местных партизанских отрядов.

Всю ночь она просидела одна около березы. Фашисты совершенно не охраняли ее – убежать она уже никуда не могла. А утром, на рассвете, Тамара сказала Швереру, что она до конца выполнила свой долг, блуждать по лесу уже нет никакого смысла – контрольный день истек. В ярости полковник решил ее тут же расстрелять, но … девушку снова бросили в машину и повезли в ближайшую больницу, надеясь, что в бреду она назовет хотя бы какие-то имена. Тамара умерла по дороге.

Уже после войны, работая в секретных архивах, полковник советской разведки Даленчук нашел личный дневник полковника Шверера. В нем, со свойственной немцам скрупулезностью тот описывал ход всех допросов чуть ли не по часам, а также отмечал свои собственные мысли и чувства. Благодаря этим записям и были восстановлены события, о которых позже журналистами Осиповым и Китаиным была написана документально-художественная повесть «Солнце поднимается на востоке».
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Целью написания брошюры для меня является не только возможность поделиться с коллегами собственным опытом работы, но и пропаганда концепции профильного обучения истории и демонстрация тех возможностей, которое это обучение открывает и перед учащимися, и перед учителем iconКонкурс это не только возможность определить лучшего, а также возможность...

Целью написания брошюры для меня является не только возможность поделиться с коллегами собственным опытом работы, но и пропаганда концепции профильного обучения истории и демонстрация тех возможностей, которое это обучение открывает и перед учащимися, и перед учителем iconКурсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения (предметы...
В рамках реализации федеральной Концепции профильного обучения наиболее эффективным способом решения проблем доступности и качества...

Целью написания брошюры для меня является не только возможность поделиться с коллегами собственным опытом работы, но и пропаганда концепции профильного обучения истории и демонстрация тех возможностей, которое это обучение открывает и перед учащимися, и перед учителем iconЛетняя стажировка преподавателей вузов в Институте Яд Вашем
Белоруссии, Украины, России и Грузии. Поэтому у нас, 4-х вузовских сотрудников России, была возможность не только послушать преподавателей,...

Целью написания брошюры для меня является не только возможность поделиться с коллегами собственным опытом работы, но и пропаганда концепции профильного обучения истории и демонстрация тех возможностей, которое это обучение открывает и перед учащимися, и перед учителем iconРусские руны
Таким образом, приобщение читателя к древнейшему русскому сакральному пись­му открывает перед ним возможность самостоятельного чтения...

Целью написания брошюры для меня является не только возможность поделиться с коллегами собственным опытом работы, но и пропаганда концепции профильного обучения истории и демонстрация тех возможностей, которое это обучение открывает и перед учащимися, и перед учителем iconПрограмма кружка базируется на личностно- ориентированной модели...
Игрушка в жизни ребёнка является спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это и способ...

Целью написания брошюры для меня является не только возможность поделиться с коллегами собственным опытом работы, но и пропаганда концепции профильного обучения истории и демонстрация тех возможностей, которое это обучение открывает и перед учащимися, и перед учителем iconРабочая программа по истории классы
Учебный курс предназначен для профильного уровня изучения истории учащимися 11социально-гуманитарного класса

Целью написания брошюры для меня является не только возможность поделиться с коллегами собственным опытом работы, но и пропаганда концепции профильного обучения истории и демонстрация тех возможностей, которое это обучение открывает и перед учащимися, и перед учителем icon«Освоение новых педагогических технологий личностно-ориентированного...
Целью нашей работы является создание необходимых условий изменения воспитания и развития, учащихся с учетом новых целей и ценностей...

Целью написания брошюры для меня является не только возможность поделиться с коллегами собственным опытом работы, но и пропаганда концепции профильного обучения истории и демонстрация тех возможностей, которое это обучение открывает и перед учащимися, и перед учителем iconЗолотые звезды краснояружцев
Слушайте о тех, кто сделал первый шаг к Великой Победе над фашизмом. О тех, чьи подвиги приблизили эту Победу. О тех, перед чьей...

Целью написания брошюры для меня является не только возможность поделиться с коллегами собственным опытом работы, но и пропаганда концепции профильного обучения истории и демонстрация тех возможностей, которое это обучение открывает и перед учащимися, и перед учителем iconКонкурс «история победы в истории семьи» Сочинение на тему: «Моя...
Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением...

Целью написания брошюры для меня является не только возможность поделиться с коллегами собственным опытом работы, но и пропаганда концепции профильного обучения истории и демонстрация тех возможностей, которое это обучение открывает и перед учащимися, и перед учителем iconНиколай Викторович Стариков Шерше ля нефть
Ответить сможет каждый, кто хоть раз выступит перед аудиторией в любом уголке нашей страны. Существуют проблемы местного значения,...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск