Рабочая программа Основного общего образования по предмету «Основы православной культуры Земли Смоленской»






Скачать 129.44 Kb.
НазваниеРабочая программа Основного общего образования по предмету «Основы православной культуры Земли Смоленской»
Дата публикации03.03.2015
Размер129.44 Kb.
ТипРабочая программа
h.120-bal.ru > История > Рабочая программа
муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №35 города Смоленска


РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_______________ И. П Терлецкая

Протокол №1 от 27 августа 2014г.

СОГЛАСОВАНО

Председатель МС МБОУ СОШ №35

____________________А. В. Харчук

Протокол №1 от 28 августа 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №35

________________Д. М. Иванникова

Приказ № 239-О от 29 августа 2014 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Основного общего образования

по предмету «Основы православной культуры Земли Смоленской» для 8 класса



Составитель: Черкасова А. В, учитель истории и обществознания

2014

Пояснительная записка

Программа составлена в рамках регионального компонента.

Учебник: Андрицова М. Ю., Валуев Д. В., Довгий Т. П. История православной культуры земли Смоленской. Смоленск, 2002.

Программа рассчитана на 35 учебных недель (1 урок в неделю).

Изучение ИПКЗС в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  •    формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

  •   освоение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участию в межкультурном взаимодействии, толерантному отношению к представителям других народов и стран.

 
Формируемые знания и умения.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:


  • основные виды исторических источников;

  •   важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

Уметь:

  • работать с хронологией (соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории);

  • работать с историческим источником (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических  событиях; сравнивать свидетельства разных источников);

  • описывать исторические события и памятники культуры (рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов, сочинений);

  • анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления (соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий);

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



Календарно-тематическое планирование по истории православной культуры земли Смоленской. 8 класс.



п/п

Дата

Тема урока

ЧДЦ

ОУУН

Домашние задание


1




Вводный урок

Православная культура и ее место в современном мире. Православное понимание творчества. Возникновение православия (христианства). Разделение церквей. Суть учения Христа. Религиозный культ. Взаимосвязь культа и искусства. Взгляд русских философов на культуру. Соборное устроения мира. Смысл жизни.

Духовные традиции благочестия в искусстве.

Обработка основных понятий:

Православие, христианство, Евангелие,

Апостол, Учение Христа, сакральный культ, смысл жизни




Раздел I. Крещение Руси и святость

2




Первые христиане на Смоленщине

Языческие верования кривичей. Первые проповедники веры христианской. Крещение Смоленщины. Храмы XI века. Святость как феномен духа.

Основные понятия: язычество, крещение, святость.

Агиография.

П.1

3.




Мономахов собор. Одигитрия Смоленская.

Устройство Соборной горы. Первая каменная церковь. Начало княжения в Мономаха (1070г.) Закладка. Освещение храма. История иконы Одигитрии до дарения ее Смоленску. Археологические данные о Мономаховом храме.

Храм ,икона, детинец. Работа с иллюстрацией. Карта-схема «Древний Смоленск». Дата:1101 г-закладка храма

П.1

4






Первые святые христианской веры на Смоленщине

«Святость» в православии. Отличие «святости» ветхозаветной от новозаветной. Виды святости. Отличие отношения церкви католической к святым.

Святость, святой, святитель проповедь, страстотерпцы. Знакомство с именами Бердяева и Федотова Г.П. Работа с ПВЛ об убийстве Глеба и Бориса.

П. 2 ПВЛ «Об убийстве Бориса и Глеба»

5




Подвижники христианской веры на Смоленской земле

Понятие «Надмирная личность». Жития святых Исаакия, Прохора-Лебедника, Аркадия Вяземского. События жизни святых во времени и пространстве. Особенности русской святости.

Страстотерпец, преподобный, постриг, аскет, просфора, пост, смирение.

Вопрос: Зачем изучать святость? Рассуждение: Кто из подвижников ближе?

П.2

6




Храмовая архитектура.

Рост влияния православной церкви под покровительством князей Ростиславичей

Князь Ростислав-Михаил Смоленский (Ростислав, сыновья Ростислава - Давид, Роман). Климентий Смолятич

Работа с первоисточником. Тропарь, глас 6. «Уставная грамота смол. Князя Роститслава. Прозвище «набожный». Излагать суть христианского подвига. Сопоставление заветов князя со своими нормами.

С. 41-45

7




Устройство православного храма

План православного храма. Собственно храм, четверик. Храм и его смыслообраз.

Работа со схемой с. 47

Работа с понятиями: алтарь, престол, иконостас, притвор, паперть, трапезные. Определять символизм частей храма.

Биография: П.Барановский.

С. 46-49

8




Храмы Смоленского княжества

Борисоглебский монастырь, церковь Петра и Павла, церковь Иоанна Богослова, церковь Михаила Архангела. Пётр Дмитриевич Барановский. Смоленская живопись 12-13 века, фрески храма.

Объяснять название церкви как храма Божия, ковчега спасения. Значение храма для православного человека

Рисование храма. Называть основные архитектурные элементы. Определять смысл жизни Барановского.

Понятие: фреска, миниатюра.

С. 49-57

С. 57-61

9




По православным храмам XII века

( туристический маршрут)

Церкви Петра и Павла, Иоанна Богослова, Архангела Михаила.











Раздел 3. Иконопись. История Смоленской епархии.

10




Иконопись. Смоленская живопись.

Икона – не портрет. Смысл истонченной телесности. Совершенная неподвижность облика на иконе. Икона Иисуса. Иконостас. Успенского собора. Архитектурность религиозной живописи.

Отличать икону от портрета. Символизм иконы. Смысл телесной истонченности, неподвижности.
Сообщение: Икона Одигитрия. Размышление: «Икона есть видимое невидимого»

Сообщение: Сергей Николаевич Булгаков.

С. 66-74

11




Образ Пресвятой Богородицы.

Иконы Божией Матери.

Высокочтимые иконы Божией матери. Оранта, Панагия, Одигитрия, Умиление, Панахранта, Агиосоритисса.

Различать изображение Одигитрии. Почему особо чтятся иконы Богоматери.

С. 66-74

12




Авраамий Смоленский

Жизненный путь святого. Преподобный Ефрем, ученик Авраамия Смоленского. Святитель Игнатий, епископ Смоленский. Причины гонений Авраамия Смоленского. Смысл его жизни.

Понимать, что иконостас – есть граница между миром видимым и миром невидимым (Флоренский). Особенности иконостаса смленского Успенского собора.

С. 74 - 83

13




Экскурсионный маршрут «Иконы и Иконостас Успенского собора»

Собор Смоленских святых. Особенности иконостаса. Архитектурное решение и декоративное убранство.

Благоверный

Преподобный

Работа с текстом «Преподобный Авраамий и Преподобный Ефрем, его ученик». Объяснять прозвище, лествица, высокого благочестия духовного

С. 86 – 91

Святитель Игнатий,

Епископ Смоленский

14




Святые монгольского периода. Меркурий Смоленский

Меркурий Смоленский. «Воин от юности своей». Почему выбор пал именно на Меркурия. Почему русскую землю покарали бат. нашествием.

Р-та с Мазуринским летописцем о подвиге Меркурия, спасшего Смол. Землю от татар. Нашествия. Суть Христ. подвига

С. 92 - 97

15




Святые монгольского периода

Святой Федор Смоленский и Ярославский. Преподобный Симон. Благоверный князь Андрей. Памятники письменности XIV в. Причины их малого количества.

Оценить жизненный путь князя Фёдора. Почему русская церковь причислила его к лику святых. Смысл жизни Симона.

С.97-102

16




ВКЛР и православие. Борьба за сохранение православной веры.

Как изменились отношения смолян к ВКЛР. В чём христианский подвиг благ. Князя Симеона и кн. Иулиании. Почитание князя Юрия.

Отношение к князю Симеону и кн. Иулиании, почитанию кн. Юрия. Оценить жизненный путь епископа Мисаила. Почему в Смоленских землях не удалось ввести унию и католичество?

Разд.3 п.1,2,5(обзорно) С.102-103 учебник История Смоленщины 7 кл.

17




Святые благоверные Симеон и княжна Иулиания. Епископ Мисаил.

Христианский подвиг благоверного Симеона кн. Иулиании. Житие епископа Мисаила, его жизненного пути. Причины сохранения православия.

Взгляды русских философов на хр. культуру. «Содержание понятий».Смирение, святитель. Излагать суть учения Христа, раскрывать соборное устроение мира. Формулировать смысл жизни.

С. 104-107

18




Герасим Болдинский. История Болдинского монастыря

Заочное путешествие по Свято-Болдинскому монастырю. Изменение положения Смоленска после вхождения его в состав Московского государства. Причины выбора Дорогобужа для обители. Житие Герасима. Изменение жизни вокруг монастырей.

Сообщение: Болдинский монастырь до ВОВ. Болдинский монастырь сегодня. Раскрыть христианский подвиг Герасима Болдинского

С. 109-114

19




Церковь и строительство крепостной стены. Новый список Одигитрии.

Участие церкви в закладке и освящении крепостной стены. Икона Одигитрии. Годуновский список.

Сообщение: Судьба Годуновской Одигитрии.

Сообщение: строительство стены и ее архитектурные и оборонительные достоинства. Видеофильм.

С. 115-116

20




Оборона Смоленска в 1609-0611 гг. и церковь

Роль священнослужителей и их судьбы в период польского нашествия. Историческая судьба обороняющих Смоленск.

Работа с документом: «Из челобитной смолян московскому государю 1609 г»

Понятия: лихолетье, литовское разорение.

С. 116-118

21




Церковь на смоленской земле в польский период.

Характеристика отношений Православной церкви и польских властей. Отношение смолян к православию в польский период. Христианский подвиг архимандрита Питирима. Роль Вязьмы в сосредоточении православия. Шатровые церкви.

Работа с документом «О религиозных притеснениях монахов Бизюкова монастыря.»

Комментарий событий.

Дискуссия: Питирим: его христианский подвиг.

Сообщение: архитектурный тип – шатровые церкви.

С. 118-123

22




Возвращение Смоленска в состав Российского государства.

Шаги патриарха по возрождению православия. Открытие новых монастырей. Строительство Успенского собора. Главная задача православной церкви – создание духовной системы образования. Наиболее отличившиеся священники : митрополиты Сильвестр и Дорофей.

Заочное путешествие по Смоленску XVII в: обители XVII в: Троицкий, Вознесенский, Авраамиев монастырь. Работа с текстом ученика. Работа с картой Смоленска.

С 124 - 125

23




Смоленский Кафедральный собор.

Исторические обстоятельства строительства собора. Строительство храма. Сложности и проблемы. Зодчий А. Шедель. Освящение храма. Внутреннее убранство храма. Судьба собора в XVIII-XX в. Реликвии собора.

Видеофильм: Смоленский кафедральный собор.

Сообщение: Убранство собора сплав католицизма и православия.

С. 125- 129

24




Храмовое строительство в Смоленске во II п. XVII в.

Колокольня Успенского собора. Собор Троицкого монастыря. Собор Вознесенского девичьего монастыря.

Обобщать: новое в храмовом строительстве. Терм: благочестие

Крестово – купольные храмы.

С. 129-131

25




Смоленская епархия в XVIII в.

Светский характер культуры, храмовое строительство на Смоленщине. Архитектурные стили. Собор Авраамиева монастыря строительство и судьба. Владыка Парфений. Рославльские старцы. Петр I. Традиции духовного образования.

Обобщать новее в храмовом строительстве.

Термины: благочестие горожан, крестово-купольные храмы, трапезная, крыльцо, изразцы, барочные фронтоны.

Термины: секуляризация культуры

Сообщение: владыка Парфений Вознесенский монастырь в судьбе рода Нарышкиных

С. 132-141


26




Экскурсионный маршрут: Авраамиев собор вознесен. Монастырь Кресто-воздвиженская церковь.

Познакомиться с архитектурным обликом храма, отработать знания по элементам храмового устройства. Изучить сохранность внутреннего убранства храмов.

Определять характерные черты архитектурных элементов. Сравнивать особенности архитектурных храмов.




27




Смоленская епархия в 1812г.

Никифор Мурзакевич.

Бесчинства французов в смол. Городах. Патриотизм смолян. Участие православной церкви в борьбе против французов. Священник Н.Мурзакевич. Икона Одигитрии. Работа с документами. Указ Александра I. Отрывок из романа Л.Толстого. «Война и мир».

Сообщение: Никифор Мурзакевич. Судьба Одигитрии в 1812 году.

Термины: пастырское служение, Одигитрия, долг, смысл жизни.

Составление плана: последствия вторжения французских войск в 1812 году.. Минисочинение: смысл жизни Никифора Мурзакевича.

С. 142-147

28




Смоленская епархия после Отечественной войны 1812г.

Создание духовных учебных и благотворительных заведений, становление системы катехизации и миссионерства. Классическая храмовая архитектура. Архиереи и государственные деятели в церковной истории.

Термины: катехизация, миссионерство, епархиальные ведомости.Архиереи Николай и Макарий.

Обсуждение: блестящий период епархии.


С. 147-154.

29




Православная церковь в 1917-1941 гг.

Драма общества и культуры советского периода. Трагедия 20-х гг. Обновленческая церковь. НКВД и церковь. Состояние церкви перед ВОВ.

Сравнивать отношение власти и церкви в дореволюционный и советский периоды.

Называть самых известных священников этого времени.

Определять судьбу храмов в советский период.

С. 155-159

30




Православная церковь на Смоленщине во время Великой Отечественной войны.

Церковь во время оккупации советского государства.

Освобождение Смоленщины.

Изменение политики советского государства в отношении церкви после освобождения Смоленщины.

Сравнивать отношение фашистов к церкви и верующим.

С. 159-163

31




Литургическая эстетика музыкального искусства.

Музыка Бортнянского (XVIII в.). Литургия. Распевы.







32.




Церковное пение.

Церковное пение Фомина. Пашкевича.

Партесное пение. Церковный хор.





33




Новый период в истории епархии: изменение отношений между церковью и государством. (1986-2008)

Кризис системы – кризис идеологии. Распространение сект и оккультных учений. Православная церковь и возрождение из руин. Храмы в Ярцеве и Смоленске. Создание системы духовного образования. Возрождение монашеской жизни. Церковь и общественная жизнь Смоленщины.


Сообщение: храм Новомученников.

Сектанство. Характеристика системы духовного образования

Митрополит Кирилл.

С. 165-169

34




Обобщающий урок: Духовная сила гражданина России.

Христианские традиции в жизни смолян.










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Основного общего образования по предмету «Основы православной культуры Земли Смоленской» iconМетодические рекомендации для учителей предметных курсов «Основы православной культуры»
...

Рабочая программа Основного общего образования по предмету «Основы православной культуры Земли Смоленской» iconРабочая программа по учебному предмету «История. 10 класс»
Рственного стандарта основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05. 03....

Рабочая программа Основного общего образования по предмету «Основы православной культуры Земли Смоленской» iconРабочая программа по предмету «История» Класс: 7
Программа по истории для 7 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта (основного) общего образования,...

Рабочая программа Основного общего образования по предмету «Основы православной культуры Земли Смоленской» iconПрограмма курса по выбору Основы православной культуры Крыма
Основы православной культуры Крыма по программе профессо­ра Титовой Т. И., протоиерея Александра Якушечкина в общеоб­разовательных...

Рабочая программа Основного общего образования по предмету «Основы православной культуры Земли Смоленской» iconРабочая программа По предмету «История»
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования...

Рабочая программа Основного общего образования по предмету «Основы православной культуры Земли Смоленской» iconПримерная рабочая программа по истории для 6 класса рабочая программа...
Российской Федерации №1897 от 17. 12. 2010 в редакции приказов Минобрнауки №1644 от 29. 12. 2014 и №1577 от 31. 12. 2015, в соответствии...

Рабочая программа Основного общего образования по предмету «Основы православной культуры Земли Смоленской» iconРабочая программа по истории Класс: 11
Программа предназначена для 11 класса. Она составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Рабочая программа Основного общего образования по предмету «Основы православной культуры Земли Смоленской» iconРабочая программа по истории Класс: 8
Программа предназначена для 8 класса. Она составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Рабочая программа Основного общего образования по предмету «Основы православной культуры Земли Смоленской» iconРабочая программа по учебному предмету «История»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05. 03. 2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов...

Рабочая программа Основного общего образования по предмету «Основы православной культуры Земли Смоленской» iconПрограммам по истории 5 класс
Рабочая программа по учебному предмету «История» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск