Методические рекомендации для школ Российской Федерации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных воссоединению России и Крыма






НазваниеМетодические рекомендации для школ Российской Федерации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных воссоединению России и Крыма
страница1/25
Дата публикации12.06.2015
Размер3.8 Mb.
ТипМетодические рекомендации
h.120-bal.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

__________________________________________________________
Методические рекомендации для школ

Российской Федерации по проведению

уроков и внеклассных мероприятий, посвященных воссоединению России и Крыма


Москва

2014

Авторы-составители: В.А. Волков, В.Е. Воронин, А.И. Грищенко, А.В. Клименко, О.О. Козарезова, В.И. Коровин, А.Ю. Кузьмин, М.Ю. Лачаева, А.В. Лубков, А.Ю. Можайский, М.Л. Несмелова, И.А. Нидерман, И.Б. Пржиленская, А.В. Святославский, В.А. Славина, А.П. Синелобов, Л.А. Трубина, О.В. Фидченко, В.Ж. Цветков, Д.О. Чураков, Н.А. Шалоткина, Н.Н. Юркина.

Под редакцией

академика РАН, академика РАО профессора А.Л. Семенова

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА. УЧИТЕЛЮ…………………………………..4

1.МЕТОДИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………...6
2. КРЫМ В ДРЕВНОСТИ. ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ

АНТИЧНОСТИ…………………………………………………………………..14

3. КРЫМ В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ……………………………………….22
4. КРЫМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……..………………………………….84
5. КРЫМ ПОЛИЭТНИЧЕСКИЙ И МНОГОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ…….98
6. РУССКИЙ ЯЗЫК В КРЫМУ…………………………………………….....140
ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Краткий хронологический очерк исторических событий в Крыму………………………………………………………………………..149

Приложение 2. Фотографии к разделу Крым и Россия: страницы истории – Белый Крым…………………………………………………………………155

Приложение 3. Крым в ХIV– XVII вв. Исторический очерк………………..163

Приложение 4. Крымские мотивы и отголоски в творчестве Пушкина…...210

Приложение 5. О человеке на переломе истории: По произведениям
А. Серафимовича, И. Шмелева, М. Шолохова……………………………223

Приложение 6. «Когда любовь растопит мир земной…»: Максимилиан Волошин в Крыму…………………………………………………………..227
Методические материалы

Сценарии игровых уроков, внеклассных занятий и классных часов по крымской тематике в основной и старшей школе………………………..234
Информационные материалы из разных источников
1. Древний Крым (по материалам Интернета)…………………………………253

2. Крымское республиканское учреждение Этнографический музей. Постоянная экспозиия «Мозаика культур Крыма» (с сайта Крымского Этнографического музея)…………………………………………………....261

3. Языковая ситуация в Крыму (По материалам Википедии)………………283
Список литературы…………………………………………………………...286
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА

Учителю

Задача учителя истории – дать учащимся представление об исторических событиях, насколько это возможно – вызывать к ним интерес, создать ощущение их проживания. Основной целью при этом является воспитание исторического мышления, в частности, способности воспринимать сегодняшние события в исторической перспективе, предвидеть ождаемое будущее. Особое место в данном контексте занимает судьба России, формирование личной причастности к ней.

В силу сказанного высокую актуальность для учителя истории приобретает история Крыма и его взаимоотношений с Россией. Преподаватели Московского государственного педагогического университета (Лениского пединститута) подготовили сборник работ, покрывающий широкий спектр проблем, помимо собственно исторических, относящихся к политике, народоведению и религоведению, литературе, архитектуре и т. д. Позиции авторов расходятся в деталях. Но важно для нас одно – это построение понимания Крыма, как части понимания России – побед и трагедий ее истории, достижений и ошибок, важности сохранения ее целостности, этнического и религиозного многообразия и толерантности.

Сборник наш предназначен, прежде всего, для учителя, как информционный источник для использования в его работе. Но для нас кажется естественным, если те или иные его статьи будут даваться учащимся. Сборник, параллельно с печатным изданием, размещается в интернете, где его материалы будут снабжены дополнительными ссылками. При этом и сам сборник построен как «интернет-издание». Приложения к основному тексту содержат дополнительный материал, который может послужить основой для обсуждения группами учащихся, индивидуального доклада, материалом для классов с углубленным изучением отдельных. В наших текстах встречаются десятки специальных слов, географических названий, собственных имен. При использовании его в работе с учащимися, целесообразно разбить каждую статью на фрагменты и поручить учащимся групповое составление словарика к тексту. Каждый учащийся (из группы, выполняющей работу) получает для работы свой фрагмент текста. Он должен найти все непонятные (ему) слова и для каждого найти в интернете, или бумажной энциклопедии, объяснение. (Учитель, для своей работы, может пометить нужные слова в тексте тоже.) Можно отыскивать иллюстрации: портреты исторических персонажей, фотографии произведений искусства, природных и архитектурных объектов, географические карты. Один из вариантов (далеко не единственный) дальнейшей работы: на занятии кто-то читает текст, все учащиеся следят за появление непонятных слов, «вылавливают» их, задают вопрос и выслушивают объяснения от соответствующих членов группы. Если учитель видит, что какое-то слово пропущено, он спрашиват всех о его значении, и т. д. Могут возникнуть небольшие (или даже – значительные по объему, если какая-то тема особо заинтересовала учащегося) гипер-метдийные сочинения, презентации. Для кого-то из учащихся это может стать отправной точкой серьезного интереса к истории, как науке, области деятельности, дальнейшего образования, и – жизни. Необходимость срочной подготовки текста и желание включить в него максимум информации привела к тому, что авторы использовали ряд интернет-источников. Не всегда нам удалось информацию проверить и дать аккуратные ссылки. Мы приносим за это свои извинения, при подготовке более фундаментальной работы надеемся эти недостатки устранить.

Желаю вам и вашим ученикам серьезной и увлекательной работы.

А. Л. Семенов, ректор МПГУ

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ


Информационно-методическое введение к проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных воссоединению России и Крыма
18 марта 2014 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал межгосударственный Договор о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации, в соответствии с которым в составе России образуются два новых субъекта – Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Договор вступил в силу с даты его ратификации 21 марта. Это событие имеет важное значение в новейшей российской истории, и требует обсуждения ее сошкольникам. Материалы настоящего пособия могут стать содержательной основой такого обсуждения.

Образовательный, воспитательный и развивающий потенциал проводимых мероприятий объединяет общая цель: сформировать целостное представление об общности исторической судьбы народов, населяющих Крым, и народов России и готовность на его основе адекватно оценивать текущие политические события.

Осмысление и обсуждение сложившейся в Крыму ситуации будет содействовать выработке у школьников ценностных ориентаций, основанных на приоритете прав и свобод личности, права наций на самоопределение, свободного волеизъявления народа.

Исторический опыт Крыма, представленный на уроках и внеклассных мероприятиях, содействует воспитанию гражданственности, патриотизма и толерантности школьников.

Работа должна базироваться на Законе об образовании, где утверждается: «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования»1.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается необходимость обеспечить учащемуся «осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам; развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия. Оно должно также содействовать «формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах; укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления; повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций; повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны; укреплению национальной безопасности»2.

В этом же документе обозначены и базовые национальные ценности, среди которых патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); традиционные российские религии (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога)3.

Идея формирования патриотизма, гражданственности и толерантности как важнейших приоритетных направлений воспитания школьников развивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) на всех уровнях общего образования. Среди личностных требований к результатам освоения основной образовательной программы отмечено «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной…». Изучение области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить: «формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации…»4.

При обсуждении в педагогической и более широкой общественной среде полезно использовать общеупотребительную трактовку терминов: «гражданственность», «патриотизм» и «толерантность», а также выделим их компоненты.

В политическом словаре гражданственность определяется как «качество, свойство поведения человека, гражданина, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности»5.

Патриотизм понимается так: «патриотизм – это общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определенном образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к Родине»6. Педагоги выделяют следующие компоненты патриотизма как нравственного качества:

  1. когнитивный (интеллектуальный) компонент включает знания учащихся об истории и культуре своей страны и малой Родины (о подвигах героев; достижениях ученых, деятелей культуры, которые прославили родной край, знания об успехах современников и т.д.);

  2. эмоциональный компонент характеризуется системой переживаний, связанных с восприятием всего, что относится к понятию Родины (чувство красоты родного края; «чувство родного, близкого, милого» и т.д.);

  3. поведенческий компонент предполагает опыт личного патриотического поведения (активное, добровольное участие школьников в сохранении и приумножении всего лучшего, что накоплено предшествующими поколениями), который порождает, углубляет и закрепляет у школьников определенные переживания и отношения;

  4. деятельностный компонент означает, что знания превращаются в личностные убеждения только в процессе деятельности человека: активный характер патриотизма проявляется в практической деятельности человека на благо Родины, в служении Отечеству;

  5. волевой компонент означает, что патриотическая деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, требует волевых усилий, как в повседневной жизни, так и при совершении патриотических поступков;

  6. потребностно-мотивационный компонент предполагает характеристику интересов, стремлений, целей, мотивов деятельности человека, связанной со служением Родине7.

Понятие «толерантность» часто отождествляют с терпимостью. В Декларации принципов терпимости, принятой в 1995 г. Генеральной Конференцией ЮНЕСКО, говорит: «терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Проявление терпимости означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим»8. Понятие «толерантность» с позиции межличностного взаимодействия определяют как «готовность личности к осознанным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения»9.

Анализ Декларации принципов терпимости, а также исследования педагогов позволяют выделить следующие компоненты толерантности:

  1. когнитивный компонент (представления о проявлениях толерантности в поведении, реагировании в ситуациях критики и конфликтов; знания о способах проявления сочувствия, поддержки, вступления в контакт и отказа от него; умение просить и принимать помощь);

  2. мотивационно-ценностный компонент (степень принятия толерантности как личностной ценности: «терпимость — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира»);

  3. эмоционально-волевой компонент (проявление терпимого отношения к другим; соответствующей восприятие и оценка действий, обычаев, внешнего вида других людей);

  4. поведенческий компонент («терпимость – это прежде всего активное отношение»; проявление толерантности, сдержанности по отношению к иной точке зрения, критике; конструктивная реакция на задевающие, провоцирующие вопросы, конфликтную ситуацию)10.

Материалы, раскрывающие различные стороны жизни Крыма и его взаимодействия с Россией, могут быть изучены в рамках нескольких школьных предметов. В первую, очередь, это конечно история, поскольку она позволяет увидеть события и процессы, происходившие в Крыму и России, в хронологической последовательности и осмыслить их с точки зрения причин и последствий. Литература позволяет раскрыть роль Крыма в творчестве выдающихся российских писателей. Материалы предмета «обществознание» ориентируют на правовую характеристику и оценку показывают ученикам правовые механизмы присоединения Крыма к России в 2014 г. В таблице приведены дидактические единицы учебного материала, в содержание которых входят (или могут входить) знания о тех или иных сторонах жизни Крыма11.

Предмет

Дидактические единицы

История

Великая греческая колонизация.

Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.

История региона — часть истории России. Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич.

Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири.

Внешняя политика России в XVII в. Отношения России с Крымским ханством и Османской империей.

Начало царствования Петра I. Азовские походы. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Прутский и Каспийский походы.

Россия в европейской и мировой политике во второй половине XVIII в. Русско-турецкие войны и их итоги. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья; Г. А. Потёмкин.

Внешняя политика России во второй четверти XIX в.: европейская политика, восточный вопрос. Крымская война 1853—1856 гг.: причины, участники, основные сражения. Героизм защитников Севастополя (В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. И. Истомин). Итоги и последствия войны.

Внешняя политика России во второй половине XIX в. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.; роль России в освобождении балканских народов.

Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы вооружённой борьбы. Белые и красные: мобилизация сил, военные лидеры, боевые действия в 1918—1920 гг. Белый и красный террор. Положение населения в годы войны. «Зелёные». Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны.

Начало, этапы и крупнейшие сражения Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

Национальная политика советского государства в различные периоды.

Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных противоречий в СССР. Образование новых политических партий и движений. Августовские события 1991 г. Роспуск КПСС. Распад СССР. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР.

Обществознание

Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества.

Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.

Место России среди других государств мира.

Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.

Конституция Российской Федерации — Основной закон государства.

Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.

Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.

Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.

Межгосударственные отношения. Международные политические организации.

Литература


А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький, И. С. Шмелёв, А. А. Ахматова, А. С. Грин, К.Г. Паустовский, А.П. Гайдар, М.И. Цветаева
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для школ Российской Федерации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных воссоединению России и Крыма iconМетодические рекомендации к проведению тематических уроков, посвящённых великой победе
Методические рекомендации к проведению тематических уроков, посвящённых великой победе и содружеству независимых государств [Текст]:...

Методические рекомендации для школ Российской Федерации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных воссоединению России и Крыма iconАнализ внеклассных мероприятий по проведению патриотических уроков...
В целях гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи и в связи с исторической датой присоединения Крыма к России в период...

Методические рекомендации для школ Российской Федерации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных воссоединению России и Крыма iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных...
Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь руководящим и педагогическим работникам при планировании,...

Методические рекомендации для школ Российской Федерации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных воссоединению России и Крыма iconМетодические рекомендации по проведению тематических мероприятий...
Методические рекомендации предназначены для педагогов, классных руководителей общеобразовательных организаций г. Санкт-Петербурга....

Методические рекомендации для школ Российской Федерации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных воссоединению России и Крыма iconМетодические рекомендации по проведению мероприятий, приуроченных...
Великой Отечественной Войне 1941-1945 г г., департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области направляет для...

Методические рекомендации для школ Российской Федерации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных воссоединению России и Крыма iconМетодические рекомендации по проведению тематических уроков, посвящённых 70-летию Курской битвы
Российского организационного комитета «Победа» от 14. 11. 2012 №33 информирует о проведении в период с 1 по 15 сентября 2013 в общеобразовательных...

Методические рекомендации для школ Российской Федерации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных воссоединению России и Крыма iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий,...
Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь руководителям и специалистам учреждений культурно-досугового...

Методические рекомендации для школ Российской Федерации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных воссоединению России и Крыма iconМетодические рекомендации по проведению краевых уроков, посвященных...
...

Методические рекомендации для школ Российской Федерации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных воссоединению России и Крыма iconМетодические рекомендации по проведению краевых уроков, посвященных...
...

Методические рекомендации для школ Российской Федерации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных воссоединению России и Крыма iconМетодические рекомендации по проведению тематических уроков, посвящённых...
На современном этапе активного социального развития и сотрудничества государств участников Содружества Независимых Государств рекомендуется...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск