Биография Николая Васильевича Гоголя






Скачать 383.85 Kb.
НазваниеБиография Николая Васильевича Гоголя
страница1/4
Дата публикации13.06.2015
Размер383.85 Kb.
ТипБиография
h.120-bal.ru > История > Биография
  1   2   3   4
Биография Николая Васильевича Гоголя
Гоголь - величина мирового значения. Второго Гоголя человечество не получит никогда. Он неповторим как художник и его притягательная человеческая красота души также неповторима.

c:\users\рамис\pictures\gogol.jpg

День рождения: 20 марта (1 апреля) 1809 г.

День смерти: 21 февраля (4 марта) 1852 г.

   Николай Васильевич Гоголь, великий русский писатель, прозаик, драматург, критик, историк, публицист, родился 20 марта 1809 года  в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика среднего достатка. У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую - Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит достаточного подтверждения). От второй части фамилии "Яновский" впоследствии Николай Васильевич отказался из-за ее, как он считал, польского происхождения. Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской (1791-1868),  происходившей из помещичьей семьи Косяровских, по преданию, первой красавице на Полтавщине. 22 марта младенец был крещен в Спасо-Преображенской церкви настоятелем храма отцом Иоанном Беловольским. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька. В семье было шестеро детей: помимо Николая, сын Иван (умер в 1819), дочери Марья (1811-1844), Анна (1821-1893), Лиза (1823-1864) и Ольга (1825-1907).c:\users\рамис\pictures\gogol_vas.jpg
    Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название — Яновщина, теперь село Гоголево) в атмосфере малороссийских народных поверий, фольклорных традиций и исторических сказаний, наведываясь вместе с родителями в окрестные места - Диканьку, принадлежавшую министру внутренних дел В.П. Кочубею, к которой Гоголь приурочил действие своих ранних повестей, в Обуховку, где жил писатель В.В. Капнист, но особенно часто в Кибинцы, имение бывшего министра, выбранного в поветовые маршалы (в уездные предводители дворянства), дальнего родственника Гоголя со стороны матери - Д.П. Трощинского (1754-1829). Его первые художественные и сложные психологические переживания связаны с Кибинцами, которые являлись культурным центром края. Отец Гоголя исполнял у Трощинского обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, будучи также его актером и дирижером. Гоголь получил возможность пользоваться богатой библиотекой имения. Здесь же он столкнулся с неуемными проявлениями барской вседозволенности и унижением человеческого достоинства – в имении по-старинному держали шутов и постоянно ими помыкали. Сознание Гоголя рано столкнулось со сложным переплетением интеллектуальных интересов, провинциального стремления утвердить свою культурную состоятельность и грубого самодурства. Отец писателя - выпускник Полтавской семинарии - всю жизнь занимался литературным творчеством: писал стихи и прозу. Василий Афанасьевич был человек весьма образованный и несомненно имел влияние на сына в его детские годы. С Кибинцами связаны ранние художественные впечатления будущего писателя. Уже в раннем детстве Гоголь сочинял стихи, получившие одобрение Капниста, который объявил родителям Гоголя: «Из него будет большой талант, дай ему только судьба в руководители учителя-христианина».

     Мать проявляла большую заботу о религиозном воспитании сына, на которого, однако, влияла не столько обрядовая сторона христианства, сколько его пророчество о Страшном суде и идея загробного воздаяния.c:\users\рамис\pictures\gogol_mi.jpg

    В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище. После смерти Ивана отец забрал юного Гоголя из этого учебного заведения. В 1820-1821 Никоша брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире. В мае 1821 года с помощью Трощинского отец устроил его  в только что основанную Нежинскую гимназию Высших Наук князя Безбородко - лицей, где Гоголь был сначала своекоштным, потом пансионером гимназии. Учился Гоголь довольно средне. Он не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, за несколько дней готовясь к экзаменам и переходя из класса в класс. В языках был слаб и делал успехи только в рисовании и русской словесности.  Здесь Гоголь исполняет обязанности библиотекаря, занимается живописью, участвует в спектаклях. Он был душой школьной труппы: выполнял обязанности режиссёра, художника-декоратора, превосходно играл комические роли. По словам очевидца, "у него был громадный сценический талант и все данные для игры на сцене: мимика, гримировка, переменчивый голос и полнейшее перерождение в роли, какие он играл. Думается, что Гоголь затмил бы и знаменитых комиков-артистов, если бы вступил на сцену". "Гоголь был истинно неподражаем, особенно в комедии Фонвизина "Недоросль", в роли г-жи Простаковой", - вспоминал писатель Н.В. Кукольник, школьный товарищ Гоголя. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). В годы учебы Гоголь создал свои первые литературные произведения: не сохранившиеся стихотворную балладу "Две рыбки", трагедию "Разбойники", историческую поэму "Россия под игом татар", "Славянскую повесть", "Братья Твердиславичи". А также идиллию "Ганц Кюхельгартен". Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась). Однако мысль о писательстве еще "не всходила на ум" Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере. В нем рано формируется особая этика долга, благоговейное отношение к высшим авторитетам и представление о своем особом общественном предназначении. В марте 1827 он сообщает родным о том, что ощущает "силы для поднятия труда важного, благородного, на пользу отечества, для счастия граждан, для блага жизни подобных", расцвет которого заглушается отравляющими общество пороками и злоупотреблениями. На принятие Гоголем такого решения большое влияние оказал профессор Н.Г. Белоусов, читавший курс естественного права, а также общее усиление в гимназии вольнолюбивых настроений. В 1827 здесь возникло "дело о вольнодумстве", закончившееся увольнением передовых профессоров, в том числе Белоусова; сочувствовавший ему Гоголь дал на следствии показания в его пользу. Ближайшими друзьями Н.В. Гоголя на всю жизнь стали его соученики по гимназии: А.С. Данилевский и Н.Я. Прокопович.

 В последних классах гимназии Гоголь грезит Петербургом. Окончив гимназию (курс наук по второму разряду) в 1828, Гоголь в декабре вместе с другим выпускником А.С. Данилевским (1809-1888), едет в Петербург. Начался петербургский период жизни и творчества Н.В. Гоголя. Столица его глубоко разочаровывает. Он остро ощущает механистичность, обезличенность этого города, его отчужденность от человека – все то, что позднее в повестях сплетется фантасмагорической тканью петербургских образов. Вместо благородных порывов служить «не за страх, а за совесть» Гоголь встретил «людишек», проникнутых духом чинопочитания и своекорыстия. Он вливается в толпу вчерашних провинциалов, скитающихся по углам, хлопочущих о месте и испытывающих постоянные денежные затруднения. Он долго не мог найти своего истинного призвания. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте (без связей и знатного происхождения в Петербурге должностей не давали), Гоголь делает первые литературные пробы. Первые его публикации появились в изданиях "Сын Отечества" и "Северный Архив". 12 февраля 1829 без указания имени автора опубликовано стихотворение Гоголя "Италия". Полагая, что его призвание - поэзия,  весной 1829 года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен" (с пометой «писано в 1827»). Эта поэма носила еще откровенно ученический характер, была построена на общих местах романтической эстетики, пронизана заимствованиями из В.А. Жуковского, А.С. Пушкина и популярных немецких романтиков, отличалась доходящей до курьезности шероховатостью стиха и стиля. Критика встретила появление поэмы едкими насмешками. Гоголь пережил фиаско очень болезненно. Отправив слугу скупить все поступившие в продажу экземпляры, в июле 1829 он почти полностью сжег нераспроданный тираж и спешно бежал за границу, в Германию, откуда, однако, через два месяца к концу сентября неожиданно вернулся в Петербург.  После Гоголь загадочно оправдывал эту странную выходку тем, что Бог указал ему путь в чужую землю, или ссылался на какую-то безнадежную любовь. В действительности, он, вероятно, бежал от самого себя, от разлада своих высоких мечтаний с практической жизнью и, наконец, от тяжко переживаемой неудачи с "Гансом Кюхельгартеном". «Его тянуло в некую фантастическую страну счастья и разумного производительного труда», – говорит биограф Гоголя В.И. Шенрок. Такой страной представлялась ему Америка. Предполагавшееся бегство в Америку в поисках достойного поприща для Гоголя во многом было подобно отъезду с теми же целями в Петербург. Этим иллюзиям суждено было разбиться о прозаическую реальность: встретив в Германии некоего «гражданина Американских Штатов» и пообщавшись с ним, он неожиданно пересматривает свои планы и возвращается в Россию.  

Вскоре по возвращении Гоголь переживает еще одну неудачу — безуспешной оказывается его попытка поступить на сцену в качестве драматического актера. Гоголь пытался поступить в Петербургский императорский театр. Но получил следующий ответ: «Совершенно неспособен не только в трагедии и драме, но и в комедии». Также безуспешной оказывается его попытка стать живописцем.

    В ноябре 1829 ему удается определиться на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел на место канцелярского служащего. Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, властно влекла к себе литература.  С апреля 1830 до марта 1831 служит в Департаменте Уделов вначале писцом, потом помощником столоначальника. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт, функционирование государственной машины и психологии мелкочиновничьего круга, что отозвалось в дальнейших «петербургских повестях».

 В то же время в Департаменте Гоголь служит под началом известного поэта-идиллика В.И. Панаева, который вводит его в столичный литературный круг и помогает начать более или менее регулярно печататься. К этому времени Гоголь все больше времени Hтурной работе. В 1830 в «Отечественных Записках» Свиньина был опубликован с редакторской правкой рассказ "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала"; чуть ранее, в 1829, начаты или написаны рассказы "Сорочинская ярмарка и Майская ночь, или Утопленница". Другие сочинения Гоголь печатал тогда в изданиях А.А. Дельвига, «Литературной Газете» и «Северных Цветах», где, в частности, была помещена глава из исторического романа "Гетман" (1830). Вслед за первой повестью "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала" (1830) Гоголь печатает ряд художественных произведений и статей: "Глава из исторического романа" (1831 г.), "Учитель” из малороссийской повести „Страшный кабан" (1831 г.), "Женщина" (1831 г.). Повесть "Женщина" стала первым произведением, подписанным настоящей фамилией автора.  Вероятно, Дельвиг в 1831 рекомендовал Гоголя В.А. Жуковскому, который принял начинающего писателя с большим радушием: по-видимому, между ними с первого взгляда сказалось взаимное сочувствие людей, родственных по любви к искусству, по религиозности, склонной к мистицизму. Жуковский обратился с просьбой к П.А. Плетневу пристроить Гоголя на иную, более подобающую ему службу, и уже в феврале 1831 Плетнев рекомендовал Гоголя на должность учителя истории в Патриотическом институте, где сам был инспектором. В Патриотический институт Гоголь позднее определяет и своих сестер - Анну и Лизу. Узнав ближе Гоголя, Плетнев ждал случая «подвести его под благословение Пушкина». Это случилось в мае того же 1831 года, когда у себя дома (очевидно, 20-го) представил Гоголя А.С. Пушкину. Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов, Вяземский, Одоевский, художник Брюллов.  Вступление Гоголя в этот круг, вскоре оценивший в нем неподдельный талант, имело большое влияние на всю его судьбу. Перед ним раскрывалась, наконец, перспектива широкой деятельности, о которой он мечтал, – но на поприще не служебном, а литературном. К лету 1831 его отношения с пушкинским кругом становятся довольно близкими: живя в Павловске, Гоголь часто бывает в Царском Селе у Пушкина и Жуковского; выполняет поручения по изданию "Повестей Белкина". Материальное положение Гоголя упрочивается благодаря педагогической работе: кроме места в институте, Плетнев доставил ему частные занятия в домах Н.М. Лонгвинова, П.И. Балабина, А.В. Васильчикова. Гоголь вошел в круг лиц, стоявших во главе русской художественной литературы: его давние поэтические стремления теперь получили шанс развиваться во всей широте, инстинктивное понимание искусства могло трансформироваться в сознательную эстетическую систему; личность Пушкина произвела на него чрезвычайное впечатление и навсегда осталась предметом поклонения. Служение искусству становилось для него нравственным долгом, требования которого он старался исполнять свято. У Жуковского Гоголь встречал избранный круг, частью литературный, частью аристократический; в последнем у него завязались отношения, игравшие потом немалую роль в его жизни. В частности, у Балабиных он встретился с фрейлиной А.О. Россет, впоследствии Смирновой, ставшей со временем его конфиденткой. Горизонт жизненных наблюдений расширялся, давнишние стремления получили почву, и понятие Гоголя о своем предназначении начало постепенно наполняться живым смыслом.

Сразу по прибытии в Петербург Гоголь обнаружил, что Малороссия возбуждает в столичном обществе неподдельный интерес и все малороссийское здесь «в большой моде». Природа этого интереса – распространенная в России 1810–1830-х романтическая мифологизация фольклорных форм быта, восприятие украинской культуры как живой плоти древнего славянства, не подверженной грубой обтеске современной цивилизацией. Этот романтический комплекс этнографических интересов был инспирирован немецким влиянием (И.Г. Гердер, школа Я. Гримма) и составил благодатную почву для художественного проявления гоголевского украинофильства. Еще с первых месяцев 1828 Гоголь осаждает мать просьбами прислать ему сведения о малорусских обычаях, преданиях, костюмах, а также «записки, веденные предками какой-нибудь старинной фамилии, рукописи стародавние» и пр. Все это составило материал для рассказов из малороссийского быта, которые стали началом его литературной славы и были опубликованы в 1831–1832 двумя частями в Петербурге под названием "Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасечником Рудым Паньком" (осенью 1831  года выходит 1-я часть сборника повестей и, в следующем 1832 году появилась 2-я часть). "Вечера" были восторженно встречены Пушкиным: «Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился». Это - новаторское произведение и по форме и по содержанию. Книга вызвала почти всеобщее восхищение. Критика едва ли не единодушно приветствовала "Вечера", отметив их неподдельную веселость и искренность. «Все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего», – заметил А.С. Пушкин. Тема Украины не оставалась здесь в рамках ограниченного этнографизма, но была переведена в русло самодовлеющего художественного мира. Воссозданный здесь мифический мир малороссийского казачества нес в себе явственные черты оппозиционности по отношению к миру петербургскому, неестественному, холодному и слишком реальному, причем оппозиционности не только географической и моральной, но и исторической. Диканька воплощала собой некое эпическое абсолютное прошлое мира, противопоставленное петербургской абсолютной современности. А потому столичные литераторы, приверженные романтической эстетике, с восторгом восприняли столь пленительные в своей экзотичности черты гоголевских парубков и девок, старых казаков и ведьм, как полнота чувств, естественность, сила переживаний, свободных от жеманства и чопорности. Возвышенный лиризм в описаниях украинской природы соединялся с колоритом «жанровых сцен», и все это пронизывалось фантастикой, опирающейся на фольклор и народную демонологию. В "Вечерах" царствует особая стихия народной веселости, названная М.М. Бахтиным «карнавальным смехом». Карнавализацией, духом ритуального смеха навеяны мотивы нарушения всяческих правил – моральных, этических, социальных, – веселые проделки влюбленных, развенчание потусторонних сил и т.д. Вместе с тем «веселость» гоголевской книги обнаруживала различные оттенки - от беззаботного подтрунивания до мрачного комизма, близкого к черному юмору. При всей полноте и искренности чувств гоголевских персонажей мир, в котором они живут, трагически конфликтен: происходит расторжение природных и родственных связей, в естественный порядок вещей вторгаются таинственные ирреальные силы (фантастическое опирается главным образом на народную демонологию). Уже в «Вечерах...» проявилось необыкновенное искусство Гоголя создавать цельный, законченный и живущий по собственным законам художественный космос. С этим произведением связано начало творческой деятельности Гоголя как великого писателя. Но вместе с тем комическое здесь неизменно оказывается двойственным, смешное чревато ужасным. Обычное «веселое место» (например, Сорочинская ярмарка) обращается местом «проклятым». Существуют две устойчивые трактовки образа черта у Гоголя. Согласно одной из них, черт здесь, в соответствии с украинской народной традицией, «одомашнен», «приручен», он оказывается безвредным злодеем, обманутым обманщиком. Другая интерпретация восходит к работе Д.С. Мережковского "Гоголь и черт". Ее сторонники обращают внимание на то, что сюжет всех повестей "Вечеров" выстраивается как вариация одной темы – вторжения в жизнь людей демонического начала, борьбы с ним и нередкого от него поражения (в "Вечере накануне Ивана Купала" побеждает Басаврюк; в "Страшной мести" все, прикоснувшиеся к злой силе, осуждены на гибель и т.д.). Даже если нечисть в "Вечерах" посрамляется, как, например, в "Ночи перед рождеством", страх перед ней все же не исчезает окончательно. Во второй половине жизни Гоголь, подвергший религиозной ревизии свой предшествующий опыт, горячо сожалел о том, что некогда дал жизнь темным порождениям своей фантазии.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Биография Николая Васильевича Гоголя iconРадиопередача: «200 лет со дня рождения Н. В. Гоголя»
Николая Васильевича Гоголя (1809–1852). «Мы не знаем, как могла бы Россия обойтись без Гоголя…»,- писал Н. Г чернышевский

Биография Николая Васильевича Гоголя iconПосвящается моим сыновьям — Никите, Артему и Валерию
В архиве великого нашего писателя Николая Васильевича Гоголя, который одно время больше всего на свете мечтал стать профессором истории...

Биография Николая Васильевича Гоголя iconДиканьки Аннотация «Вечера на хуторе близ Диканьки»
«Вечера на хуторе близ Диканьки» (Часть первая — 1831, Часть вторая — 1832) — бессмертный шедевр великого русского писателя Николая...

Биография Николая Васильевича Гоголя icon«На семьсот верст убежать от матушки! Экой востроногой какой!»
«На семьсот верст убежать от матушки! Экой востроногой какой!» — так говорил московский народ, согласно наблюдениям Николая Васильевича...

Биография Николая Васильевича Гоголя iconБиография Николая Петровича Поливанова

Биография Николая Васильевича Гоголя iconРабочая программа педагога гончарова Николая Васильевича, Высшей...
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам...

Биография Николая Васильевича Гоголя iconБиография Н. В. Гоголя
Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании...

Биография Николая Васильевича Гоголя iconМеста учёбы мбоу «Сеяхинская ши», 11 класс
Николая Гоголя. Украина – это Родина непреклонных молодогвардейцев Краснодона, это Родина Тараса Шевченко, признанного основателем...

Биография Николая Васильевича Гоголя icon«Трудное и бранное» время в повести Гоголя. «Тарас бульба»
Презентация о детских и гимназических годах Н. В. Гоголя, фотографии писателя, родителей, друзей

Биография Николая Васильевича Гоголя iconН. В. Гоголя Волгоград 2009
Тема семьи в произведениях Н. В. Гоголя : беседа о книгах / сост. О. В. Петриченко; ред. В. И. Крамарева; Центральная городская библиотека;...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск