Программа по истории горного алтая пояснительная записка






Скачать 151.1 Kb.
НазваниеПрограмма по истории горного алтая пояснительная записка
Дата публикации16.06.2015
Размер151.1 Kb.
ТипПрограмма
h.120-bal.ru > История > Программа
ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ ГОРНОГО АЛТАЯ

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории Горного Алтая составлена на основе Концепции национально-регионального исторического образования Республики Алтай. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.

Рабочая программа по истории Горного Алтая на основе примерной программы основного общего образования по истории Горного Алтая (с древнейших времён до наших дней 6-9 класс)

Составной частью исторического образования в стране является приобщение учащихся Республики Алтай к истории региона, в котором они проживают. Региональная история, как раздел исторической науки, изучает прошлое и настоящее всех народов, проживающих на территории субъекта федерации, в их экономическом, социальном, политическом, конфессиональном, культурном взаимодействии и диалоге.

В системе школьного исторического образования история Горного Алтая позволяет проследить сочетание общего и особенного, специфичного в развитии народов. Ее изучение позволяет формировать и сохранять познавательный интерес к истории как школьному предмету, содействовать формированию нравственных позиций личности, проявлению чувства сопричастности к этносам, населяющим данный край, способствовать социальной адаптации ученика.

В основе отбора содержания курса истории Горного Алтая заложен принцип выбора наиболее значимых и системно взаимосвязанных событий, явлений и процессов в истории России, Сибири, Алтая, своего города, района или села.

Содержание учебного материала курса выстраивается в хронологической последовательности - от древности до наших дней. Следование линейному принципу построения региональной истории соответствует конструированию учебных программ истории России и всеобщей истории. Данное движение связано и с усложнением изучаемого содержания учебного материала и проблематики, перехода к более сложным типам учебной деятельности.

Одновременно материал местной истории позволяет организовать на практике процесс исторического исследования на основе локальных письменных, устных и вещественных источников. Возможными формами организации работы являются научно-исследовательская и поисково-краеведческая деятельность учащихся. Результатом данной работы может быть написание рефератов, формирование учебно-методического комплекса для уроков региональной истории, публикации учащихся, создание школьного музея. Изучение истории Горного Алтая осуществляется с 6 по 9 класс основной школы во всех типах учебных заведений Республики Алтай. Объем, отводимый на изучение национально-региональной истории в течение каждого учебного года, 35 часа, из расчета 1 час в неделю. Выделены часы для итогового повторения. Учитель может использовать повторительно-обобщающие уроки для более углубленного изучения истории города, села, района.

6 класс - с древнейших времен до конца XVI в.

7 класс - с XVII до конца XIX вв.

8 класс - с рубежа XlX-начала XX в. до конца 30-х годов XX в.

9 класс - с начала 40-х годов XX в. до настоящего времени. Такая структура национально-регионального исторического

образования связана с значительными событиями в истории народов Горного Алтая: а) начало межэтнических контактов народов на юге Сибири, их присоединение и вхождение в состав России; б) отмена крепостного права в России и увеличение массового переселения населения из европейской части страны, повлекшее изменения в различных сферах деятельности коренного населения региона, создавшего проблемы, решение которых приходится на последующий период; в) Великая Отечественная война, историческая значимость победы и ее влияние на последующие события и явления в регионе.

Изучение национально-региональной истории в 6-9 классах в рамках указанного количества часов требует особого внимания к выбору форм, методов и средств обучения. Здесь необходимо учитывать психологические особенности подросткового возраста, формирование и развитие которого непосредственно связаны с процессом обучения в школе.

Особенности содержания и цели курса региональной истории предполагают: а) углубление навыков гуманитарных методов проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся, оформление результатов собственных изысканий; б) формирование у учащихся навыков поисково-исследовательской работы, сбор, обработка и систематизация историко-этнографического материала, создание и деятельность школьного музея.

Реализация рабочей программы способствует:

-формированию и развитию личности выпускника, как достойного представителя региона, хранителя, продолжателя и популяризатора исторических и культурных ценностей и традиций Горного Алтая;

-воспитания уважения к жителям полинационального и поликультурного Горного Алтая, толерантности, чувства привязанности к родному краю и готовности к активному участию в жизни региона;

-освоению системы знаний об историческом развитии Горного Алтая;

-овладению комплексом гуманитарных методов познания, осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности.

Требования к уровню подготовки:

В результате изучения курса истории Горного Алтая ученик должен

знать и понимать:

-основные даты в истории Горного Алтая, определять синхронность событий и процессов истории Алтая и России; свободно пользоваться ими при характеристике исторических явлений и процессов;

-имена и дела выдающихся земляков;

-специфику определенной исторической эпохи, периода.

уметь:

- выявлять наиболее важные, поворотные события и явления в общественно – политической, социальной, культурной и духовной жизни Алтая

-использовать историко – краеведческий материал для объяснения изменений в образе жизни и социальном поведении людей, а также осмысления их действий и поступков в конкретных ситуациях;

-показывать на карте и объяснять изменения экономического, демографического, расселенческого культурного характера;

-представлять и описывать уклад жизни современного города, села, местности (модернизация быта, очаги сосуществования традиционного и современного, национального и общероссийского, изменения в жизненных ценностях и т.п.);

-раскрывать региональные и национальные особенности взаимодействия человека и природы, суть местных экологических проблем;

-давать оценку деятельности конкретных исторических лиц. Оформлять знания о выдающихся земляках в реферативной форме;

-используя данные средства массовой информации, проводить обзор текущих событий общественно–политической, социально-экономической и культурной жизни Алтая.

Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для:

-совершенствования собственной познавательной деятельности;

-способности к социально-культурной интеграции и самоопределению;

-решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

-осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положени

ГОРНЫЙ АЛТАЙ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI В.

6 класс (35 часов)

Введение (1 час)

Территория Алтая. Понятия «Алтай» и «Горный Алтай». Народы Алтая: вопросы этнокультурной преемственности.

Источники по изучению истории Горного Алтая: вещественные и письменные. Данные этнографии и устного народного творчества.

Тема 1. Изучение истории Горного Алтая (1 час)

Исследователи Горного Алтая. А.П.Окладников. Изучение эпохи палеолита новосибирскими, барнаульскими и горно-алтайскими археологами. Исследование раннего железного века. Раскопки В.В.Радлова. Экспедиции М.П.Грязнова и С.И.Руденко. Современное состояние изученности темы.

Материалы гунно-сарматского времени и их изучение. Раскопки К.Ф.Ледебура - начало изучения древнетюркской эпохи. Изучение в истории Горного Алтая монгольского периода. Современное состояние источников по проблеме.

Тема 2. Алтай в каменном веке (3 часа)

Заселение территории Алтая древнейшим человеком. Каменный век на Алтае: основные чергы, особенности. Стоянки раннего палеолита в Горном Алтае. Улалинка. Малый Иконостас. Средний палеолит. Усть-Канская, Денисова и другие стоянки древнего человека на территории Алтая. Верхний палеолит. Границы расселения человека в верхнем палеолите. Памятники данного периода на территории Горного Алтая.

Мезолитические памятники Горного Алтая. Неолитические охотники.

Тема 3. Горный Алтай в эпоху бронзы (2 часа)

Начало освоения металла. Понятие «энеолит», его черты. Афанасьевская, Бол ьшемысская культуры. Понятие «бронзовый век», «бронза». Памятники развитой и поздней бронзы в Горном Алтае.

Повторение (1 час)

Тема 4. Горный Алтай в скифское время (6 часов)

Понятие «скифская эпоха», «скифское время», «скифо-сибир-ский мир». Начало получения железа и изготовление из него предметов вооружения и орудий труда. Майэмирская культура, два ее варианта. Духовная жизнь. Оленные камни.

Пазырыкская культура. Плато Укок. Обряд погребения. «Царские» курганы. Хозяйство. Военное дело. Общественный строй. Культурные связи. Искусство.

Кара-кобинская группа памятников. Обитатели предгорий.

Тема 5. Горный .Алтай в эпоху Великого переселения народов (4 часа)

Периодизация эпохи. Понятия «хунны» и «гунны». Государство хуннов: политическая и военная история,. Государственное и общественное устройство гуннов. Хозяйство. Военное дело. Горный Алтай в гунно-сарматское время. Булан-кобинская культура. Памятники Айрыдаш, Кок-Паш.

Тема 6. Горный Алтай в древнетюркское время (6 часов) Периодизация. Происхождение тюрков. Легенда тюрков о тотеме. Племена конфедераций тупо и теле. Образование и история Первого Тюркского каганата. Восточный и Западный каганаты: военная и политическая история. Второй Тюркский каганат. Значение и последствия образования тюркских каганатов.

Хозяйство древних тюрок. Управление в каганатах. Военное дело. Образ жизни и быт. Верования. Памятники рунического письма. Древнетюркские археологические памятники на территории Горного Алтая.

Тема 7. Горный Алтай в период уйгурского и кыргызского каганатов ( 2 часа)

Образование уйгурского кагашта. Военные походы. Социальный

состав государства. Скотоводство. Земледелие. Торговля. Погребальный обряд. Археологические памятники

уйгурского периода на территории Горного Алтая. Причины гибели Уйгурского каганата.

Складывание государства кыргызов. Политическое и социальное устройство. Комплексный характер экономики. Ремесла. Торговля. Памятники кыргызского времени на Алтае.

Тема 8. Горный .Алтай в Х- XII вв. (2 часа)

Империя киданей Ляо. Государство чжурчженей, найманов. Состав населения Горного Алтая. Памятники периода в Кош-Агачском, Усть-Канском. Чемальском районах. Погребение Бичик-ту-Бом. Изменения в культуре.

Тема 9. Горный Алтай в составе государств чингизидов (3 часа)

Империя монголов. Завоевательные походы монгольской армии. Покорение южной Сибири Джучи. Памятники монгольского времени. Могильник Кудергэ. Влияние монголов на население Горного Алтая. Кыпчаки. Отношения с тюркским населением Сибирского ханства и Шейбанидского улуса. Значение монгольского времени в истории Горного Алтая.

Повторение (1 час)

Итоговое повторение (2 часа)

Литература

Археология и этнография Алтая. Барнаул, 1982.

Археология Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1988, 1994.

Грязнов М.П. Первый пазырыкский курган. Л., 1950.

Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 2002.

История Горного Алтая. В 3-х томах. Т. 1. С древнейших времен до 1900г.Бийск,2001.

История Республики Алтай. Т.1. Древность и средневековье. Горно-Алтайск, 2002.

Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи Евразии. СПб., 1994.

Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. Новосибирск, 1987.

КубаревВ.Д. Древние росписи Каракола. Новосибирск, 1988


Тематическое планирование по истории Горного Алтая в 6 классе.




Тема

Кол. час.

Форма проведения

Д.з

Планируемые результаты

Дата теоретическая

Дата фактическая



Введение.

1 ч.

Путешествие.

С 5.

Понятия Алтай и Горный Алтай..

4.09






Общие сведения.

1 ч.




С 5-12.

Исследователи Горного Алтая. А.П.Окладников. Исследование раннего железного века.

11.09






Тема1: «Горный Алтай в древности.»





















Горный Алтай в эпоху палеолита.

1 ч.

Урок новых знаний

12-18

Заселение территории Алтая древнейшим человеком. Каменный век на Алтае: основные чергы, особенности. Стоянки раннего палеолита в Горном Алтае. Улалинка. Малый Иконостас.


18.09






Горный Алтай в эпоху палеолита.

1 ч.

Урок новых знаний

18-24

Средний палеолит. Усть-Канская, Денисова и другие стоянки древнего человека на территории Алтая. Верхний палеолит.

25.09






Горный Алтай в эпоху мезолита.

1 ч.

Урок новых знаний

25-28

Мезолитические памятники Горного Алтая. Границы расселения человека в верхнем палеолите.


2.10






Горный Алтай в эпоху неолита.

1 ч.

Урок новых знаний

29-33

Неолитические охотники

9.10






Эпоха бронзы на территории Горного Алтая.

1 ч.

Урок новых знаний

33-39

Начало освоения металла. Понятие «энеолит», его черты. Афанасьевская, Бол ьшемысская культуры.

16.10






Эпоха бронзы на территории Горного Алтая.

1 ч.

Урок новых знаний

39-47

Понятие «бронзовый век», «бронза». Памятники развитой и поздней бронзы в Горном Алтае.


23.10






Переход к железному веку.

1 ч.

Урок новых знаний

48-53

Понятие «скифская эпоха», «скифское время», «скифо-сибир-ский мир». Начало получения железа и изготовление из него предметов вооружения и орудий труда.

30.10






Переход к железному веку.

1 ч.

Урок новых знаний

54-58

Начало получения железа и изготовление из него предметов вооружения и орудий труда.

13.11






Пазырыкская культура.

1 ч.

Урок новых знаний

58-62

Пазырыкская культура. Плато Укок. Обряд погребения. «Царские» курганы. Хозяйство

20.11






Пазырыкская культура.

1 ч.

Урок новых знаний

62-64

Духовная жизнь. Оленные камни.

Военное дело. Общественный строй. Культурные связи. Искусство.


27.11






Раскопки Большого Катандинского кургана.

1 ч.

Урок новых знаний

65-70

Обряд погребения.

4.12






Кара-кобинская группа памятников.

1 ч.

Урок новых знаний

71-74

Кара-кобинская группа памятников. Обитатели предгорий.


11.12






Кара-кобинская группа памятников.

1 ч.

тест

74-77

Кара-кобинская группа памятников. Обитатели предгорий.


18.12






Горный Алтай в эпоху Великого переселения народов.

1 ч.

Урок новых знаний

77-84

Периодизация эпохи. Понятия «хунны» и «гунны». Государство хуннов: политическая и военная история,..


25.12






Горный Алтай в эпоху Великого переселения народов.

1 ч.

Урок новых знаний

84-93

Государственное и общественное устройство гуннов. Хозяйство. Военное дело. Горный Алтай в гунно-сарматское время.

15.01






ПОУ : «Горный Алтай в древности.»

1 ч.

семинар







22.01






Тема2 : «Горный Алтай в эпоху средневековья.»





















Тюркские каганаты

1 ч.

Урок новых знаний

94-99

Происхождение тюрков. Образование и история Первого Тюркского каганата.

29.01






Тюркские каганаты

1 ч.

Урок новых знаний

100-104

Второй Тюркский каганат. Значение и последствия образования тюркских каганатов.


5.02






Горный Алтай в уйгурское время.

1 ч.

Урок новых знаний

108-110

Образование уйгурского кагашта. Военные походы. Социальный

состав государства.

12.02






Горный Алтай в уйгурское время.

1 ч.

Урок новых знаний

110-113

Скотоводство. Земледелие. Торговля


19.02






Кыргызский каганат.

1 ч.

Урок новых знаний

113-114

. Погребальный обряд. Археологические памятники

уйгурского периода на территории Горного Алтая. Причины гибели Уйгурского каганата.


26.02






Кыргызский каганат.

1 ч.

Семинар

114

Складывание государства кыргызов. Политическое и социальное устройство. Комплексный характер экономики.

5.03






Горный Алтай в 10-12 вв.

1 ч.

Урок новых знаний

115-116

Империя киданей Ляо. Состав населения Горного Алтая.

12.03






Горный Алтай в 10-12 вв.

1 ч.

Урок новых знаний

116-117

Памятники периода в Кош-Агачском, Усть-Канском. Чемальском районах. Погребение Бичик-ту-Бом. Изменения в культуре.

19.03






Горный Алтай в составе государства чингизидов.

1 ч.

Урок новых знаний

117-119

Империя монголов. Завоевательные походы монгольской армии. Покорение южной Сибири Джучи.

2.04






Горный Алтай в составе государства чингизидов.

1 ч.

Урок новых знаний

119-123

Памятники монгольского времени. Могильник Кудергэ. Влияние монголов на население Горного Алтая.

9.04






ПОУ: «Горный Алтай в эпоху средневековья.»

1 ч

Семинар




Значение монгольского времени в истории Горного Алтая.


16.04




30-31

Обобщение «Горный Алтай в древности.»

2 ч

Семинар







23.04

30.04




32-33

Повторение. «Горный Алтай в эпоху средневековья»



Семинар







7.05

14.05




34

Контрольная работа

1 ч










21.05




35

Резерв












28.05




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по истории горного алтая пояснительная записка iconПланета искусства «Арт-маппинг»
Алтая. Познакомься с древнейшим орнаментом и раскрой для себя тайну скифской и тюркской символики. Давно мечтал побывать на священной...

Программа по истории горного алтая пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой

Программа по истории горного алтая пояснительная записка iconКраткая история развития судебной системы Горного Алтая
Уложении 1649 г. В те времена господствовала инквизиционная (т е расследовательская) форма уголовного процесса, суд сам вел следствие...

Программа по истории горного алтая пояснительная записка iconРабочая программа учебного курса «История»
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории. Истории Нового...

Программа по истории горного алтая пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории
Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л....

Программа по истории горного алтая пояснительная записка iconПамятка по изучению дисциплины «История Сибири и Алтая»
России, но и Центральной Азии. Для достижения данной цели обучающийся должен овладеть знаниями, умениями и навыками, определяемыми...

Программа по истории горного алтая пояснительная записка iconРабочая программа история 9 класс Пояснительная записка к рабочей...
Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории. Новейшая история и Истории России, ХХ – начало хх1 века

Программа по истории горного алтая пояснительная записка iconРабочая программа по истории 6 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образов...

Программа по истории горного алтая пояснительная записка iconПояснительная записка по истории 11 класса рабочая программа разработана на основе

Программа по истории горного алтая пояснительная записка iconПояснительная записка по истории 7класс рабочая программа по истории...
История России является составной частью истории развития мировой истории. В 7-ом






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск