Методические рекомендации по проведению «Урока толерантности, посвященного Международному дню памяти жертв Холокоста»






НазваниеМетодические рекомендации по проведению «Урока толерантности, посвященного Международному дню памяти жертв Холокоста»
страница1/10
Дата публикации06.06.2016
Размер1.3 Mb.
ТипМетодические рекомендации
h.120-bal.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-просветительный Центр «ХОЛОКОСТ»
Методические рекомендации по проведению

«Урока толерантности, посвященного

Международному дню памяти жертв Холокоста»
(27 января 1945 – день освобождения

узников лагеря смерти Освенцим Красной Армией)

Москва

2009

Авторы-составители: Альтман И.А., Беленькая Е.Э., Брыксина-Лямина Л. М., Габриэлова Е. Л., Козленко И.В., Козленко С.И., Пятецкий Л.М., Сащенко И.Н.

Под ред. А.Л. Семенова и Н.И. Яковлевой

Рецензент – Е.В. Кагарлицкая

СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………

Историческая справка

Альтман И.А. Аушвиц…………………………………………………..

«Путеводитель» по Аушвицу. Статистика……………………………….

Документы и материалы к проведению урока

Освенцим глазами жертв ……………………………………………..

Освенцим глазами освободителей…………………………………..

Освенцим глазами палачей……………………………………………

Документы………………………………………………………………

Освенцим в поэзии и эссеистике………………………………………..

Уроки и внеурочные мероприятия

Беленькая Е. Э. Урок толерантности – урок истории……………………

Сащенко И. Н. «Я расскажу Вам об Освенциме…» Интегрированный урок (история и литература) и практическое занятие

Брыксина-Лямина Л. М., Габриэлова Е. Л. «Пережит Освенцим...»…….

Приложения

Резолюция ООН «Память о Холокосте» …………………………………

История Холокоста. Хронология (составитель Пятецкий Л.М.)………………………………

Темы сочинений и эссе (составитель Пятецкий Л.М.) ……………

Терминологический словарь …………………………………………………….

Библиография……………………………………………………………….

Фильмография ……………………………………………………………….

Ресурсы Интернет ………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ
Российская Федерация страна полиэтническая, поликонфессиональная, поликультурная, но при всем своем многообразии наша Россия – государство, объединяющее миллионы людей одной судьбой, общими чаяниями и делами.

Жизнь России, россиян нерасторжимо связана с практической реализацией принципа толерантности, ставшего одним из основных во взаимодействии людей в нашем Отечестве.

Сказанное вовсе не означает, к сожалению, отсутствие проблем в российском обществе во взаимоотношениях граждан, относящихся к различным этническим группам, конфессиям. Тем значимее становится воспитание толерантности у подрастающего поколения россиян.

Это особенно важно для Москвы, города более чем 860-летняя история которого содержит немало страниц, рассказывающих о сложных взаимоотношениях между народами, о политическом и социальном расслоении населения, о решении острых вопросов «внутригородского общежития», возникавших в связи с постоянным притоком мигрантов. Тем не менее, исследователи не зафиксировали за всю историю Москвы сколько-нибудь крупных национальных конфликтов.

И в годы военных испытаний, и в мирное время представители разных народов, населявших Россию, показывали пример возможности совместного мирного труда и ратного подвига.

И Москва, древняя столица страны, всегда была в этом впереди как город русский, но со сложной этнической структурой населения, ставший родным для представителей многих народов.

Москва – это мегаполис с особыми политическими, социально-экономическими и культурными условиями, в котором сейчас наиболее активно осуществляется реформирование многих сфер общественной жизни. Именно здесь проявляются не только уникальные возможности, которые дает новый этап развития страны, но и все сложности и противоречия этого переходного периода.

Изменения этнического состава нашего города на фоне сложных проблем в различных сферах общественной жизни привели, к сожалению, к ряду негативных явлений в области межнационального общения, проявлениям экстремизма, ксенофобии, нетерпимости.

Мэр Москвы Ю.М. Лужков подчеркивает: «Мы исходим из того, что необходимо использовать богатство всех культур для обеспечения постоянного мира и согласия между представителями всех народов – жителей столицы. Без межнационального и межконфессионального мира не может быть раскрыт потенциал государства, решены стоящие перед ним задачи».

Вопросы формирования толерантности у людей, ее практического применения являются актуальными для человечества в целом. В ноябре 1995 года Генеральная конференция ООН приняла Декларацию принципов толерантности. В ней говорится: «Понятие толерантности означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Это то, что делает возможным достижение мира и ведет от идеологии насилия и войн к культуре мира. Толерантность – это не уступка, не снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активное отношение, сформированное на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательства на основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные лица, группы и государства».

В честь принятия Декларации 16 ноября было объявлено Международным Днем толерантности.

К сожалению, современный мир полон событий, которые являются ярким проявлением нетолерантного поведения, доходящего до геноцида. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости, порой превращаемой в государственную политику.

Среди всех периодов геноцида выделяется Холокост (от греческого слова Holocaustos – всесожжение, жертвоприношение с помощью огня). Это наиболее распространенный термин, обозначающий преследование и уничтожение 6 миллионов евреев нацистами и их пособниками после прихода к власти Гитлера и до окончания Второй мировой войны (1933 – 1945 гг.).

В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. в Германии произошло событие, вошедшее в историю под названием «Хрустальной ночи» (Ночь разбитых витрин). Эта была первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Третьего рейха.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем обращении к участникам вечера-реквиема, посвященного 70-летию «Хрустальной ночи» подчеркнул: «В годовщину так называемой «Хрустальной ночи» мы вновь обращаемся к урокам истории, из которых ясно видно, к каким катастрофическим последствиям привело попустительство шовинизму и ксенофобии, разобщенность мирового сообщества и национальный эгоизм. И спустя семь десятилетий продолжаем воспринимать трагедию еврейского народа и как глобальную катастрофу, и как горькое предостережение нынешним поколениям.

Мы обязаны не просто помнить о прошлом, но и четко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству. И крах фашизма – самое грозное предупреждение всем, кто и в наши дни проповедует эти опасные идеи, пытается оправдать преступления нацистов и подвергает ревизии итоги Второй мировой войны. Это не только оскорбляет память павших, но и фактически открывает путь для возрождения человеконенавистнических теорий, порождает недоверие во взаимоотношениях между народами.

Сегодня, в Международный день толерантности, весь цивилизованный мир склоняет голову перед жертвами варварских акций нацистов, ставших трагическим прологом Холокоста. Уверен, что прогрессивные силы планеты будут и впредь делать все возможное, чтобы такое никогда не повторилось. И проведение вашего вечера-реквиема – еще один значимый вклад в достижение этой важнейшей задачи».

Пожалуй, самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря смерти, созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками», к которым нацисты относили славян, евреев, цыган и многих, многих, многих других. По самым скромным подсчетам более трети всех жертв нацистской оккупации СССР (5 млн. русских, 3 млн. украинцев, 1,5 млн. белорусов) было уничтожено по расовому признаку.

Среди всех народов, которые были нацистами обречены на физическое истребление, евреев они объявили главным врагом и по их планам этот народ подлежал полному уничтожению («окончательное решение еврейского вопроса» по терминологии фашистов).

Поэтому не случайно в самом печально известном лагере смерти Освенциме (Польша, Верхняя Силезия, в 55 км от Кракова), в котором было уничтожено около полутора млн. человек, в основном были убиты евреи. 27 января 1945 года Освенцим освобожден Советской Армией, тем самым были предотвращены дальнейшие массовые казни.

После сказанного риторически звучит вопрос: зачем нужен урок, методические рекомендации к которому даны ниже?

Школьный возраст – важнейший период в развитии человека. Учащийся образовательного учреждения активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.

* * *

При подготовке урока целесообразно ориентироваться на то, что 9-11-классникам история геноцида во Второй мировой войне, Холокоста должна быть известна из курсов истории и обществознания. В ныне действующем стандарте по основной школе и в курсе истории России и в курсе зарубежной истории выделены соответствующие дидактические единицы:

- «Новый порядок» на оккупированных территориях. - Политика геноцида. - Холокост.

Для большинства учащихся вопросы Холокоста, скорее всего, будут незнакомы или малознакомы. В связи с этим целесообразно руководствоваться следующими принципами организации занятия:

- раскрытие сущности толерантности и важности толерантного поведения человека как условия существования и развития общества;

- показ интолерантности, нетерпимости и страшных последствий, к которым они приводят через историю Холокоста;

- раскрытие сущности геноцида, проводимого фашистами в годы Второй мировой войны, направленного не только против евреев, но и против других народов;

- опора на житейский опыт учащихся, их знания, основанные на художественной литературе, кинофильмах;

- активизация познавательной деятельности учащихся на занятии;

- использование средств эмоционального воздействия на учащихся.

Очень важно рассматривать данный урок в общей системе воспитательной работы со школьниками, видеть его место в этом процессе. Это занятие всего лишь ее фрагмент, но очень важный.

Педагогу, который готовится к проведению урока, необходимо исходить из возрастных особенностей учащихся класса, сложившегося социального опыта школьников, конкретных настроений, которые присутствует у учащихся по достаточно деликатной проблеме развития толерантности.

Поэтому представленные методические материалы могут использоваться учителем в режиме выборочного подхода к ним и самостоятельного конструирования урока, в особенности выбора формы его проведения. Среди возможных форм может быть обсуждение, записанных заранее эссе. Например, могут быть предложены такие темы:

1. «Нет геноцида против «кого-то», геноцид всегда против всех» (М.Я. Гефтер, историк, философ).

2. «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями» (И.Бауэр, исследователь Холокоста).

3. «Сначала они пришли за евреями. Я молчал - я не был евреем. Затем они пришли за коммунистами. Я молчал - я не был коммунистом. Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал - я не был профсоюзным работником. Затем они пришли за мной. Не осталось никого, кто мог бы помочь мне» (Пастор Мартин Нимеллер, узник нацистских концлагерей).

4. «Там, где сжигают книги, будут жечь людей» (Генрих Гейне, немецкий поэт).

Осуществляя отбор содержания, формы проведения и методики проведения урока, важно раскрыть основные его понятия: ТОЛЕРАНТНОСТЬ и ХОЛОКОСТ. При работе над понятийным аппаратом урока педагогу может помочь его словарь, помещенный в данных методических рекомендациях.

Обратим внимание на то, что урок предполагается провести в очередную годовщину освобождения Освенцима Красной Армией (27 января 1945 г.). Событие это стало символическим, поскольку именно СССР сыграл решающую роль в разгроме фашизма и остановил геноцид, организованный фашистами.

Целесообразно при определении целей урока обратится к такому варианту их формулирования в части ожидаемого воспитательного эффекта, поскольку именно вопросы воспитания являются главными на этом занятии. Данные ниже цели служат ориентирами для длительного воспитательного процесса и недостижимы, естественно, в ходе одного занятия:

•  ознакомление с понятиями «толерантность», «толерантная личность», «границы толерантности»;

•  обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе.

•  развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;

•  осознание многообразия проявлений личности каждого участника педагогического процесса;

•  развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;

•  формирование позитивного отношения к своему народу;

• обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;

•  развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию;

•  развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;

•  обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.

* * *

Данное методическое пособие предназначено для учителей истории, обществознания и литературы. Кроме того, его могут использовать классные руководители и организаторы общешкольных мероприятий.

В первой части пособия имеются историческая и статистическая справки.

Во второй история Освенцима представлена глазами жертв, освободителей и палачей. Кроме свидетельских показаний, публикуются документы и художественные произведения. Эта подборка может быть использована как при подготовке урока или внеурочного занятия, так и при организации проектной деятельности.

В раздел «Уроки и внеурочные мероприятия» открывается статьей, предлагающей различные подходы к изучению темы. Далее представлены уже апробированные в различных школах разработки: урок, представляющий историю Холокоста в целом; интегрированный урок и практическое занятие по истории лагеря смерти Аушвиц (Освенцим); сценарий литературно-музыкальной композиции.

В разделе «Приложения» опубликована Резолюция ООН «Память о Холокосте» и вспомогательные материалы к урокам и внеурочным занятиям.

Составители данного методического пособия надеются, что их работа поможет сделать уроки толерантности и истории Холокоста в московских школах станут еще более качественными.

Материалы, дополняющие содержание данного издания, опубликованы на сайте Фонда и Центра «Холокост»: www.holocf.ru

Отзывы о методическом пособии и предложения о разработке новых материалов для учителей можно направлять на e-mail: center@holofond.ru


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
АУШВИЦ

Илья Альтман, к.и.н.
Мы привыкли называть его «Освенцим». Это слово знакомо с детства. Со школьных уроков и страшных фильмов о войне. Весь мир называет его лающим немецким словом Аушвиц. Называет не милый польский городок, но место, где был концлагерь.

История создания Аушвица имеет свою интригу. Он задумывался как лагерь для политзаключенных - поляков. Автор идеи - один из самых близких к Гиммлеру людей, группенфюррер СС Эрих Бах-Залевски (в годы Великой Отечественной войны будет руководить карательными операциями против белорусских партизан, затем - подавлением польского восстания в Варшаве в 44-ом. По иронии судьбы уже в конце 50-х выйдет из заключения).

Бах-Залевски предложил создать такой лагерь в Польше вскоре после начала Второй мировой войны. Его подчиненный, оберфюрер СС Виганд, в конце 1939-го подыскал место под Освенцимом. Там уже были воинские казармы, вполне пригодные под бараки. Важным аргументом для выбора места будущего лагеря служила развитая система железнодорожного сообщения.

Но здесь уже расположились артиллерийские склады вермахта. Возможно, поэтому комиссия инспектора концлагерей СС Райнхарда Глюкса сделала вывод, что существующие бараки не отвечают целям будущего лагеря. Согласись с ним руководство СС, имя маленького уютного городка в Польше никогда бы не стало нарицательным…

Однако уже 1 февраля 1940 г. Освенцим фигурировал в приказе рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера в перечне настоящих и будущих политических лагерей и тюрем в Рейхе и на контролируемых территориях под названием Аушвиц. Так называли его те, кто вскоре получит туда назначение по службе. И те, кого доставят туда насильно. Так будем называть его и мы….

В апреле из Германии приехала новая комиссия. На сей раз ее возглавляла отнюдь не «штабная крыса». Комендант концлагеря Заксенхаузен Рудольф Гесс был настоящим профессионалом своего весьма специфического дела. Это в полной мере оценит впоследствии польский суд. По его приговору 16 апреля 1947 года Гесса повесят на месте газовой камеры в Аушвице.

А тогда место ему сразу понравилось. Особых проблем с вермахтом не возникло. И уже 4 мая 1940 г. Аушвиц стал новым местом работы самого коменданта Гесса. Именно он будет решать задачу, поставленную Гиммлером - превратить Аушвиц в «государственный политический лагерь». Сначала предполагалось - для 10 000 поляков. Но прежде всего лагерь нужно было расширить и обустроить. Дармовую рабочую силу искать долго не пришлось - пригнали 300 евреев из городка Освенцима. Так евреи впервые появились в Аушвице…

«Фабрикой смерти» Аушвиц стал не сразу. Первый период его функционирования (до середины 1942 г.) историки называют «польским». В этот момент большинство заключенных действительно были поляками. Некоторых отправляли сюда из тюрем гестапо и других концлагерей для вынесения смертных приговоров. Поляки массово попадали в Аушвиц и позднее. Так, только за 2 месяца после разгрома варшавского восстания 1944 г. сюда направили 13 000 человек. А всего через этот лагерь прошло около 150 000 поляков.

Но самых первых заключенных - 30 немцев - Гесс лично отобрал в Заксенхаузене. Они стали «капо» - старшими в бараках. Затем прибыли 40 польских студентов из Дахау. Первый транспорт из Тарнова с 728 заключенными прибыл 14 июня 1940 г. Именно они первыми получили знаменитые номера-татуировки на руке. С ними прибыли и первые 100 охранников- эсесовцев. Вскоре их число возросло до 700 . Адьютантом коменданта лагеря стал оберштурмфюррер СС Йозеф Крамер, служивший в Маутхаузене. В 1942 -1944 гг. узников постоянно охраняло несколько тысяч эсесовцев. В августе 44-го их стало 3342.

Всего Аушвиц охраняло около 6 000 эсесовцев. Сохранились их анкетные данные. Три четверти имели полное среднее образование. 5% - выпускники университетов с ученой степенью. Почти 4/5 обозначили себя людьми верующими. Католиками - 42,4 %; протестантами - 36,5 %.

После окончания войны около 1000 эсесовцев было обнаружено в Германии и выдано польским властям. Перед судом предстало 778 человек (менее 15% палачей и охранников). Некоторые известные палачи, как, например, доктор Менгеле, бесследно исчезли.

В нацистском руководстве до нападения на СССР не было единства в вопросе о том, как наиболее эффективно применять труд узников: на сельхозработах (так предлагал Гиммлер); на вновь созданных промышленных производствах (настаивал «ответственный за 4 план», рейхсмаршал авиации Геринг), либо превратить его в концлагерь для особо опасных политических преступников (так предлагал шеф имперского управления безопасности Гейдрих).

К началу 1941 г. нацисты создали 3 категории лагерей. К 3-й, самой страшной, для тех, кто не годен к «исправлению» был предназначен Маутхаузен в Австрии. Ко второй категории относились Бухенвальд, Заксенхаузен и некоторые другие лагеря в Германии (для тех, чье «исправление маловероятно»). В эту же категорию попал и будущий Аушвиц-2. Наконец, к первой категории «для менее испорченных» и предназначался (наряду с некоторыми другими) Аушвиц-1.

Для строительства лагеря и его отделений отводилась территория в 40 квадратных километров. Более 1 600 жителей окрестных деревень (включая Бжезинку, где начался строится Аушвиц-2 - Биркенау) выселили.

К марту 41-го года в Аушвице было уже свыше 10 000 польских узников. Именно в этот момент в лагерь впервые прибыл Гиммлер. В его свите находились и руководители концерна ИГ Фарбениндастри. Результатом визита стали следующие поручения Гессу:

1) расширить лагерь для приема 30 000 узников;

2) выделить 10 000 для химического производства на его территории;

3) подготовить на территории Биркенау лагерь для военнопленных.

Последнее указание непосредственно было связано с планом «Барбаросса» - подготовкой нападения на СССР. Символично, что и первый план строительства датирован июнем 1941 г. Окончательно же он был утвержден через полтора года. Именно тогда Аушвиц-2 -Биркенау был превращен в главную «фабрику смерти» для евреев Европы.

Собственно концлагерь для заключенных включал 33 барака (блока). На территории лагеря началось строительство производств для различных фирм. Весной 41-го ИГ получила 8 000 заключенных, за каждого из которых она ежедневно платила администрации лагеря до 4 марок в день. К концу 1941 г. было создано несколько производств для нужд вермахта. Аушвиц становился рентабельным…

Быстрыми темпами строился и лагерь для советских военнопленных. В октябре 1941 их численность составляла 10 000 человек - почти половину всех узников. Руководил строительством этого лагеря оберштурмбанфюрер СС Карл Бишофф, один из главных специалистов Администрации строительства Ваффен СС. Именно он впоследствии будет руководить сооружением газовых камер и крематориев.

Военнопленных ежедневно выводили на строительные работы пешком. Три километра в одну сторону; три в другую. После изнурительного труда выжило не более 2 000 из 15 000 советских солдат и офицеров, оказавшихся в лагере за все годы его существования.

Только в 1941 г. 1 775 человек, преимущественно советских военнопленных, расстреляли или отравили газом «Циклон-Б». Этот опыт применения газа очень заинтересовал Гиммлера. Летом 1942 г. он приезжает в Аушвиц вторично. Одна из главных целей - осмотреть два бункера в Биркенау, подготовленных для газовых камер. Тогда же эта часть Аушвица была выбрана как главный центр уничтожения. В связи с этим были изменены и планы строительства лагеря. Гиммлер лично наблюдал за процессом уничтожения евреев и сжиганием трупов.

Уже 15 августа 1942 г. Бишофф представил новый план развития лагеря, рассчитанного на 300 000 узников и включавшего специальное отделение для массового уничтожения евреев. Согласно этому плану в марте - июле 1943 г. в Биркенау было построено 4 крематория и газовых камеры. Внутри были созданы 4 мини-лагеря, которые к маю 1944 г. соединили железнодорожными путями. Один из них на лагерном жаргоне называли «Мехико» - прибывавших немедленно отправляли в замаскированные под душевые газовые камеры.

Аушвиц выполнял две функции: концлагерь для людей разных национальностей и место уничтожения. Число его узников постоянно росло. 26 марта 1942 г. появляется женский лагерь. В феврале 1943 г. - цыганский. К январю 1944 г. в Аушвице находилось около 81 тысячи узников. В июле - более 92 тысяч. В августе - более 145 тысяч.

Второй этап в истории Аушвица называют «еврейским». Он связан с Ванзейской конференцией. Она состоялась в пригороде Берлина на озере Ван-Зее 20 января 1942 г.

Это одно из самых известных совещаний периода Второй мировой войны посвящалось уничтожению целого народа - «окончательному решению еврейского вопроса». Впоследствии его назовут «Ванзейской конференцией». Ее протокол фигурировал на Нюрнберском процессе как одно из важнейших доказательств в разделе «Преследование евреев».

Совещание было инициировано руководителем Имперской службы безопасности и полиции безопасности Рейха (РСХА), являвшегося по совместительству гауляйтером протектората Богемия и Моравия Райнхардом Гейдрихом.

Это совместительство его весьма тяготило. Один из главных архитекторов «окончательного решения» стремился вернуться к главному делу своей жизни. И в Берлин тоже. Гейдрих очень хотел заполучить под свой контроль строительство лагерей уничтожения…

В Ванзее собрались 15 высокопоставленных чиновников, представлявших ведущие ведомства нацистской Германии: министерства оккупированных восточных областей, иностранных и внутренних дел, юстиции; имперскую и партийную канцелярии; Уполномоченного по 4-х летнему плану; Главное управление по вопросам расы и переселения; гестапо, а также службы безопасности Генерал-губернаторства и рейхскомиссариата «Остланд».

Как ни странно, представители железнодорожного ведомства (как и армии) на него приглашены не были. Очевидно, Гейдрих явно стремился избежать на этой встрече любых организационных дискуссий. О «закрытом» характере совещания свидетельствовало и отсутствие среди его участников представителя Геббельса, руководившего министерством пропаганды. Сверх секретностью можно объяснить и подбор участников: более половины из них были связаны с ведомством Гиммлера. 5 человек, включая Гейдриха, Эйхмана и шефа гестапо Мюллера представляли РСХА; формальные представители главного управления по делам расы и партийной канцелярии были высшими офицерами СС; представлявший министерство оккупированных Восточных территорий (и один из главных разработчиков плана ОСТ) д-р Мейер имел звание обергруппенфюрера СА. Половина участников (7 человек) были докторами наук.

Совещание продлилось не более двух часов. Протокол вел малоизвестный тогда оберштурмбаннфюрер СС Адольф Эйхман, руководитель «еврейского отдела» в составе РСХА. Главным и, фактически, единственным докладчиком был сам Гейдрих. Он подчеркнул, что руководство «окончательным решением» «независимо от географических границ» возложено на рейхсфюрера СС Гиммлера и на него лично. Проинформировав о своем назначении «уполномоченным по подготовке окончательного решения еврейского вопроса в Европе», Гейдрих сформулировал цель совещания. Она состояла в том, чтобы «внести ясность и принципиальные вопросы» и избежать «параллелизма в проведении общей линии».

Дав краткую характеристику и основные итоговые цифры по изгнанию евреев с территории Рейха, Гейдрих указал на новую ситуацию в «связи с возможностями Востока». Одна из ключевых фраз протокола гласила: «Вместо переселения с предварительного согласия фюрера с этого времени была использована другая возможность решения этого вопроса: началась эвакуация евреев на Восток». Речь шла о евреях Германии и Австрии, отправляемых с осени 1941г. в Минск, Ригу и Каунас.

Эти акции Гейдрих предлагал рассматривать «только как маневр», истинное значение которого раскрывала следующая фраза: «Уже тогда начало практиковаться то, что имело решающее значение для окончательного решения еврейского вопроса в будущем». Посвященные участники совещания – сотрудники СС – хорошо понимали, что эти слова означали массовое уничтожение депортированных евреев.

Директивный характер имела следующая фраза Гейдриха: «В процессе окончательного практического разрешения вопроса Европу следует прочесывать с Запада на Восток». Даже на совещании «посвященных» один из главных руководителей СС пользовался намеками и эзоповым языком, нигде не говоря прямо об уничтожении евреев Европы. Текст протокола не оставляет сомнений, что термин «окончательное решение» подразумевал именно это.

В текст протокола были вписаны данные о численности евреев в 33 государствах и административных единицах. Они были разделены на 2 группы: а) проживавших в самом Рейхе и оккупированных странах; б) находившихся на территории союзников Германии; нейтральных стран, а также Великобритании и СССР.

Любопытно, что данные о количестве евреев Европы предоставил Центральный совет евреев Германии. Однако только по государствам Балтии сведения были даны с учетом уже прошедших акций уничтожения.

Из примерно 11 миллионов 300 тысяч учтенных евреев Европы более половины относились к территории СССР. Собственно в Советском Союзе «статистики РСХА» насчитывали 5 миллионов человек (что соответствовало предвоенному еврейскому населению). По Украине и Белоруссии цифры были указаны с точностью до одного человека (соответственно 2 994 684 и 446 484). Дополнительно указывалось еврейское население Белостокской области, Латвии, Литвы, Эстонии и Бессарабии (которая была названа в составе Румынии).

Вопрос об уничтожении евреев Европы решался на высшем государственном и партийном уровне, с ведома Гитлера и при непосредственном участии многих ведомств рейха. Вместе с тем, участники совещания в Ванзее не принимали никаких решений – ни политических, ни технических. Отсутствие дискуссии и каких-либо принципиальных возражений весьма показательно отразило ситуацию готовности государственных структур нацистской Германии к физическому уничтожению евреев Европы.

Лишь представитель генерал-губернаторства (туда вошли не только центральная и восточная часть Польши, но и значительная часть Западной Украины) проявил инициативу. Он просил начать «окончательное решение» именно здесь, выражая желание «удалить» оттуда евреев как можно скорее. В качестве важного аргумента прозвучал тезис, что ни потребности в рабочей силе, ни транспортные проблемы этому не помешают.

Но созданный рядом с Краковом - административным центром Генерал-губернаторства - лагерь уничтожения просуществовал до конца нацистского оккупационного режима в этой части Польши…

Судьбы собравшихся в Ван-Зее сложились по-разному. Гейдрих не добился желанного возвращения в Берлин. Спустя 4 месяца его смертельно ранили чешские патриоты. Эйхман скрывался в Аргентине, откуда его выкрали израильтяне. Судим и повешен в Иерусалиме в 1962 г. Еще 2 эсесовских офицеров были казнены. Один приговорен к 25 годам тюрьмы (помилован в 1954 г.). 4 человека были на непродолжительный период интернированы, но затем освобождены. 3 участника совещания погибли или покончили жизнь самоубийством в 1945 г. Тогда же бесследно исчез «папаша» Мюллер. Лишь одному из присутствовавших в Ванзее союзники не предъявили обвинений (еще один участник совещания в 1943 г. оказался в нацистском концлагере, где и умер спустя 2 года).

Роль Аушвица как центра уничтожения неизмеримо возрастает после совещания в Ванзее. До этого евреев, прежде всего на оккупированной территории СССР, расстреливали прямо на месте. В зоне под контролем гражданской администрации нацисты создали сотни гетто. Некоторые из них (Минское и Львовское) входило в число 5 наиболее крупных гетто Европы, где содержалось свыше 100 тысяч узников. К 1943 г. число гетто на территории под немецким контролем сократилось до 25. В зоне военной оккупации десятки тысяч евреев расстреливали без создания гетто. Зловещий пример - Бабий Яр в Киеве.

Наиболее крупными гетто на территории Польши (здесь они впервые появились в конце 1939 г.) были Варшавское и Лодзинское. На территории Германии, как и в подавляющем большинстве оккупированных ею стран, гетто в классическом смысле слова (с переселением евреев в особый квартал; огораживанием его колючей проволокой или каменной стеной, с внутренней и внешней охраной) не создавались. Но евреев регистрировали. Маркировали их документы и, нередко, квартиры, заставляли носить опознавательные знаки - нашитые на одежды шестиконечные желтые звезды Давида, либо повязки с шестиконечной звездой.

После ванзейской конференции евреев европейских государств стали собирать в транзитные лагеря и отправлять в лагеря уничтожения.

Когда же в Аушвиц доставили первых жертв по программе «окончательного решения»? Бывший комендант лагеря Гесс на допросах и в мемуарах путался в показаниях. Он называет 2 даты: конец декабря 41-го и март 42-го. Последняя дата кажется более верной. Есть свидетельства, что в феврале привезли евреев из польского Бытома. Документально зафиксировано: 26 марта в Аушвиц прибыл эшелон из Словакии. Это были первые евреи из другого государства. Число пассажирок (а в этом эшелоне были только женщины) - 999 человек. 30 марта прибывает первый эшелон из Франции (17 июля - из Голландии; 5 августа из Бельгии; 18 августа - из Югославии; 7 октября из Терезина (Чехия); 1 декабря - из Норвегии; 1943 год. 23 октября - первый эшелон из Италии. 2 мая 1944 г. - первый эшелон из Венгрии.

Обычно узников встречали весьма своеобразным приветствием: «Вы приехали не в санаторий, а в немецкий концлагерь, из которого только один выход - через трубу крематория».

Аушвиц был одним из 6 лагерей смерти на территории Польши. Но только он был предназначен для уничтожения евреев со всей Европы. Остальные работали по территориальному принципу: в Майданеке, Собиборе, Треблинке и Белжеце уничтожали преимущественно польских евреев, проживавших в т.н. Генерал-губернаторстве. В Хелмно - евреев из западной Польши, присоединенной к Рейху. Все они прекратили существование как центры уничтожения в 1943 г. (последним был Майданек - 3 ноября).

Напомним, что до весны 1944 г. лагеря смерти на территории Рейха не были местами массового уничтожения евреев. Более того, после открытия второго фронта Германии резко понадобилась рабская рабочая сила. С этого момента из прибывавших в Аушвиц евреев стали отбирать трудоспособных людей для других концлагерей. Это проходило после так называемой селекции. Всего же через Аушвиц прошло не менее 1 миллиона 100 тысяч евреев.

С февраля 1943 г. в Аушвиц стали поступать цыгане. В Биркенау-2 был организован т.н. семейный лагерь для 23 000 цыган из Германии, Австрии и Чехословакии. Большинство из них умерло от болезней и голода. 2 августа 1944 г. этот лагерь прекратил существование. Около 3 000 остававшихся в живых отправили в газовую камеру.

Советские мирные граждане. Более 5 000 узников составили жители Белоруссии (из Минской и Витебской областей), отправленных в Аушвиц в ходе борьбы с партизанами в 1943 г. Преимущественно это были женщины и дети.

Через Освенцим прошли также свыше 20 узников из разных стран Европы - участники движения Сопротивления; гражданской войны в Испании; заключенные из других концлагерей и тюрем.

ДЕТИ. Из 1 миллиона 300 тысяч узников Освенцима дети подростки не старше 18 лет составили около 234 000.

Из них - 220 000 еврейских детей, 11 тысяч цыганских; несколько тысяч белорусских, украинских, русских, польских. Только осенью 1943 г. в транспорте из Белоруссии было 907 детей и подростков.

Некоторые дети, как, например, Иосиф Гомес-Фиттерлинг, рождались в лагере. Они также носили номер на полосатой одежде узника.

Большинство еврейских детей уничтожались сразу же после прибытия. В сентябре 1944 г., например, 12 300 детей из Каунаса были направлены в газовые камеры.

В начале октября 1944 г. в Аушвице было 2 510 мальчиков и девочек. 10 января 45-го их оставалось 611.
Эвакуация и освобождение. Во второй половине января нацисты экакуировали из Аушвица 58 000 заключенных. В этот момент эсесовская охрана лагеря составляла свыше 4.5 тысяч человек. Они уничтожили более 700 узников буквально накануне освобождения.

До него дожили лишь около 7 000 слабых и больных заключенных Аушвица из более чем 20 стран. Более 4 500 узников в первые же часы и дни свободы получили медицинскую помощь.

Их освободила 100 Львовская кавалерийская дивизия под командованием генерал-майора Федора Михайловича Красавина. Наши войска вошли в лагерь около 3 часов дня. 231 советский солдат и офицер погибли в боях за лагерь и его филиалы. Среди них - командир 472 полка подполковник Семен Львович Беспрозванный. 66 воинов, включая подполковника Гильмудина Бараевича Баширова, погибли непосредственно в бою за лагерь.

Среди освобожденных - известный польский скульптор и художник Дуниковски; директор детской клиники в Праге профессор Епштейн; профессора и члены национальных Академий наук из Франции и Венгрии.

«ПУТЕВОДИТЕЛЬ» ПО АУШВИЦУ. СТАТИСТИКА
Лагерный комплекс Аушвиц, расположенный недалеко от польского городка Освенцим, был создан в 1940 году для содержания политзаключенных. Вскоре в связи с близостью к железнодорожному узлу лагерь превратился в гигантский комплекс, вмещающий в себя около 40 различных объектов. Их "обслуживали" 2500 эсэсовцев.

Аушвиц I - на месте бывших польских казарм. Это был основной лагерь и резиденция главного коменданта всех окрестных лагерей. Максимальная численность заключенных в нем составляла 15-18 тысяч человек.

Аушвиц II был создан в нескольких километрах от главного лагеря, на месте небольшой деревни, называвшейся по-польски Бжезинка, по-немецки - Биркенау. Заключенных здесь было намного больше, чем в главном лагере (временами до 100 тысяч), условия содержания существенно хуже, уровень смертности заметно выше.

Массовое уничтожение людей газом началось в конце 1941 г. Первыми жертвами стали советские военнопленные, на которых проводили опыты, устанавливая необходимое для умерщвления человека количество газа "Циклон Б". С весны 1942 г. начали действовать газовые камеры в Биркенау. Тут же размещались и четыре введенных в строй весной 1943 года новых крематорных комплекса (со встроенными газовыми камерами).

Массовые убийства достигли своего апогея весной и летом 1944 г. В это время в Аушвиц-Биркенау ежедневно прибывали три - четыре поезда, привозившие по 3 – 3,5 тысячи человек. Примерно десятую часть отбирали на "работы", остальных немедленно отправляли в газовые камеры.

Аушвиц III состоял из главного лагеря в Моновице (химическое предприятие концерна "ИГ Фарбен") и 39 более мелких филиалов. Число заключенных достигло осенью 1944 года 30 с лишним тысяч человек.

Всего в лагерях на территории Восточной Европы погибли 12 миллионов узников. Освенцим был настоящей "фабрикой смерти". По разным подсчетам там погибли от 1,5 до 2,2 миллионов человек, примерно 90% из них были евреями. Среди узников лагеря были представители 29 национальностей. Среди погибших – 75 тысяч поляков, 21 тысяча цыган, 15 тысяч советских военнопленных.

231 советский солдат и офицер погибли в боях за лагерь и его филиалы.

Уважаемые коллеги!

Мы разыскиваем бывших узников Освенцима и воинов-освободителей лагеря

или членов их семей!

В освобождении Освенцима принимали участие

100, 107, 148 и 322 пехотные
дивизии 60 армии 1-ого Украинского фронта


Пожалуйста, помогите нам собрать воспоминания и материалы об одном

из важнейших событий Второй мировой войны!

НПЦ «Холокост»

Контактный телефон: 951-67-97; 951-58-76

E-mail: center@holofond.ru

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по проведению «Урока толерантности, посвященного Международному дню памяти жертв Холокоста» iconМеждународный день памяти жертв Холокоста. 2008. Хроника мемориальных мероприятий
Украина. К международному дню памяти жертв Холокоста вышла в свет третья книга воспоминаний бывших узников гетто и нацистских концлагерей...

Методические рекомендации по проведению «Урока толерантности, посвященного Международному дню памяти жертв Холокоста» iconФеномен Холокоста как фактор воспитания толерантности: Российский и мировой опыт
Аннотация в статье предпринята попытка философского осмысления событий Холокоста, анализа преподавания темы Холокоста в России и...

Методические рекомендации по проведению «Урока толерантности, посвященного Международному дню памяти жертв Холокоста» iconФеномен Холокоста как фактор воспитания толерантности: Российский и мировой опыт
Аннотация в статье предпринята попытка философского осмысления событий Холокоста, анализа преподавания темы Холокоста в России и...

Методические рекомендации по проведению «Урока толерантности, посвященного Международному дню памяти жертв Холокоста» iconМетодические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях...
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Методические рекомендации по проведению «Урока толерантности, посвященного Международному дню памяти жертв Холокоста» iconМетодические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях...
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Методические рекомендации по проведению «Урока толерантности, посвященного Международному дню памяти жертв Холокоста» iconМетодические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях...
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Методические рекомендации по проведению «Урока толерантности, посвященного Международному дню памяти жертв Холокоста» iconМетодические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях...
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Методические рекомендации по проведению «Урока толерантности, посвященного Международному дню памяти жертв Холокоста» iconМетодические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных...
Подвигу Кирилла и Мефодия многие народы приобрели азбуку, письменность, приобщились к общемировой науке, культуре, к христианским...

Методические рекомендации по проведению «Урока толерантности, посвященного Международному дню памяти жертв Холокоста» iconМетодические рекомендации по проведению дня знаний, посвященного...
...

Методические рекомендации по проведению «Урока толерантности, посвященного Международному дню памяти жертв Холокоста» iconРоссийская Федерация Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Сценарий проведения мероприятия, посвященного «Дню памяти и скорби – дню начала Великой Отечественной войны» 5






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск