У каждого из нас есть малая Родина-это место, где мы родились, где жили наши предки, где наши корни. У одних это русло рек, расположенные в нем города, села






НазваниеУ каждого из нас есть малая Родина-это место, где мы родились, где жили наши предки, где наши корни. У одних это русло рек, расположенные в нем города, села
страница1/8
Дата публикации08.06.2016
Размер1.31 Mb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Введение.

У каждого из нас есть малая Родина-это место, где мы родились, где жили наши предки, где наши корни. У одних это русло рек, расположенные в нем города, села, деревни и др. К сожалению, эти исторические корни многими забыты. Некоторые не знают, как звали их прадедов, не говоря уже о тех предках, которые жили несколько веков тому назад и были основателями их фамилии.

Жители, проживающие в бассейне рек Ирени, Сарса, Сылвы, хотя в этих местах проживают несколько веков, знают очень мало информации о населении и населенных пунктах этого региона. Поэтому я, Хузин Раис Сахипович, совместно с главой Енапаевского сельского поселения Башаровым Рацилем Габдуловичем в честь 445-летия села Енапаево, 185-летия Енапаевской средней общеобразовательной школы и 335-летия Енапаевского сельского поселения в 2011 году решили к этому вопросу вернуться и переиздать книгу «Чал тарихлы Янапай», который был выпущен к 440-летию села Енапаево.

В последнее время, правда, начал пробуждаться у населения интерес к прошлому. Но история неумолима. И в наши дни исчезают мелкие населенные пункты, существовавшие порой по 200-300 лет. Гибнут документы. Домашние архивы, а вместе с ними углубляется разрыв между прошлым и будущим. Сократить этот разрыв необычайно трудно. В какой- то мере этому может способствовать данная книга.

Выражаем благодарность организаторам встречи с населением в 2011 году работающим главе Енапаевского сельского поселения Башарову Рацилю Габдуловичу и председателю колхоза «Урал» Галиеву Васиму Наримановичу.

Данная наша совместная работа вызовет у читателей разные мнения. Мы готовы к разговору, к спорам, ведь истина рождается …
Основание села.

Существует несколько мнений о дате основания села Енапаево. По-разному пишут об этом событии исследователи истории села. В 1995 году писатель Амир Фатихов в книге «Гайна иле» рассказывает о воспоминании, которого нашел известный историк Миркасим Госманов. М. Госманов записал в деревне Иштирек. И это воспоминание оставил в своей записи в 1891году шакирд медресе села Енапаево Шамсетдин Габдула (1.28стр.). Вот это воспоминание: «Отец Жана Бойорган, отец Бойоргана Хужаш, его отец Хужа Шаех, отец Хужа Шаеха Нур Сабу, отец Нур Сабу Даулат Бирде, отец Даулат Бирде Сайып Хужа, отец Сайып Хужа Буйын Хужа, отец Буйын Хужа Байсары Бий. Три брата Байсары Бий, Буреджан Бий, Кук Буре Бий были ногаями. » (2.172-173стр.). Если подсчитывать основание Енапаево по найденным воспоминаниям историка Миркасима Госманова, то селу исполнится 565-645 лет.

По архивным документам, одного из 4 сыновей Каръяу Мемсякова звали Енебек. Историк Ф.Пшеничников пишет: «Основатель села Каръяу Мемсяков в 1612 году был очень старым человеком, жил в семье одного из сыновей Янбай.».

По данным летописи, похоже, селу Енапаево 527-537 лет (4. 2стр.).

На старом кладбище села Енапаево есть несколько надмогильных камней, на одном из них по-арабски написано: «Фатима абыстай умерла в 1664 году, из Агрыза». Об этом написал в своих научных трудах доктор исторических наук, профессор Файзелхак Ислаев (3.33стр.).

При строительных работах в селе Енапаево найден браслет 1411года. В браслете написано по-арабски. По этим находкам, селу Енапаево больше 445 лет.



Дата чеканки на женском браслете 1411 г.
У нас очень мало архивных материалов для уточнения образования древних деревень, а имеющиеся отражают последний 400-летний период. Документы, написанные в период Болгарского ханства, Золотой Орды и Казанского ханства, не дошли до нас, они исчезли во время завоевательных войн. Особенно нанесен ущерб нашему народу в 1552 году, когда войско Ивана Грозного завоевало Казань. Были уничтожены богатая библиотека и архив Казанского ханства.

Первое название села Енапаево-Болотово. Название Болотово произошло, наверное, от имени человека, старейшины родовой семьи. Многие люди переводили на татарский язык слово «болото» и называли село «Саз авыл» (дословно «болотная деревня», «деревня на болоте»). Вокруг пустовали все земли, а выходит, люди поселились в болота? Поэтому, думаем, что название села произошло от чьего-то имени. Село Болотово от юга до села Кунгак (Аскинский район Башкорстана) с востока до Кызылъяр (Красноуфимск Свердловской области) было владением Енебека Карьева. Все эти земли принадлежали Казанскому ханству, народ платил дань хану.

В 1552 году после завоевания Казанского ханства, у Ивана Грозного не было, наверное, сил пройти до востока и он не коснулся прав на землю Енебека. В 1566 году Иван Грозный дал Енебеку Карьеву особую грамоту, удостоверяющую законные права на эти земли, и присвоил титул князя.

В частности, енапаевцы сумели доказать свое право на земли в споре с Пыскорским монастырем в 1576 году (ныне с. Пыскор Усольского района), показав грамоту 1566 года. Документы этого события хранятся в Пермском государственном областном архиве. В 1981 году 3 декабря впервые опубликовал эту грамоту в газете «Вперед» историк Ф.Пшеничников. Может быть, село образовалось раньше и эта цифра не совсем подходит к основанию Енапаева, но других документов на сегодняшний день не найдено. Согласно этого документа, считается, что в июне месяце 2011 года селу Енапаево исполнится 445 лет. Значит, Енапаево- первое поселение на территории современного Октябрьского района Пермской области.

После падения Казанского ханства начинается колонизация Урала русскими. В конце 16 века с севера начинают оказывать давление на енапаевцев крупные земледельцы Строгановы. Таким образом, для татарского народа, проживающего по берегам рек Сылва, Ирень, Шаква, наступают трудные дни. Захватывали их земли. Русские промышленники Строгановы обратились царю, что эти земли пустуют, никто не живет на этой земле, и они по царской грамоте получают эти земли. Колонизация коснулась и Енебека Карьева. Ему давалось право непосредственно связаться с царем, он был служивым человеком, несмотря на свое положение, он не воспользовался этим правом, был покорным, безропотным человеком. Князь Енебек в то время проживал в своей вотчине ниже деревни Карьево нынешнего Ординского района. Когда Строгановы начали подвергать гонениям, оставив управление вотчиной своему сыну Кабанай, Енебек с другими сыновьями и женой ушел в верховье реки Ирень и поселился в деревне Болотово.

В старину у татарского народа был обычай: назвать деревню именем первого поселившегося человека, именем старейшины. Таким образом, и здесь Болотово стало называться деревней Енебеково, а эти земли - Енебековскими дачами. Деревня под названием Енебеково впервые упоминается в отписке Соликамскому воеводе И.Н.Лачинову за 28 января 1619 года. Енебек Карьев от своего имени и от имени местного народа пишет письмо в Москву царю России Михаилу Романову. В своем послании он просит остановить захваты Строгановых земель, богатую рыбами, дикими животными. Хотя Михаил Романов говорил, что он на стороне местного населения, но никаких мер не принял.

По данным Пермских архивных документов - показаниям кунгурских остяков, данных ими Осинскому земскому суду в 1785 году, заселение поймы реки Ирень проходило постепенно. Берега рек Ирень, Сарс, Сылва, Шаква издревле населял тюркско-татарский народ. Тюркско-татарские названия гор, рек, лугов, лесов подтверждают, что веками жили на этих землях наши предки.

Наш край платил не только дань, но и поддерживал связь с Болгарами, Золотой Ордой, Казанским ханством. В 16-17 веках из Казанского края переселялись в наш край много людей. Эти люди увеличивали не только количество народа, а самое главное, несли новшество: среди этих людей были и образованный мулла, учителя-наставники, искусные мастера (портные, валяльщик сукна, валенок), умельцы в торговом деле и другие специалисты. И сейчас рассказывают в Енапаево, что Касим из Казани выпекал хлебные булки, сушки, петушиные конфеты. Торговец из Агрыза Мортаз Гайнуллович в Енапаево построил медресе. На старом кладбище Енапаево в надмогильном камне на арабском языке написано: «Мортаза сын Гыйнуллы, из Агрыза Сарапулского уезда, торговец. Построил здание медресе в Болотове. Умер в 1907 году 6 августа, в понедельник». С приходом этих людей в деревнях начали строительство мечети - медресе, мастерских, открывались магазины; деревня ожила, расширилась, развивалась. Наши предки пережили разгром Болгарского государства, нашествие монгол, потопление в крови войсками Ивана Грозного деревень и городов Волги-Камы, насильственное крещение, но не забыли своих корней, сохранили верность обычаям и нравам татаро-тюркского народа.
О знаках.

С одной стороны, изучение знаков как бы не имеет непосредственную связь к основанию и формированию татар села Енапаево. Но это не очень правильное рассуждение. Если рассмотреть вместе с другими источниками, то татарские знаки помогают найти самые глубокие корни тюркско-татарского народа в другом районе, местности.

К сожалению, до сегодняшнего дня очень мало записей о знаках, особенно у татар. А ведь, собрав их, сопоставив и изучив знаки народов из других местностей, историкам и этнографам открылась бы возможность ответить на многие спорные вопросы. Знак, как и язык народа, исторический памятник, сохранившийся испокон веков. Известно, что надписи у тюркских народов в 6-9 веке были широко распространенной письменностью. По находкам археологов видно, что в предметах того времени вместе со словами, написанными рунским алфавитом, мастер ставил и свой знак.

Возникновение знаков было, наверное, связано с потребностью их в хозяйстве. Каждому человеку, чтобы отличить свой предмет от предметов других, нужны были метка, знак, клеймо. Сохранилось одно предание об этом: «Будто 92 родни разбогатели, много стало скота, все смешалось, братья не могли их отличить, вместе собравшись, придумали 92 знака». О древности знаков доказывает соответствие названий знака к родам. Если в каком-то месте найден родовой знак, то по этим местам кочевала эта племя. По изображению знака можно было определить, чем занимается хозяин: если он ухаживал за лошадьми, то знак-гребень; если табунщик-знак пику. Конечно, невозможно утверждать только по знакам о занятии человека, не всегда хозяин со знаком молота может быть кузнецом. Все пермские (енапаевские) татары имели знак. Этими знаками они пользовались при регистрации различных документов. Во времена Великого Булгара и Казанского ханства этот край был местностью сравнительно самостоятельной, меньше платившей дань. Положенные земли, леса пометили знаками, клеймо ставили на лошадь и корову. В 17 веке они превратились в юридические знаки, знак изображался как вещь отдельного хозяина.

Рассмотрим некоторые широко распространенные знаки среди пермских (енапаевских) татар, они даются в 2 приложениях. В вертикальном ряду показаны в основном разные изображения всех знаков. Эти комбинации настолько богаты, что невозможно отобразить все в этой таблице.

На втором вертикальном ряду изображенный знак называется реберным (боковой) и он состоит из 2-3 параллельных линий. Из писцовой книги, которую написал Михайло Кайсаров в1623-1624 годы, видим, что эти знаки встречаются в памятниках у татар Сылвы, Карьи. Позже эти знаки встречаются в старейшине Енапаево.

Пятый вертикальный знак называется знак-молот. Эти знаки распространены в Енапаевской волости. Можно предположить, что многие обладатели этих знаков основатели деревень от начала Ирени до Калтаево.

Знаки пермских (енапаевских) татар, как и метки остальных тюркских народов, передаются из поколения в поколение без изменения: мальчик брал знак отца, если отделился от родительского дома, то менял сверху одну линию.

Вывод: сравнение знаков пермских татар и других народов поможет найти ответ на сложнейший вопрос о возникновении и формировании в этих краях местного населения.

Пугачевское восстание.

Пугачевское восстание 1773-1774 года глубоко потрясло Российскую империю, оставило глубокий след в жизни народа, проживающего по Ирени. Поверив словам нового Питерского царя, целый год весь деревенский и городской народ принимал активнейшее участие в бунте, направленный против царского правительства. Народ был не доволен своим положением и жизнью.

Пугачевский мятеж начался в волости Гайне Тулвинского поречья. В организации мятежа большую роль сыграли сотник деревни Удик волости Гайне Иткинин Батыркай и мулла деревни Тау Абдулов Абди. Невозможно представить без Усаева Канзафара мятеж в этих краях, штурм Кунгура. Он родился в семье татар - мишар в деревне Чакмагыш Уфимского уезда, потом был муллой в деревне Бозаяз, служил сотником. С начала мятежа пришел к Пугачеву в Бирде, героически участвовал во многих столкновениях, заслужил звание полковника, Емельян Пугачев отправил его на окрестности Осы, Кунгура, Красноуфимские края с целью организации мятежа. Примерно 20 декабря мятежники без боя взяли город Осу. Усаев Канзафар присвоил чин полковника Иткинину Батыргаю, Абдулову Ауди, и они начали подписывать указы. Придумав план захвата центра Пермской провинции Кунгура, мятежники, разделившись на три группы, разошлись в разные стороны.

Абдулов Абди с отрядом татаро-башкир-русских из 400 человек направился на север по маршруту Оса-Югокамский завод-Култаево-завод Егошиха (В то время не было города Перми). По плану должны были пополнить отряд в деревнях Куян, Култай, Янычи, организовать атаку с севера- запада на Кунгур.

Завладев заводами Берма, Иске авыл, Ашап, расположенных по Ирени, отряд Иткинина Батыркая должен был осаждать Кунгур и с приходом остальных отрядов организовать атаку.

Отряд Усаева Канзафара взял Уинский медеплавильный завод, оружие этого завода; уговаривал татар, русских, чирмеш, проживавших вдоль по Ирени, встать на сторону нового царя. В Уинске подписывает указ на имя В. Зубинина с разрешением держать мельницу. Мятежники, взяв деревни Чайка, Суда, Медянка в Уинске, заставили народ дать клятву бунтовщикам. Они направились в наши края. 1 января Усаев Канзафар приезжал в село Богородское со своим отрядом из 500 человек. В двух километрах от села делегация жителей встретила хлебом-солью отряд. Торговец Богородска Белобородов Иван привел в свой дом Канзафара. Может быть, дом Ивана был самым лучшим домом. Сотник, староста, авторитетные люди собрались в этом доме. После переговоров, Канона Змеева избрали командиром конного отряда из 25 человек. Объединив группу из 12 деревень, сформировали новый отряд, и Канзафаром был назначен командиром этого отряда Белобородов Иван, бывший солдат. Иван Белобородов обладал исключительными организаторскими способностями, стал самым талантливым руководителем Пугачевского восстания, о нем сочиняли книги, а кто не знал другого героя Канзафара Усаева, превосходящего даже Ивана? Канзафар Усаев отправил своих помощников в русские, татарские деревни Иштираки, Уразметьево, Ишимово, Усть-Арий, Енапаево, Большой Сарс, Верх - Тюш и др., возросло число вступивших людей в отряд. В основном к мятежу примкнули из деревень Иренской волости. 3 января был организован новый отряд. Командиром отряда был избран сотник Большого Сарса Джумаев Кунакбай. Мулла из Усть-Ария Итнимасов Амир был назначен полковым писарем, Габдуллажан из Басино – сотником. Кроме конского отряда, дополнительно снабжали из Енапаево 3 ружьями, Ишимово-4, Уразметьево-3,Иштираки-1 ружьё,1турку.

Отряд Абдулова Абди, организовавший атаку с севера на Кунгур, осадил деревню Югары Мул, но собравшиеся здесь правительственное войско, рабочие, крестьяне встретили мятежников выстрелом из орудий и мятежники понесли жестокие потери. Отряд Абдулова Абди отступил, не участвовал при осаде Кунгура.

Команда рекрутов во главе подполковника Папавы и еще одна команда из Екатеринбурга прибыли в Кунгур, усилили силы Кунгура.

23 января, когда прибыли все отряды, с утра до вечера мятежники осаждали город, однако все попытки оканчивались неудачей. 30 января правительственные войска разгромили мятежников, отступивших на Орду. 17 марта в деревне Бугалыш отряд Папава разгромил отряд Салавата Юлаева. По следам пугачевцев шел карательный отряд, сжигая селения, оказавшие поддержку восставшим. 25 марта 1774 года проехал через Богородск, Сарс, деревень вдоль по Ирени до Кунгура. В Богородске дом Ивана Белобородова снесли, бревна увезли в Кунгур. В деревнях работали карательные отряды. Активно участвовали в Пугачевском восстании Иренские татары и люди деревень, расположенных по берегам реки Ирень и Сарса. К сожалению, сколько человек участвовал из Енапаево, об этом нет сведений.

В 1773-1775 годах на крестьянской войне участвовали 1375 башкир, 263 мишар, 9435 татар и истек(6.103стр.)

Пугачев, после взятия города Осы, повел свое войско на Казань, осадил город, но на помощь осажденным пришли царские войска и пугачевцы были разгромлены.

В Пермской провинции мятежники сожгли 6 церквей, ограбили 10 церквей, убили 5 попов. Это можно рассмотреть как злой умысел отомщения на насильственное крещение татар.(3. 29-36стр.). Несмотря на то, что народ за свои права вел беспощадную борьбу, их земли, поля-луга, богатые леса, богатства, заводы, монастыри отбирались войсками дружины стража. Здешний простой народ: татары, русские, чуваши, коми-народ - стремился жить между собой дружно.

Во времена Екатерины II в 1770 году в деревне Енапаево была открыта почтовая станция на Пермско-Кунгурско-Бирско-Уфимском тракте. Она обеспечивала работу связи. Два раза в неделю из Бирска в Кунгур и обратно из Кунгура в Бирск через деревню проезжал почтовый чиновник. Его в Енапаево встречал, как своего родственника, работник связи Карим Габдулла, менял почтовых лошадей, кормил, поил, провожал.

Об отрезке пути от села Енапаево до Аскино по тракту Бирск-Кунгур ученый географ Н.Чупин писал: «Атерский волок – семидесятиверстное протяжение дороги из Кунгура в Бирск - гористое, лесное. Начинается от татарской деревни Енапаево близ реки Ирени и до деревни Бурмы на речке Бурме, близ впадения ее в Тюй, приток Уфы, тянется вдоль речки Атер. Ре -чка Атер начинается близко от вершины реки Ирени ». Во время проезда путешественника и ученогоП.С. Палласа в 1773 году тут не было ни одного селения, кроме Енапаево, только находилось в четырех местах по избушке – для отдыха проезжающих. Путь считался небезопасным. (4. 44 стр.). Эта дорога через Енапаево была известна уже в 1680 году. Поэтому мы всегда поддерживали связь с городом Казань. Этот тракт назывался старой Казанской дорогой. Эта дорога протянулась через город Уфы, по реке Тюй, по реке Атер в деревню Енапаево, а потом до города Соликамска (5. 67 стр.)

В XVIII веке деревня Енапаево подчинялась разным властям. Например, в 1785 году числилась в составе Осинского уезда Пермской губернии, с 1795 года вошла в Красноуфимский уезд. В начале XIX века, подчиняясь Кунгурскому округу, была некоторое время в составе Казанской губернии.

До середины XVIII века в Енапаевской волости занимались рубкой леса, охотой и рыболовством, сплавляли лес, варили смолу, готовили мочало. В XVIII веке с 30 года занимались земледелием. Уже в 1680 году торговали своим традиционным товаром: вощиной, мехом, ручной работой и также хлебом, с этими товарами показывались и на базаре Соликамска. В это время животноводство превратилось на подручную отрасль.
Село Енапаево в 19 веке.

В этот период жители деревни вели тот же образ жизни, что и в другие года: весной выходили на посевную, летом заготавливали сено, осенью вовремя убирали выращенный хлеб. Только в холодную, вьюжную зиму была возможность отдохнуть. В истории 19 век известен борьбой за сохранение духовного мира, быстрым ростом населения деревни. Население деревни Енапаево в ту пору жило в поле во время страды, сенокоса, не возвращаясь, домой. Название местностей Жайлау, колодец Дилявира являются доказательством этой поры.

В 1811 году Енапаевскую волость входили деревни Седяш, Кашкино, Сарс, Аделево, Верх-Тюш, Усть-Арий.

В 1834-1836 годах царское правительство, органы Пермской губернии по Ирени начали строить для хранения хлеба склады, амбары, магазины. В нашем селе этот склад был построен в1835 году, двухэтажный, но деревенские жители называли его « магазином». До 2000 года он считался складом колхоза «Урал», потом снесли.

Отмена крепостного права 1861 года не облегчила жизнь Иренского народа. Проводив новые административные реформы, ликвидировали татарские волости по Ирени. Волости остались только в Енапаево и Басино. Это можно рассмотреть специально проделанным административным преобразованием, препятствовавшим социально-экономическому и духовному росту татарского народа.

В 19 веке была несколько раз засуха, в результате этого бедствия, наблюдался голод в деревнях, особенно сильным был в 1839-1841 г.г., 1856-1862 г.г., 1877-1878 г.г., 1891 годах. Об этом свидетельствует следующая запись. Красноуфимская управа 26 марта 1878 года получила рапорт Енапаевского волостного правления от 17 марта за № 149, в котором ясно говорилось, что «в той местности крайне бедствует от неурожаев
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

У каждого из нас есть малая Родина-это место, где мы родились, где жили наши предки, где наши корни. У одних это русло рек, расположенные в нем города, села iconПоставила перед собой вопросы, на которые надо искать ответы. Наметила план действия
Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня,...

У каждого из нас есть малая Родина-это место, где мы родились, где жили наши предки, где наши корни. У одних это русло рек, расположенные в нем города, села iconЮгра в годы Великой Отечественной войны
Куда бы ни забросила человека судьба, в его душе всегда остаётся уголок, где теплится, не умирает любовь к тому единственному месту...

У каждого из нас есть малая Родина-это место, где мы родились, где жили наши предки, где наши корни. У одних это русло рек, расположенные в нем города, села iconРайонная тематическая конференция
Есенинские строки известны всем. Каждый человек – своего рода открыватель. И у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть...

У каждого из нас есть малая Родина-это место, где мы родились, где жили наши предки, где наши корни. У одних это русло рек, расположенные в нем города, села iconОтделение морской геологии и осадочного рудообразования цним
Иногда это суровый, штормовой район, где свирепствуют бури, проносятся смерчи где на протяжении многовековой истории происходили...

У каждого из нас есть малая Родина-это место, где мы родились, где жили наши предки, где наши корни. У одних это русло рек, расположенные в нем города, села iconОтделение морской геологии и осадочного рудообразования цним
Иногда это суровый, штормовой район, где свирепствуют бури, проносятся смерчи где на протяжении многовековой истории происходили...

У каждого из нас есть малая Родина-это место, где мы родились, где жили наши предки, где наши корни. У одних это русло рек, расположенные в нем города, села iconКнига наш друг и советчик Книга очень важна для каждого из нас. Вы спросите меня: «Почему?»
Вроде игра, но она всерьез открывает законы словесного творчества, заставляет где с помощью логики, где с помощью интуиции решить...

У каждого из нас есть малая Родина-это место, где мы родились, где жили наши предки, где наши корни. У одних это русло рек, расположенные в нем города, села iconУрок №1
В этом помогут уроки, где имеет место не только знание предмета, но и творчество, где есть элемент удивления, театрализации, конкурсности,...

У каждого из нас есть малая Родина-это место, где мы родились, где жили наши предки, где наши корни. У одних это русло рек, расположенные в нем города, села icon50-летний юбилей это хороший повод взглянуть на историю земли, на...
Наши предки, пришедшие сюда в далеком XVIII веке, не только основали большинство селений нашего района, но и заложили традиции бережного...

У каждого из нас есть малая Родина-это место, где мы родились, где жили наши предки, где наши корни. У одних это русло рек, расположенные в нем города, села iconКлассный час. «Что значит быть патриотом своей Родины?»
Сегодняшний наш разговор о Родине. С детских лет человек связывает слово «родина» с тем местом, где родился, где живёт его семья

У каждого из нас есть малая Родина-это место, где мы родились, где жили наши предки, где наши корни. У одних это русло рек, расположенные в нем города, села icon«картина» каждого из разделов дисциплины. Это, прежде всего, 3 главные раздела: Теория культуры
Федерального компонента «Культурология». Содержание данного пособия фиксирует программу курса, включающую как лекционную часть, так...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск