Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета






Скачать 116.33 Kb.
НазваниеПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета
Дата публикации02.03.2017
Размер116.33 Kb.
ТипПояснительная записка
h.120-bal.ru > История > Пояснительная записка
История России в XVI – XVII вв.

7 класс (40 ч)
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета. Курс сочетает историю государства и населяющих его народов. Он дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.

Рабочая программа предмета «История России» для 7 класса (курс История России «История России в XVI – XVII вв.») составлена в соответствии Концепции нового учебно – методического комплекса по отечественной истории и Историко- культурного стандарта, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ с.Большой Умыс.
Место курса в учебном плане

Предмет «История России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6-9 классах в общем объеме 164 ч., в 7 классе изучается курс «История России в XVI – XVII вв.» – 40 часов. На изучение истории отводится 2ч в неделю. В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют активизации учебной работы школьников.
Задачи изучения истории России в 7 классе:

– продолжение формирования ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;

– овладение учащимися основными знаниями по истории России XVI-XVII вв., понимание ими места и роли Московского царства XVII в. во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для современного общества;

– воспитание учащихся в духе уважения к истории России XVI-XVII вв. и гордости за героические свершения предков;

– развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России XVI-XVII вв.

К важнейшим личностным результатам изучения истории России в 7 классе относятся следующие убеждения и качества:

– осознание своей идентичности как гражданина страны – исторической преемницы Русского царства;

– осмысление социально-нравственного опыта России XVI-XVII вв.;

– уважение к культуре России.

Предметные результаты изучения истории России в 7 классе включают:

– овладение целостным представлением об историческом пути России, соседних народов и государств в XVI-XVII вв.;

– способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: объединение русских земель вокруг Москвы; подъем и упадок российской государственности в период правления Ивана IV Грозного; Смутное время; формирование абсолютизма; закрепощение крестьян;

– способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений:– умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Смутное время; первые Романовы);

– расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков Ивана III Великого, Василия III, Ивана IV Грозного, Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, К. Минина и Дм. Пожарского, Алексея Михайловича, Никона и Аввакума, Степана Разина;

– готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России XVI-XVII вв.

Спорные проблемы и их интерпретация. Изучаемый период истории России включает ряд острых проблем, которые интенсивно обсуждаются в средствах массовой информации, публицистике и пр. К числу таких проблем можно отнести:

- роль Ивана IV Грозного в русской истории;

  • попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток;

  • присоединение Украины к России (причины и последствия);

  • фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы;

По всем этим вопросам учащимся должна быть дана возможность выбирать ту или иную точку зрения и аргументировать ее с помощью фактов. Вместе с тем недопустимы крайние оценки и интерпретации, основанные на идеологической предвзятости, русофобии, незнании фактов или нежелании считаться с ними.


Содержание учебного предмета «История России» 7 класс.


Россия в XVI в.

Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и за-

рождение европейского абсолютизма.

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства.

Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов.

Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.

Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.

Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства.

Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.

Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война.

Полиэтнический характер населения Московского царства.

Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий. Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.

Культурное пространство

Культура народов России в XVI в.

Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.

Россия в XVII в.

Россия и Европа в начале XVII в.

Смутное время, дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные

ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.

Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления:

развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г.

Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества.

Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки,

крестьяне, холопы.

Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.

Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада.

Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири.

Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения.

Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.

Культурное пространство

Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени.

Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты».

Русские географические открытия XVII в.

Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири.


Требования к уровню подготовки

В результате изучения истории России в 7классе учащиеся должны:

-получить целостное представление об историческом пути России, соседних народов и государств в XVI-XVIIвв.;

- научиться применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: объединение земель вокруг Москвы; расцвет и упадок российской государственности в период правления Ивана Грозного; Смутное время; формирование абсолютизма; закрепощение крестьян; реформы Петра Великого; дворцовые перевороты; «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II;

- уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников;

- получить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков исторических личностей;

- уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России XVI-XVIIвв.

Тематическое планирование

История России (40 ч)

7 класс

урока

Содержание материала

Кол-во часов

Раздел I. Россия в XVIв.

1

Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий.

1

2

Территория, население и хозяйство России в начале XVIв.

1

3

Формирование единых государств в Европе и России

1

4

Российское государство в первой трети XVIв.

1

5

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVIв.

1

6 - 7

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

2

8 - 9

Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVIв.

2

10 - 11

Внешняя политика России во второй половине XVIв.

2

12 - 13

Российское общество XVIв.: «служилые» и «тяглые»

2

14

Народы России во второй половине XVIв.

1

15 - 16

Опричнина

2

17

Россия в конце XVIв.

1

18

Церковь и государство в XVIв.

1

19 - 20

Культура и повседневная жизнь народов России в XVIв.

2

21

Повторительно – обобщающий урок по теме «Россия в XVIв..»

1










Раздел 2. Смутное время. Россия при первых Романовых.

22

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI – начале XVIIвв.

1

23 - 24

Смута в Российском государстве

2

25

Окончание Смутного времени

1

26

Экономическое развитие России в XVIIв.

1

27

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

1

28

Изменения в социальной структуре российского общества

1

29

Народные движения в XVIIв.

1

30 - 31

Россия в системе международных отношений

2










32

«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России

1

33

Русская православная церковь в XVIIв. Реформа патриарха Никона и Раскол

1

34

Народы России в XVIIв.

1

35

Русские путешественники и первопроходцы XVIIв.

1

36

Культура народов России в XVIIв.

1

37

Сословный быт и картина мира русского человека в XVIIв.

1

38

Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVIIв.

1










39

Повторительно – обобщающий урок по теме «Смутное время. Россия при первых Романовых».

1

Итоговое повторение

40

Итоговый урок

1


Материально -техническое обеспечение

Арсентьев Н.М, Данилов А.А.,Курукин И.В., Токарева А.Я. История России в XVI – XVII вв. М.: Просвещение, 2016.

Сорокина Е.Н.Поурочные разработки по истории России XVI – XVII вв. 7 класс. Книга для учителя.

Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс. М.: Просвещение, 2016.

Литература (для учителей и учащихся)

Андреев И. Л. Алексей Михайлович. — М., 2006.

Андреев И. Л. На пути к Полтаве. — М., 2009.

Анисимов Е. В. Династия Романовых. — М., 2010.

Бушуев С.В. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. XVI-XVIIвв. — М., 1994.

. День народного единства. Биография праздника. Антология. — М., 2009.

История государства Российского: Жизнеописания. XVII век. — М., 1997.

История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. XVII век / Автор-соcтавитель Г.Е. Миронов. Кн. 1-2. — М., 2000-2001.

Каменский А. Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. — М., 1999.

Козляков В. Василий Шуйский. — М., 2007.

Козляков В. Лжедмитрий I. — М., 2009.

Козляков В. Марина Мнишек. — М., 2005.

Козляков В. Михаил Федорович. — М., 2010.

Леонтьева Г. А. Практикум по истории России XVII века. — М., 2006.

Лисейцев Д. В. Приказная система Московского государства в эпоху Смуты. — М. — Тула, 2009.

Петрова Н. Г. Скопин-Шуйский. — М., 2010.

Сахаров А. Н. Степан Разин. — М., 2010.

Скрынников Р. Г. 1612 год. — М., 2008.

Скрынников Р. Г. Борис Годунов. — М., 2002.

Скрынников Р. Г. Василий Шуйский. — М., 2002.

Скрынников Р. Г. Минин и Пожарский. — М., 2007.

Скрынников Р. Г. Михаил Романов. — М., 2005.

Скрынников Р. Г. Смутное время. Крушение царства. — М., 2007.

Скрынников Р. Г. Три Лжедмитрия. — М., 2003.

Тюменцев И. О. Смутное время в России начала XVII столетия. Движение Лжедмитрия II. — М., 2008.

Устинова И. А. Приказная бюрократия допетровской Руси // Преподавание истории в школе. 2010. № 4.

Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. / Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. Т. 2. Ч. 1-2. — М, 1995, 1997.

Эскин Ю. М. Очерки истории местничества в России XVI–XVII вв. — М., 2009.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета iconСтруктура программы учебного предмета I. Пояснительная записка -характеристика...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета iconСтруктура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета iconСтруктура программы учебного предмета I. Пояснительная записка -характеристика...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета iconСтруктура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета iconРабочая программа по русскому языку включает разделы: пояснительную...
Рабочая программа учебного предмета «мхк» для 10-11 классов общеобразовательного учреждения (базовый уровень) составлена на основе...

Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка Общая характеристика курса Интегрированный курс «Искусство»
...

Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка к тематическому планированию
Инструктивно-методического письма «О преподавании учебного предмета «история» и «обществознание»

Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка. Цель изучения учебного предмета
Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся

Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании
«О преподавании учебного предмета «География» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»...

Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета iconОтчет по результатам самообследования 2012-2013 уч г
Паспортные данные и общая характеристика учебного заведения






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск