1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен






Скачать 418.92 Kb.
Название1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
страница1/2
Дата публикации03.03.2017
Размер418.92 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > История > Документы
  1   2



10 класс история

1 .Планируемые результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности

2. Содержание учебного предмета.

Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIX в. (24 часа)

Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIX в., 10 класс (В. И. Уколова, А. В. Ревякин, М. Л. Несмелова). Базовый уровень.

Введение – 1 час.

Историческое познание сегодня. Сущность, формы и функции исторического познания. Предмет исторической науки, особенности исторического факта. Понятие «всеобщая история». История в системе гуманитарных наук. Источниковедение и историография, вспомогательные исторические дисциплины. Периодизация истории, историческая хронология.

Раздел 1. Первобытность - 1 час

Понятия «предыстория человечества» и «первобытное общество». Проблема происхождения человека. Расселение первобытного человека. Появление человека современного типа. Взаимосвязь процессов антропогенеза и социогенеза. Первичные формы социального объединения. Присваивающее и производящее хозяйства. Неолитическая революция.

Раздел 2. Древний мир – 3 часа

Ближний Восток — колыбель древнейших цивилизаций. Взаимодействие человека и природы в древних обществах. Цивилизации долин великих рек: Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай. Восточная деспотия. Власть и общество, положение подданных. Доминирование традиции в жизни древневосточных обществ. Складывание первых мировых империй. Значение цивилизаций Древнего Востока и их культурного наследия для последующих эпох и мировой культуры.

Понятие «античность». Периодизация становления и развития античной цивилизации. Ареал ее распределения. Древняя Греция— часть античной цивилизации. Периодизация ее истории. Архаическая Греция. Власть и человек в архаической Греции. Место аристократии в обществах архаической Греции. Агональное начало в культуре. Олимпийские игры. Классический период истории Древней Греции. Греческий полис: типы и эволюция. Афины и Спарта. Греческая демократия. Формирование гражданской системы ценностей. Классическое рабство. Человек в мире древнегреческих полисов. Древнегреческое язычество. Культура Древней Греции. Древнегреческая философия, знания о мире и человеке. Театр, архитектура. Значение политического и культурного наследия Древней Греции для последующих эпох и мировой культуры. Греческие полисы в международных отношениях Древнего мира. Походы Александра Македонского, образование им мировой державы.

Периодизация истории Древнего Рима. Римская цивилизация как часть античной цивилизации. Ранний Рим. Патриции и плебеи. Римская гражданская община и ранняя республика. Пунические войны. Превращение Рима в мировую державу. Переход от гражданской общины к мировой империи. Принципат как система власти и управления. Возникновение и распространение христианства. Становление христианской церкви. Кризис III века. Поздняя империя. Доминат. Власть и общество в Поздней империи. Колонат. Разделение империи на Восточную и Западную. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Римская цивилизация как основание будущей европейской цивилизации.

Раздел 3. Средневековье – 4 часа

Понятие «Средневековье» в современной исторической науке. Хронологические рамки и основные типологические характеристики Средневековья для Запада и Востока. Периодизация западноевропейского Средневековья. Материальная культура западноевропейского Средневековья. Структура средневекового общества. Феодальное землевладение и система власти, вассально-ленные отношения. Сословный характер общества. Рыцарство, рыцарская культура.

Роль религии и церкви в Средние века. Разделение церквей. Католицизм и православие. Папство и светская власть. Международные отношения в Средние века. «Христианский мир» Средневековья как основание для формирования будущей европейской идентичности. Средневековый город. Городская средневековая культура. Средневековая сословная монархия как первая представительная политическая система в истории. Кризис XIV—XV вв. Значение средневекового политического и культурного наследия для формирования «новой» Европы.

Начало византийской цивилизации. Византия — наследница античного мира. Хронологические рамки, периодизация, ареал византийской цивилизации. Восточное христианство. Власть и церковь в Византии. Культура Византии. Византийская «картина мира». Эстетические идеалы, искусство, иконопись. Влияние Византии на государственность и культуру Древней Руси и российскую цивилизацию.

Возникновение ислама. Мухаммед, его учение и деятельность. Исламская мораль и право. Арабский халифат. Роль арабов как связующего звена между культурами античности и средневековой Европы. Османская империя: этапы и основные типологические черты развития. Османская империя и Европа.

Хронологические рамки и периодизация индийского Средневековья. Делийский султанат, образование империи Великих Моголов. Касты и община. Религия в средневековой Индии.

Хронологические рамки и периодизация китайского Средневековья. Империи Суй и Тан. Власть и общество. Китай в период правления монголов. Империя Мин. Административно – бюрократическая система.

Хронологические рамки и периодизация японского Средневековья. Становление государственности и сознания Ямато. Роль императора. Правление сегунов Минамото и

Асикага.

Раздел 4. Западная Европа на пути к новому времени – 1 час

Новое время в современной исторической науке. Проблемы периодизации Нового

времени. Начало развития современного мира. Понятие «Возрождение». Отношение Возрождения к Средневековью. Италия — родина Возрождения. Возрождение античного наследия. Гуманизм — идейная основа Возрождения. Идеал «универсального человека». Искусство Возрождения.

Раздел 5. Экономика и общество – 3 часа

Предпосылки Великих географических открытий. Заинтересованность европейских стран в торговле с Востоком. Традиционные пути мировой торговли. Роль посредников. Нехватка золота и серебра. Научно-технические предпосылки дальних морских путешествий. Роль Португалии и Испании в истории Великих географических открытий. Открытие Америки. Христофор Колумб. Америго Веспуччи. Открытие морского пути в Индию. Васко да Гама. Поиски испанцами Эльдорадо. Кругосветное плавание Магеллана.

Крупнейшие открытия мореплавателей и землепроходцев других стран в XVII — начале

XIX в. Возникновение мирового рынка. Подъем мировой торговли. Перемещение путей мировой торговли. Революция цен и ее последствия. Упадок феодальной системы хозяйства, а также средневековых сословий. Монопольные акционерные компании. Товарные и фондовые биржи.

«Старый порядок» в Европе. Структура сельскохозяйственного производства. Двупольная и трехпольная системы земледелия. Общественные отношения в деревне. Огораживания в Великобритании. Ремесленное и мануфактурное производство.

Начало и предпосылки промышленной революции в Великобритании. Технический

переворот в промышленности. Революция в средствах транспорта. Крупная машинная индустрия. Завершение промышленной революции.

Социальные последствия промышленной революции. Индустриальное общество. Социальный вопрос. Индустриализация. Подъем базовых отраслей промышленности. Новая техническая революция.

Раздел 6. Духовная жизнь общества – 3 часа

Религиозные противоречия в Европе начала Нового времени. Положение католической церкви, критика в ее адрес. Выступление Лютера против индульгенций. Учение о спасении верой. Лютеранство. Реформация в Германии. Протестанты. Кальвинизм. Учение Кальвина о Божественном предопределении. Особенности Реформации в Англии. Англиканство.

Научная революция XVII в. Экспериментальный метод познания. Философский рационализм. Значение трудов Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Ньютона. Просвещение как общественное движение. Либерализм как течение общественной мысли и как политическое движение. Рождение демократической идеологии и движения. Социалистическая мысль и коммунистическая идеология. Возникновение марксизма.

Развитие художественной культуры в XVII—XIX вв. Художественные стили: классицизм, барокко, рококо. Искусство и литература романтизма. Представители романтизма Э. Делакруа, В. Гюго, Дж. Байрон, Э. А. Гофман, Р. Вагнер.

Раздел 7. Политические отношения – 4 часа

Образование единых централизованных государств в Европе. Западно-европейский

абсолютизм. Просвещенный абсолютизм. Реформы в Пруссии, монархии Габсбургов, Испании и Франции. Прусский король Фридрих II. Соправители монархии Габсбургов Мария Терезия и император Иосиф II. Французский король Людовик XVI.

Английская революция середины XVII в. Обострение религиозных и политических

противоречий в Англии начала XVII в. Пуританизм и его течения — пресвитериане и индепенденты. Первые короли из династии Стюартов и парламентская оппозиция. Созыв

Долгого парламента. Преобразования мирного периода революции. Упразднение монархии в Англии. Протекторат О. Кромвеля. Реставрация Стюартов. «Славная революция» в Англии. Политика правительства Реставрации. Новая парламентская оппозиция. Закон «Хабеас корпус акт». Виги и тори. Низложение короля Якова II. Переход короны к Вильгельму Оранскому. «Билль о правах».

Французская революция конца XVIII в. Общественные противоречия. Критика абсолютизма, сословных привилегий, сеньориального строя, политики правительства и поведения королевского двора. Созыв Генеральных штатов. Взятие Бастилии. Законодательство Учредительного собрания. Конституция 1791 г. Политические группировки роялистов, конституционалистов, жирондистов и монтаньяров. Якобинский

клуб. Деятельность Законодательного собрания. Начало войны Франции с иностранными

государствами. Крушение монархии. Деятельность Национального конвента. Приход якобинцев к власти. Установление якобинской диктатуры. Террор. Государственный переворот 9 термидора. Политика Директории. Бонапартистский переворот 18 — 19 брюмера.

Консульство и империя во Франции. Кодекс Наполеона. Первая парламентская реформа в Великобритании. Либеральные реформы 30-х гг. во Франции, Испании и германских государствах. Начало борьбы за демократические преобразования в странах Европы и Америки. Чартистское движение в Великобритании. Консервативные реформы. Британские консерваторы. Гражданская война в США и ее итоги. Возникновение строя либеральной демократии в государствах Европы и Америки.

Раздел 8. Международные отношения – 3 часа

Активизация колониальной политики европейских государств в начале Нового времени. Цели колониальной политики. Крупнейшие колониальные державы. Формы и методы колониальной политики. Европейская эмиграция. Завоз рабов в Америку из Африки. Соперничество колониальных держав. Пиратство. Навигационный акт английского парламента. Европа и Османская империя. Возникновение Восточного вопроса. Двойственное влияние колониализма на развитие народов Востока. Зарождение

патриотического движения в Индии. Политика «самоусиления» в Китае. «Реставрация Мэйдзи» в Японии. Танзимат в Османской империи.

Гегемония Габсбургов в Европе начала Нового времени. Стремление Франции прорвать «окружение» Габсбургов. Программа «естественного рубежа» на востоке. Вестфальский мир, его условия и значение. Возникновение баланса сил в Европе. Крушение европейского равновесия. Цели и значение революционных войн Франции.

Наполеоновские войны, их цели и характер со стороны Франции и ее противников. Созыв Венского конгресса. Противоречия его участников. Основные положения Заключительного акта. Принципы и характерные черты Венской системы международных

отношений. Легитимизм. Причины крушения Венского порядка в Европе. Национальные

войны. Объединение Германии и Италии. О. Бисмарк и К. Кавур. Преобладание Германии

в Европе. Союз трех императоров. Охлаждение отношений России с Германией и Австро-

Венгрией. Создание Тройственного союза. Сближение России с Францией. Образование

русско-французского союза. Восстановление баланса сил в Европе.

Заключение. Основные итоги всеобщей истории к концу XIX в. – 1 час

Карта мира к концу XIX в. Преодоление замкнутости отдельных регионов мира. Первые шаги на пути к мировой цивилизации. Сохранение своеобразия и различий в положении народов мира. Итоги политического и экономического развития стран Запада: формирование либеральной демократии и рыночной экономики. Колониальная зависимость стран Азии и Африки. Предпосылки их перехода к нормам и ценностям современного общества.
История России с древнейших времен до конца XIX в. – 46 часов

Введение – 1 час

Значение изучения истории. Особенности истории как науки, методы работы историка. История России — часть всемирной истории. Основные факторы, определяющие своеобразие русской цивилизации и российской истории: влияние природно-климатических условий, первостепенная роль государственности, особенности социальной структуры общества, многонациональный характер страны, влияние православной веры.
Раздел 1. Древнерусское государство в IX – XIII вв. – 6 часов

Восточные славяне в VI—IX вв. Образование Древнерусского государства. Территория России до появления восточных славян. Происхождение славян, их расселение. Освоение славянами Восточной Европы. Хозяйственная деятельность восточных славян: земледелие, торговля. Язычество древних славян. Перемены в общественных отношениях у восточных славян в VI—IX вв. и предпосылки образования

государства. Проблемы происхождения Древнерусского государства и названия «Русь». Призвание варягов. Норманнская теория. Объединение Новгорода и Киева под властью Олега.

Киевская Русь. Деятельность первых русских князей (и княгини) Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого. Развитие государственности. Государственное управление, роль князей и веча. Княжеская дружина. Социальная структура древнерусского общества. Русская Правда как источник по изучению социальной структуры общества. Крещение Руси и его значение. Народные движения и заговоры аристократии. Усложнение межкняжеских отношений, усобицы сыновей Ярослава Мудрого. Восстановление относительного единства Руси при Владимире Мономахе. Основные направления внешней политики Киевской Руси: южное (войны и мирные отношения с Византией), юго-западное (борьба с Хазарским каганатом, набегами

печенегов, половцев), западное (дипломатические отношения с европейскими странами), северо-западное (походы русских князей в Прибалтику). Причины распада Киевской Руси.

Основные понятия: раннефеодальное государство, раннефеодальная монархия, феодальная рента, вотчина, бояре, внеэкономическое принуждение, «лествичная система»,

вече, дружина.

Культура Киевской Руси. Особенности древнерусской культуры: связь с религиозным культом, анонимность, отличие от средневековой культуры Западной Европы. Фольклор, былины и их герои. Создание славянской письменности Кириллом и

Мефодием. Распространение письменности на Руси. Первые русские книги: Остромирово

Евангелие, Изборник Святослава и др. Летописи. Нестор и его «Повесть временных лет».

«Слово о Законе и Благодати» Илариона. Жития первых русских святых. Архитектура. Первые русские каменные постройки: Десятинная церковь в Киеве, Софийские соборы в

Киеве, Новгороде, Полоцке. Древнерусская живопись. Основные понятия: культура, фольклор, былины, изборник, летописи, житие, крестово-купольный храм, икона, иконопись, мозаика, фреска.

Русские земли в XII—XIII вв. Причины наступления периода раздробленности Руси. Положительные и отрицательные последствия раздробленности. Характерные черты

политического строя отдельных русских земель. Владимиро-Суздальская Русь, особенности края и его колонизация славянами. Развитие Владимиро-Суздальской Руси в

годы правления Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.

Новгородская боярская республика: государственное устройство, политическая жизнь, объединения жителей. Галицко-Волынское княжество: борьба князей с боярством. Деятельность князей Ярослава Осмомысла, Романа Мстиславича и Даниила Галицкого.

Культура Руси XII — начала XIII в. Расцвет летописания, появление летописей в различных землях. Литература. «Слово о полку Игореве»— шедевр древнерусской литературы. «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. «Слово о погибели Русской земли». Каменное зодчество Владимиро-Суздальской Руси (Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы Владимира, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и др.). Архитектура Чернигова, Новгорода. Иконопись. Фрески.

Монгольское нашествие. Экспансия с Запада. Русские земли под властью Золотой Орды. Образование Монгольского государства, причины завоевательных походов. Создание Чингисханом мощной армии. Битва на Калке. Поход Батыя на Северо-Восточную Русь, взятие городов, разорение земель. Взятие Киева и поход Батыя на запад. Причины завоевания русских земель. Значение борьбы Руси против монгольских завоевателей. Нападения западноевропейских рыцарей на Северо-Западную Русь. Победы

Александра Невского на Неве и Чудском озере, отражение угрозы агрессии с Запада. Образование Золотой Орды, установление ордынского владычества над Русью. Политика

Александра Невского по отношению к Золотой Орде. Сущность и содержание ордынского

ига. Последствия монгольского завоевания для истории России.
Раздел 2. Образование единого Русского государства в XIV – XV вв. – 5 часов.

Усиление Московского княжества в XIV — первой половине XV в. Различные судьбы русских земель после монгольского нашествия. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Борьба за первенство в Северо-Восточной Руси. Московское княжество. Деятельность князей Даниила Александровича и Юрия Даниловича. Борьба Москвы и Твери. Князь Иван Калита. Отношения с Золотой Ордой. Причины возвышения

Москвы. Начало правления Дмитрия Донского. Дальнейшее усиление Москвы. Войны с

Литвой. Ослабление Золотой Орды. Открытый вызов Орде со стороны Московского княжества. Битва на Воже. Подготовка к решающему столкновению. Роль Православной

церкви. Деятельность митрополита Алексея и Сергия Радонежского. Куликовская битва и

ее значение. Нашествие Тохтамыша и восстановление ордынского ига. Значение деятельности Дмитрия Донского. Присоединение земель к Московскому княжеству. Правление Василия I. Василий II и феодальная война. Обретение автокефалии Русской православной церкви.

Образование единого Русского государства. Начало правления Ивана III. Завершение присоединения большинства русских земель к Московскому княжеству. Покорение Новгорода. Битва на Шелони. Присоединение Твери. Ликвидация мелких княжеств и уделов. Продвижение на Урал и в Западную Сибирь. Сущность ересей и политика Ивана III по отношению к еретикам. Судебник 1497 г. и его значение для укрепления единого государства. Начало формирования системы крепостного права. Этапы закрепощения крестьян. Причины создания крепостнической системы. Становление поместного землевладения и его роль в укреплении государства. Внешняя политика Ивана III. Походы на Казань. Стояние на Уфе. Свержение ордынского ига. Войны с Великим княжеством Литовским и присоединение западнорусских земель. Борьба в Прибалтике. Предпосылки, причины и особенности образования единого Русского государства. Начало складывания самодержавия.

Русская культура XIV—XV вв. Литература: повести о борьбе с монгольскими завоевателями, памятники Куликовского цикла («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»), жития святых, «хождения», летописи. Деревянное зодчество. Московская архитектура. Роль итальянских архитекторов в развитии русского зодчества. Перестройка Московского Кремля. Особенности архитектуры Новгорода и Пскова. Живопись. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия.
Раздел 3. Россия в XVI – XVII вв. – 7часов

Россия в XVI в. Территория и население России в XVI в. Факторы, оказывавшие положительное и отрицательное влияние на развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли. Изменения в положении различных сословий России. Правление Василия III. Формирование московской идеологии: споры иосифлян и нестяжателей, теория «Москва— Третий Рим». Правление Елены Глинской и ее реформы. Последствия боярского правления. Начало правления Ивана Грозного. Восстание в Москве. Венчание

на царство. Реформы Избранной рады и их значение. Государственный строй. Зарождение

сословно-представительной монархии и ее особенности в России. Земские соборы. Становление новых центральных органов управления. Приказы. Опричнина Ивана Грозного и ее смысл. Опричный террор и его последствия. Внешняя политика Ивана Грозного. Взятие Казани. Присоединение Астраханского ханства. Поход Ермака и начало

освоения Сибири русскими людьми. Борьба с набегами из Крыма. Ливонская война: ее ход и результаты. Итоги правления Ивана Грозного. Царствование Федора Ивановича. Возвышение Бориса Годунова. Введение заповедных лет и 5-летнего срока сыска беглых

крестьян. Учреждение патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Избрание царем Бориса

Годунова.

Русская культура в XVI в. Факторы, влияющие на развитие русской культуры: освобождение и объединение России, становление самодержавной власти. Создание обобщающих трудов: Великие Четьи минеи, Степенная книга, Стоглав, Домострой, Лицевой летописный свод. Публицистика: Максим Грек, Иван Пересветов, переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Подъем архитектуры. Рождение шатрового стиля (церковь Вознесения в селе Коломенском, храм

Василия Блаженного и др.). Архитектура Соловецкого монастыря. Живопись. Годуновская и строгановская школы иконописи. Миниатюры. Художественное ремесло.

Смутное время. Причины Смуты: ухудшение положения крестьян, династический

кризис, борьба в верхах общества, стихийные бедствия, вмешательство зарубежных сил.

Правление Бориса Годунова. «Голодные годы» и их последствия. Поход Лжедмитрия I и

причины его победы. Внутренняя и внешняя политика самозванца. Свержение Лжедмитрия I и воцарение Василия Шуйского, «крестоцеловальная запись». Восстание под предводительством Ивана Болотникова: причины, ход, подавление. Поход Лжедмитрия II, тушинский лагерь. Польская интервенция, вмешательство Швеции. Падение Василия Шуйского. Семибоярщина. Захват Москвы поляками. Национальный подъем. Первое ополчение. Второе ополчение. К. Минин и Дм. Пожарский. Освобождение

Москвы. Земский собор 1613 г. и избрание царем Михаила Романова. Окончание Смутного времени.

Россия после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых. Последствия Смуты. Консолидация общества при Михаиле Романове. Деятельность патриарха Филарета. Правление Алексея Михайловича. Развитие сельского хозяйства, ремесла. Первые мануфактуры. Торговля. Начало складывания всероссийского (внутреннего) рынка. Политика протекционизма. Восстановление и укрепление армии. Дворянская конница и полки «иноземного (нового) строя». Увеличение срока сыска беглых крестьян.

Поиски новых источников государственных доходов, увеличение налогов. Эксперименты в сфере финансов и причины их неудач. Освоение Сибири, русские землепроходцы. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания, их причины и последствия. Восстание под предводительством С. Т. Разина: причины, ход, результаты. Патриарх Никон. Церковная реформа и раскол в Русской православной церкви. Старообрядцы. Дело патриарха Никона. Усиление самодержавия.

Внешняя политика России в XVII в. Заключение Столбовского мира со Швецией и

Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Смоленская война: причины, ход, результаты. Поляновский мир с Речью Посполитой. Восстание под предводительством Б. М. Хмельницкого. Борьба украинского и белорусского народов за независимость и политика России. Переяславская рада и решение о воссоединении Украины с Россией. Левобережная Украина в составе России. Русско-польская война 1654—1667 гг. Успехи и

неудачи русских войск. Итоги войны. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656—1661 гг. и ее результаты. Обострение отношений с Турцией. Чигиринские походы. Бахчисарайский мир с Турцией. Результаты внешней политики России в XVII в.: успехи и нерешенные задачи.

Русская культура XVII в. Новые идеи в русской культуре: изменение отношения к

властям, обмирщение культуры, усиление светских элементов, интерес к достижениям западноевропейской культуры. Развитие образования. Школы. Открытие Славяно-греко-латинской академии. Издание учебников, других книг. Новые жанры в литературе — сочинения о Смутном времени (Авраамий Палицын, Иван Тимофеев), сатирические повести, автобиографии («Житие» Аввакума). Новое в архитектуре: московская, ярославская, строгановская школы зодчества, московское (нарышкинское) барокко. Усиление светских мотивов в живописи. Симон Ушаков.
Раздел 4. Россия в эпоху Петра Великого – 4 часа

Начало правления и реформы Петра I. Причины борьбы за престол в 70—80-е гг. XVII в. Стрелецкий бунт. Правление царевны Софьи, ее внутренняя и внешняя политика. Крымские походы В. В. Голицына и их результаты. Воспитание Петра I, формирование круга его соратников. Приход Петра к власти. Значение поездки Петра I за границу в составе Великого посольства. Первые преобразования. Причины преобразований всех сторон жизни России. Создание регулярной армии, новая система ее комплектования — рекрутские наборы. Перемены в положении дворянства. Указ о единонаследии. Уравнение поместий и вотчин. Введение подушной подати. Перепись населения. Меры по развитию мануфактурного производства. Особенности российских мануфактур. Рабочая сила петровских мануфактур. Политика протекционизма и меркантилизма. Реформы государственного управления. Бюрократизация государственного строя. Учреждение Сената как высшего законосовещательного и контрольного органа. Система коллегий, особенности коллегиального управления. Дальнейшее подчинение церкви государству. Святейший синод. Создание системы надзора (фискалы, прокуратура). Реформа местного управления: образование губерний. Провозглашение Петра I императором. Табель о рангах и ее значение для социального развития России.

Внешняя политика Петра I. Необходимость для России получения выхода к морям. Азовские походы, их результаты. Рождение российского военно-морского флота. Константинопольский мир. Заключение Северного союза, подготовка войны со Швецией. Начало Северной войны. Поражение русских войск под Нарвой. Борьба за Прибалтику. Основание Санкт-Петербурга. Поход Карла XII на Россию. Полтавская битва и ее значение. Петр I как полководец. Дальнейшие победы русской армии и флота. Прутский

поход, причины его неудачи. Окончание Северной войны. Ништадтский мир и его значение для России. Тяготы войны. Народные восстания (Астраханское восстание под руководством К. Ф. Булавина).

«Культурная революция» в России в начале XVIII в. Причины петровских преобразований в области культуры и быта. Новшества в быту: введение западноевропейской одежды, бритье бород. Переход на новое летоисчисление. Новые формы досуга высших слоев общества: ассамблеи. Необходимость развития образования.

Учеба дворян за границей. Создание новых учебных заведений. Введение гражданской азбуки, распространение книгопечатания. Первая русская печатная газета «Ведомости». Меры Петра I по развитию науки. Создание первых публичных библиотек и музея (Кунсткамеры). Учреждение Академии наук, ее задачи. Общественная мысль петровского времени. Идеология. Публицистический характер указов Петра I. Обоснование необходимости реформ в публицистике Феофана Прокоповича. «Книга о скудости и богатстве» И. Т. Посошкова. Противники Петра. Дело царевича Алексея. Новые черты в культуре. Перемены в архитектуре и градостроительстве. Становление русской реалистической живописи (И. Никитин, А. Матвеев). Значение преобразований Петра I в сфере культуры и быта.
Раздел 5. Россия в середине и второй половине XVIII в. – 6 часов

Эпоха дворцовых переворотов. Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и причины переворотов. Первые преемники Петра I (Екатерина I, Петр II), борьба за власть. Верховный тайный совет и его политика. Попытка ограничения самодержавия в пользу олигархии («затейка» верховников). Правление Анны Иоанновны. Сущность и содержание бироновщины. Меры в интересах дворянства. Приход к власти Елизаветы Петровны, ее фавориты. Внутренняя политика Елизаветы Петровны. Усиление крепостничества. Отмена внутренних таможен. Правление Петра III. Манифест о вольности дворянской и его последствия. Свержение Петра III и приход к власти Екатерины II.

Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Путь Екатерины II к престолу. Екатерина II и просветители. Приближенные Екатерины II. Влияние идей просвещенного абсолютизма на внутреннюю политику. Уложенная комиссия: причины созыва, порядок формирования; деятельность, результаты деятельности. Губернская реформа Екатерины II. Структура местного управления. Политика Екатерины II по отношению к дворянству: укрепление дворянского землевладения, расширение привилегий дворянства и их власти над крепостными крестьянами. Жалованная грамота дворянству. Создание дворянских корпоративных организаций. Политика Екатерины II по отношению к городам: меры по стимулированию промышленности и торговли, упразднение монополий. Жалованная грамота городам. Создание новой системы городского управления. Итоги внутренней политики Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева: причины, ход, особенности, результаты.

Внешняя политика России в XVIII в. (1725—1796). Главные направления внешней

политики России после Петра I: борьба за выход к Черному морю, присоединение земель

Речи Посполитой, участие в «большой» европейской политике. Русско-турецкая война 1735—1739 гг.: основные события, результаты. Русско-турецкая война 1768—1774 гг.: причины войны, победы русской армии и флота. Кучук-Кайнарджийский мир и его результаты. Полководческое искусство П. А. Румянцева. Освоение Новороссии. Деятельность Г. А. Потемкина. Присоединение Крыма к России. Русско-турецкая война

1787—1791 гг.: причины, ход боевых действий на суше и на море, условия Ясского мира.

Полководческое искусство А. В. Суворова. Флотоводческое искусство Ф. Ф. Ушакова. Значение получения Россией выхода к Черному морю и возможности освоения Северного

Причерноморья и Северного Кавказа. Разделы Речи Посполитой: причины, инициаторы,

участники. Восстание в Польше в 1794 г. пpи его подавление. Значение присоединения к

России Белоруссии, Правобережной Украины, Литвы и Курляндии. Участие России в Семилетней войне: действия русской армии, ее победы, выход России из войны. Начало

борьбы России с последствиями Великой французской революции конца XVIII в. Итоги

внешней политики России в XVIII в.

Царствование Павла I. Личность Павла I, его взгляды, стремление к наведению порядка в государстве. Внутренняя политика Павла I. Указ о престолонаследии, указ о трехдневной барщине, частичное упразднение дворянских привилегий. Внешняя политика Павла I. Участие во II антифранцузской коалиции. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Победы флота Ф. Ф. Ушакова на Средиземном море. Причины выхода России из антифранцузской коалиции и сближения с Францией. Недовольство Павлом I в верхах общества, заговор против императора. Переворот 11 марта 1801 г. и убийство Павла I.

Русская культура XVIII в. Развитие образования после Петра I. Сословный характер образования (шляхетские корпуса, Смольный институт). Основание Московского университета, его роль в развитии образования, науки и культуры России. Попытки Екатерины II создать стабильную систему народного просвещения. Открытие новых школ, училищ. Успехи книгоиздания. Просветительская и издательская деятельность Н. И. Новикова. Развитие науки. М. В. Ломоносов и его вклад в науку и культуру России. Становление исторической науки (В. Н. Татищев, М. М.Щербатов, И. Н. Болтин). Успехи в изучении географии России. Русские изобретатели И. И. Ползунов и И. П. Кулибин. Общественная мысль. Идеология просвещенного абсолютизма. Журнальная полемика Н. И. Новикова и Екатерины II. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. Взгляды М. М.Щербатова на положение России. Развитие русской литературы. Классицизм в литературе (В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин). Сентиментализм в литературе (Н. М. Карамзин). Начало

русского театра. Ф. Г. Волков. Становление русской композиторской школы. Успехи в живописи. Портретная живопись (А. П. Антропов, Дм. Г. Левицкий, Ф. С. Рокотов, В. Л. Боровиковский). Русская скульптура. Ф. И. Шубин. Архитектура: стиль барокко (В. В. Растрелли), классицизм (В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов). Итоги развития русской культуры XVIII в.
Раздел 6. Россия в первой половине XIX века – 7 часов

Экономическое и социальное развитие России в конце XVIII — первой половине XIX в. Новое в экономике России. Рост внутренней и внешней торговли. Развитие промышленности. Крепостная мануфактура и мануфактура с вольнонаемным трудом. Начало промышленного переворота в России: причины, основные достижения и их влияние на экономику. Состояние сельского хозяйства. Крепостное хозяйство и влияние

на него рыночных отношений. Взаимоотношения между сословиями, влияние развития рыночных отношений на социальные слои.

Реформы Александра I. Воцарение Александра I. Его взгляды. «Молодые друзья». Негласный комитет. Внутренняя политика Александра I. Создание министерств. Крестьянский вопрос. Указ о «вольных хлебопашцах». Реформы в сфере просвещения. Реформаторы и проекты реформирования государства. М. М. Сперанский, его проекты. «Записка о древней и новой России» Н. М. Карамзина.

Борьба с Наполеоном. Основные направления, способы реализации, результаты внешнеполитической деятельности России. Участие в коалициях против наполеоновской

Франции. Тильзитский мир и его последствия. Подготовка Франции и России к войне. Войны со Швецией, Турцией, Ираном. Присоединение Финляндии, Бессарабии, части Кавказа. Накануне Отечественной войны 1812 г. Силы сторон. Причины, основные события войны. Бородинская битва. Полководцы войны 1812 г. (М. И. Кутузов, М. Б. Барклай де Толли, П. И. Багратион), герои (Д. В. Давыдов, Н. Н. Раевский). Итоги войны 1812 г. Причины победы России. Заграничные походы русской армии 1813 — 1814 гг. Венский конгресс. Участие России в создании и деятельности Священного союза. Восточный вопрос в царствование Александра I.

Внутренняя политика второй половины царствования Александра I. Восстание декабристов. Причины изменения внутриполитического курса. Попытки продолжения реформ. А. А. Аракчеев и аракчеевщина. Казенный мистицизм. А. Н. Голицын. Движение

декабристов (участники, цели, программные документы, судьбы декабристов). Выступление декабристов 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади. Восстание Черниговского полка. Следствие и суд над декабристами.

Внутренняя политика Николая I. Император Николай I. Особенности николаевской

системы управления. Теория «официальной народности». С. С. Уваров. Меры по укреплению самодержавия. Свод законов Российской империи. Социально-экономические

преобразования. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Крестьянский вопрос: основные проблемы и попытки их решения. Реформа государственных крестьян. Инвентарная реформа. «Мрачное семилетие».

Внешняя политика России во второй четверти XIX в. Крымская война. Кавказская война. Россия и Европа во второй четверти XIX в.: основные направления взаимодействия и противоречия. Польское восстание. Восточное направление внешней политики России. Русско-иранская и русско-турецкая войны. Нарастание противоречий между Россией и Англией и Францией в Восточном вопросе. Крымская война: цели, причины, основные события, результаты. Оборона Севастополя. Герои Крымской войны (В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, Э. И. Тотлебен). Кавказская война: ход, результаты, последствия. А. П. Ермолов. Имам Шамиль и его государство.

Общественное движение в годы царствования Николая I. Причины активизации духовной жизни, способы организации, основные идеи участников. Дружеские кружки 20—30-х гг. XIX в. и их участники. «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева. Западники, славянофилы, их взгляды и деятельность. Русский утопический социализм. А. И. Герцен.

Петрашевцы.

Русская культура первой половины XIX в. Становление национального самосознания. Развитие просвещения, создание системы народного просвещения. Печать

и библиотеки. Развитие науки, становление научных школ, главные открытия российских

ученых и их влияние на жизнь общества (И. И. Лобачевский, П. Л. Чебышев, М. В. Остроградский, Н. Н. Зинин, А. М. Бутлеров, В. В. Петров, П. П. Аносов, П. Л.Шилинг, Б. С. Якоби, Н. И. Пирогов и др.). Историческая наука (Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев). Русские первооткрыватели: основные направления исследований, открытия, их использование в экономике и культуре. Открытие Антарктиды. Расцвет русской литературы, становление основных направлений, жанров, стилей: романтизм, реализм. Великие русские поэты, писатели, драматурги (А. С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, А. Н. Островский и др.). Ведущие театральные школы, выдающиеся актеры и лучшие роли (П. С. Мочалов, М. С.Щепкин). Поиски самобытных

путей в музыке, русские композиторы (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский). Живопись и

скульптура: характерные черты, известные творцы и их произведения (О. А. Кипренский,

В. А. Тропинин, А. Г. Венецианов, К. П. Брюллов, П. А. Федотов, А. А. Иванов, И. П. Мартос). Архитектура: господствующие стили, наиболее известные архитектурные ансамбли и их создатели. Особенности русского классицизма в архитектуре, переход к стилю эклектики. Быт различных слоев населения.
Раздел 7. Россия во второй половине XIX века – 8 часов

Начало правления Александра II. Крестьянская реформа 1861 г. Александр II. Предпосылки и необходимость Крестьянской реформы. Подготовка Крестьянской реформы, разработка ее условий. Деятели Крестьянской реформы: Я. И. Ростовцев, Н. А. Милютин. Содержание Крестьянской реформы. Выкупная операция. Осуществление реформы, деятельность мировых посредников. Новая организация крестьянского управления и суда. Реформы и процесс модернизации в России: значение Крестьянской реформы.

Социально-экономическое развитие России после Крестьянской реформы. Развитие сельского хозяйства. Влияние реформы на крестьянское хозяйство. Роль крестьянской общины. Влияние реформы на эволюцию помещичьего хозяйства. Изменения во взаимоотношениях помещиков и крестьян. Причины застоя в сельском хозяйстве. Промышленное производство. Влияние реформы на легкую и тяжелую промышленность. Завершение промышленного переворота и его влияние на жизнь государства и общества. Промышленный подъем конца XIX в. Новые промышленные районы России. Роль экономической политики государства. С.Ю. Витте. Формирование классов индустриального общества — буржуазии и пролетариата. Начало рабочего движения. Развитие внутренней и внешней торговли, транспорта, рост городов, их благоустройство. Итоги социально-экономического развития.

Реформы 60—70-х гг. XIX в. Земская и городская реформы. Формирование и основы деятельности земств и городских дум. Роль земств в развитии страны. Взаимоотношения органов самоуправления и государственной власти. Судебная реформа: новая судебная система и новый процесс следствия и судопроизводства. Суд присяжных. Военная реформа. Дм. А. Милютин. Всеобщая воинская повинность. Реформы в других сферах жизни (финансы, просвещение, печать).

Общество и власть во второй половине 50-х— начале 80-х гг. XIX в. Отношение общества к реформам 60—70-х гг. Появление политически активных слоев общества, способы влияния на политику самодержавия. Консервативные, либеральные, радикальные

течения в общественной мысли, их представители. Разночинцы. «Земля и воля» 60-х гг. XIX в. Н. Г. Чернышевский. Прокламационная кампания. Нигилизм. Ишутинцы. «Нечаевщина». Истоки народничества, его основные идеи. Три течения в народничестве.

М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Народнические организации, их состав, способы и формы борьбы: «хождение в народ» и его результаты. Террор и его последствия. «Земля и воля» 70-х гг. XIX в. «Народная воля». Борьба власти с политической активностью общества: реорганизация репрессивных органов, преследования, попытки сотрудничества с общественностью («бархатная диктатура»). «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова. Убийство Александра II.

Внутренняя политика и общественное движение в царствование Александра III. Начало правления Александра III. Укрепление государственной власти. Попытки контрреформ (земские начальники, земская контрреволюция и др.). Ограничения в сфере

просвещения и печати. Попечительская политика. Начало рабочего законодательства. Особенности общественного движения. Кризис революционного народничества. Либеральное народничество. Рабочее движение. Группа «Освобождение труда». Г. В. Плеханов. Проникновение марксизма в Россию. Российская социал-демократия. Начало политической деятельности В. И. Ленина. Либеральное движение, его представители.

Внешняя политика России во второй половине XIX в. Основные направления. Борьба за пересмотр Парижского мирного договора и ее итоги. А. М. Горчаков. Другие направления внешней политики: «Союз трех императоров», продажа Аляски США, договоры с Китаем и освоение Дальнего Востока. Обострение Восточного вопроса: причины, попытки дипломатического разрешения противоречий. Причины русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Ход военных действий (осада Плевны, оборона Шипки). Герои войны. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский договор и Берлинский конгресс. Александр III — миротворец. Обострение противоречий между Россией и Германией в 80—90-е гг. XIX в. Русско-французское сближение. Присоединение Казахстана и Средней

Азии к России: ход событий и результаты для Российского государства и азиатских народов. Влияние внешнеполитической деятельности Российского государства на развитие экономики и культуры страны.

Русская культура второй половины XIX в. Демократизация культуры. Реформирование системы образования: расширение сети образовательных учреждений и

их доступности для различных слоев населения, ориентация на выпуск специалистов, необходимых в хозяйстве страны. Начало высшего женского образования в России. Создание условий для самообразования и повышения уровня культуры россиян (книжный

бум, музеи и их создатели). Российские меценаты (П. М. Третьяков и др.). Важнейшие открытия русских ученых и их значение для развития общества (Дм. И. Менделеев, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Г. Столетов, В. В. Докучаев, П. Н. Яблочков, А. Н. Лодыгин, М. О. Доливо-Добровольский, А. С. Попов, К. Э. Циолковский и др.). Развитие исторической науки (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, Н. И. Костомаров, Н. И. Кареев и др.). Географические открытия русских географов (П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, Н. Н. Миклухо-Маклай и др.). Литература. Великие русские писатели (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. А. Гончаров, Н. С. Лесков и др.). Основные направления, темы и жанры литературы, отражение в ней общественных противоречий. Расцвет реализма в литературе. Театральное искусство. Эпоха А. Н. Островского. Выдающиеся русские артисты и особенности их творчества (П. М. Садовский, М. Н. Ермолова и др.). Расцвет русской национальной музыки. Творчество композиторов «Могучей кучки» и П. И. Чайковского. Новые тенденции в архитектуре. Изменения в технологии строительства. Творчество передвижников. Основные темы в живописи (И. Н. Крамской, В. Е. Маковский, Н. А. Ярошенко, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге, В. Г. Перов, А. К. Саврасов, И. И.Шишкин, А. И. Куинджи, И. И. Левитан, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, К. Е. Маковский, И. Е. Репин и др.). Творческие союзы и их влияние на культурную жизнь российского общества. Влияние российской культуры второй половины XIX в. на мировую культуру.

Итоговое повторение – 2 часа.

Социально-экономические и политические вызовы России накануне ХХ века.

3. Тематическое планирование

1. с древнейших времён до конца XVII в. 2. Россия в XVIII-XIX вв.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен iconРабочая программа по истории составлена с учетом федерального компонента...
В результате использования методики применения дот при изучении предмета учащийся должен

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен iconБлонский Л. В., Казакова В. Н. История России: Учебник для средних специальных заведений
В результате изучения истории на уровне среднего специального образования студент должен знать/понимать

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен iconТребования к уровню подготовки учащихся и выпускников среднего (полного)...
Курс «История» 10 класс состоит из двух параллельно изучаемых предметов: «История России» и «Всеобщая история»

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен iconПояснительная записка 8 Планируемые результаты освоения обучающимися...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования 70

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен iconРабочая программа по географии ступень обучения (класс)
География входит в перечень учебных предметов, которые изучаются по выбору на базовом или профильном уровне. На базовом уровне на...

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен iconПояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися...
Планируемые результаты освоения образовательной программы общего образования

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен iconПояснительная записка Представленная программа по искусству составлена...
Ределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных...

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен iconПрограмма воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен iconРабочая программа учебного предмета мбоу «Средняя общеобразовательная...
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен iconПояснительная записка данная рабочая учебная программа составлена...
Дарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск