Способы формирования хронологических знаний и умений






Скачать 314.46 Kb.
НазваниеСпособы формирования хронологических знаний и умений
страница1/3
Дата публикации03.03.2017
Размер314.46 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > История > Документы
  1   2   3
Способы формирования
хронологических знаний и умений


1. Работа над временем как часть ремесла историка.
2.  Исторический экскурс в методику изучения хронологии.
3.  Приёмы и средства изучения хронологии в основной школе. Способы диагностики хронологических знаний и умений учащихся.
4.  Развитие хронологических знаний и умений в профильной школе.

1. Работа над временем как часть ремесла историка

«Время не дано историку как какое-то время, где-то там существующее ещё до начала его исследования. Оно выстраивается историком благодаря специальной работе, являющейся частью ремесла историка»1 . С этого, на первый взгляд, парадоксального заявления Антуана Про мы хотели бы начать лекцию, посвящённую способам формирования хронологических знаний и умений учащихся в школьных курсах истории.

В мастерской учёного происходит не простая атрибуция исторических фактов или локализация открытий в пространстве и времени, а сложная работа над временем, состоящая из нескольких этапов («шагов»). Представление о способах работы историка со временем может обогатить и разнообразить содержание хронологических знаний и умений школьников, изучающих историю и частично использующих исследовательские методы.

Словарь терминов

Хронология — последовательность исторических событий во времени, а также перечень дат этих событий.

Атрибуция исторических фактов (от лат. attributio — приписывание) — локализация исторических фактов в пространстве и времени.

Периодизация — выделение в историческом процессе относительно целостных и завершённых этапов (периодов).

Основные хронологические понятия — единицы исчисления времени (эра, век, год).

Опорные даты в школьных курсах истории — даты, которые локализуют во времени главные исторические факты.

Первым шагом в работе историка является составление хронологии. Сначала он восстанавливает последовательность событий. Чтобы не совершать насилия над данными, хронологический порядок должен быть гибким, взвешенным, понятным.

Второй шаг — второй логически (на практике обе эти операции часто смешиваются) — этопериодизация. Историк должен уметь находить подходящие сочленения, чтобы разрезбть историю на периоды, иными словами, заменять неуловимую непрерывность времени некоей эвристически значимой структурой. Периоды и другие отрезки времени, которые используют историки, имеют искусственный характер, это «воображаемые деления», одновременно упрощающие и усложняющие ремесло историка.

Периодизация открывает путь к интерпретации. Она делает историю если и не вполне доступной пониманию, то, по крайней мере, уже мыслимой.

Поэтому история оказывается для учёного не только работой над временем, но и размышлением над временем.

Каждый исторический процесс имеет свою собственную периодизацию. Нецелесообразно придерживаться периодизации политических процессов для изучения экономического развития или истории религии, и наоборот. С другой стороны, абсолютизация этой позиции приводит к разложению единого времени на множество времён, не имеющих между собой никакой связи.Иерархизация времён позволяет преодолевать противоречия периодизации и искать сопряжение одних времён относительно других.

Таким образом, работа над временем имеет решающее значение в конструировании истории. «Время — вот главное действующее лицо истории» (А.Про). Мы считаем, что под этим углом зрения педагогические аспекты работы над хронологией в школьных курсах истории обретают новые значения и смыслы.

2. Исторический экскурс в методику изучения хронологии

Первая и непроизвольная ассоциативная связь истории как учебного предмета с датами неслучайна. У многих сложилось представление, что знать историю — это, прежде всего, знать факты и даты. Их нужно безошибочно вспоминать, коль скоро разговор заходит о прошлом и наших героических предках. Отсюда оставшиеся в памяти мрачные картинки уроков истории в дореволюционной школе, где ученики под строгим взглядом учителя многократно и бездумно повторяют, заучивая наизусть, бесконечные столбцы чисел и связанные с ними события.

По истории дела у меня шли из рук вон плохо. История преподавалась у нас таким образом: в класс приносилась доска, разграфлённая на квадратики, каждые сто квадратиков изображали столетие, а каждый квадратик — год. Как только доску устанавливали, начиналась пытка. Во всех квадратиках были изображены значки: кружочки, палочки, кресты. Учитель брал трость и тыкал ею то в палочку, обозначавшую вступление на престол какого-нибудь царя, то в кружочек, обозначавший какую-либо войну, и грозно спрашивал: «Григорьев, что это обозначает: Николаев, а это что» и т.д.
Начиналось всеобщее нервничанье. Отвечать надо было сразу, и хотя кружок или палочка уже по самому своему положению обозначали год и то, что в этом году произошла война, но второпях каждый из нас отвечал невпопад, на столетие раньше или позже. Мы перевирали войны и «вступления на престол», и «единицы» и «двойки» так и сыпались в классный журнал. По истории у меня неизменно красовалась «двойка» вплоть до экзамена. На экзамене мне досталось царствование Александра Первого и война 1812 года, и мой связный и воодушевлённый рассказ о наполеоновских войнах, о которых я много слышал от Пулэна, так понравился экзаменаторам, что мне единодушно поставили «пять», да ещё с плюсом, уничтожая таким образом все следы моих неизменных «двоек».

П.Кропоткин. Записки революционера

В рассказе А.Аверченко «Невозможное» запуганный и доведённый до отчаяния формализмом преподавания истории ученик Николай Синюхин мысленно обвиняет своего учителя: «...У вас такой интересный, увлекательный предмет — что вы из него сделали? История народов преподаётся вами как какое-то расписание поездов».

Для лучшего запоминания дат педагоги дореволюционной России использовали специальные пособия, в частности таблицу А.Язвицкого, которая состояла из разграфлённых клеток с условными рисунками и датами. Годы, подлежащие запоминанию, то закрывались марками, то открывались, причём попутно учащиеся повторяли название события2.

Советские методисты, обвиняя прежнюю школу в зубрежке и схоластике и категорически отмежевываясь от неё, последовательно отстаивали новое видение хронологии в школьных курсах истории. Для них хронология — не самоцель, а средство постижения истории «как процесса развития» (М.Зиновьев, 1955), «научного понимания исторического процесса» (А.Стражев, 1964), «познания истории как закономерного процесса, развивающегося во времени и пространстве» (Н.Запорожец, 1984), «сознательного усвоения школьниками системы исторических знаний в целом» (Ф.Коровкин, 1978).

В методических трудах советских лет достаточно скрупулёзно и обстоятельно, с заявкой на целостную систему изучения хронологии были представлены приёмы и средства изложения хронологических сведений, варианты объяснения школьникам наиболее сложных тем: «Счёт лет в истории», «Соотнесение года с веком и тысячелетием», «Решение хронологических задач» и др., а также раскрыта методика формирования на протяжении всех лет школьного обучения истории умений локализовать исторические факты во времени.

В постсоветское время к оригинальным работам на темы хронологии отнесём пособие М.В.Коротковой3 , в котором представлены условно-графические средства формирования хронологических знаний: циклические графики, обобщающие таблицы, различные схемы, в том числе тематические ленты времени, «схемы-шаги», схемы со штриховкой, круговые схемы с периодизацией или разными точками зрения на исторические события.

Своим вкладом в разработку этой темы мы считаем типологию хронологических заданий по истории4 , представленных как самостоятельные и самоценные приёмы учебной работы с историческим материалом и как способы диагностики глубины, прочности, качества учебных достижений школьников в «работе над временем».

В Требованиях к уровню подготовки выпускников основной и старшей школы по истории (2004) по сравнению с вариантом 1998 г. хронологические знания и умения представлены скупее и лаконичнее:

ФК ГОС по истории основной школы

Базовый уровень

В результате изучения истории ученик должен:

знать / понимать

• Основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; ...

уметь

• Соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком;

• Определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; …

• Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых … дат…;

ФК ГОС по истории старшей школы

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен:

знать / понимать

• Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

• Периодизацию всемирной и отечественной истории;…

уметь

• Критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);…

• Устанавливать …пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;…

На профильном уровне идеальные знания и умения выпускников, имеющие отношение к хронологии, представлены следующим образом:

• знать принципы периодизации всемирной истории…

• уметь осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания, степень достоверности)…

• уметь использовать принципы… временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений5 .

Таким образом, на протяжении всего школьного курса истории и на всех уровнях школьного исторического образования подготовка учащихся в сфере хронологии остаётся ведущим компонентом целей и содержания учебного предмета «история». Гуманистическая миссия современного педагога состоит в том, чтобы, с одной стороны, не переусердствовать с датами и не отбить у своих учеников интерес к временной атрибутике прошлого, а с другой — вместе с учениками от «работы со временем» двигаться к «работе над временем».

Вопросы для размышления

1. В чём, по вашему мнению, заключались причины «всеобщего нервничанья», когда учитель гимназии, где учился П.Кропоткин, начинал хронологические упражнения?

2. Как ваши ученики относятся к датам и хронологическим заданиям в курсах истории? В чём причины их того или иного отношения?

3. Приёмы и средства изучения хронологии в основной школе. Способы диагностики хронологических знаний и умений учащихся.

Прежде чем характеризовать «работу со временем», вспомним, что представляют собой типичные представления младших школьников об историческом времени и значимости дат в изучении прошлого6 . По наблюдениям психологов, подтверждённых практикой учителей, работающих в начальной школе, восприятие времени — самая трудная задача для детей 7—10-летнего возраста, поскольку их собственный жизненный опыт несопоставим ни количественно, ни качественно с многовековой историей человечества. На этом основании методисты рекомендуют начинать работу над хронологическими представлениями ребят с эмоционально-зрелищной презентации главных свойств исторического времени:

«Надо создать на уроке ощущение отдалённости древних культур, поясняя хронологическую отдалённость на более близких для детей примерах. Отцы детей родились в те времена, когда наши города были гораздо меньше, чем теперь, когда в них было мало высоких домов и т.д. Деды родились во времена, когда на дорогах конные повозки встречались чаще, чем автомобили, когда ещё практически не было самолётов. Перед Первой мировой войной, когда родился прадедушка, не было электрического света и редко встречались водопроводы. Прапрадеды видели, как сооружались железные дороги, как возникали первые фабрики. Так, прослеживая жизнь пяти поколений, можно заметить, как грандиозные изменения, происшедшие за 150 лет, преобразили лицо мира»7.

Кстати, подобный приём использовал историк и писатель Н.Эйдельман в книге «Твой ХVIII век». Приглашая школьников сосчитать, сколько в предыдущем веке у каждого из них осталось прапра... дедушек и бабушек, учёный доказывал, что история — не такой уж отдалённый и бесстрастный предмет изучения, каким может показаться вначале.

Как помочь детям с их коротким жизненным опытом осознать масштабы ожидающего их на уроках истории путешествия в глубь времени? Тот же немецкий педагог К.Линденберг советует: «Если же весь класс встанет в ряд и каждый ученик представит одно поколение, то 33 ученика позволят нам совершить путешествие назад как раз на тысячелетие. Тогда мы дойдём до времён, когда Германия была почти полностью покрыта лесами, когда ещё и в помине не был городов, и лишь кое-где появились дороги, когда только изредка встречались каменные церкви. Так возникает представление о временном и духовном расстоянии... При этом создаётся почва для того, чтобы показать своеобразие чувств, переживаний и представлений каждой отдалённой эпохи.

Почему это важно сегодня?.. Расширение временного кругозора учащихся позволяет привить им понимание других культур, существующих в наши дни. И ещё кое-что проясняется для нас в нашей действительности: неповторимость, особенность нашей эпохи обрисовывается лишь на фоне истории».

В советской методике также существует несколько рекомендаций по формированию у младших школьников представлений о линейности, необратимости, значительной протяжённости исторического времени. Это и рисование в рабочих тетрадях «реки Истории» с условными датами-корабликами, плывущими в одном направлении, это и составление иллюстрированной ленты времени на длинном листе ватмана с цифровым обозначением веков и силуэтными аппликациями наиболее ярких фактов, это и синхронистические комплексы, отражающие события, происходившие в одно и то же время в разных частях земного шара.

Параллельно с формированием элементарных представлений об основных свойствах исторического времени на первых уроках пропедевтики начинается ознакомление школьников с основными хронологическими понятиями: единицы времени (год, век, тысячелетие), високосный год, эра, календарь, эпоха, наша эра, до нашей эры. Как показала практика, наиболее продуктивно эта работа проходит на специальных занятиях в рамках пропедевтического курса по вспомогательным историческим дисциплинам. В дальнейшем, на уроках по истории Древнего мира, Средних веков и древней отечественной истории новые понятия конкретизируются и применяются при решении хронологических задач.

Не все даты, насыщающие всемирную историю и школьные учебники, достойны равноценного к себе внимания и методической проработки. В недавнем идеологизированном прошлом говорили о трёх типах хронологии: «Одни (даты) должны быть закреплены в памяти советских людей на всю жизнь, например, даты жизни В.И.Ленина, Великой Октябрьской социалистической революции, Парижской Коммуны, падения крепостного права в России. Другие являются опорными при изучении определённого курса истории и должны прочно сохраняться в памяти, по крайней мере, на протяжении его изучения... Наконец, третьи даты служат для установления связи датируемых фактов с опорными фактами и отнесения их к соответствующим периодам»8.

В современном обучении уместно, видимо, говорить об опорных и второстепенных датах в школьных курсах истории, относя к первым только те, что локализуют во времени главные исторические факты. Состав основных дат условен и исторически изменчив, так же как и набор фактов: в зависимости от политической ситуации и задач школьного исторического образования они оцениваются то как главные, то как второстепенные. Очевидно, что специальной работы при изучении истории в школе требуют именно опорные даты.

Наглядно-образное обозначение времени, созвучное картинному описанию местности или сюжетному повествованию о событии, является эффективным приёмом конкретизации самих исторических событий и одновременно помогает запечатлеть в памяти учащихся даты, с ними связанные. В отличие от простого упоминания времени «прописки» второстепенного исторического факта, обстоятельства важнейших событий описываются максимально ярко и образно, с использованием красочных цитат: «В субботу пятого апреля / Сырой рассветною порой...», «Русское войско сошлось с татарским в самый день, когда празднуется Рождество Богородицы, 8 сентября, в 1380 г. от Рождества Христова на поле Куликовом за Доном у реки Непрядвы» и др.

С этой же целью учитель может предложить ученикам 5—7 классов самим проиллюстрироватьисторическое событие на специальной хронологической карточке: на её лицевой стороне будет крупно выведена дата, а на обратной — рисунок (символическое изображение) события. Такие карточки успешно применяются в устных хронологических диктантах и в логических задачах на сопоставление однородных фактов, определение их причинно-следственных связей и т.п.

Наряду с простым запоминанием дат-одиночек методисты давно советуют применять «определённую систему обучения, развивающую у школьников представление о времени как пути движения исторических событий и о датах как моментах исторического развития» (А.И.Стражев). С этой целью в теорию и практику обучения истории А.И.Стражев ввёлхронологические комплексы, ряды логически связанных между собой фактов и дат. Например, при анализе состояния крепостного права в России в ХVIII в. уместно совершить исторический экскурс по основным вехам становления крепостничества и проследить формирование этой системы начиная с ХVI в. «Это поможет учащимся устанавливать прочные ассоциации развития исторических событий во времени», крепче запоминать и обогащать историческое мышление9.

Хронологические комплексы, отражающие длительность исторических явлений, их последовательность или одновременность могут быть оформлены в виде различного родахронологических и синхронистических таблиц10 . Наиболее общими являются сводные хронологические таблицы. В качестве справочников по хронологии и своеобразной сетки дат и событий они сопровождают школьные учебники и пособия для абитуриентов. Обычно в них две колонки: даты и события (образец 1).

Образец 1
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Способы формирования хронологических знаний и умений iconСпособы формирования хронологических знаний и умений
Приёмы и средства изучения хронологии в основной школе. Способы диагностики хронологических знаний и умений учащихся

Способы формирования хронологических знаний и умений iconСпособы формирования профессиональных умений обучающихся и развития их творческого потенциала
Тва. Знание экономических законов, которые предполагают высокую конкуренцию и выживание предприятий в атмосфере новых условий. Чтобы...

Способы формирования хронологических знаний и умений iconМанузин Е. В. Контрольная работа по истории нового времени
Целью работы является: формирование системных знаний, умений, навыков в области развития отдельных государств и морового сообщества...

Способы формирования хронологических знаний и умений iconРоссийский государственный гуманитарный университет
Ртс, содержащаяся в данном комплексе, предназначена для формирования у студентов навыков и умений самостоятельной работы с исследовательскими...

Способы формирования хронологических знаний и умений iconКонтрольная работа по истории нового времени Целью работы
Целью работы является: формирование системных знаний, умений, навыков в области развития отдельных государств и морового сообщества...

Способы формирования хронологических знаний и умений iconУрок диагностики знаний, умений и навыков. Форма организации работы
Систематизация и контроль качества знаний учащихся по изученному периоду истории России

Способы формирования хронологических знаний и умений icon3. Краткое содержание дисциплины
Цель изучения дисциплины: создать эмоциональные, психологические, интеллектуальные, действенные условия для формирования у студентов...

Способы формирования хронологических знаний и умений iconРабочая программа по географии для учащихся 5 6 классов Структура программы
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

Способы формирования хронологических знаний и умений iconДень варенья
Работа над проектом способствует формированию умений наблюдать, анализировать. Развивает навыки практического использования приобретенных...

Способы формирования хронологических знаний и умений iconКонтрольная работа №1. Контроль навыков и умений аудирования. Текст, задания
Школа с углубленным изучением английского языка 2-11 классы. М.: Просвещение, 2010 и соответствуют учебным возможностям учащихся...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск