Уроки играра алиева по древней истории






Скачать 418.23 Kb.
НазваниеУроки играра алиева по древней истории
страница1/4
Дата публикации19.01.2015
Размер418.23 Kb.
ТипУрок
h.120-bal.ru > История > Урок
  1   2   3   4
N 27(80), Ийцл 2003-ъи sор
Гязет 1992-ъи sорикц няшр бедя. Ьыймятыш 500 манат
УРОКИ ИГРАРА АЛИЕВА ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ
В области исторической науки проблема этногенеза и этнической истории азербайджанского народа продолжает оставаться наиболее спорной. Причем, в обсуждениях и дискуссиях, связанных с этногенезом азербайджанского народа центральное место занимают необоснованные нападки на историко-лингвистическую концепцию Играра Алиева. Поэтому выход в свет его новой книги - «О некоторых вопросах «этнической истории азербайджанского народа» (Баку, 2002, 372 с.) представляет собой событие огромной общегосударственной, общенародной значимости. В ней даны развернутые и глубокофундированные обоснования развиваемой им на протяжении вот уже полустолетия концепции древней истории Азербайджана. Играр Алиев (родился в 1924 году в Баку) - признанный во всем мире ученый, исследователь древней истории, научные труды которого отличаются высочайшим уровнем строгого академизма.

Он действительный член НАН Азербайджана, заслуженный деятель науки, директор Института истории НАН Азербайджана, автор десятка неувядаемых книг, сотен ценнейших статей.. Как пишет член корреспондент НАН Азербайджана А.Аббасов, его по праву считают «основателем нового направления, новой школы в азербайджановедении и востоковедении».

Книга этого маститого ученого по этнической истории Азербайджана, о которой идет здесь речь, хотя и написана в крайне критическом духе, однако содержит в колоссальном объеме новейшие данные по всем обсуждаемым в ней вопросам, одновременно развивая дальше и углубляя стройную и последовательную историко-лингвистическую трактовку добытых наукой фактов.

Первый раздел книги в сжатой форме освещает проблематику древней истории Азербайджана. Он до основания разрушает дилетантские построения по истории Передней Азии и Азербайджана.. Касаясь псевдонаучных и исследовательских методов своих оппонентов, И.Алиев пишет: «Конечно, методы эти весьма просты и примитивны. Это, по существу, вседозволенность, методы, которые ничем не отличаются от тех, которые были в ходу у ученых так называемого «донаучного периода», методы совершенно запрещенные в современной науке» (стр. 19). Он образно называет эти методы, используемые для фальсификаторской тюркизации древней истории Передней Азии «лингвистической алхимией».

Автор до конца разоблачает антинаучные суждения М.Исмаилова, А. Ниджата, Г. Гейбуллаева, Э. Алибейзаде, Р. Джалилова, Т. Гаджиева, К. Велиева, Ю. Юсифова, М. Сеидова, С. Алиярова, А. Мамедова, И. Гусейнова и др., призванные отстоять во что бы то ни стало - вопреки ходу мировой научной мысли идею тюркизации переднеазиатского ареала древнейшей поры ценою фальсификации историко-лингвистических и прочих фактов.

Забавнее всего то, что ни один из оппонентов Играра Алиева не только не оперирует новейшими данными в соответствующих областях науки, ограничиваясь донаучнымы и псевдонаучными сведениями по ним, но и не знает, в отличие от Играра Алиева, ни одного древнего языка, ни одной древней системы письма и чтения графем. В таком случае о какой подлинно научной дискуссии может идти речь?

Следует отметить, что многие вопросы этногенеза азербайджанского народа, как и этническая принадлежность отдельных племен, населявщих в древности территорию Азербайджана, уже были разработаны в фундаментальной книге Играра Алиева по истории Мидии, в статьях по отдельным проблемам в различных научных изданиях. Вернуться к данной теме, как он сам пишет, его заставили оппоненты: «Немало и таких, которые весь огонь «критики» сосредотачивают только на мне, обильно поливая меня помоями, обзывая меня «фальцификатором», человеком «без ума», «малограмотным», «продажным», «последним историком умершей Советской империи», «врагом народа» и т.п., употребляя при этом нередко самые что ни есть нецензурные слова» (стр. 14). Читая эти строки, можно понять автора книг и когда он сурово разоблачает своих оппонентов, указывая на их безграмотность и непрофессионализм. Конечно, оппоненты И.Алиева не только не удовлетворяются, собственно, тюркизацией древних народов Азербайджана - скифов, саков, албан, но и идут дальше, стремясь превратить тюрков в основоположников мировой культуры. Они сперва, превращают шумеров в тюрков, а затем связывают шумеров с Азербайджаном и заявляют о шумерском периоде азербайджанского тюркского языка (стр. 29). В связи с этим И.Алиев, относительно позиции Ю.Б.Юсифова по шумерологическим его изысканиям, пишет: «Из специалистов по древней истории идею о древних тюрках в Азербайджане разработал покойный ныне Ю.Б.Юсифов. Желание утвердить присутствие «протюркских этносов» на территории Азербайджана еще в III тыс. до н.э. явно ведет к произвольному обращению с фактами» (стр. 30). Касаясь уровня других авторов по данному вопросу, он констатирует отсутствие у них полного представления (А.А.Мамедов, Э.Алибейзаде) о шумеро-тюркском родстве (стр.31). Дискуссия со сторонниками тюркизации шумеров продолжается специально в других местах книги И.Алиева, в частности в его «открытом письме господину Джалилову», отождествляющему шумеров с субарами (стр.109) и с понятием Сибирь.

Особую тревогу вызывает у автора отклик Э.Алибейзаде на первый том «Истории Азербайджана», в ответ которому он пишет: «Песни-сказки о Бильгамысе, Авеста, «письма (?-И.А.) матушки Томирис». «Творчество Анахарсиса», «Иссыкская надпись», «золотой воин» и многое другое, что втиснуто Э. Алибейзаде в одну обойму «происхождения, формирования азербайджанской народности, ее языка, «не могут быть составными темы, «материнским корнем Деде Коркуда», ибо принадлежат разным народам, разным эпохам, отдаленным друг от друга тысячелетиями, написаны на совершенно разных языках» (стр. 104). Действительно, так произвольно обращаются с культурными наследиями многих народов порой ради личной славы, искусно манипулируют термином «тюрок»Произвольно обращаясь с терминами и с этническими наименованиями, как показывает автор книги, они, с целью возвеличения роли тюрков в древности, искусственно или в своем воображении, псевдоимперии - «туранскую империю», Скифское царство, перекрашивая их под тюркский лад, выкраивая удобный плацдарм для присвоения культурного наследия других народов, особенно иранских народов - приписывают тюркам Авесту, зороастризм и Зороастра, вообще все, что связано с историческим наследием иранского народа. Насколько нам известно, многие из мнимых тюркофилов - не тюрки по происхождению. По этому весьма демагогически выглядит их заявление, вроде: «Слово «азер» существовало задолго до того, как ираноязычные племена стали топтать азербайджанские земли» (стр. 35). В ответ И. Алиев резонно пишет: «Это сущая демагогия. Иранское происхождение слова «азер» не требует никаких доказательств» (стр. 35). Однако, все же ему приходится заново доказывать своим оппонентам, вооруженым методом «лингвистической алхимии». Для одного из них название «Азербайджан» (М. Исмайлов) происходит от этнонима «Асов», которые почему-то обязательно были тюрками (стр. 33, 34); или связывается слово «азер» с якобы тюркскими словами «од», «отр», «атр», о существовании которых в древнем Азербайджане науке ничего не известно (стр. 35). Более фантастический фон дают рассуждения писателя Исы Гусейнова, который, в своем романе «Идеал», Мидию называет Багдаем и языком мидян объявляет одерский, под которым он понимает тюркский язык. Якобы на этом языке говорили задолго до Ноя (стр. 26). Вообще в романе «Идеал» все этнические названия древнего времени искажены на тюркский лад до неузнаваемости. В этом романе надписи Бехистунской скалы представлены как тюркские, «на нашем языке». В ответ таким фантасмагориям, И.Алиев весьма резонно пишет: «Слышал звон, да не знает где он» (стр. 26). У этого писателя слово «Туран» - «Багдай» (Мидия), слово Азербайджан происходит от слова «Одербагдай», т.е. от «одер»-а и «Багдай»-а» (стр. 27). Можно было бы продолжить дальше, поскольку писатель может фантазировать, пусть даже за счет истины - это дело совести, но дело в том, что и ученые, иногда доктора наук, тоже продолжают свои «научные» поиски в этом духе, даже в более фантастическом духе: у одного доктора наук мне самому приходилось читать такие «истины», как персидский и индийский языки - это тюркские языки, и, что странно, он в духе писателя И.Гусейнова приводил в качестве примера слова чисто иранские: мадер - мать, барадер - брат и т.д.Автор подобных манипуляций доктор филологических наук Балоглан Шафизаде попытался одним махом покончить и с ирановедением и с индоевропеистикой в целом, заявив о том, что «тюркское происхождение персов, курдов, армян, а также ряда других народов не вызывает сомнений (подробнее см.: журнал «Зяка», N1, 1992, с. 24). Свою дичайшую, нелепейшую версию о тюркском происхождении языка Авесты, он оснащает вздорной языковой эквилибристикой фальсифицируя буквально все, чем распологает мировая наука об авестологии на сегодняшний день. Да и в перечне слов, приведенном им самим же из Авесты, нет ни одного исконно тюркского слова. И вот такой горе-автор выпустил книги: «Авеста, Зороастр, Азербайджан (1. Магская цивилизация, Б. 1996 г.); История азербайджанской литературы (древнейший период, Б. 2003) на азербайджанском языке, в которых также приписывает Авесту и зороастризм тюркам.

Подобные ревнители нации, помимо всего прочего, не осознают того, что при их постановке вопроса не остается места в числе других и для тюркских народов также растворяющихся в всеобщем хаосе.

У другого доктора наук, лингвиста, парфянский язык объявляется тюркским, заодно и текст надписи на кабе Зороастра тюркским. В ответ таким манипуляциям этого автора, И.Алиев вынужден отчитывать их как плохих учеников: «Вы глубоко заблуждаетесь, утверждая, что надпись Шапура на кабе Зороастра была сделана на «греческом, персидском и тюркском (парфянском) языках». Вне всякого сомнения, «и на парфянском», но никак не «на тюркском», именно на иранском парфянском языке»; и далее дается немецкий перевод и парфянский оригинал этого текста (см. стр. 256). Подобные уроки по древней истории И.Алиев был вынужден дать в этой книге многим докторам наук - Т.Гаджиеву, К.Велиеву, М.Исмаилову, Г.Гейбуллаеву, Э.Алибейзаде, Ф.Джалилову и писателям - И.Гусейнову и Алиисе Ниджату, уроки, думается, полезные как для самих этих «друзей» тюрков, так и для читателей, но самое главное - для истинной науки азербайджановедения.

История Мидии занимает важное место у этих так называемых тюрков; и, видимо, одной из причин превращения Играра Алиева в объект нападков с их стороны является то, что он не пользуется их методами «алхимической лингвистики» и не поддается болезни тюркомании. И.Алиев в ответ профессору языковеду Гаджиеву, представляющему мидян тюрками и в этой связи обвиняющему его в незнании таких ученых, как И.Дьяконов, Грантовский, Струве, Абаев, он отвечает: «Вы лжете» (стр.245). Да, действительно, как не знать И.Алиеву своего научного руководителя - великого Струве и других востоковедов, с которыми он годами дружил и сотрудничал. Конечно, превращением слова маг в мак, а последнего в тюркское слово, нельзя превратить мидийцев в тюрков. И.Алиев, возражая таким авторам, приводит свидетельства древних авторов - Геродота («персов и мидян называли ариями»), Страбона о том, что «жители Персии, Мидии, Бактрии и Согдианы одноязычны до малого» и т.п. (стр. 248). Нередко мидийцев и мидийский язык связывают с талышами, говоря о мидийском языке и его связи с языком азери, что представляет интерес для читателей газеты «Толыши садо».И.Алиев, обобщая последние достижения науки в этой области, заключает: «Итак, талышский, тати и ряд других языков и диалектов Южного Азербайджана, являются потомками существовавшего здесь в древности большого массива, главенствующим, в котором был мидийский язык со своими диалектами и говорами» (стр. 77). Принадлежность мидян к индоевропейской группе арийских народов, общепризнана всеми учеными.Даже такой, сравнительно осторожный в своих выводах, ученый, как И.М.Дьяконов, безоговорочно утверждает: «Индоевропейцы индоиранской (арийской) ветви играли в Мидии очень большую роль, и в Нижней Мидии население индоевропеизировалось уже в довольно раннее время.Начиная с середины первого тысячелетия до н.э. на большей части просторов Ирана возобладали индоевропейские, иранские языки, и народами - носителями этих языков была создана вся великая культура Ирана» (стр. 74). В другом месте И.М.Дьяконов, уточняя и конкретизируя понятие «мидийский язык» и его связь с современными иранскими языками, отмечает: «Здесь, в густых субтропических лесах, жили племена, главным образом охотничьи, обычно более отсталые, чем мидийские и албанские. Здесь в то время и позже сохранялись остатки языков, исчезнувших в собственно Мидии и Албании, и это создавало видимость этнического различия между населением этих последних областей и населением Каспийского побережья. Еще в настоящее время таты, талыши, гиляки и мазандеранцы говорят на диалектах, представляющих собой остатки индоевропейского языка, первоначально бывшего языком восточной Мидии» (стр. 92). Специалист по древней истории, указывая на то, что диалекты древнего мидийского языка «полностью сохранили свою мидийскую основу», возражает против неверных рассуждений составителей «Истории Азербайджана» (Б. 1941, стр. 14) и пишет: «Эти диалекты отличаются архаичностью звукового состава, причем , в ряде случаев, они расходятся с персидскими и сходятся с мидийским и парфянским, а также с авестским»; поэтому, в корне неправильно рассматривать татов и талышей как албанцев и мидян, подвергшихся насильственной персизации» (стр. 92). Мидийскую традицию продолжали в Атропатенской Мидии. По мнению И.Алиева, они мало отличались от «старых» мидян, традиции которых продолжали и продолжают народы Каспийского побережья, в том числе талыши. В книге всесторонне рассматриваются важные проблемы этногенеза народов Азербайджана и сопредельных районов. В ней содержатся ценные научные выводы и заключения, полезные для ученых - исследователей и для широкой аудитории читателей, интересующихся проблемами истории и этногенеза Азербайджана и Передней Азии.

Однако они забывают о том, что в науке ее величество - Истина, опирающаяся на твердо установленные факты и доказательную аргументацию, возводится на трон храма познания отнюдь не большинством крикливых голосов, а именно такими учеными, как Играр Алиев —ученый с мировым именем, эрудированный историк и лингвист. Б.Шахсойлу.
Акиф Мещтямянсон
ЯЛИГАБАРЛЫ ТАЛЫШ КИШИСИ ЮЗ СЕВИМЛИ РАДИОСУНДАН НАРАЗЫДЫР
Будур, базарда тясадцфян растлашдыьым вя илк бахышдан мяни ъялб едян аьсаггал киши. Ялляри габар-габар олмуш, сачларына дян дцшмцш бу адам, щисс олунур ки, бцтцн юмрц бойу ямякля мяшьул олуб. Щарадан олдуьуну сорушанда Лерикин даь кяндляриндян биринин адыны верди. Онларын кяндляриндя елм, мядяниййят, кино, театр вя мятбуатын вязиййятини сорушдум. Аьсаггал ъаваб верди ки, «бизим кяндин ушаглары гоншу кянддя дярс алырлар. Кинодур, театрдыр - советин вахтында шящярлярдян артистляр, ашыглар эялярдиляр. Таланын ортасында щамымыз отуруб онлара ляззятнян гулаг асардыг. Орайа сяветлийин чох кяндляриндян адамлар эялярдиляр. Бюйцк консертлярдян сонра щямин гонаглар бизим эцзяранымыз, тарихимизля марагланардылар. Хцсусян, кянд гябиристанлыгларында гябирцстц абидяляр онлары щейрятляндирярди. Мясялян, ъцрбяъцр гоч щейкялляри, йашы 100 дян чох олан аьаъ башдашыларыны онлар эюряндя, сизин неъя дя зянэин кечмишиниз вар, - дей щейрятлянярдиляр. Хцсусиля, онлар щейрятлянярдиляр ки, ахы бу аьаъ 100 илдян чохдур ки, йаьышын алтындадыр, юзц дя торпагла тямасдадыр, нийя чцрцмцр? Щяля няляр сорушмурдулар...

(Щямин аьаъын ады «ЩЯВЯРС»дир. О Лерикин Чайруд кяндиндя, Хандах мешялийиндя битир. Бах - АСЕ)

Кяндимизядя йазы позу билян чох вар, амма савадсызы да вар, яксяриййяти дя тцркъя билмирляр. Щямишя дя талышъа данышырлар.

Бяс талышъа йазысы олан гязетляри неъя, охуйа билирсиниз?

Яэяр еля гязет чыхса, бюйцк мямнуниййятля охйарыг, ана дилимиз дейил? Бизим йеэаня мятбуатымыз радиодур. «Араз»да талыш дилиндя верилян верилиш, дцздцр чох ейибляри вар. Амма бу йахынларда орада Толыби Шащан Бяхтийар Иззятовун «Ана» шерини охуду, истяр-истямяз ахшам олмаьына бахмайараг гябиристанлыьа эедиб, ата-анамын гябрини зийарят етдим вя дойунъа аьладым. Бир дя ки, о радиода верилишлярин чоху талыш дилиня лайиг олмайан тярздя апарылыр. Бязян щейфслянирсян ки, эюрясян, бу миллятин тямиз талыш дилиндя, сюзляри узатмайа-узатмайа ифадя едя билян бир адам йохдурму?

«Толыши Сядо»нун нийя онлара эедиб чатмадыьы иля марагландым. Гязетин нюмряляриндян бирини она узатдым. Цзцня бахандан сонра йеря дцшмцш чюряк тяки юпдц вя деди: - Ай бала, щеч олмаса, эяряк бу радиодя эяряк дейяйдиляр ки, бу гязет йеня чыхыр. Ахы эюрясян нийя демирляр?! Ахы чохларынын гязети алмаьа имканы олмадыьы щалда, бу радиойа щамы пулсуз гулаг аса билир. Нийя бцтцн радиолар гязетлярдян гыса хябярляри верир, амма талыш радиосу юз доьма гязетиндян индийяъян щеч бир кялмя дя сюз ачмамышдыр. Йягин бурада няся вар...

Аьсаггал киши чох истяди ки, юйрянсин эюрцм арада ня ися олуб.

Ня гядяр дедимся ки, щеч ня олмайыб, инанмады. Ахырда да радионун унванын мяндян сорушду.

Мян дя мямнуниййятля она цнваны дедим: М.Щцсейн кцчяси -1. Азярбайъан Радиосу, Талыш дили верилишляри редаксийасы.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроки играра алиева по древней истории iconРабочая программа педагога савченко Натальи Анатольевны
Он включает в себя разделы Древней истории, изучение которых заканчиваются уроком контроля знаний, умений, навыков. Контрольные уроки...

Уроки играра алиева по древней истории iconТемы курсовых работ для студентов 1 -го курса по древней и средневековой...
«Русская правда» как источник по истории социально-экономического развития Древней Руси

Уроки играра алиева по древней истории iconУроки всемирной истории. Новейшее время Уроки всемирной истории. Новая история
Русский язык. Справочник школьника фраза. Обучающая программа-тренажер по русскому языку

Уроки играра алиева по древней истории iconТемы вашего учебного проекта Школы в Древней Греции
Древней Греции и прослеживается, какое влияние оказали древние греки на развитие мировой истории и культуры. В ходе проекта учащиеся...

Уроки играра алиева по древней истории iconВопросы к экзамену по истории (ивт-2010) Средневековье как этап всемирной...
Введение христианства в Древней Руси, его значение. Развитие культуры Древней Руси

Уроки играра алиева по древней истории iconС. Г. Карпюк история древней греции
Рггу (Институт восточных культур и античности, Институт филологии и истории), Государственном акад гуманитарном университете (исторический,...

Уроки играра алиева по древней истории iconУроки Кирилла и Мефодия 1класс Математика
Сd – диск: «Уроки Всемирной истории. Древний мир» Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Уроки играра алиева по древней истории iconИнтернет ресурсы по истории
Античная мифология. На сайте расположены сведения о всех мифологических героях Древней Греции, их родословная, сю­жеты, связанные...

Уроки играра алиева по древней истории iconПредметы эор
Электронные уроки и тесты.(Мультимедийные уроки виртуальной школы Кирилла и Мефодия, )

Уроки играра алиева по древней истории iconПрограмма вступительного испытания по истории россии для поступающих...
Проблемы крещения Древней Руси. Деятельность первых русских князей (Владимир Святославич, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах). «Русская...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск