Об изучении истории и обществознания






Скачать 94.23 Kb.
НазваниеОб изучении истории и обществознания
Дата публикации04.02.2015
Размер94.23 Kb.
ТипРеферат
h.120-bal.ru > История > Реферат
Об изучении истории и обществознания
Преподавание истории и обществоведческих дисциплин в образовательных учреждениях, реализующих Государственный образовательный стандарт 2004 года, в 2013/2014 учебном году осуществляется в рамках учебного времени, определенного базисными учебными планами для образовательных учреждений Республики Татарстан (приказ № 4154/12 от 9 июля 2012 года, приказ № 4165/12 от 10 июля 2012 года).

В образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования (пилотные школы), преподавание истории и обществознания осуществляется в рамках учебных часов образовательной области «Общественно-научные предметы», определенных Базисным или Примерным учебными планами (приказ № 7699/12 от 23.06.12).
Учебное сопровождение предметов осуществляется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации на 2013-2014 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год»). При выборе учебников следует придерживаться принципа преемственности, т.е. выстраивать линию учебников по вертикали.

Основное общее образование
В соответствии с Базисным и Примерными учебными планами в основной школе история изучается в V-IX классах. В V-м классе изучается история Древнего мира. В образовательных организациях, реализующих ГОС-2004, изучение истории Древнего мира предваряется введением пропедевтического модуля «Что изучает история» в объеме 10 часов.

В экспериментальных классах, реализующих основные образовательные программы начального общего и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования, пропедевтический блок не предусмотрен.

В V-IX классах история представлена курсами «Всеобщая история», «История России» и «История Татарстана». Материал исторических курсов («Всеобщая история», «История России» и «История Татарстана») изучается в рамках одного предмета, в школьной документации предмет оформляется как «История». Учебный материал исторических курсов, в том числе история Татарстана, может изучаться отдельным модулем или интегрироваться в содержание предмета по принципу синхронности со следующим примерным распределением часов: «Всеобщая история» – 24, «История России» – 36, «История Татарстана» - 10 часов в течение учебного года.

В IX классе в связи с сокращением учебных недель количество часов на преподавание истории и обществознания регламентируется локальным актом.

В V-IX классах общеобразовательных учреждений Республики Татарстан с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения с изучением родного (марийского, мордовского, удмуртского, чувашского) языка в содержание истории и обществознание может включаться материал по истории родного народа.


Учебный предмет «Обществознание» изучается с VI по IX класс (в экспериментальных школах, перешедших на обучение по ФГОС общего образования, – с V класса).
Среднее (полное) общее образование
В X – XI классах образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих образовательные программы среднего (полного) общего образования, преподавание истории и обществоведческих дисциплин реализуется в рамках учебного времени, определенного базисным учебным планом для образовательных учреждений Республики Татарстан.

Обучение в X – XI классах основано на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.).

Обучение на базовом уровне предполагает личностное развитие учащихся, обеспечение интеллектуального и общекультурного уровня в контексте истории и обществоведческих дисциплин, функциональной грамотности. Обучение на профильном уровне направлено на подготовку к продолжению образования, овладение системой языка предмета, формирование навыков самообразования, способностей решать возникающие задачи.
История. На базовом уровне в X – XI классах история изучается в объеме 140 часов (2/2), то есть по 70 часов в каждом классе) со следующим примерным распределением часов: «Всеобщая история» – 24, «История России» – 36, «История татарского народа и Татарстана» - 10 часов в течение учебного года.

На профильном уровне углубленное изучение истории представлено в классах социально-гуманитарного профиля. История в X – XI классах изучается в объеме 280 (4/4) часов, т. е. по 140 часов в каждом классе. Распределение часов может быть следующим: «Всеобщая история» – 35 (1/1) часов, «История России» – 70 (2/2) часов, «История татарского народа и Татарстана» -35 (1/1) часов в течение учебного года.

В XI классе в связи с сокращением учебных недель количество часов на преподавание истории и обществознания регламентируется локальным актом.
Обществознание. На базовом уровне обществознание (включая экономику и право) изучается в объеме 140 часов в течение двух лет обучения (2/2). Курсы экономики и права могут изучаться отдельным модулем в объеме 34 часов каждый. Предмет оформляется как «Обществознание».

В профильных классах предметы изучаются соответственно учебному плану. В классах социально-экономического профиля обществоведческие предметы представлены следующим образом:

1-й вариант: в X – XI классах как базовые предметы изучаются:

- Экономика в объеме 70 (1/1) часов, т. е. по 35 часов в год;

- Право – 70 (1/1) часов, по 35часов в год.

Обществознание изучается как профильный учебный предмет в объеме 210 (3/3) часов, по 105 часов в год.

2-й вариант: обществоведческие предметы изучаются как профильные в следующем объеме:

- Обществознание - 210 (3/3) часов, по 105 часов в год;

- Экономика - 140 (2/2) часов, по 70 часов в год;

- Право – 140(2/2) часов, по 70 часов в год.
В классах социально-гуманитарного профиля в X – XI классах на базовом уровне изучаются:

- Право в объеме 35 часов.

- Экономика – 35 часов.

Обществознание в объеме 210 (3/3) часов изучается как профильный предмет по 105 часов в год.

Порядок изучения предметов, их последовательность определяет образовательная организация.
Изучение истории и обществознания дополняется элективными учебными курсами, учебными практиками, проектами, исследовательской деятельностью. Программы элективных курсов должны быть соответствующим образом утверждены.
При разработке рабочих программ необходимо иметь в виду приказ МОиН РФ от 24.01.2012 n 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. n 1089» и внести изменения в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, которые были введены в 2004г. (приказ МОиН РФ от 5 марта 2004 г. N 1089):

В части II «Среднее (полное) общее образование»:

В подразделе «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» раздела «Стандарт среднего (полного) общего образования по истории» (базовый уровень):

а) позицию «История как наука» дополнить абзацем следующего содержания: «Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний»;

б) позицию «Российская Федерация (1991-2003 гг.)» дополнить абзацем следующего содержания: «Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны».

2. В подразделе «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» раздела «Стандарт среднего (полного) общего образования по истории» (профильный уровень):

а) позицию «История как наука» дополнить абзацем следующего содержания:
«Проблема фальсификации исторических знаний»;


б) позицию «Российская Федерация (1991-2003 гг.)» дополнить абзацем следующего содержания:

«Модернизация исторических взглядов. Интерпретация или фальсификация исторических фактов и событий. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны. Методологические подходы по противодействию попыткам фальсификации ключевых событий отечественной истории».

Региональная и этнокультурная составляющие историко-обществоведческого образования в республике
Региональная и этнокультурная составляющие исторического образования представлены курсом “История татарского народа и Татарстана”. В основной (V-IX кл.) и средней (X – XI кл.) школе, где история изучается на базовом уровне, материал по “Истории татарского народа и Татарстана” интегрирован в общий курс истории. В классах социально-гумантарного профиля курс может изучаться как отдельный предмет.

В 5-9 классах общеобразовательных учреждений Республики Татарстан с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения с изучением родного (марийского, мордовского, удмуртского, чувашского) языка в содержание предмета «история» может включаться материал по истории родного народа.


Необходимость обеспечения единства образовательного пространства в масштабах страны требует сопряжения учебного материала по российской, региональной и этнической истории. Это предполагает рассмотрение региональной и этнической истории в контексте общецивилизационных процессов всемирной истории и во взаимосвязи с историей России. Такой подход позволяет осознать культурное многообразие мира, способствует формированию таких фундаментальных качеств человека, как толерантность, умение жить в поликультурном обществе, стремление к взаимопониманию, что в свою очередь способствует формированию идеологии антиэкстремизма.

Ценностными ориентирами при этом выступают равноправие и диалог культур, личностная ориентация школьника на уважительное отношение к поликультурному наследию страны, на самореализацию в условиях этнического и культурного многообразия.

Региональный и этнокультурный материал включается учителем также и в курсы «Обществознание», ОРКСЭ. Модели включения регионального и этнокультурного содержания в образовательный процесс различны:

- включение регионального и этнокультурного материала в изучаемые исторические курсы и обществознание либо путем его распределения по темам курса «История», либо на специально отведенных уроках (отдельным модулем);

- материал, отражающий региональную и этнокультурную специфику, может рассматриваться также в рамках компонента образовательного учреждения, например, изучение курса «История татарского народа и Татарстана», «История и культура татарского народа» в профильных классах;

- в качестве элективного курса, дополняющего и поддерживающего базовые предметы, например, «Историко-культурное наследие: древний город Болгар и остров-град Свияжск». Цель подобных курсов - формирование у обучающихся интереса и уважения к историко-культурному наследию народов Татарстана как ценности культурно-регионального сообщества, воспитание чувства любви к малой Родине, бережного отношения к ее памятникам, сопричастности к их сохранению в условиях этнокультурного и конфессионального многообразия региона.

Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р, изучается в IV классе один час в неделю. При составлении рабочих учебных программ по основам религиозных культур и светской этики следует руководствоваться приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312».

Методические рекомендации по преподаванию курса ОРКСЭ размещены на сайте Института развития образования в разделе «Проекты», тема «ОРКСЭ» - / http//irort/ru/node1155
Модернизация образования ориентирует учителей истории и обществознания на отражение современных тенденций в преподавании предметов цикла, усиление роли данных дисциплин в социализации и формировании гражданской идентичности школьников.

В связи с постепенным переходом к Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) актуальным становится подготовка к его введению. При организации образовательного процесса необходимо учесть концептуальные идеи и основные положения стандартов второго поколения. Главная идея ФГОС - создание условий для достижения стратегической цели развития российского образования – повышения его качества, достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих готовность современной школы к удовлетворению образовательных потребностей личности, общества и государства.

Значимыми в этом контексте становятся универсальные или метапредметные компетенции, формирование которых осуществляется в процессе изучения истории и обществоведческих дисциплин.
Методологические и содержательные основы ФГОС изложены в следующих документах: Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. – М., 2009; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2010; Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М., 2010; Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. - М.,2010; Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий.- М., 2010.

С этими документами можно познакомиться на сайте «Федеральные государственные стандарты общего образования» (http://standart.edu.ru).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Об изучении истории и обществознания iconПрограмма патриотического воспитания на основе краеведческого материала...
В связи с этим особое значение придается знаниям, полученным при изучении Отечественной истории, литературы, обществознания

Об изучении истории и обществознания iconКурс русской истории
Методологическое удобство и дидактическая целесообразность второй из них в Изучении местной истории. Схема социально-исторического...

Об изучении истории и обществознания icon«Новая концепция исторического образования и проблемы ее реализации»
...

Об изучении истории и обществознания iconМультимедийные ресурсы, используемые в процессе преподавания истории...
...

Об изучении истории и обществознания iconМетодическая разработка инновационного опыта посвящена вопросу формирования...
Реализация метапредметного подхода на уроках истории и обществознания в условиях введения фгос нового поколения

Об изучении истории и обществознания iconУрок «Типы легитимной власти»
Авторы: Крицкая Н. Ф. (кандидат педагогических наук, учитель истории и обществознания школы №37), Петухова М. В. (учитель истории...

Об изучении истории и обществознания iconУрока обществознания
Спо и предназначена для изучения обществознания (включая экономику и право) для изучения обществознания в гобпоу «Липецкий политехнический...

Об изучении истории и обществознания iconУрок «Праведники мира». Материалы для занятия в рамках урока по истории...
Материалы для занятия в рамках урока по истории новейшего времени, обществознания

Об изучении истории и обществознания iconРабочая программа по истории россия в XX
По истории россия в XX веке (44ч) и истории всеобщей (24 час) 9 класс при параллельном изучении курсов

Об изучении истории и обществознания iconРабочая программа по истории 5 класс по уч. В. И. Уколовой, учителя...
Рабочая программа по истории 5 класс по уч. В. И. Уколовой, учителя истории и обществознания моу сош №7 г. Тутаева Устиновой Г. В....






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск