Рабочая программа учебной дисциплины «История нового времени стран Европы и Америки»






НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «История нового времени стран Европы и Америки»
страница1/9
Дата публикации04.02.2015
Размер1.15 Mb.
ТипРабочая программа
h.120-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«Оренбургский государственный педагогический университет»





Исторический факультет

Кафедра всеобщей истории
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Е.Г. Матвиевская/

__________ _____________ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«История нового времени стран Европы и Америки»
Направление подготовки

050100. 62 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки

История

Квалификация выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная
Оренбург

2011 г.
Рецензент:
Моргунова Н. Л., доктор исторических наук,

профессор кафедры истории России


Авторы/составители рабочей программы учебной дисциплины:
Гришакова Л.В., кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории

__________ ______________

(дата) (подпись)

Сытник И.Г., кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории.

__________ ______________

(дата) (подпись)

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Направление подготовки:050100.62 Педагогическое образование
Профиль: История
Дисциплина: История нового времени стран Европы и Америки
Форма обучения: очная
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРИНЯТА учебно-методическим советом Университета протокол № 04_от 29.06.2011 г.
РЕКОМЕНДОВАНА заседанием кафедры всеобщей истории

протокол № 1_от _06.09.2011 г.
Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой всеобщей истории

_______________________Р.Р. Магомедов_____________________________

подпись расшифровка подписи дата

Исполнители:

____________________________ ___________ Л.В. Гришакова___ _________

должность подпись расшифровка подписи дата

____________________________ ___________ И.Г. Сытник_______ _________

должность подпись расшифровка подписи дата


СОГЛАСОВАНО:

Декан факультета истории____________________ К.Ш.Ахтямов___________________________

наименование факультета личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий кафедрой1 _______________________________________________________________

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий кафедрой ____________________ _________________________

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Председатель учебно-методической комиссии факультета по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» ________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата

Специалист библиотеки ФГБОУ ВПО «ОГПУ»_____________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата


Рабочая программа учебной дисциплины зарегистрирована в учебно-методическом управлении под учетным номером ________ ________________________ФИО.

Подпись лица, зарегистрировавшего РП

Начальник УМУ _________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Содержание

Пояснительная записка ………………………………………………….........................................5

1. Цели и задачи освоения дисциплины …………….……………………...................................5

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО ………………………………………………......6

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины …………….…………........6

4. Содержание и структура дисциплины …………….……….............................……………...10

4.1. Содержание разделов дисциплины ……………….………….......…………………..10

4.2. Структура дисциплины …………………………………….........................................30

4.3. Лекции ............................................................................................................................31

4.4. Практические занятия (семинары) …………………………….....……......................33

4.5. Лабораторные работы ……………………………………………………….............34

4.6. Курсовые работы (курсовые проекты) ………………………...……….....................34

4.7. Самостоятельное изучение разделов дисциплины …………….................................34

5. Образовательные технологии ……………………………………………….........................44

5.1. Образовательные технологии, используемые при реализации

различных видов учебной работы ....................……………..……………..........................44

5.2. Интерактивные образовательные технологии, используемые

в аудиторных занятиях ...........................................................................................................45

6. Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной

аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций ……………………………….....….....48

6.1. Оценочные средства текущего контроля успеваемости ……..…………..…………48

6.2. Оценочные средства промежуточной аттестации и реализуемых

в дисциплине компетенций студентов ………...........................................................……..50

6.3. Критерии оценки формируемых в дисциплине компетенций …………………….53

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ...……………….....54

7.1. Основная литература ..………...…………….………………….............………….….54

7.2. Дополнительная литература …………………………...…………….................…….54

7.3. Периодические издания …..…….……………………...………….................…….... 58

7.4. Интернет-ресурсы …………………………………………...……….........…………..58

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины ………………..................................58

8.1. Учебно-лабораторное оборудование ……………………...……………....................59

8.2. Технические и электронные средства обучения и контроля успеваемости ……..…59

Пояснительная записка
Новое время является одним из наиболее насыщенных периодов мировой истории. Оно связано с развертыванием процессов кризисного развития и распада европейского традиционного общества, революционного становления буржуазной общественной системы. Программа курса ориентирована на комплексное изучение социально-экономических, политических и духовных процессов, обозначивших магистральный путь развития западного общества в XVII – начале XX вв., а также специфики развития отдельных стран и регионов в течение этого времени.

Программа построена по проблемно-хронологическому принципу, позволяющему наиболее эффективно отразить диалектику общего и особенного в становлении и развитии индустриального общества, выявить историческую логику этого процесса, проанализировать причинно-следственные связи и основные закономерности различных этапов модернизации. Программа предусматривает вычленение в качестве отправной точки истории Нового времени событий Английской буржуазной революции 1640 г. При этом сама эта дата в значительной мере условна. Значимость Английской революции сер. XVII в. определяется прежде всего той ролью, которую она сыграла в развертывании процесса модернизации в европейском масштабе. Английская революция рассматривается в этой связи как событие, выразившее особенности раннего периода генезиса капитализма, охватившего два столетия XVI и XVII.

Период второй половины XVII - начала XIX в. рассматривается в программе как особый этап процесса модернизации, связанный с комплексным развитием индустриальной системы, прорывом европейского общества в осмыслении происходящих событий, рождением новой общественной парадигмы. Эпические события рубежа XVIII – XIX вв. Американская и Французская революции, революционные и наполеоновские войны в Европе – завершили этот период формирования духовного «генотипа» новой Европы. Они совпали по времени с промышленным переворотом в ведущих европейских странах, придавшем развитию индустриальной цивилизации техногенный характер. Период с 1815 до 1870 г. рассматривается как эпоха «классического капитализма», когда индустриальная система в своем развитии достигает качественно новой ступени – относительно полной реализации базовых принципов классического либерализма, сбалансированности всех основных общественных подсистем, функционирующих на этой основе. Рубежи эпохи связаны с событиями, качественно изменившими геополитический облик европейского общества – Венским конгрессом и Франко-прусской войной.

События конца XIX начала XX в. трактуются как этап нарастания внутренних противоречий в развитии индустриальной общественной системы, формирования монополистического капитализма, радикального обострения социальных конфликтов и международных противоречий.

Рост радикального революционного движения и острые межимпериалистические конфликты, приведшие к первой мировой войне подвели черту под историей Нового времени – позитивного развития индустриальной общественной системы – и открыли эпоху Новейшего времени – поэтапной трансформации индустриальной системы.

Актуальность курса. «История нового времени стран Европы и Америки» является одним из важнейших курсов в современной вузовской системе исторического образования. Оно сопряжено с событиями глобального масштаба, определившими динамику складывания современной цивилизации. Необходимость введения курса обусловлена концептуальным осмыслением исторического прошлого, соотнесением его с актуальными проблемами современной общественной жизни.

1. Цель и задачи дисциплины

Цель освоения дисциплины: содействовать развитию профессиональной компетентности бакалавра в области педагогического образования на основе формирования у студентов целостного представления о своеобразии социально-экономического, политического и культурного развития стран Европы и Америки в период новой истории (1640 – 1918 гг.).

Задачи освоения дисциплины:

  • Стимулировать формирование общекультурных компетенций бакалавра через: развитие у него культуры мышления, умения анализировать проблемы разного уровня; овладение способами и технологиями взаимодействия; работой с исторической информацией.

  • Содействовать формированию общепрофессиональных компетенций бакалавра через овладение им системой теоретических и практических знаний по истории нового времени стран Европы и Америки.

  • Способствовать формированию профессиональных компетенций бакалавра в области педагогической деятельности через актуализацию умений реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях, применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «История нового времени стран Европы и Америки» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.В.ОД.4.1.)

Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, способы и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «История древнего мира, «История средних веков», «История России (с древнейших времен до конца XIX в.)».

Освоение дисциплины «История нового времени стран Европы и Америки» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Новейшая история зарубежных стран», «Историографии зарубежной истории», «История России (ХХ – начало ХХI вв.), курсов по выбору студентов.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины «История нового времени стран Европы и Америки» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль подготовки История:

Коды
компетенции


Наименование компетенции

Структурные элементы
компетенции (знания, умения, навыки и опыт деятельности, получаемые в результате освоения дисциплины)


ОК-1


Владеть культурой мышления, способностью к обобщению,  анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные исторические факты, процессы, понятия и термины, историографические проблемы зарубежной истории

Уметь: выбирать методы познавательной деятельности, прослеживать причинно-следственные связи, выявлять сходства и различия исторических явлений и процессов, обобщать и делать выводы, находить аргументы к высказываниям

Владеть: способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи, решать их методами сравнительно-исторического анализа

ОК-2

Анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества

Уметь: анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

Владеть: технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний;

ОК-3

Понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: особенности исторического

анализа событий, процессов и явлений прошлого

Уметь: учитывать в своих действиях

необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением

Владеть: навыками групповой

исследовательской работы, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по

обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи

ОК-6

Способность логически верно выстраивать устную и письменную речь

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные приемы построения устной и письменной речи с использованием научной лексики и понятийного аппарата данного курса

Уметь: логически верно, аргументировано, ясно строить устную и письменную речь

Владеть: навыками свободного и четкого изложения исторического материала, умением излагать и аргументировать собственную точку зрения по дискуссионным вопросам

ОК-13

Готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: нормативно-правовые документы, регулирующие экономические отношения, в том числе в сфере образования

Уметь: использовать документы при анализе тех или иных исторических событий

Владеть: приемами использования нормативных правовых документов в профессиональной деятельности

ОК-14

Готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные закономерности взаимодействия человека и общества,

важнейшие достижения культуры и

системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

Уметь: анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения в отношении культурного наследия и традиций

Владеть: навыками межличностной и межкультурной коммуникации, основанными на уважении к историческому наследию и культурным

традициям.

ОК-15


Понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества.

Уметь: устанавливать причинно-следственные связи, определять закономерности исторического развития.

Владеть: методами исторического анализа, навыками систематизации

исторической информации на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса

ОК-16

Использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: грамотно употреблять специальные термины при обсуждении проблем исторического развития

Уметь: представлять аргументированные суждения по проблемам исторического развития России и мира

Владеть: навыками управления дискуссией и полемикой

ОПК-1

Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: место своей будущей профессии в социуме.

Уметь: обосновывать ее социальную значимость.

Владеть: мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.

ОПК-3

Владеет основами речевой профессиональной культуры

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные приемы владения устной и письменной речью, особенности профессиональной речевой культуры педагога.

Уметь их использовать.

Владеть: навыками публичной речи педагога.

ПК-1

Способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: содержание учебной программы по курсу истории нового времени стран Европы и Америки.

Уметь: использовать полученные знания для реализации учебных программ базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях.

Владеть: навыками разработки элективных курсов.

ПК-2

Характеризовать модели общественного развития

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные модели общественного развития; формы и типы государств в указанный период, политические режимы и системы управления

Уметь: различать особенности формационного и цивилизационного подходов в исследовании исторических явлений и процессов

Владеть: методами сравнительно-исторического анализа, умением использовать методы формационного и цивилизационного подходов в процессе изучения истории стран Европы и Америки и применять их на практике

ПК-8

Способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: различные приемы разработки культурно-просветительских программ для различных категорий населения.

Уметь их использовать.

Владеть: навыками разработки культурно-просветительских программ по истории нового времени стран Европы и Америки с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

ПК-9

Способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные приемы профессионально взаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности по различным вопросам всеобщей истории.

Уметь их использовать.

Владеть навыками профессионального взаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности педагога.

ПК-11

Способен выявлять и

использовать возможности

региональной культурной

образовательной среды для

организации культурно-

просветительской

деятельности

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности по курсу истории нового времени стран Европы и Америки.

Уметь: их использовать.


Владеть: навыками выявления особенностей региональной образовательной среды, сравнения и сопоставления специфических черт развития отдельных регионов.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «История нового времени стран Европы и Америки» iconРабочая программа учебной дисциплины отечественная и зарубежная латиноамериканистика....
Латинской Америки с древнейших времен до наших дней. Учебная дисциплина является вариативной в подготовке специалистов в области...

Рабочая программа учебной дисциплины «История нового времени стран Европы и Америки» iconПрограмма дисциплины фтд. 03 История стран америки цели и задачи...
Целью курса «История стран Америки» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического...

Рабочая программа учебной дисциплины «История нового времени стран Европы и Америки» iconРабочая программа учебной дисциплины иберийский мир и Россия в XVI-XXI...
Испании, Португалии, Латинской Америки с Россией в системе международных отношений XVI – XXI вв., о месте России во внешней политике...

Рабочая программа учебной дисциплины «История нового времени стран Европы и Америки» iconПрограмма дисциплины история стран Европы и Америки новейшего времени (1918-1945) Цикл опд
Рабочая программа дисциплины «История стра Европы и Америки новейшего времени (1918-1945 гг.)»

Рабочая программа учебной дисциплины «История нового времени стран Европы и Америки» iconПрограмма дисциплины история стран Европы и Америки нового времени
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...

Рабочая программа учебной дисциплины «История нового времени стран Европы и Америки» iconРабочая программа учебной дисциплины «спецкурс по новой и новейшей...

Рабочая программа учебной дисциплины «История нового времени стран Европы и Америки» iconРабочая программа дисциплины новая история стран Европы и Америки...
Это – период утверждения капитализма в странах Европы и Соединённых Штатах Америки. Целью курса является раскрытие содержания капиталистических...

Рабочая программа учебной дисциплины «История нового времени стран Европы и Америки» iconРабочая программа учебной дисциплины «новая и новейшая история стран азии и латинской америки»

Рабочая программа учебной дисциплины «История нового времени стран Европы и Америки» iconПрограмма учебной дисциплины
Цель курса: проследить исторический путь развития стран Южной Европы (Португалия, Испания, Италия) в эпоху нового и новейшего времени;...

Рабочая программа учебной дисциплины «История нового времени стран Европы и Америки» iconРабочая программа дисциплины история стран Азии и Африки (середина...
Азии к началу эпохи колониализма, реакции восточных стран на политику европейских государств, ранним буржуазным революциям в Иране,...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск