Урок тема: «1941 год в отечественной и мировой истории»






Скачать 139.36 Kb.
НазваниеУрок тема: «1941 год в отечественной и мировой истории»
Дата публикации05.02.2015
Размер139.36 Kb.
ТипУрок
h.120-bal.ru > История > Урок


МОУ «Сарманайская СОШ»

Шарлыкского района Оренбургской области




Медиа-урок



тема: «1941 год в отечественной и мировой истории»
9 класс.

Автор: учитель истории

Андрусяк Гульнара Гайнуловна.

Сарманай - 2009.



Объяснительная записка: данный медиа - урок проводится в рамках изучения темы «СССР в годы Второй мировой войны».

Прим.: 1. Материалы приложения возможно использовать выборочно, в объеме, необходимом для конкретного занятия по усмотрению учителя в зависимости от уровня обученности класса, количества времени, отведенного на тему и т.п.. Весь предложенный материал не умещается в рамки одного урока.

2. К каждому из вопросов темы возможно подобрать соответствующий материал из CD-ROM «От Кремля до Рейхстага».

Вид урока: комбинированный медиа - урок.
Цели урока:

Образовательные: Помочь учащимся определить причины, обусловившие неудачи Красной Армии в начальный период войны.

Охарактеризовать мероприятия советского руководства, направленные на отражение фашистской агрессии.

Дать оценку историческому значению победы Красной Армии в Великой Отечественной и Второй мировой войне.

Развивающие: Развитие аналитического и логического видов мышления:

развитие умений определять на основе учебного материала причинно-следственные связи событий начального периода ВОв, навыков работы с исторической картой.

Развивать умение кратко формулировать свои мысли;

Воспитательные: Формировать и развивать чувство уважения к истории, чувство гордости за героическое прошлое своей Родины, сопричастности к событиям ВОв.

Основные понятия и названия: Ставка Верховного Главнокомандующего (СВГК), Государственный Комитет Обороны (ГКО), мобилизационный план развития народного хозяйства, «Дорога жизни», операция «Тайфун».

Основные даты и события:

  • 1941 г., 22 июня – начало ВОВ;

  • 1941 г., 30 сентября - начало битвы за Москву;

  • 1941 г., 5 декабря – начало контрнаступления под Москвой.


Исторические персоналии: Семен Константинович Тимошенко, Георгий Константинович Жуков, Иван Васильевич Панфилов.
Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, медиа-проектор, настенный экран, колонки, CD «От Кремля до Рейхстага», карта «Вторая Мировая война», классная доска.
Дополнительная подготовка к уроку: подготовка индивидуальных слайд-фильмов и сообщений ( примерные темы: «Советский разведчик Рихард Зорге», «Героическая оборона Брестской крепости», «Блокада Ленинграда», «Сражение под Ельней»)

План урока I. Организационный момент - 2 минуты.

  1. Опрос домашнего задания – 6 минут

  2. Объяснение новой темы – 40 минут.

IV.Подведение итогов, формулирование выводов –

6 минут.
Ход урока.

I. На начальном этапе ставятся цели и задачи урока, обращается внимание учеников на особенность урока – использование проектора.

На доске необходимо написать вопросы, на которые дети должны ответить после объяснения и просмотра CD – роликов на этапе закрепления изученного материала (см. п. IV)

II. Проверка домашнего задания.

Предлагаются вопросы по пройденной теме: «Советско-германские отношения в 1939-1941 г.г.»:

1. Объясните, почему переговоры между СССР, Англией и Францией закончились провалом?

2. Каковы были последствия секретных договоренностей между СССР и Германией? (ответ+работа с картой)

3. Какие уроки извлекло из войны с Финляндией советское руководство?

4. Какие страны были захвачены Германией летом 1941г.? (работа с картой)

5. Как проходила подготовка СССР к войне с Германией?
III. Изучение нового материала.

План изучения нового материала:

  1. Начальный этап Великой Отечественной войны. Причины неудач Красной Армии.

  2. Оборонительные бои Красной Армии.

  3. Мобилизация сил СССР для отпора агрессору.

  4. Битва за Москву и ее значение.

В начале объяснения нового материала учитель, в зависимости от уровня обученности класса: а) рекомендует учащимся составить схему «Начальный период Великой Отечественной войны. Московская битва»;

б) объясняет материал, опираясь на готовую схему.

1. Начальный этап Великой Отечественной войны. Причины неудач Красной Армии.

Рекомендуется ответить учащимся на следующие вопросы:

- Когда началась Вторая мировая война?

- Являлись ли планы Германии по захвату СССР тайной для советского руководства?

После беседы целесообразно заслушать краткое сообщение о Рихарде Зорге.

Проблемный вопрос.

-Как вы думаете, почему И.В.Сталин не прислушался к предупреждениям советских разведчиков?

Учитель знакомит с основными этапами Великой Отечественной войны (таблица 1).

Рассказ учителя о вероломном нападении Германии на СССР обязательно должен сопровождаться показом на карте трех направлений, на которых развернулись наступления основных группировок и их союзников.

Ключевые моменты пункта:

  • 22 июня 1941 года от Балтийского до Черного морей шла война, и к исходу ее первого дня группы армий «Север» и «Центр» продвинулись на восток до 50 км., а группы армий «Юг» - до 20 км..

  • Группа армий «Центр» к исходу четвертого дня войны была в 200 км. от границы и угрожала окружением всему Западному фронту.

  • На северо-западном направлении, после захвата Риги 1 июля немцы продолжали продвижение на 30 км. в сутки.

Юго-Западный фронт, оставив 30 июля Львов, тоже начал отступать.

  • 4 июля Гитлер заявил, что война практически выиграна, «русские не смогут восстановить танковые и военно-воздушные силы».


Задание учащимся: составить тезисы ответа на вопрос:

- В чем, на ваш взгляд, заключались причины крупных неудач Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны?

Вывод: страшная трагедия начального периода войны связана, в первую очередь, с внутренней политикой, проводившейся сталинским руководством в предвоенные годы.
2. Оборонительные бои Красной Армии.

Изучение данного вопроса организуется сочетанием различных методов:

Вариант А : Просмотр ролика «Трагическое начало. 1941» ( Мультимедиа CD-ROM «От Кремля до Рейхстага» )- 11 мин.

Вариант Б: рассказ учителя, выступления учащихся с подготовленными краткими сообщениями, сопровождающими показ слайдов с ключевыми моментами периода, начало заполнения учащимися таблицы «Основные события на советско-германском фронте» в начальный период (22 июня 1941 г. – ноябрь 1941 г.)


Дата

Сражение

Результаты и значение сражение




























Рассказ с использованием карты должен включать ключевые моменты:

  • Большая часть сил КА, которая находилась в Белоруссии, попала в окружение – потери составили более 400 тысяч человек.

  • Упорные бои на Украине закончились окружением советских войск – из 452 тысяч человек вырваться из окружения смогли лишь 15 тысяч.

  • Агрессор захватил Прибалтику, Белоруссию и огромную часть Украины.

  • Опасность угрожала крупнейшему промышленному району Донбасса, базам Черноморского флота в Крыму.

  • На Северо-Западном фронте немцы сумели прорваться и устремиться к Ленинграду. В начале осени 1941 года враг сомкнул блокаду Ленинграда, которая продолжалась 900 дней.

  • На западном направлении Красной Армии удалось восстановить линию фронта в районе Смоленска и нанести контрудар под Ельней. Но, к сожалению, Смоленское сражение не остановило, а только задержало наступление фашистов.

Необходимо подвести учащихся к пониманию следующего: героическое сопротивление Красной Армии, несмотря на тяжелые потери и поражения, не позволило агрессору осуществить свои планы.
Учителю при подведении итогов летней компании рекомендуется использовать мемуары А.М. Василевского «Дело всей жизни», Г.К. Жукова «Воспоминания и размышления», К.К. Рокоссовского «Солдатский долг».
3. Мобилизация сил СССР для отпора агрессору.

Этот вопрос темы предполагает работу учащихся с материалами учебника и фрагментами документов (Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А. История Отечества.XX век: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.- 4-е изд.-М.:ООО «ТИД «»Русское слово-РС», 2005.,с. 188-191)

Учащиеся после ознакомления с материалами по данному пункту темы должны сформулировать ответ на вопрос:

- Какие мероприятия предприняло советское руководство для организации отражения германской агрессии? Были ли они успешны?

Учащимся предлагается дома самостоятельно заполнить схему «Органы государственной власти СССР в 1941-1945гг»

Ключевые моменты пункта:

* Введение мобилизационный план развития народного хозяйства страны.

* Эвакуация промышленных предприятий в восточные районы страны.

* Трудовой подвиг советского народа в тылу.

* Введение карточной системы. Острая проблема снабжения продуктами питания Ленинграда. Единственный путь снабжения – Дорога жизни, пролегает через Ладожское озеро.

* Консолидация советского общества в условиях войны «Все для фронта, все для победы!»

* Всеобщая мобилизация.

* Создание: Совета по эвакуации, Ставки Верховного главнокомандования, Государственного Комитета Обороны (ГКО).

И. Сталин возглавил Ставку Верховного главнокомандования и ГКО. В июле он становится наркомом обороны, с августа – Верховным Главнокомандующим.

* Восстановление с июля 1941 года в советских войсках института комиссаров.

В августе-ноябре И. Сталин издает ряд приказов, требовавших:

- расстреливать на месте «командиров и политработников, сдающихся в плен»;
- их семьи арестовывать; семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия;

-части, попавшие в окружение и решившие сдаться в плен, «уничтожать всеми средствами, как наземными, так и воздушными»;

- в каждой стрелковой дивизии создать заградительные отряды, расстреливать отступающих;

«разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на глубину до 60 км. от линии фронта и в 20-30 км. по обеим сторонам дорог», для чего «бросить немедленно авиацию»

В качестве примера рекомендуется познакомить учащихся с фрагментами исторических документов (Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории: для учителя общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 196. – с. 191) - (см. Приложения)

Учащиеся, отвечая на вопрос, делают вывод о том, что мобилизационные мероприятия способствовали сохранению управляемости и обороноспособности страны, а также сплотили советский народ для отпора агрессору.

(Для полной оценки значения сталинских приказов возможно дать задание учащимся подготовить сообщение о положительных и отрицательных сторонах данных приказов в виде слайдов)

4. Битва под Москвой ( 30сентября 1941 г. – 20 апреля 1942 г.)

Учащимся предлагается проанализировать данные таблицы «Соотношение сил СССР и Германии на Московском направлении осенью 1941 г.» (см. учебник, п. 24. с.191)

Учитель знакомит учащихся с высказыванием А. Гитлера о судьбе Москвы:

«…Через несколько недель мы будем в Москве. Я сотру этот чертов город с лица земли, а на его месте построю искусственное озеро. Само название «Москва» исчезнет навсегда» и предлагает посмотреть ролик о Московской битве.

Просмотр ролика, посвященного Московской битве (или ролика «Конец «Тайфуна» CD-ROM «От Кремля до Рейхстага»). Параллельно с просмотром, дети записывают основные даты, события, деятелей. Учителю необходимо дополнительно проговаривать то, что необходимо записать.

Ключевые моменты:

  • Операция немецких войск по захвату Москвы «Тайфун» делилась на три стадии.

  • Общее соотношение сил на фронте было в пользу советских войск, но непосредственно перед Москвой Вермахт имел в 1,5-2 раза больше войск и техники.

  • Из резерва, с Дальнего Востока, Ставка перебросила 14 дивизий. Москва дала 50 тысяч ополченцев.

  • К 15 октября 1941 года ситуация казалась катастрофической и ГКО решил эвакуировать Совет народных комиссаров; уничтожить предприятия, метро, все, что невозможно было вывезти.

  • Военный парад, состоявшийся на Красной площади 7 ноября, возродил надежду – «враг будет разбит, победа будет за нами».

  • Имея больше авиации, равное количество солдат, советские войска на основных направлениях уступали немецким в танках в 3-10 раз, в артиллерии – в 1,5-4 раза.

  • Были введены в сражение новые армии резерва, а немцы утрачивали инициативу. 1-4 декабря «Тайфун» выдохся.

  • 5-6 декабря началось советское контрнаступление, которое продолжалось до 7 января 1942 года и окончилось разгромом фашистских войск под Москвой.



После просмотра ролика ученики отвечают на вопросы, данные им в начале объяснения:

  • Почему Москва устояла, а Вермахт потерпел первое поражение во Второй мировой войне и пророчество Гитлера не сбылось?

  • В чем состояло историческое значение победы КА под Москвой?

Опрашивается несколько учеников, ученики самостоятельно формулируют вывод о историческом значении Московской битвы, записывают его в тетрадь.
IV. Закрепление изученного материала по вопросам:

  1. Назовите причины неудач Красной Армии на начальном этапе ВОв.

  2. Перечислите основные мероприятия руководства страны по отражению фашистской агрессии в первые недели, месяцы войны.

  3. Назовите и покажите на карте линии фронта 1941 г., основные сражения.

  4. Каковы итоги начального периода Вов?

  5. Охарактеризуйте значение Московской битвы в Вов и во Второй мировой войне.


V. Подводятся итоги урока, запись домашнего задания, выставляются отметки за работу на уроке.

Домашнее задание: п. 23, с.183-185; п. 24. Знать новые понятия, названия. П. 24, вопрос 5.

***Подготовить сообщения или слайд-материалы к следующему уроку по темам «Операция «Ураган», «Дети Сталинграда», «Герои Сталинградской битвы», .

Все сегодня молодцы, урок закончен, можете быть свободны.

Приложение 1.

Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории: для учителя общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 1996. – с.196

«А. Жданов и Г. Жуков сообщили из Ленинграда о том, что имеются случаи. когда немецкие войска. Атакуя наши позиции, гнали перед собой женщин, детей, стариков, ставя тем самым в трудное положениие обороняющихся. Дети и женщины кричали: «Не стреляйте! Мы – свои!»

И. Сталин среагировал следующим образом: «Говорят, что немецкие мерзавцы. Идя на Ленинград, посылают впереди своих войск стариков, старух, женщин, детей… Говорят, что среди ленинградских большевиков нашлись люди, которые не считают возможным применить оружие к такого рода делегатам. Я считаю, что если такого рода люди имеются среди большевиков, то их надо уничтожить в первую очередь, ибо они опаснее немецких фашистов.

Мой совет: не сентиментальничать, а бить врага и его пособников, вольных и невольных, по зубам!»


Из воспоминаний генерал-лейтенанта артиллерии запаса И. Стребицкого о подвиге курсантов Подольского военного училища, защищавших Москву.

«…Ни до этого, ни после я ничего подобного не видел. Хорониться от пуль? Оглядываться на товарищей? Но ведь у каждого на устах одно: «За Москву!!!»

Они шли в атаку так, словно всю предыдущую жизнь ждали именно этого момента. Это был их праздник, их торжество. Они мчались, стремительные – не остановишь ничем! – без оглядки. Пусть их было немного, но это была буря, ураган, способный снести со своего пути все»
Приложение 2.
Схема 1 «Начальный этап Вов. Причины неудач КА»
Приложение 3.
Слайд-фильм «Блокада»
Трагедия под Уманью.doc

Использованные материалы:

  1. Бухарева Н. Ю. История России. 9 класс: поурочные планы по учебнику Н.В. Загладина и др. – Часть 1- Волгоград: Учитель, 2008.

  2. Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А. История Отечества.XX век: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.- 4-е изд.-М.:ООО «ТИД «»Русское слово-РС», 2005.

  3. История второй мировой войны. 1939- 1945. Т. 4. М., 1975, с. 286-293;

  4. Мультимедиа CD-ROM «От Кремля до Рейхстага» http:/www.rnmc.ru

  5. Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной ис тории: для учителя общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 1996.

  6. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

  7. Энциклопедии Третьего рейха - www.fact400.ru/mif/reich/titul.htm 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок тема: «1941 год в отечественной и мировой истории» iconКонцепция нового учебно-методического комплекса по отечественной...
Война (1941-1945) Советского Союза против гитлеровской Германии и ее сателлитов явилась важнейшей частью Второй мировой войны (1939-1945...

Урок тема: «1941 год в отечественной и мировой истории» iconУрок на тему: Отечественная война 1941-1945гг. Трагическое начало
Систематизация и углубление знаний учащихся по проблемам Великой Отечественной войны

Урок тема: «1941 год в отечественной и мировой истории» iconТема Кол-во страниц
Органы советской печати в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)

Урок тема: «1941 год в отечественной и мировой истории» iconНа конкурс методических разработок урока, посвящённого 70- летию...
Урок пресс- конференция. Время проведения: урок- пресс- конференция рассчитан на 2 часа

Урок тема: «1941 год в отечественной и мировой истории» iconЦентральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
В честь Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. 9 мая 1995 г в Москве на Поклонной горе в Парке Победы открыт Центральный...

Урок тема: «1941 год в отечественной и мировой истории» iconМетодические рекомендации по проведению мероприятий, приуроченных...
Великой Отечественной Войне 1941-1945 г г., департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области направляет для...

Урок тема: «1941 год в отечественной и мировой истории» iconУрок разработан учителем истории II квалификационной категории Адеевой...
Конкурсный урок по гражданско-патриотическому воспитанию: «Растим патриотов России»

Урок тема: «1941 год в отечественной и мировой истории» iconСценарий городского конкурса знатоков истории Великой Отечественной...
Страна готовится торжественно отметить 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Славные подвиги, храбрость, мужество и бесстрашие...

Урок тема: «1941 год в отечественной и мировой истории» iconУрок истории и обществознания в 11 классе Тема урока : Повторительно...
Оборудование: Журнал учета движения лицевых счетов участников аукциона, гонг, деньги (игровые)

Урок тема: «1941 год в отечественной и мировой истории» iconУрок-объяснение нового материала по теме: Начало Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
Отметить роль предвоенных пятилеток в создании экономической базы для обеспечения обороноспособности страны






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск