Тема : «70-летию битвы за Москву посвящается…»






Скачать 72.02 Kb.
НазваниеТема : «70-летию битвы за Москву посвящается…»
Дата публикации05.02.2015
Размер72.02 Kb.
ТипУрок
h.120-bal.ru > История > Урок
Тема : «70-летию битвы за Москву посвящается…»
(Урок- экскурсия предназначен для учащихся начальной школы при подготовке мероприятия учениками 5-9-х классов, может быть проведен и на уроках истории и как внеклассное мероприятие).
Обращение к отдельным эпизодам истории Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. особенно важно для формирования самосознания учащихся, поскольку:

именно в трудные периоды нашей истории проявляются лучшие черты народа, раскрываются возможности единения в многонациональном государстве;

победа в войне стала результатом мужества, героизма, стойкости, самоотверженности советских людей, которые понимали, что борьба с врагом и победа над ним – единственная возможность сохранить жизнь своим родным и близким, своей Родине;

решающая роль Советского Союза в разгроме фашистского блока и последовавшие за этим процессы усилили роль нашей страны в мировой истории.

Важнейшая цель урока – воспитательная. Именно на таких занятиях, в первую очередь, реализуется основная задача в рамках достижения поставленной цели – обогатить духовный мир учащихся через обращение к героическому прошлому нашей страны. Ведь история – это, прежде всего, уважение к предкам, проявление души народа, его золотой запас. Это и боль за свою Отчизну в минуты ее страдания, и гордость в минуты великих побед. Тогда не вырастут наши дети «Иванами, не помнящими родства», а будут любить семью, родной город, Родину. А значит, будут любить свою историю.

Критический опыт пережитого показывает – прошлое нельзя воспринимать в идеальном свете. В жизни наших предков и предшественников было немало негативного, а многострадальную историю не раз перекраивали, вычеркивая и вписывая новые главы, пытались забыть и «вспомнить что-то вновь». То, что вполне очевидно для людей старшего и среднего поколений, порой непонятно для подрастающего поколения. Поэтому учителю на уроке предстоит соединить имеющиеся у школьников представления о тех событиях с их непосредственным духовным опытом.

Важно, чтобы учащиеся осознали ту огромную опасность, которую всему человечеству, стране, их городу, несла на штыках нацистская Германия и ее союзники. Целесообразно создать у учащихся образ военной Москвы, показать столицу того времени не только через общие характеристики, статистические данные, но и через обращение к человеческой личности, раскрывая тему «Народ и война».

Важнейшей задачей рассмотрения Московской битвы, Москвы военной является обращение учащихся к истории своей семьи, которая (таковы реалии прошлого нашего народа) обязательно в той или иной мере была вовлечена в события Великой Отечественной войны, чаще всего несла людские потери.
Цели и задачи урока

Урок призван наглядно и образно

— воссоздать панораму событий, происходивших на подступах к Москве;

— показать на конкретных фактах, как неразрывно переплетались в этот период трагедия и мужество, боль и героизм наших соотечественников;

— раскрыть антигуманную сущность войны;

— воспитать у учащихся уважение к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейших условиях;

— способствовать духовно-нравственному и гражданскому воспитанию учащихся.

Оборудование:

Выдержка из документального фильма «Битва за Москву»;

Интерактивная доска + проектор;

Выставка оружия и вещей оставшиеся со времен второй мировой войны (из школьной музейной выставки)

Макеты танков, участвовавших в В.О.В.

Карты, картины, плакаты, посвященные войне.

Фотографии памятника подольским курсантам.
Ход урока:

Ученик:

План наступления на Москву получил название “Тайфун”- так как подчеркивалась сокрушительная сила готовившегося натиска. Против Западного, Резервного и Брянского фронтов, оборонявших московское направление, противник сосредоточил свыше 74 дивизий, из них 14 танковых и 8 моторизированных. Противник превосходил войска трех названных фронтов по численности личного в 1,4 раза, по танкам – в 1,7, по орудиям и миноментам – в 1,8 по самолетам - в 2 раза. Войсками командовали опытные гитлеровские генералы: БОК, КЛЮГЕ, Штраус, Гот и др.
Далее кадры фильма (Московская битва).

Ученик:

Фашистские захватчики решили стереть Москву с лица земли. На совещании в штабе группы армий “Центр” осенью 1941 года Гитлер заявил, что город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель- будь то мужчина, женщина или ребенок - не мог его покинуть. Всякую попытку выхода надо подавлять силой. Гитлер надеялся затопить Москву и ее окрестности, навсегда закрыть от цивилизованного мира столицу советского народа.
Чтец 1:

Как подмосковной снежной равниной —

По городам по деревням, по душам —

“Тайфун” пополз коричневой лавиной,

И жизни гул звучал в столице глуше.

Земля застыла, прекратив круженье,

Слагались сводок мрачные преданья

Про то, как продолжал “Тайфун” движенье

И Апокалипсис готовил мирозданья.
Чтец 2:
И сердцем сердце заслонив отчизны,

Они в полях остались под Москвою:

За нас с тобой свои отдали жизни

И проросли зеленою травою.

Они застыли в серых монументах,

Но в сны друзей их память возвращает.

К ним май идет в салютах, маршах, лентах!

И мир, спасенный ими, расцветает!
Показывают фотографии и плакаты защитников Москвы.
Ученик:

Давайте ребята рассмотрим танки второй мировой войны, которые участвовали в обороне Москвы.

КВ-2 – советский тяжелый штурмовой танк начального периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура КВ означает «Климент Ворошилов».

ИС-2 – советский тяжелый танк. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин». Являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских танком и одним из сильнейших танков на то время в мире.

Т-34 – советский средний танк периода войны. Самый массовый средний танк войны.

Благодаря совокупности своих боевых качеств был признан рядом специалистов лучшим средним танком войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми характеристиками. Самый известный и самый узнаваемый символ Второй мировой войны.

e:\алевтина\классное руководство\фотографии класса\5 класс\p1070120.jpg


Ученик:

Фашисты были настолько уверены в успехе наступления, что заранее даже разработали план уничтожения Москвы. Гитлер приказал: «Город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один его житель – будь то мужчина, женщина или ребенок – не мог его покинуть… Там, где стоит сегодня Москва, должно возникнуть огромное море, которое навсегда скроет от цивилизованного мира столицу русского народа».

«Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» Эти слова одного из защитников Москвы Василия Клочкова стали девизом обороны столицы.

В эти тяжелые для Москвы, для всей России дни оборону столицы возглавил Г.К. Жуков. В армии говорили: «Где Жуков – там наступление. Где Жуков – там победа».

(в ходе рассказа показываем портреты Клочкова, Жукова, Схему московской битвы).
Ученик:

Ребята давайте рассмотрим форму русского солдата: представленную касками и пилотками.

Окрашивался шлем в темно-зеленый цвет или в цвет хаки.

Длинна подбородочного ремня регулировалась с помощью квадратной пряжки. Во фронтальной части шлема наносился контур пятиконечной звезды.

Шлем изготавливался из стали, его вес составлял 1200-1300 грамм, в зависимости от размера (всего было три размера).
e:\алевтина\классное руководство\фотографии класса\5 класс\p1070116.jpg

Ученик:

Ребята обратите внимание на оружие, которое для нас является эхом войны. Его можно аккуратно потрогать. (звучит песня: «Священная война», пока первоклашки рассматривают экспонаты).

Слова этой песни вселяли мужество в сердца, уверенность в победе. Горькими были первые дни войны. Мы отступали. 10 октября 1941 г. (через 3,5 месяца после начала войны) фашистские войска вплотную подошли к Москве.
Но благодаря беспримерному мужеству и героизму советских воинов, мы не только отбили врагов от стен Москвы , но погнали неприятеля дальше и выгнали с территории нашего государства. Наши деды и прадеды одержали великую победу над фашизмом. Подвиг их никогда не будет забыт потомками!

Расскажите своим близким о сегодняшнем уроке, расспросите взрослых, как члены вашей семьи приближали Великую Победу, скажите теплые слова нашим ветеранам.

e:\алевтина\классное руководство\фотографии класса\5 класс\p1070124.jpg

e:\алевтина\классное руководство\фотографии класса\5 класс\p1070130.jpg

Чтец:

Как было много тех героев,

Чьи неизвестны имена.

Навеки их взяла с собою,

В свой край, неведомый, война.
Они сражались беззаветно,

Патрон последний берегли,

Их имена приносит ветром,

Печальным ветром той войны.
Порой слышны, на поле боя,

Через десятки мирных лет:

“Прикрой меня! - прикрою Коля!”

И вспыхнет вдруг ракеты свет.
А Коля, в этом тихом поле,

Лежит, не встанет никогда…

Лишь горький ветер, нам порою,

Напомнит страшные года.
Сегодня мало кто заплачет

Придя к могилам той войны,

Но это все-таки не значит

Что позабыли Колю мы.
Мы помним, помним это горе.

Осталась в памяти война,

И Русское, родное, поле

Приносит ветром имена.
Итоги урока.

Вопросы ученикам:

- ребята, как вы запомнили когда была битва под Москвой.

- а почему началась Великая Отечественная Война

- чем закончилась Московская битва.

Рефлексия:

- ребята вам понравился урок?

- а чем он вам понравился?

- какое вы принимали участие в уроке?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема : «70-летию битвы за Москву посвящается…» iconВикторина «70-летию Сталинградской битвы посвящается…»
Сталинградская битва стоит на особом счету у историков и сохранилась в памяти народов планеты как одно из самых важных этапов в борьбе...

Тема : «70-летию битвы за Москву посвящается…» iconМетодические рекомендации по проведению тематических уроков, посвящённых 70-летию Курской битвы
Российского организационного комитета «Победа» от 14. 11. 2012 №33 информирует о проведении в период с 1 по 15 сентября 2013 в общеобразовательных...

Тема : «70-летию битвы за Москву посвящается…» iconКонкурс учащихся «за спиной была москва»
Структурным подразделением учителей общественных наук и Советом старшеклассников моу гимназии №2 г. Иркутска. Конкурс посвящается...

Тема : «70-летию битвы за Москву посвящается…» iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных...
Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь руководящим и педагогическим работникам при планировании,...

Тема : «70-летию битвы за Москву посвящается…» iconПеред тобой третье издание, наиболее полно отражающее историю Борисовского...
Перед тобой третье издание, наиболее полно отражающее историю Борисовского края. Оно и посвящается 80-летию района и 65-летию освобождения...

Тема : «70-летию битвы за Москву посвящается…» iconБитвы под москвой
Представленная работа посвящена историческому событию хронологические рамки, которого обозначаются с 30. 09. 41 г по 20. 04. 42 г.,...

Тема : «70-летию битвы за Москву посвящается…» iconБитва за Москву – пролог победы
Место проведения: классный кабинет. На доске размещены учебные картины, посвященные Битве за Москву

Тема : «70-летию битвы за Москву посвящается…» iconРазрешение проблем
Посвящается 100-летию выхода в свет работы И. В. Сталина «Марксизм и национальный вопрос»

Тема : «70-летию битвы за Москву посвящается…» iconРазрешение проблем
Посвящается 100-летию выхода в свет работы И. В. Сталина «Марксизм и национальный вопрос»

Тема : «70-летию битвы за Москву посвящается…» iconБрейн-ринг, посвя щ енный 70-летию с талинградской битвы и ее героям.
Обобщить знания учащихся по теме «Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Сталинградская битва»






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск