Программа государственного экзамена по циклу специальных дисциплин специальности 070801 «Декоративно-прикладное искусство»






Скачать 111.05 Kb.
НазваниеПрограмма государственного экзамена по циклу специальных дисциплин специальности 070801 «Декоративно-прикладное искусство»
Дата публикации07.02.2015
Размер111.05 Kb.
ТипПрограмма
h.120-bal.ru > История > Программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВ

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Ученого Совета ИАрхИ ЮФУ

«___» ___________ 2011 г.

ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ЦИКЛУ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
специальности 070801 «Декоративно-прикладное искусство»

квалификация «Художник декоративно-прикладного искусства»


Ростов-на-Дону

2011

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГОИСКУССТВА……………………..… 3

Раздел II. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ

ОБУЧЕНИЕ………………………………………………………………….….. 5

Раздел I

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
1. Сущность и специфика декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство - особый вид художественного творчества. Выделение ДПИ в отдельный вид искусства в эпоху Возрождения. Основы терминологии ДПИ. Ключевые этапы становления ДПИ как профессиональной деятельности. Сферы применения изделий декоративно-прикладного искусства (предметы повседневного обихода, украшения, малые формы и др.). Символы и знаки в ДПИ (круг, древо жизни).

2. Декоративно-прикладное искусство Древнего мира.

Декоративно-прикладное искусство Египта, Передней Азии, цивилизаций Хараппа и Махенжадара, Эгейского региона. Многообразие, вариативность, мифологический смысл содержания основных видов художественных изделий и форм их декора. Каноничность искусства. Композиционные особенности построения формы и декора (композиционный центр, ритмический повтор, пластика и др.).

Декоративно-прикладное искусство античной Греции, Этрурии, Древнего Рима.

Расцвет декоративно-прикладное искусство в Этрурии VII в. до н. э. Основополагающая роль ДПИ Древней Греции и Рима в истории мирового искусства. Местные традиции в основе формообразования изделия ДПИ Римской империи.

Декоративно-прикладное искусство Арабо-мусульманского мира и стран Востока.

История и основные черты ДПИ Китая, Японии и Кореи (цвет, изысканность материала, тщательность исполнения, стилизация, преобладание природной тематики).

Расцвет декоративно-прикладное искусство Древнего Ирана (время правления династий Ахеменидов и Сасанидов). Характерные особенности искусства керамики и ткачества Ирана (преобладание декоративного начала, абстрактный декор). Традиции, технологии, мотивы персидских ковров.

Древнерусские народные промыслы. Самобытность русского искусства и его связь с развитием Российского государства.

3. Декоративно-прикладное искусство Византийской империи.

Влияние на ДПИ внешних культур (Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, позднее латинского Запада и Древней Руси), эстетических традиций античности и Востока, а также воззрений христианства. Гармоничное дополнение земного и небесного начала.

Технология и основные мотивы византийской эмали.

4. Предметный мир Средневековья и эпохи Возрождения.

Средневековое западноевропейское декоративно-прикладное искусство.

Особенности романского декоративного искусства IX в. Центры ДПИ и его заказчики (церковь, феодальная знать). Различные виды, направления и техники ДПИ (книжная миниатюра, витражи, резьба по металлу и др.).

Влияние христианской духовности на формирование готического стиля в европейском декоративно-прикладном искусстве. ДПИ в готических соборах (резьба по камню, ажурные медальоны, витражи). Растительные мотивы рельефной фактуры стен, капителей колонн и т.д.

Декоративно-прикладное искусство эпохи Ренессанса.

Смена аскетических вкусов Средневековья возрождающимся интересом к земной, телесной красоте в Италии и во всей феодальной Европе. Расхождение интересов церковной и светской культуры. Человек - «мера всех вещей». ДПИ уступает первостепенную значимость живописи и скульптуре.

5. Декоративно-прикладного искусство периода барокко и рококо.

Кризис в Европе конца XVI – начала XVII вв., жажда радости бытия и чуда. Предпосылки формирование причудливого, странного стиля барокко. Отражение в ДПИ. многообразия явлений, непрерывного обновления. Особенности декоративных композиций барокко (динамичность, слитность, причудливость элементов). Творчество Шарля-Андре Буля.

Рококо - апофеоз барокко. Тенденции ДПИ в Версале эпохи Людовика XIV, в искусстве немецкого рококо. Мейсенская мануфактура. Способы производства фарфора и его свойства. Творчество Кендлера и его роль в развитии фарфора.

6. Декоративно-прикладного искусства периода классицизма и ампира.

Третья европейская волна обращения к античности. Органичные связи ДПИ классицизм XVIII века и рококо (правление Людовика XVI). Стилевые особенности декора периода Директории (орнаментальные и сюжетные античные мотивы, камеи, мелкий цветочно-предметный натуралистический орнамент с ленточками, бантиками).

Становление светского декоративного искусства допетровской и послепетровской эпохи. Российское декоративное искусство ХVШ-ХIХ вв.

7. Декоративно-прикладное искусство периода зарождающегося индустриального производства. Модерн.

Всемирные промышленные выставки и их влияние на формирование предметного мира. Многожанровость ДПИ 1880-1920-х годов. Промышленная революция. Влияние творчества Уильяма Морриса и «Движения искусств и ремёсел» на развитие ДПИ. Проблемы формообразования в ДПИ в период перехода от мануфактуры к индустриальному производству. Художественная промышленность Промышленное, массовое производство изделий ДПИ.

Изысканность изделий ДПИ модерна. Творческое наследие Л.-К. Тиффани, Р. Лалика, Э.Галле, К. Бугатти и других мастеров ДПИ модерна.

8. Особенности развития декоративно-прикладного искусства в ХХ веке.

Характерные черты декоративно-прикладного искусства ХХ века (разнообразие стилей и направлений, новые материалы и технологии). Влияние достижений Баухауза, ВХУТЕМАСа, модернизма в целом на развитие ДПИ в России и за рубежом. Советское декоративно-прикладное искусство. Возросшая значимость произведений ДПИ в архитектуре общественных зданий советской эпохи в России и странах СССР. Монументальность, масштабность работ ДПИ на фасадах и в интерьерах. Единая концепция художников мастеров ДПИ ХХ века - улучшение среды жизнедеятельности человека.

9. Современные тенденции в ДПИ конца XX - начала XXI века.

Значение произведений ДПИ в современном мире (утилитарное, эстетическое). Технические и технологические новации в ДПИ и возникающие новые профессиональные проблемы. Школы и направления ДПИ рубежа ХХ-ХХI вв. Судьба народных промыслов.

ДПИ и современный дизайн. Отражение современных стилевых направлений (постмодернизма, хай-тека, минимализма) в формообразовании, масштабе, композиционных и колористических решениях произведений ДПИ.
Литература

  1. Альбанезе М. «Древня Индия». М.,2003.

  2. Анри де Моран «История ДПИ с древнейших времен до наших дней». М.,1997;

  3. Базен Ж. «Барокко и рококо». М., 2001.

  4. Бурбон Ф. «Древний Рим. История цивилизации, которая правила миром». М. 2003.;

  5. Буткевич Л.М.. «История орнамента». М.,2004.

  6. Власов В.Г. «Стили в искусстве» (в 2-х частях). М., 1995.;

  7. Иллюстрированная энциклопедия древностей. М., 1998

  8. Райс Д.Т. «Искусство Византии». М.,2002.;

  9. Скарпри М. «Древний Китай. Китайская цивилизация от неолита до эпохи Тан». М., 2004.

  10. Фишер Р. «Искусство буддизма». М., 2001.

  11. Хиллер Б. «Стиль ХХ века». М., 2004.

Раздел II

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ, ТЕХНОЛОГИЯ И

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Часть I. Художественный текстиль

Процесс создания произведения декоративно-прикладного искусства (поиск гармонии композиции, орнаментального ритма, цвета, синтеза материала и окружающей среды). Художественная основа декоративного текстильного произведения (ритмическая композиция, единые художественные и технические приемы выполнения орнаментальных или изобразительных элементов). Основные способы создания произведения художественного текстиля (ручное ткачество и ручная роспись). Монументальный текстиль. Химические и натуральные красители для тканей.

Технологические и художественные особенности создания гобелена. Материалы для изготовления нитей (шерсть, шелк, хлопок, лён, инновационные, сложно фактурные материалы). Ручное ткачество. Особенности приемов технологий ручного ткачества (репсовое, ковровое, «сумах»).

Исторически сложившиеся приемы создания тканых изделий (прокидка через основу; прокидка утка «туда-обратно», полотняное переплетение; косая прокидка; криволинейная прокидка; растяжка или штриховка; ступенька-лесенка; зубцы; реле; крапотаж простой; крапотаж совмещенный).

Ручная художественная роспись тканей. Виды тканей, пригодных для авторской росписи. Особенности способов художественной росписи тканей с применением различных резервирующих составов на Руси, в Армении, Азербайджане; в Индонезии. Батик. Основные отличия приемов росписи на ткани «по-холодному» и «по-горячему». Технология и разные техники выполнения «горячего» батика (набрызг, лессировка, кракле, солевые и узелковые). Сфера применения изделий, оформленных «батиком» (головные и шейные платки, шарфы и галстуки, занавеси и скатерти, салфетки и т. д.).

Литература

  1. Арманд Т. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани. Под ред. Н. Н. Соболева. М. - Л., 1931.

  2. Восточные и европейские ткани в собрании Государственного Исторического Музея - 1999.

  3. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей: специальность «Декоративно- прикладное искусство и народные промыслы» - М.: ВЛАДОС - 2003.

  4. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей. Учебное пособие - М.: – 2003.

  5. Зариф М. Ковры. Учитесь распознавать основные типы восточных ковров, имеющих хождение на рынке, – М.: АСТ. Астрель - 2006.

  6. Искусство батика. Энциклопедия художника для начинающих студентов художественных вузов. Модные изделия изысканного дизайна с использованием техники батика - М.: АСТ. Астрель «Внешсигма» - 2003.

  7. Рольф К. Пэчворк. Квадраты и треугольники – М.: Арт – Родник - 2004.

  8. Стриженова Т. Кандарели Г. Гобелен – М.: Советский художник - 1981.


Часть II. Художественная керамика

Возникновение керамики и современная трактовка термина «керамика». Техника и технология изготовления первых образцов керамических изделий. Древнерусская керамика ХVI-ХVШ вв.

Современные технологии и виды обжига (утильный, политой, муфельный). Общие сведения об основных керамических материалах, их структуре и свойствах. Характеристики основных технологических процессов в керамическом производстве. Основные приемы декорирования в керамике. Свойства гипса, область его применения в керамическом производстве.

Классификация керамических изделий (по составу и температуре обжига).

Фаянс. Состав, способы изготовления и росписи, область применения фаянса.

Фарфор. Состав, способы изготовления и росписи, область применения, разновидности фарфора.

Майолика. Состав, способы изготовления и росписи, область применения, особые свойства и покрытия майолики.

Тонкокаменная керамика. Состав, способы изготовления и росписи, область применения изделий из тонкокаменной керамики.

Ангобирование - древнейший способ художественного оформления керамики.

Классификация и техника нанесения глазури. Классификация и особые свойства керамических красителей (пигменты, глазури, растворы солей, керамические краски). Виды керамических красок (подглазурные, надглазурные).
Литература

  1. Бугамбаев М. Гончарное ремесло. М. 2000 г.

  2. Акунова Л., Крапивин В. Технология производства и декорирования художественных керамических изделий. М. 1984 г.

  3. Будников П. Технология керамики и огнеупоров. М., 1962 г.

  4. Миклашевский А. Технология художественной керамики. Л. 1971 г.

  5. Французова И.Г. Общая технология фарфорофаянсового производства. М.: АСТ. Астрель 1995 г.



Часть III. Самоцветная древесина

Художественная обработка древесины - древнейший вид декоративно-прикладного искусства (археологические находки V тыс. до н.э., древнерусские постройки и предметы быта). Зависимость практического назначения изделия от породы древесины.

Цвет древесины - важный диагностический признак и декоративная особенность.

Особые свойства и качества древесины (влажность, твердость, текстура).

Исторически сложившиеся виды художественной резьбы по дереву (сквозная; рельефная, скульптурная и плосковыемчатая резьба: контурная, скобчатая, геометрическая). Характерные особенности каждого вида резьбы и техники ее выполнения. Виды мозаики по дереву. Технология выполнения мозаики в технике маркетри. Значение и сфера применения изделий из древесины в современном мире.

Особенности, состав и способы применения отделочных материалов (клеев, красителей, лаков, морилки). Назначение и виды лаков. Нитроцеллюлозные лаки, состав, марки и способы применения.

Литература

1 Слипак В.П.Резьба по дереву. Из опыта работы, Псков,1994 г.

2. Степанов Н.С.Резьбы очарованье. Лениздат, 1991 г.

3. Барадулин В.А.Основы художественного ремесла М.: Просвещение, 1979 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа государственного экзамена по циклу специальных дисциплин специальности 070801 «Декоративно-прикладное искусство» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 17. 00....
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. В ней представлены вопросы, посвященные истории развития искусствознания,...

Программа государственного экзамена по циклу специальных дисциплин специальности 070801 «Декоративно-прикладное искусство» iconПрограмма вступительного экзамена по истории искусства для специальности...
Первобытное художественное творчест­во начало духовной культуры человечества, образного осмысления дейс­твительности. Синкретическая...

Программа государственного экзамена по циклу специальных дисциплин специальности 070801 «Декоративно-прикладное искусство» iconФгбоу впо «Орловский государственный университет» утверждаю проректор по научной работе
...

Программа государственного экзамена по циклу специальных дисциплин специальности 070801 «Декоративно-прикладное искусство» iconПримерная программа учебной дисциплины «История»
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 072601 «Декоративно-прикладное...

Программа государственного экзамена по циклу специальных дисциплин специальности 070801 «Декоративно-прикладное искусство» iconПрограмма дисциплины «Новая история стран Азии и Африки»
...

Программа государственного экзамена по циклу специальных дисциплин специальности 070801 «Декоративно-прикладное искусство» iconРабочая программа дисциплины од. 02. 01 История мировой культуры...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (техникум)

Программа государственного экзамена по циклу специальных дисциплин специальности 070801 «Декоративно-прикладное искусство» iconСпециальность 072601 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

Программа государственного экзамена по циклу специальных дисциплин специальности 070801 «Декоративно-прикладное искусство» iconФуцзюнь своеобразие китайской скульптуры эпохи цинь
Специальность: 17. 00. 04 – изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

Программа государственного экзамена по циклу специальных дисциплин специальности 070801 «Декоративно-прикладное искусство» iconМатериалы, используемые в образовательном процессе
Декоративно-прикладное искусство: Народные промыслы Жостово, Хохлома, Городец, Гжель, резьба по кости, гобелены

Программа государственного экзамена по циклу специальных дисциплин специальности 070801 «Декоративно-прикладное искусство» iconРабочая программа педагога
Настоящий развернутый тематический план разработан применительно к учебной программе «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск