Урок-исследование. Предварительная подготовка начинается за три недели до проведения урока. Определяются темы исследований для рабочих групп «Традиционное общество в России»






Скачать 159.71 Kb.
НазваниеУрок-исследование. Предварительная подготовка начинается за три недели до проведения урока. Определяются темы исследований для рабочих групп «Традиционное общество в России»
Дата публикации07.02.2015
Размер159.71 Kb.
ТипУрок
h.120-bal.ru > История > Урок
Калинина Е.М.

Россия в контексте мировой истории

Интегрированный урок- история и обществознание (11класс)

Цели урока:

Обучающая:дать целостное представление об историческом пути России, выявить воздействие мощных цивилизационно формирующих центров - Востока и Запада;

Развивающая: продолжить формирование умений работать с историческими документами, дополнительной литературой ;

Воспитательная: развитие мыслительной деятельности учащихся для самостоятельного приобретения знаний.

Тип урока: итоговый урок в курсе истории и обществознания.

Форма урока: урок-исследование.

Предварительная подготовка начинается за три недели до проведения урока. Определяются темы исследований для рабочих групп «Традиционное общество в России», «Россия - второй эшелон мировой модернизации», «Россия в XIX в.», «Проблемы исторической самобытности России», «Проблемы исторического выбора в начале XX в.», «1917год в cудьбе России», «Советское общество: что это было?», «От СССР к России», «Россия в мировом сообществе». Несколько учащихся получают задание - подготовить сообщения об известных реформаторах (исторические справки): А.Л. Ордин-Нащокине, В.В. Голицыне, М.М. Сперанском, С.Ю. Витте, П.А. Столыпине.

План проведения урока.

1.Определение темы и задач урока.

2. Вступительное слово учителя (постановка проблемы, определение целей исследований, выдвижение рабочей гипотезы).

3. Подтверждение рабочей гипотезы (выступление с сообщениями, докладами, интерпретация данных).

4. Вывод по результатам исследования и подведение итогов.

Урок начинается со вступительного слова учителя.

История нашей страны является частью мировой и не может рассматриваться вне ее контекста. Каково же место России в мировом сообществе цивилизации? К какому типу цивилизации ее можно отнести? В переломный период, который переживает общество, дискуссии по этим вопросам продолжаются, поэтому эпиграфом к уроку служат слова русского поэта А.В. Брюсова:

Не надо несбыточных грез,

Не надо красивых утопий.

Мы старый решаем вопрос:

Кто мы в этой старой Европе?

И сегодня мы проведем исследование, обсудим важнейшие вопросы, касающиеся альтернативы развития России, ее места в мировой истории, соотношения русского пути с разными вариантами мировой цивилизации

Рассмотрим существующие точки зрения на историю России:

1.В соответствии с марксистско- ленинской точкой зрения цивилизационные особенности не имеют значения. Сторонники марксизма вместо понятия цивилизация используют понятие - общественно-экономическая формация. В стране происходила смена ОЭФ, хотя и с отставанием от Европы.

2 .Вторая точка зрения предлагает рассматривать Россию как часть западной цивилизации. Они считают, что Россия, хотя и с отставанием развивалась в русле западной цивилизации. На этой позиции стоят те, кто выступает за быстрый переход России на чисто западный вариант развития.

3.Есть обществоведы, которые предлагают отнести Россию к странам восточного типа. После Октябрьской революции и нескольких лет борьбы страна превратилась в обычную восточную деспотию с тираном - партийным вождем. Но эта точка зрения не выдерживает критики, так как 70% населения исповедовала христианство, а христианские ценности лежат в основе западной цивилизации.

4.Р.Киплинг сказал однажды: «Восток есть Восток. А Запад есть Запад, и они никогда не сойдутся». Однако есть евразийская концепция, в соответствии с которой Восток и Запад сошлись и сошлись они в России. П.Я. Чаадаев в первом философическом письме писал: «Одна из самых печальных особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах. Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами. Мы не принадлежим ни к Западу , ни к Востоку, .(Чаадаев П.Я.Соч.,М., 1989,с.18)

С каких же позиций мы будем рассматривать историю страны?

В основу положим следующие исходные принципы.(Схема)


П

Р

И

Н

Ц

И

П

Ы
1).Россия не является самостоятельной цивилизацией и не относится ни к одному из типов цивилизаций в чистом виде.

2).Россия представляет собой неоднородное общество, конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединенных государством с великорусским ядром.

3).Россия геополитически расположена между двумя мощными центрами цивилизационного влияния - Востоком и Западом,

4).Россия - «дрейфующее общество» , которое исторические вихри сдвигали то ближе к Западу, то ближе к Востоку.

В связи с этим для нашей страны, на протяжении всей истории крайне остро стояла проблема выбора альтернатив. По какому пути развиваться?

«Приобретение неизбежно сопровождается потерями, движение вперед откатами назад. Что ж ,человек в своей эволюции идет на ощупь. Таков естественный путь истории (Хорос В.Г. «Русская история в сравнительном освещении» М., 1994, с.21) , и в российской истории мы находим немало примеров.

И начнем мы наше исследование с традиционного общества в России (Исследование «Традиционное общество » с использованием таблицы).

Россия, Запад, Восток

Период

Западный вариант

Восточный вариант

Особенности развития

Киевская Русь

Высокий уровень развития городов, ремесла, культуры, принятие христианства

Экономические и политические связи с Хазарией.

Авторитарная государственная власть над обществом.

Русь Удельная

Литва и Русь. Новгородская республика, демократические институты.

Ориентация на Восток в результате в м/т нашествия.




Московское царство.

«Москва- третий Рим», средневековое общество с приоритетом христианских ценностей.

Восточная деспотия Ивана IV, восточные черты в общества.

ИзИзолированность от Европы в результате м/т- колонизации.

Смутное время

Возвращение на европейский путь.




Высокая религиозность

-В чем вы видите сложности перехода от традиционализма к модернизации в России? Согласны ли вы с точкой зрения некоторых историков, что в конце XVIIв. происходит обратный процесс- от модернизации к традиционализму, переход к торжеству общинных и уравнительных ценностей в обществе?

Учащиеся делают вывод, что трудности процесса модернизации в России не столько были связаны с неприятием традиционной культурой изменений и новшеств, сколько проистекали из ее недостаточной развитости, т.е. в недрах традиционного общества России не вызрели необходимые предпосылки для радикальных изменений.

Русский историк В.О. Ключевский сделал следующее обобщение: «Закон жизни отсталых государств среди опередивших : нужда реформ созревает раньше, чем народ созревает для реформы. Необходимость ускоренного движения вдогонку ведет к перениманию чужого наскоро». (Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы. М.,1968, с.332). Именно это не раз случалось в процессе реформ в России.

Интеллектуальная элита, которая была в традиционной России, не имела прочной опоры в обществе, наталкивалась на непонимание в структурах власти, и не могла чужой опыт применить в условиях собственной страны с учетом национальных и культурных особенностей.

«Царь Алексей Михайлович принял в преобразовательном движении позу, соответствующую такому взгляду на дело: одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее за черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении»(В.О.Ключевский. Исторические портреты. 1991,с.245.)

В самом окружении этого царя было много реформаторов.
Историческая справка: Афанасий Лаврентьевич

Ордин - Нащокин



Дворянин, пожалованный боярством, ревностный поклонник Запада и критик отечественных недостатков. Настаивал на том, чтобы брать образец с Запада

Вместе с тем речь пока шла о поверхностных заимствованиях, не затрагивающих традиционного образа жизни в стране. Поэтому дело ограничивалось отдельными мероприятиями. Его можно назвать первым экономистом в России. В Пскове он пытался ввести городское самоуправление для торговых людей, выдачу ссуд (кредита) из городских денег для торговли с иностранцами и устройство товариществ купцов с выплатой дивидендов. Он являлся составителем Новоторгового устава.

В 1672 году он был пострижен в монахи.

Но в это время в России появился новый исторический тип: европейски образованный политический деятель. Это можно сказать о самом А.Л. Ордине-Нащокине, но еще в большей степени - о государственном деятеле времен правления Федора и Софьи князе В.В. Голицыне.

Историческая справка : Василий Васильевич Голицын.



Поклонник Запада. Его дом в Москве был устроен на западный манер. Был председателем комиссии по преобразованию военного строя, которая предложила ввести немецкий военный строй и рекрутские наборы; выхлопотал разрешение посылать детей бояр в польские школы;.

продумывал проект освобождения крестьян с землей за выплату подушной и поземельной подати. В 1889 году В.В.Голицын был лишен всех званий и сослан в Архангельский край.




И все же проекты Ордина-Нащокина ,Голицына, церковная реформа показали ,что общество поддается изменениям, и эти изменения открыли дорогу для деятельности Петра I, который осознавал необходимость новаторского пути выхода из положения, обретения новых ценностей: европеизации и модернизации.(Исследование «Россия- второй эшелон мировой модернизации)

-Как вы думаете, прав ли славянофил И.В. Киреевский, утверждавший, что переворот Петра I был не сколько органичным развитием, сколько внешним нововведением?

Петр I, приступая к реформам, не имел четкого плана. Главными элементами модернизации России для него были: внедрение в России предпринимательства и соответствующей им светской культуры; выборочные заимствования у более развитых стран в военной и административной сферах; усиление централизации и бюрократизации управления, так как опору в проведении реформ он видел не в инициативе людей, а в государственном механизме.: Петр, будучи сторонником западного рационализма, провел реформы по-азиатски, опираясь на государство. При нем сложилась имперская модель исторической эволюции.

И все же Екатерина II пыталась продолжить реформы Петра I ,однако поняла, что в России провести реформы путем принятия хороших законов нельзя. И на совет Дидро переделать общественное устройство России в соответствии с лучшими образцами ответила, что это мечта философа, который имеет дело не с живыми людьми, а с книгами.

И ярким подтверждением этих слов является деятельность реформатора I четверти XIX в. М.М.Сперанского.

Историческая справка: Михаил Михайлович Сперанский.



Не имея дворянского происхождения, Сперанский в начале своей карьеры вступил на самую низшую ступень служебной лестницы и закончил восхождение по ней членом Государственного совета, графом.

В 1808 году Александр I поручил ему разработку плана государственных преобразований. Проект Сперанского радикален для своего времени, однако эту радикальность он объясняет необходимостью реформирования государственного строя как единственную альтернативу революционным потрясениям. Основные идеи проекта:

1)Деление сословий на «три состояния» по объему политических и гражданских прав и определение доли участия сословий в выборах в государственные органы.2) Принцип разделения властей: высшая законодательная власть- выборная Государственная Дума, исполнительная - министерства, судебная - Сенат. Император- верховная исполнительная власть и законодательная инициатива. 3) Указы о предоставлении чиновниками университетских дипломов об образовании или сдачи экзамена в объеме университетского курса.

Сильная оппозиция со стороны высших чиновников и дворянства вынудили Александра 1 отправить Сперанского в отставку, а затем сослать в Пермь в 1812г. Следующий взлет карьеры Сперанского приходится на царствование Николая I, который поручил Сперанскому руководство работами по составлению свода российских законов.



Современный историк сказал, что в царствование императоров XIX века было сделано много, но еще больше было обещано. (Исследование «История в XIX в.»).

-Альтернативы русской истории, по мнению историка В.Г. Хороса открывались на Сенатской площади в 1825г. и в связи с проведением крестьянской реформы. Разделяете ли вы эту точку зрения?

Особенностью исторического пути России являлась асинхронность российской и европейской истории. В год завершения Английской буржуазной революции, в 1649 году, в России, как известно, юридически оформляется крепостное право, достигшее своего апогея в эпоху Великой французской буржуазной революции.

Реформы 1860-х гг. были попыткой преодолеть эту асинхронность.

В результате реформ западный уклад развивался динамично, увлекая все общество по пути социально-экономического и политического

прогресса. Формировались элементы гражданского общества, завершился процесс дифференциации общественно-политических интересов, которые оформились в соответствии с цивилизационными предпочтениями.

-Каковы истоки возникновения концепции русского социализма А.И.Герцена, ведь по своим взглядам он был западником, а по концепции он больше подходит к славянофильским традициям?

Западники констатировали отсталость России, признавали превосходство Европы, славянофилы возвеличивали свою родину, национальную культуру. Концепция русского социализма А.И. Герцена также основывалась на феномене русской общины и тезисе о преимуществах российской отсталости. Первое свидетельствовало, по мнению Герцена, о подготовленности России к социализму, второе побуждало русских людей идти на «социальный переворот»..

В ХХ веке споры продолжились.(Обратите внимание на схему)

Политический спектр России XX века.
Россия

«Почва» «Цивилизация»




консервативно- народническое либеральное рабочий

охранительное направление анархизм направление социализм

направление
незападный незападный незападный западный западный

тип развития тип развития тип развития тип развития тип развития

В политическом спектре России не было течений, объединявших разные части общества. В центре только анархизм, отрицавший ценности как «почвы», так и «цивилизации».

-Какие же альтернативы развития существовали в начале XX в?

(Исследование «Проблемы исторического выбора в начале XX века)

Движение к западному типу развития либералы предлагали осуществить путем реформ с опорой на государственную структуру. Наиболее яркими фигурами среди либералов были С.Ю. Витте и П.А. Столыпин.

Историческая справка : Сергей Юльевич Витте.



Правительственный курс, направленный на промышленную модернизацию страны, связан с деятельностью С.Ю. Витте. Витте благодаря своим знаниям, способностям и техническому новаторству и проделал довольно быстрый путь наверх.

На посту министра путей сообщения, а далее и на посту министра финансов Витте предпринял целый ряд реформ, имевших целью стимулирование экономического роста российской промышленности.

Он ввел протекционизм во внешней политике , новую налоговую политику, винную монополию, строил железные дороги и осуществил выкуп железных дорог в собственность казны, ввел «золотой стандарт» российского рубля, привлекал иностранный капитал в развитие

важных отраслей отечественной промышленности. Также Витте был автором Манифеста 17октября 1905года ,по которому провозглашался законодательный характер Государственной думы и даровались демократические свободы слова, печати, шествий и союзов.

В 1906 году С.Ю. Витте был отправлен в отставку .



Историческая справка : Петр Аркадьевич Столыпин



Начал свою карьеру в Министерстве внутренних дел, а в апреле 1906г возглавил правительство. Вскоре П.А. Столыпин опубликовал правительственную программу, в которой предлагалось немедленно начать аграрную реформу, а также провести ряд законопроектов, способствующих превращению России в правовое государство:

введение свободы вероисповедания, установление гражданского

равноправия, реформа местного самоуправления, реформа высшей и средней школы, введение всеобщего начального обучения.

Однако реформы, особенно аграрная вызвали недовольство императора, его окружения, представителей всех слоев населения. На Столыпина было несколько покушений, и в 1911году он был смертельно ранен эсером Д.Богровым



Николай II был привержен идеалам Московского царства. Петр I с его прозападными реформами был для него не приемлем . «Это предок, которого менее других люблю за его увлечения западной культурой и попрание всех чисто русских обычаев» - говорил Николай II. Этим объясняется, что Николай II не шел на реформы вплоть до того момента, когда уже не было выбора.

Наверное, не требуются какие -либо аргументы к положению о том , что 1917год кардинально повлиял на судьбу страны, явился тем рубежом, который обозначил новый исторический путь для России)

Либералы: парламентская республика, демократизация страны.

1917 Корнилов: диктатура, буржуазный путь России.

Большевики: социалистическая республика.

Альтернатива: Созыв Учредительного собрания.

(Исследование «1917год в судьбе России»)

Наиболее встречающиеся оценки Октябрьской революции 1917года.

1.Межформационная социалистическая революция, открывшая эпоху перехода от капитализма к социализму во всем мире.

2.Произошла рабоче-крестьянская, демократическая революция.

3.Революция - это военный переворот, совершенный большевиками с опорой на революционную часть армии и флота.

4.Революция-это захват власти кучкой большевистских лидеров.

5.Это анархический бунт, революция люмпенов.

- Какую точку зрения предпочесть? Как вы считаете?

Ни одна из них не заслуживает доверия. Во всех оценках явно просматривается присущий нашему обществу синдром гражданской войны. Наше прошлое необходимо воспринимать в его трудной и трагической целостности.

Есть такая поучительная восточная притча. Один владыка пригласил садовника и дал ему поручение вырастить лавр в форме шара. Садовник посадил лавровый лист, и по мере роста постригал его, добиваясь идеальной формы шара. Наконец, ему показалось, что задача выполнена. Владыка посмотрел работу и изрек: «Шар вижу, а где же лавр?» В чем смысл притчи?

Задача заключалась не в том, чтобы придать лавру форму шара, а в том, чтобы естественно вырастить растение круглой формы.

- А наше общество в советское время - выросло естественно или, как считают некоторые авторы , получено путем «стрижки» (насилия)?

-Большевики силой навязали обществу гибельный путь развития или для этого были исторические предпосылки? И мы попытаемся в этом разобраться, выслушав доклад-исследование «Советское общество. Что это было?»

Существуют различные точки зрения на советское общество.

1.В стране было создано реальное советское общество.

2.Социализм - неизбежный этап в развитии человечества, но предлагают внести коррективы в оценку советского периода.

3.Советское общество-это реализованная утопия.

4.Советское общество рассматривают по аналогии с фашистской Германией.

-Какая точка зрения вам ближе?

-Какая точка зрения наиболее верно отражает советский период?

В качестве «социалистической» страны Россия была противопоставлена мировой «капиталистической» цивилизации. Ценности буржуазного развития - индивидуализм, рыночные отношения, демократические свободы- были постепенно отброшены. Восточный принцип власти-собственности полностью вытеснил западный принцип частной собственности. Государство, введя систему всестороннего контроля за жизнью граждан, осуществило идеал тоталитаризма - почти полное поглощение общества государством. Развитие России вступило в новую фазу, приобрело характер глубокого цивилизационного кризиса.

В 1991году распался СССР, но споры о его судьбе не утихают.

Н.А. Бердяев писал о крушении самодержавия: «Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился и выдохся».(Бердяев Н.А. «Истоки и смысл русского коммунизма»М.,1990,с.109)

-Можно ли это сказать об СССР? - Можно ли провести аналогию между крушением Российской империей и распадом СССР?

(Исследование «От СССР к России».)

Уходит в прошлое феномен России как цивилизационно неоднородного общества под одной крышей. Нынешняя Россия тоже неоднородна. Почти пять столетий просуществовал российский феномен как унитарное государство. Это не может исчезнуть в одночасье, слишком многое объединяет. Но самая главная опасность - мозаичность территории с точки зрения цивилизационных характеристик, которая грозит всплесками экспансии, постоянной напряженностью и войнами с гибелью людей и откатом назад. Стабилизация ситуации возможна лишь при наличии устойчивого объединения, неважно под каким названием: ассоциация, содружество или конфедерация.

-Какое место занимает сегодня Россия в мировом сообществе?

-Согласны ли вы с мнением историка В.Г. Хороса, утверждающим, что Россия находится там же, где была в эпоху Петра I - между центром и периферией?

(Исследование «Современная Россия в мировом сообществе»).

Мы сегодня попытались кратко дать представление об историческом пути России, выявить воздействие мощных цивилизационных центров - Запада и Востока.

-Что же такое Россия? Какая позиция из четырех предложенных вам кажется более предпочтительней? (Схема «Принципы »)

-Быть может эти позиции все верны для России на разных этапах ее исторического развития?

После высказывания учащихся подвожу итоги.

Каждая из предложенных позиций по -своему верна. Россия представляет собой конгломерат народов, имеющих разные уклады, развивающиеся как по западному, так и по восточному варианту. Россия на протяжении всей истории тяготела к западному варианту развития, но государственное устройство, проводимые реформы имели восточные черты. Она не может и относится к русской цивилизации в чистом виде, так как русская культура впитала элементы культуры всех народов ,и в этом один из секретов ее богатства.

В заключении я хочу сказать, что может быть самая серьезная проблема для нас сегодня- это пробиться к собственным культурным традициям, собрать их и творчески осмыслить. Последнее столетие российской истории с его катаклизмами, мировыми войнами, революциями привело к разрушению многих культурных традиций, люмпенизации русских людей. Только преодолев это, в полной мере оценив то, что уже было создано на национальной почве, мы обретем твердую опору под ногами. И тогда национальное возрождение, модернизация, полноправное вхождение России в современный мир обозначится не только как необходимое, но и как возможное. И тогда мы, сможем ответить на извечные вопросы, которые всегда поднимались в России и которые мы задаем сейчас:

-Кто виноват?

-Что делать?

Литература

Семенникова Л.И. Россия в сообществе мировых цивилизаций. М.,1994.

ХоросВ.Г. Россия в сравнительном освещении.М. АО Аспект-Пресс,1994

Ключевский В.О. Исторические портреты. М.,1991.

Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX -начало XX века. М., 1995.

Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России.М.,1996.

Миронов Г.Е. Сергей Юльевич Витте. Журнал «ПИШ» № 4/95

Антонов В.Ф. Афанасий Ордин-Нащокин .ПИШ № 3/93.

Шокарев С.И. Князь Василий Васильевич Голицын. История №3/93

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-исследование. Предварительная подготовка начинается за три недели до проведения урока. Определяются темы исследований для рабочих групп «Традиционное общество в России» iconУрок 2012» Проскурякова Лариса Владимировна Сценарий урока «Государственная символика России»
Урок построен по программе «Окружающий мир. Мир вокруг нас» А. А. Плешаков по умк «Школа России» но его можно провести для обучения...

Урок-исследование. Предварительная подготовка начинается за три недели до проведения урока. Определяются темы исследований для рабочих групп «Традиционное общество в России» iconУрок «Праведники мира». Материалы для занятия в рамках урока по истории...
Материалы для занятия в рамках урока по истории новейшего времени, обществознания

Урок-исследование. Предварительная подготовка начинается за три недели до проведения урока. Определяются темы исследований для рабочих групп «Традиционное общество в России» iconУрок русского языка 11 класс, подготовка к егэ) Тема урока: подготовка...
Цель урока: подготовка к Единому государственному экзамену по русскому языку (задания части В) в занимательной форме

Урок-исследование. Предварительная подготовка начинается за три недели до проведения урока. Определяются темы исследований для рабочих групп «Традиционное общество в России» iconКалендарно-тематическое планирование. История 7 класс
Основные понятия: традиционное общество, индустриальное общество, общество; предпринимательский дух. Основные вопросы: хронологические...

Урок-исследование. Предварительная подготовка начинается за три недели до проведения урока. Определяются темы исследований для рабочих групп «Традиционное общество в России» iconНа конкурс методических разработок урока, посвящённого 70- летию...
Урок пресс- конференция. Время проведения: урок- пресс- конференция рассчитан на 2 часа

Урок-исследование. Предварительная подготовка начинается за три недели до проведения урока. Определяются темы исследований для рабочих групп «Традиционное общество в России» iconУрок, посвященный «Дню космонавтики» в рамках недели физики
Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся, расширение представлений детей о космонавтике

Урок-исследование. Предварительная подготовка начинается за три недели до проведения урока. Определяются темы исследований для рабочих групп «Традиционное общество в России» iconУрок "с чего начинается родина?" Цели урока
Презентация о Крыме; фотографии родногогорода, пейзажей и исторических мест Крыма, карточки с заданиями, цветные листы бумаги для...

Урок-исследование. Предварительная подготовка начинается за три недели до проведения урока. Определяются темы исследований для рабочих групп «Традиционное общество в России» iconУрок (литература, история) по теме «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»
Умк в. Я. Коровиной, «История» А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. В ходе интегрированного урока освещаются темы: по литературе «Творчество...

Урок-исследование. Предварительная подготовка начинается за три недели до проведения урока. Определяются темы исследований для рабочих групп «Традиционное общество в России» iconПланы семинарских занятий по истории отечества учебная литература по курсу
Гузарова Н. И., Гузаров В. Н. Традиционное общество России (IX-XVII вв.). Методическое пособие. – Томск: изд. Тпу, 2007

Урок-исследование. Предварительная подготовка начинается за три недели до проведения урока. Определяются темы исследований для рабочих групп «Традиционное общество в России» iconУрок изобразительного искусства в 7 классе Тема урока: Библейские...
Ц е л и: создать условия для формирования у учащихся умений анализировать произведения великих художников выполненных в религиозно-мифологическом...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск