Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира






Скачать 473.71 Kb.
НазваниеПояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира
страница1/4
Дата публикации08.02.2015
Размер473.71 Kb.
ТипПояснительная записка
h.120-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Пояснительная записка

к рабочей программе по истории Древнего мира.

Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. Опирается на стандарт основного общего образования по истории.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно- хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Кроме того, изучение истории позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации.

В 5 классе, в ходе изучения истории происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций в древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).

Данный курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности, создать более полное представление о странах древнего мира, более глубокое проникновение в специфику древних цивилизаций.

В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.

Цели курса:

• осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;

• показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

• охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо со­временному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);

• раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитив­ный след в истории человечества.

Формировать у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

В ходе изучения курса у учащихся должны сформироваться следующие умения и навыки:

• пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллю­страции;

• сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;

• умение оперировать историческими датами;

• умение читать карту;

• умение анализировать исторические источники.

Данная рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов при 2 часах в неделю.
Учебно-тематический план


Распределение учебного материала курса



Наименование раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Жизнь первобытных людей

5

3

Древний Египет

8

4

Древний Восток

11

5

Древняя Греция

20

6

Древний Рим

19

7

Контрольные работы

6




Итого

70



Контрольные работы

Тема

Количество

Жизнь первобытных людей

1

Древний Египет

1

Древний Восток

1

Древняя Греция

1

Древний Рим

1

Эпоха Древнего мира.

1

Итого

6


Содержание программы:
Введение.

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории.

Жизнь первобытных людей.

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Древний Восток

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте. Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания. Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда. Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Древняя Греция

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны. Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра. Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Древний Рим

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.
Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения истории ученик должен:

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древней истории, достижениям культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений (в споре и т.п.) об историческом наследии народов мира;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Раздел

Знать и уметь

Жизнь первобытных людей.

  • уметь правильно употреблять и объяснять исторические термины;

  • уметь анализировать причины изменения орудий труда и жизни первобытных людей;

  • понять то, что земледелие и скотоводство – величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей;

  • уметь подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание текста, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Народы и государства Древнего Востока.

  • Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнегреческой цивилизации;

  • Уметь распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп: земледельцев и ремесленников, вельмож и фараонов Древнего Египта;

  • Знать о важнейших открытиях и достижениях финикийцев, древних евреев, ассирийцев, жителей Персидской державы и Древней Индии, Китая;

  • Уметь работать с исторической картой, текстом учебника; сравнивать природные условия и географическое положение разных стран, их политическую историю.

Древняя Греция.

  • Основные направления греческой колонизации, причины возникновения греческих полисов;

  • Причины гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского;

  • Распространение греческой культуры в странах Древнего Востока;

  • Уметь работать с исторической картой на основе текста учебника и документа;

  • Давать характеристику участников исторических событий, их деятельности.

Древний Рим.

  • Местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима;

  • Историю образования Римской державы и деятельности императоров Восточной Римской империи;

  • Историю римских завоеваний в восточной части Средиземного моря;

  • О возникновении мировой христианской религии и образовании христианской церкви;

  • Начать формирование умения составлять сложный план параграфа, составлять рассказ, делать выводы, обобщать отдельные события.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира iconПояснительная записка к рабочей программе по истории древнего мира 5 класс
Программа предназначена для учащихся 5 класса общеобразовательной школы и составлена на основе программы «История древнего мира....

Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира iconПояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории. История...
Федерального базисного плана буп -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03. 2004 г.; и авторской программы...

Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира iconПояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ...

Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира iconРабочая программа учебного курса «История»
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории. Истории Нового...

Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира iconПояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории для...
Рабочая программа по истории для 5-го класса разработана на основе Примерных программ по истории основного общего образования составители:...

Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира iconПояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира...
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и авторской программы под...

Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира iconПояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира 5 кл
Законом Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...

Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира iconАннотация к рабочей программе по истории древнего мира
Древнего мира на базовом уровне в общеобразовательных школах и лицеях. Учащимся предлагается общий курс истории, который подчиняется...

Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой

Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира iconПояснительная записка в пятом классе историческое образование предусматривает...
В течение курса происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями эпохи...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск