Рабочая учебная программа по истории средних веков и истории России (наименование учебного предмета)






Скачать 214.34 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по истории средних веков и истории России (наименование учебного предмета)
Дата публикации06.03.2015
Размер214.34 Kb.
ТипРабочая учебная программа
h.120-bal.ru > История > Рабочая учебная программа

Утверждаю

Директор МОУ «Кадетской школы-интернат»
_________________________________
Приказ № _____

от «___» ___________ 20___г.

Согласовано на МС школы

Протокол № ____

от «___» ____________ 20___г.

Руководитель МС

__________________________


Рассмотрено на МО учителей ___________________________

___________________________

Протокол № ____

от «___» ____________ 20___г.

Руководитель МО

___________________________


Рабочая учебная программа по
истории средних веков и истории России

(наименование учебного предмета)
__________6__________

(класс)
Год разработки_2011___


Срок реализации программы ___2011 – 2012 учебный год________________

Составлена на основе ___ Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г. и программой по отечественной истории авторского коллектива: А.А. Данилов, Д.Д. Данилов, В.А. Клоков, С.В. Тырин «История государства и народов России с древнейших времен до наших дней», «Дрофа» 2000 г.; базовой программы по истории России, рекомендованной Министерством образования РФ; обязательного минимума знаний по истории; учебно-методического комплекта «История средних веков» авторов Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского для 6-х классов общеобразовательных учреждений, М., «Просвещение», 2000 г.

Программу составил (а) ____________Валеева Екатерина Викторовна_____________

(Ф.И.О. учителя)

1. Пояснительная записка.
Основные содержательные линии предмета «История» в 6 классе реализуются в рамках двух курсов – «Всеобщей истории» и «Истории России».

Примерная программа была использована для создания рабочей программы при тематическом планировании курса учителем. Она определяет обязательную часть учебного курса в количестве 70 часов (история средних веков составляет 30 часов, история России с древнейших времен до кон. XV в. составляет 40 часов).

Используемый учебный комплект:

  1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. – 6-е изд. М.:Просвещение, 2000.

  2. А.А.Данилов «История России с древнейших времен до конца XVI в. – 2-е изд.- М.: «Баласс», 2009.


Раздел программы «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»
Актуальность.

Курс истории средних веков является составной частью курса всеобщей истории в рамках основной общеобразовательной школы и имеет прочные внутрипредметные и внутрикурсовые связи, например, с историей древнего мира и новой историей, историей России. Также имеются широкие межпредметные связи с курсами:

- обществознания (история развития обществознания – тема «Мыслители прошлого о мире и человеке», тема «Цивилизации прошлого»);

- правоведения (тема «История государства и права в средние века»; тема «Теория государства и права» и др.);

-   литературы (например, возможно интегрированное изучение памятников литературы прошлого);

-   естественно-научного и эстетического циклов (при изучении развития науки, техники, искусства).

Основной целью  курса Истории средних веков в 6 классе  по модели первого концентра школьного исторического образования является изучение учебного материала по истории средних веков стран Европы, Азии, Африки и Америки учащимися 6-го основной общеобразовательной школы перед тем, как они начнут изучение Отечественной истории того же периода. Кроме того, изучение истории в системе РО Эльконина - Давыдова, на наш взгляд, предполагает в качестве желательных результатов процесса обучения формирование у учащихся:

- во-первых, теоретического исторического мировоззрения и мышления;

- во-вторых, необходимых ЗУНов и СУДов;

- в-третьих, творческого и квазиисследовательского подхода к изучению истории; личностного отношения к предмету, высокого уровня мотивации учебной деятельности.

В цели курса так же входит:

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие средневековых обществ, различные формы социального и политического строя;

- показать наиболее яркие личности Средневековья и их роль в истории и культуре;

- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину;

- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов Средневековья оставил позитивный след в истории человечества. Последнее даёт возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Задачи курса создать учащимся возможности для

воспитания патриотизма, уважения к истории и традициям разных стран и народов, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

освоения знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности (т.е. формирование общеучебных ЗУНов, определяемых Обязательным минимумом исторического образования и ГОСТом);

овладения элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации (т.е. формирование новых и закрепление ранее приобретенных СУДов, в том числе самостоятельного исторического синтеза и анализа (текстов и др. документов, причинно-следственных связей, целей и результатов, конкретных исторических ситуаций и пр.); обобщения, сопоставления различных фактов, явлений, оценок, суждений, гипотез и пр. (в том числе и с учетом элементов историографии); использования различных источников информации, включая  INTERNET);

формирования ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

применения знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран;

Основными принципами данного курса являются:

- многофакторный подход к истории, позволяющий раскрыть сложность и многомерность истории Средневековья;

- внимание к личностно-психологическим аспектам истории через раскрытие персоналий;

- сравнение исторических процессов, происходящих в различных странах и регионах;

- развитие патриотических чувств, формирование гражданских качеств учащихся;

- развитие личностных качеств учащихся, предоставление им возможности вырабатывать, раскрывать, обосновывать, отстаивать собственные взгляды и убеждения, с учетом изученных фактов, теорий, гипотез, мнений и суждений;

- ориентация на проблемное  изложение курса с учетом блочно-модульной подачи материала, с использованием  различных ТСО (видео, мультимедиа и пр.), различных источников информации, разнообразных форм и методов организации УД, в первую очередь, самостоятельной работы учащихся.

     Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:

    - умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

- умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия;

- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

- умения спорить и отстаивать свои взгляды;

- умения анализировать исторические источники;

- умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;

- умения читать историческую карту, определять местоположение историко – географических объектов.

Таким образом, приоритетной целью является необходимость создания при изучении истории средних веков благоприятных условий школьникам не только для развития теоретического мировоззрения, но и умения самостоятельно решать возникающие проблемы, ставить перед собой личностно-значимые задачи, находить им решения, а так же развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся.

Содержание курса.

Основное содержание истории средних веков составляет процесс развития общества (как западного, так и восточного) в период зарождения и формирования  феодальных отношений,  государства, культуры, цивилизации эпохи Варварства и Рыцарства, т.е. эпохи Средневековья; сосуществования и противоречия  различных ценностей, культур, становления Человека.

Рассмотрение материалов курса требует безусловного учета геополитических, культурологических, ценностных особенностей того или иного общества, того или иного региона. Исторические параллели с современностью требуют персонализации истории; не даром Средние века - это эпоха великих политических деятелей, полководцев, философов и т.д.

Технология и средства обучения.

Изучение истории в системе РО (Эльконина-Давыдова) позволяет достаточно успешно решать поставленные цели и задачи через:

дифференциацию и индивидуализацию в системе познавательных, проблемных и творческих заданий, носящих характер квазиисследований; в системе текущего и тематического контроля;

-   постановку учебных задач с позиций проблемно-развивающего обучения;

активизацию учебной деятельности с помощью разнообразных форм организации    учебного   процесса  (индивидуальной, парной, групповой, коллективной); использование различных средств обучения (в т.ч.   раздаточный дидактический материал,   исторические   документы, учебные карты и картины, иллюстрации, диа- и видеофильмы и многое другое).     

Организация учебного процесса в 6 классе предполагает, в 1-ю очередь, работу с учебным пособием «История средних веков», авт. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, изд. «Просвещение», атласа и контурных карт по периоду.

Учебно-методические материалы по курсу.

I. Дополнительные материалы, хрестоматии, сборники и т.п.:

1.       История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В.П. Будановой. М., «Эксмо-Пресс», 1999 г.

2.       Книга для чтения по истории Средних веков / под ред. С.А. Сказкина. Ч. I М., «Просвещение», 1969 г.

3.       Книга для чтения по истории Средних веков: Пособие для учащихся / сост. Н.И. Запорожец; под ред. А.А. Сванидзе М., 1986 г.

4.       Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История Средних веков (V-XV вв.). Часть I. М., 1980 г.

5.       Художественно-историческая хрестоматия. Средние века / рецензенты Н.И. Запорожец, И.Я. Лернер, М., «Просвещение», 1965 г.

 

II. Учебно-методическая литература:

1.     Агафонов С.В. «Схемы по всеобщей истории. 6 класс», М., «Русское слово», 2005

2.     Арасланова О.В., Соловьев К.А. «Поурочные разработки по истории средних веков», универсальное пособие, 6 класс, М., «ВАКО», 2007 г. (в технологических картах проверочные тесты из данного пособия помечены *)

 
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ

6 класс (30 часов)




Тема урока
 

Кол.

часов

Основные понятия и термины

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Материалы и оборудование


Д/З

Дата проведения

Прим.

1

Введение. Живое средневековье.

1

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Иллюстрации, презентация

Введение







РАЗДЕЛ 1. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (8 часов)

Тема 1. Западная и Центральная Европа в VI- XI вв.   (4 часа)

2

Древние германцы и Римская империя.

1

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны.

Работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев и римлян.

Иллюстрации, презентация, атлас стр.4-5

§ 1, К/к №1 зд.1-3







3

Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках.

1

Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри.

Выявлять отличия власти короля от власти вождя; работать с контурной картой.

Иллюстрации, презентация, атлас стр. 6

§ 2-3







4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

1

Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.

Работать с контурной картой, оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами.

Иллюстрации, презентация, атлас стр. 7

§ 4-5, К/к №3 зд.1-4







5


 

Западная Европа в IX – XI веках. Образование славянских государств

1


 

Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание. Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.

Сравнивать образ жизни народов (славян и германцев); оценивать деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия).

Анимкарта

§ 6, 10







Тема 2. Византийская империя и Ближний Восток в VI – XI вв.    (2 часа)

6

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

1

Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана.

Работать с контурной картой, сравнивать управление государством (Византии и империи Карла Великого).

Анимкарта, атлас стр. 10-11

§ 11, К/к №1 стр. 5 зд.1-2








7

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1

Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама.

Работать с контурной картой, составлять описание произведений искусства.

Презентация, атлас стр. 14-15

§ 13-14, К/к стр.6 зд.1,3,4 доп.5








Тема 3. Культура Раннего Средневековья   (2 часа)

8

Культура Западной Европы в раннее Средневековье.

1

Представления людей о мире. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература.

называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.

Презентация

§ 9







9

Культура Византии и стран Арабского халифата.

1

Культура арабов.

Составлять описание произведений искусства.

Презентация

§ 12,15







РАЗДЕЛ 2. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (21 час)

Тема 4. Средневековое европейское общество. (4 часа)

10

В рыцарском замке.

1

Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей.

Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря.

Иллюстрация, атлас стр. 6

§ 7







11

Средневековая деревня и её обитатели.

1

Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община.

Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян). Работать с контурной картой.

Презентация, атлас стр. 16-17
 

§ 8, К/к стр.7 зд.1







12

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни.

1

Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии. Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере возникновения городов).

Презентация
 

§ 16-17







13

Ремесло в средневековом городе. Торговля.

1

Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли, гильдии. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков.

Работать с контурной картой.

Презентация, атлас стр. 18-20
 

§ 18-19, К/к стр.8 зд.1-2







Тема 5. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. (2 часа)

14

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков.

Выявлять различия католической и православной церквей.

Презентация, атлас стр. 24-25

§ 20-21







15

Крестовые походы.

1

Крестовые походы феодалов, послед-я. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев.

Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев.

Анимкарта, атлас стр. 26-27, К/к №1 стр. 10 зд.1; №2 зд.4

§ 22-23, К/к №3 стр.11 зд.14 №4 зд.3







Тема 6. Государства Европы  в XII – XV вв.   (5 часов)

16

Объединение Франции.

1

Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения.

Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап).

Анимкарта

§ 24







17

Что англичане считают началом своих свобод.

1

Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны.

Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы.

Анимкарта

§ 25-26







18

Столетняя война.

1

Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны.

Наносить на контурную карту ход боевых действий.

Анимкарта, атлас стр. 30-31

§ 27, К/к №2, стр.12 зд.2,4; №1 зд.1







19

Крестьянские восстания во Франции и в Англии.

1

Положение крестьян во Франции и Англии. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Жанна дАрк

Сравнивать причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии.

Анимкарта, атлас стр. 30-31

§ 28-29







20

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии.

1

Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII.

Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.

Анимкарта

§ 30







Тема 7. Германия и Италия в XIIXV веках. Славянские государства и Византия в XIVXV веках. (3 часа)

21

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании.

Работать с картой, атласом (на примере Реконкисты).

Анимкарта

§ 31 атлас стр. 36








22

Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов.

1


 

Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.

Сравнивать особенности развития Германии и Италии; давать самостоятельную оценку историческим событиям.

Анимкарта

§ 32-33







23

Гуситское движение в Чехии.

1

Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско. Кризис католической церкви. Папы и императоры.

Работать с картой; оценивать деятельность исторических личностей (Ян Гус).

Анимкарта,

§ 34-35 атлас стр. 37







Тема 8. Культура Западной Европы в XI – XV веках (3 часа)

24

Научные открытия и изобретения.

1

Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.

Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях.

Анимкарта

§ 38







25

Образование и философия. Средневековая литература и искусство.

1

Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Появление университетов. Развитие знаний и церковь.

Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой.

Анимкарта, атлас стр. 22-23

§ 39-40







26

Культура раннего Возрождения в Италии.

1

Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения.

Выявлять новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов.

Анимкарта, атлас стр. 34-35

§ 41-42







Тема 9. Народы Азии, Америки и Африки в средние века.   (4 часа)

27

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1

Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.

Работать с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов).

Анимкарта, атлас стр. 38-39

§ 36-37, К/к стр.13 зд.1,3,4







28

Средневековый Китай.


 

1

Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая.

Составлять описание достижений культуры стран.

Анимкарта, атлас стр. 42-43

§ 43-44







29

Индия: государства и культура.

1

Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии.

Сравнивать особенности развития Китая и Индии. Работать с контурной картой.

Анимкарта, атлас стр. 44-45

§ 45, К/к №2 стр.15 зд.2,4







30

Государства и народы доколумбовой Америки. Африка.

1


 

Народы Америки. Государства. Культура. Государства и народы Африки.

Выявлять особенности развития стран.

Анимкарта, атлас стр. 48

§ 46-47









Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по истории средних веков и истории России (наименование учебного предмета) iconРабочая учебная программа по истории России (наименование учебного предмета \ курса)
Составлена на основе авторской программы А. А. Левандовского, Ю. А. Щетинова, В. С. Морозова «История России ХХ – начало XXI в.»,...

Рабочая учебная программа по истории средних веков и истории России (наименование учебного предмета) iconРабочая учебная программа по истории (наименование учебного предмета)
Мбоу «Cредняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3»

Рабочая учебная программа по истории средних веков и истории России (наименование учебного предмета) iconРабочая учебная программа по всеобщей истории (наименование учебного предмета \ курса) 11 класс
Л. Н. Алексашкиной: Программы для общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. История России. 10—11 классы. — М.: Мнемозина,...

Рабочая учебная программа по истории средних веков и истории России (наименование учебного предмета) iconРабочая программа по всеобщей истории в 6классе. ( «Истории средних веков», «Истории России»)
Государственного стандарта основного общего образования. Программа составлена по учебнику «История средних веков», авторов Искровская...

Рабочая учебная программа по истории средних веков и истории России (наименование учебного предмета) iconРабочая учебная программа по всеобщей истории (наименование учебного предмета \ курса)
Составлена на основе авторской программы А. А. Улуняна, Е. Ю. Сергеева, Т. В. Коваля «Новейшая история зарубежных стран», 11 класс...

Рабочая учебная программа по истории средних веков и истории России (наименование учебного предмета) iconРабочая программа по истории Средних веков 6 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А
Рабочая программа по истории средних веков предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. Курс истории на ступени...

Рабочая учебная программа по истории средних веков и истории России (наименование учебного предмета) iconРабочая программа по Истории средних веков 6 класс
Рабочая программа предназначена для изучения курса Всеобщей истории (являющегося составной частью предмета история) в основной школе...

Рабочая учебная программа по истории средних веков и истории России (наименование учебного предмета) iconРабочая программа учебного курса «История Средних веков»
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования...

Рабочая учебная программа по истории средних веков и истории России (наименование учебного предмета) iconРабочая программа по истории. История Средних веков
Программа предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы, образовательная область история. Курс истории на ступени...

Рабочая учебная программа по истории средних веков и истории России (наименование учебного предмета) iconРабочая учебная программа по русскому языку (наименование учебного предмета)
Моу «Cредняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3»






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск