Диалог культур и становление латиноамериканской культурно-исторической идентичности в интерпретации л. Сеа






Скачать 436.25 Kb.
НазваниеДиалог культур и становление латиноамериканской культурно-исторической идентичности в интерпретации л. Сеа
страница1/3
Дата публикации14.02.2015
Размер436.25 Kb.
ТипАвтореферат
h.120-bal.ru > История > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи


МАСАЛОВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА




ДИАЛОГ КУЛЬТУР И СТАНОВЛЕНИЕ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЙ

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ Л.СЕА

Специальность 07.00.09 – Историография,

источниковедение и методы исторического исследования

А в т о р е ф е р а т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Казань – 2007

Работа выполнена на кафедре истории древнего мира и средних веков государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина» Министерства образования и науки Российской Федерации

Научный руководитель:

Кандидат исторических наук,

доцент Юнусова Махаббат Гумеровна
Официальные оппоненты:

доктор исторических наук,

профессор Шемякин Яков Георгиевич (Москва)

кандидат исторических наук,

доцент Кайсарова Жанна Евгеньевна (Казань)
Ведущая организация:

Российский государственный гуманитарный

университет



Защита состоится 1 марта 2007 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.081.01 в Казанском государственном университете по адресу: 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18, корпус 2, ауд. 1112.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета.

Автореферат разослан «___» __________ 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Р.Г. Кашафутдинов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Актуальность темы исследования. Современный уровень развития российской исторической науки характеризуется повышенным интересом к изучению опыта зарубежной историографии и методологии истории и культуры.

Интерес к изучению истории зарубежных историко-культурных исследований обуславливается сменой парадигмы, что выразилось, в частности, в отказе от европоцентризма. Европоцентристский подход сформировался в период господства колониальной системы, приведшей к жесткому противопоставлению категорий «западный» (в смысле европейский) – «не западный». После краха колониальной системы «европоцентристский монолог должен уступить место диалогу»1. Диалогический подход должен был способствовать объективной оценке культурно-исторической ситуации в условиях, когда типологически различные культуры XX века втягиваются в одно временное и духовное пространство, когда «культуры Европы, Азии, Америки "толпятся" в одном и том же сознании; и их никак не удается расположить по восходящей линии (выше - ниже, лучше - хуже)»2. Во второй половине XX в. активизируются исследования в области культуры, в том числе в изучении вопросов, относящихся к проблемам диалога культур.

Особое значение изучение диалога культур имеет для латиноамериканского региона, культура которого сформировалась в результате многовекового взаимодействия автохтонного (индейского) и европейского (испано-иберийского) начал.

Российская и зарубежная латиноамериканистика неоднократно обращалась к анализу историко-культурных концепций, созданных латиноамериканскими интеллектуалами. Выдающуюся роль в осмыслении диалога культуре в Латинской Америке сыграл Леопольдо Сеа.

Леопольдо Сеа (1912-2004) - известный мексиканский ученый, историк культуры, философ, создавший уникальную концепцию культурно-исторической самобытности Латинской Америки. Он оставил огромное научное наследие, оказал заметное влияние на развитие мировой историко-культурной мысли.

Исследователи творчества Л.Сеа считают, что он оказался единственным, кто смог создать особый способ познания латиноамериканской действительности («философия латиноамериканской сущности»)1, стал первым мыслителем, который поднял тему человеческого достоинства латиноамериканца2. По словам Ф.Миро Кессада, коллеги Л.Сеа по «философии освобождения», он был «первым философом, поставившим и проанализировавшим проблему латиноамериканской сущности как проблему, порожденную униженным состоянием, которое навязал латиноамериканцу европеец»3. Российский историк Я.Г.Шемякин полагает, что Л.Сеа в числе первых мыслителей в Латинской Америке поднял вопрос о типологическом сходстве латиноамериканской и российской цивилизационных моделей.

Осмысление культурно-исторической “миссии”, выпавшей на долю каждого участника взаимодействия, определение типа, уровня, результатов диалогических отношений между индейцами и европейцами позволяет раскрыть историческую сущность и характер наличествующей (и еще формирующейся) культуры латиноамериканского континента, что явилось центральной проблемой творчества Л.Сеа.

Объектом исследования диссертации является творческое наследие Л.Сеа.

Предметом исследования стала концепция развития латиноамериканской культуры в творчестве Л.Сеа.

Цель диссертационной работы заключается в том, чтобы выявить специфику становления латиноамериканской культурно-исторической идентичности на основании интерпретации творческого наследия Л.Сеа.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- Проследить процесс осмысления понятия «диалог культур» и представить различные варианты типологий историко-культурных диалогических связей.

- Охарактеризовать основные тенденции развития Латинской Америки в XX в. и выделить этапы развития латиноамериканской историко-культурной мысли, предопределившие становление Л.Сеа как личности и как ученого.

- Проследить становление философских взглядов Л.Сеа; выделить основные этапы творческой эволюции мыслителя.

- Определить философско-исторический смысл «философии латиноамериканской сущности» Л.Сеа.

- Выделить основные предпосылки и характеристики диалога в латиноамериканской культуре в концепции Л.Сеа.

- Исследовать типологию диалогических отношений, предложенную Л.Сеа для анализа формирующейся латиноамериканской культурно-исторической идентичности.

Хронологические рамки работы охватывают период с начала XX века по 2004 г. - время, на которое пришлась научная, административная и общественная деятельность Леопольдо Сеа (1912-2004 гг.).

Степень изученности темы. Мировая известность пришла к Л.Сеа довольно рано, еще при жизни ученого. В конце 70 - начале 80-х гг. XX в. появляется несколько работ, анализирующих философские взгляды Л.Сеа, его «синтезную» методологию – так называемую «философию латиноамериканской сущности», ставшую «инструментом» выявления и исследования латиноамериканской идентичности. Первыми историографами историко-культурной концепции Л.Сеа были Т.Медин, Дж.Грасиа, С.Липп, Ф.Лискано1. Однако, несмотря на широкую известность работ Л.Сеа как на Западе, так и в России, степень изученности его творчества совершенно недостаточна.

Важным этапом в изучении творчества Л.Сеа стал 1988 г. - год сорокалетия творческой деятельности Л.Сеа. По этому случаю был выпущен специальный номер (№ 89) журнала «Антропос» (Anthropos. Rev. de Documentacion Cientifica de la Cultura), получивший название «Леопольдо Сеа: философия латиноамериканской истории как компромисс» («Leopoldo Zea: Filosofia de la historia latinoamericana como Compromiso»). В этом номере были опубликованы исследовательские эссе молодых ибероамериканистов, таких, как Хосе Луис Абеллян, Рауль Форнет-Бетанкур, Хосе Луис Гомес-Мартинес, Анибал Итурьета, Селина А. Лертора Мендоза, Анхель Ногуэйра Добарро, Адольфо Санчес Васкес, Хосе Мария Ромеро Баро2. Темы их исследований касались испанской и латиноамериканской интеллектуальной традиции (явившейся истоком философии Л.Сеа); вопросов, связанных с возможностью дальнейшего распространения идей «философии освобождения» и вопросов, направленных на решение проблемы культурной идентичности латиноамериканца; а также вопросов специфики исторического развития Латинской Америки (как поиска исторического, этнического, цивилизационного, интеллектуального компромисса).

Спустя четыре года фигура Л.Сеа и его историко-культурные и философские исследования вновь оказались в центре внимания. С одной стороны, этому способствовало празднование 500-летия открытия Америки. Л.Сеа очень много писал по поводу столь важного для Латинской Америки исторического события, являлся непосредственным куратором научных мероприятий, координировал деятельность различных организаций, редактировал юбилейные издания. С другой стороны, 1992 год совпал с его 80-летним юбилеем, в канун которого Л.Сеа издал еще один солидный труд, содержащий множество новых замечательных идей, связанных с проблемами современной латиноамериканской культуры – «Споры о маргинальности и варварстве».

В 1992 г. Густаво Варгас Мартинес1 составляет первую библиографию работ Л.Сеа.

Со второй половины 90-х гг. XX в. интерес к личности и творчеству Л.Сеа постоянно растет. В связи с 90-летием Л.Сеа, по итогам юбилейной конференции была опубликована коллективная монография «Взгляд на Латинскую Америку. Чествование Леопольдо Сеа» («Vision de America Latina. Homenaje a Leopoldo Zea“)2 - 2002 г. В эту монографию вошли как работы, опубликованные раннее в журнале «Антропос», так и многие другие статьи. Впервые в данном издании затрагивались отдельные аспекты творчества Леопольдо Сеа, прежде не изучавшиеся1. Особо место в этом монографии занимают юбилейный адреса2.

Как уже было отмечено, несмотря на широкую известность работ Л.Сеа как на Западе, так и в России, степень изученности его творчества совершенно недостаточна. В зарубежной историографии в качестве исключения могут быть названы лишь работы Т.Медина3 (теоретико-методологические основы творчества Л.Сеа), Х.Л.Гомеса-Мартинеса4 (философия истории и культуры Л.Сеа, проблема латиноамериканской идентичности в интерпретации Л.Сеа, анализ категорий «метисность» и «межкультурная граница» в творчестве Л.Сеа), Р.Форнет-Бетанкура5 (проблема интеллектуального диалога у Л.Сеа), М.К.Диаса6 (о месте марксизма в трудах Л.Сеа), в которых затрагиваются отдельные вопросы методологии и творчества историка.

Практически то же самое можно сказать относительно степени исследовательности творчества Л.Сеа в отечественной историографии.

В журнале «Вестник мировой истории культуры» за 1960г., в №5 появляется первый перевод статьи Л.Сеа «От романтизма к позитивизму в Латинской Америке». В 1983 г. на русский язык был переведен один из самых значимых трудов Л.Сеа по истории культуры Латинской Америки «Философия американской истории».

Из российских исследователей необходимо отметить Г.Г.Кромбета1 (презентация «философии американской сущности» и «проектов» латиноамериканской истории и культуры Л.Сеа); Г.Г.Кромбет до недавнего времени оставался единственным исследователем историко-культурного и философского наследия Л.Сеа. На современном этапе развития историографического знания в России к творческому наследию обратились Я.Г.Шемякин2 (концепция маргинальных культур Л.Сеа), Н.И.Пектяшева3 (проблемы интеркультуральности научного наследия Л.Сеа), ВЛ.Абушенко4 (методология Л.Сеа, антиномическое развитие латиноамериканской культуры).

Источниковая база исследования достаточно разнообразна; некоторые материалы вводятся в научный оборот впервые. Используемый комплекс источников может быть разделен на несколько групп.

Первую группу составляют материалы автобиографического характера. Необходимо отметить, что в поле зрения автора диссертации оказался несколько ограниченный круг источников, касающихся биографии Л.Сеа. Причин этой «ограниченности» (в смысле немногочисленности приводимых биографических данных) существует несколько. Это, прежде всего, отсутствие исторической дистанции, ибо прошло еще совсем немного времени с момента смерти Л.Сеа; во-вторых, основной массив источников личного характера, связанных с Л.Сеа, является собственностью семьи ученого и пока не доступен для исследователей.

В данном случае в работе были использованы “Autobiografía intelectual (escrita en tercera persona)” (“Интеллектуальная автобиография (написанная от третьего лица)”), изданная в журнале “Anthropos” в 1988 г.; “Carta con los que ne conné” (“Письмо тем, кого я никогда не знал”), опубликованное в журнале “Cuadernos Americanos” в 1998 г. и одновременно представленное на сайте ЮНЕСКО на пяти языках мира – испанском, английском, французском, немецком и русском (в данной диссертационной работе использовался французский и испанский варианты письма Л.Сеа - «Lettre a ceux que je ne connaitrai jamai» и «La carta a personas que no conoceré”). Эти автобиографические тексты (пусть и в очень скудной форме) предоставляют информацию о жизненном пути Л.Сеа.

Активно привлекались эпистолярное и мемуарное наследие Л.Сеа. Имеется в виду его переписка с выдающимися деятелями европейской и латиноамериканской культуры, изданная журналом “Cuadernos americanos” в период с 70-х гг. XX в. до 2003 г. и воспоминания Л.Сеа о своей деятельности в политических и государственных структурах Мексики («Mi experiencia en la Secretaria de Relaciones Exteriores» и «Mi exprerncia en el PRI»).

Вторую группу источников составляют труды Л.Сеа. Творческое наследие Л.Сеа насчитывает более 20 монографий, несколько сот статей, две автобиографии. Главными источниками стали в первую очередь те работы Л.Сеа, которые дают представление о его взглядах на проблему историко-культурной самобытности Латинской Америки.

Необходимо отметить, что, за исключением монографии «Философия американской истории» и нескольких статей, опубликованных в российской периодической печати, все остальные работы Л.Сеа на русский язык не переведены. При написании диссертации использовались труды Л.Сеа как на языке оригинала (испанский), так и на других языках (французский и английский).

Ряд трудов Л.Сеа посвящены истории идей в Латинской Америке и рассматривают проблему поиска латиноамериканской сущности (есть ли понятие “латиноамериканская философия”; в чем специфика латиноамериканского сознания; как развиваются некоторые философско-исторические идеи в пределах латиноамериканского мира) 1.

В целом ряде работ Л.Сеа обсуждает конкретные вопросы, связанные с истолкованием исторического развития Латинской Америки как смены «проектов» («Америка в истории», «Философия американской истории», «Латиноамериканская философия и культура», «От романтизма к позитивизму в Латинской Америке», «Проблемы историко-культурной самобытности Латинской Америки»)1; посвященные различным аспектам диалогического понимания латиноамериканской культуры (“Споры о маргинальности и варварстве”, “Латинская Америка и мир”, «Латинская Америка. Путь к самопознанию», «Их кровь и культура смешались»)2; проблемам, связанным с 500-летием открытия Америки и спецификой развития латиноамериканского континента в результате межкультурного контакта («Настоящим открытием Америки будет то, которое мы совершим», «Что нам делать с пятисотлетием?», «Пятьсот лет истории в осмыслении и проекциях») 3 и др.

Историография проблемы. Литература по теме исследования может быть разделена на несколько групп. Первую составляют исследования, посвященные изучению историко-философских взглядов Л.Сеа. Как правило, данные исследования относятся к 70-80-м гг. XX в. Здесь следует обратить внимание на работы Т.Медина «Леопольдо Сеа: Идеология и философия Латинской Америки» (Mexico, 1983), Г.Г.Кромбета «Концепции национальной философии Л.Сеа» (М., 1988), М.К.Диаса “Необходимость Латинской Амерки в новой философии” (Гавана, 1988) и «Рецепция марксизма в работах Леопольдо Сеа” (Мадрид, 1990).

С начала 90-х гг. XX в. стали появляться комплексные исследования творчества Л.Сеа. Особенная роль здесь принадлежит биографу Л.Сеа и исследователю его научной деятельности, профессору философии университета Кентукки Х.Л.Гомес – Мартинесу. Он единственный, кто на страницах своего труда “Леопольдо Сеа” (Мадрид, 1997) (впоследствии переизданного и дополненного) анализирует методологические принципы Л.Сеа, останавливается на понимании им латиноамериканской истории и культуры как истории идей; акцентирует внимание историографов на проблеме культурной идентичности Латинской Америки, поднятой, по мнению Х.Л.Гомеса-Мартинеса, впервые именно Л.Сеа.

Заслуживают внимания небольшие, на первый взгляд, статьи Х.Л.Гомеса-Мартинеса «В диалоге с Леопольдо Сеа»(Мехико, 2003) и «Метисация и граница как категории латиноамериканской культуры» (Мехико, 1994). Однако именно в них Х.Л.Гомес-Мартинес впервые предпринял попытку осмысления понятия «диалог культур» в интерпретации Л.Сеа. Х.Л.Гомес-Мартинес рассматривает две основополагающие характеристики латиноамериканской культуры, выделенные Л.Сеа – культурно-историческую метисацию и межкультурную границу, - обеспечивающие диалогичность культуры Латинской Америки.

Другим значимым автором, исследующим творчество Л.Сеа, является исследование Р.Форнет-Бетанкура «О Леопольдо Сеа» (Аахен, 1992). Если в начале своей научной деятельности его интересовали проблемы инкорпорирования идей «философии освобождения» в другие страны третьего мира и роль Л.Сеа в этом процессе, то в конце 90-х гг. XX в. Р.Форнет-Бетанкур обращается к проблеме диалогического понимания культуры Латинской Америки латиноамериканскими мыслителями, в том числе и Л.Сеа. По мнению Р.Форнета-Бетанкура, Л.Сеа является «глыбой», символизирующей процесс интеллектуального осмысления латиноамериканской культуры, становление и последующее развитие которой проходит в рамках диалога культур.

Отдельные аспекты творчества Л.Сеа рассматривают А.Мейюхас Джинио (проблемы толерантности), С.А.Лертора Мендоза, Э.Убета Гомес, О.Шютт, Х.Грасиа (проблемы латиноамериканской культурной идентичности), Л.Триндад (споры Л.Сеа и С.Бонди о латиноамериканской культурной оригинальности и аутентичности), Э.Дуссель (проблемы «проектного» культурно-исторического развития Латинской Америки), Г.А.Алонсо (проблемы человека),О.Маркус Бенитес (проблемы расовой и культурной метисации), Н.Крумпев (идеи межкультурных контактов), Э.Д.Вальдес (размышления о центре периферии), Э.Ди Кастро (размышления о роли философа в исследованиях истории).

В российской историографии этого периода творчество Л.Сеа изучается исключительно в контексте исследуемых авторами проблем. Примером в данном случае служит работа Н.П.Пектяшевой «Латиноамериканская "философия освобождения" в контексте компаративистики. (М., 2000). Здесь творческое наследие Л.Сеа рассматривается в рамках исследования латиноамериканской интеллектуальной традиции и проблемы интертекстуальности.

Одним из первых российских исследователей, обратившихся к культурно-исторической проблематике творчества Л.Сеа, является Я.Г.Шемякин. В ряде своих работ он особо подчеркивает роль Л.Сеа в изучении типологического сходства латиноамериканской и российской цивилизации. При анализе культурно-исторических артефактов латиноамериканской культуры Я.Г.Шемякин использует терминологию Л.Сеа («проект»), продолжает развивать идеи «пограничности» латиноамериканской культуры («сопложенность») и др. В хрестоматии Б.С.Ерасова «Сравнительное изучение цивилизаций» был опубликован фрагмента текста Л.Сеа из книги «Споры о маргинальности и варварстве» в переводе Я.Г.Шемякина и даны комментарии последнего к данному тексту.

Следующая группа историографических работ – это труды, посвященные самым различным сторонам культурно-исторического развития Латинской Америки. Наибольший интерес представляют работы латиноамериканских и советских историков, детально исследующих традиционную индейскую культуру (М.Портилья, Х.Леон Портилья, Д.Соди, В.И.Гуляев, Ю.В.Кнорозов, И.Тертерян и т.д.), место личностно-индивидуального начала в истории и культуре Латинской Америки, взаимодействие различных культурных компонентов латиноамериканского мира, отдельных сфер духовной культуры и искусства (Л.И. Тананева, Х. Аргуэльс, Я.Г. Шемякин. А.В. Кофман, А.Л. Хайт, О. Пас, Э. Джонсон и т.д.).

В отдельный блок выделены исследования по различным проблемам «диалога культур»: вопросы понятийно-категориального плана; объект-предметные значения понятия «диалог культур» (М.Бубер, Г.О.Марсель, М.С.Каган, В.С.Библер, Ц.Тодоров, Г.Померанц и др.). Значительное место в диссертационном исследовании занимают труды, освещающие проблемы типологии диалогических связей (Н.Я.Данилевский, А.Тойнби, М.М.Бахтин, Ю.М.Лотман, Дж.Бентли, С.Хантингтон, Т.В.Кузнецова и Я.Г.Шемякин).

Привлечены были материалы проекта, реализованного Х.Л.Гомесом–Мартинесом. Проект приобрел вид монографического интернет–издания “Новый мир в вызовах нового тысячелетия” (“El Nuevo Mundo en los retos del nuevo milenio”) – 2003 г., где собраны воспоминания Л.Сеа, его переписка с другими мыслителями латиноамериканского континента, научные статьи, изданные журналом “Cuadernos americanos” в период с 70-х гг. XX в. до 2003 г. Нельзя обойти вниманием еще один интернет-проект, выполненный сотрудниками Института Сервантеса в Испании в 1997-2006 гг., где отдельная страница целиком посвящена Л.Сеа. Она включает справочные биографические материалы, некоторые фрагменты текстов Л.Сеа, фотоархивные документы, историографические обзоры.

Методология исследования. Методологической основой данной диссертации являются классические принципы исторического познания: принцип историзма, требующий рассмотрения любого исторического феномена в его развитии, в его сущностной специфике, в его обусловленности многообразием факторов; принцип целостности, требующий подхода к каждому явлению как к системе взаимозависимых составляющих (конфигурация которой зависит от детерминирующих причин). Кроме того, в диссертационной работе использовались и специально-исторические методы: историко-генетический метод, историко-сравнительный метод, биографический метод, метод компаративного исследования, метод типологий и др.

Научная новизна. Впервые в отечественной науке введены в научный оборот труды Л.Сеа, в новом аспекте представляющие диалогический характер процесса становления латиноамериканской культуры. Выявлен корпус иноязычных историографических источников, связанных с фигурой Л.Сеа и с рассмотрением тех компонентов его историко-философской концепции, которые были предметом анализа историографов в предшествующие годы. Автор обобщил и классифицировал имеющиеся в отечественной историографии концепции по теории диалога культур и моделям диалогических отношений; был выбран оптимальный вариант типологический реконструкции диалогической ситуации в Латинской Америке. Впервые в полном объеме представлена диалогическая концепция Л.Сеа, позволившая выделить этапы становления латиноамериканской культурно-исторической идентичности (от т.н. «симуляции сознания» до «синтезирующего сознания»).

Практическая значимость работы. Выводы и материалы исследования могут быть использованы при разработке и преподавании общих и специализированных курсов по истории и культуре Латинской Америки, по зарубежной историографии второй половины XX века, культурологических и науковедческих дисциплин.

Апробация работы. Основные положения и выводы исследования нашли отражение в научных публикациях и докладах на итоговых научных конференциях КГУ (2003, 2004, 2005), на Научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов «Наука - 2001 (Казань, 2001), на Всероссийской научной конференции молодых ученых «Культурология традиционных сообществ» (Омск, 2001), на Всероссийской научной конференции «Историки в поиске новых смыслов» (Казань, 2003), на Всероссийской научной конференции молодых латиноамериканистов «Ибероамериканский мир глазами молодых ученых» (Москва, 2006), на Всероссийской научной конференции «Историческое знание: теоретическое основание и коммуникативные практики» (Казань, 2006) и др. Отдельные материалы диссертации были представлены и обсуждены в исследовательском проекте, посвященном 45-летию Института Латинской Америки РАН (Москва, 2006) и прошли апробацию на курсах повышения квалификации «Социология культуры и искусства» (Казань, май 2006). Диссертационное исследование обсуждалось на заседаниях кафедры истории древнего мира и средних веков КГУ. Содержание исследования отражено в 7 публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Диалог культур и становление латиноамериканской культурно-исторической идентичности в интерпретации л. Сеа icon«Диалог культур» (В. С. Библер, сю. Курганов) Курганов Сергей Юрьевич
В технологии «Диалог культур» сам диалог предстаёт не только как средство обучения, а как сущностная характеристика технологии, определяющая...

Диалог культур и становление латиноамериканской культурно-исторической идентичности в интерпретации л. Сеа iconЛитература как способ самоидентификации (к вопросу о сущности и специфике...
Вследствие этого, а также учитывая возрастающее влияние глобализации и стирание культурных границ, вопрос определения идентичности...

Диалог культур и становление латиноамериканской культурно-исторической идентичности в интерпретации л. Сеа iconПрограмма ХI всероссийской научной конференции «Русская литература:...
Мы рады приветствовать Вас на Одиннадцатой Всероссийской научной конференции «Дергачевские чтения – 2014. Русская литература: типы...

Диалог культур и становление латиноамериканской культурно-исторической идентичности в интерпретации л. Сеа iconЦелью изучения дисциплины «История мировой и отечественной культуры»...
Опорной структурной единицей является локальная цивилизация, а также культурно-этнографическая общность

Диалог культур и становление латиноамериканской культурно-исторической идентичности в интерпретации л. Сеа iconИсторическая память на Украине: вчера, сегодня, завтра
Украины, его идентичности, но и в интересах правящих политико-деловых кругов. Отказ от этнонационалистической политики исторической...

Диалог культур и становление латиноамериканской культурно-исторической идентичности в интерпретации л. Сеа iconКонкурс проектных работ школьников по английскому и русскому языкам «Прорыв: диалог культур»
Актуальные проблемы лингвистики, литературоведения, лингводидактики: через знания к лидерству

Диалог культур и становление латиноамериканской культурно-исторической идентичности в интерпретации л. Сеа iconГражданское образование дошкольников Проект «Диалог культур» (вместе дружная семья)
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию дружественных народов России и Украины

Диалог культур и становление латиноамериканской культурно-исторической идентичности в интерпретации л. Сеа iconКультурно-просветительская деятельность библиотек Оренбуржья
Перемены в современном обществе и культуре способствуют изменению роли библиотеки, расширению культурно-просветительской деятельности,...

Диалог культур и становление латиноамериканской культурно-исторической идентичности в интерпретации л. Сеа iconПримерные темы для подготовки сообщений и докладов
Язык как средство хранения культурно-исторической информации. Страницы истории литературного языка

Диалог культур и становление латиноамериканской культурно-исторической идентичности в интерпретации л. Сеа iconОдно сердце – две Родины
Урской области. Это первая встреча с представителями национальных культурных объединений из цикла «Диалог культур», запланированных...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск