Учебно-методический комплекс дисциплины






НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/4
Дата публикации27.07.2015
Размер0.6 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
h.120-bal.ru > Журналистика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ФТД.4. История педагогической мысли и СМИ
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

030601 Журналистика

Утверждено на заседании кафедры

культурологии и

межкультурной коммуникации, теории языка

и журналистики

факультета филологии, журналистики и

межкультурных коммуникаций

(протокол № 2 от 12.09.2012г.)
Зав. кафедрой

______________________________ (Иванищева О.Н.)

СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1. Автор программы:

Бакула В.Б., старший преподаватель кафедры культурологии и межкультурных коммуникаций, теории языка и журналистики
1.2. Рецензенты:

Вагинова Л.С., доктор культурологии, профессор Мурманского государственного гуманитарного университета

Сапрыкин В.П., директор Мурманского областного краеведческого музея, к.п.н., доцент

1.3. Пояснительная записка
Целью курса является: изучение истории педагогической мысли и процесса развития русской печати как культурного наследия, их роли в идейно-политической и литературной борьбе разных эпох.

Задачи курса:

- ознакомить студентов с историей возникновения и развития основных научно-педагогических направлений и концепций,

- вооружить их знаниями о лучших (мировых и отечественных) достижениях выдающихся мыслителей различных эпох и народов в области теории и практики обучения и воспитания;

- изучить закономерности развития отечественной печати, радио, телевидения и основных направлений и достижений;

- познакомить с деятельностью выдающихся российских публицистов, радиожурналистов и тележурналистов.
Требования к знаниям и умениям студентов. В результате изучения курса «История педагогической мысли и СМИ» студент должен

знать:


  • Истоки развития педагогических идей

  • Предмет, функции, источники истории педагогики и образования, взаимосвязь истории педагогики с другими областями научных знаний; учёных – историков педагогики и образования;

  • основные историко-педагогические факты, даты из истории педагогики и образования, особенности воспитания и образования в странах Западной Европы, США, России в различные периоды истории культуры Средневековья, Возрождения, Нового, Новейшего времени;

  • истоки гуманистических идей педагогики;

  • авторские педагогические идеи и концепции различных представителей педагогической мысли прошлого;

  • основные тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

  • типологические черты журналистики различных эпох;

  • - положительный и отрицательный опыт развития журналистики;

  • - видовое разнообразие газетно-журнальных изданий;



уметь:

  • анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать и систематизировать простейшие историко-педагогические факты, делать обоснованные выводы об их причинах, взаимосвязях, последствиях, выявлять главное; осуществлять исторический подход в изучении педагогических явлений

  • -устанавливать связь исторических событий и развития журналистики;

  • - определять перспективы развития печати;

  • - хранить традиции отечественной журналистики;

  • - аргументировать выводы;

  • - хранить чистоту русского языка.

  • - устанавливать связь исторических событий и развития журналистики;

  • - определять перспективы развития печати;

  • - хранить традиции отечественной журналистики;

  • - аргументировать выводы;

  • - хранить чистоту русского языка.


Учебный курс «История педагогической мысли и СМИ» тесно связан с учебными дисциплинами «Введение в теорию журналистики», «Теория литературы», «История литературы» и другими.

Программа к курсу составлена на основе государственного образовательного стандарта по специальности 030601 «Журналистика».

При подготовке программы использовались следующие учебные материалы: Константинов Н.А. История педагогики: Учебное пособие для студен­тов педагогических институтов.   М., 1982; Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 603 с.; Поздняков А. Н. История педагогики и образования за рубежом и в России: Учебное пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 143 с.; История педагогики : учеб. пособие / В.А. Капранова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Новое знание, 2005. — 240 с.; Гагаев А.А., Гагаев П.А. Русские философско-педагогические учения XVIII-XX веков, 2002; Иванов Е.В. История образования и педагогической мысли: Учебно-методические рекомендации к семинарским занятиям.- Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 52 с.

Есин, Б. И. История русской журналистики (1703−1917) : учебно-методический комплект / Б. И. Есин. − 2-е изд., испр. − М. : Флинта : Наука, 2001. − 464 с.; Кузнецов, И. В. История отечественной журналистики (1917−2000) : учебный комплект / И. В Кузнецов. − 2-е изд. − М. : Флинта : Наука, 2003. − 640 с.; Овсепян, Р. П. История новейшей отечественной журналистики: февраль 1917 − начало XXI в. : учеб. пособие / Р. П. Овсепян ; под ред. Я. Н. Засурского . − 3-е изд., доп. − М. : Изд−во Моск.ун−та : Наука, 2005. – 352 с. и другие.
1.4. Извлечение из ГОС ВПО специальности

Не предусмотрено
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы





п/п


Шифр и наименование специальности


Курс


Сем.


Виды учебной работы в часах

Вид

итогового

контроля

(форма отчетности)

Трудо-

емкость

Всего

ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

раб.




1

030601 «Журналистика»

3

5

90

30

20

10




60

зачёт



1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1.Разделы дисциплин и виды занятий. Примерное распределение учебного времени.


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛАБ.

Сам.раб.

1

Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения

8

2







6

2

Развитие образования и педагогической мысли в Западной Европе XVII – начала XXI вв.

10

2

2




6

3

Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XX в.

10

2

2




6

4

Основные направления развития российской педагогической мысли в XX в.

12

4







8

5

Педагогическая мысль конца XX – начала XXI вв.

10

2

2




6

6

Возникновение и развитие русской журналистики в XVIIIв.

8

2







6

7

Журналистика, публицистика и литературная критика XIX в.

10

2

2




6

8

Отечественная журналистика XX в.

10

2







8

9

Отечественные СМИ на современном этапе: проблемы и перспективы.

12

2

2




8




Итого

90

20

10




60



1.6.2. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения

История педагогики и образования как область научного знания.

Воспитание, образование и зарождение педагогической мысли в Древнем Мире

Основные факторы, обусловившие происхождение воспитания. Основные формы воспитания в условиях первобытнообщинного строя. Отделение умственного образования от трудового и физического и возникновение организованных форм воспитания и обучения.

Становление педагогических традиций в цивилизациях Древнего Востока. Педагогика Конфуцианства. Ведическая воспитательная система древней Индии. Развитие педагогической мысли в Ближневосточных цивилизациях. Возникновение первых школ и педагогической мысли.

Роль Византии в развитии педагогической мысли и образовательной практики христианских цивилизаций. Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии. Становление и сущность христианской педагогической традиции. Традиции религиозного и светского образования. Педагогическая мысль Западной Европы (Августин Аврелий, Фома Аквинский, Пьер Абеляр). Схоластика. Рыцарское воспитание. Возникновение первых университетов.

Истоки гуманистических идей педагогики. Гуманистическая философско-педагогическая мысль и образовательные модели в эпоху Возрождения. Человек в системе ценностей возрожденческого гуманизма. Педагогические воззрения М. Монтеня, Ф. Рабле, Э. Роттердамского, Т. Мора и др. Образовательные модели в эпохи. Возрождение античных традиций.
Тема 2. Развитие педагогической мысли в Западной Европе XVII – начала XXI вв.

Развитие педагогической мысли в Европе в период Нового времени.

Общая направленность педагогических поисков в Западной Европе XVII в. Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знаний. Я. А. Коменский и становление педагогической науки. Педагогическая концепция Д. Локка. Со­держание и методы воспитания и образования джентльмена. Проект орга­низации школ для детей трудящихся. Д. Локк и дальнейшее развитие педа­гогической теории и практики.

Нарастание кризиса образования в странах Западной Европе в XVIII в. Французские просветители о проблеме места и роли воспитания в становлении человека (К. А. Гельвеций, Д. Дидро).

Концепция естественного об­щечеловеческого воспитания Ж.-Ж. Руссо.

Развитие образования и педагогической мысли в Западной Европе конца XVIII – до 90-х гг. XIX в.

Становление массовой школы в странах Запада в конце ХVIII – середины XIX вв. Педагогические идеи и деятельность И.Г.Песталоцци. Идея развивающего обучения. Теория элементарного образования. Вклад Песталоцци в разработку дидактики и методики начального обучения детей. Влияние демократических идей Песталоцци на развитие педагогической теории и школьной практики.

Педагогическая теория И.Ф. Гербарта. Влияние И.Ф. Гербарта на дальнейшее развитие педагогической теории и практики.

Реформаторская педагогика в Западной Европе конца XIX   начала XX вв.

Основные течения реформаторской педагогики конца XIX   начала ХХ вв. в Западной Ев­ропе и США: трудовая школа и гражданское воспи­тание (Г. Кершенштейнер), экспериментальная педагогика (В.А. Лай, Э. Мейман), прагматическая педагогика в США (Д. Дьюи) и их последова­тели. Теория свободного воспитания (М. Монтессори). Вальдорфская педагогика. Влияние реформа­торской педагогики на практику массовой школы (Дальтон-план, метод проектов, комплексное обучение и др.).

Основные тенденции развития образования и педагогической мысли в странах Западной Европы и США в ХХ – начале ХХI вв.

Демократизация, гуманизация, дифференциация образования. Поиски новых подходов к обуче­нию: программированное обучение, технологизация процесса обучения, использование новейших технических средств, личностно-ориентированный подход к обучению и т.д. Развитие школы и просвещения в крупнейших странах Восточной Азии (Индия, Китай, Япония). Общие тенденции развития мировой педагогической науки и практики воспитания к началу XXI в.
Тема 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XX в.

Воспитание у восточных славян. Просвещение и воспитание в Киевской Руси. Влияние христианства на развитие образования в педагогической мысли. Возникновение первых школ.

Система семейно-сословного воспитания и развитие образования в Русском государстве. Развитие образования в XVII в. Возникновение греко-латинских и разноязычных школ. Славяно-греко-латинская академия и ее роль в развитии отечественного образования и педагогической мысли.

Просветительные реформы начала ХVШ в. Организация государственных светских школ (школа математических и навигацких наук, цифирные школы, горнозаводские школы и т.д.). Зарождение и развитие профессионального образования в России. Создание Академии наук и учебных заведений. Частное обучение. Возникновение сословных учебных заведений. Создание Московского университета.

Политика просвещенного абсолютизма в области воспитания и образования. Устав народных училищ 1786г. Деятельность Ф.И.Янковича. «Руководство для учителей на­родных училищ». Учительская семинария.

Образование и педагогическая мысль России в XIX в.

Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования, ее противоречивость. Устав учебных заведений, подведомственных университетам (1804 г.).

Устав гимназий и училищ (1828 г.). Наступление периода реакции в области народного образования.

Назревание кризиса системы школьного образования в России. Общественно-пeдагогическое движение 60-х годов XIX в., его содержание, основные формы и течения.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский.

Школьные реформы 60-70 гг. Развитие начальной школы. Классические и реальные гимназии. Новый университетский устав (1863г.).

Ведущие тенденции в образовательном процессе к концу XIX в. Земские начальные школы. Женское образование. Подготовка учителей.

Демократическая педагогика и ее главные представители (В.П.Вах­теров, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптеров).
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины (рупд) Учебно-методическое обеспечение...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «мировая экономика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «отечественная история»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «культурология»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «отечественная история»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «история мировой и отечественной культуры»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «философия»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «история отрасли»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «отечественная история»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Английская драма от Шекспира до Шеридана (дисциплина по выбору студента): Учебно-методический комплекс дисциплины. Ооп 050300. 62...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск