Пояснительная записка 3 8






НазваниеПояснительная записка 3 8
страница1/5
Дата публикации18.01.2015
Размер0.62 Mb.
ТипПояснительная записка
h.120-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 68 «Ромашка»

Описание системы работы

ЖУЙКОВОЙ НАТАЛЬИ АЛЕКСАНДРОВНЫ

воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного

вида № 68 «Ромашка»

по теме:

http://www.ozedu.ru/files/u1080/58478016_duym18.jpg

г.Нижневартовск, 2012г




Содержание:





Пояснительная записка


3 - 8

1.

Теоретико – методологические основы приобщения детей к народной культуре средствами декоративно – прикладного искусства.





1.1

Роль народного искусства как средство приобщения к народной культуре


9 - 10

1.2

Восприятие декоративно – прикладного искусства детьми дошкольного возраста


10 - 12

1.3

Особенности творческих проявлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности (декоративно – прикладного искусства).


13 - 14

2.

Технология поэтапного ознакомления детей младшего и среднего дошкольного возраста с декоративно – прикладным искусством.


15

2.1

Организация образовательной деятельности по приобщению детей к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства.


15 - 23

2.2

Создание предметно – развивающей среды по ознакомлению детей младшего и среднего возраста с декоративно – прикладным искусством.


24 - 26

2.3


Организация взаимодействия с родителями по ознакомлению детей младшего и среднего возраста с декоративно – прикладным искусством.


27 - 29

3.

Мониторинг оценки уровня представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста о народном декоративно – прикладном искусстве, степени овладения детьми декоративным рисованием.


30 - 35




Заключение


36




Список литературы


37




Приложения

38



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

"… Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Е.Флерина.

"мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний".

Д.С. Лихачев

Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров, для которого характерно нарушение духовного единства общества, смена жизненных приоритетов молодежи, разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В России данный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием моральных норм и установок западных форм жизни.

По оценке философов и культурологов, в настоящее время все более обостряется противоречие в системе трансляции культурного опыта, что выражается в рассогласовании цели и средства, слова и чувства, мотива и поступка. В результате современная культура теряет индивидуально-личностные черты и национально-этническую самобытность, а человек утрачивает ценностные ориентиры, смысл жизни и чувство базового доверия к окружающему миру (А.Г. Асмолов, A.A. Оганов, А.Б. Орлов, Э. Эриксон). Выход из этого кризиса видится в возвращении к фундаментальным ценностям народной культуры, творимой народом в процессе жизнеустройства и созидательного труда.

Народная культура - феномен многогранный, многоаспектный, это - не столько мир предметов и связанных с ними обычаев, сколько мир вневременных по своей значимости идей, создающих целостное миросозерцание и миропонимание, наиболее значимой чертой которого является духовность. Не случайно немецкий философ В. Шубарт писал о том, что русский народ обладает теми душевными качествами, которых нет ни у одного из европейских народов. Запад подарил человечеству самые совершенные виды техники, связи и государственного устройства, но лишил его духовности. Основная задача отечественной педагогики искусства сегодня состоит в том, чтобы найти оптимальные пути эстетического воспитания детей, основанные на духовных ценностях народной культуры, и разработать эффективные способы их включения в систему образования на всех его уровнях, начиная с дошкольного.

Уже в дошкольном детстве ребенок способен «присвоить» те человеческие мысли, чувства, идеалы, то отношение к жизни, которое выражено и опредмечено в народном искусстве (A.B. Бакушинский, H.A. Ветлугина, Е.И. Флерина). Успешность приобщения ребенка к культуре обусловливается способами восприятия мира, направленными на познание и самостоятельное создание художественной формы как универсальной способности.

Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство. Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые ритмы, мажорные чувства, позитивные идеи. Они в вещной (материализованной) художественной форме воплощают извечные духовные ценности - коллективизм, правдолюбие, бескорыстие, доброта, толерантность, открытость и душевность, что способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, наделенных чувством гражданской ответственности и свободы. В свою очередь, народная игрушка воплощает образы, близкие жизненному опыту детей, благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости, доступности исполнительской техники, интерактивному игровому характеру. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка.

Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Это художественное наследие сохраняется, развивается и передается от поколения к поколению в процессе художественно-эстетического и духовно-нравственного воспитания (H.A. Ветлугина, Н.С. Карпинская, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, А.П. Усова).

Актуальность данной темы побудила меня провести работу по выявлению уровня развития детей в данном направлении. Так, наблюдение за детьми своей группы (средний возраст) в продуктивной деятельности показало, что дети проявляют низкий интерес к предметам декоративно-прикладного искусства, у детей низкий уровень знаний о характерных особенностях видов декоративной живописи; у детей отмечаются слабые навыки в создании выразительных узоров, отсутствует чувства формы, ритма.

Анализируя причины полученных результатов, изучив подходы реализуемой в ДОУ программы «Из детства – в отрочество» столкнулись с тем, что задача по приобщению детей к народной культуре через ознакомление с декоративно-прикладным искусством ставится уже на ступени младшего дошкольного возраста.

Однако, несмотря на это в программе не представлены методы, приемы и технологии работы по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством, в т.ч. народными игрушками. Народные игрушки зачастую используются лишь в качестве предметов интерьера группы, выступают лишь иллюстрацией для работы детей по образцу, без проникновения в сущность народного искусства и процесса его создания. Все это позволило выявить противоречие между высоким педагогическим потенциалом народного декоративно-прикладного искусства и отсутствием педагогической технологии, направленной на приобщение детей младшего и среднего дошкольного возраста к духовным ценностям народной культуры.

Поиск адекватных путей разрешения данного противоречия составляет основу моей работы.

Целью моей работы: создание оптимальных условий для приобщения детей младшего и среднего дошкольного возраста к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства.

В соответствии с целью работы были выдвинуты следующие задачи:

  1. создать развивающую среду, способствующую формированию у детей эмоциональной отзывчивости, интереса к образцам русского народного декоративно - прикладного искусства, изобразительной деятельности, развитию детского творчества;

  2. разработать поэтапную технологию ознакомления детей младшего и среднего возраста с декоративно-прикладным искусством, как средства приобщения к народной культуре;

  3. формировать обобщенные знания и умения: понимание детьми характерных особенностей изделий народных промыслов, освоение характерных элементов; умения создавать выразительные узоры, развивать чувства формы, цвета, кмопозиции;

  4. осуществлять взаимосвязь народного декоративно - прикладного искусства с устным фольклором.

  5. повышать педагогическую просвещенность родителей о роли декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей.

Ожидаемые результаты:

Реализуя поставленные цели и задачи планируется достигнуть следующих результатов:

  1. будут созданы методические, материально-технические условия для ознакомления детей младшего и среднего возраста с народным декоративно-прикладным искусством;

  2. повысится интерес у детей к образцам русского народного декоративно - прикладного искусства, продуктивной деятельности .

  3. показатели высокого и среднего уровня развития умений и навыков в декоративном рисовании у детей составит не менее 60%.

Новизна данной работы заключается в том, что:

Для достижения поставленной цели спроектирована педагогическая технология, позволяющая наиболее доступными средствами знакомить детей младшего и среднего возраста с декоративно-прикладным искусством на всех уровнях (восприятие-исполнительство-творчество).

- представленная работа составлена с учетом принципа интеграции, который позволяет совместить в решении задач приобщения детей младшего и среднего дошкольного возраста к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства разных видов деятельности (изобразительной, художественно-речевой, музыкально-эстетической) с использованием народного фольклора.

- в данной работе разработан и представлен педагогический мониторинг оценки уровня представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста о народном декоративно-прикладном искусстве (народная игрушка), степени овладения детьми декоративным рисованием, проявлении самостоятельности и детского творчества.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ

В основу реализации данной технологии положены следующие принципы:

принцип культуросообразности реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении.

принцип личностно-ориентированного общения – личностно-ориентированный подход в воспитании, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания; в процессе общения педагог выступает как активный соучастник творческой деятельности; партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, репродукции и т.д.;

принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно. чтобы дети осваивали умения и навыки постепенно (от простого к сложному);

принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремится к достижению результата;

принцип интеграции позволяет осуществлять образовательную работу с детьми на основе тематического единства изобразительной деятельности с познавательно-речевой деятельностью.

принцип целостности предполагает соблюдение единства обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;

принцип деятельностного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности.

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

http://dymka.teploruk.ru/resize/?wr=619&h=410&file=/netcat_files/200/147/32a3cf36db957147a89f1276936e143b


    1. «Роль народного искусства как средство приобщения к народной культуре».

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

Исследователи народного искусства Комарова Т.С., В.Н.Василенко, Грибовская А.А., Н.П. Сакулина, Е.А.Флерина и др. отмечают значение искусства для разностороннего развития человека. Источниками народного творчества являются родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта. Быт и традиции народа дети узнают, рассматривая дымковские глиняные расписные игрушки, сделанные заботливыми руками мастеров; деревянную посуду из липы, расписанную мастерами из Хохломы; богородские игрушки, вырезанные богородскими мастерами - игрушечниками из дерева.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно – прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа. Условность образа, нацеленность на типическое, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя – эти качества народного декоративно –прикладного искусства присущи и творчеству детей, но, и в отличие от детского творчества, в народном искусстве это не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция. Детям же предстоит еще осознать, принять как эстетический идеал совершенство кажущейся простоты формы в дымковской игрушке, сочетание цвета в городецкой росписи, композиционные основы хохломского узора, изящество синего, голубого и белого в гжельской росписи.

Народное искусство, включая все его виды, также обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является. Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни, о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает; учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты; испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов; проникаются уважением к народному мастеру, создавшему произведения декоративно - прикладного искусства; стремятся самим научиться создавать прекрасное.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка 3 8 iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой

Пояснительная записка 3 8 iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены

Пояснительная записка 3 8 iconПояснительная записка Пояснительная записка Актуальность и значение...
«История России» является дисциплиной базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла

Пояснительная записка 3 8 iconПояснительная записка 4 тематический план учебной дисциплины 7 материалы...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены

Пояснительная записка 3 8 iconПояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории
Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л....

Пояснительная записка 3 8 iconКалендарно-тематическое планирование курса «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс
«Всеобщая История». Пояснительная записка Класс – Количество часов в неделю – 2, в год – 25. Учебник – «Новейшая история» 9 класс....

Пояснительная записка 3 8 iconРабочая программа учебного курса «История»
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории. Истории Нового...

Пояснительная записка 3 8 iconПояснительная записка к проекту первой редакции сниП 23-01-99 строительная...
Пояснительная записка к проекту первой редакции сниП 23-01-99 строительная климатология

Пояснительная записка 3 8 iconПояснительная записка статус документа

Пояснительная записка 3 8 iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу «Новая история....
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Новая история. Конец XV-XVIII в в.» 7 класс






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск