Методические рекомендации к краевому родительскому собранию «Семья и школа: культурно исторические ценности семьи как вектор воспитания молодого поколения»






Скачать 323.74 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к краевому родительскому собранию «Семья и школа: культурно исторические ценности семьи как вектор воспитания молодого поколения»
страница1/3
Дата публикации12.06.2015
Размер323.74 Kb.
ТипМетодические рекомендации
h.120-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3
Методические рекомендации

к краевому родительскому собранию

«Семья и школа: культурно – исторические ценности семьи

как вектор воспитания молодого поколения».

«Культура – это свод нравственных, моральных,

этических ценностей, составляющих основу

национальной самобытности, один из

ключевых символов российской государственности

и исторической преемственности, то,

что объединяет нас с другими странами и народами мира».
В. В. Путин

(Заседание Совета по культуре и искусству)

По инициативе Совета Федерации и Министерства культуры Российской Федерации 2014 год объявлен в России Годом культуры. Поддержав эту инициативу, Президент Российской Федерации В. В. Путин издал указ № 375 от 22.04.2013 г. о проведении Года культуры в России. Это решение должно привлечь внимание общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире. Социальный мир XXI века требует осмысления, связанного со сменой вектора общественного развития, норм и ценностей, уклада жизни. Поэтому на современном этапе развития российского общества правительство, семья, система образования, социум должны уделять больше внимания формированию у молодежи духовности, ценностных ориентиров, гражданственности, т.к. от этого зависит нравственное здоровье государства, будущее всей страны.

Многочисленные глобальные проблемы современности (рост напряженности в межличностных отношениях, между человеком и природой, распространение терроризма, рост преступности среди молодежи и др.) связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей. И в то же время, наряду с этими негативными явлениями, для современной России характерны процессы возрождения национальных культур, оживления традиций и духовных основ жизни народов. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.). Национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Образовательное пространство функционирует в тесном сотрудничестве с семьями своих воспитанников. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству семьи, семейным традициям, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую нравственную основу.

В новых комплексных программах в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Национальной и краевой стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Концепции государственной семейной политики на период до 2025 года утверждены и реализуются мероприятия направленные на укрепление и развитие социального института семьи, социальной поддержки материнства и детства, охраны репродуктивного здоровья, улучшения качества жизни и здоровья детей-инвалидов, осуществления государственной поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уделяется большое внимание проблемам нравственного, культурного, патриотического духовного воспитания детей.

Актуальность темы 14 краевого родительского собрания «Семья и школа: культурно – исторические ценности семьи как вектор воспитания молодого поколения» заключается в том, что воспитание у подрастающих поколений россиян устойчивых нравственных убеждений на основе традиционных исторических, духовных, культурных ценностей российских народов позволит обеспечить успешное социальное развитие России в XXI веке, сохранить социальный институт семьи, укрепить Российское государство, его авторитет в международном сообществе. Перед Россией стоит важнейшая задача - реализовать огромный духовно-нравственный потенциал, накопленный за всю историю существования государства, для решения проблем в различных сферах жизни общества. События в Украине подтверждают убежденность, что нравственное воспитание детей и молодежи – важнейшая проблема национальной безопасности России. Президент России В. В. Путин настойчиво и последовательно ставит вопросы нравственности, нравственного выбора, гражданственности, патриотизма в ежегодных посланиях Федеральному Собранию на первые места. Без опоры на тысячелетние традиции России нам не возродить страну, её национальную самобытность.

Настоящие рекомендации содержат краткую теорию по вопросам целенаправленного формирования высоконравственной, гармонично развитой личности. Материалы и рекомендации адресованы участникам районных (городских) родительских собраний, а также Управляющим и Попечительским советам, родительским комитетам.

Основные понятия.

Для раскрытия вопроса воспитания молодежи на культурно-исторических, традиционных, патриотических примерах необходима единая трактовка понятий «государственная семейная политика», «семья», «культура», «традиция», «ценность», «патриотизм». Эти термины определяются средствами понятийного аппарата философской, эстетической, педагогической, психологической, богословской и других наук.

Государственная семейная политика – система целей, задач, принципов, приоритетов и мер, направленных на укрепление, развитие и защиту института семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение и восстановление традиционных семейных ценностей, повышение социальной роли семьи в жизни общества и стратегии развития России.

Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Культура (от латинского «cultura» «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание») – исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура – это весьма сложная, многоуровневая система. Структура культуры является одной из сложнейших в мире. С одной стороны, это уже накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино. С другой стороны, это «живая» (т.е. сиюмоментная, сегодняшняя) человеческая деятельность.

Семейные ценности (также традиционные семейные ценности) — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.[

Традиция (от латинского «предание», обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Родословная – история рода. Родословной человека занимается наука генеалогия (в переводе с греческого языка означает «родословная»).

Патриотизм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям.

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы

Традиции и обычаи русской семьи.

В наше время существуют самые разные методики воспитания детей. Монтессори и Вальдорфские детские сады и школы, метод Зайцева, Щетинина, раннее развитие по Масару Ибука... Выбор за родителями. Однако когда-то методик и вовсе не было, дети росли без Спока и Ушинского. Как же воспитывали детей наши далекие предки?

Девочек и мальчиков воспитывали по-разному. Мальчика - как будущего война, защитника и кормильца, а девочек, как будущих матерей, хранительниц домашнего очага. Детей одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка девочки - из рубахи матери. Считалось, что таким образом ребенок будет защищен обереговой родительской силой.

Девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу, это символизировало объединение жизненных сил Миров Яви, Нави и Прави. Коса располагалась вдоль позвоночника и считалось, что все светлые Bceленские силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют тело, Душу и Дух девушки особой жизненной силой, подготавливая ее к будущей Священной миссии материнства. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала через волосы, собранные в косы, жизненные Вселенские силы не только для себя, но и для будущего peбенка.

Древнерусские женщины, особенно из царских и княжеских семей знали "инемние" (иностранные) языки, азы геометрии, арифметики, астрономии, медицины. Воспитывая детей, они старались передать им свои знания. Так, "до излиха вкусившей мудрости книжной" назвал летописец Ксению Юрьевну, дочь князя тарусского, мать и воспитательницу князя Михаила Тверского. Янка, или Анна Всеволодовна (XII век), княгиня киевская, обучала «младых девиц» «писанию, також и ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети трудолюбие». В старых сказках и былинах положительный герой всегда умен, воспитан и образован, а злодей, напротив, груб и невежествен. Даже при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им образование.

Семьи на Руси были большими, жили целыми родами. Иерархия отношений соблюдалась очень строго. Бесспорный авторитет отца был закреплен в сознании людей настолько, что считалось: если мужчина "не воспитывает" (то есть не порет) домочадцев, то он пренебрегает своими обязанностями и достоин всяческого осуждения. Детям предписывалось с благодарностью принимать наставления родителей и ни в коем случае не противиться им. Так, сын вообще не принимался отцом и другими взрослыми мужчинами как советчик, пока у него не появлялась борода. Тем не менее, особой гордостью для князей был обряд посажения сына на коня. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше, в два-три года. Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он вырастет. Юноши в 12 лет получали по два меча – это означало, что за 9 лет они должны в совершенстве овладеть боевыми приёмами владения мечами и стать воинами, защитниками своего рода.

Русские пословицы, поговорки, и иные источники позволяют утверждать, что воспитание, обучение, знание весьма ценились на Руси. «Детушек воспитать - не курочек пересчитать», «Дай бог вспоить, вскормить, на коня посадить (а если дочь, за пряслицу посадить)», "Учить - ум точить", "Ученье в детстве - как резьба по камню", "Гни деревце, пока гнется, учи дитятку, пока слушается". Археологами найдено множество берестяных грамот, на которых учились писать наши предки: дети тренировались изображать отдельные буквы, потом запоминали всю азбуку, затем они писали слова. Иногда родители чувствовали, что их ребенок очень талантлив и смышлен, и потому знаний, полученных в семье, ему явно недостаточно. Такого малыша отдавали в учение к человеку, владевшему книжной премудростью. Это своеобразное "высшее образование" от современного оно отличалось тем, что у наставника был только один ученик, а значит, все знания, весь свой опыт учитель стремился вложить в сознание одного человека.

Семейные традиции русского народа – наиболее интересная часть истории и культуры Российского государства, которая знакомит нас с опытом наших предков. Семейные традиции России никогда не обходились без науки генеалогии: было стыдно не знать родословную, а самой обидным прозвищем считалось «Иван, не помнящий родства». Составление подробной родословной, своего фамильного дерева являлось неотъемлемой частью традиций каждой семьи. Когда появились фотоаппараты, люди стали составлять, а потом и хранить семейные альбомы. Этот обычай успешно дошел и до наших дней – наверное, у большинства имеются старые альбомы с фотокарточками дорогих сердцу родных, может быть, уже ушедших из жизни. Чтить память своих родственников, поминать тех, кто покинул этот мир, тоже относятся к исконно русским традициям, равно как и постоянная забота о престарелых родителях. Давней русской традицией можно назвать и передачу вещей, принадлежащих далеким (и не очень) предкам, своим потомкам. Например, прабабушкина шкатулка или прадедушкины часы – семейные реликвии, которые хранятся долгие годы в укромном уголке дома… История вещей становится не только достоянием отдельно взятой семьи, но и историей народа и всей Родины в целом. Существует также прекрасный обычай называть ребенка в честь кого-нибудь из членов семьи (есть так называемые «семейные имена»). Кроме того, нашей уникальной традицией считается присвоение отчества. Когда малыш рождается, он тут же получает часть имени рода по «прозванию» своего отца. Отчество отличает человека от тезки, проливает свет на родство (сын-отец) и выражает почтение. Называть кого-то по отчеству – значит, быть с ним вежливым. Имя может даваться и по церковным книгам, святцам, в честь святого, которого чествуют в день рождения ребенка. А вот семейные традиции, примеры которых в настоящее время практически не найти, это старинные профессиональные династии: потомственных пекарей, кондитеров, сапожников, плотников, священников. И, конечно же, самыми любимыми являются семейные праздники, поскольку все еще сильны в нас традиции древнерусского застолья. На Руси к приему гостей готовились загодя, тщательно убирая не только дом, но и двор. Всех входящих гостей встречали хлебом-солью, затем выходила хозяйка, кланялась всем в пояс, а гости отвечали ей тем же. Потом все садились за общий стол, хором пели песни, а хозяева угощали всех своими яствами (каша, щи, рыба, дичь, рыба, ягоды, мед)… Стоит отметить, что для сервировки стола использовались скатерти, полотенца и посуда, хранимые в сундуках и буфетах для торжественных случаев. Любопытно, что многие современные хозяйки соблюдают некоторые обычаи из давних времен…
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к краевому родительскому собранию «Семья и школа: культурно исторические ценности семьи как вектор воспитания молодого поколения» iconКультурно-исторические ресурсы Приморского края как фактор развития туризма
В статье рассматриваются культурно-исторические ресурсы как основа для развития туризма в Приморском крае. Анализируются факторы,...

Методические рекомендации к краевому родительскому собранию «Семья и школа: культурно исторические ценности семьи как вектор воспитания молодого поколения» iconМодель нравственно-этического воспитания в мбоу «Космодемьянская сош»
Концепция «Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», содержание фгос второго поколения, «Послание...

Методические рекомендации к краевому родительскому собранию «Семья и школа: культурно исторические ценности семьи как вектор воспитания молодого поколения» icon«Есть такая профессия «Родину защищать» (история семьи Юшковых)» Автор работы
Данная работа является результатом исследованием архива семьи Юшковых-Яровых и составлением генеалогического древа. Важно сохранять...

Методические рекомендации к краевому родительскому собранию «Семья и школа: культурно исторические ценности семьи как вектор воспитания молодого поколения» iconКлассный час «Семья и семейные ценности»
Написание сочинений учащимися по темам: «Моя семья», «Династии», «Кем я могу гордиться в своей семье», «Наши имена»

Методические рекомендации к краевому родительскому собранию «Семья и школа: культурно исторические ценности семьи как вектор воспитания молодого поколения» iconМетодические рекомендации адресованы руководителям школ, учителям,...
Технологический подход к организации процесса гражданского образования и патриотического воспитания учащихся основной школы: методические...

Методические рекомендации к краевому родительскому собранию «Семья и школа: культурно исторические ценности семьи как вектор воспитания молодого поколения» iconТема: История Отечества
Цель: Обусловлена потребностью современного общества воспитания убеждений, получения социально-значимых знаний и навыков, что формирует...

Методические рекомендации к краевому родительскому собранию «Семья и школа: культурно исторические ценности семьи как вектор воспитания молодого поколения» icon«Семья-радуга» Материалы для проведения урока в рамках Года семьи 2008 Искитим
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 города Искитима Новосибирской области

Методические рекомендации к краевому родительскому собранию «Семья и школа: культурно исторические ценности семьи как вектор воспитания молодого поколения» iconМетодические рекомендации в помощь работникам учреждений культурно-досугового...
Под учреждением культурно-досугового типа понимается организация, основной деятельностью которой является представление населению...

Методические рекомендации к краевому родительскому собранию «Семья и школа: культурно исторические ценности семьи как вектор воспитания молодого поколения» iconМетодические рекомендации по формированию и реализации системы антикоррупционного...
И. В. Сафронова, к и н., зав лабораторией социализации и воспитания, дополнительного образования гаоу дпо «иро рт»

Методические рекомендации к краевому родительскому собранию «Семья и школа: культурно исторические ценности семьи как вектор воспитания молодого поколения» iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению празднования...
Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь работникам культурно-досуговых учреждений при планировании,...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск