Концепция библиотечного обслуживания детей в россии москва 2013 г






Скачать 345.74 Kb.
НазваниеКонцепция библиотечного обслуживания детей в россии москва 2013 г
страница1/3
Дата публикации23.07.2015
Размер345.74 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3


ПРОЕКТ


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
«РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА»


КОНЦЕПЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ

Москва

2013 г.

Содержание

Преамбула

  1. Общие положения

  2. Миссия, цели и задачи библиотечного обслуживания детей

  3. Современная система обслуживания детей в Российской Федерации

  4. Нормативно-правовое регулирование деятельности библиотек, обслуживающих детей

  5. Детская библиотека как пространство чтения, коммуникаций и дополнительного образования

  6. Библиотечное обслуживание детей со специальными потребностями

  7. Сохранение, пополнение фонда детских библиотек Российской Федерации и формирование Национальной электронной библиотеки детской книги

  8. Информатизация детских библиотек и обеспечение безопасности детей в библиотечно-информационном пространстве

  9. Научно-исследовательская и научно-методическая деятельность

  10. Развитие кадрового потенциала

  11. Материально-техническое обеспечение библиотек, обслуживающих детей

  12. Ресурсное обеспечение реализации Концепции

  13. Ожидаемые результаты реализации концепции


Преамбула
Дети – будущее страны, ее главный человеческий капитал. Для того чтобы интеграция России в сообщество развитых стран была успешной, уже сегодня надо заботиться не только о демографии и выживании детей, но и об интеллектуальном потенциале новых поколений.

Сегодня у детей в России есть союзник в лице российских детских библиотек. На протяжении жизни нескольких поколений складывалась национальная сеть детских библиотек, выстраивалась система культурных, информационных, образовательных и социальных составляющих модели библиотечного обслуживания детей.

На сегодняшний день детские библиотеки повсеместно – практически единственные специализированные доступные бесплатные учреждения культуры для детей, их родителей и тех, кто о детях заботится. Это уникальный социальный институт, равно необходимый как отдельному индивидууму, так и обществу в целом. Уровень благосостояния библиотек – наглядная демонстрация степени экономического благополучия государства и зрелости общества.

В последние годы происходит децентрализация государственного управления культурой и ее компоненты – библиотечной сферы. Региональные и муниципальные власти в целях оптимизации бюджетных расходов на содержание публичных библиотек объединяют детские библиотеки с юношескими или библиотеками для взрослых. Библиотечное обслуживание детей из специализированного и приоритетного становится второстепенной задачей библиотек для взрослых, что напрямую противоречит положению о необходимости «реализации системы мер по сохранению и развитию специализированных детских библиотек», сформулированному в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.

В условиях действующего законодательства, предписывающего соблюдать обозначенную пространственную изоляцию между детскими и взрослыми фондами в целях информационной безопасности ребенка, подобное объединение может привести к значительному сокращению детских библиотек и утрате национального позитивного опыта специализированного библиотечного обслуживания детей, доказавшего свою жизнеспособность и необходимость.

В то же время специфика культуры детства диктует необходимость построения особого библиотечного пространства, учитывающего возрастные и психологические особенности детей, существенно отличающиеся от потребностей взрослого человека и соответствующие духовным, исследовательским и познавательным потребностям ребенка.

Дети имеют право на свою суверенную территорию, спроектированную как открытая, саморазвивающаяся  система, способная к трансформации. Чтобы быть востребованной, библиотека для детей должна стать безопасным, комфортным, свободным пространством для неформального развития личности, чтения, образования, развивающей игры, творчества, общения и досуга, навигатором в цифровом мире.



  1. Общие положения


Права детей на информационное и библиотечное обслуживание закреплены в ряде документов, к числу которых, в первую очередь, относится Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации в сфере библиотечного дела.

Настоящая Концепция библиотечного обслуживания детей в России (далее – Концепция) призвана сформулировать основополагающие принципы социокультурной политики в сфере библиотечного обслуживания детей на федеральном, региональном уровне, а также на уровне муниципальных образований.

Концепция разработана в соответствии c общепризнанными нормами российского и международного права в области культуры, детства и библиотечной деятельности. В ней учитываются положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, где предусмотрена «реализация системы мер по сохранению и развитию специализированных детских библиотек».

Ключевое положение, на котором базируется Концепция - признание детей особой группой читателей, имеющей право на приоритетное библиотечно-информационное обслуживание. В свете стратегической цели развития Российской Федерации, которая сформулирована в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года как формирование инновационного, социально ориентированного типа экономического развития, дети являются важнейшим ресурсом человеческого потенциала России. Концепцией признается, что «ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры». Следовательно, библиотечное обслуживание детей, направленное на их социальное, интеллектуальное и иное развитие, должно рассматриваться как приоритетное направление деятельности отрасли культуры в целях развития человеческого потенциала страны.

Созданная в нашей стране система детских и детско-юношеских библиотек в настоящее время насчитывает 3397 специализированные детские библиотеки, из них 20 республиканских, 9 краевых и 45 областных детских библиотек. Специализированные детские библиотеки, составляя лишь 8,5% всех библиотек системы Министерства культуры Российской Федерации, обслуживают около 22% всех пользователей библиотек нашей страны.

Кроме специализированных библиотек обслуживанием детей занимаются библиотеки общеобразовательных учреждений - школ, лицеев, гимназий, а также 40820 публичных библиотек субъектов Российской Федерации.

Наличие разветвленной сети детских библиотек в России в определенной степени определяет ее имидж и культурный статус в мировом сообществе. Детская библиотека - часть государственной системы сохранения и передачи культурного наследия нации - служит инструментом улучшения качества жизни населения, является одним из факторов обеспечения стабильного и бесконфликтного развития общества.

За более чем столетнюю историю существования российские детские библиотеки сформировали уникальные фонды, накопили богатый опыт популяризации книги и приобщения детей к чтению. При этом данные библиотеки обладают не только обширными материалами, предназначенными для детей и подростков, но и специалистами, знающими педагогику и психологию, особенности организации информационно-библиотечного обслуживания детей и подростков.

Способствуя повышению образовательного уровня детей, библиотеки предоставляют широкие возможности для развития творческой, социально ответственной личности. Они остаются также практически единственными на сегодняшний день некоммерческими социально-ориентированными учреждениями культуры.

Концепция призвана описать действующую модель библиотечного обслуживания детей в библиотеках России, определить миссию, стратегические цели и приоритетные направления деятельности, пути, методы и средства достижения этих целей.

Цель настоящей Концепции – содействие развитию библиотечного дела и создание условий для эффективного функционирования библиотек, обслуживающих детей, в соответствии с запросами ребенка, общества и государства. Концепция направлена на усиление роли детских библиотек Российской Федерации как значимого ресурса развития общества, культуры и образования, на становление библиотечного дела как современной высокотехнологичной отрасли.

Концепция создается в момент происходящих в обществе глубоких политических, экономических, демографических и социально-культурных изменений, связанных с активным внедрением информационно-коммуникационных технологий, освоением новых методик использования гуманитарных ресурсов и повышением требований к качеству библиотечных услуг.

Концепция учитывает следующие важнейшие проблемы библиотечной

деятельности:

  • несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей библиотечную деятельность, которая не охватывает всего спектра существующих отношений, связанных со спецификой функционирования детских библиотек;

  • неотрегулированность финансового обеспечения библиотек в условиях рыночной экономики; бедность материально-технической базы библиотек, препятствующая эффективному решению задач по сохранению и популяризации ценностей чтения и приобщения к мировой культуре;

  • неравномерность развития библиотек различных территорий России, когда наряду с ведущими детскими библиотеками, работающими на уровне мировых стандартов, имеется множество библиотек, не соответствующих современным потребностям общества

  • отставание в освоении и внедрении детскими библиотеками новых технологий и практик; отсутствие мотивации к модернизации и внедрению инноваций в своей деятельности;

  • кризис кадрового обеспечения отрасли, связанный с несовершенством действующей системы подготовки и переподготовки библиотечных кадров, невысоким статусом и низкой оплатой труда библиотечных специалистов.

В процессе становления рыночной экономики прослеживается тревожащая тенденция слияния и сокращения сети специализированных детских библиотек. Так, за период с 2000 года сеть детских библиотек сократилась на 895 единиц. При этом процесс ускоряется: если за 2010 год потеря составила 42 библиотеки, то за 2011 - 108, за 2012г.- 301 детскую библиотеку. В этих условиях заметно возрастает роль поддержки государством не только функционирования, но и развития библиотек, обслуживающих детей, основные направления которого очерчивает Концепция.

В Концепции обозначены основные подходы, идеи и способы решения отмеченных проблем. Концепция исходит из того, что детские библиотеки участвуют в решении насущных задач общества, таких как:

  • повышение качества человеческого капитала, предоставление возможностей для развития личности ребенка через непрерывное образование и самообразование;

  • улучшение качества социальной среды, обеспечение доступа к национальным и мировым информационным ресурсам и культурным ценностям;

  • формирование национальной, региональной и локальной идентичности личности ребенка на основе исторического сознания и социальной ответственности;

  • формирование и внедрение ценностей и стандартов здорового образа жизни, социального доверия, толерантности, экологически ответственного поведения ребенка;

  • создание на основе ресурсов информационного и культурного наследия дополнительных источников для обеспечения устойчивого развития регионов; развитие межкультурного диалога.

Решение проблем, препятствующих развитию библиотечной деятельности, позволит детским библиотекам активнее участвовать в решении актуальных социальных проблем и способствовать сохранению и развитию интеллектуального и культурного наследия будущих поколений российских граждан.

Концепция составлена с учетом предыдущего текста (2011г.), Руководства для детских библиотек России (2009 г.), Руководства ИФЛА по обслуживанию детей до трех лет (2007 г.), Рекомендаций ИФЛА/ЮНЕСКО к Интернет-манифесту (2006 г.), Руководства для детских библиотек (2003 г.). В Концепции отражены предложения специалистов в области библиотечной деятельности и детского чтения, представителей профессиональных объединений, а также результаты общественного обсуждения вопросов развития библиотечного обслуживания детей на различных публичных мероприятиях.

Сроки реализации Концепции: 2014–2020 гг.
Миссия, цель и задачи библиотек,

обслуживающих детей
Миссия библиотек, обслуживающих детей – приобщение детей к ценностям мировой и отечественной культуры; удовлетворение потребностей в духовном и интеллектуальном росте, образовании и самообразовании; обеспечение равного доступа к информации; создание комфортных условий для творческого развития.

Основная цель библиотек, занимающихся обслуживанием детей – содействие успешной социализации подрастающего поколения путем предоставления широкого спектра качественных информационно-библиотечных ресурсов и услуг, в соответствии с их ожиданиями, возрастными и иными особенностями и потребностями.

Реализация намеченной цели предполагает решение библиотеками, обслуживающими детей, следующих задач:

  • стимулирование активности детских библиотек в сфере образовательной деятельности и на рынке досуговых услуг;

  • внедрение современных технологий и практик во все направления библиотечной деятельности;

  • выстраивание эффективной сети детских библиотек и развитие корпоративного взаимодействия;

  • формирование позитивного восприятия чтения у детей – посетителей библиотек;

  • формирование информационной культуры у детей;

  • повышение привлекательности и комфортности библиотек для детей;

  • обеспечение защищенного библиотечного и информационного пространства;

  • выработка профессиональных стандартов и критериев эффективности библиотечной деятельности;

  • укрепление материально-технической базы детской библиотеки;

  • совершенствование механизма кадрового обеспечения детской библиотеки;

  • развитие коммуникаций с образовательными и воспитательными институтами, работающими с детьми;

  • совершенствование нормативно-правовой основы библиотечной деятельности.


Современная система библиотечного обслуживания детей в Российской Федерации
В соответствии с федеральным законом «О библиотечном деле» пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уставами. (Ст.8.). Это библиотеки, принадлежащие двум ведомствам – Министерству образования и науки РФ и Министерству культуры РФ

Наиболее многочисленная сеть библиотек общеобразовательных учреждений находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. *

Библиотечное обслуживание детей осуществляют практически все библиотеки органов управления культурой всех уровней. В целом доля читателей-детей составляет до 35% от общего количества пользователей всех библиотек, а на селе их доля достигает 45%.

В настоящее время в России сложилась следующая система библиотечного обслуживания детей:

1. Самостоятельные детские библиотеки и централизованные детские библиотечные системы, имеющие статус юридического лица, в т.ч.:

  • государственная детская библиотека федерального уровня - Федеральное бюджетное учреждение культуры «Российская государственная детская библиотека»

  • государственные детские библиотеки субъектов РФ (республиканские, областные, краевые детские и детско-юношеские


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепция библиотечного обслуживания детей в россии москва 2013 г iconСправка о работе с юношеством в публичных библиотеках Самарской области в 2013 г
Современный, изменившийся мир, в котором существуют библиотеки, заставляет как практиков, так и ведущих специалистов в области библиотечного...

Концепция библиотечного обслуживания детей в россии москва 2013 г iconГодовой отчет о работе управления по культуре и искусству администрации города Оренбурга
Организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотеку городского...

Концепция библиотечного обслуживания детей в россии москва 2013 г iconМосква: Пресс-конференция, посвященная взаимодействию России и ес в газовой сфере Москва
Москва: Старт очередной благотворительной акции «Чья-то жизнь уже не мелочь!» в пользу тяжелобольных детей

Концепция библиотечного обслуживания детей в россии москва 2013 г iconИнформационно-аналитический отчёт о деятельности библиотек кдк и...
Название цбс (библиотеки) по Уставу, либо иные или учреждения, исполняющие функции библиотечного обслуживания населения района

Концепция библиотечного обслуживания детей в россии москва 2013 г iconБюллетень по журнальным публикациям Июнь, 3-я декада
Материал подготовлен Отделом библиотечного и справочно-библиографического обслуживания и размещен на сайте днтб в разделе «Бюллетень...

Концепция библиотечного обслуживания детей в россии москва 2013 г iconТ. Д. Рубанова история библиотечного дела древний мир Средние века Эпоха Просвещения
Учебное пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений факультета документальных коммуникаций, изучающих курс...

Концепция библиотечного обслуживания детей в россии москва 2013 г iconРабочая программа междисциплинарного курса «Библиотековедение»
Целью мдк является: Подготовка специалистов, знающих основополагающие вопросы библиотечной теории и практики; владеющих основными...

Концепция библиотечного обслуживания детей в россии москва 2013 г iconРоль и задачи массового туристско-краеведческого движения в воспитании...
Фгбну «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической...

Концепция библиотечного обслуживания детей в россии москва 2013 г iconНовые поступления февраль
Сорокине : роман : [для детей старше 16 лет] / Евгений Анташкевич. Москва : Центрполиграф, 2013. – 523 с

Концепция библиотечного обслуживания детей в россии москва 2013 г iconI. Лагеря с дневной формой пребывания детей
Му «Комплексный центр социального обслуживания населения «Светоч» Дзержинского района г. Ярославля






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск