Тема (Вводная лекция) Гендер, массовая культура и идеология






Скачать 65.73 Kb.
НазваниеТема (Вводная лекция) Гендер, массовая культура и идеология
Дата публикации19.01.2015
Размер65.73 Kb.
ТипЛекция
h.120-bal.ru > Культура > Лекция

  1. План лекций с разбиением по темам



Тема 1.(Вводная лекция) Гендер, массовая культура и идеология

Пол и род / биология и культура: логика бинарных оппозиций в определении мужского и женского. Биологический детерминизм и социальный конструктивизм: природа vs. культура. «Гендер» и пол: проблема социокультурного конструирования биологического пола. «Женщиной не рождаются, ею становятся» (С. де Бовуар). Гендер как система репрезентаций (Т. де Лауретис). Технологии создания гендера: кино, СМИ и др.

Феминизм, марксизм и «культурные» исследования. Понятия «отчуждения» и «идеология» в левоориентированной методологии анализа культуры. Культура и политика, базис и надстройка: проблемы детерминации. Эволюция понятия идеологии: от Маркса к Альтюссеру. Идеология и массовая культура. Бинарная оппозиция, «высокая-массовая» культура и ее критика.

Проблематика «культурного насилия» в неомарксизме: культура как репрессивный механизм и орудие господства. Критический анализ массовой культуры в капиталистическом обществе.

Тема 2. Репрезентации пола: основные подходы к изучению


Определения понятия «репрезентации». Репрезентация как базовая культурная практика. Язык как система репрезентации. Политики репрезентации, дискурсивный подход как способ их изучения. Три подхода к пониманию природы репрезентации: рефлексивный (миметический), интенциональный и конструкционистский (С. Холл).

Теория «мужского взгляда» (Л. Малви). Психоаналитические основания представления женщин в кино: «скопофилия» (вуйеризм) и «нарциссическая идентификация». Патриархатные культурные коды: мужчины - активные киногерои, женщины – эротизированные персонажи, объект мужского желания и взгляда.

Проблема «реальности» и «образа»: переход от изучения «мужских/женских образов» к «мужчине/женщине как образу», от критики «стереотипов» к анализу «репрезентаций».

Семиотика, контент-ананализ, анализ дискурса, методы феминистского анализа масс медиа. Модель «кодирования/декодирования» С Холла.

Тема 3. Технологии медиа производства гендера, специфика жанров


Дифференциация и иерархия жанров массовой культуры. Феминистская критика массовых коммуникаций, изучение повседневности, приватного пространства. Переход от изучения «мужских» жанров (теленовостей, детективов, вестернов) к «женским» (телесериалам, семейно-бытовым ток-шоу). «Символическая аннигиляция женщины» и другие масс медийные технологии гендера. Специфика «женских жанров»: тематическое и нарративное обращение к женской аудитории; фокус на проблемах любви, сексуальности, семейных отношений, материнства и других женских опытах; акцент на биологических, социальных, культурных различиях между полами. «Женские» жанры как способ конструирования женского пространства зрительниц и формирования женской идентичности. Способность «женских» жанров порождать специфические женские «способы видения», уход от «мужского» взгляда (Т. Модлески).

Концепция «женского удовольствия» как особая стратегия прочтения нарратива. Понятие женской культурной компетентности как основа формирования критической позиции в восприятии патриархатного нарратива (Ш. Брудсон). Расширение репертуара образцов женственности, более развернутая структура женских ролей, связанная с миром «мужской» работы (женщина-следователь), приключений и т.п.

Дискуссия о порнографии. Феминистская критика порнографии как «крайней формы унижения женщины» и «секс-плуатации» (А. Дворкин, К. МакКиннон). Психоаналитическая трактовка порнографии (Дж. Бенджамин).

Тема 4. Глянцевые журналы: издания для «настоящих» мужчин и современных женщин


Трансформация российских СМИ: советский и постсоветский вариант: переход от вертикальной и партийной к горизонтальной коммерческой структуре, отмена института цензуры; элитарная и массовая пресса; глобализация информационного пространства.

Специфика журналов как СМИ, типология печатных изданий: по периодичности; содержанию; целевой читательской аудитории; их функции

Функции журналов: информирование, развлечение, убеждение, передача ценностей данной культуры. Иллюстрированный журнал как особый жанр: соотношение вербального и визуального способов представления информации. История возникновения и развития журнальной индустрии, особенности журнальных изданий в России.

«Гендерно-ориентированные» журналы как самостоятельный сегмент информационного пространства, их специфические особенности. Гендерно-ориентированные издания – трансляторы гендерной культуры общества, создатели нормативного образца современной мужественности и/или женственности. Задачи женских и мужских журналов – формирование гендерных стереотипов; составление и трансляция предписаний относительной того что значит быть «настоящим»мужчиной или современной женщиной.

Технология репрезентации гендера: идеологический или ценностный компонент и этикет и материально-вещная атрибутика.

Гендерная асимметрия в репрезентациях мужественности и женственности. Женщины как заботливые и любящие жены, матери, хранительницы домашнего очага, мужчины как независимые герои, профессионалы, компетентные потребители, ценители женской красоты. Репертуар образов мужественности и женственности, представленных на страницах журналов: мужской и женский вариант. Гендерные аспекты «политик репрезентаций» образов.
Тема 5. «Мыльные оперы»: мужские и женские сериалы на ТВ

«Мыло»: история возникновения, типология: сериал – отдельные фильмы с законченной фабулой, объединенные одним или несколькими главными героями, «мыльная опера» - телепродукция с условной формой непрерывного и нескончаемого действия, предназначенная для дневного и ранневечернего проказа; специфика жанра: временная структура (хронотоп сериала: повторяющееся, предсказуемое, привычное), строгое соответствие драматургическим, содержательным, гендерным стереотипам, персонаж как носитель функции в сюжетной комбинаторике действия, «приведение к известному» (использование культурных кодов, коллективного обыденного опыта), утверждение «прямого», бытового представления реальности. Ритуалы социализации и феномен телесериала, телесериал как способ получения, научения жизненного опыта.

Конец 90-х – бум отечественных сериалов («Мелочи жизни», «Горячев другие», «Петербургские тайны», «Улицы разбитых фонарей», «Зал ожидания» др.), особенности российского сериала по сравнению с западными (американскими) аналогами. Причины популярности российских сериалов: низкое качество иностранной продукции (мексиканские, бразильские сериалы), потребность в кино о современной российской жизни. Один из главных мотивов для зрителей телесериалов – потребность в положительном герое, образцах для подражания, позитивных примерах.

Гендерая дифференциация сюжетов: милицейские, «военные» фильмы для мужчин, «истории Золушек» - для женщин. «Герои нашего времени»: «спецназ», «менты», «братва (Бригада)», «Леди Бомж/Босс», Каменская. Политики репрезентаций «настоящих» мужчин и женщин «на войне» и в любви, семантика телеобразов. Зрительская аудитория отечественных сериалов, гендерная и половая дифференциация.
Тема 6. Рекламные технологии производства гендера

Реклама и основные функции СМИ, латентная функция рекламы. Специфика появления рекламы в постсоветской России, переход от общества

товарного дефицита и отсутствия рекламы к обществу потребления, от ценности привилегий и знакомств к ценности денег. Экспансия западной рекламной продукции в кризисном пространстве постсоветской России начала 90-х годов, социальный и культурный разрыв. Негативное отношение к рекламе как норма для определенных поло-возрастных групп (женщин предпенсионного и пенсионного возраста), взаимное отрицание. Отсутствие «советских людей» сред рекламных персонажей (исключение – Леня Голубков) и формирование новых нормативных образцов мужественности и женственности (мужей/отцов, жен/матерей, детей).

Технология рекламного дискурса. Реклама как метафора,

многослойность смыслов, игра визуальных смыслов. Повторяемость как один из базовых принципов рекламы. Женское тело как значимая часть рекламной метафоры. Первичный и вторичный дискурс рекламы: реклама товара и реклама образа жизни, образцов «человека потребляющего».

Реклама как транслятор гендерных моделей в современном обществе. Два типа рекламных сценариев гендерных отношений: любовно-романтический и семейно-бытовой, различные образы мужчин и женщин. В любовно-романтических сюжетах: мужчина-профессионал, победитель, герой, путешественник, женщина – «приз», «награда для героя», привлекательная молодая женщина, заботящаяся о своей внешности (женщина - нарцисс). Семейно-бытовые отношения представляют мужчин и женщин, исполняющих супружеские и родительские роли. Гендерное разделение публичного и приватного пространства: мужчины – в офисе, женщины – на кухне.

Новый образ феминности – образ «деловой женщины», ее отличие и сходство с традиционной женственностью. Российский вариант аутентичной мужественности – «мужик» (реклама пива), для которого характерна ориентация на ценности мужского братства и национальные коллективные мужские практики.
Тема 7. Семейно-бытовые ток-шоу

Гиперреальность моделей гендерных отношений, транслируемых ТВ. Типология ток-шоу: по форме - «интервью», где ведущий и зрители задают вопросы гостью программы («Час пик», «Моя семья», «Человек в маске») и «дискуссии», где происходит групповое обсуждение заявленной в программе темы, ведущий выступает в качестве медиатора дискуссии («Пресс-клуб», «Мы», телемосты); по содержанию – «личные», в центре внимания – личность героя передачи, желание ее раскрыть («Момент истины», «Мужчина и женщина», «Герой дня без галстука») и «деловые», отвечающие на конкретный общественно-политический вопрос («Национальный интерес», «Свобода слова»).

Семейно-бытовые ток-шоу как особый масс культурный жанр репрезентации гендера. История возникновения семейно-бытовых ток-шоу на российском телевидении («Я сама», «Человек в маске», «Моя семья», «Окна», «Семейные страсти», «Девичьи слезы»); структура ток-шоу: ведущий(ая), рассказчик(ца), эксперты-аналитики, зрители в зале; интерьер студии. Ток-шоу как способ нормализации рассказчика(цы) и той части публики, которая с ней идентифицируется; как «школа жизни»; способ тиражирования гендерных стереотипов.

Неотрадиционалистская «политика репрезентации» гендера. «Я сама» как первое феминистское ток-шоу в России? Ролевые игры для мужчин и женщин: телевизионная версия. Модельный ряд героев: неверный/обманутый муж/жена, любовный треугольник, (не)родной отец, теща/зять, свекровь/невестка.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема (Вводная лекция) Гендер, массовая культура и идеология iconЛекция Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке...
Лекция Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студента

Тема (Вводная лекция) Гендер, массовая культура и идеология iconК урс лекций. Содержание Вводная лекция. 2 Мо в годы Фр. Рев и наполеоновских...
Изменение в расстановке сил в Европе в 50 – 60 гг. 19 в. От Крымской до Франко-Прусской войны. 4

Тема (Вводная лекция) Гендер, массовая культура и идеология iconКурс лекций Ставрополь, 2015 содержание стр. Введение лекция Введение...
Лекция 5: Приборы и приспособления для обнаружения и регистрации ионизирующих излучений

Тема (Вводная лекция) Гендер, массовая культура и идеология iconПрограмма курса Тема Политика как сфера общественной жизни и наука
Предмет политологии. Основные вехи развития политической науки от Античности до наших дней. Категории политологии: власть, политическая...

Тема (Вводная лекция) Гендер, массовая культура и идеология iconТема Введение. Понятие культуры, ее структура и функции
Понятие «культура» столь многозначно, что до сих пор не существует единого определения. Мы говорим «греческая культура», «культура...

Тема (Вводная лекция) Гендер, массовая культура и идеология iconКандидат политических наук, доцент
Роль фольклора в передаче событийной информации. Древняя Греция и Древний Рим как примеры культур, использующих массовую коммуникацию....

Тема (Вводная лекция) Гендер, массовая культура и идеология iconКандидат политических наук, доцент
Роль фольклора в передаче событийной информации. Древняя Греция и Древний Рим как примеры культур, использующих массовую коммуникацию....

Тема (Вводная лекция) Гендер, массовая культура и идеология iconЛекция Тема. Возникновение и развитие древнерусского государства Киевская Русь 9-13 вв

Тема (Вводная лекция) Гендер, массовая культура и идеология iconЛекция №8. Особенности занятий легкой атлетикой с детьми, подростками,...
Лекция №6. Организация и проведение соревнований по легкой атлетике

Тема (Вводная лекция) Гендер, массовая культура и идеология iconЛекция Богатство культуры Московского царства
Рассмотрение культуры русского народа до XVI века убедило нас в том, что эта культура носила ярко выраженный религиозный характер,...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск