Пояснительная записка Образовательный минимум сдают те учащиеся, которые выбрали «Историю» в качестве предмета по выбору егэ. Форма проведения: собеседование и тестовое задание






НазваниеПояснительная записка Образовательный минимум сдают те учащиеся, которые выбрали «Историю» в качестве предмета по выбору егэ. Форма проведения: собеседование и тестовое задание
страница1/5
Дата публикации17.08.2016
Размер0.61 Mb.
ТипПояснительная записка
h.120-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
Образовательный минимум по истории.

11 класс

2013/2014 учебный год

Пояснительная записка

Образовательный минимум сдают те учащиеся, которые выбрали «Историю» в качестве предмета по выбору ЕГЭ.

Форма проведения: собеседование и тестовое задание.

Учащиеся за указанный период должны овладеть определёнными умениями и навыками:

- анализировать и сопоставлять факты;

-анализировать источники и подтверждать свою точку зрения;

-широко использовать материалы СМИ ;

-ориентироваться в различных трактовках некоторых вопросов истории России;

- установление причинно-следственных связей между историческими явлениями.
Примерный перечень вопросов выносимых на зачет:

Вопросы:

1)Культура Древней Руси (IX - XII века)

2) Особенности культуры Руси XII-XIII веков (по княжествам и землям)

3) Культура Московской Руси (XIV-XVI века)

4) Особенности культуры XVII века

5) «Культурная революция» Петра I

6) Санкт-Петербург. Архитектурные шедевры

7) Культура первой половины XIX века

8) Культура второй половины XIX века

9)Русская культура начала XX века

План, по которому можно характеризовать период развития культуры:

1. Исторический период и уровень развития знаний

2. Образование

3.Литература и устное народное творчество

4. Архитектура и зодчество

5. Живопись

6. Музыка

7.Прикладное искусство и ремесло

8. Особенности культуры данного периода

9. Вклад в мировую культуру

Материалы для подготовки к сдаче минимума.

1. Культура Древней Руси (IX - XII века)

Преемственность русской культуры

Для культуры Древней Руси характерно христианское мировоззрение. Культурная преемственность – из Византии.

В XI – XII вв. Русь приняла классическую Византийскую христианскую культуру, греческое же зодчество и иконопись.

В XII – XIII вв. у нас появляется уже собственное отражение христианства в культуре.

Культура Руси, по сути, синтетическая, сложенная из множества культур, преломленных через наше сознание. Она символична, реальный мир редко отображался. В основном, акцент делался на духовном, божественном мире. Искусство было символом чего-то особого, священного и непостижимого.

Принятие христианства способствовало распространению письменности и письменной культуры. Поскольку допускалось богослужение на национальных языках, то и письменность развивалась разноязычная. Первым литературным языком становится церковнославянский.

Дошли до нас новгородские берестяные грамоты и даже школьные тетради. Вывод: грамотность среди посадских людей в Новгороде была обычным делом.

На стенах церквей остались граффити, что тоже свидетельствует о грамотности населения.

Образование давалось через церковные школы, возникающие при церквях и монастырях. Естественно, что там же развивалась и школа иконописи.

Покровителями грамотности являются Ярослав Мудрый и его сын Всеволод, Ярослав Осмомысл, Владимир Мономах.

Вместе с тем, нельзя говорить о единстве средневековой русской культуры. Ее можно разделить на «высокую» культуру - культуру элитарную (духовенство и светские феодалы, частично горожане) и культуру «низов» - истинно народную культуру.

Литература:

Литература была, в основном, переводной – с греческого. В начале XII в. появляется первый общерусский летописный свод, написанный монахом Нестором – «Повесть временных лет».

Появляется агиографическая литература – жития, посвященные русским святым – Борису, Глебу, Феодосию Печерскому…

Со временем, развивается и местное летописание – новгородское, владимиро-суздальское, галицко-волынское…Все эти летописания характерны для развитых политически и экономически княжеств.

В 1117 г. появляется «Поучение Владимира Мономаха» - по сути, автобиография.

«Слово о полку Игореве» - считается вершиной древнерусской литературы XII века.

Изобразительное искусство:

'''''Греческая преемственность. Ведущая роль у монументальной и станковой живописи. Из Греции же мы взяли и мозаику, и фрески. Развивается, прежде всего, иконопись и всевозможные изображения божественной жизни.

Много мозаики в храме Софии Киевской.

Первые иконы были привезенными из Византии. «Владимирская Божья Матерь» считается написанной евангелистом Лукой, хотя, по экспертизе, она была написана в Византии XII века.

С XII века можно уже говорить о самостоятельной древнерусской иконописной школе. Появляются Новгородский Спас Нерукотворный (вторая половина XII века) , мозаика «Нерушимая стена» в храме Софии Киевской и икона «Ангел Златые Власы», датируется второй половиной XII века. Большинство специалистов относят её к новгородской школе иконописи.

Высоким уровнем характеризуется и прикладное искусство на Руси. Надо сказать, что прикладное искусство было не элитарным. По раскопкам можно судить о том, что предметы прикладного искусства были широкодоступны, даже небогатым.

Зодчество:

Опять же, во многом, византийские традиции. Культовый характер.

Русь переняла крестово-купольный тип храма. Софийский собор, в Киеве, к примеру, увенчан 13 куполами. Быстро строится и Новгородский собор Святой Софии.

Опять же, довольно быстро, зодчество у нас приобретает особые, неповторимые черты.

Феодальная раздробленность внесла в это свою лепту. Князья хотели, чтобы облик их княжества был неповторим, и в различных княжествах развиваются свои направления зодчества.

Во второй половине XII века строится Успенский собор во Владимире (Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо). Там уже крестово-купольная конструкция дополнена арками – аркатурный пояс, пилястрами и полуколоннами.

Там же, во Владимиро-Суздальской земле, строится и церковь Покрова на Нерли.

Народная культура – культура «низов»:, в какой-то степени она, противоположна «высокой» культуре. В ней переплелись и христианство, и языческие элементы. Она, с одной стороны, оппозиционна по отношению к государству и церкви, с другой – сохраняет этническую самобытность, память о родовой общине.

Прежде всего, мы говорим об устном народном творчестве. При всем уважении и любви к грамотности простые люди не могли себе этого позволить. Не умея ни читать, ни писать, они оставляли изустные памятники культуры – былины (эпические сказания) и сказки. Через былины народ осмысливал связь между прошлым и настоящим, передавал память о князьях и боярах. По былинам же можно понять, какие идеалы были у народа, какими представлениями он жил.

'''''Народные эпосы «Алеша и Тугарин», «Добрыня и змей», «Илья Муромец» и по сей день - основа для сказок, мультфильмов, воспитывающих менталитет поколения.

2) Особенности культуры Руси XII-XIII веков (по княжествам и землям)

3) Культура Московской Руси (XIV-XVI века)

С XIV века начинается возвышение Москвы, вокруг которой объединяются русские земли. Этот процесс активизируется после победы Дмитрия Донского на Куликовом поле (1380).

Расцвет русской культуры этого времени был связан с подъемом национального самосознания. Особенно интенсивно в этот период развивается литература. Победе на Дону посвящены две летописные записи, повести "Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище". "Задонщина" написана в 80-90-е годы XIV века. "Задонщина" испытала сильное влияние "Слова о полку Игореве". В ней нашли отражение героический пафос, идея единства Русской земли.

В "Сказании о Мамаевом побоище происходит осмысление роли Куликовской битвы как переломного события в истории Руси.

Живопись

В XIV веке в Москву приезжают многие художники из Византии. Однако создается и своя, местная школа. Начиная с иконы "Борис и Глеб" (XIV в.), можно говорить о зарождении московской школы живописи. Это русские святые, особенно почитаемые народом. Их совместное изображение (пешими или на коне) символизировало братолюбие, ратную доблесть, волю к согласию и единству. Это был новый, чисто русский иконографический мотив, неизвестный Византии. На московской иконе Борис и Глеб изображены как воины с мечом и крестом в руках.

Значительный вклад в развитие московской школы живописи внес Феофан Грек (икона "Донская Богоматерь"). По свидетельству летописи, в 1405 году Феофан Грек совместно с Прохором Городца и Андреем Рублевым расписывает Благовещенский Собор Кремля. Основной здесь была деисусная композиция иконостаса. Считается, что фигуры второго ряда (деисусного) были Феофаном, третьего (праздничного) - Рублевым.

Андрей Рублев (между 1360 и 1370 - 1430). О жизни великого художника известно мало. Первым периодом его творчества считается работа вместе с Феофаном Греком по росписи Благовещенского собора в Кремле. Второй период - время его зрелости. В 1408 году Рублев совместно с Даниилом Черным расписывает Успенский собор во Владимире. Из этих фресок сохранилась композиция Страшного суда, расположенная в нескольких плоскостях. Парящий в круглом ореоле из серафимов Христос правой рукой указы путь праведникам, левой - грешникам. Рублев вводит в рус искусство новую трактовку образа Христа: он изображаете как грозный судия, карающий без пощады людей, а как человек любящий, желающий им помочь. Художник провозглашает божество доброго, светлого начала, гуманизм, ставший основой творчества. В образах ангелов Рублев изобразил свой идеал душевной легкости и моральной чистоты. Впечатляют величественность и лирическая приподнятость фигур иконостаса (до 3 м вы сотой).

Для звенигородского собора Рублев выполнил три иконы - "Спас", "Архангел Михаил", "Апостол Павел". Их отличают просветленные, чистые краски, тонкая линия рисунка, строгая пропорциональность черт.

Для Троицкого собора, построенного на месте погребения Сергия Радонежского, была создана в 1422-1427 годах икона "Троица". Сергий, настоятель Троицкого монастыря, в котором прошла юность Рублева, был страстным проповедником объединения Руси. Идея единства - основная в иконе. Сюжет иконы восходит к библейскому эпизоду. К патриарху Аврааму явилось трое прекрасных юношей, он заклал тельца и угостил их, угадав в дивных странниках воплощение триединства божества. Византийские художники передавали легенду во всех подробностях. Рублев сосредоточил внимание на главном. В чаше, вокруг которой восседают три ангела, - голова жертвенного тельца, прообраз евангельского агнца, символа жертвенности Христа во имя любви и спасения человеческого рода. Именно на нее указывает средний ангел, символизирующий Бога-сына. Построение по кругу создает настроение торжественного покоя. Ангелы склонили головы, объединенные общими чувствами и мыслями. Гармония выражена и в цвете: синий в сочетании с золотом и охрой придает колориту особое благородство. Небесная голубизна плаща среднего ангела лежит поверх тяжелой багряницы, и отзвуки этого цветового аккорда звучат в боковых фигурах: голубое, розовое и зеленое пятна.

В конце своей жизни Рублев выполнил иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (совместно с Даниилом Черным). В Андрониковом монастыре, где проводит Рублев несколько лет, он создает свою последнюю работу. На стене снаружи Спасского собора (каменный собор возводился на месте деревянного) он пишет образ Нерукотворного Спаса.

В своем творчестве Рублев утвердил чисто русский идеал красоты. Глубокий гуманизм, сила и человечность образов, высокие помыслы, выразительность художественных средств поставили Рублева в один ряд с лучшими художниками мира.

В XV веке возрастает роль литературы в жизни государства. Литература обращается к важным проблемам современности, истории, будущего. К XV веку относится творчество Епифания, монаха Троице-Сергиевского монастыря, прозванного за свою ученость Премудрым. Он был автором двух житий - Стефана Пермского и Сергия Радонежского. Эти произведения отличаются торжественностью, высокопарностью стиля: этот литературный прием был воспринят из южнославянских земель. Оттуда же пришла новая, среднеболгарская орфография. В XV веке было создано "Хождение" Афанасия Никитина - тверского купца, "Сказание о Псковском взятии".

К XVI веку относится переписка князя Курбского с Иваном Грозным. Это яркие образцы эпистолярного стиля (эпистола - письмо), отразившие две полярные системы мировоззрения и культурной традиции. Популярной книгой была "История о казанском царстве". Идеологию официальных кругов московской Руси отразил "Домострой".

Архитектура

В период правления Ивана III разворачивается строительство Москвы. В 1175-1478 годах возводится Успенский собор Московского Кремля. Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти изучал древнерусскую архитектуру (Успенский собор во Владимире) и многие ее черты отразил в Успенском соборе Кремля, но использовал и достижения архитектуры итальянского Возрождения. Успенский собор стал центром не только Кремля, но и всей Москвы.

В 1484-1489 годах создан второй кремлевский собор - Благовещенский, который служил дворцовой церковью русских царей. Завершил ансамбль центральной площади Кремля Архангельский собор (1505-1509 гг.), построенный как усыпальница князей и царей. Его строитель - итальянец Алевиз Новый. Стены собора украшены пышными деталями венецианской ордерной архитектуры, карнизами, коринфскими пилястрами.

В те же годы старые стены Кремля заменяются новыми, строятся башни, которые имели оборонное значение и играли роль триумфальных въездов. Воздвигается Грановитая палата (зодчие - Марко Руффо и Пьетро Солари).

Расцвет живописи конца XV - начала XVI веков связан с творчеством выдающегося художника Дионисия (ок. 1440 - после 1502). Он развил в своем творчестве те идеи гуманизма, которые воплотил полстолетия до него Андрей Рублев. Дионисий создавал фрески и иконы. Для Вознесенского монастыря Московского Кремля он пишет икону "Богоматерь Одигитрия". Светло-золотистый фон, пурпурное одеяние Богоматери, славящие ее ангелы - все служит созданию величественного образа.

В 1500-1502 годах Дионисий вместе с сыновьями создает фрески в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Основное место здесь занимает Акафист - двадцать пять гимнов, еще в VI веке сложенных в честь Богоматери византийским поэтом Романом Сладкопевцем. Это сцены Благовещения, Покрова, Собора Богоматери, страшного суда и другие. Как бы кругами разворачиваются эти циклы на столпах и стенах собора. Тема круга, как основная, повторяется и в построении каждой композиции, передавая ритмичность песнопения. Краски чистые, яркие, но вместе с тем нежные. Впервые в русской живописи Дионисий ввел в иконы белые фоны. Эмоциональной взволнованности он достиг, передавая движения персонажей, их жесты.

К произведениям Дионисия относят две парные, одинакового размера иконы: "Митрополит Петр" и "Митрополит Алексей". Они представляют собой тип "житийных икон": в центре изображается сам святой, его окружают маленькие композиции с основными эпизодами из его жизни.

В 1508 году после смерти Дионисия, его сын Феодосий расписывает Благовещенский собор Московского Кремля. Здесь создана серия своеобразных исторических портретов князей и царей. Эти росписи отличает декоративность.

XVI век - период крепостного зодчества (крепостные стены Нижнего Новгорода, Серпухова, Тулы, Коломны, Пскова и т. д.); строятся монастыри (Соловецкий, Троице-Сергиев и другие), возникают крепостные сооружения в самой Москве (Китай-город, Белый и Земляной города). Возводятся деревянные церкви - восьмигранные срубы, обычно заканчивающиеся шатром (Климентовская в селе Уне Архангельской области и другие). И в каменной архитектуре XVI века создаются также столпообразные шатровые храмы. Самый выдающийся памятник такого типа - церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная великим князем Василием III в память о рождении наследника - будущего царя Ивана Грозного. Очевидно, на столпообразный характер этой церкви оказали влияние храмы-колокольни, самой знаменитой из которых была церковь Ивана Великого, построенная в Кремле в 1505-1508 годах. Перекрытие шатром возникло под влиянием деревянного зодчества.

Один из самых выдающихся памятников русского зодчества - Покровский собор в Москве (1552 г.), впоследствии названный храмом Василия Блаженного. Его авторами были зодчие Посник и Барма. Нахождение храма на Красной площади определило его общенародное значение. Девять маленьких церквей объединены в симметричную композицию. Главный храм, перекрытый шатром, создает центральную вертикаль. Особую нарядность храму придают кокошники разной формы и масштаба, различные причудливые формы куполов, богатство декора.

В живописи XVI века расширяется круг тем, появляются светские сюжеты из всемирной и особенно русской истории. Многие иконы ("Видение Евлогии", "Притча о хромце и слепце" и другие) иллюстрируют рассказы-притчи. Иконописцы стремятся более подробно и полно раскрыть тему. Композиции перегружены деталями. На церковном Соборе 1551 года, названном Стоглавым, было вынесено решение о введении иконописных образцов для изображения святых и целых композиций, т. к. иконопись все более отходит от установленных канонов.

В этот период развивается книжная миниатюра. В 1560-1570-е годы иллюстрируется многотомная летопись - Лицевой летописный свод. В десяти томах - шестнадцать тысяч миниатюр! Материалом книги становится бумага, рисунки выполняются акварельными красками.

В середине XVI века возникает книгопечатание: в 1564 году Иван Федоров издал "Апостол" (одна из книг Библии, содержащая Деяния и Послания апостолов). Первые печатные книги украшаются гравюрами.

Развивается прикладное искусство: лицевое шитье, ювелирное дело, чеканка по золоту и серебру, узорчатая скань, эмали. Была развитая малая пластика, особенно изделия, вырезанные из дерева. Мастерство древнерусских резчиков по дереву нашло воплощение в "царском" или "молельном месте" Ивана Грозного в Успенском соборе. Поиски объемной пластической формы отразились в статуе св. Георгия, исполненной мастером Ермолиным.

Древнерусская художественная традиция не прекратилась в XVI веке, но наметился поворот к иным ценностям.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Образовательный минимум сдают те учащиеся, которые выбрали «Историю» в качестве предмета по выбору егэ. Форма проведения: собеседование и тестовое задание iconПояснительная записка Образовательный минимум сдают те учащиеся,...
Образовательный минимум сдают те учащиеся, которые выбрали «Историю» в качестве предмета по выбору егэ

Пояснительная записка Образовательный минимум сдают те учащиеся, которые выбрали «Историю» в качестве предмета по выбору егэ. Форма проведения: собеседование и тестовое задание iconПояснительная записка Образовательный минимум сдают те учащиеся,...
Образовательный минимум сдают те учащиеся, которые выбрали «Историю» в качестве предмета по выбору гиа

Пояснительная записка Образовательный минимум сдают те учащиеся, которые выбрали «Историю» в качестве предмета по выбору егэ. Форма проведения: собеседование и тестовое задание iconПояснительная записка Образовательный минимум сдают те учащиеся,...
Образовательный минимум сдают те учащиеся, которые выбрали «Историю» в качестве предмета по выбору гиа

Пояснительная записка Образовательный минимум сдают те учащиеся, которые выбрали «Историю» в качестве предмета по выбору егэ. Форма проведения: собеседование и тестовое задание iconТесты Печатные методические пособия для учителя цор в данное время,...
Егэ, работа на уроках с листами «Рабочей тетради» занимает на уроке и при подготовке домашнего задания особое и важное место, часто...

Пояснительная записка Образовательный минимум сдают те учащиеся, которые выбрали «Историю» в качестве предмета по выбору егэ. Форма проведения: собеседование и тестовое задание iconВиктория Ивановна, почему вы выбрали историю в качестве профессии?
Интервью с Викторией Ивановной Уколовой, доктором исторических наук, профессором кафедры политической истории (2011 год)

Пояснительная записка Образовательный минимум сдают те учащиеся, которые выбрали «Историю» в качестве предмета по выбору егэ. Форма проведения: собеседование и тестовое задание iconОбразовательный минимум для учащихся 5 классов по истории Древнего...
Они поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней

Пояснительная записка Образовательный минимум сдают те учащиеся, которые выбрали «Историю» в качестве предмета по выбору егэ. Форма проведения: собеседование и тестовое задание iconУчебная программа элективного курса по выбору учащихся в 11 классе 17 часов
За время проведения эксперимента по введению егэ наме­тились определенные тенденции, отразившие­ся в итогах экзамена по истории России...

Пояснительная записка Образовательный минимум сдают те учащиеся, которые выбрали «Историю» в качестве предмета по выбору егэ. Форма проведения: собеседование и тестовое задание iconСтруктура программы учебного предмета I. Пояснительная записка -характеристика...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Пояснительная записка Образовательный минимум сдают те учащиеся, которые выбрали «Историю» в качестве предмета по выбору егэ. Форма проведения: собеседование и тестовое задание iconСтруктура программы учебного предмета I. Пояснительная записка -характеристика...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Пояснительная записка Образовательный минимум сдают те учащиеся, которые выбрали «Историю» в качестве предмета по выбору егэ. Форма проведения: собеседование и тестовое задание iconСтруктура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск