Пояснительная записка Образовательный минимум сдают те учащиеся, которые выбрали «Историю» в качестве предмета по выбору егэ. Форма проведения: собеседование и тестовое задание






НазваниеПояснительная записка Образовательный минимум сдают те учащиеся, которые выбрали «Историю» в качестве предмета по выбору егэ. Форма проведения: собеседование и тестовое задание
страница1/5
Дата публикации17.08.2016
Размер0.61 Mb.
ТипПояснительная записка
h.120-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
Образовательный минимум по истории.

11 класс

2013/2014 учебный год

Пояснительная записка

Образовательный минимум сдают те учащиеся, которые выбрали «Историю» в качестве предмета по выбору ЕГЭ.

Форма проведения: собеседование и тестовое задание.

Учащиеся за указанный период должны овладеть определёнными умениями и навыками:

- анализировать и сопоставлять факты;

-анализировать источники и подтверждать свою точку зрения;

-широко использовать материалы СМИ ;

-ориентироваться в различных трактовках некоторых вопросов истории России;

- установление причинно-следственных связей между историческими явлениями.
Примерный перечень вопросов выносимых на зачет:

Вопросы:

1)Культура Древней Руси (IX - XII века)

2) Особенности культуры Руси XII-XIII веков (по княжествам и землям)

3) Культура Московской Руси (XIV-XVI века)

4) Особенности культуры XVII века

5) «Культурная революция» Петра I

6) Санкт-Петербург. Архитектурные шедевры

7) Культура первой половины XIX века

8) Культура второй половины XIX века

9)Русская культура начала XX века

План, по которому можно характеризовать период развития культуры:

1. Исторический период и уровень развития знаний

2. Образование

3.Литература и устное народное творчество

4. Архитектура и зодчество

5. Живопись

6. Музыка

7.Прикладное искусство и ремесло

8. Особенности культуры данного периода

9. Вклад в мировую культуру

Материалы для подготовки к сдаче минимума.

1. Культура Древней Руси (IX - XII века)

Преемственность русской культуры

Для культуры Древней Руси характерно христианское мировоззрение. Культурная преемственность – из Византии.

В XI – XII вв. Русь приняла классическую Византийскую христианскую культуру, греческое же зодчество и иконопись.

В XII – XIII вв. у нас появляется уже собственное отражение христианства в культуре.

Культура Руси, по сути, синтетическая, сложенная из множества культур, преломленных через наше сознание. Она символична, реальный мир редко отображался. В основном, акцент делался на духовном, божественном мире. Искусство было символом чего-то особого, священного и непостижимого.

Принятие христианства способствовало распространению письменности и письменной культуры. Поскольку допускалось богослужение на национальных языках, то и письменность развивалась разноязычная. Первым литературным языком становится церковнославянский.

Дошли до нас новгородские берестяные грамоты и даже школьные тетради. Вывод: грамотность среди посадских людей в Новгороде была обычным делом.

На стенах церквей остались граффити, что тоже свидетельствует о грамотности населения.

Образование давалось через церковные школы, возникающие при церквях и монастырях. Естественно, что там же развивалась и школа иконописи.

Покровителями грамотности являются Ярослав Мудрый и его сын Всеволод, Ярослав Осмомысл, Владимир Мономах.

Вместе с тем, нельзя говорить о единстве средневековой русской культуры. Ее можно разделить на «высокую» культуру - культуру элитарную (духовенство и светские феодалы, частично горожане) и культуру «низов» - истинно народную культуру.

Литература:

Литература была, в основном, переводной – с греческого. В начале XII в. появляется первый общерусский летописный свод, написанный монахом Нестором – «Повесть временных лет».

Появляется агиографическая литература – жития, посвященные русским святым – Борису, Глебу, Феодосию Печерскому…

Со временем, развивается и местное летописание – новгородское, владимиро-суздальское, галицко-волынское…Все эти летописания характерны для развитых политически и экономически княжеств.

В 1117 г. появляется «Поучение Владимира Мономаха» - по сути, автобиография.

«Слово о полку Игореве» - считается вершиной древнерусской литературы XII века.

Изобразительное искусство:

'''''Греческая преемственность. Ведущая роль у монументальной и станковой живописи. Из Греции же мы взяли и мозаику, и фрески. Развивается, прежде всего, иконопись и всевозможные изображения божественной жизни.

Много мозаики в храме Софии Киевской.

Первые иконы были привезенными из Византии. «Владимирская Божья Матерь» считается написанной евангелистом Лукой, хотя, по экспертизе, она была написана в Византии XII века.

С XII века можно уже говорить о самостоятельной древнерусской иконописной школе. Появляются Новгородский Спас Нерукотворный (вторая половина XII века) , мозаика «Нерушимая стена» в храме Софии Киевской и икона «Ангел Златые Власы», датируется второй половиной XII века. Большинство специалистов относят её к новгородской школе иконописи.

Высоким уровнем характеризуется и прикладное искусство на Руси. Надо сказать, что прикладное искусство было не элитарным. По раскопкам можно судить о том, что предметы прикладного искусства были широкодоступны, даже небогатым.

Зодчество:

Опять же, во многом, византийские традиции. Культовый характер.

Русь переняла крестово-купольный тип храма. Софийский собор, в Киеве, к примеру, увенчан 13 куполами. Быстро строится и Новгородский собор Святой Софии.

Опять же, довольно быстро, зодчество у нас приобретает особые, неповторимые черты.

Феодальная раздробленность внесла в это свою лепту. Князья хотели, чтобы облик их княжества был неповторим, и в различных княжествах развиваются свои направления зодчества.

Во второй половине XII века строится Успенский собор во Владимире (Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо). Там уже крестово-купольная конструкция дополнена арками – аркатурный пояс, пилястрами и полуколоннами.

Там же, во Владимиро-Суздальской земле, строится и церковь Покрова на Нерли.

Народная культура – культура «низов»:, в какой-то степени она, противоположна «высокой» культуре. В ней переплелись и христианство, и языческие элементы. Она, с одной стороны, оппозиционна по отношению к государству и церкви, с другой – сохраняет этническую самобытность, память о родовой общине.

Прежде всего, мы говорим об устном народном творчестве. При всем уважении и любви к грамотности простые люди не могли себе этого позволить. Не умея ни читать, ни писать, они оставляли изустные памятники культуры – былины (эпические сказания) и сказки. Через былины народ осмысливал связь между прошлым и настоящим, передавал память о князьях и боярах. По былинам же можно понять, какие идеалы были у народа, какими представлениями он жил.

'''''Народные эпосы «Алеша и Тугарин», «Добрыня и змей», «Илья Муромец» и по сей день - основа для сказок, мультфильмов, воспитывающих менталитет поколения.

2) Особенности культуры Руси XII-XIII веков (по княжествам и землям)

3) Культура Московской Руси (XIV-XVI века)

С XIV века начинается возвышение Москвы, вокруг которой объединяются русские земли. Этот процесс активизируется после победы Дмитрия Донского на Куликовом поле (1380).

Расцвет русской культуры этого времени был связан с подъемом национального самосознания. Особенно интенсивно в этот период развивается литература. Победе на Дону посвящены две летописные записи, повести "Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище". "Задонщина" написана в 80-90-е годы XIV века. "Задонщина" испытала сильное влияние "Слова о полку Игореве". В ней нашли отражение героический пафос, идея единства Русской земли.

В "Сказании о Мамаевом побоище происходит осмысление роли Куликовской битвы как переломного события в истории Руси.

Живопись

В XIV веке в Москву приезжают многие художники из Византии. Однако создается и своя, местная школа. Начиная с иконы "Борис и Глеб" (XIV в.), можно говорить о зарождении московской школы живописи. Это русские святые, особенно почитаемые народом. Их совместное изображение (пешими или на коне) символизировало братолюбие, ратную доблесть, волю к согласию и единству. Это был новый, чисто русский иконографический мотив, неизвестный Византии. На московской иконе Борис и Глеб изображены как воины с мечом и крестом в руках.

Значительный вклад в развитие московской школы живописи внес Феофан Грек (икона "Донская Богоматерь"). По свидетельству летописи, в 1405 году Феофан Грек совместно с Прохором Городца и Андреем Рублевым расписывает Благовещенский Собор Кремля. Основной здесь была деисусная композиция иконостаса. Считается, что фигуры второго ряда (деисусного) были Феофаном, третьего (праздничного) - Рублевым.

Андрей Рублев (между 1360 и 1370 - 1430). О жизни великого художника известно мало. Первым периодом его творчества считается работа вместе с Феофаном Греком по росписи Благовещенского собора в Кремле. Второй период - время его зрелости. В 1408 году Рублев совместно с Даниилом Черным расписывает Успенский собор во Владимире. Из этих фресок сохранилась композиция Страшного суда, расположенная в нескольких плоскостях. Парящий в круглом ореоле из серафимов Христос правой рукой указы путь праведникам, левой - грешникам. Рублев вводит в рус искусство новую трактовку образа Христа: он изображаете как грозный судия, карающий без пощады людей, а как человек любящий, желающий им помочь. Художник провозглашает божество доброго, светлого начала, гуманизм, ставший основой творчества. В образах ангелов Рублев изобразил свой идеал душевной легкости и моральной чистоты. Впечатляют величественность и лирическая приподнятость фигур иконостаса (до 3 м вы сотой).

Для звенигородского собора Рублев выполнил три иконы - "Спас", "Архангел Михаил", "Апостол Павел". Их отличают просветленные, чистые краски, тонкая линия рисунка, строгая пропорциональность черт.

Для Троицкого собора, построенного на месте погребения Сергия Радонежского, была создана в 1422-1427 годах икона "Троица". Сергий, настоятель Троицкого монастыря, в котором прошла юность Рублева, был страстным проповедником объединения Руси. Идея единства - основная в иконе. Сюжет иконы восходит к библейскому эпизоду. К патриарху Аврааму явилось трое прекрасных юношей, он заклал тельца и угостил их, угадав в дивных странниках воплощение триединства божества. Византийские художники передавали легенду во всех подробностях. Рублев сосредоточил внимание на главном. В чаше, вокруг которой восседают три ангела, - голова жертвенного тельца, прообраз евангельского агнца, символа жертвенности Христа во имя любви и спасения человеческого рода. Именно на нее указывает средний ангел, символизирующий Бога-сына. Построение по кругу создает настроение торжественного покоя. Ангелы склонили головы, объединенные общими чувствами и мыслями. Гармония выражена и в цвете: синий в сочетании с золотом и охрой придает колориту особое благородство. Небесная голубизна плаща среднего ангела лежит поверх тяжелой багряницы, и отзвуки этого цветового аккорда звучат в боковых фигурах: голубое, розовое и зеленое пятна.

В конце своей жизни Рублев выполнил иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (совместно с Даниилом Черным). В Андрониковом монастыре, где проводит Рублев несколько лет, он создает свою последнюю работу. На стене снаружи Спасского собора (каменный собор возводился на месте деревянного) он пишет образ Нерукотворного Спаса.

В своем творчестве Рублев утвердил чисто русский идеал красоты. Глубокий гуманизм, сила и человечность образов, высокие помыслы, выразительность художественных средств поставили Рублева в один ряд с лучшими художниками мира.

В XV веке возрастает роль литературы в жизни государства. Литература обращается к важным проблемам современности, истории, будущего. К XV веку относится творчество Епифания, монаха Троице-Сергиевского монастыря, прозванного за свою ученость Премудрым. Он был автором двух житий - Стефана Пермского и Сергия Радонежского. Эти произведения отличаются торжественностью, высокопарностью стиля: этот литературный прием был воспринят из южнославянских земель. Оттуда же пришла новая, среднеболгарская орфография. В XV веке было создано "Хождение" Афанасия Никитина - тверского купца, "Сказание о Псковском взятии".

К XVI веку относится переписка князя Курбского с Иваном Грозным. Это яркие образцы эпистолярного стиля (эпистола - письмо), отразившие две полярные системы мировоззрения и культурной традиции. Популярной книгой была "История о казанском царстве". Идеологию официальных кругов московской Руси отразил "Домострой".

Архитектура

В период правления Ивана III разворачивается строительство Москвы. В 1175-1478 годах возводится Успенский собор Московского Кремля. Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти изучал древнерусскую архитектуру (Успенский собор во Владимире) и многие ее черты отразил в Успенском соборе Кремля, но использовал и достижения архитектуры итальянского Возрождения. Успенский собор стал центром не только Кремля, но и всей Москвы.

В 1484-1489 годах создан второй кремлевский собор - Благовещенский, который служил дворцовой церковью русских царей. Завершил ансамбль центральной площади Кремля Архангельский собор (1505-1509 гг.), построенный как усыпальница князей и царей. Его строитель - итальянец Алевиз Новый. Стены собора украшены пышными деталями венецианской ордерной архитектуры, карнизами, коринфскими пилястрами.

В те же годы старые стены Кремля заменяются новыми, строятся башни, которые имели оборонное значение и играли роль триумфальных въездов. Воздвигается Грановитая палата (зодчие - Марко Руффо и Пьетро Солари).

Расцвет живописи конца XV - начала XVI веков связан с творчеством выдающегося художника Дионисия (ок. 1440 - после 1502). Он развил в своем творчестве те идеи гуманизма, которые воплотил полстолетия до него Андрей Рублев. Дионисий создавал фрески и иконы. Для Вознесенского монастыря Московского Кремля он пишет икону "Богоматерь Одигитрия". Светло-золотистый фон, пурпурное одеяние Богоматери, славящие ее ангелы - все служит созданию величественного образа.

В 1500-1502 годах Дионисий вместе с сыновьями создает фрески в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Основное место здесь занимает Акафист - двадцать пять гимнов, еще в VI веке сложенных в честь Богоматери византийским поэтом Романом Сладкопевцем. Это сцены Благовещения, Покрова, Собора Богоматери, страшного суда и другие. Как бы кругами разворачиваются эти циклы на столпах и стенах собора. Тема круга, как основная, повторяется и в построении каждой композиции, передавая ритмичность песнопения. Краски чистые, яркие, но вместе с тем нежные. Впервые в русской живописи Дионисий ввел в иконы белые фоны. Эмоциональной взволнованности он достиг, передавая движения персонажей, их жесты.

К произведениям Дионисия относят две парные, одинакового размера иконы: "Митрополит Петр" и "Митрополит Алексей". Они представляют собой тип "житийных икон": в центре изображается сам святой, его окружают маленькие композиции с основными эпизодами из его жизни.

В 1508 году после смерти Дионисия, его сын Феодосий расписывает Благовещенский собор Московского Кремля. Здесь создана серия своеобразных исторических портретов князей и царей. Эти росписи отличает декоративность.

XVI век - период крепостного зодчества (крепостные стены Нижнего Новгорода, Серпухова, Тулы, Коломны, Пскова и т. д.); строятся монастыри (Соловецкий, Троице-Сергиев и другие), возникают крепостные сооружения в самой Москве (Китай-город, Белый и Земляной города). Возводятся деревянные церкви - восьмигранные срубы, обычно заканчивающиеся шатром (Климентовская в селе Уне Архангельской области и другие). И в каменной архитектуре XVI века создаются также столпообразные шатровые храмы. Самый выдающийся памятник такого типа - церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная великим князем Василием III в память о рождении наследника - будущего царя Ивана Грозного. Очевидно, на столпообразный характер этой церкви оказали влияние храмы-колокольни, самой знаменитой из которых была церковь Ивана Великого, построенная в Кремле в 1505-1508 годах. Перекрытие шатром возникло под влиянием деревянного зодчества.

Один из самых выдающихся памятников русского зодчества - Покровский собор в Москве (1552 г.), впоследствии названный храмом Василия Блаженного. Его авторами были зодчие Посник и Барма. Нахождение храма на Красной площади определило его общенародное значение. Девять маленьких церквей объединены в симметричную композицию. Главный храм, перекрытый шатром, создает центральную вертикаль. Особую нарядность храму придают кокошники разной формы и масштаба, различные причудливые формы куполов, богатство декора.

В живописи XVI века расширяется круг тем, появляются светские сюжеты из всемирной и особенно русской истории. Многие иконы ("Видение Евлогии", "Притча о хромце и слепце" и другие) иллюстрируют рассказы-притчи. Иконописцы стремятся более подробно и полно раскрыть тему. Композиции перегружены деталями. На церковном Соборе 1551 года, названном Стоглавым, было вынесено решение о введении иконописных образцов для изображения святых и целых композиций, т. к. иконопись все более отходит от установленных канонов.

В этот период развивается книжная миниатюра. В 1560-1570-е годы иллюстрируется многотомная летопись - Лицевой летописный свод. В десяти томах - шестнадцать тысяч миниатюр! Материалом книги становится бумага, рисунки выполняются акварельными красками.

В середине XVI века возникает книгопечатание: в 1564 году Иван Федоров издал "Апостол" (одна из книг Библии, содержащая Деяния и Послания апостолов). Первые печатные книги украшаются гравюрами.

Развивается прикладное искусство: лицевое шитье, ювелирное дело, чеканка по золоту и серебру, узорчатая скань, эмали. Была развитая малая пластика, особенно изделия, вырезанные из дерева. Мастерство древнерусских резчиков по дереву нашло воплощение в "царском" или "молельном месте" Ивана Грозного в Успенском соборе. Поиски объемной пластической формы отразились в статуе св. Георгия, исполненной мастером Ермолиным.

Древнерусская художественная традиция не прекратилась в XVI веке, но наметился поворот к иным ценностям.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Образовательный минимум сдают те учащиеся, которые выбрали «Историю» в качестве предмета по выбору егэ. Форма проведения: собеседование и тестовое задание iconПояснительная записка Образовательный минимум сдают те учащиеся,...
Образовательный минимум сдают те учащиеся, которые выбрали «Историю» в качестве предмета по выбору гиа">


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru