Учебники середины XIX начала ХХ в






НазваниеУчебники середины XIX начала ХХ в
страница1/4
Дата публикации17.08.2016
Размер0.7 Mb.
ТипУчебники
h.120-bal.ru > Культура > Учебники
  1   2   3   4
Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Институт образования

Выпускная квалификационная работа

На тему «Культура XIX века в отечественных учебниках XIX и ХХ вв.»







Студентка группы № 805

Семендяева Оксана Валерьевна

Руководитель ВКР

Профессор Давыдов М.А.

Рецензент

Доцент Васильев А.Г.


Москва 2014

План

1.

Введение …………………………………………………………...


3

2.

Историография исследования по теме история русской культуры XIX в…………………………………………………..

6




























3.

История культуры XIX века в школьных учебниках середины XIX – ХХ в

16

а)

Учебники середины XIX - начала ХХ в.……………………..

16

б)

Учебники середины ХХ в.………………………………………

22

в)

Учебники конца ХХ в.…………………………………………

29


4.

Анализ учебно-методической литературы и обоснование подбора иллюстраций ………………………………… …….

41


5.

Заключение ……………………………………………………….

53


6.

Список используемых источников и литературы……………….

53


7.

Приложение……………………………………………………….

56




  1. Введение.

Культура и быт российского общества (с древнейших времен до XIXв.) начали привлекать внимание отечественных историков и любителей старины именно с начала XIX. И к началу ХХ века сложилось общее целостное представление участников профессиональной корпорации и в значительной мере образованного общества в отношении высокой культуры, а в отношении быта, или культуры повседневности научных исследований и сейчас немного. Само содержание понятия «культура» по словам Ю.М.Лотмана, «очень ёмкое: включает в себя и нравственность, и весь круг идей, и творчество человека, и многое другое»i. Необходимо учитывать «молодость» к началу ХХ века искусствоведения как науки с одной стороны, и отсутствие системного изучения культуры повседневности.

Современное представление о соотношении элементов структуры понятия «культура» было сформировано в советский период, когда применение классового подхода в исторической науке выделило и сделало принципиальным противопоставление «двух культур» дворянской и крестьянской. Однако само по себе существование двух культур в обществе есть проявление того, что культура – понятие коллективное. Следовательно в любом обществе одновременно(синхронно) присутствуют и взаимодействуют несколько культур. Можно сказать, что противоречивость самой сути понятия культура, выраженной в многозначности общепринятого термина, значимых деталях его структуры и их взаимодействии, месте этого феномена в синхронной и диахронной цивилизационной картине мира привело к тому, что в школьных учебниках соответствующие разделы не системны, наполнены перечислением событий и артефактов, которые невозможно ни запомнить, ни понять.

1 – Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства(XVIII- начало XIX века). СПб., 1994.

Таким образом, рассмотрение (анализ) как истории культуры вообще и культуры XIX века в частности, так и истории взглядов на развитие культуры является актуальной, как для современной российской образовательной среды, так и для современного российского общественного сознания в целом.

Почему для этой работы я выбрала именно историю культуры XIX века?

На мой взгляд, именно в XIX веке в русской культуре (в самом широком понимании) актуализируются процессы осознания неестественного противопоставления культуры дворянской и культуры народной. Кроме того, для этого периода, по сравнению с предшествующими, практически нет недостатка исторических источников.

Именно в XIX веке формируются научные, общественные, политические течения, развитие которых приведет к социальной катастрофе 1917г.

К концу XIX века русское искусство с одной стороны, преодолевает 200-летнюю зависимость от западных образцов, а с другой становится активной, самостоятельной частью мирового искусства.

Целью работы является отбор и представление учебных материалов по теме культура и быт русского общества, как части европейской культуры в период с конца XVIII века по конец XIX века в рамках коллективного проекта магистерской программы "Информационные ресурсы исторической науки"

В рамках поставленной цели попытаюсь разрешить три последовательные задачи. Первая, рассмотреть проблему «двух культур», появление которой советские историки определяли в качестве одного из итогов петровских преобразований. Вторая, определить характер взаимодействия европейского влияния на дворянскую культуру и самобытного российского начала. Наконец, третья, оценить место и значение темы «Русская культура XIX века» в учебниках истории России XIX – XX веков.


  1. Историография исследования по теме история русской культуры XIX в

По мнению Ю.М.Лотмана «История плохо предсказывает будущее, но хорошо объясняет настоящее… время революций антиисторично по своей природе…Вместо того, чтобы изучать как было, надо познать, как должно быть»1. И тогда актуальными становятся теоретические утопии. Теоретической основой революционных изменений в России стал марксизм с теорией классового антагонизма. Поэтому существование в обществе различий в социальном положении классов приводит к классовой борьбе. Всё принадлежащее привилегированным группам в результате революции переходит в руки добивающихся равноправия и справедливости. После захвата и укрепления во власти в 1917 г. большевикам нужно было объяснить, почему справедливость в период коммунистического строительства стала синонимом бедности. Всё, что принадлежало привилегированным классам, все, что ассоциировалось с их культурой и бытом признавалось ценным, но враждебным или ненужным. Можно вспомнить Лизу из романа «12 стульев» Ильфа и Петрова, которая « невольно и совершенно незаметно для себя приспосабливала виденную мебель к своей комнате и потребностям», в то время пока экскурсовод обличает «империалистические замыслы Екатерины II в связи с любовью покойной императрицы к мебели стиля Луи-Сез»2. Предметы быта вписаны в определённый культурный контекст, они предназначены для удовлетворения повседневных потребностей их владельцев. Дома, вещи, книги объявленных вне закона дворян и буржуазии перешли в руки рабочих и крестьян. Две культуры встретились.

Формирующийся тоталитарный режим быстро отказывается от самостоятельных реформаторов, создающих новую культуру (печальная судьба конструктивизма, например). Единая идеология которая строилась в условиях постоянной борьбы за светлое будущее вынуждена была использовать имеющиеся культурные формы. Буржуазные исторические концепции были отвергнуты, их место прочно занимает марксизм-ленинизм, создающий условную конструкцию культуры, которая является общедоступной, простой (функциональной), опирающейся на дремавший (подавленый) в народе творческий потенциал.

К началу ХХ века искусствоведение как наука только формируется, культурологии как науки еще нет. Само понятие «культура» для пролетарской идеологии нуждалось в уточнении.

Понятие «культура» в популярном энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона определяется во-первых, как понятие относящееся к агрономической науке, и только во-вторых к науке исторической как «общее состояние народа в материальном и духовном отношениях. Различают материальную К.(жилища, одежда, формы и орудия хозяйства, произведения промышленности и искусств и пр.), духовную (язык, обычаи, верования, письменные памятники, литература и пр.), общественную (государственные и общественные учреждения, законы и пр.). Разделяют К. на периоды развития: первобытная К., К. каменного или бронзового века, свайных построек, К. античная, К. периода паровых двигателей, электричества и т.п. Духовную и общественную К. иногда обозначают терминами: цивилизация, гражданственность»3 По сути этим определением пользуются и сейчас (имею в виду школьный курс истории и обществознания), если это не специальное научное исследование. Выделение периодов развития культуры меняется с развитием общественных наук.

Эволюция понятия «культура» в советской исторической науке привела к тому, что в Советской исторической энциклопедии 1965г., понятия «Культура» вообще нет. Есть «Культурная Революция» - «составная часть социалистического и коммунистического строительства, сложный и многосторонний процесс коренных преобразований духовной жизни общества, целью которых является создание культуры социализма и коммунизма – качественно новой, высшей ступени в культурном развитии человечества, воспитание членов общества в духе идей Коммунизма»4

Изучение народного быта и культуры относится к этнографии. В XIX веке этнография ограничивалась изучением сельского населения, а также особенностей быта народов, входящих в состав империи. Это была очень популярная и популяризируемая сфера науки. Основной метод этой науки – наблюдение, анкетирование. XIX век дает новые технические возможности для развития этнографии. Развитие периодической печати – журнал «Нива» регулярно публикует очерки с описанием особенностей жизни национальных окраин; фотография; нельзя забывать о развитии транспортной системы, что облегчает организацию этнографических экспедиций. Осмысление, обобщение и оформление научных концепций происходит в начале следующего, ХХ века, а после Октябрьской революции в новых условиях утверждается одна простая парадигма. Вся история развития культуры это история угнетения одного класса другим. При этом представители дворянства «страшно далеки от народа»5 даже в стремлении преодолеть (декабристы) или объяснить (славянофилы-западники) углубляющиеся в обществе социальные противоречия.

Советская историческая наука была призвана найти в прошлом факты, которые непротиворечиво вписывали историю и культуру народов СССР в закономерности «установленные» историческим материализмом. Существование «двух культур» в истории любого народа признавалось как противоречие – источник развития. Однако после Октябрьской революции и Гражданской войны с началом культурной революции для объяснения, например, права пользоваться буквально награбленным, в научные теории вводится понятие «справедливость». Вот как определяет понятие «культура» Большая советская энциклопедия 1937года «Марксизм, в отличие от всех буржуазных теорий культуры, рассматривает культуру исторически, как явление, выступающее в каждую историческую эпоху в специфической форме»6 В этом определении пролетарская культура(в широком смысле) противопоставляется культуре буржуазной. В соответствии с формационной теорией пролетарская культура в коммунистической формации является более прогрессивной, чем предшествующая ей буржуазная формация и культура. Социалистическое строительство не демонстрировало в 30-40 годы очевидных преимуществ советской культуры(в широком смысле). Это проявлялось не только в скудном быте, коммунистическая идея дискредитирует себя и в глазах мирового сообщества. Ведь по Марксу – коммунизм это общество всеобщего благоденствия, в СССР всё было наоборот. Все культурные проблемы должны были получить идеологическое разрешение. В БСЭ 1953г. Статья короче, суше, не приводятся примеры иных взглядов на культуру, только критика буржуазной культуры. Повторяется постулат о том, что «нет культуры вообще, а есть культура определённой эпохи, определённого общества, народа класса».7 Признается необходимость преемственности, развивается мысль о том, что усвоив и освоив всё предыдущее, культура становится достоянием всех и она одна, единая, так что у любого есть возможность для развития.

Следующая корректировка понятия «культура» происходит в БСЭ 1973г. Статья становится более сложной, с периодизацией, делением на домарксистские теории (с указанием даже имен!) и марксистско-ленинское учение. Хотя структура этого определения напоминает уже упомянутое из словаря Брокгауза – происхождение понятия, широкое и узкое понимание, материальная и духовная культура. Завершается определение бодрыми словами о том, что «В ходе социалистической культурной революции создается и утверждается социалистическая культура, наследующая всё ценное в культуре, созданное на предшествующих ступенях развития общества»8. Кроме того утверждается важнейшая цель социалистической культуры – формирование нового человека.

В условиях тоталитарного режима представление о двух культурах приобретает новый смысл. Образованное общество в XIX веке воспринимало «оторванность от почвы» как трагическую данность, разрыв, который в петровскую эпоху углубляется, негативным представлялся сам разрыв и непонимание одной части общества другой; к концу века у части интеллигенции появляется потребность «отдать долг» народу, лишенному культурных благ. Советская идеология оценивает противостояние двух культур как часть классовой борьбы, где встречаются «наши» и «враги». Всё относящееся к антагонистическим формациям разделяется на народное и рабовладельческое (феодальное, буржуазное), ценность буржуазной(рабовладельческой, феодальной) зависит от того, насколько полезны ее достижения для угнетенных классов. В этом смысле письмо Белинского к Гоголю можно назвать манифестом советской культуры.

Народная культура XIX века представляется как собственно русская, крестьянская, сохраняющая патриархальные традиции. У современников, особенно после Отечественной войны 1812г. «народное» становится почти синонимом «патриотического». В дворянской среде появляется интерес к народному, то есть русскому языку. Конечно, культурная зависимость дворянства от Европы не могла прекратиться с победой над Наполеоном. Культура как понятие коллективное реализуется в сословном быте. Повседневная жизнь дворянского сословия за сто лет со времён Петра воспитала поколение, которое стало частью европейского дворянства. Но с развитием капитализма и европейское и, позднее российское дворянство начинает уступать буржуазии и новой культуре, которая развивается с развитием индустриального общества.

П.Н.Милюков в «Очерках русской культуры»(1896г.) в духе сложившегося к концу XIX века позитивистского понимания истории пишет «История «событий» отошла на второй план перед историей «быта», - учреждений и нравов. Изучение внешней истории(или так называемой прагматической, политической) должно было уступить место внутренней (бытовой или культурной)»9. Автор использует понятие «культура» именно так, как в Брокгаузе - с делением на материальную и духовную . Первая часть работы - «Население, экономический, государственный и сословный строй» вторая часть – «Церковь и школа(вера, творчество, образование)». Надо заметить, что Милюков рассматривает историю и культуру России до XIX века. К творчеству он относит литературу и живопись в их отношении к вере, называя церковь лабораторией, где появилось и достигло полного развития искусство. По его мнению, среди современных ему историков существовали разногласия по поводу того, что именно должно стать предметом «культурной истории» - развитие государства, социальные отношения или экономическое развитие. Он также указывает на то, что понятие культура в узком смысле, как история «умственной, нравственной, религиозной и эстетической жизни человечества»10 стало часто использоваться в литературе. Это очень важно, учитывая роль и влияние литературы на общественную и политическую жизнь XIX века.

Первый опыт системного описания «эстетической истории», а именно истории русской живописи XIX века принадлежит А.Н.Бенуа. В 1893 году начинает выходить немецкий сборник Рихарда Мутера «История живописи в XIXвеке». Получив его, Бенуа обнаружил, что там нет даже упоминания о русских художниках. «И вот, хотя я и не отличался примерным патриотизмом, я все же возмутился за Россию, за русское художество»11 Он пишет статью «История русской живописи XIXвека», которую издатель с удовлетворением и благодарностью принимает. Это одна из первых искусствоведческих работ, которая была высоко оценена как российской аудиторией, так и европейской. Автор так характеризует развитие художественного творчества в XIX веке: «…откуда вообще идёт вся наша сумятица, а за ней, как следствие её лень и апатия «Обломовки»: от нашей – боюсь сказать столь избитое, но все же верное слово – оторванности от почвы…пропасти, существующей между коренной народной жизнью и той наносной культурой, которую мы еще и теперь так мучительно сознаём». 12

По сравнению с современной искусствоведческой статьёй, эта работа скорее литературный очерк, поэтому ей присущи литературные аллюзии. Сумятицей Бенуа называет, возможно, отсутствие самостоятельной национальной живописной школы, борьбу художников второй половины XIX века с диктатом Академии художеств. В то же время, заявляя во введении об «оторванности от почвы», что понималось и понимается сейчас как одновременное существование двух культур, в самой работе автор не упоминает о коренной народной жизни, как источнике для творчества. Бенуа пишет о русском обществе, подразумевая его образованную часть, которая 200 лет назад (в эпоху Петровских преобразований) утратила связь с русским искусством когда «вместе с кафтанами и париками к нам завезли голландские и немецкие картины, итальянские статуи.»13

Бенуа по сути вводит в своей работе понятие свободы творчества, которое для него последовательно актуализируется в борьбе с влиянием Академии художеств. Это учреждение появляется в XVIII веке, когда, по мнению Бенуа в Европе художественные школы пребывают в «унынии и бесплодии», и именно эту бесплодную эстетику Академия продолжает навязывать обществу во второй половине XIX века. Творчество народное этому влиянию не подвержено и «нуждающийся в искусстве» бедный мужик раскрашивает предметы своего скудного быта незатейливыми узорами, хоть неумело, но прекрасно.

Описывая творчество передвижников, Бенуа касается ещё одного аспекта проблемы сосуществования двух культур. Это ангажированность в период Великих реформ и литературы и живописи для обличения социальной несправедливости в отношении «народа». Это тема гражданственности литературы и искусства, очень болезненная для творчества. Он называет это нервным патриотическим возбуждением, которое зародилось « как отголосок революционного движения на Западе и развившееся затем в борьбе с Наполеоном, достигло теперь< к концу XIX в.> своего крайнего напряжения»14.

Бенуа, конечно, не историк и даже не искусствовед. Он художник. Его работа эмоциональна и во многом субъективна. Но он совершенно верно, как мне кажется, выделяет влияние европейской культуры (в узком смысле) и европейской общественной жизни на российскую культуру XIX века. Задача Бенуа как художника – отстаивать свободу творчества , он резюмирует, что «Понимание искусства в обществе и среди самих художников <…> еще не дозрело до того, чтобы видеть художественные пути вне служения гражданским идеям на почве реализма или вне академических канонов»15

Историю русского искусства XIX в. описывает и скорее оценивает, а не анализирует Н.Н.Врангель. Русская архитектура и живопись этого периода представляется ему по большей части зависимой от западных образцов. Его статьи легко читаются и сейчас, особенно по сравнению с современной искусствоведческой литературой , но требуют хорошего знания истории и литературы XVIII - XIX веков. Очерки о судьбах старых «дворянских гнезд» романтичны и полны ностальгии о «русской старине» и восхищения жизнелюбием предков. По мнению Н.Н.Врангеля в XVIII в « первый раз встретились во всеоружии художественные силы Европы и России, здесь первый раз побежденными оказались мы, столь успешно сражавшиеся в эти же годы с Фридрихом Великим»16 . Отсутствие искусствоведческой традиции к началу ХХ в. объясняет очевидную литературность и описательность работы. Однако своей статье «Искусство и государь Николай Павлович» Н.Н.Врангель формулирует во-первых задачу искусствоведения как науки: выработку научных основ искусствоведения; во-вторых проблемы этой развивающейся науки, актуальные и в наше время: сохранение художественных ценностей, профессионализм художественной экспертизы, независимость и непредвзятость экспертной оценки. Кроме того, поистине пророческой стала характеристика государя Николая Павловича, как знатока искусства «каким должен быть всякий в его положении», его предвзятое и подчас беспардонное вмешательство в творческую деятельность, которое так карикатурно повторилось в советское время. Тогда каждый руководитель государства, считал себя в праве определять и навязывать приоритеты в искусстве.

В сборнике сформулирована, как я думаю, одна их закономерностей искусствоведения как науки. Эта закономерность имеет прямое отношение к моей теме: «В истории искусств тысячи примеров свидетельствуют, что всякое новое поколение вырастает на презрении ко вчерашнему дню и на любви и уважении к более отдалённым, давно прошедшим годам»17 . В начале ХХ века отношение к культурному(в широком смысле) наследию XIX ни научная, ни образованная общественность просто не успела сформулировать. Потом первая мировая война, революция и позднее в советской науке сформировались своего рода «клише», которыми пользовались некритично. Во-первых утверждался антагонизм двух культур; во-вторых развивающаяся культура индустриального общества была названа буржуазной, что стало однозначно негативной оценкой.

А.Бенуа и Н.Н.Врангель утверждают существование зависимости русского искусства XIX века от европейского. Как известно, уже в середине XIX века возникла дискуссия среди образованной части общества о месте и роли России во всемирной истории, когда диалог (не борьба!) западников и славянофилов занимала российские умы. Началом того, что Бенуа назвал «оторванностью от почвы» стали реформы Петра. По словам А.Бенуа, «Все русские мастера живописи и архитектуры были обязаны развитием иностранным учителям»18 , таким образом внешняя сторона жизни дворянства всегда имела образцы для подражания. Бытовые условия, то, что мы называем культурой повседневности дворян, были тесно связаны с успехами хозяйственной деятельности крестьян. То есть связь с «почвой» была, связь экономическая. Можно сказать, что дворянство и крестьянство жили в одном культурном доме, но на разных этажах.

Примеры это взаимодействия мы можем найти в художественной литературе. В одной из «Повестей Белкина» А.С.Пушкина, барышня из дворянской усадьбы «русская душою» как Татьяна, завоевывает сердце молодого соседа-помещика, переодевшись крестьянкою! Николай Ростов запомнился крестьянам как «добрый хозяин»19, потому, что хоть и был строг, но заботился о крестьянах.

Русская литература XIX века является неисчерпаемым историческим источником по истории русской культуры.

Следующим мощным толчком, изменившим европейскую и российскую культуру, стал период наполеоновских войн. Развивающиеся в Европе капиталистические отношения требуют свободы и равенства не как «справедливости», а как экономической необходимости. В искусстве тема свободы личности становится ведущей – отсюда такая популярность образа Наполеона, борца за свободу Симона Боливара, романтического одиночки Байрона.

К середине века в России под влиянием европейской культуры сложилась культура дворянского сословия, которая , также тесно была связана с культурой народной. Таким образом сохраняются «две культуры» , крестьянская и дворянская. С развитием в России буржуазных отношений формируется новый тип «культуры» - буржуазная, связанная, прежде всего с развитием городской цивилизации.

Эпоха великих реформ показала, что «пропасть» между крестьянами и дворянами существует, если сравнивать уровень образования, условия жизни и т.п., зато хозяйственное единство стало еще более очевидна. Это получило отражение и в литературе «Порвалась цепь великая, порвалась – расскочилася: одним концом по барину, другим по мужику»20, и в общественной жизни и в политике. Новые направления в архитектуре, живописи гораздо быстрее воспринимали представители не дворянства, у которых просто не хватало средств, а буржуазии, которая пока не имела в российском обществе достаточного авторитета.

В силу исторических обстоятельств, как само понятие «культура» так и понятие история культуры, культурная история не получили за последние 100 лет однозначного определения и содержания. В общем, это особенность любой науки об обществе. Поэтому в рамках школьного курса, как мне кажется, нужно по возможности избегать использования понятия «культура» при изучении предмета История. Лучше знакомить школьников со всем сложным и неоднозначным содержанием этого понятия на уроках Обществознания.

  1. История культуры XIX века в школьных учебниках XIX – ХХ вв.

Учебники середины XIX - начала ХХ в

История культуры как раздел курса истории в школьных учебниках появляется в XIX веке, когда складывается единая образовательная система. Само понятие «культура» в учебных пособиях обобщает сложившиеся представления о достижениях науки, искусства на разных этапах общественного развития. Учебник Устрялова (середина-конец XIX века) перечисляет в источниках исторического знания как раз то, что позднее становится содержанием параграфов советских учебников с подзаголовком «культура». Например, в учебнике под названием «Начертание русской истории для средних учебных заведений сочинение Н.Устрялова» 21 «исторические источники бывают письменные: к ним относятся сказания современников(летописи, записки и проч.), акты государственные(уставы, грамматы, указы), произведения наук и словесности; к неписьменным принадлежат: изустные предания, остатки искусств и ремесел.»22 В этом, одном из первых учебников по истории России, вообще нет разделов (параграфов) с подзаголовком «культура».

Формирование и демократизация единой учебной среды в середине XIXв. с необходимостью требовало доступного, одобренного властью учебника. Позитивистский подход к истории еще не оформлен, поэтому в содержание учебника входит описание событий, известных по летописям и деяния государственных деятелей. Понятие «культура» для гимназического курса истории не использовалось. Иллюстраций в учебниках почти не было, кроме гравированных портретов государственных деятелей и карт. Для современных школьников сам этот учебник может быть историческим источником по истории культуры. И уж конечно, учебник, написанный в середине XIX века заканчивался периодом правления Александра I. К концу века появилось уже несколько учебников, которые предназначались для учебных заведений разного уровня , отличались объемом, количеством и качеством иллюстраций. Это учебники Д. Иловайского (много раз переизданный), классический теперь учебник С.Ф.Платонова, учебник Острогорского с большим количеством прекрасных иллюстраций, учебник, составленный К.Елпатьевским и «Элементарный ученик русской истории» А.Я.Ефименко.

Большинство дореволюционные учебников истории были написаны в конце XIX – начале ХХ века, поэтому обобщение культурных достижений именно этого периода приходится на 20-30гг. ХХ века. А вот выделение этапов развития нашей страны мало изменилось со времён Иловайского и Платонова , а именно – VIII – XI вв. формирование государства Русь; XI- XIII вв. удельный период, или раздробленность; XIII –XVвв. – монголо-татарское иго; далее по векам XVI; XVII; XVIII и начало XIX в. Во всех учебниках появляются разделы с описанием быта и нравов в обществе по соответствующим периодам. В основном, речь идет о древних славянах, нравах московского царства к XVII веку и реформах Петра. Только в учебнике Платонова появляется некоторая «регулярность», когда разделы о быте сословий на различных этапах исторического развития завершают главы «Введение», «Последствия принятия христианства», «Суздальская Русь». Дальше, в главе «Время царя Алексея Михайловича (1645-1676)» параграф 89 «Культурный переворот» , где речь идёт об изменениях после реформ Никона. Это отличается от привычного нам представления о том, что культурный переворот произошел с реформами Петра. Интересно, но следующие статьи, содержание которых можно отнести к тому, что в современных учебниках объединяется понятием «культура» уже не содержат понятия «быт», на смену ему вводится понятие «просвещение», в главах «Эпоха Петра Великого» § 114 , «Эпоха великих реформ» § 165. Собственно эпоха просвещения в России – правление Екатерины Великой - отмечен параграфом 131 «Литературное движение при Екатерине II». Таким образом, из 171 параграфа этого учебного пособия только шесть можно отнести к истории культуры. Об искусстве жив описи, архитектуре, музыке речь вообще не идёт. 23

К концу века изданы и становятся популярными работы И.Забелина, с 1870г. Регулярно выходит «Историческое издание русская старина», издаваемое М.И.Семевским, другие периодические исторические издания: «Русский архив», «Исторический вестник», «Киевская старина» , «Вестник всемирной истории». Журналы такого профиля специализировались на публикации первоисточников, которых к 1870-м годам накопилось огромное количество. Быт и нравы XIX века тогда – современность, поэтому в учебниках об этом периоде кратко и «в общем». Наиболее подробно,( благодаря большому количеству доступных источников) рассматривается, например XV-XVII век, эпоха петровских реформ и период просвещенного правления Екатерины. Это учебники Ар.Турцевича 1913 г., м.Острогорского 1911г., К.Елпатьевского 1901г.

Исторический анализ периода Великих реформ до сих пор не завершен. Современники отмены крепостного права - ученые, писатели, общественные деятели сделали судьбу русского крестьянина главной проблемой, требующей решения. Положение городского населения, потребности которого менялись в условиях начала индустриализации, гораздо меньше волновали общество. Складывается парадоксальная ситуация. Эталоны искусства для Академии художеств во второй половине XIX века - в Европе XVIII века, дворянская культура их принимает и поощряет, но средств у российского дворянства уже не хватает. Деньги есть у купеческого сословия, с традиционным мировоззрением, часто являющегося предметом шуток, и именно купечество воспринимает новую европейскую и западную культуру. Это касается не только архитектуры, живописи (как способа вложения денег), предметов быта, но и способов ведения хозяйственной деятельности. «Их деятельность была неотъемлемой частью яркой и полнокровной культурной жизни <…> на рубеже веков»24.

В западной Европе промышленный переворот, сопровождавщийся урбанизацией начался еще в XVIII веке. Несколько поколений пролетариата и буржуазии осваивают городскую среду. Городская культура (или цивилизация) в XIX веке быстро развивается. Российская знать XVIII века вынуждена была следовать европейским образцам, а в XIX веке их нельзя было заставить следовать европейской буржуазной моде. Кроме того, по словам Ключевского «Отцы были русскими, которым страстно хотелось стать французами, сыновья были по воспитанию французами, которым страстно хотелось стать русскими»25. Это характеристика дворян-декабристов, которым не удалось начать процесс реформ с изменения формы правления. Необходимость реформ стала следствием экономического отставания России от Европы. Общественная активность российского пролетариата и буржуазии проявляется и развивается одновременно и довольно бурно на стыке веков. В странах второго эшелона многое общественные процессы происходят «вдогонку». Это не могло не влиять на культурные процессы в самом широком смысле слова. Для российских крестьян быт и культура помещиков был чужим, можно вспомнить, как А.Блок объяснял (прощая) почему было сожжено Шахматово. Для буржуазии образ жизни дворян был чужим, но привлекательным, как на картине Федотова «Сватовство майора». Рабочие (недавние крестьяне) жили во враждебной им городской среде – роман Горького «Мать». Все эти противоречия не могли , конечно, отразиться на страницах гимназических учебников. Научное сообщество было занято решением и других задач. Но в литературе и искусстве того времени можно найти немало примеров сложного культурного взаимодействия социальных групп российского общества.

В дореволюционных учебниках не говорится о достижениях искусства того или иного периода, а значит и нет сравнений ни с ранее созданным, ни с созданным в других землях. Как правило, в назывном порядке, с иллюстрациями или без, представлены те или иные произведения архитектуры или прикладного творчества (древние чаши, оружие и т.п.), то есть то, что имеет отношение прежде всего, сословному положению владельца и условиям быта как такового.

Общее в структуре учебников – выделение этапов развития истории России, которое не меняется последние 200 лет. Содержание зависит от состояния исторической науки. В первой половине XIX века это были деяния исторических деятелей и их влияние на процветание государства. К концу столетия, по словам П.Н.Милюкова, «изучение внешней истории(или, так называемой, прагматической, политической) должно было уступить место изучению внутренней (бытовой или культурной)».26 Понятие «культура» П.Н.Милюков употребляет как синоним понятия «цивилизация», или уровень развития общества.

Влияние, связь, тем более зависимость от Европы не обсуждается, не ставится как проблема, не оценивается вообще. Дискуссии об исторической судьбе России и ее месте во всемирной истории остались в «толстых журналах» , ученых дискуссиях и художественной литературе.

При описании нравов и быта, самое большое внимание уделяется XV-XVII векам и XVIII веку. То есть времени, когда наивысшего расцвета достигает искусство московского царства и эпохе, когда дворянами были вполне усвоены навязанные Петром иноземные обычаи.

История XIX века излагается по той же схеме, что и в современных учебниках: Наполеоновское нашествие – восстание декабристов – крымская война – великие реформы. Но именно этот период в учебниках лишен описания быта и нравов, а также искусства.

В учебниках, изданных в XIX – начале ХХ века содержание является собственно программой курса и содержится методические указания доя контроля полученных знаний. Например, в учебнике Н.Устрялова «Сия программа, заменяя оглавление книги, составлена для руководства при испытании учеников на окончательном экзамене. Означенные в ней статьи должны быть написаны на отдельных билетах; ученик берет один из них по жребию и отвечает на доставшийся ему вопрос»27. Содержание курса истории для средних учебных заведений соответствовало актуальному состоянию исторической науки. Школьное историческое образование содержало официально одобренное, непротиворечивое последовательное повествование.

Учебники середины ХХ в

После Октябрьской революции и Гражданской войны советская школа стала ареной многочисленных экспериментов по созданию новой системы образования, необходимой, как казалось для построения социалистического-коммунистического будущего. Как известно, к концу 20-х, началу 30-х годов начинается постепенное возвращение к прежним образовательным формам, и , в частности, к прежним учебникам истории, потому, что новых написать не успели, да и сам предмет какое-то время признавался вредным по идейным и классовым соображениям.

Отношение, или оценка обществом культурного (в широком смысле) наследия XIX века к 30-м годам было крайне противоречивым. С одной стороны – наследие проклятого прошлого, с другой – то, что было в привилегированном пользовании и собственности дворянства и буржуазии стало теперь достоянием народа. Все богатства должны были справедливо распределены для пользования строителями светлого будущего. Произведения искусства справедливо распределить было затруднительно, поэтому часть попытались продать, чтобы получить средства для индустриализации; то, что казалось ценным, перераспределяли по музеям. Критерием для выбора стал классовый подход: самым ценным культурным достоянием считалось то, которое было так или иначе связано с классовой борьбой .

В качестве названия отдельной темы понятие «культура» появляется с 30-х гг. ХХ века. Содержание понятия определялось в соответствии с уже упомянутым словарём Брокгауза и идеологическими установками власти. Именно в этот период окончательно складывается традиция завершать изучение исторического периода перечислением достижений материальной и духовной культуры. Для изложения культурных достижений XIX века в школьных учебниках советская историческая наука руководствуется тем, что марксизм, в отличие от любых буржуазных теорий, рассматривает культуру «исторически как явление, выступающее в каждую историческую эпоху в специфической форме»28.

Одним из первых появляется учебник под редакцией А.М.Панкратовой, 1938г., который становится образцом для следующих поколений советских учебников истории. Логика изложения вполне сравнима с учебником С.Ф.Платонова., что видно из сравнительной таблицы.

С.В.Платонов

Количество

параграфов

А.М.Панкратова

Введение

5

8

  1. Наша страна в далёком прошлом

Образование Киевского государства

16

3

  1. Киевское государство

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебники середины XIX начала ХХ в iconУчебники середины XIX начала ХХ в
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебники середины XIX начала ХХ в iconКраткий курс лекций по Отечественной истории с древности до начала XXI века
Аксенов В. Б. Краткий курс лекций по отечественной истории с древности до начала XXI века. Часть От складывания древнерусского суперэтноса...

Учебники середины XIX начала ХХ в iconИсторический процесс консолидации акадийцев в канаде в XVII-XX вв
Охватывает обширный период с начала XIX – до начала ХХ вв. В третьей главе представлен анализ консолидационных процессов, начавшихся...

Учебники середины XIX начала ХХ в iconУчебники: Загладин Н. В., Симония Н. А. Всеобщая история. История...
Планирование составлено на основе Государственной образовательной программы Министерства образования РФ на 2013-2014 учебный год

Учебники середины XIX начала ХХ в iconПервобытное искусство
Когда, где и почему началось искусство точный и простой ответ невозможен. Еще в начале XIX в о первобытной культуре ничего не знали....

Учебники середины XIX начала ХХ в iconАрхитектура неоготического стиля в россии второй половины XVIII середины XIX вв
Архитектура неоготического стиля в россии второй половины XVIII – середины XIX вв

Учебники середины XIX начала ХХ в iconПроблемы истории старого порядка и революции конца XVIII века во...
Охватывают период с середины 60-х гг. XIX в до начала 20-х гг. ХХ в. Они включают время жизни и творчества П. Н. Ардашева и период...

Учебники середины XIX начала ХХ в iconXiii. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
История России: в 2 т. Т. 1: с древнейших времен до конца XVIII века; Т. 2: с начала XIX века до начала XXI. Учебное пособие. Под...

Учебники середины XIX начала ХХ в iconМировое искусство XIX -начала XXI века в музейных собраниях
Наименование дисциплины: Мировое искусство xix-начала XXI века в музейных собраниях

Учебники середины XIX начала ХХ в iconЛитература для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Отечественная история»
Аксёнов В. Б. Краткий курс лекций по Отечественной истории. Ч. От складывания древнерусского суперэтноса до поиска путей обновления...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск